Научная статья на тему 'Физическое воспитание и развитие детей средствами народной педагогики'

Физическое воспитание и развитие детей средствами народной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1983
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / FOLK PEDAGOGY / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / OUTDOOR GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондрашова Наталья Владимировна

Ародная педагогика как совокупность педагогических знаний и опыта, реализующаяся в повседневной жизни через произведения устного народного творчества, традиции, обычаи, детские игры и игрушки содействует решению задач физического воспитания и развития дошкольников. В статье рассматриваются возможности использования средств народной педагогики в процессе физического воспитания дошкольников. Особое внимание автор уделяет народным подвижным играм, которые стимулируют детскую двигательную и речевую активность. Овладение подвижными играми способствует формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни и становлению саморегуляции в двигательной сфере. Автор приводит конкретные примеры и рекомендации по использованию подвижных игр в работе с дошкольниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical Education and Children Development by Means of Folk Pedagogy

Embracing a wide gamut of pedagogical knowledge and experience and practiced on a daily basis through works of folk art, traditions, customs, children’s games and toys, folk pedagogy contributes to the solution of issues related to physical education and development of preschool children. The article considers the possibilities of using traditional pedagogy in the process of physical education for preschool children. Special attention is paid to folk outdoor games that stimulate children’s motor and speech activity. Skill acquisition in playing action-oriented games contributes to the formation of a value approach to a healthy lifestyle and that of self-regulation in a child’s motor sector. The author provides specific examples and recommendations on using outdoor games when working with preschool children.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание и развитие детей средствами народной педагогики»

Н.В. Кондрашова

Физическое воспитание и развитие детей средствами народной педагогики

Кондрашова Наталья Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск, Россия)

Народная педагогика как совокупность педагогических знаний и опыта, реализующаяся в повседневной жизни через произведения устного народного творчества, традиции, обычаи, детские игры и игрушки содействует решению задач физического воспитания и развития дошкольников. В статье рассматриваются возможности использования средств народной педагогики в процессе физического воспитания дошкольников. Особое внимание автор уделяет народным подвижным играм, которые стимулируют детскую двигательную и речевую активность. Овладение подвижными играми способствует формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни и становлению саморегуляции в двигательной сфере. Автор приводит конкретные примеры и рекомендации по использованию подвижных игр в работе с дошкольниками. Ключевые слова: народная педагогика, физическое воспитание, подвижные игры.

Physical Education and Children Development by Means of Folk Pedagogy

Kondrashova Natalia, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Preschool and Primary Educational Pedagogy, Evseviev Mordovian State Pedagogical Institute (Saransk, Russia). Embracing a wide gamut of pedagogical knowledge and experience and practiced on a daily basis through works of folk art, traditions, customs, children's games and toys, folk pedagogy contributes to the solution of issues related to physical education and development of preschool children. The article considers the possibilities of using traditional pedagogy in the process of physical education for preschool children. Special attention is paid to folk outdoor games that stimulate children's motor and speech activity. Skill acquisition in playing action-oriented games contributes to the formation of a value approach to a healthy lifestyle and that of self-regulation in a child's motor sector. The author provides specific examples and recommendations on using outdoor games when working with preschool children.

Keywords: folk pedagogy, physical education, outdoor games.

Согласно ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №1155), содержание основной образовательной программы должно обеспечивать гармоничное развитие личности и охватывать социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Физическое развитие детей дошкольного возраста направлено на формирование опорно-двигательной системы организма, развитие физических качеств, равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук, овладение основными движениями,

формирование первоначальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и становление саморегуляции в двигательной сфере и пр.

Исследователи(Г.Н. Волков,Н.Н. Беспалов, А.Э. Измайлов, Т.Г. Тимошина и др.), изучая воспитательный потенциал народной педагогии, отмечают, что для нее характерны:

1) гуманизм и демократизм, так как она возникла в народной среде как одно из проявле-

нии культуры и складывалась под воздействием исторических, социально-экономических, культурных и демографических условий жизни каждого народа, служила его интересам, в т. ч. и сохранению и укреплению здоровья;

2) эмпиризм и синкретизм, поскольку на протяжении тысячелетий путем практических проб и ошибок отбиралось только то, что способствовало эффективному воспитанию подрастающего поколения в целом и физическому развитию ребенка в частности в процессе организации всей его жизнедеятельности;

3) преемственность целей, задач и методов воспитания, включая физическое развитие детей;

4) целенаправленность в воспитании и обучении детей, которая у каждого народа выражалась в существовании определенного идеала, достижение которого являлось важнейшей задачей воспитания и пр.;

5) универсальность системы народной педагогики (она охватывает все области обучения, воспитания и развития детей - физическое, нравственное, патриотическое, трудовое, эстетическое и пр.) (Беспалова Н. Н., 2002; Волков Г.Н., 1997; Измайлов А.Э., 1991).

Особое значение в процессе физического развития детей имеют народные подвижные игры (обрядовые календарные, бытовые, игры-забавы, хороводные и с пением и пр.), которые имеют давнюю историю и большой воспитательный потенциал. Как историческое явление они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции, и в разной степени

содействовали решению образовательных, развивающих и воспитательных задач физического воспитания дошкольников. Как особый вид деятельности они стимулируют детскую двигательную и речевую активность. Поскольку содержание народных игр отражает отношение к природе, быту и мировоззрению определенного народа, игры содействуют формированию ценностных ориентаций. Как важное и универсальное средство в настоящее время они активно используются воспитателями детских садов во время утренней гимнастики, занятий по физической культуре, во время прогулок, в качестве физкультминуток или двигательных пауз и т.д.

Народная педагогика успешно применяется в развитии детской личности, что стало традицией дошкольного образования. Например, в процессе физического воспитания используют фольклорную зарядку, двигательный рассказ, игровую перемену. Современная педагогическая практика доказала эффективность включения в программу физического воспитания детей дошкольного возраста следующих игровых заданий (Кондрашова Н.В., 2011).

«Найди лишнюю пословицу»

Среди нескольких пословиц о здоровье и здоровом образе жизни дошкольникам предлагается найти поговорку, посвященную какой-либо другой теме.

«Фольклорная гимнастика»

Она представляет собой набор подвижных игр, считалок или потешек, составленный на основе этнокультурного наследия и стимулирующий двигательную активность дошкольников.

«Дорожка препятствий»

Игра разворачивается как путешествие, во время которого дошкольникам предстоит перед каждым препятствием отгадывать загадки и совершать имитационные движения.

«Двигательный рассказ»

Эта игра открывается как пространство народной сказки, исследуя которое дошкольники встретят любимых сказочных персонажей. Подобное приключение может включать имитационные, мимические и пантомимические движения, считалки, песни и хороводы, помогающие воспроизвести сказочный сюжет.

«Кто быстрее»

Педагог организует конкурс на то, как можно придумать новую игру, изменив игровые правила известных и полюбившихся народных игр. Это задание позволяет разнообразить работу по закреплению физических качеств и двигательных умений и стимулировать инициативу и творчество старших дошкольников.

«Изобрази пословицу пантомимой»

Фактически это игра в шарады, которая стимулирует двигательное творчество и активизирует речевую деятельность дошкольников, обеспечивая лучшее понимание смысла пословиц и поговорок. Пословицу показывает желающий ребенок, а остальные дети ее отгадывают.

«Путаница»

Дошкольникам предлагаются загадки о растениях. Отгадывая их, дети показывают карточку с правильным изображением и раскладывают картинки в два ряда: справа - лекарственные растения, а слева - сорняки. Ответ необходимо обосновать.

«Добрые советы»

Дошкольники участвуют в дискуссии. Они обсуждают народные пословицы и поговорки о жизни, здоровье и способах его укрепления.

«Красна девица и добрый молодец»

С целью формирования представлений об идеалах мужественности и женственности с дошкольниками проводится дискуссия, в ходе которой дети рассматривают иллюстрации или фрагменты диафильмов по мотивам народных сказок. Они обсуждают качества героев и составляют словесный портрет, основанный на положительных качествах главных героев определенного этноса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.