Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ КАНАЛОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТОВАРОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

РАЗВИТИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ КАНАЛОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТОВАРОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
каналы распределения / пандемия / интернет-ресурсы / интернет-магазины / distribution channels / pandemic / Internet resources / online retailers

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Троцюк, Е.Н. Полешук

В статье рассматриваются основные тенденции развития интерактивных каналов распределения в период пандемии, приводится статистика количества интернет-магазинов в Беларуси, перечисляются крупные интернет-ресурсы в сфере электронной коммерции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTERACTIVE PRODUCT DISTRIBUTION CHANNELS UNDER PANDEMIC CONDITIONS

The article discusses the main trends in the development of interactive distribution channels during a pandemic, provides statistics on the number of online stores in Belarus, lists large Internet resources in the field of electronic commerce.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ КАНАЛОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТОВАРОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

УДК 330

РАЗВИТИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ КАНАЛОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТОВАРОВ

В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

А. А. Троцюк Научный руководитель - Е. Н. Полешук

Белорусский государственный экономический университет Республика Беларусь, 220070, г. Минск, Партизанский проспект, 26 E-mail: alexandra_trotsyuk@mail.ru

В статье рассматриваются основные тенденции развития интерактивных каналов распределения в период пандемии, приводится статистика количества интернет-магазинов в Беларуси, перечисляются крупные интернет-ресурсы в сфере электронной коммерции.

Ключевые слова: каналы распределения, пандемия, интернет-ресурсы, интернет-магазины.

DEVELOPMENT OF INTERACTIVE PRODUCT DISTRIBUTION CHANNELS UNDER

PANDEMIC CONDITIONS

A. A. Trotsyuk Scientific Supervisor - E. N. Poleshuk

Belarusian State Economic University 26, Partizansky prospect, Minsk, 220070, the Republic of Belarus E-mail: alexandra_trotsyuk@mail.ru

The article discusses the main trends in the development of interactive distribution channels during a pandemic, provides statistics on the number of online stores in Belarus, lists large Internet resources in the field of electronic commerce.

Keywords: distribution channels, pandemic, Internet resources, online retailers.

В современных условиях сеть Интернет является источником появления новой электронной экономики, характеризующийся мобильностью, инновационными возможностями для производственной и деловой активности, а также изменениями структуры рынка труда и капитала [1].

Интернет-торговля является интерактивным каналом распределения и представляет собой любую форму деловых отношений между продавцом и покупателем с использованием сетей передачи данных и современного информационного бизнеса.

Главная проблема использования Интернета в качестве канала товародвижения заключается в том, что очень сложно завоевать доверие потребителей, так как в этом случае потребители не могут воспользоваться привычными сигналами качества, такими как месторасположение магазина, его атмосфера и интерьер и пр. Все это затрудняет процедуру сбыта, особенно для компаний, которые только выходят на рынок Интернет-торговли, и имя которых пока еще неизвестно рынку, а репутация не заработана [2].

Однако сегодня пандемия стала своеобразным толчком для развития интернет-торговли.

Секция «Актуальные проблемы в логистике и управлении цепями поставок»

По оперативным данным Торгового реестра Беларуси, количество интернет-магазинов за последние пять лет увеличилось на 10922 ед. (или на 93,9%) и на 1 января 2020 года составило 22552 ед.

По состоянию на 1 июля в Торговом реестре зарегистрирован 24021 интернет-магазин (прирост к началу 2020 года - 6,5%, или 1469 единиц), из которых 11406 ед. (47,5%) принадлежат юридическим лицам, 12615 ед. (52,5%) - индивидуальным предпринимателям

[3].

Согласно статистике, за период пандемии наблюдается значительный рост онлайн-платежей в следующих сегментах: продукты питания, медицинские товары, бытовая техника и электроника, товары для животных, детские товары.

При этом наиболее крупными интернет-ресурсами в области электронной торговли на рынке товаров B2B, B2G в Республике Беларусь являются:

- белорусская универсальная товарная биржа;

- белорусская валютно-фондовая биржа;

- белорусские экспортеры;

- белорусская торгово-промышленная палата;

- интернет-магазин управления материальными ресурсами Минобороны;

- электронная площадка концерна «Белнефтехим».

На рынке B2C существует большое число интернет-магазинов, которых по оценке отдельных исследователей насчитывается 1,5 тыс. Также представлено большое количество интернет-порталов, которые помогают реализовать потребительские товары. К ним относится: onliner.by; 360.by [4].

В мировом масштабе объем розничных продаж электронной коммерции в 2019 году составил 3,53 трлн. долл. США и, по прогнозам Statista, в 2022 году он вырастет до 6,5 трлн. долл. США.

При этом чистый объем продаж крупнейшего в мире онлайн-ритейлера Amazon увеличился во втором квартале 2020 года на 40% до 88,9 млрд. долл. США по сравнению с 63,4 млрд. долл. США во втором квартале 2019 года. За этот квартал Amazon получил прибыль в размере 5,2 млрд. долл. США, что стало крупнейшей квартальной прибылью за всю 26-летнюю историю компании.

В сентябре Amazon в четвертый раз с начала пандемии масштабно набирает дополнительный персонал, на этот раз компания объявила о наборе 100 тысяч человек для работы на складских и производственных площадках для сбора, упаковки и доставки товаров к покупателям.

Выручка еще одного мирового монстра в сфере онлайн-торговли - китайской Alibaba Group за квартал, закончившийся 30 июня 2020 года, выросла на 34% до 21,7 млрд. долл. США по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Операционная прибыль за квартал составила 4,9 млрд. долл. США, что на 42% больше в годовом выражении. Комментируя блестящие итоги квартала, руководство компании признало, что ускорению роста показателей способствовала пандемия.

Онлайн-продажи Walmart во втором квартале 2020 года выросли на 97%, сеть Target увеличила продажи по доставке на 273%. Драйверами продаж стали алкоголь, товары для дома и продукты питания (рост на 16%, 14% и 12% соответственно), при этом спрос на одежду значительно снизился.

Таким образом, пандемия сказалась на экономике многих стран, в том числе и Беларуси. Режим самоизоляции способствовал тому, что покупатели стали совершать большую часть покупок через такие интерактивные каналы распределения как интернет-магазины. Сегодня можно утверждать, что эпидемиологическая ситуация стирает существовавшие барьеры: как психологические, например, боязнь компьютерного мошенничества, так и законодательного плана, лекарства теперь можно купить онлайн. Данные показывают, что пандемия

коронавируса действительно заставила потребителей пересмотреть свое отношение к покупкам в Интернете: часть потребительского спроса естественным образом переходит в онлайн. И для интернет-магазинов это отличная возможность расширить свою аудиторию покупателей.

Библиографические ссылки

1. Юрченко, А.Н. Развитие интернет-торговли в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/61979/1/Yurchenko_126_128.pdf.- (Дата обращения: 20.03.2021.)

2. Интернет-торговля в Беларуси: тенденции и перспективы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kv.by/content/internettorgovlya-v-belarusi-tendentsii-i-perspektivy.-(Дата обращения: 21.03.2021).

3. Пандемия изменила отношение к e-commerce. К 2021 году ожидается рост рынка более 30% [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://belretail.by/article/pandemiya-izmenila-otnoshenie-k-e-commerce-k-godu-ojidaetsya-rost-ryinka-bolee. (Дата обращения: 21.03.2021).

4. Шепелюк, О. Самоизоляция - двигатель электронной торговли [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://belmarket.by/samoizolyaciya-dvigatel-elektronnoy-torgovli.- (Дата обращения: 22.03.2021).

© Троцюк А. А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.