Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА ПОДРОСТКОВ К СЛУШАНИЮ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА ПОДРОСТКОВ К СЛУШАНИЮ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
232
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
интерес / классификация интересов / познавательный интерес / академическая музыка / этапы развития интереса. / interest / classification of interests / cognitive interest / academic music / stages of interest development.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фархутдинова Светлана Гусмановна, Семенюк Татьяна Евгеньевна

В статье рассматривается проблема развития музыкального интереса, его сущность и какова важная роль интереса к слушанию академической музыки в общеобразовательных учреждениях. Раскрываются основные функции, методы и приемы, направленные на развитие интереса к слушанию академической музыки. Рассматриваются возрастные особенности подросткового периода. Выделяются главные структурные компоненты интереса, характеристика и его этапы формирования к классической (академической) музыке у обучающихся подросткового возраста. Раскрываются условия, влияющие на развитие интереса к музыке, а также уровни и этапы развития данного интереса у обучающихся подросткового возраста на уроках музыки в общеобразовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE INTEREST OF TEENAGERS IN LISTENING TO ACADEMIC MUSIC IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article examines the problem of the development of musical interest, its essence and what is the important role of interest in listening to academic music in educational institutions. The main functions, methods and techniques aimed at developing interest in listening to academic music are revealed. Age features of adolescence are considered. The main structural components of interest, characteristics and its stages of formation to classical (academic) music among adolescent students are highlighted. The conditions that influence the development of interest in music, as well as the levels and stages of development of this interest among adolescent students at music lessons in educational institutions, are revealed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА ПОДРОСТКОВ К СЛУШАНИЮ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №1/2021

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА ПОДРОСТКОВ К СЛУШАНИЮ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ

DEVELOPMENT OF THE INTEREST OF TEENAGERS IN LISTENING TO ACADEMIC MUSIC IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

УДК 373.1

Фархутдинова Светлана Гусмановна, кандидат культурологии, доцент кафедры музыкального образования, ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Россия, г. Нижневартовск

Семенюк Татьяна Евгеньевна, магистрант, ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Россия, г. Нижневартовск

Farkhutdinova Svetlana Gusmanovna Semenyuk Tatyana Evgenievna te97-97@mail.ru

Аннотация

В статье рассматривается проблема развития музыкального интереса, его сущность и какова важная роль интереса к слушанию академической музыки в общеобразовательных учреждениях. Раскрываются основные функции, методы и приемы, направленные на развитие интереса к слушанию академической музыки. Рассматриваются возрастные особенности подросткового периода. Выделяются главные структурные компоненты интереса, характеристика и его этапы формирования к классической (академической) музыке у обучающихся подросткового возраста. Раскрываются условия, влияющие на развитие интереса к музыке, а также уровни и этапы развития данного интереса у обучающихся подросткового возраста на уроках музыки в общеобразовательных учреждениях.

Annotation

The article examines the problem of the development of musical interest, its essence and what is the important role of interest in listening to academic music in educational institutions. The main functions, methods and techniques aimed at developing interest in listening to academic music are revealed. Age features of adolescence are considered. The main structural components of interest, characteristics and its stages of formation to classical (academic) music among adolescent students are highlighted. The conditions that influence the development of interest in music, as well as the levels and stages of development of this interest among adolescent students at music lessons in educational institutions, are revealed.

Ключевые слова: интерес, классификация интересов, познавательный интерес, академическая музыка, этапы развития интереса.

Keywords: interest, classification of interests, cognitive interest, academic music, stages of interest development.

Интерес и мотивация считаются важными аспектами, которые побуждают личность заинтересоваться тем или иным родом деятельности. В мире проблемы мотивации и развития интереса человека изучаются уже очень давно. Так что же из себя представляет понятие «интерес»?

В отечественной педагогике существует огромное количество определений понятия «интерес».

Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров считают, что интерес - это форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на опознание целей какого-либо рода деятельности [3].

Морозова Н.Г дает такое определение понятию Интерес: «это побудительная форма к мотивированной деятельности, которая отличается проявлением познавательных потребностей и сосредоточением внимания на определенном предмете [3].»

Выготский Л.С. анализирует и изучает интерес с позиции возрастной педагогики, которая берет во внимание специфику и структуру влечений ребенка [3].

Проанализировав методическую литературу, а конкретно различный определения понятия интерес, выделим одно общее. Интерес - это осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное значение; осознание предмета потребности, которое выражается в определенной деятельности.

Рассмотрим классификацию интересов В.Н. Ковалева:

1. По направленности:

- материальные;

- общественно-политические;

- профессионально-трудовые;

- познавательные: учебные, специально научные;

- эстетические;

- спортивные и др.

2. Непосредственные (интерес к самому процессу деятельности - процессу познания, в том числе овладению знаниями, творчеству) и опосредованные (интерес к результатам деятельности - приобретению профессии, ученому званию, материальным результатам).

3. По уровню действительности:

- пассивные - содержание;

- активные - действие.

4. По объёму: (интересы личности)

- широкий - многим интересуется;

- узкий - любознательность, нет постоянного интереса.

5. По глубине:

- глубокий - стремление глубоко проникнуть в предмет познания, в совершенстве овладеть профессией;

- поверхностный - легкомысленность в практике.

6. По устойчивости:

- устойчивые;

- неустойчивые [2].

Познавательный интерес является особой формой направленности личности на процесс познания, а ее избирательный характер выражен в определенной предметной области знаний. Познавательный интерес не является определенным конкретным видом психологического процесса, как память, мышление, воля и т.д. [11, с.7].

Проанализировав методическую литературу, можно выделить факторы, влияющие на познавательный интерес обучающихся к учебному предмету:

1. Содержание предмета.

2. Средства обучения.

3. Методы обучения.

4. Факторы окружающей среды.

5. Материальные условия обучения.

6. Виды познавательной деятельности

7. Формы организации обучения.

8. Личность преподавателя.

Педагогами-исследователями были выделены условия формирования познавательного интереса у обучающихся. К таким условиям относятся:

1. Максимальная опора на активную мыслительную деятельность обучающихся.

2. Развитие познавательных интересов и личности в целом.

3. Эмоциональная положительная атмосфера учебного процесса.

4. Коммуникативность, благоприятное общение в учебном процессе

[12].

Стоить заметить, что педагоги-исследователи также выделяют конкретные стадии становления (формирования) познавательного интереса. Так, например, Щукина Г.Н. выделяет четыре стадии развития познавательного интереса:

- любопытство;

- любознательность;

- познавательный интерес;

- устойчивый познавательный интерес [10].

Любопытство - стадия, которая возникает благодаря внешним и неожиданным обстоятельствам. Занимательность может послужить начальным толчком выявления интереса к тому или иному роду деятельности.

Любознательность - состояние обучающегося (личности в целом), которое характеризуется стремлением обучающегося проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии развития познавательного интереса, достаточно сильно и ярко выражены эмоции удивления, радости познания.

Познавательный интерес характеризуется активностью, мотивацией, в которой главное место занимают мотивы обучения.

Мотивы - это внутренняя побудительная сила, которая подталкивает человека к действию. В учебной деятельности - это желание, стремление обучающихся к учению.

Устойчивый познавательный интерес способствует формированию и развитию его активности.

Учебная деятельность, как и любая другая, определяется мотивами, выраженными через познавательный интерес. Существует несколько уровней:

1. Низкий уровень познавательного интереса: открытый, непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, который фигурируют в информационном материале, полученными обучающимися на уроках музыки. Характеризуется слабым, неустойчивым характером: обучающиеся малоактивны, никогда не отвечают на уроках по собственному желанию.

2. Средний уровень познавательного интереса: интерес обучающихся к выявлению закономерностей причинно-следственных связей, общих принципов. Обучающийся увлекается некоторыми областями знаний, предполагая не творческий, а поисковый вид учебной деятельности.

3. Высокий уровень познавательного интереса: интерес к применению на практике полученных знаний, умений и навыков. Он является главным мотивом учебной деятельности обучающегося, которому свойственны увлеченность, сосредоточенность, интеллектуальная активность [5].

Перед тем, как подобрать комплекс методов и приемов, направленных на развитие интереса к слушанию академической музыки, рассмотрим возрастные особенности подросткового периода.

Подростковый возраст многие педагоги-психологи понимают как особый период онтогенетического развития человека, своеобразие которого заключается в его промежуточном положении между детством и зрелостью. Он охватывает длительный период жизни. Его начало приходится на 11-12 лет, а заканчивается по-разному: от 15 лет до 17-18 лет [5].

Эльконин Д.Б. считает, что подростковый возраст начинается с 11 лет и длится до 17 лет. Он делит этот период на 2 этапа:

- средний школьный возраст (11-15 лет ) - ведущей деятельностью является общение;

- старший школьный возраст (15-17 лет) - ведущей деятельностью является учебно-профессиональная деятельность [5].

Границы подросткового возраста не могут быть установлены конкретно, так как у каждого подростка они индивидуальны. Наравне с понятием «подростковый возраст» употребляется понятие «переходный возраст». В этот период подросток проходит свой путь становления и развития личности: через внутренние конфликты с другими подростками и с самим собой, через внешние срывы и т.д. В этот период у подростка закладывается основы сознательного поведения, проявляется направленность в формировании духовно-нравственных представлений и социальных установок.

В этом периоде обучающимся данного возраста присуще такие характерные черты, как:

- появление устойчивости самооценки и образа «Я»;

- огромная потребность в общении в общении со сверстниками;

- появление опасных кризисных явлений: особенность развития познавательных способностей, интересов подростка могут быть причиной проблем в учебном процессе (конкретно - неуспеваемость, неадекватное

(девиантное) поведение);

- повышенная эмоциональность;

- трудности в адаптации к социальной среде [5].

Пик эмоциональной неустойчивости приходится у подростков в разные годы: девочки - 13-15 лет, мальчики - 11-13 лет.

Для подросткового возраста характерна полярность психических процессов:

- целеустремленность, настойчивость, импульсивность;

- неустойчивость может смениться апатией, отсутствием стремления и желания достичь определенной цели;

- повышенная самоуверенность, которая быстро сменяется на неуверенность в себе;

- потребность в общении, которая быстро сменяется на ощущение одиночества;

- любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, стремление овладеть огромным потоком информации, не систематизируя ее [5].

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является коммуникативная. Общаясь со своими сверстниками, преподавателями, родителями, подросток получает необходимые знания о жизни [5].

Развитие интереса обучающегося к какому-либо предмету является одной из основных задач общеобразовательных учреждений.

Б.М. Теплов проанализировал взаимосвязь интересов и способностей к музыкальной деятельности. Он выделил главные структурные компоненты интереса - способности, которые определяется музыкальной природой: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, музыкально-ритмическое чувство. Эти компоненты объединяются общим понятием «музыкальность», главным признаком которой является «умений переживать музыку» [9].

Интерес - это проявление желания к какому-либо виду деятельности. Интерес является важным составляющим в организации педагогического процесса при музыкальном обучении.

Для возникновения интереса к урокам музыки в общеобразовательном учреждении важно наличие положительных эмоций.

Л.В. Выготский и С.Л. Рубинштейн выделили три уровня эмоциональной сферы:

- начальный уровень, который связан с физическим чувством: тоска, грусть, радость, страх и т.п. (аффективно-эмоциональная чувственность);

- высокий уровень, при котором обучающийся осознает причину эмоциональных переживаний (предметные чувства);

- уровень, который связан с обобщенными чувствами: юмор, ирония (мировоззренческое чувство) [7].

Проанализировав методическую и педагогическую литературу, мы можем сказать, что интерес возникает к конкретному виду деятельности (в том числе и музыкальной), благодаря правильно подобранным методам, приемам и средствам педагогического воздействия на обучающихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим определение понятия «академическая музыка».

Под термином «академическая музыка» подразумеваются высокохудожественные образцы классической музыки, написанные в традиционных жанрах (симфония, соната, рондо, опера, кантата и т.д.) в различные исторические эпохи: средневековье, ренессанс, барокко, романтизм, импрессионизм. Интерес к академической музыке является динамическим образованием личности обучающегося, которое включает в себя способность к эмоциональному восприятию классических музыкальных произведений, творческую деятельность на уроках музыки, во время внеурочных занятий [8].

Интерес к академической музыке проявляется через структуру, включающую в себя следующие компоненты:

- ценностное восприятие произведений академической музыки -аксиологический;

- осознанный выбор классических музыкальных произведений, анализ средств музыкальной выразительности: мелодии, ритма, темпа, тембра и т.д. -гносеологический;

- самостоятельная активность в поиске музыкальных произведений для слушания - рефлексивный [8].

Проанализировав литературу по данной проблематике, можно выделить ряд сущностных характеристик интереса к классической (академической) музыке у обучающихся подросткового возраста:

- эмоциональное удовольствие от общения с образцами академической музыки;

- способность самостоятельно сравнивать и анализировать высокохудожественные образцы классической музыки;

- проявление исследовательской активности при выполнении творческих заданий на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

Исходя из вышенаписанного, выделим уровни интереса к слушанию академической музыки:

- низкий уровень - любопытство;

- средний уровень - любознательность;

- высокий уровень - устойчивый интерес;

- творческая деятельность [4].

Учитывая уровни развития интереса к слушанию академической (программной) музыки , можно выделить этапы развития данного интереса у обучающихся подросткового возраста на уроках музыки в общеобразовательных учреждениях.

Первый этап - эмоциональный. На этом этапе преподаватель развивает у обучающихся процесс отклика на музыкальные произведения, на яркие музыкальные фрагменты: слушание музыки, выполнение творческих заданий, музицирование с преподавателем. В конечном итоге у обучающегося проявляется любопытство к академической музыке.

Второй этап - интеллектуальный. На данном этапе обучающиеся получают нужные знания в области академической музыки, знакомятся с музыкальными понятиями, приобретают знания о композиторах. На основе полученных знаний эмоциональное восприятие произведений академической музыки становится

более глубокими и длительными, усиливается творческая активность. В итоге достигается уровень любознательности.

Третий этап - деятельностный. На этом этапе обучающийся самостоятельно изучает академическую музыку, получает удовольствие от общения с ней, что приводит к активизации собственной исследовательской деятельности. Итог -формируется устойчивый интерес к академической музыке [8].

Рассмотрев этапы формирования интереса к академической музыке, выделим ряд условий, которые влияют на его становление и развитие:

1. Поэтапный подход в освоении произведений академической музыки с учетом возрастных особенностей обучающихся на уроках музыки в слушательской деятельности.

2. Выбор музыкального репертуара с учетом ориентации на развитие эмоциональной отзывчивости у обучающихся.

3. Применение разных педагогических методов и приемов, которые влияют на развитие интереса к слушанию академической музыки.

О.П. Радынова выделяет элементы осознания музыкального произведения обучающимися:

- потребность в музыке;

- музыкальный вкус;

- анализ и оценка музыкальных произведений [6].

В процессе слушательской деятельности можно использовать методы, благодаря которым будет формироваться интерес к академической музыке:

- метод эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдуллин);

- метод контрастного сопоставления (О.П. Радынова);

- метод сопереживания (И.А. Ветлугина);

- метод интонационно-стилевого постижения музыки (Е.Д. Критская);

- метод размышления о музыке (Д.Б. Кабалевский);

- метод моделирования художественного образа (А.А. Пиличяуска^;

- метод создания композиций (Д.Б. Кабалевский, Л.В. Горюнова);

- метод моделирования художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр);

- метод музыкального обобщения (Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдуллин);

- метод забегания вперед и возвращения к пройденному (Д.Б. Кабалевский);

- метод создания художественного контекста (Л.В.. Горюнова);

- метод эмоционального воздействия (Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко)

[1].

Эффективность данных методов зачастую зависит от взаимоотношений между преподавателем и обучающимися (доверие и понимание), профессиональных знаний, умений и навыков педагога.

Применяя данные метолы на практике, мы можем ожидать такие результаты, как:

- развитие интереса обучающихся к академической музыке;

- способность обучающихся реализовать себя в разных сферах творческой деятельности;

- формирование способностей обучающихся к индивидуальной и групповой творческой деятельности.

Подведем итог выше сказанному. Для того, чтобы развить у обучающихся подросткового возраста интерес к слушанию академической музыки, нужно:

- учитывать психологические и физиологические возрастные особенности подросткового возраста;

- диагностировать уровень развития интереса к академической музыке;

- следовать поэтапному развитию интереса к слушанию музыки у обучающихся подросткового возраста;

- создавать благоприятную музыкально-образовательную среду на уроках музыки;

- правильно применять специальные методы в процессе развития интереса к академической музыки у обучающихся подросткового возраста.

Литература:

1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. -Издательство "Прометей", 2013. - 432 с. URL: https://iknigi.net/avtor-e-nikolaeva/116493-teoriya-muzykalnogo-obrazovaniya-e-nikolaeva/read/page-1 .html (дата обращения: 23.12.2020 г.)

2. Ковалев, В. И. Мотивационная сфера личности как проявление совокупности общественных отношений / В.И. Ковалев // Психологический журнал / Ред. Б.Ф. Ломов, Л.И. Анцыферова. - 1984. - 47 с. URL: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNot ice:27380/Source:default (дата обращения: 23.12.2020 г.)

3. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь. - М.: Academia, 2005. - 176 с. URL: https://irina-bateneva.ucoz.ru/books/kodzhaspirovy-pedagogicheskij_slovar.doc (дата обращения: 25.12.2020 г.)

4. Педагогический словарь. Интерес. [Электронный ресурс] URL: http//encdic.com//pedagogics/interes-915ftml (дата обращения: 25.12.2020 г.)

5. Психологические особенности подросткового возраста. Учащимся и родителям. [Электронный ресурс] URL: http://www.kubanlyceum.ru/uchashchimsya-i-roditelyam/psikhologicheskie-osobennostipodrostkovogo-vozrasta.php. (дата обращения: 23.12.2020 г.)

6. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. В.2 ч. - М., 2009 - 224 с. URL: https://www.studmed.ru/radynova-o-p-muzykalnoe-razvitie-detey-chast-2_0bef8c271c0.html (дата обращения: 25.12.2020 г.)

7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии В 2 т. / С.Л. Рубинштейн. -М. : Педагогика, 1989. - T. II. - 328 с.

8. Семенов, В. Я. Формирование интереса к классической музыке у подростков на основе гендерного подхода [Электронный ресурс] / В. Я. Семенов // Грани познания : электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ. — Волгоград, 2015. - No 7(41). - С. 265-267. - Режим доступа:

http://grani.vspu.ru/files/publics/1443378108.pdf (дата обращения: 25.12.2020

г.)

9. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. - М. : АПН РСФСР, 1948. - 39 с. URL: http://elib.gnpbu.ru/textpage/dowrioad/html/?book=rubinshteyn_osnovy-obschey-psihologii_t2_1989&bookhl (дата обращения: 23.12.2020 г.)

10. Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / Г. И. Щукина. -М .: Просвещение, 2001. - 142 с URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001294492 (дата обращения: 22.12.2020 г.)

11. Щукина, Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении, Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1984. - 176 с.

12. Ялышева, Л.В. Формирование познавательного интереса к естественнонаучным дисциплинам учащихся 6-7-х классов. [Электронный ресурс] URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/104403.html (дата обращения: 24.12.2020 г.)

Literature

1. Abdullin, E.B. Theory of music education: Textbook for students. higher. ped. study. institutions. / E.B. Abdullin, E.V. Nikolaev. -Publishing house "Prometheus", 2013. - 432 p. URL: https://iknigi.net/avtor-e-nikolaeva/116493-teoriya-muzykalnogo-obrazovaniya-e-nikolaeva/read/page-1.html (date of access: 23.12.2020)

2. Kovalev, V. I. Motivational sphere of personality as a manifestation of the totality of social relations. Kovalev // Psychological journal / Ed. B.F. Lomov, L.I. Antsyferov. - 1984.- 47 p. URL: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNot ice:27380/Source:default (date accessed: 23.12.2020)

3. Kodzhaspirova, GM, Kodzaspirov, A. Yu. Pedagogical Dictionary. - M .: Academia, 2005 .- 176 p. URL: https://irina-bateneva.ucoz.ru/books/kodzhaspirovy-pedagogicheskij_slovar.doc (date of access: 25.12.2020)

4. Pedagogical dictionary. Interest. [Electronic resource] URL: http // encdic.com // pedagogics / interes-915ftml (date accessed: 25.12.2020)

5. Psychological characteristics of adolescence. Students and parents. [Electronic resource] URL: http://www.kubanlyceum.ru/uchashchimsya-i-roditelyam/psikhologicheskie-osobennostipodrostkovogo-vozrasta.php. (date of access: 23.12.2020)

6. Radynova OP Musical development of children. B.2 h. - M., 2009 - 224 p. URL: https://www.studmed.ru/radynova-o-p-muzykalnoe-razvitie-detey-chast-2_0bef8c271c0.html (date accessed: 25.12.2020)

7. Rubinstein, S. L. Fundamentals of General Psychology In 2 volumes / S. L. Rubinstein. - M.: Pedagogy, 1989. - T. II. - 328 p.

8. Semyonov, V. Ya. Formation of interest in classical music among adolescents based on a gender approach [Electronic resource] / V. Ya. Semenov // Facets of knowledge: electronic scientific and educational journal of VGSPU. - Volgograd, 2015 .- No. 7 (41). - S. 265-267. - Access mode: http://grani.vspu.ru/files/publics/1443378108.pdf (date of access: 25.12.2020)

9. Teplov, BM Psychology of musical abilities / BM. Teplov. - M.: APN RSFSR, 1948.- 39 p. URL: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=rubinshteyn_osnovy-obschey-psihologii_t2_1989&bookhl (date accessed: 23.12.2020)

10. Shchukina, GI The role of activity in the educational process / GI Shchukina. -M.: Enlightenment, 2001.- 142 from the URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001294492 (date of access: 22.12.2020)

11. Shchukin, G.I. Topical issues of the formation of interest in learning, Proc. allowance. - M .: Education, 1984 .- 176 p.

12. Yalysheva, L.V. Formation of cognitive interest in the natural sciences of students in grades 6-7. [Electronic resource] URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/104403.html (date of access: 24.12.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.