_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
конституцией исполнителя, типом его нервной системы. Напрямую с рассматриваемой проблемой связана самооценка, одинаково негативно действующая на исполнителя как в случае ее завышения, так и в случае занижения.
Лилиас Маккинтон говорил о том, чтобы научиться совладать с собой перед публикой, необходимо учиться следить за собой дома, тренируя внимание и сосредоточенность, поскольку достаточно сложно выбрать подходящий момент для выступления, время которого оговаривается заранее [2, с. 78].
Важную роль в преодолении учащимися сценического волнения играет педагог, который, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, внимательно анализируя его выступления, удачи и промахи, определяет, на что необходимо обращать особое внимание при подготовке этого ученика к очередному выступлению. После выступления ученика обязательно нужно похвалить за его реальные достижения, все недочеты лучше обсудить позже, в классе. Учитель, кроме того, может дать учащимся рекомендации о режиме дня перед концертным выступлением.
Чрезвычайно важным для преодоления сценического волнения является правильный выбор концертного произведения, которое должно стать близким и понятным ученику.
Не менее серьезным шагом к преодолению сценического волнения должна стать качественная подготовка учеников. Г. Нейгауз отмечал: «Особенно тормозящим мою душевную свободу на концерте бывало иногда одно лишь сознание (даже не всегда оправданное), что я не успел столько и так поработать, сколько и как хотел и считал нужным» [1; 123].
Помимо того, сами частые выступления, причем перед разнообразной публикой, в разных местах, должны стать основой для нивелирования сценического волнения. Также полезной может стать игра концертной программы перед воображаемой публикой.
Очень вредно акцентировать внимание учащихся на самой проблеме сценического волнения, наоборот, настрой ученика перед предстоящим выступлением должен мобилизовать его, быть исключительно положительным.
Итак, большая часть преподавателей, задействованных в сфере дополнительного образования, сходятся во мнении, что психологическая подготовка учащегося к концертному выступлению - это значимый этап проста артиста, и она обладает не меньшим значением, чем специальная профессиональная или исполнительская подготовка как таковая.
Список использованной литературы:
1. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1987
2. Маккинтон Л. Игра наизусть. - М.: Изд-во «Классика», 2006. - 152 с.
© Альжанова Г.Т., Бурлак О.А., 2016
УДК 37.032
С.А.Анкудинова
Старший преподаватель кафедры ИИТиМО, ДВФУ г.Уссурийск, Российская Федерация И.А. Непочатых
Старший преподаватель кафедры ИИТиМО, ДВФУ г.Уссурийск, Российская Федерация
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с привлечением информационных и коммуникационных технологий, а также и методов средств активного обучения для развития интеллектуальных способностей учащихся.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070
Ключевые слова
Интеллект, информационные технологии, средства и методы активного обучения, дошкольники, младшие школьники, Интернет.
ИКТ с их способностью воздействовать на мыслительные процессы, творческий потенциал, коммуникативных качеств и социализацию личности являются средствами, позволяющими решить проблему развития интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Под интеллектом понимается относительно устойчивая структура умственных способностей человека, способность решать различные задачи и эффективно адаптироваться в обществе[1]. Безусловно, существуют различные виды интеллекта (внутриличностный, интуитивный, вербальный, межличностный, визуально-пространственный, математический, логический), каждый из которых обнаруживает способностью решать задачи в определенной области человеческой деятельности. В дошкольном и младшем школьном возрасте происходит развитие основных мыслительных действий и приемов: идентификации объектов, различение и объяснение свойств, дифференциация, фиксация следствий и др. Дети приобретают способность логически мыслить, принимать правильные решения в создавшейся ситуации, анализировать причинно-следственные связи между событиями. Формируется умение просчитывать свои действия на несколько шагов вперед, строить планы и разрабатывать стратегии для их достижения. Среди мыслительных операций особое значение приобретают обобщения и классификации, операции анализа и синтеза, абстракции и конкретизации, сравнения. Антагонистичными друг другу операциями являются анализ и синтез. В одном случае происходит мысленное разделение объектов на составные части, изучение их свойств и признаков. Синтез же, предполагает мысленное соединение частей в единое целое. Например, при рассмотрении картины или иллюстрации сначала рассматривается объект в целом, потом акцентируются отдельные детали изображения. Посредством операции сравнения выделяются сходные и различные свойства объектов и явлений. На основе операции сравнения может быть произведено обобщение, объединение схожих существенных признаков объектов и явлений. Обобщение способствует образованию понятий, формулировке законов. Операция - классификация, основываясь на каких-либо признаках, позволяет разбить крупные группы объектов на более мелкие или сгруппировать объекты в одно широкое объединение. Под абстракцией понимается мыслительная операция, позволяющая мыслить об объектах и явлениях абстрактно, отвлеченно от них самих. Конкретизация же позволяет перейти от умозрительных признаков и свойств к конкретным свойствам конкретных объектов, что помогает не оторваться от реальной действительности в мышлении.
Современные технологии обучения, с использованием средств и методов активного обучения, в том числе с привлечением информационных и коммуникационных технологий способствуют развитию мыслительных способностей учащихся.
Дошкольники и младшие школьники обладают конкретным мышлением, опирающимся на наглядные образы и представления. При приведении обучающимся конкретных примеров, педагог добивается понимания ими общих положений и свойств объектов и явлений, содержания понятий и обобщений. Поэтапно происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Несмотря на то, что мышление дошкольников и младших школьников связанно с конкретной действительностью и непосредственными наблюдениями, оно уже подчиняется некоторым логическим принципам. Но отвлеченные, формально-логические рассуждения представляют определенную сложность. По мере продолжения обучения дети приобретают способность рассуждать, производить операции в уме, проводить анализ, рефлексию своей деятельности, вырабатывать план действий.
Постепенное усложнение умственной деятельности способствует развитию интеллектуальных способностей ребенка. Работа по созданию изображений, аппликаций, работа с моделирующими средами содействует развитию наглядно-образного мышления.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070
Рисунок 1 - Выполнение проекта "Морское дно"
Несформированность мыслительных операций осложняет процесс обучения. У обучающихся возникают проблемы с раскрытием связей между фактами, выделением структуры работы, использованием понятий и принципов для анализа новых ситуаций и др. Деятельность, направленная на решение ребенком умственных задач, способствует развитию логического мышления. Это могут быть логические игры, упражнения на поиск закономерностей, математические задачи и логические головоломки.
Рисунок 2 - Выполнение упражнения "Поиск ассоциаций"
Кроме этого, приветствуется включение ребят в игровую деятельность, в которой они сами придумывают сюжет игры и сами его реализуют. В качестве способов развития наглядно-действенного мышления можно назвать работу по складыванию картинки из пазлов; работу по созданию конструкций из кубиков, деталей Лего.
Рисунок 1 - Создание конструкции из Лего, моделирующей физическое явление
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
Внедрение информационных и коммуникационных технологий в учебную, внеклассную и внеурочную деятельность, в самостоятельную работу учащихся:
- позволяет реализовать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося, провести коррекцию процесса обучения по содержанию материала, объемам и темпам его усвоения;
- способствует интенсификации обучения, повышению его темпа;
- активизирует познавательную деятельность учащихся за счет работы с современными прикладными программами, обладающими свойствами интерактивности, моделинга, коммуникативности, мультимедиа.
- повышает активность и инициативность обучающихся на занятиях;
- усиливает мотивацию за счет представления информации в различных графических, аудио-, видео форматах;
- качественно повышает успеваемость в связи с возможностью проведения неоднократной тренировки усваиваемых умений и навыков в условиях, максимально приближенных к реальным, а так же применения полученных знаний в новых ситуациях в игровой форме;
- создает условия для выработки адекватной самооценки у ученика путем компьютерного контроля результатов обучения;
- создает благоприятную среду для обучения и самообучения при отсутствии непосредственного контакта между учителем и обучающимся;
- повышает уровень комфортности;
- формирует информационно-коммуникационную компетентность обучающихся.
Компьютерные технологии стимулируют умственную деятельность детей дошкольного и младшего
школьного возраста, являются средством развития их творческих способностей. Развитие интеллектуальных способностей детей средствами компьютерной технологии обеспечивает как успешное решение учебных задач, усиление информационного потенциала человека, так и личностное развитие детей в целом. В настоящее время существуют некоторые способы и методы развития интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами информационно-коммуникационных технологий, применяемых с целью развития мышления, воображения, памяти, внимания; формирования умений прогнозировать результаты своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и оптимальных методов решения задач. Среди способов и методов компьютерного обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста выделяют: использование мультимедийных интерактивных электронных образовательных ресурсов, в том числе дидактических игр; создание учебных проектов с помощью языка программирования Лого и систем ПервоЛого, Логомиры и др; обучение посредством глобальной сети Интернет, построенной на технологиях гипертекста и гипермедиа; создание телекоммуникационных проектов; исследовательская деятельность с применением компьютерных технологий, виртуальных учебных лабораторий, посещением виртуальных выставок, музеев, библиотек и т.д.
Рисунок 2 - Создание анимационного фильма-сказки средствами сервиса Web 2.0
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
Кроме этого, перспективными средствами обучения являются экспертно-обучающие системы, конструирование и программирование робототехники. В настоящее время в школьное обучение эффективно внедряются элементы и технологии электронного обучения.
Процесс разработки обучающих программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста основан на том важном дидактическом принципе, что в той или иной степени обучающие программы должны включать в себя игровой элемент. А значит, игровая деятельность занимает одну из ведущих позиций во взаимодействии детей с компьютером[2].
Рисунок 3 - Использование интерактивных игр на занятиях по дополнительному образованию
В настоящее время компьютерным средствам обучения, позволяющим организовать учебный процесс в игровой форме, уделяется особое внимание. Во-первых, это связано с требованиями ФГОС второго поколения в связи с формированием ИКТ-компетентности обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста. Во-вторых, интерактивные обучающие игры выступают в качестве средств развивающего обучения. Занятия с применением компьютерных игр способствуют развитию мотивации обучающихся к освоению новых программ, способствуют выработке навыком самостоятельности в изучении нового материала и выработке определенных навыков и умений. Информатизация образования внесла изменения в концепцию воспитания и образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. В настоящее время признана важная роль компьютера в развитии интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста. Безусловно, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка. В то же время необходимо признать, только взаимодействие педагога, ребенка и компьютера способствует достижению положительного результата в развитии интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста. Воздействие компьютерных игровых обучающих и развивающих программ на ребенка зависит от того, какие цели ставит перед собой педагог, какими путями добивается их решения, какие методы применяет на своих занятиях. В связи с этим особая роль отводится педагогам, которые проводят занятия в условиях компьютерного обучения, их педагогическому мастерству, профессиональным качествам и умению правильно подбирать компьютерные программы для организации и проведения занятий, способствующих развитию интеллекта обучающихся.
Список использованной литературы:
1. Пиаже, Ж. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2004 - 192с.
2. Моторин, В. В. Компьютерные технологии как фактор интеллектуально-творческого развития личности младшего школьника: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. пед. н.: 13.00.01 / Моторин Владислав Валерьевич; [Моск. гор. пед. ун-т], - 2002г.
© Анкудинова С.А., Непочатых И.А., 2016