Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОВЕДЕНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР СЕВЕРНОГО КАВКАЗА'

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОВЕДЕНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР СЕВЕРНОГО КАВКАЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихенко А. А., Козлова Н. А.

в статье исследуется влияние народных подвижных игр на развитие детей дошкольного возраста и формирование интереса к народному творчеству. Изучение эффективности использования подвижных игр народов Северного Кавказа. Народные подвижные игры - незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Ключевые слова: народные подвижные игры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихенко А. А., Козлова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF INTEREST IN FOLK ART AMONG OLDER PRESCHOOLERS THROUGH THE HOLDING OF FOLK OUTDOOR GAMES OF THE NORTH CAUCASUS

the article examines the influence of folk outdoor games on the development of preschool children and the formation of interest in folk art. The study of the effectiveness of the use of outdoor games of the peoples of the North Caucasus. Folk outdoor games are an indispensable means for a child to gain knowledge and ideas about the world around him, develop thinking, ingenuity, dexterity, dexterity, valuable moral and volitional qualities.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОВЕДЕНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР СЕВЕРНОГО КАВКАЗА»

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ У

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОВЕДЕНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР СЕВЕРНОГО КАВКАЗА Тихенко А.А.1, Козлова Н.А.2 Email: Tihenko6121@scientifictext.ru

1Тихенко Ангелина Александровна - студент; 2Козлова Надежда Алексеевна - кандидат исторических наук, доцент, кафедра педагогическойпсихологии и социальной работы, Филиал

Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ессентуки

Аннотация: в статье исследуется влияние народных подвижных игр на развитие детей дошкольного возраста и формирование интереса к народному творчеству. Изучение эффективности использования подвижных игр народов Северного Кавказа. Народные подвижные игры - незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

Ключевые слова: народные подвижные игры, старший дошкольный возраст, развитие детей дошкольного возраста, представления о народных подвижных играх.

THE DEVELOPMENT OF INTEREST IN FOLK ART AMONG

OLDER PRESCHOOLERS THROUGH THE HOLDING OF FOLK

OUTDOOR GAMES OF THE NORTH CAUCASUS

12 Tihenko AA. , Kozlova NA.

1Tihenko Angelina Aleksandrovna - Student; 2Kozlova Nadezhda Alekseevna - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF EDUCATIONAL PSYCHOLOGY AND SOCIAL WORK,

BRANCH

STAVROPOL STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, ESSENTUKI

Abstract: the article examines the influence of folk outdoor games on the development of preschool children and the formation of interest in folk art. The study of the effectiveness of the use of outdoor games of the peoples of the North Caucasus. Folk outdoor games are an indispensable means for a child to gain knowledge and ideas about the world around him, develop thinking, ingenuity, dexterity, dexterity, valuable moral and volitional qualities. Keywords: folk outdoor games, senior preschool age, development of preschool children, ideas about folk outdoor games.

УДК 373.2

DOI: 10.24411/2312-8089-2022-10108

Период дошкольного детства является, как показали исследования педагогов и психологов Л.А. Венгера, А.А. Грибовской, Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, Т.Я. Шпикаловой наиболее благоприятным к восприятию народного искусства, повышения интереса к народному творчеству его использованию в творческой деятельности [5].

Очень важно развивать и поддерживать у детей дошкольного возраста интерес к народному творчеству, прежде всего через ведущий вид деятельности - игровую, а именно через подвижные народные игры.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе [1].

Многие известные ученые, такие как, Ф. Фребель, Н.Н. Поддъяков, М. Александер, В. Райх, отмечали значимость подвижных игр для физического, умственного и личностного развития ребенка. Подвижные игры соответствуют внутренним потребностям детей дошкольного возраста в движениях, а так же создают оптимальную двигательную среду [7].

В играх у детей развивается интеллект, фантазия, воображение, память, речь. Сознательное выполнение правил игры формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется такие личностные качества, как, активность, честность, дисциплинированность, справедливость. В процессе игры происходит всестороннее гармоничное развитие ребенка.

Заботясь о просвещении, образовании и воспитании, передовые представители культуры К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и другие, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, для того, чтобы донести до потомков оригинальность самовыражения народа, национальный колорит традиций, своеобразие языка, содержание и формы разговорных текстов [6].

Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них. Трудность подвижных игр для детей неодинакова, она зависит от насыщенности их различными моторными действиями. Например, игры с метанием и прыжками более сложны для детей этого возраста, чем основанные на ходьбе, ползании и беге. Еще сложнее игры, построенные на сочетании нескольких видов движений (бег и прыжки, ходьба и перешагивания и т. д.). Поэтому следует так подбирать игры, чтобы двигательные задания в них, даже основанные на одном и том же движении, усложнялись постепенно.

Игры народов Северного Кавказа являются отображением национальных традиций, самобытности и колорита народа.

Игры детей и юношей у народов древней Грузии, Дагестана, адыгских племен, осетин и чеченцев тесно переплетались между собой. Игры, танцы и многое другое у перечисленных народов имели много общих черт.

Детские игры воспитывали в малышах жизнелюбие, любознательность, образное мышление и чувство юмора. В играх детей среднего и старшего возраста воспитательное значение сводилось, главным образом, к развитию интеллектуальных способностей.

В целом игровой материал сообщал детям элементарные сведения о быте, хозяйственных занятиях и социальном устройстве общества, о взаимоотношениях людей и т.д.

Почти все детские игры и развлечения были важным средством физического воспитания подрастающего поколения. Важная и существенная функция народных игр кавказцев - воспитательная - наиболее отчетливо проявлялась в играх и забавах детей, поскольку именно в детском возрасте закладываются основы личности. Важное значение имели детские игры и при воспитании таких высоких нравственных качеств, как коллективизм, справедливость, честность и т.д. [2].

Игры, как правило, состояли из таких компонентов, как жеребьевка (считалки); собственно игра; наказание поигравшего или награждение победителя (символическое или конкретное). Каждый такой момент подчеркивал справедливость результатов. В отличие от спорта, специфика игры состоит в большей равноправности участников [3].

Важнейшим аспектом является то, что народные игры имеют возрастную и половую дифференциацию. Примеры истории (Парту Патима, Хава из Тлярата, Бакия из Черкота и т.д.) свидетельствуют о хорошей физической подготовке дагестанских женщин. Они прекрасно владели конем и оружием, чего достигалось специальными тренировками наравне с мужчинами. Своеобразие в развитии девушек начиналось с детства. Такие игры как «Камешки», «Беневша», «Качели» (игры с мячами) назначались для развития мелкой мускулатуры рук, необходимой для ведения домашнего хозяйства, в уходе за детьми [4].

Одной из древнейших подвижных игр карачаевского и балкарского народа, возникшей примерно примерно 6-7 тысяч лет назад является игра «Альчик» - или по-тюркски «ашык (асык)». Это суставная костяшка из места сочленения ноги барана или козла с его бедром. Игра в альчики «ашык ойун»- это общетюркская игра. В нее играют все тюркские народы от Тувы на востоке и до Гагаузии на западе. Также в ашыки (альчики) играют все монгольские народы, совсем недавно в альчики играли и русские казаки Терека и Ставрополья [8].

Стремление к сохранению самобытности своей национальной культуры проявляется у всех народов Северного Кавказа. В древности народные игры проводились не только ради развлечения, они имели и определенную цель: выявить наиболее сильных, ловких, выносливых, мужественных.

Современная методика проведения подвижных игр дошкольников обусловлено характером народных подвижных игр. Необходим учет здоровья ребят, уровень их физического развития, закаленность. Принимается во внимание место игры в режиме дня, время года, метеоролога - климатические условия, положение детей и т.д.

Таким образом, необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и богатейшую историю, населяющих ее народов, традиции их национальной культуры, уважительно относиться к их народным традициям и творчеству, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры. В исторических судьбах, в быту и культуре всех северокавказских народов много общего. Сказанное относится и к народным играм.

Для детей дошкольного возраста самым доступным способом развития интереса к народному творчеству и культуре является именно народные подвижные игры, так как радость движения, возникающая у детей в ходе участия в народных подвижных играх, сочетает в себе и духовное обогащение. На мой взгляд, в нашем регионе, именно через приобщение детей к участию в подвижных играх народов Северного Кавказа формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств и уважительного отношения друг к другу.

Список литературы /References

1. Акимова Ю. Корни национальной памяти / Ю. Акимова // Обруч: образование, ребенок, ученик, 2007. № 2. С. 21-23.

2. Арсалиев Ш.М. Традиционная культура воспитания в действии / Ш.М. Арсалиев // Этнос и личность: исторический путь. Проблемы и перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Москва -Чебоксары, 2003. С. 180.

3. Архарова Л.И. Воспитание на народных традициях / Л.И. Архарова // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). М., 2001. С. 204205.

4. Дибиров М.А. Народные игры и спорт в Дагестане. Махачкала, 1968. 232 с.

5. Зеньковский В.П. Психология детства / В.П. Зеньковский. Екатеринбург, 1995. 297 с.

6. Игры, праздники и забавы в дошкольном образовательном учреждении для детей 4-6 лет. Занятия, мероприятия, творческая деятельность // Автор-составитель: Ю.А. Вакуленко. Волгоград издательство «Учитель», 2014.

7. Покровский Е. А. Детские игры / Е.А. Покровский. Москва: Издательство Юрайт, 2021. 420 с. (Антология мысли). ISBN 978-5-534-11990-9. Текстэлектронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/446619/ (дата обращения: 10.10.2021).

8. Салпагаров А. Древнейшая игра человечества общетюркская игра «Ашык ойун». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://a-salpagarov.blogspot.com/2017/05/turkskaya-karachaevskaya-detskaya-igra.html/ (дата обращения: 28.01.2022).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Трифонова В.В. Email: Trifonova6121@scientifictext.ru

Трифонова Вероника Викторовна - учитель английского языка, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 10, г. Йошкар-Ола

Аннотация: в статье освещается реализация требований ФГОС на уроках английского языка. В работе дается анализ некоторых активных методов обучения на уроках, приведены примеры из опыта работы. Представлена информация о влиянии личностно ориентированного подхода на создание благоприятной образовательной среды. Основной акцент сделан на игровую технологию обучения школьников. Описаны формы работы с электронными ресурсами. Статья будет интересна работникам сферы образования.

Ключевые слова: образовательные технологии, игровые технологии.

USING ACTIVE LEARNING METHODS IN ENGLISH LESSONS FOR IMPROVING THE EFFECT AND QUALITY OF EDUCATION

Trifonova V.V.

Trifonova Veronika Viktorovna - Teacher of English, MUNICIPAL BUDGET SECONDERY INSTITUTION SECONDARY COMPREHENSIVE SCHOOL № 10, YOSHKAR-OLA

Abstract: the article is devoted to the implementation of the GEF requirements in English lessons. There is the analysis of some modern pedagogical technologies in the article, different methods of work are considered, examples from experience are given. There is also the information about the influence of the personality-oriented approach to the creation of a favorable educational environment. The main focus is given to playing technologies for students. Forms of work with electronic resources are described in the article. The article will be interesting for teachers.

Keywords: pedagogical technologies, game technologies.

УДК 372.881.111.1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.