Vasilyeva Dina Nikolaevna, Pletuhina Ekaterina Gennad'evna
SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF TEACHING .
pedagogical sciences
УДК 374.31
DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0014
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ХОРОВОМУ ПЕНИЮ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ
© 2019
Васильева Дина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики музыкального образования института искусств Плетухина Екатерина Геннадьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры теории и методики музыкального образования института искусств Саратовский государственный университет (410012, Россия, Саратов, ул. Астраханская, д. 83, e-mail: katya.pl@mail.ru)
Аннотация. Цель данного исследования - представить подробный анализ комплексной методики работы регента воскресной школы с подростками, а так же обосновать необходимость данного направления деятельности в достижении главной цели воспитания - воспитания духовной и гуманной личности. В статье подробно рассмотрена методика работы с хоровым коллективом подростков в воскресной школе: представлена примерная анкета и задания для поступающих в школу, выделены критерии подбора репертуара для хора воскресной школы, описана система (структуру и содержание) групповых и индивидуальных занятий с подростками и формы проверочной аттестации. В результате проведенного исследования, с уверенностью можно утверждать, что грамотно построенная работа хора воскресной школы помогает формированию целеустремленной личности подростка: учит коммуникативным связям, сплачивает детей, способствует увлеченности полезным делом, помогает преодолеть внутренние и внешние конфликты и противоречия, формировать память, трудолюбие, умение организовывать свое время, дисциплинированность, требовательность к себе. Все эти процессы проходят на фоне приобщения детей к лучшим образцам русской духовной музыки, к самому церковному богослужению и основам православной веры. Тем самым занятия в воскресной школе способствуют достижению главной цели воспитания - воспитанию духовной и гуманной личности.
Ключевые слова: вокально-хоровая работа, духовный, гуманный, культовая церковная музыка, индивидуальные занятия, групповые занятия, репетиционная работа, репертуар, итоговая аттестация, воскресная школа.
SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF TEACHING ADOLESCENTS CHORAL SINGING OF SACRED MUSIC
© 2019
Vasilyeva Dina Nikolaevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of theory and methodology of music education, Saratov national research Institute of arts Pletuhina Ekaterina Gennad'evna, candidate of philosophical Sciences, associate Professor of the Department of theory and methodology of musical education of Institute of arts of Saratov national research
Saratov State University (410012, Russia, Saratov, str. Astrakhan, d. 83, e-mail: katya.pl@mail.ru)
Abstract. The purpose of this study is to provide a detailed analysis of the complex methods of work of the Sunday school Regent with adolescents, as well as to justify the need for this activity in achieving the main goal of education - education of spiritual and humane personality. The article describes in detail the method of working with the choir of teenagers in Sunday school: an approximate questionnaire and tasks for entering the school, the criteria for the selection of repertoire for the choir of Sunday school, describes the system (structure and content) of group and individual lessons with teenagers and forms of verification certification. As a result of the study, it is safe to say that well-constructed work of the Sunday school choir helps to form a purposeful personality of a teenager: teaches communication, rallies children, promotes enthusiasm for useful work, helps to overcome internal and external conflicts and contradictions, to form memory, diligence, the ability to organize their time, discipline, demands on themselves. All these processes take place against the background of the children's introduction to the best examples of Russian spiritual music, to the Church service and the basics of the Orthodox faith. Thus, classes in Sunday school contribute to the achievement of the main goal of education - education of spiritual and humane personality.
Keywords: vocal and choral work, spiritual, humane, religious Church music, individual classes, group classes, rehearsal work, repertoire, final certification, sunday school.
Воспитание всегда было и на данный момент остается одной из самых острых проблем образования, фундаментальными понятиями которого являются духовность и гуманизм. И генеральной целью воспитания является именно воспитание духовной и гуманной личности.
О гуманизме и духовности в образовании сейчас так много говорят и пишут, что эти понятия стали модными и настолько привычными, как будто отражают действительную и повсеместную практику.
Однако они теряют силу своего влияния, когда их превращают в обычные, повседневные слова. Духовность и гуманизм - понятия не кратковременного порядка, такие, как скажем, технические средства или стандарты образования, тестирование и прочее, которые сегодня есть, а завтра могут уйти. Они - вечные, так как составляют первооснову, действенную суть образования и воспитания. Возвращая им истинное значение, мы возрождаем энергию, накопленную тысячелетиями, которая способна воодушевить многих на духовный подвиг во имя того, чтобы духовность и гуманность действительно стали нормой для каждого из нас.
Ш.А. Амонашвили говорит о том, что материалисти-
ческое понимание слова «гуманный» (забота о благе и свободах человека) - лишь часть отражения сути. Если подойти к слову Human с позиции санскрита, то можно обнаружить в нем суть, которая будет означать: человек (смертный), ищущий в себе Свет, связь с Высшим - опору вечности (духа). Human - человек, устремленный к Высшему, Создателю [1, с. 152]. Такой человек свой поиск осуществляет не только и не столько путем погружения в себя, но главным образом через мысли и деятельность в пользу людей, через уважение и любовь к каждому человеку, в котором видит себе подобного.
Слово «духовный» в толковых словарях почти приравнивается к слову «нравственный». Духовный - это искренний, сердечный, добрый, отзывчивый. А духовность поясняется как интеллектуальная, внутренняя, нравственная сущность человека [1, с. 96]. Но говорить о духовности в однозначном смысле не совсем правильно, так как каждый человек имеет свой духовный мир. Каков он? Что стоит за этим понятием? Как определить само качество духовности?
На IV научных чтениях, посвященных Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, в 2004 году, были предприняты
60
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 3(28)
педагогические науки
Васильева Дина Николаевна, Плетухина Екатерина Геннадьевна НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ...
попытки поиска ответов на эти вопросы. Н. Д. Никандров высказал мысль о том, что в человеке есть что-то еще, явно идущее свыше - то, чего нет у животных. Это и называется духовностью и духом. Это можно принимать в нерелигиозном и в религиозном плане, в зависимости от мировоззрения человека. Н.Д. Никандров предложил просто заменить диаду «био и социо», триадой «био, со-цио, дух» [2, с. 39].
На наш взгляд, энергетическое ядро духовности, которое в состоянии мотивировать личность и устремить ее к свершениям блага, состоит из веры, любви и совести.
В нашей статье пойдет речь о приобщении детей к хоровому исполнению лучших образцов русской духовной, в том числе и культовой церковной музыки, как основе формирования у подрастающего поколения таких понятий как совесть, вера и любовь - главных условий воспитания в них духовности и гуманизма.
Подростки имеют возможность прикоснуться к жанрам русской духовной музыки на уроках музыки, во внеклассной деятельности и при посещении воскресной школы, где идет подготовка церковных певчих для православных храмов. Именно это направление будет рассмотрено в нашем небольшом исследовании.
Помимо работы с вокально-хоровыми навыками, наработки музыкальной и хоровой грамотности, обучение пению способствует развитию интереса подростков к церковной музыке, к ее традициям, воспитанию их духовной культуры в целом, формированию художественно-эстетической культуры, расширяет их кругозор и прививает любовь к отечеству и его культурному наследию.
В процессе работы с постоянным составом хорового коллектива хормейстеру-регенту необходимо сформировать определенную методику, подходящую именно для данного состава, в основном исходящую из индивидуальной вокальной и общемузыкальной подготовки каждого участника певческого состава и из их возрастных особенностей.
Для получения объективной картины способностей детей к участию в деятельности церковного хора с каждым вновь пришедшим необходимо провести индивидуальную беседу, в которой могут быть следующие вопросы:
1. Сколько времени и как часто учащийся посещает богослужения?
2. Знаком ли с церковнославянским текстом?
3. Много ли церковных молитв, псалмов и песнопений знает наизусть?
4. Есть ли у него музыкальное образование и опыт пения в хоровых коллективах?
5. Есть ли у родителей или других членов семьи музыкальное образование?
6. Какую музыку привык учащийся слушать, какая музыка ему больше всего нравится и почему?
Вопросы, относящиеся к знанию православного богослужения, необходимы для выявления степени ориентации ученика в богослужении, степени «приближенности» и привычности его к происходящему в храме, выявления слухового опыта в сфере богослужебной музыки. Если большинство опрашиваемых оказалось в числе часто посещаемых богослужения, то процесс обучения, запоминания мелодий, а именно, гласов, может быть достаточно скорым, так как многие мелодии, молитвы и язык для них будут уже «на слуху» [3, с. 47].
При прослушивании каждому подростку можно дать несколько заданий:
- распевание для выявления вокальных данных, чистоты интонирования, а также принадлежности к определенной партии;
- исполнение стихиры «Царю небесный» на шестой глас, которая поется на «требных» богослужениях всем храмом или любое другое церковное или светское произведение;_
- исполнение той же стихиры или любого другого произведения вместе с преподавателем на два голоса.
Определение партии ученика осуществляется в зависимости от степени ориентации его в партии.
Занятия по исполнению церковной музыки в воскресной школе включают в себя:
- еженедельные групповые занятия (примерно 1,5 часа);
- непосредственное участие в богослужении, т.е. присутствие, а затем на определенном этапе пение в уже опытном хоре при храме и чтение на службах;
- индивидуальное занятие с каждым учеником (45 минут) 1 раз в неделю;
- регулярное прослушивание записей профессиональных хоровых коллективов;
- посещение хоровых концертов.
Особенностью работы по данному направлению является:
- изучение не только хоровых песнопений, но и церковного устава и истории богослужения;
- наличие индивидуальных занятий с каждым учащимся.
Перед начинающими певцами стоит проблема адаптации, вхождения в новый хоровой коллектив. Поэтому помимо воспитания исключительно певческих навыков, необходимо с самого начала занятий в воскресной школе прививать подросткам правила поведения на богослужении и во время репетиционного процесса, уважительное отношение к регенту, навык общения в коллективе. Это будет способствовать созданию благоприятного микроклимата и комфортного самочувствия каждого ученика школы. Для этого желательно проводить индивидуальные беседы с подростками с целью выявления их прошлого «певческого опыта», интересов, мотивации, психологического состояния в целом.
Основой хоровых занятий в церквях на территории России обычно является репетиционная работа с использованием церковного репертуара, который состоит из обихода московского пения и певческих традиций Троице-Сергиевой Лавры. Церковно-певческий обиход составляют не только гласы и подобны, но и неизменяемые песнопения суточного круга, а также изменяемые внегласовые напевы годового круга богослужения. Кроме того, обиходом можно назвать вошедшие в церковную традицию произведения церковных композиторов (Д. Бортнянского, А. Архангельского, А. Веделя и др.), которые со временем стали церковным обиходом, так как звучат во всех храмах за богослужением [4, с. 284].
Хоровые занятия в певческой школе необходимо построить так, чтобы подготовить детей к участию в службе, поэтому, как правило, на занятиях разучивают песнопения для конкретного богослужения. Однако при этом следует не забывать про постоянную работу над повышением уровня вокально-хоровых навыков.
Учитывая вышесказанное, можно выделить два критерия, которые необходимо учитывать регенту при выборе репертуара: с одной стороны, должны выбираться песнопения для каждого конкретного богослужения годового круга, с другой стороны - эти песнопения должны соответствовать общему уровню хорового развития группы на данный момент и способствовать дальнейшему ее развитию.
Большая часть времени обычно уделяется в основном обиходным песнопениям Литургии и Всенощного бдения, а также гласам. Московский обиход - это, как правило, несложная мелодия, к которой присоединяется терция (втора), тенор и бас несут гармоническую функцию. Сложность состоит в том, что эта музыка не имеет размера, так как распеваются безразмерные тексты. Нотная запись обиходного пения условна: кроме зву-ковысотности она показывает относительную длительность звуков. Поэтому при изучении певческого обихода недостаточно владеть нотной грамотой.
Vasilyeva Dina Nikolaevna, Pletuhina Ekaterina Gennad'evna pedagogical
SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF TEACHING ... sciences
Одна из самых больших трудностей при изучении обихода - заучивание наизусть большого музыкального материала. Все изменяемые песнопения годового круга, как правило, поются на определенный глас - особый напев. В системе осмогласия (8 гласов) русской традиции каждый глас имеет 4 разновидности: тропарный, сти-хирный, ирмосной и напев прокимнов. На тропарный глас поются тропари, кондаки и седальны, на стихирный - стихиры, на ирмосной - канон; краткие стихи - про-кимны имеют также свои напевы. Кроме того, каждый глас имеет определенное число подобнов - специальных напевов, по подобию которых распеваются назначенные тексты. Подобны изучаются в певческой школе после основательного усвоения обиходных гласов и их запевов. Весь этот музыкальный материал должен выучиваться наизусть [5, с. 317].
Изменяемые тексты годового круга не расписываются нотами. Вся информация о каждом песнопении дается в книгах, например: «Кондак, глас 8», - и далее дается просто словесный текст. Это значит, что данное песнопение поется на мелодию 8-го тропарного гласа. Заучивание этих мелодий необходимо доводить до совершенства, чтобы свободно распеть богослужебный текст. Поэтому после распевания на хоровых занятиях необходимо проводить тренировку: спрашивать учеников вразбивку разные гласы и запевы к стихирам.
Разумеется, освоить церковное пение невозможно без практики, т.е. участия в службе. Поэтому все учащиеся певческой школы регулярно присутствуют на богослужениях: вначале просто слушают, затем, после овладения репертуаром, частично поют вместе с опытными певцами.
Система певческих групповых занятий состоит из следующих частей:
1. Теория музыки (примерно 20 минут). Это интенсивные занятия по элементарной теории музыки. На каждом занятии дается определенное домашнее задание для закрепления пройденного теоретического материала и умения применять его на практике.
2. Далее идут практическая работа над вокально-хоровыми навыками:
а) вокальная гимнастика (примерно 10 минут) включает в себя:
- упражнения по системе Стрельниковой на дыхание, активизирующее вокальный аппарат. Навык певческого дыхания трудно дается многим начинающим певцам. Как известно, дыхание рассматривается в трех составляющих: вдох, мобилизующая к началу пения задержка дыхания, выдох. Для работы над этими составляющими надо подобрать комплекс упражнений, вырабатывающих постепенное углубление вдоха и удлинение выдоха; осуществление вдоха на зевке; произведение выдоха при сохранении положения вдоха; снятие излишних напряжений мышц гортани; укрепление мышцы диафрагмы.
Дыхательная гимнастика не только способствует восстановлению даже «потерянного» голоса, но имеет общеукрепляющее воздействие на весь организм, следовательно, начиная занятия с этих упражнений, учащиеся повышают «умственный тонус» и активизируют рабочий инструмент - голосовой аппарат человека. На дыхательную гимнастику уделяется не более 2-3 минут.
- в раздел занятий по вокализации и распевании гласных звуков можно включить следующие упражнения: распевание гаммы или мажорные трезвучия на гласную «а», при пении которой вырабатываются основные вокальные качества звучания (этого метода придерживался М.И. Глинка); пение на стаккато, как правило, гласной «о» по мажорным трезвучиям, которое связано с активным смыканием голосовых связок и хорошей активизации движений диафрагмы; пение гласных «ре-ру-ри-ра-ро» на каждой ноте гаммы очень хорошо разогревает голосовые связки; пение закрытым ртом; упражнения на развитие интонации и артикуляции: опевание 62
устойчивых ступеней на слоги «Зо-ви-зо».
Цупражнения на развитие гармонического интонирования (10-15 минут). В определенных тональностях (в которой, как правило, будет разучиваться последующие песнопения) горизонтально и вертикально основные аккорды. Например, в мажоре необходимо спеть тоническое трезвучие в мелодическом положении терции. Сначала альты (вторые голоса) на цепном дыхании берут и начинают держать тонику - первую ступень. Регент добивается абсолютного унисона - слитности голосов. Затем октаву присоединяет партия мальчиков (четвертых голосов). Регент следит за чистотой октавы. Также добавляется квинта и, наконец, терция. После такого вертикального выстраивания регент дает снятие и затем вступление одновременно всего хора. Затем регент дает команду всем голосам перейти, например, в доминантовый септаккорд. И если в этот самый момент начинает пробиваться фальшь, то регенту следует объяснить звуковысотное гармоническое положение каждой ступени в натуральном строе. При совсем неудачном интонировании каждая партия отдельно интонирует свои ступени, переходя от тоники в доминантовый септаккорд, ощущая тяготения особенности интонирования ступеней мажора в натуральном строе.
3. Работа над изменяемыми песнопениями (25-30 мин) состоит из познавательной беседы (история происхождения песнопения, место в богослужении, символика), например первый глас, стихиры. Регенту необходимо рассказать о системе осмогласия, основанном Иоанном Дамаскиным, рассказать где и когда поют стихиры, почему они так называются и какую основу имеют в богослужении. Певчим рассказывается история происхождения не только самих стихир, но и их запевов, которые упоминаются уже в УИ-УП в. в рассказе о посещении Софронием и Иоанном Нила Синайского, но они там назывались «тропарями»; прочитывания вслух текста песнопений, смыслового разбора, фонетики.
На занятии у певчих есть возможность спокойно осмыслить текст песнопений, чего во временных условиях непосредственно богослужения он сделать не всегда успевает, кроме того, регенту необходимо обращать внимание на трудноисполнимые слоги и стыки попевок, объясняет правила церковнославянского произношения. Например, отсутствие гласной «ё»: не «поём», а «поем», необходимо петь (читать) так, как написан текст. Слово «великаго» хочется по законам произношения русского языка произнести как «великава», но в славянском так и читается «великаго».
Кроме того, необходим музыкальный разбор песнопения, где детально прорабатываются особенности мелодии, разучивание и выучивание гласовой структуры. После того как разобран текст стихир, необходимо углубиться в особенности самого гласового распева. Разбирается попевочная структура гласа, которая состоит из так называемых колен, которые, чередуясь, повторяются и завершаются заключительным коленом. К стихирам еще добавляются запевы, которые всегда предшествуют самой стихире.
Очень важным моментом является работа над интонацией в натуральном строе. Предшествующая распевка на развитие гармонического слуха «учит» специфическому гармоническому мышлению в натуральном строе. Во время исполнения каждый певчий в своей партии должен учиться гармонически ориентироваться в партитуре для правильного интонирования ступеней.
Далее необходима работа над цепным дыханием, зву-коведением и ансамблем. Цепное дыхание дает возможность звучать песнопению монолитно и непрерывно. Каждый участник хора должен выработать в себе навык такого исполнения, постоянно следить за своим дыханием. Что касается звуковедения, то, как правило, новичок в хоровом исполнении имеет привычку скандировать слоги или наоборот «размазывать» их, при этом забывая о четкости произношения.
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 3(28)
педагогические науки
Васильева Дина Николаевна, Плетухина Екатерина Геннадьевна НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ...
В системе гласовых песнопений есть такое понятие, как «читок». Это явление внутри гласовых попевок образуется в текстовых фразах, распетых на глас. Условно они существуют как несколько слогов (одного или нескольких слов) «поемых» на одном аккорде в монотонном ритме (восьмыми или четвертями). На этом этапе песнопения, как правило, регенту приходится добиваться правильного исполнения: ровного ритма, четкого произношения, но при этом ровного монолитного звучания. Работа над ансамблем, как частным так и общим, тоже требует особого внимания. Здесь вырабатывается навык умения тембрально «ориентироваться» в партии и во всем хоре. Во время исполнения регенту необходимо следить за ритмическм ансамблем и прививать хору навыки произношения гласных во время пения больших длительностей, особенно при цепном дыхании [6, с. 552].
Характер групповых занятий как правило интенсивный и энергичный. К ученикам необходимо относиться требовательно. Особенностью обучающего процесса является построение настоящего материала на предыдущим, т.е., если ученик не выработал в себе определенные навыки, то последующее обучение замедляется и трудно усваивается. Если учащийся не успевает на каком-то этапе своего певческого становления, то пробелы в обучении восполняются на индивидуальных занятиях.
Кроме того, на индивидуальных занятиях есть возможность полностью расслышать особенности звучания голосового аппарата участника хора, корректировать его и реализовать индивидуальный подход к конкретной личности.
В основном индивидуальная работа складывается из вокальных упражнений, работы над дыханием и над повышением уровня общей музыкальной грамотности. Последнее предполагает решение затруднительных задач в хоровой дисциплине для данного учащегося. Занятие рассчитано на 45 минут раз в неделю. Проводятся распевания и дыхательные упражнения как на групповых занятиях, только с учетом регистра, особенности голоса и особенности личности ученика. Первостепенная задача заключается в выявлении естественного тембра, так как природная окраска голоса при искажении звука может обнаруживаться не сразу. Встречаются учащиеся с напетой неправильной манерой звукоизвлечения, к которой они настолько привыкают, что порой бывает очень трудно распознать настоящий тип голоса. Иногда только в процессе индивидуальных занятий можно провести точную диагностику голоса [6, с. 553].
В самом начале занятий устанавливается правильное певческое положение головы и корпуса. Педагогической задачей первых уроков является снятие напряжения с мышц тела и установление певческого положения головы и корпуса. Работа над дыханием педагогом непрерывно контролируется и способствует изживанию «вредных привычек» при вдохе и выдохе (если таковые имелись).
Способствующим фактором в становлении певческого голоса ученика является исполнение двухголосия с педагогом. Упражнения строятся в основном на исполнении разных интервалов, на гласную «А».
Упражнения исполняются в удобной для голоса тональности. Во время исполнения этих упражнений активизируется слуховое восприятие учащегося, он непроизвольно «перенимает» технику пения и дыхания педагога; появляется уверенность в голосе и ощущение «насыщенности голоса», которое происходит за счет наложения обертонов обоих голосов; и, наконец, получается более точное интонирование за счет «точечного» выстраивания интервалов, которое труднее достигается в работе с хором. Певчий учится слышать себя относительно другого голоса (а не инструмента).
Таким образом, комплекс групповых и индивидуальных занятий позволяет контролировать развитие уча-
щихся в певческой школе в правильном направлении, имея возможность реализовывать не только комплексное воздействие на коллективных занятиях, но и индивидуальный подход к каждому ученику.
Кроме того, в конце первого года можно организовать контрольный урок, на котором фиксировались бы и анализировались достижения в певческой школе. В программу контрольного урока могут входить:
- исполнение двух стихир на «Господи воззвах» недельной службы восьмого гласа;
- исполнение тропаря «Богородице Дево, радуйся» четвертого гласа;
- исполнение «Херувимской песни» Софрониевской;
- контрольный опрос каждого учащегося по знанию гласов (каждому ученику дается задание исполнить «с листа» на определенный глас стихиру с запевом, тропарь и ирмос).
Но, конечно, главная итоговая аттестация проходит в виде участия учебного хорового коллектива в церковной службе, где желательно исполнить примерно следующий репертуар: восемь воскресных стихир на разные гласы с запевами, догматик знаменным распевом, «Богородице Дево, радуйся» напев Воскресенского монастыря, Милость мира Сербского напева, ектенью Великая Ковальджи №5 [4, 304].
Итак, в данной статье мы подробно рассмотрели методику работы с хоровым коллективом подростков в воскресной школе, представили примерную анкету и задания для поступающих в школу, выделили критерии подбора репертуара для хора воскресной школы, описали систему (структуру и содержание) групповых и индивидуальных занятий и формы проверочной аттестации.
В результате нашего небольшого исследования мы с уверенностью можем утверждать, что грамотно построенная работа хора воскресной школы помогает формированию целеустремленной личности подростка: учит коммуникативным связям, сплачивает детей, способствует увлеченности полезным делом, помогает преодолеть внутренние и внешние конфликты и противоречия, формировать память, трудолюбие, умение организовывать свое время, дисциплинированность, требовательность к себе.
Все эти процессы проходят на фоне приобщения детей к лучшим образцам русской духовной музыки, к самому церковному богослужению и основам православной веры. Тем самым занятия в воскресной школе способствуют достижению к главной цели воспитания — формированию духовной и гуманной личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Амонашвили, Ш.А. Гуманная педагогики. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. Книга 1 / ШААмонашвили. — М.: Амрита, 2010. — 288 с.
2. Образование в процессе гуманизации современного мира: IV Международные Лихачевские научные чтения 20-21 мая 2004. — СПб.: СПбГУП, 2004. — 216с.
3. Печенкин, Г. Проблемы обучения детей церковному пению. Музыкант-классик, № 3 / Г. Печенкин. — М.: 2003. — 213 с.
4. Гарднер, И. Церковное пение и церковная музыка. Сборник статей. Сост.: О.В. Лада /И. Гарднер. — М.: 2001. — 367 с.
5. Варфоломеев, В.А. Учебник церковного пения. В 2-х томах /В.А. Вапфоломеев. — Изд-во: Белорусская Православная церковь, 2013 г. — 662 с.
6. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. II. Синодальный хор и училище церковного пения: Исследования. Документы. Периодика. Кн. 1 / Гос. ин-т искусствознания; Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки; Сост., вступит. ст. и коммент. С.Г. Зверевой, А.А. Наумова, М.П. Рахмановой. —М.: Языки славянской культуры, 2002. — 680 с.
Статья поступила в редакцию 25.07.2019
Статья принята к публикации 27.08.2019