Научная статья на тему 'Методика диагностики музыкальных способностей детей на начальном периоде обучения'

Методика диагностики музыкальных способностей детей на начальном периоде обучения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3813
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика диагностики музыкальных способностей детей на начальном периоде обучения»

сочетаниях и последовательностях чёрных нот, лишенных смысла для непосвященных. И в каждом подобном возрождении, в каждом случае, когда очарование произведения доходит до аудитории и трогает сердца, есть доля участия исполнителя.

Творения гения всегда выходят за рамки обычного, человеческого времени. Есть то, на что душа откликалась в эпоху барокко, откликается в нашем суетном времени, откликается и в любую другую эпоху. Что делать, если страстное желание наполнить мир светом, потому что свет переполняет тебя изнутри, не даёт остановиться, заставляет забыть о своих проблемах, казалось бы непреодолимых? Что делать, если душа жаждет любви и счастья, а реальность так и норовит подрезать крылья?

Антонио Вивальди был истинным священнослужителем - служителем священной гармонии, небесной красоты. Вся его жизнь может уместиться в одной фразе, с которой начинается его «Глория»: «Слава Тебе, показавшему нам свет! »

ХХ в. возродил музыку А. Вивальди. Первый фестиваль музыки А. Вивальди прошел в 1939 г. В 1950 г.была выпущена первая запись "Времена года".С тех пор и до наших дней прошло около 200 музыкальных фестивалей, и сегодня весь мир знает А. Вивальди как одного из величайших композиторов барокко.

Задача педагогов - обеспечить вечную жизнь творчеству знаменитого маэстро, для чего и необходима работа в классе игры на скрипке, освоение творчества А. Вивальди и методических особенностей работы над произведениями мастера.

А. А. Алексеева

Методика диагностики музыкальных способностей детей на начальном периоде обучения

Начальный этап музыкального воспитания ребенка на ранней стадии развития справедливо считается ответственным и сложным делом. Наряду с решением задач по художественному воспитанию, проблема развития музыкальных способностей ребенка на начальном этапе обучения является доминирующей. Необходимо подчеркнуть всю важность раннего выявления и развития музыкальных способностей. Не стоит судить о них по первому впечатлению. На наш взгляд, ребенок может сразу и не показать весь свой потенциал возможностей. Все те вступительные испытания, которые проводят -ся при наборе учеников в музыкальные школы, рисуют лишь приблизительную картину способностей детей. Здесь играет роль недостаточная подготовленность и волнение.

282

Исследуя в нашей работе проблемы развития музыкальных способностей детей на начальном этапе обучения в ДМШ, следует учитывать, что технологию вступительных испытаний, разработанных для детей 7-8 лет, использовать для диагностики уровня развития детей 4-6 лет невозможно. У детей различных возрастных периодов (дошкольного и младшего школьного возраста) необходимо исследовать разные нормативные знания, умения и навыки или одни и те же, но с принципиальной степенью развития.

Чтобы определить уровень развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, целесообразно в начале, в середине и в конце учебного года предложить выполнять короткие тестовые задания. Мотивирующим аспектом организации выполнения тестовых заданий выступает игровая форма их предъявления. Атмосфера во время тестирования должна быть спокойной, отношение педагога к ребенку - исключительно доброжелательным.

Известно, что организующей основой музыки является темпометроритмическая структура произведения, отражающая главную отличительную особенность музыки - ее временную природу.

1. Для определения уровня развития музыкально-ритмического чувства можно предложить ребенку:

• прохлопать метрическую долю знакомой песни;

•прохлопать ритмический рисунок знакомой песни под пение педагога или собственное пение («спой песенку руками»);

• воспроизвести ритмический рисунок песни шагами на месте, а затем с продвижением вперед («спой песенку ногами»);

• эмоционально-выразительно передать в движениях характер знакомого музыкального произведения;

• прохлопать ритмический рисунок мелодии, сыгранной педагогом на инструменте;

• передать в движениях характер незнакомого ранее произведения после его предварительного прослушивания.

Темпы необходимо менять: умеренно, медленно, скоро, ускоряя - замедляя.

Использовать разные ритмы - ровный, пунктирный, синкопированный.

2. Для определения уровня развития музыкально-слуховых представлений можно предложить ребенку:

• спеть мелодию знакомой песни на удобном для воспроизведения слоге, обращая внимание на чистоту интонирования;

• спеть песню без фортепианного сопровождения;

• спеть песню в другой тональности;

• подобрать мелодию знакомой песни на фортепиано;

283

• повторить за педагогом голосом играемые на инструменте звуки;

• повторить за педагогом голосом сыгранную на фортепиано не -знакомую музыкальную фразу;

• определить, куда движется мелодия (вверх, вниз);

• определить музыкальный инструмент, на котором исполняется музыкальное произведение в записи (музыкальные инструменты должны быть представлены);

• повторить за педагогом мелодический отрывок на инструменте (или в вокальном исполнении) с динамическими изменениями (громко, тихо, а также в постепенном усилении или ослаблении динамики звучания).

3. Для установления уровня развития ладового чувства можно попросить ребенка:

• узнать по мелодии ранее исполнявшуюся песню, инструментальную пьесу, пляску;

• рассказать о содержании или вспомнить название исполненного фортепианного произведения, которое хорошо знакомо ребенку;

•определить правильность спетой или сыгранной на инструменте педагогом ранее знакомой мелодии («знакома ли тебе эта мелодия?», «правильно ли она звучит?»);

• закончить мелодию на тонике («я начну, а ты закончи»);

• попробовать определить количество звуков в интервалах и аккордах;

• определить характер звучания в ладовых созвучиях (веселогрустно). (Составить попевки, построенные по принципу контраста-сопоставления ладовых функций мелодии);

• определить после проигрывания мелодии: когда она звучит до конца, а когда она недоигрывается.

4. Для определения музыкальной отзывчивости на музыку мож -но использовать несколько разнохарактерных музыкальных произведений, после прослушивания которых, можно предложить ребенку:

• определить настроение исполнителя произведения;

• нарисовать картинку, которую ребенок представил во время прослушивания музыки;

• подвигаться под музыку.

5. Для диагностики музыкальной памяти исполняется отрывок музыкального произведения, после окончания звучания которого можно попросить ребенка:

• исполнить его по памяти на слог «ля»;

• рассказать об особенностях построения мелодии (скачкообразное ведение или плавное);

284

• попробовать представить музыкальный образ и рассказать о

нем;

• если звучит оркестровая запись - уточнить, какие звучат инструменты;

• определить жанр произведения.

6. Для диагностики музыкального мышления и музыкального воображения предлагается прослушать незнакомое музыкальное произведение. Желательно, чтобы оно было не слишком длинным (в пределах 2-3 минут). Перед прослушиванием, ребенку следует объяснить, чтобы во время звучания произведения он постарался представить зрительную картинку музыки. Эту картинку необходимо выразить вначале в виде рисунка, а затем дать его словесное описание. Постараться дать название музыкальному образу. В процессе диагностики ребенку можно предложить завершить прерванную мелодию. Можно голосом, но лучше на инструменте. При этом оценивается не качество песнопения (точность интонации, штрих и т. п.), а качество слуховых представлений, обусловивших это исполнение (богатство и выразительность мелодии, законченность мысли, оригинальность изложения и т. п.).

О характеристиках музыкального мышления можно судить по результатам импровизации на заданную тему. Данные, полученные с помощью психодиагностических процедур, служат основанием для выводов об уровне и прогнозе развития изучаемых компонентов музыкальных способностей ребенка. Однако диагноз не должен ограничиваться лишь констатацией полученных результатов. Они требуют обоснованного объяснения, рекомендаций, прогнозов развития музыкальных способностей в зависимости от условий (внешних, социально-педагогических и внутренних, психологических), в которых осуществляется музыкальное развитие ребенка. Обоснование необходимо делать с точки зрения следующих критериев:

• данных об актуальном развитии ребенка в сравнении с целями и задачами музыкального обучения и воспитания, установленными для соответствующей возрастной группы;

• данных о диапазоне индивидуальных различий в музыкальном развитии конкретной возрастной группы;

• данных об условиях предшествующего музыкального развития, имеющегося музыкального опыта ребенка (детерминацию развития);

• данных о необходимости развития конкретных структурных компонентов музыкальности; т. е. определение того, что требует развития, а также благоприятных условий этого развития.

Диагностическая задача состоит в том, чтобы по возможности дифференцированно изучить уровень развития каждого структурно-

285

го компонента музыкальности ребенка. Это позволит не только прогнозировать тенденцию, потенциал развития изучаемого свойства личности, но и более точно определить содержание последующей педагогической работы, построить оптимальные методы для дальнейшего успешного усвоения ребенком нового опыта музыкальной деятельности.

Н. В. Лезедова

О психологической подготовке музыканта-исполнителя к конкурсному испытанию

Творческий процесс музыканта-исполнителя всегда движется к концертному выступлению - претворению композиторского замысла и к его демонстрации слушателю. В современном мире, как правило, путь к профессиональной концертной деятельности лежит через конкурсные испытания. Для получения возможности концертировать, необходимо иметь звание лауреата Международного, Всероссийского, либо какого-то другого конкурса.

Музыкальный конкурс как явление культуры, в последнее столетие является предметом музыковедческих и психологопедагогических исследований, а также предметом острых дискуссий среди музыкантов-исполнителей и педагогов.

Само по себе концертное выступление для большинства музыкантов является стрессовой ситуацией, а конкурсное испытание - в особенности. Музыкальное исполнительство является одним из сложнейших видов интеллектуально-действенной деятельности человека. К примеру, работа художника или композитора, как правило, проходит в спокойной рабочей обстановке - дома, либо в мастерской, в кабинете. Итог данной работы - готовое законченное произведение, представляемое публике, которое всегда можно

откорректировать в случае обнаружения каких-либо недостатков. У музыканта-исполнителя выход на сцену является итогом всей его предконцертной работы, и нет возможности исправить какие-либо неудавшиеся фрагменты музыкального произведения. Все это обостряет чувство ответственности перед слушателем, что в свою очередь вызывает эстрадное волнение, «эстрадобоязнь» и стрессовую ситуацию. В случае выступления на конкурсе волнение исполнителя усиливает и тот фактор, что его игру оценивает высокопрофессиональное жюри, от оценки которого зависит конечная цель конкурсанта - стремление получить звание лауреата. Как отмечают многие учёные, «музыкант на сцене находится под двойным гнетом стрессовых факторов итоговости и публичности, поэтому любое сценическое выступление может рассматриваться как итоговая дея-

286

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.