Научная статья на тему 'НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И СОСТЯЗАНИЯ, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ'

НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И СОСТЯЗАНИЯ, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И СОСТЯЗАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Надежда Алексеевна, Сентизова Мария Ивановна, Винокурова Октябрина Алексеевна

Целью исследования стало экспериментальное обоснование рациональных педагогических условий для формирования двигательных умений и навыков дошкольников. В процессе опытно-экспериментальной работы планомерно отслеживались данные, полученные в результате введения элементов народных подвижных игр и состязаний на занятиях по физкультуре в детском саду. Раскрыта специфика форм и методов физического воспитания детей средствами народных игр и состязаний. Выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия этнопедагогической направленности физического воспитания дошкольников, включающее целенаправленное применение народных подвижных игр и состязаний. Разработанная методика широко используется учителями физической культуры в дошкольных учреждениях республики, повышая ее эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова Надежда Алексеевна, Сентизова Мария Ивановна, Винокурова Октябрина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK MOBILE GAMES AND COMPETITIONS AS A MEANS OF SHAPING THE MOTOR SKILLS AND SKILLS OF PRESCHOOLERS

The purpose of the study was the experimental justification of the rational pedagogical conditions for the formation of motor skills and skills of preschoolers. In the process of experimental work, the data obtained as a result of the introduction of elements of folk mobile games and competitions in physical education classes in kindergarten were systematically monitored. The specifics of forms and methods of physical education of children by means of folk games and competitions are revealed. The pedagogical conditions of the ethnopedagological orientation of physical education of preschoolers, including the purposeful use of folk mobile games and competitions, have been identified and experimentally substantiated. The developed methodology is widely used by physical education teachers in preschool institutions of the republic, increasing its effectiveness.

Текст научной работы на тему «НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И СОСТЯЗАНИЯ, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ»

нение в сравнении с КГ в среднем 1,5 раза.

4) Преподаватели, осуществлявшие судейство контрольного упражнения при помощи технического устройства, более качественно, быстро и объективно выполняли свои обязанности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение тренажёрного устройства позволило целенаправленно решать вопросы в управлении учебно-тренировочного процесса студентами, эффективно и более качественно проводить обучение технике, повысить способность мотивировать процесс приобретения знаний одновременно развивать физические качества. После проведённого апробирования работы технического устройства на занятиях со студентами по ФКиС позволило активизировать их самоконтроль, стимуляцию проявления сознательной оценки результатов своей деятельности. Для достижения максимального эффекта, во избежание ошибок. Техническая сторона устройства проста и надежна, потенциально способна работать при тестировании большого количества испытуемых, например, при массовой сдаче комплекса ГТО.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербицкий, А.С. Статистический анализ отношения преподавателей физической культуры к использованию в учебном процессе ИК технологий / А.С. Вербицкий, А.А. Оплетин, Г.А. Гавронина // Международная научно-практическая конференция "Современные проблемы и перспективы развития физической культуры, спорта, туризма и социально-культурного сервиса". -Набережные Челны, 2015. - С. 60-62.

2. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков, К. Д. Кил // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 36-41.

3. Патент № 163369. Тренажер для отработки навыков оказания первой медицинской помощи : № 2015152172/14 : заявл. 12.04.2015. : опубл. 20.07.2016 / А.А. Оплетин, Н.П. Оплетина, В.Д. Паначев, З.М. Кузнецова. - Электронная копия доступна на сайте Федерального института промышленной собственности // ФИПС : [сайт]. - URL: https://patents.s3.yandex.net/RU163369U1_20160720.pdf (дата обращения: 01.10.2020).

REFERENCES

1. Verbitsky, A.S., Opletin, A.A., Gavronina, G.A. (2015), "Statistical analysis of the attitude of physical culture teachers to the use of IR technologies in the educational process", International scientific and practical conference "Modern problems and prospects for the development of physical culture, sports, tourism and socio-cultural service", Naberezhnye Chelny, pp. 60-62.

2. Grigoriev, V.I., Davidenko, D.N., Chistyakov, V.A., Kil, K.D. (2011), "Competence approach to designing individual educational trajectories of physical development of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (71), pp.36-41.

3. Opletin, A.A., Opletina, N.P., Panachev, V.D., Kuznetsova Z.M. (2015), "Simulator for practicing first aid skills", The patent for useful model No. 163369 from 04.12.2015, available at: https://patents.s3.yandex.net/RU163369U1_20160720.pdf (data accessed: 01.10.2020).

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 27.10.2020

УДК 372.363

НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И СОСТЯЗАНИЯ, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ

Надежда Алексеевна Винокурова, кандидат педагогических наук, доцент, Мария Ивановна Сентизова, кандидат педагогических наук, доцент, Институт физической куль-

туры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Якутск; Октябрина Алексеевна Винокурова, учитель физической культуры, Эжанская средняя школа Усть-Майского улуса, Республика Саха (Якутия)

Аннотация

Целью исследования стало экспериментальное обоснование рациональных педагогических условий для формирования двигательных умений и навыков дошкольников. В процессе опытно-экспериментальной работы планомерно отслеживались данные, полученные в результате введения элементов народных подвижных игр и состязаний на занятиях по физкультуре в детском саду. Раскрыта специфика форм и методов физического воспитания детей средствами народных игр и состязаний. Выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия этнопедагогической направленности физического воспитания дошкольников, включающее целенаправленное применение народных подвижных игр и состязаний. Разработанная методика широко используется учителями физической культуры в дошкольных учреждениях республики, повышая ее эффективность.

Ключевые слова: физическое воспитание дошкольников, народные подвижные игры и состязания.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p76-81

FOLK MOBILE GAMES AND COMPETITIONS AS A MEANS OF SHAPING THE MOTOR SKILLS AND SKILLS OF PRESCHOOLERS

Nadezhda Alekseevna Vinokurova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Maria Ivanovna Sentizova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, NorthEastern Federal University, Yakutsk; Oktyabrina Alekseevna Vinokurova, the teacher of physical culture, Ezhan secondary school of the Ust-Maysky ulus, Republic of Sakha (Yakutia)

Abstract

The purpose of the study was the experimental justification of the rational pedagogical conditions for the formation of motor skills and skills of preschoolers. In the process of experimental work, the data obtained as a result of the introduction of elements of folk mobile games and competitions in physical education classes in kindergarten were systematically monitored. The specifics of forms and methods of physical education of children by means of folk games and competitions are revealed. The pedagogical conditions of the ethnopedagological orientation of physical education of preschoolers, including the purposeful use of folk mobile games and competitions, have been identified and experimentally substantiated. The developed methodology is widely used by physical education teachers in preschool institutions of the republic, increasing its effectiveness.

Keywords: physical education of preschool children, folk games and competitions.

ВВЕДЕНИЕ

Система народной педагогики, в том числе физического воспитания, которая сложилась издавна у народов Севера, характеризуется определенной своеобразностью по своему содержанию, формам и методам. Она способствовала сохранению коренных народов в сложных северных условиях [4].

Этнопедагогический потенциал якутских народов сильно повлиял на становление личности подрастающих поколений. Этнопедагогическое определение игровой традиции выражается в качестве системы энергоинформационных народных ценностей, позволяющих формировать духовные качества человека. Уровень владения эвенков стрельбой из лука хорошо описывал русский натуралист и исследователь Р.К. Маак: "Эвенк брал две стрелы, пускал одну вверх, а когда она падала, хватал вторую и стремился ею попасть в падающую стрелу, причем в семи-восьми случаях из десяти это ему удавалось" [2, с.11].

Игровая деятельность является одним из традиционных инструментов воспитания физического здоровья эвенков, как и прочих народов. Эвенки смогли сохранить детские игры, состязания, позволяющие подготавливать детей к будущей жизни, вырабатывать

необходимые качества охотника, зверовода, оленевода. Большинство игр для детей обладают прикладной характеристикой и отражают особенности бытовой и трудовой работы их родителей. Как правило, в детских играх эвенков копируются и повторяются движения зверей, животных и птиц, составляющих содержание игр и их название: "Быть оленем", "Быть медведем", "Олени и волки", "Игры с арканом", "Сокол и утки" и т.д.

Традиционная народная игра является двигательной деятельностью, в основе выполнения которой эмоциональный мотив удовольствия переплетается с достижением заранее установленной цели. Ценностный ориентир народных игр заключается в их гораздо большем совершенствовании одновременно психофизических и собственно духовных качеств детей по сравнению с другими средствами физического воспитания. При этом работа играющих детей характеризуется эмоциональной окрашенностью, что позволяет им оставаться определенно удовлетворенными [1, с.29-30].

Народные игры представляют собой важнейший инструмент саморазвития детей, способ непроизвольной тренировки физических и психических характеристик, таких как внимание, память, наблюдение, абстрагирование, терпение, воля [3, с.3].

Игра имеет одно из определяющих значений для детей дошкольного возраста и определяется в качестве формы развития физического потенциала, профилактики заболевания и отклонений в процессе развития детей.

В игре дети упражняются в беге, лазанье, метании, прыжках и иных движениях. Множество движений способствует активизации дыхательной системы, системы кровообращения и обменных процессов, что благоприятно воздействует на психофизическую деятельность. Проведение подвижных игр на улице усиливает уровень их оздоровительного эффекта. В народной подвижной игре, по аналогии с творческой деятельностью, ничем не ограничивается свобода движений ребенка, который сохраняет в ней раскованность и свободу. Игры, развивающие психофизические качества, включаются в различные формы двигательной активности, в т.ч. и в самостоятельную двигательную работу детей.

Переживание эмоционального подъема и радостных чувств является важнейшим результатом игровой деятельности. Именно это прекрасное качество подвижных игр является способствующим фактором всестороннего гармоничного физического и умственного развития ребенка [1, с.29-30]. Цель исследования заключается в экспериментальном обосновании системы рациональных педагогических условий, которые позволяют формировать двигательные умения и навыки детей дошкольного возраста.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Данное исследование осуществлялось с применением устных методов (бесед, интервью, опроса), тестирования физической подготовленности в общем виде, математической статистики. Посредством интервью, бесед, опросов, анкетирования и наблюдения, проводимых среди инструкторов по физкультуре, были выявлены средства и методы, которые позволяли повышать физическую подготовленность старших дошкольников с учетом региональных и национальных особенностей.

Сведения, планомерно отслеживаемые в ходе проведения опытно-экспериментальной деятельности, были получены после введения элементов народных подвижных игр и состязаний на занятиях по физической культуре в детском саду. Были использованы методы исследования, при которых: выявлялась мотивация испытуемых экспериментальной и контрольной групп на занятиях по физкультуре с применением составляющих народных подвижных игр и состязаний; методом наблюдения устанавливался уровень заинтересованности к физкультуре детей экспериментальной и контрольной групп [1, с.29-30].

Результатом проведенного наблюдения стал сбор нами объективного экспериментального материала относительно эффективности народных подвижных игр и состязаний

в качестве инструмента формирования двигательных умений и навыков детей дошкольного возраста.

Также мы экспериментально обосновали методику, с помощью которой можно повысить уровень физической подготовленности и уровень физического здоровья, определить рациональные методы реализации народных подвижных игр и состязаний на практике в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста. Для определения физической подготовленности дошкольников применялся метод тестирования на стартовом и финишном этапе опытно-экспериментальных исследований, с помощью которых была оценена степень подготовленности ребенка в двигательном аспекте.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Посредством определенных тестов, которые получили широкую известность в практической реализации, мы определяли начальный уровень физической подготовленности дошкольников. Как было установлено в результате тестирования, распределение уровней развития физической подготовленности было произведено следующим образом: высокий уровень - 0%, средний - 40% и низкий уровень - 60% в экспериментальной группе; высокий уровень - 60%, средний - 40% и низкий уровень - 0%.

Статический результат показывает выполнение нормативов для данного возраста: в частности, бег на 30 метров - 9,18% в экспериментальной группе и 8,08% - в контрольной группе; прыжок через скакалку - 8,4% в экспериментальной группе и 14% - в контрольной группе. В целом, как показало тестирование, дети данного возраста характеризуются недостаточно развитыми скоростно-силовыми качествами, выносливостью и силой.

Таким образом, основываясь на результатах проведенного исследования, мы смогли подтвердить необходимость в формировании физических характеристик детей рассматриваемого возраста. Для активизации и развития физических качеств у старших дошкольников мы осуществили разработку методики, которая включает целенаправленное использование народных подвижных игр и состязаний, позволяющих развивать физические качества.

Тематика народных подвижных игр, направленных на развитие физических характеристик у детей-дошкольников (Кто перетянет - Ни энэЬитмэ или тангматкат, Ловля оленей - Дявакалорорво, Прыжки по клеткам, Медведь - ЭИэка, Догони, Круг, Скачи, Отбери мяч - Кэплючит, Кто дальше кинет камушек - Ни горолонудадянделоконмэ, Щука и рыбки - Оллокор, Охотники и куропатки -Бултамнитадукхэлакил, Прыжки по кочкам-чунникадукчунникэля, Скачки - Хуктывун, Лунки -чэпкэкэр, Пупинэвэр - Бег, Ка-няхянтэх - Прятки, Нёрэм ими - Болотная женщина, Пуни панэвоньтьеях - Медведь и ягодники, Эй кур нэвэр - Скачки на одной ноге).

Принципами, учитываемыми нами в процессе разработки системы народных подвижных игр и состязаний, являются доступность, последовательность, систематичность, а также учет индивидуальных характеристик ребенка. В среднем игры продолжаются в течение 15-20 минут. Результаты проведенного эксперимента позволили нам убедиться, что проведение народных подвижных игр и состязаний на систематической основе развивает физические качества у старших дошкольников.

Как показали результаты исследования физической подготовленности детей контрольной и экспериментальной групп, уровень физических качеств в обеих группах был повышен, при этом в экспериментальной группе фиксировалась более высокая динамика его повышения.

Таким образом, на основании проведенных исследований можно сделать вывод о наличии положительных результатов и подтверждении гипотезы, выдвинутой нами в начале исследования. Об этом свидетельствуют итоги повторного тестирования. Вывод, к которому мы пришли в процессе наблюдения за детьми, заключался в том, что у детей из

экспериментальной группы активно формировалась быстрота, выносливость и скорост-но-силовые характеристики.

Как было установлено в ходе проведения констатирующего и контрольного тестирования, распределение уровней развития физических качеств производилось следующим образом: если на старте исследования высокий уровень не был зафиксирован, то на финише он составлял 60%, а низкий уровень, наоборот, - в начале исследования фиксировался на уровне 60%, а в конце - вовсе не наблюдался.

Положительная динамика также отмечалась по статическим результатам. На первом этапе бег на 120 метров составлял 9,2%, а прыжок в длину 89,2%, а уже на третьем этапе - 7,8% и 102% соответственно.

Что касается контрольной группы, то высокий уровень в начале исследования составлял 60%, а в конце - 80%; средний же уровень на старте составлял 40%, а на финише - 20%. Статический результат: бег на 30 метров в начале исследования - 8,08%, а на завершающем этапе - 7,68%; бросок набивного мяча в начале - 16,4%, в конце - 18,3%.

Подвижные народные игры и игровые задания при внедрении их на практике существенно повышают эмоциональную составляющую задания, а также увеличивают уровень интенсивности нагрузки, моторной плотности, интереса детей и, наряду с тем, способствует торможению развитию утомления.

ВЫВОД

Таким образом, мы осуществили разработку комплекса рациональных педагогических условий, посредством которых можно формировать двигательные умения и навыки детей дошкольного возраста. Этот комплекс, в частности, состоит из использования народных подвижных игр и состязаний, способствующих более эффективному развитию определенных физических характеристик дошкольников. Существенное повышение уровня физической подготовленности в экспериментальной группе было зафиксировано относительно того же показателя в контрольной группе. Также нами был произведен подбор самых эффективных традиционных инструментов физического воспитания эвенков (народных подвижных игр, самобытных состязаний, элементов народных танцев). Многие движения способствуют активизации дыхательной системы, кровообращения и обменных процессов, что положительно влияет на психику человека. Большую роль для воспитания морально-волевых характеристик играют и такие качества, как дисциплинированность, настойчивость, смелость, чувство коллективизма, способность к преодолению любых возникающих сложностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Винокурова Н.А. Формирование интереса к физической культуре у девочек средствами этнопедагогики: на примере арктических школ Республики Саха (Якутия) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Винокурова Надежда Алексеевна. - Якутск, 2007. - 158 с.

2. Майнов И.И. Некоторые данные о тунгусах якутского края / И. И. Майнов. - Иркутск : Типо-лит. П. И. Макушина, 1898. - 212 с.

3. Максимова О. А. Эвенкийские игры и состязания для учащихся национальной школы коренных народов Республики Саха (Якутия) : учебное пособие / О.А. Максимова. - Якутск : [б. и.], 2007. - 69 с.

4. Неустроев Н.Д. Этнопедагогика народов Севера : учебное пособие по спецкурсу для подготовки учителей школ коренных народов Севера / Н.Д. Неустроев. - Якутск : [б. и.] ,1999. - 140 с.

5. Шебеко В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. Н. Шебеко. - Минск : Вышэйшая школа, 2010. - 288 с.

REFERENCES

1. Vinokurova, N.A. (2007), Formation of interest in physical culture at girls means of eth-nopedagogics: on the example of the Arctic schools of the Republic of Sakha (Yakutia), dissertation, Ya-

kutsk.

2. Maynov, I.I. (1898), Some data on Tungus of the Yakut edge, publisher P.I. Marushin, Irkutsk.

3. Maximova, O A. (2007), Evenki games and competitions: study guide for a special course for the training of teachers of schools of indigenous peoples of the North, Yakutsk.

4. Neustroev N.D. (1999), Ethnopedagogy of the peoples of the North: study guide, Yakutsk.

5. Shebeko V. N. (2010), Theory and technique ofphysical training of children ofpreschool age, manual for students of higher educational institutions, The higher school, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.10.2020

УДК 796.32

ОСОБЕННОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИГРОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В БАСКЕТБОЛЕ 3Х3

Максим Юрьевич Витман, магистрант, Дмитрий Алексеевич Бобровский, старший преподаватель, Дмитрий Юрьевич Витман, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Юрьевна Ковыршина, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

Аннотация

В данной статье отображены основные моменты соревновательной деятельности в баскетболе 3х3 и выделены особенности данной деятельности баскетболистов массовых разрядов. В ходе исследования решались задачи по выявлению зависимости статистических показателей игроков на результат выступления команды, а также сформированы методические рекомендации по совершенствованию подготовки спортсменов в баскетболе 3х3. В результате проведенной работы установлены наиболее значимые статистические показатели, оказывающие большее влияние на итоговый результат выступления команд. Команды с более низкими показателями реализации бросков с игры выполняют данные броски с активным сопротивлением соперника. Улучшить позицию для выполнения броска баскетболист может благодаря собственным индивидуальным действиям или командным тактическим взаимодействиям. Полученные данные поспособствуют наиболее эффективной коррекции тренировочного процесса баскетболистов, что в дальнейшем улучшит результативность соревновательной деятельности игроков.

Ключевые слова: баскетбол 3х3, стритбол, олимпийские игры, статистика, соревнования,

анализ.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p81-86

FEATURES OF COMPETITIVE ACTIVITY AND GAME INDICATORS IN 3X3

BASKETBALL

Maxim Yurievich Vitman, the master student, Dmitry Alekseevich Bobrovsky, the senior teacher, Dmitry Yurievich Vitman, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Yurievna Kovyrshina, the candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer, Siberian State University of Physical Education and Sports, Omsk

Abstract

This article reflects the main points of competitive activity in basketball 3x3 and highlights the features of this activity of basketball players of mass categories. In the course of the study, the tasks of identifying the dependence of the statistical indicators of the players on the result of the team's performance were solved, and methodological recommendations for improving the training of athletes in basketball 3x3 were formed. As a result of the work carried out, the most significant statistical indicators have been established, which have a greater impact on the final result of the teams' performance. Teams with lower rates of implementation of shots for a field goal perform these shots with active resistance of the opponent. The basketball player can improve the position for the execution of the throw through his own

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.