УДК 334.02
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
Юстратова Ирина Леонидовна.
Россия, г. Москва, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, доцент, [email protected].
Юстратов Денис Викторович.
Россия, г. Москва, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, студент, именной стипендиат Правительства Москвы, [email protected]
Аннотация. В исследовании отмечается, что пандемия и карантин ставят под угрозу развитие и само существование множества компаний. Однако есть и такие, которые переживают расцвет деловой активности. Рассмотрены компании, которые оказались в выигрыше из-за последствий пандемии COVID-19. Коронавирус стал благом для информационно-технических гигантов. В России также имеются интересные стартапы роста компаний в настоящее время.
Ключевые слова: пандемия, информационные технологии, коммуникационные сервисы, интернет-торговля, COVID-19.
ECONOMIC GROWTH OF COMPANIES DUE TO COVID 19 PANDEMIC
Yustratova Irina Leonidovna.
Russia, Moscow, Moscow Automobile and Road Construction State Technical University, docent, [email protected]
Yustratov Denis Viktorovich.
Russia, Moscow, Moscow Automobile and Road Construction State Technical University, student, nominal scholarship holder of the Moscow Government, denis.yustratov@mail .ru
Abstract. Our study notes that the pandemic and quarantines threaten the development and very existence of many companies. However, there are those who are experiencing a flourishing business activity. Companies that have benefited from the consequences of the COVID-19 pandemic are considered. The coronavirus has become a boon for the tech giants. There are also interesting start-ups in company growth in Russia nowadays.
Keywords: pandemic, information technology, communication services, internet commerce, COVID-19.
Пандемия COVID-19 нанесла колоссальный удар по экономике всей планеты, поменяв привычный уклад жизни. Полную оценку и масштаб социально-экономического ущерба просто невозможно рассчитать. Многие
138
знаменитые и крупные фирмы с долгой историей и безупречной репутацией, пережившие множество кризисов, стали банкротами. Однако не все так однозначно, ведь даже в это время есть фирмы, вышедшие из пандемии «с высоко поднятой головой».
Что же это за фирмы, и почему они не только не понесли потери, но и выиграли от пандемии?
Microsoft.
Программы компании Microsoft уже давно являются неотъемлемой частью работы почти любой компании. Но сервис Microsoft Teams, предназначенный для проведения многопользовательских собраний, не пользовался большой популярностью, количество его пользователей в конце 2019 года составляло около 20 миллионов пользователей день. Однако многое поменялось с введением карантина, ведь приложение стало для сотрудников компаний способом оставаться на связи, также оно начало использоваться в образовательных целях. Из малоизвестных, программы Teams превратилась в одно из самых популярных предложений, уже в апреле количество его пользователей увеличилось почти в 4 раз и составило 75 миллионов пользователей в день.
Amazon.
Из-за введения ограничительных мер, общей паники и нестабильности, вызванной вирусом, крупнейший в мире интернет-магазин Amazon стал первым местом для закупки товаров первой необходимости. Заказов стало так много, что компании пришлось потратить 4 миллиарда долларов на совершенствование логистики, которая была к этому не готова. Amazon сообщила о прибыли в более чем 5 млрд. долл. за 2 квартал 2020 года, и о продажах в объеме 89 млрд. долл., что на 40% выше, чем за аналогичный период прошлого года.
Apple.
Хотя все 500 магазинов Apple по всему миру были вынуждены закрыться, выручка в первом квартале оставалась стабильной благодаря устойчивым продажам через Интернет, компания смогла получить выручку в размере 58,3 млрд. долларов в 1 квартале 2020 года, несмотря на закрытие всех розничных магазинов. Также Apple удалось выпустить новые iPhone, iMac и MacBook Air и даже привлечь новых пользователей. Руководство Apple отмечает, что продажи некоторых товаров даже выросли, поскольку миллионы потребителей, работающих из дома, предпочли обновить свою электронику. Выручка Apple за третий финансовый квартал составила ещё больше - 60 млрд. долларов.
Facebook.
Удары в рекламном бизнесе Facebook во время пандемии были компенсированы тем, что 2,6 миллиарда пользователей, которым не хватало развлечений, стали проводить больше времени на платформе. Рекламодатели малого бизнеса урезали свои маркетинговые бюджеты. Но уровень
вовлеченности пользователей Facebook резко вырос, что увеличило количество рекламных показов.
Также компания запустила новые функции: видео чата и прямых трансляций, а также электронную коммерцию, чтобы конкурировать с Amazon, известную как Facebook Shops. Однако его возможности модерации контента были ограничены, но даже это не смогло испортить статистику Facebook, и количество рекламных показов выросло на 39%.
PayPal.
Крупнейшая электронная платежная система в мире также оказалась довольно востребованной. Поскольку врачи полагают, что коронавирус может передаваться через деньги, то количество безналичных и онлайн платежей резко возросло. Плюс к этому, многие сайты вовсе не принимают наличную оплату, что побудило многих людей, не имеющих своего счета в PayPal, завести его. Также отмечается рост денежных переводов между родственниками, как самого безопасного способа передачи денег. Так по апрельским данным, к PayPal подключилось 7,4 миллиона новых пользователей [1].
Zoom.
Приложение для проведения видеоконференций и онлайн звонков Zoom стало фактически одним из символов жизни на «удалёнке». Сервис, ориентированный в первую очередь на бизнес, стал также востребован в сфере образования и просто для бытовых звонков, ведь доступ к нему абсолютно бесплатный до 45 минут разговора. За звонки большей длины требуется подключение к платной версии. К концу апреля количество средних и крупных компаний, использующих Zoom, увеличилось более чем в три раза по сравнению с предыдущим годом, выручка выросла на 169%, а количество пользователей достигло 300 миллионов ежедневно.
Такой колоссальный рост числа пользователей выявил некоторые изъяны приложения в сфере безопасности, но даже они не смогли сильно сказаться на росте его популярности. На сегодняшний день Zoom выходит с планами по созданию сервиса по проведению платных онлайн мероприятий.
Nestle.
Когда потребители бросились за товарами в преддверии карантина, крупнейшая в мире продовольственная компания, конечно же, не осталась в минусе. Nestle сообщила о повышении темпов роста продаж в первом квартале 2020 года за счет увеличения закупок продуктов Purina для домашних животных (более чем на 13%), консервов, кофе и замороженных продуктов. Поскольку пока данная ситуация еще далека от разрешения, инвесторы полагают, что данная тенденция продлится и будет способствовать дальнейшему росту компании.
Alibaba group.
В первом квартале китайский гигант электронной коммерции столкнулся со стагнацией продаж на своих основных онлайн-площадках Tmall и Taobao из-за страха заказа товаров из Китая. Однако другие бизнес-подразделения, такие
как облачные вычисления (объем облачного подразделения Alibaba вырос на 57% в первом квартале) и бакалейные товары, помогли компании достичь роста продаж на 22%. Теперь, когда эпидемиологическая ситуация в Китае стала даже лучше, чем в Европе и Америке, компания из Ханчжоу, как ожидается, полностью пожнет плоды осторожности, вызванной коронавирусом.
Netflix.
Развлекательная компания Netflix увеличила количество подписчиков в два раза по сравнению с прогнозом на первый квартал 2020 года, поскольку крупнейший платный онлайн-стриминговый сервис стал одним из основных способов развлечения во время карантина. Сервис предлагает к просмотру фильмы и сериалы, как собственного производства, так и фильмы, и сериалы сторонних компаний, заключивших договор с Netflix.
Наибольший рост пришелся на Европу, Ближний Восток и Африку, где в первом квартале было подписано почти 7 миллионов подписчиков. По миру число подписчиков достигло 183 миллиона человек, что на 23 процента больше, чем годом ранее.
Lego.
Пандемия также способствовала росту продаж датской фирмы Lego. Рост продаж такого не первостепенного товара может показаться неочевидным, однако все очень просто. Родителям нужно было как-то занять своих детей, а Lego является относительно недорогим, но действенным способом. Взрослые так же покупали наборы Lego для себя. На канале You Tube множество роликов, когда люди уходя на самоизоляцию, запасали консервы, лекарства, туалетную бумагу и наборы Lego. По последним данным прибыль Lego выросла на 11% и достигла 622 миллионов долларов [2].
Nintendo.
Пандемия также позитивно сказалась на рынке видео игр. Нахождения продолжительное время дома способствовало росту покупки игр и видео игровых консолей, ведь в игры могут играть как взрослые, так и дети, а время явно проходит проще; консоль можно заказать онлайн, а игры приобрести в цифровой копии. Так прибыль японской компании Nintendo увеличилась на 428%, а акции поднялись на 35% [2].
В Российской Федерации тоже есть компании, для которых новые жизненные реалии стали трамплином для роста. Российский «Amazon» -универсальный магазин онлайн-торговли Ozon оказался на волне. Рост оборотов Ozon в карантинные месяцы превысил отметку в 200% благодаря новым клиентам и количеству повторных заказов. Оборот от продаж Ozon составил около 32 млрд. рублей за квартал. Компания доставила покупателям 13,5 млн. заказов общей наполняемостью 51,5 млн. товаров.
Одна из самых крупных онлайн школ в России по изучению английского языка - Skyeng, также получила небывалый рост в пандемию. Этот сервис был создан в 2012 году и уже тогда начал продвигать идею онлайн обучения. Концепция оказалась успешной, и Skyeng стал расширяться далеко за пределы
РФ, так в 2017 компания вышла на рынок США, Испании и Латинской Америки и даже заключила контракт с Netflix и Amazon по добавлению субтитров через браузерное расширение. В конце 2019 Skyeng представил новый продукт Skyeng Math, предназначенный для изучения математики.
Компания связывает свой рост с увеличением количества свободного времени у людей, желанием повысить свои профессиональные качества во время кризиса, полным или частичным закрытием очных курсов для подготовки к ЕГЭ, а также необходимостью знать английский язык в наше время.
Сервис экспресс-доставки продуктов «Самокат» вышел на российский рынок только в 2018 году. В отличие от большинства своих конкурентов, которые специализируются на доставке продуктов большими партиями, комплектование которых может занять несколько дней, сервис наоборот специализируется на мелких заказах, не требующих долгого комплектования, а значит и обеспечивающее быстрое время доставки в течение нескольких минут.
До пандемии сервис не был сильно востребован, ведь многие потребители просто не видели в нем необходимости, так как они сами могли сходить в близлежащий магазин. Однако все резко начало меняться с апреля 2020 года. По словам основателей компании Вячеслава Бочарова и Родиона Шишникова, они наблюдают рост числа заказов на 25% почти каждый месяц, при этом большинство клиентов не ограничиваются единоразовым заказом, а продолжают дальше использоваться услугами сервиса [3].
Российская компания DocDoc, основанная в 2012 году, является разработчиком интернет-сервиса, который предоставляет услуги по поиску врачей частных медицинских учреждений, записи пациентов к врачу и вызова врача на дом. Благодаря наличию системы рейтингов и отзывов, DocDoc быстро набрал популярность. Со временем компания стала специализироваться также на онлайн консультациях пользователей сервиса у врачей, так называемой телемедицине, однако это не заменяет похода к врачу, так как по российскому законодательству в сфере здравоохранения врач может ставить диагноз и назначать лечение только очно.
Но в связи с введением карантинных мер, когда попасть на консультации очно стало практически невозможно, да и многие люди просто боялись ходить в поликлиники, DocDoc для многих стал главным источником медицинских консультаций. В 2019 году оборот DocDoc по направлению телемедицины составил один миллиард рублей, показав годовой рост примерно в 30 раз, и этот рост продолжается [3].
Все выше причисленное, скорее является исключением из правил. В действительности ситуация для многих компаний и даже целых отраслей, обычно не испытывающих серьезных проблем, необычайно сложная.
Так, к примеру, пандемия, прежде всего, ударила по сфере туризма, ведь в условиях закрытых границ путешествовать стало невозможно. К этому можно отнести и туристические агентства, отели, рестораны и кафе, ориентированные
на туристов, сувенирные лавки и магазины и, конечно же, самое главное -авиакомпании [4].
Количество разорившихся компаний исчисляется десятками, ниже самые известные из них:
1. Latam - крупнейшая в Латинской Америке бразильско-чилийская авиакомпания.
2. Avianca Holding - -вторая по величина латино-американская компания.
3. Flybe - британская компания, считавшимся одной из самых крупных региональных компаний Европы.
4. Air Deccan - лидер рынка недорогих авиаперевозок в Индии.
5. Virgin Australia - крупнейшая авиакомпания Австралии.
6. Этот список можно продолжать и дальше.
Также серьёзный удар понесла индустрия моды (fashion industry). В сложившихся условиях, большая часть магазинов одежды оказалась закрыта, в связи с карантинными мерами. Надежды остались только на онлайн продажи, но и они не сильно помогли. Во-первых, доходы большей части населения сократились, а многие вообще потеряли работу, и приобретение одежды не стало тратами первой необходимости. Во-вторых, люди просто начали меньше нуждаться в обновлении гардероба, ведь большую часть времени они стали проводить дома; одежда стала меньше изнашиваться, а ее социально-статусная функция практически сошла, на нет [5].
Вот примеры некоторых фирм, попавших в сложную ситуацию:
1. H&M - крупнейшая в Европе сеть по торговле одеждой, вынуждена закрыть 170 магазинов в мире в связи с падением выручки на 57% с марта по май 2020 года.
2. Kering - владелец брендов Gucci и Bottega Veneta, также пережил сильное падение продаж на 16% в марте этого года.
3. Debenhams - британская сеть, полностью закрывает свое ирландское подразделение и все магазины из-за экономических проблем.
4. JCPenney - крупнейшее американское предприятие розничной торговли и сети универмагов, производитель одежды и обуви. Продажи уменьшились почти в 2 раза.
Пандемия не обошла и энергетическую сферу. Объемы производства многих предприятий были снижены, или предприятия пришлось вовсе остановить из-за необходимости перевода персонала на удаленный режим работы. Это произошло из-за понижения спроса на топливо в транспортной сфере, вследствие снижения активности людей, а также падению цен на нефть, компании оказалось в уязвимом положении [6].
Самые крупные банкротства в энергетической сфере:
1. Cheasapeake energy - крупнейшая из разорившихся американских, один из лидеров по добыче газа в США;
2. Valaris pic - британская компания, считалась одним из мировых лидеров по бурению морских скважин;
3. Diamond Offshore Drilling - американская компания, также специализировалась на бурению скважин в США.
В заключение хочется отметить, что экономики мира пережили самое серьезное падение в современной истории. Сократилась экономическая активность, растет безработица и социальное неравенство, происходит отток инвестиционного капитала. Рецессия экономики неизбежна. Однако кризис поможет двигаться вперед, так как других вариантов просто нет. Вот, что сказал Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антониу Гутерриш: «Выход из кризиса, вызванного инфекцией COVID-19, должен иметь своим результатом формирование иной экономики. Сейчас миру нужна солидарность. Благодаря солидарности мы сможем победить вирус и построить лучший мир» [7].
Библиографический список.
1. Prospering in the pandemic: the top 100 companies. FINANCIAL TIMES. -2020 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 11.10.2020. - URL: https://www.ft.com/content/844ed28c-8074-4856-bde0-20f3bf4cd8fD (дата обращения 11.10.2020).
2. Lego sales are surging during the pandemic. CNNBusiness. - 2020 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 18.10.2020. - URL: https://edition.cnn.com/2020/09/02/investing/lego-sales-pandemic-trnd/index.html (дата обращения 18.10.2020).
3. «Человек останется в онлайне навсегда»: какие бизнесы растут во время пандемии. СБЕРпро. - 2020 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 25.10.2020. - URL: https://sber.pro/publication/chelovek-ostanetsia-v-onlaine-navsegda-kakie-biznesy-rastut-vo-vremia-
pandemii?utm_source=lenta.ru&utm_medium=cpc&utm_campaign=sber.pro_special project_person_article_april-2020 (дата обращения 25.10.2020).
4. You Won't Believe How Many Airlines Haven't Survived Coronavirus. How Does It Affect You? Forbes. - 2020 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 19.10.2020. - URL:
https://www.forbes.com/sites/laurabegleybloom/2020/06/27/airlines-coronavirus-travel-bankruptcy/#2562ca8d5f69 (дата обращения 19.10.2020).
5. All the Major Fashion Brands and Retailers Severely Impacted by the COVID-19 Pandemic. WWD. - 2020 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 21.10.2020.
- URL: https://wwd.com/fashion-news/fashion-scoops/coronavirus-impact-fashion-retail-bankruptcies-1203693347/ (дата обращения 21.10.2020).
6. The Covid Bankruptcies: A Luxury Luggage Retailer to Hospitals. Bloomberg.
- 2020 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 12.10.2020. - URL: https://www.bloomberg.com/graphics/2020-us-bankruptcies-coronavirus/ (дата обращения 12.10.2020).
7. Доклад Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша. - 2020 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 10.09.2020. - URL: https://www.un.org/ru/coronavirus/launch-report-socio-economic-impacts-covid-19 (дата обращения 28.10.2020).