Научная статья на тему 'Развитие интеллектуальных транспортных систем в России'

Развитие интеллектуальных транспортных систем в России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
137
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие интеллектуальных транспортных систем в России»

Развитие интеллектуальных транспортных систем в России

А. К. Семенов,

директор Департамента программ развития Министерства транспорта Российской Федерации

Создание единого информационного пространства в транспортной отрасли - основа интеграции передовых транспортных технологий. Актуальная задача сегодняшнего дня состоит в развитии навигаци-онно-информационных систем, основанных на технологии спутниковой навигации.

С развитием информационных и телекоммуникационных технологий удается выполнять задачи, которые недавно казались нере-шаемыми. Дистанционный мониторинг транспортных потоков, развертывание инфраструктуры по взиманию платы с грузовиков массой более 12 т, внедрение систем фото- и видеофиксации правонарушений, создание центров организации дорожного движения и многофункциональных ситуационных центров - все это стало возможным после интеграции передовых информационных, телематических и транспортных технологий.

Для эффективного мониторинга состояния транспортного комплекса страны и уровня его технологической

безопасности создается отраслевая государственная автоматизированная система управления транспортным комплеком (АСУ ТК). Она будет интегрирована со всеми важнейшими информационными ресурсами транспортной отрасли и других сфер экономики.

Сегодня мы говорим о создании и развитии не только отдельных сервисов, повышающих эффективность и безопасность перевозок грузов и пассажиров, но и технологий, позволяющих интегрировать те или иные сервисы и ресурсы в единое информационное пространство - в область интеллектуальных транспортных систем (ИТС).

Элементы автоматизированных транспортных систем, представляю-

№ 1 (62) 2016

щие собой технологические, телекоммуникационные, информационные, сервисные и прочие сегменты, действуют в соответствии с поставленными перед ними специализированными задачами. Однако при интеграции элементов на основе единой платформы ИТС достигается значительный синер-гетический эффект. Так, например, интеграция органов управления дорожным движением, дорожных служб, органов управления общественным транспортом и органов управления служб экстренного вызова в единое информационное пространство позволяет значительно повысить эффективность управления всеми субъектами транспортного комплекса в городских условиях, быстрее реагировать на чрезвычайные ситуации.

Важная часть ИТС - функция информирования водителей и пассажиров о расписании движения общественного транспорта, дорожной ситуации, метеосводках и передачи других необходимых сведений. Так, к примеру, актуальная информация о дорожных работах и объектах придорожного сервиса позволит эффективнее спланировать маршрут поездки, рассчитать логистику пассажирских и грузовых перевозок, сэкономить финансовые и временные ресурсы.

Традиционно наибольший удельный вес созданных в мире ИТС приходится на сферу управления автомобильным транспортом и дорожной инфраструктурой. Огромным подспорьем и толчком для развития ИТС на автомобильных трассах России будет создание предусмотренной законом о навигационной деятельности Государственной информационной системы навигации на автомобильных дорогах (ГИС НАД), которая ляжет в основу практически всех навигационно-информационных служб на дорогах страны. Система станет той необходимой государственной инфраструктурой и базой данных, которая позволит бизнесу не ее основе развивать востребованные потребителями услуги.

Следует понимать, что единое информационное пространство в транспортном комплексе охватывает все виды транспорта. При взаимодействии информационных служб аэропортов, автомобильных, железнодорожных и морских вокзалов появится возможность учитывать распределение пассажирских и грузовых потоков, точно

Как работает «ЭРА-ГЛОНАСС»

определять места расположения и характеристики крупных транспортных узлов - хабов, пассажирских и грузовых терминалов.

В недалеком будущем транспортные средства будут напрямую взаимодействовать с «умными» дорогами и иной инфраструктурой. Развитие ИТС в России позволит выйти на новый уровень взаимодействия между производителями транспортных средств, строительными и сервисными компаниями, что будет способствовать внедрению новейших комплексных технологий в отрасли.

Такие автоматизированные системы сегодня создаются на федеральных автомобильных трассах. Отдельные элементы ИТС давно используются на железнодорожном транспорте, в авиации, в морском и речном судоходстве. Известен успешный опыт реализации проектов ИТС в Москве, Казани, Сочи, Санкт-Петербурге.

Одна из базовых технологий, лежащих в основе ИТС, - спутниковая навигация. Министерством транспорта Российской Федерации впервые в мире создана система экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛО-НАСС» на базе отечественной спутниковой системы ГЛОНАСС. Эта система, основанная на передовых инновационных подходах, обеспечит спасение более 4000 человеческих жизней в год. Согласно федеральному закону о системе «ЭРА-ГЛОНАСС» все новые типы транспортных средств, выпускаемые в обращение на территории России, с 1 января 2015 г. оборудованы терминалом «ЭРА-ГЛОНАСС», а с 2017 г. это коснется всех новых транспортных средств. Система «ЭРА-ГЛОНАСС» совместно с системой ГИС НАД станет национальной технологической платформой для развития навигационно-информацион-ных систем. □

№ 1 (62) 2016

«Транспорт Российской Федерации» | 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.