Kravets Yuri Anatolyevich SATELLITE MONITORING ..
juridical science
УДК 34.07
СПУТНИКОВЫЙ МОНИТОРИНГ КАК АСПЕКТ АВТОТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
© 2018
Кравец Юрий Анатольевич, старший преподаватель
Тихоокеанский государственный университет (680042, Россия, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136, e-mail:Ш[email protected]) Аннотация. В статье проводится анализ правового регулирования отношений, возникающих в сфере применения государственной автоматизированной системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Обоснована актуальность внедрения системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Автором статьи делается вывод о возможности решения с помощью данной системы ряда задач, позволяющих улучшить автотранспортную безопасность. Предложено создание интеллектуальных транспортных систем в пределах муниципальных образований, с наделением их функциями автоматизированного управления, информирования, учета и контроля. На примере муниципального образования городской округ город Хабаровск изучена практика внедрения ИТС муниципальными образованиями, проведен теоретический анализ данной проблемы. Сделан вывод о том, что все аспекты, на которые должен быть направлен функционал ИТС можно разделить на две группы. Первую группу составляют функции, направленные на управление, контроль и информирование относительно дорожной инфраструктуры (управление городским движением и др.). Вторую группу составляют функции, направленные на управление, контроль и информирование относительно транспортного средства (предупреждение столкновений). С целью обеспечения полномочий федеральных органов в области обязания органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления создания ИТС, автором предложено законодательное закрепление указанных полномочий.
Ключевые слова: спутниковая система, «ЭРА-ГЛОНАСС», навигация, автомобильные дороги, автомобиль, информационные технологии, безопасность.
SATELLITE MONITORING AS THE ASPECTS OF MOTOR TRANSPORT SECURITY
© 2018
Kravets Yuri Anatolyevich, senior lecturer
Pacific National University (680042, Russia, Khabarovsk, ul. Pacific, 136, e-mail: [email protected])
Abstract. The article analyses legal regulation of relations arising in the application of state automated system "ERA-GLONASS". It justifies urgency of introduction of the system "ERA-GLONASS". The author concludes about the possibility of a solution by using this system a number of tasks that can improve trucking safety. The proposed establishment of intelligent transport systems in municipalities, giving them the functions of automated control, information, accounting and control. On the example of municipal formation city district city of Khabarovsk studied the practice of implementation of its municipal entities, the theoretical analysis of this problem. It is concluded that all aspects that should be focused functionality, its can be divided into two groups. The first group consists of functions to manage, control, and information on road infrastructure management (urban traffic, etc.). The second group consists of function aimed at managing, monitoring and informing about the vehicle (collision avoidance). To ensure the powers of the Federal bodies in the field of Alasania authorities of constituent entities of the Russian Federation and local governments create, its author proposed a legislative consolidation of this authority.
Keywords: satellite system "ERA-GLONASS", navigation, road, automobile, information technology, safety.
28.12.2013 года был принят Федеральный закон РФ «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС»» № 395-Ф3 (далее -ФЗ РФ), с целью правового регулирования отношений, возникающих в связи с созданием и функционированием данной информационной системы.
Согласно ст. 2 ФЗ РФ, Государственная автоматизированная информационная система «ЭРА-ГЛОНАСС» (далее - система) - это федеральная государственная территориально распределенная автоматизированная информационная система экстренного реагирования при авариях, обеспечивающая оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, обработку этой информации, ее хранение и передачу в экстренные оперативные службы, а также доступ к этой информации государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических лиц, физических лиц, решение иных задач в области получения, обработки, хранения и передачи информации, не связанной с дорожно-транспортными и иными происшествиями на автомобильных дорогах в Российской Федерации.[2]
Государственная автоматизированная информационная система «ЭРА-ГЛОНАСС» обеспечивает оперативное получение информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, ее обработку, хранение и пере-
дачу в экстренные оперативные службы, а также доступ к этой информации государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических лиц, физических лиц.
Анализ ФЗ позволяет определить цели создания данной системы:
1.Оперативное получение на основе использования сигналов ГЛОНАСС информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, обработки этой информации путем дополнения ее размещенной в системе информацией о транспортном средстве, передача обработанной информации в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а также взаимодействие с автоматизированной информационной системой обязательного страхования;
1. Предоставление размещенной в системе и обработанной информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, о принятых мерах экстренного реагирования, об их своевременности и эффективности государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, юридическим лицам, физическим лицам;
2. Решение иных задач в области получения, обработки, хранения и передачи информации, не связанной с дорожно-транспортными и иными происшествиями на автомобильных дорогах в Российской Федерации, в том числе в коммерческих целях.
Система экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» начала полностью функционировать
юридические науки
Кравец Юрий Анатольевич СПУТНИКОВЫЙ МОНИТОРИНГ ...
на всей территории Российской Федерации с 1 января 2015 года.
Анализ нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с функционированием и эксплуатации системы, позволил выявить этапы работы и схему реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС».
В случае дорожно-транспортного происшествия устройство вызова экстренных оперативных служб, установленное на автомобиле, автоматически производит экстренный вызов в систему «ЭРА-ГЛОНАСС». Спутниковый сигнал ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS соединяют транспортное средство с оператором экстренной службы и одновременно отправляют в сеть точные координаты автомобиля, время дорожно-транспортного происшествия, УШ-номер, скорость, величину ударных перегрузок. Система «ЭРА-ГЛОНАСС» позволяет взаимодействовать с информационными системами МЧС, МВД и службами скорой медицинской помощи.
В соответствии с одной из целей создания системы, «ЭРА-ГЛОНАСС» взаимодействует с автоматизированной информационной системой обязательного страхования, а именно в случае дорожно-транспортного происшествия сервисы на основе системы могут оказать помощь в оформлении ДТП без участия сотрудников ГИБДД или аварийного комиссара, используя процедуру «Европротокола».
На основе системы возможно создание различных сервисов, как государственных, так и коммерческих. К примеру, водитель транспортного средства может получать различную необходимую ему информацию: о приближении к зоне чрезвычайной ситуации, о природных катаклизмах и изменениях метеорологической ситуации, об особенностях дороги, о приближении к заправочной станции, месту отдыха. Также могут быть установлены сервисы, которые могут позволить водителю транспортного средства получить такие услуги, как: эвакуация транспортного средства, техническая помощь.
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 319 утверждена подпрограмма «Развитие гражданского использования системы ГЛОНАСС на транспорте» в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы». Целью данной подпрограммы является повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы на основе использования системы ГЛОНАСС.
Данным Постановлением Правительства, а также Приказом Минтранса России от 05.06.2017 № 207, утверждены основные мероприятия государственной подпрограммы:
1. Создание и обеспечение постоянной эксплуатации системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС". Реализация данного мероприятия осуществляется путем организации создания системы и предоставления субсидий АО «ГЛОНАСС», которое является ее оператором, в целях финансового обеспечения затрат в связи с функционированием системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Мероприятие направлено на снижение времени доставки экстренным оперативным службам сообщения о дорожно-транспортном происшествии.
2. Создание региональных информационно-навигационных систем в субъектах Российской Федерации, функционирующих с использованием технологий ГЛОНАСС. Мероприятие реализуется путем предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на создание региональных информационно-навигационных систем и направлено на создание в субъектах Российской Федерации навигационно-информационных систем, оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/ GPS.[3]
Эффективность спутникового мониторинга транспортных средств можно повысить и путем создания интеллектуальных транспортных систем (далее - ИТС) в пределах муниципальных образований, функциями
которых должны являться автоматизированное управление, информирование, учет и контроль для обеспечения юридических, финансовых, технологических и информационных потребностей участников транспортного процесса, а также требований транспортной, информационной и экономической безопасности общества.
Рассмотрим функционирование ИТС на примере города Хабаровска. Сервис, представленный на сайте www.bus27.ru, позволяет в режиме реального времени отслеживать передвижение муниципального и частного общественного транспорта, оснащенного аппаратурой ГЛОНАСС, просматривать его маршрут следования и расчетное время прибытия на остановку, узнавать точное количество транспорта на маршруте, а также получать информацию о пробках на дорогах.[4]
Как показывает практика внедрения ИТС муниципальными образованиями, а также теоретический анализ данной проблемы, все аспекты, на которые должен быть направлен функционал ИТС можно разделить на две группы.
Первую группу составляют функции, направленные на управление, контроль и информирование относительно дорожной инфраструктуры, к примеру:
1.Управление городским движением;
2.Предупреждение столкновений и обеспечение безопасности;
3.Сбор информации о дорожной обстановки и погодных условиях;
4.Сбор информации о проведении дорожных работ;
5.Управление пассажирскими перевозками;
6.Управление при дорожно-транспортных происшествиях;
7.Управление при чрезвычайных ситуациях;
8.Информирование участников транспортного процесса;
Управление грузовыми перевозками.
Вторую группу составляют функции, направленные на управление, контроль и информирование относительно транспортного средства, к примеру:
1.Предупреждение столкновений;
2.Оповещение о произошедшем столкновении;
З.Помощь водителю, путем предоставления необходимой ему информации.
Данная мера нуждается в законодательном закреплении, для того что бы федеральные органы могли обязать органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления создать ИТС, которые будут выполнять все вышеперечисленные функции, и обеспечивать их функциональность.
Обобщая весь возможный функционал спутникового мониторинга с помощью системы ГЛОНАСС и, рассматривая его относительно автотранспортной безопасности, можно определить ряд задач, которые могут быть решены:
1.Оперативность реагирования на дорожно-транспортные происшествия;
2.Доведение информации до служб реагирования при возникновении опасных происшествий на транспорте;
3.Информирование участников дорожного движения о дорожно-транспортных происшествиях на дорогах;
4.Информирование участников дорожного движения о нарушениях ими правил дорожного движения;
5.Фиксация нарушения правил дорожного движения;
б.Оповещение участников дорожного движения об
условиях дорожного движения.
Таким образом, можно отметить, что внедрение государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» главным образом нацелено на повышение транспортной безопасности, путем получения органами власти (федеральными, региональными, местными), а также иными ведомствами и службами информации о местоположении и состоянии объектов, за которыми осуществляется спутниковый мониторинг, и принятия соответствующих решений на основе данной
Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1(22)
363
Kravets Yuri Anatolyevich SATELLITE MONITORING ..
juridical science
информации.
Оборудование транспортных средств спутниковой навигационной системой «ЭРА-ГЛОНАСС» будет эффективнее, если в муниципальных образованиях будут созданы интеллектуальные транспортные системы, которые будут обладать функциями мониторинга, управления, диспетчеризации движения общественного транспорта, а также функциями сбора и обработки информации о состоянии дорожной инфраструктуры и ее доведения до участников дорожного движения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Справочная информация: «Таможенный календарь на I квартал 2017 года» (по состоянию на 14.03.2017) (Материал подготовлен специалистами Консультант Плюс)
2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 395-Ф3 (ред. от 13.07.2015) «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
3. .Приказ Минтранса РФ от 12.05.2005 N 45 «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года»
4. Сервис для жителей и гостей города Хабаровск / сайт : www.bus27.ru
Статья поступила в редакцию 18.01.2018
Статья принята к публикации 27.03.2018