Вестник ПСТГУ
Серия IV: Педагогика. Психология.
Тяглова Светлана Александровна, Тюменский индустриальный университет,
2022. Вып. 65. С. 120-129
Б01: 10.15382Мш^202265.120-129
Россия, Тюмень st4182@mail.ru
https://orcid.org/0000-0002-2480-483
Колбаса Виктория Анатольевна, Тюменский государственный институт культуры,
Россия, Тюмень viktoriak_86@mail. ги https://orcid.org/0000-0003-4010-3509
Развитие интереса к хоровому пению
У ДЕТЕЙ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ С. А. Тяглова, В. А. Колбаса
Аннотация. В статье рассмотрены возможности решения задачи духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения средствами хорового пения в воскресной школе. Церковь и хоровое пение всегда были неразрывно связаны в истории русской культуры. Авторами рассматриваются причины недостаточного интереса к пению у детей в воскресных школах (малое количество времени для репетиций, разный возраст и уровень подготовки участников и пр.), представлены пути решения данной проблемы. В статье рассмотрены понятие интереса и способы его развития в научно-методической литературе, история становления воскресных школ в России, возможности развития нравственности и духовности детей средствами хорового искусства. Представлены результаты анкетирования прихожан храмов Тобольско-Тюменской епархии с целью выявления заинтересованности респондентов в развитии детского хорового пения в храме. Большинство прихожан считают необходимыми профессиональную подготовку педагога церковного пения, а также регулярное активное участие педагога и родителей детей, занимающихся в воскресной школе, в церковно-приходской жизни храма. На основе полученных результатов и опыта работы авторов в данной сфере были разработаны методические рекомендации (организационный и содержательный этапы) по развитию интереса детей к совместному пению в условиях занятий в воскресной школе.
Ключевые слова: детский хор, хоровое пение, воскресная школа, русская хоровая музыка, интерес, искусство.
В XXI в. проблема развития у детей интереса к церковному хоровому пению является актуальной в силу большого количества внешних факторов (СМИ, скептически настроенное окружение и др.), негативно воздействующих на решение ребенка стать участником такого коллектива. В современной культурной и образовательной среде потенциал хорового искусства (как многовековой традиции образования и воспитания детей) в развитии личности, воспитании, формировании правильных ценностей и мировоззрения ребенка, с нашей точки зрения, учитывается недостаточно. С другой стороны, в последние годы ярко просле-
© Тяглова С. А., Колбаса В. А., 2022.
живается тенденция возрождения духовных основ хорового творчества: активно возрождаются церковно-певческие традиции, открываются новые храмы и при каждом из них создаются хоры певчих, а также детские и молодежные хоры воскресных школ.
В современных воскресных школах наблюдается невысокий интерес учащихся к этому виду занятий в силу значительных различий уровня подготовленности учащихся и ограниченности времени для достижения качественного хорового звучания.
Таким образом, нами выявлены противоречия:
• между стремлением воскресных школ привлекать большее количество детей к посещению храма, воспитывать духовные и нравственные качества через искусство и недостаточной заинтересованностью как детей, так и их родителей в этом;
• между стремлением педагогов к повышению качества певческой работы и недостаточными организационными условиями в воскресной школе (малое количество времени для репетиций, не в каждой школе есть помещение для занятий, оборудование и пр.).
Недостаточный интерес детей к певческой деятельности в условиях занятий в воскресной школе составляет проблему исследования. Цель работы — на основе изученной научно-методической литературы и проведенного опроса произвести отбор актуальных приемов развития интереса детей к хоровому пению в рамках занятий воскресной школы, представить их в форме методических рекомендаций.
В научной литературе исследуются психолого-педагогические теории интереса и его развития у детей (М. Ф. Беляев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Добрынин, Г. И. Щукина); методические идеи развития интереса у детей к музыкальной деятельности (Т. А. Жданова, Д. Б. Кабалевский и др.); музыкально-педагогические концепции хорового пения как средства формирования музыкальной культуры личности детей (Л. С. Выготский, Д. Б. Кабалевский, Г. П. Стулова, Г. Струве и др.).
Согласно психологическим исследованиям, интерес является одним из сильнодействующих мотивов деятельности человека. В педагогике термин «интерес» понимается как стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. А. Н. Леонтьев рассматривает интерес как «активную познавательную направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанную с положительным эмоциональным отношением к ней»1.
Из всех видов интересов (устойчивые и неустойчивые, слабые и сильные, пассивные и активные и др.) выделяется базовый — познавательный интерес, который побуждает человека к различным видам деятельности и активизирует ее, затрагивает такие стороны личности, как воля, интеллект, чувства2. С. Л. Рубинштейн называл познавательный интерес ценнейшим мотивом учения, чер-
1 Леонтьев А. Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960. № 1. С. 8.
2 См.: Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.
пающий «строительный материал» из внешнего мира3. Устойчивому познавательному интересу предшествуют любопытство и любознательность.
Л. С. Выготский считал необходимым строить процесс обучения и воспитания ребенка на точно учтенных детских интересах, опираясь на принципы развития познавательной активности (уникальности личности ребенка, природо-сообразности и творчества, свободы выбора, среды развивающего типа и др.)4.
Для успешного развития познавательной активности необходимо признавать в каждом ребенке свободную личность и уникальность, учитывать индивидуальный темп развития каждого, сравнивать результаты с его собственным продвижением. Все это способствует укреплению самооценки ребенка и его положительному отношению к познавательному процессу.
Первую церковную воскресную школу, заменившую существовавшие ранее народные чтения, открыл в середине XIX в. Н. И. Пирогов. Ведущей идеей его школы наряду с элементарным выступало религиозно-нравственное образование. В дальнейшем в школы внедряются дисциплины общеобразовательного плана, а также специальные программы, учебные пособия, разработанные Святейшим Синодом.
Необходимость воскресных школ обосновал К. Д. Ушинский: «Ведь только просвещенный религией и образованием человек составляет тот российский народ, который будет обеспечивать благоденствие России, ее силу, спокойствие и богатство»5.
После Октябрьской революции 1917 г. воскресные школы легли в основу народных и воскресных университетов, образовательных учреждений русской эмиграции (воскресно-четверговые школы), православных церковных школ, тайно существовавших в годы советской власти. В конце XX в. в России началось возрождение воскресных школ Русской Православной Церкви, расцвет которых приходится на 90-е гг. Несмотря на то что в сложные периоды истории ХХ в. многие люди не имели представления о православной вере, православном жизненном укладе, на современном этапе преемственность опыта внутренней духовной жизни возрождается, растет число современных воскресных школ.
Говоря о влиянии хорового пения на становление и развитие нравственности и духовности у детей в воскресной школе, следует отметить взаимозависимость этих двух понятий. Нравственность является внешним проявлением человека (его поступки и действия), выполнением им общепризнанных норм. Духовность — качество внутреннее, означает «высшую способность человеческой души, посредством которой человек познает Бога»6. Духовность формируется из трех начал в процессе активной деятельности человека: интеллектуального (наличие большого ума является признаком духовности, дальновидности, знания жизни, накопленного опыта), нравственного (понимание и усвоение
3 См.: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2002.
4 См.: Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1978.
5 Воскресные школы: полтора века истории и новые перспективы. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/294573.html (дата обращения: 18.05.2021).
6 Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. URL: https://predanie.ru/book/69679-ekzistencialnaya-dialektika-bozhestvennogo-i-chelovecheskogo/ (дата обращения: 05.01.2022).
нравственных ценностей, берущие начало в древних исторических источниках: «Поучении Владимира Мономаха», «Домострое» и др.), эстетического воспитания (приобщение к различным видам искусства).
Проблемы духовно-нравственного воспитания в православных традициях отражены в трудах Н. А. Бердяева, свящ. П. А. Флоренского, архим. Киприана (Керна), архим. Платона (Игумнова), игум. Георгия (Шестуна) и др. Исследователи убеждены, что воздействие воскресной школы на ребенка должно усиливаться семейным воспитанием через приобщение к традициям православной культуры в процессе совместной деятельности, корректировку нравственного поведения ребенка. Г. Струве одной из важнейших задач педагога считал хорошо налаженную работу с родителями.
Коллективное пение — важнейшая среда для формирования лучших качеств личности. Совместная хоровая деятельность развивает у детей потребность в общении, формирует ответственность за общее дело, чувство коллективизма, способствует нравственному и эстетическому воспитанию. Как отмечают исследователи, интерес к музыке у детей появляется в процессе внутренних эстетических переживаний, удивления от новых образных впечатлений.
Д. Б. Кабалевский подчеркивал прямую зависимость удачного урока от наличия у учащихся интереса и увлеченности в процессе познания. Г. П. Стулова называет заинтересованность решающим фактором успешного обучения детей хоровому искусству. Д. Н. Зарин дисциплину на уроках музыки предлагал находить через доверие и любовь к учителю и урокам7. В. Ф. Чабанный отмечает главные предпосылки интереса учащихся к хору — музыкальные, коммуникативные, концертно-просветительские; стремление к самоутверждению, учебно-познавательные, познавательно-творческие8. Ведущая педагогическая задача по Б. В. Асафьеву — «формирование интонационного-чуткого слуха, готового наблюдать, прослеживать, осмысливать и оценивать все то, что происходит в музыке»9.
Таким образом, интерес учащихся к музыкальному искусству в обучении должен быть неразрывно связан с чувством радости, удовольствия, получаемых в процессе творчества.
Большой вклад в музыкальную педагогику также внесли Б. Л. Яворский, В. Н. Шацкая, Н. А. Ветлугина, Г. П. Стулова, Л. В. Шамина, О. В. Кацер и др. Обобщая идеи названных авторов, можно выделить пять методов, нацеленных на развитие у детей положительной мотивации к занятиям в хоровом коллективе.
1. Метод формирования психологического климата. Созданию положительной мотивации к хоровому пению способствует творческая, доброжелательная атмосфера в самом коллективе. Большое эффективное влияние на психологический климат в коллективе оказывает руководитель: его личностные и профессиональные качества. Эффективными способами формирования психологического климата в детском хоровом коллективе являются: использование игровых
7 См.: Стулова Г. П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором: учеб. пособие. СПб., 2014.
8 См.: Чабанный В. Ф. Самодеятельный хоровой коллектив. М., 1986.
9 Асафьев Б. В. Избранные труды. URL: http://intoclassics.net/news/2017-07-17-43263 (дата обращения: 20.01.2022).
форм работы; формирование общих коллективных традиций (организация совместного отдыха, выходы на концерты, поездки на экскурсии, участие в тематических вечерах); создание ситуаций, способствующих сплочению коллектива, направленных на сопереживание и эмоциональный отклик.
2. Метод педагогического влияния. Немаловажную роль в развитии у обучающихся положительной мотивации к хоровому пению играют сам педагог, его интеллектуальное, профессиональное развитие, нравственные качества, манера говорить, общаться с детьми. Другим ведущим фактором в процессе развития ребенка является педагогическое влияние его родителей. В связи с этим педагог должен проводить активную работу с родителями и привлекать их к различным видам совместной деятельности.
3. Метод формирования репертуара. Как отмечает Л. В. Шамина, «проблема репертуара — главнейшая эстетическая проблема исполнительского искусства. Репертуар влияет на весь учебно-воспитательный процесс»10. Значимым критерием при отборе сочинений для детского хора является принцип доступности репертуара как исполнительским возможностям детей, так и по содержанию литературного текста.
4. Метод формирования творческого отклика на произведение. Дети с интересом передают свои мысли и чувства в рисунках, пластике, пантомиме и пр. Важны не просто изображение музыкальных портретов, но и проникновение в сущность персонажей, нестандартность ассоциаций.
5. Метод игровой деятельности включает в себя использование сюжетно-ролевых игр, театрализацию произведений, пластическое интонирование, пение по ролям.
Таким образом, учебно-методическая литература представляет довольно большой спектр эффективных методов и приемов, способствующих развитию у учащихся интереса и положительной мотивации к хоровому пению.
С целью выявления заинтересованности респондентов в развитии детского хорового пения в воскресной школе было проведено анкетирование среди прихожан храмов Тобольско-Тюменской епархии. В опросе приняли участие 56 человек в возрасте от 18 до 40 лет. Большая часть отвечавших (84%) — девушки и женщины.
По роду деятельности в церкви 53% составили певчие в церковном хоре и прихожане, 22% — регенты и 25% — родители-прихожане, чьи дети поют в церковном хоре. Важным для развития личности ребенка хоровое пение считают большинство респондентов.
На вопрос: «Какие качества личности, по-вашему мнению, развиваются в процессе хоровой деятельности?» получены довольно разнообразные ответы: внимательность, ответственность, коммуникабельность, усидчивость, сплоченность, умение работать в коллективе, самостоятельность, развивается любовь к музыке и православному богослужению, музыкальные качества, голос и слух.
Профессиональную подготовку руководителя хора в воскресной школе 73% прихожан считают обязательной, для них важна правильная методика развития голоса ребенка или его самого. Но встречались и другие мнения: «Не обязатель-
10 Шамина Л. В. Работа с самодеятельным коллективом: учеб. пособие. М., 1988. С. 134.
но, главное, чтобы руководитель любил свое дело» (22%), «Конечно, это важно, но также необходима тяга руководителя к своему делу» (5%).
На вопрос: «Как часто должны проводиться певческие занятия в воскресной школе?» 50% опрошенных дали ответ: «Как в выходные, так и в будние дни», 32% — «Только воскресенье», 18% — «Хоть каждый день».
На вопрос: «Считаете ли вы необходимым, чтобы руководитель был активным участником церковно-приходской жизни и таинств Церкви?» 87% респондентов ответили «Да, это необходимо», 7% — «Нет, это не главное», 6% — «По возможности».
На вопрос: «Считаете ли вы важным для ребенка привлечение всей семьи к участию в жизни Церкви (единство взглядов, совместное посещение храма, и т. д.)?» почти все респонденты (94,5%) единогласно — «за».
Таким образом, мы выяснили, что люди разных возрастов, среди которых в основном были женщины, имеющие отношение к хоровой деятельности, считают, что пение действительно полезно для развития ребенка. При этом заметен серьезный подход к делу: большинство опрошенных желают, чтобы занятия проходили несколько раз в неделю, педагог был профессионалом и участвовал в церковной жизни. Более того, респонденты и сами готовы в ней участвовать.
Опыт работы одного из авторов (В. А. Колбаса) в воскресной школе храма святых апостолов Петра и Павла г. Тобольска подтверждает как разнообразную творческую жизнь участников школы, так и малое количество времени, отведенного на певческую подготовку детей (группа — 25 человек в возрасте от пяти до 14 лет).
План проведения занятий ориентирован на церковный календарь, предусматривает раскрытие тем применительно к основным праздникам церковного года. В учебный план входят такие занятия, как Закон Божий, церковное пение, изобразительное искусство и театральное мастерство. Занятия проходят только по воскресеньям. По традиции воспитанники воскресной школы вместе с учителями посещали воскресное богослужение и участвовали в таинствах Церкви.
Урок церковного пения начинался с молитвы «Царю Небесный». После рас-певания разучивались новые песнопения для таких праздников, как Рождество Христово и Пасха. В подготовке общих мероприятий, театральных постановках дети участвовали вместе со взрослыми. По благословению митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия (Капалина) хор воскресной школы принимал участие в ежегодном фестивале «Духовная песнь православной Сибири», для которого разучивались духовные и русские народные песнопения.
На основе проведенного исследования авторами были разработаны рекомендации (с учетом современных проблем в области детского церковного пения) по организации и проведению хоровых занятий в воскресной школе с целью оказания методической помощи педагогам-практикам, регентам, преподавателям церковного пения. Ожидаемые результаты: повышение интереса детей к певческому искусству.
Новизна данной работы заключается в построении педагогического взаимодействия на основе единства цели и задач всех участников образовательного процесса (настоятель — регент — воспитанники — родители), направленного на осознание детьми данной формы деятельности как синтеза различных искусств,
педагогики, истории Церкви и других смежных наук. Междисциплинарный подход позволит не только поддерживать интерес детей к занятиям, но и развивать кругозор, личные качества, духовность и нравственность.
1. Организационный этап
Преподаватели церковного пения, как и многие руководители детских хоровых коллективов нашей страны, считают значительной проблемой в хоровой работе с детьми недостаточную поддержку родителей учеников в этом вопросе. В связи с этим встает задача — убедительно доказать родителям важность детского хорового исполнительства для духовного и нравственного становления детей, для обогащения их культурного уровня, путем привлечения их к совместной музыкальной деятельности, участию в жизни коллектива.
Поддержка руководства очень важна на всех этапах работы для создания необходимых условий для будущей деятельности певчих: удобная обстановка, необходимое оборудование, дополнительные шумовые музыкальные инструменты (металлофоны, дудочки и т. п.) для разнообразия видов деятельности, утверждение стабильного расписания, соответствующий канонам внешний вид певцов, возможность выступления в различных конкурсах и епархиальных мероприятиях. Преподавателю воскресной школы необходимо:
• «гореть» идеей развития хора воскресной школы, «зажечь» своей речью сердца слушателей любовью к хоровой музыке;
• с другой стороны, осознавать все сложности в достижении цели и быть готовым к решению любых возникающих вопросов;
• быть дисциплинированным, эрудированным, хорошо разбираться в вопросах церковного пения и существующих методиках хорового воспитания, помнить, что личный пример учителя — самое действенное средство воспитания. При организации набора детей следует помнить о важности первой встречи — первое впечатление школьника от соприкосновения с новой для него формой деятельности самое сильное, и от этого зависит, станет ли он участником хора в дальнейшем. Важно продумать необычные формы работы, направленные на знакомство детей, выявление их творческих наклонностей, знаний, коммуникативные игровые моменты.
2. Содержательный этап
Именно в первые дни закладывается фундамент будущей долгой жизни хорового коллектива. Ставя перед собой задачу создать хор, следует наполнить содержание репетиций с учетом контингента учащихся в возрастном и количественном соотношении.
В репертуарной политике важны доступность материала для детского понимания, соответствие техническим и художественным возможностям хора. Правильно подобранный репертуар обогащает духовный мир детей, их эстетические вкусы, внутреннюю и музыкальную культуру, способствует совершенствованию мастерства, пробуждает интерес к исполнительскому процессу. Репертуар детского любительского коллектива должен непременно включать в себя произведения церковной классики, русские народные песни, древние распевы.
Существует определенная трудность при включении церковных произведений в репертуар современных детей. Для решения этих проблем можно пред-
ложить начинать знакомство с произведениями с погружения в эпоху, в которой они возникли, рассказа о композиторах, обсудить значение текста.
Возникает необходимость создания коллектива, который мог бы участвовать в церковных богослужениях, а также в введении отдельного предмета в рамках учебного плана «Клиросное пение», которое даст возможность включить в занятия изучение такого древнего пласта духовной музыки, как знаменный распев, обучение обиходным гласам, которые очень просты по своей структуре и хорошо запоминаются учащимися.
Цель занятий — увлечь детей хоровым пением — достигается воспитанием у них любви к самому процессу совместного музицирования, созданием психологически комфортной среды для творчества. Поэтому каждая репетиция должна стать открытием, интересным занятием, обогащающим культурный уровень ребят и приобщающим их к миру музыки. Для пробуждения интереса детей к хоровому пению мы предлагаем:
1. Применение методики хорового сольфеджио Г. А. Струве, которая включает в себя игровые наглядные упражнения, объединяющие зрительный, слуховой и двигательный (ручные знаки, ритмические упражнения, упражнения по воспитанию ладового слуха и др.) компоненты.
2. Одной из важнейших задач обучения детей церковному пению является понимание богослужебных текстов церковных песнопений. Изучение азов церковнославянского языка необходимо для осмысления текстов песнопений, понимания того, о чем поется в каждый момент богослужения.
3. На каждом занятии хора необходимо уделять время исконно русской традиции — пению без сопровождения. Это активизирует музыкальный слух и улучшает интонацию. Положительно влияет на качество звучания произведения пропевание его в нескольких удобных тональностях.
Для того чтобы дети комфортно чувствовали себя в коллективе, можно предложить следующее: создать условия для проявления детьми организаторских и творческих способностей. Например, можно назначить ответственного за музыкальные инструменты, раздачу и сбор нотного материала, поздравление именинников и пр. Главное, чтобы ребенок чувствовал ответственность за общее дело.
4. При организации совместно проведенного времени вне стен воскресной школы, подчиненного цели сплочения коллектива, обогащения культурного и нравственного уровня детей, не следует забывать одну из главных задач воскресных школ — воспитать не только хороших исполнителей, но и верующих людей. Для этого, помимо посещений занятий, можно предложить:
• просмотр видеозаписей выступлений известных церковных хоровых коллективов;
• совместные обсуждения услышанного и увиденного для того, чтобы воспитать у хористов эстетический и музыкальный вкус, что особенно важно в наше время;
• беседы о разучиваемом произведении, о композиторе, месте духовных песнопений в богослужении;
• паломнические поездки по святым местам России и пр.
Таким образом, систематическая работа (не только во время занятий в воскресной школе) по воспитанию учеников, их духовно-нравственному, патриотическому и эстетическому развитию, помимо решения образовательных задач урока, через повышение интереса к занятиям позволит сформировать гармоничного человека, чтущего традиции русской культуры.
Список источников
Асафьев Б. В. Избранные труды. URL: http://intoclassics.net/news/2017-07-17-43263 (дата
обращения: 20.01.2022). Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. URL: https:// predanie.ru/book/69679-ekzistencialnaya-dialektika-bozhestvennogo-i-chelovecheskogo/ (дата обращения: 05.01.2022). Воскресные школы: полтора века истории и новые перспективы. URL: http://www.
patriarchia.ru/db/text/294573.html (дата обращения: 18.05.2021). Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1978.
Леонтьев А. Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960. № 1. С. 7-17.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2002.
Стулова Г. П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором: учеб. пособие. СПб., 2014.
Чабанный В. Ф. Самодеятельный хоровой коллектив. М., 1986.
Шамина Л. В. Работа с самодеятельным коллективом: учеб. пособие М., 1988.
Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2022. Vol. 65. P. 120-129 DOI: 10.15382/sturIV202265.120-129
Svetlana Tyaglova, Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russia st4182@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-2480-483
Viktoriya Kolbasa, Tyumen State Institute of Culture, Tyumen, Russia viktoriak_86@mail. ru https://orcid.org/0000-0003-4010-3509
Arousing Children's Interest in Choir Singing in Sunday Schools
S. Tyaglova, V. Kolbasa
Abstract: The article studies the benefits of spiritual and moral education of the younger generation by means of choir singing in Sunday schools. Church and choir singing have alsways been inextricably linked in Russian culture. The article looks at the reasons for the insufficient children's interest in singing in Sunday schools (small amount of
time for rehearsals, people of different ages and levels of preparation, etc.) and tries to propose ways in order to improve the situation. Drawing on the relevant literature, the article studies the concept of the "interest" and means of attracting it, the history of establishing Sunday schools in Russia, opportunities for promoting moral qualities and spirituality among children through choir singing. The article presents results of a survey of parishioners of churches of Tobolsk-Tyumen Diocese that was conducted in order to find out their degree of interest in promoting children's singing in the church. Most respondents think that the instructor in church singing needs to have obtained professional qualification; regular active involvement of the instructor together with parents is necessary. Using these results accompanied by the personal expertise of the authors, methodological guidelines (organisation-related and content-specific stages) have been developed in order to increase children's interest in choir singing in classes of Sunday schools.
Keywords: children's choir, choir singing, Sunday school, Russian choral music, interest, art.
References
Chabannyi V. (1986) Samodeiatelnyikhorovoikollektiv [Amateir choir]. Moscow (in Russian).
Leont'ev A. (1960) "O formirovanii sposobnostei" [On the development of abilities]. Voprosy psikhologii. 1960, vol. 1, pp. 7—17 (in Russian).
Rubinshtein S. (2002) Osnovy obshchei psikhologii [Elements ofgeneral psychology]. St. Petersburg (in Russian).
Shamina L. (1088) Rabota s samodeiatelnym kollektivom [Work with an amateur collective]. Moscow (in Russian).
Shchukina G. (1971) Problemapoznavatelnogo interesa v pedagogike [The problem of cognitional interest in pedagogy]. Moscow (in Russian).
Stulova G. (2014) "Khorovoe penie. Metodika raboty s detskim khorom" [Choral singing. Methods of work with children's choir]. St. Petersburg (in Russian).
Vygotskii L. (1978) Psikhologiia iskusstva [Psychology of art]. Moscow (in Russian).
Статья поступила в редакцию 26.01.2022
The article was submitted 26.01.2022