сочетаниях и последовательностях чёрных нот, лишенных смысла для непосвященных. И в каждом подобном возрождении, в каждом случае, когда очарование произведения доходит до аудитории и трогает сердца, есть доля участия исполнителя.
Творения гения всегда выходят за рамки обычного, человеческого времени. Есть то, на что душа откликалась в эпоху барокко, откликается в нашем суетном времени, откликается и в любую другую эпоху. Что делать, если страстное желание наполнить мир светом, потому что свет переполняет тебя изнутри, не даёт остановиться, заставляет забыть о своих проблемах, казалось бы непреодолимых? Что делать, если душа жаждет любви и счастья, а реальность так и норовит подрезать крылья?
Антонио Вивальди был истинным священнослужителем - служителем священной гармонии, небесной красоты. Вся его жизнь может уместиться в одной фразе, с которой начинается его «Глория»: «Слава Тебе, показавшему нам свет! »
ХХ в. возродил музыку А. Вивальди. Первый фестиваль музыки А. Вивальди прошел в 1939 г. В 1950 г.была выпущена первая запись "Времена года".С тех пор и до наших дней прошло около 200 музыкальных фестивалей, и сегодня весь мир знает А. Вивальди как одного из величайших композиторов барокко.
Задача педагогов - обеспечить вечную жизнь творчеству знаменитого маэстро, для чего и необходима работа в классе игры на скрипке, освоение творчества А. Вивальди и методических особенностей работы над произведениями мастера.
А. А. Алексеева
Методика диагностики музыкальных способностей детей на начальном периоде обучения
Начальный этап музыкального воспитания ребенка на ранней стадии развития справедливо считается ответственным и сложным делом. Наряду с решением задач по художественному воспитанию, проблема развития музыкальных способностей ребенка на начальном этапе обучения является доминирующей. Необходимо подчеркнуть всю важность раннего выявления и развития музыкальных способностей. Не стоит судить о них по первому впечатлению. На наш взгляд, ребенок может сразу и не показать весь свой потенциал возможностей. Все те вступительные испытания, которые проводят -ся при наборе учеников в музыкальные школы, рисуют лишь приблизительную картину способностей детей. Здесь играет роль недостаточная подготовленность и волнение.
282
Исследуя в нашей работе проблемы развития музыкальных способностей детей на начальном этапе обучения в ДМШ, следует учитывать, что технологию вступительных испытаний, разработанных для детей 7-8 лет, использовать для диагностики уровня развития детей 4-6 лет невозможно. У детей различных возрастных периодов (дошкольного и младшего школьного возраста) необходимо исследовать разные нормативные знания, умения и навыки или одни и те же, но с принципиальной степенью развития.
Чтобы определить уровень развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, целесообразно в начале, в середине и в конце учебного года предложить выполнять короткие тестовые задания. Мотивирующим аспектом организации выполнения тестовых заданий выступает игровая форма их предъявления. Атмосфера во время тестирования должна быть спокойной, отношение педагога к ребенку - исключительно доброжелательным.
Известно, что организующей основой музыки является темпометроритмическая структура произведения, отражающая главную отличительную особенность музыки - ее временную природу.
1. Для определения уровня развития музыкально-ритмического чувства можно предложить ребенку:
• прохлопать метрическую долю знакомой песни;
•прохлопать ритмический рисунок знакомой песни под пение педагога или собственное пение («спой песенку руками»);
• воспроизвести ритмический рисунок песни шагами на месте, а затем с продвижением вперед («спой песенку ногами»);
• эмоционально-выразительно передать в движениях характер знакомого музыкального произведения;
• прохлопать ритмический рисунок мелодии, сыгранной педагогом на инструменте;
• передать в движениях характер незнакомого ранее произведения после его предварительного прослушивания.
Темпы необходимо менять: умеренно, медленно, скоро, ускоряя - замедляя.
Использовать разные ритмы - ровный, пунктирный, синкопированный.
2. Для определения уровня развития музыкально-слуховых представлений можно предложить ребенку:
• спеть мелодию знакомой песни на удобном для воспроизведения слоге, обращая внимание на чистоту интонирования;
• спеть песню без фортепианного сопровождения;
• спеть песню в другой тональности;
• подобрать мелодию знакомой песни на фортепиано;
283
• повторить за педагогом голосом играемые на инструменте звуки;
• повторить за педагогом голосом сыгранную на фортепиано не -знакомую музыкальную фразу;
• определить, куда движется мелодия (вверх, вниз);
• определить музыкальный инструмент, на котором исполняется музыкальное произведение в записи (музыкальные инструменты должны быть представлены);
• повторить за педагогом мелодический отрывок на инструменте (или в вокальном исполнении) с динамическими изменениями (громко, тихо, а также в постепенном усилении или ослаблении динамики звучания).
3. Для установления уровня развития ладового чувства можно попросить ребенка:
• узнать по мелодии ранее исполнявшуюся песню, инструментальную пьесу, пляску;
• рассказать о содержании или вспомнить название исполненного фортепианного произведения, которое хорошо знакомо ребенку;
•определить правильность спетой или сыгранной на инструменте педагогом ранее знакомой мелодии («знакома ли тебе эта мелодия?», «правильно ли она звучит?»);
• закончить мелодию на тонике («я начну, а ты закончи»);
• попробовать определить количество звуков в интервалах и аккордах;
• определить характер звучания в ладовых созвучиях (веселогрустно). (Составить попевки, построенные по принципу контраста-сопоставления ладовых функций мелодии);
• определить после проигрывания мелодии: когда она звучит до конца, а когда она недоигрывается.
4. Для определения музыкальной отзывчивости на музыку мож -но использовать несколько разнохарактерных музыкальных произведений, после прослушивания которых, можно предложить ребенку:
• определить настроение исполнителя произведения;
• нарисовать картинку, которую ребенок представил во время прослушивания музыки;
• подвигаться под музыку.
5. Для диагностики музыкальной памяти исполняется отрывок музыкального произведения, после окончания звучания которого можно попросить ребенка:
• исполнить его по памяти на слог «ля»;
• рассказать об особенностях построения мелодии (скачкообразное ведение или плавное);
284
• попробовать представить музыкальный образ и рассказать о
нем;
• если звучит оркестровая запись - уточнить, какие звучат инструменты;
• определить жанр произведения.
6. Для диагностики музыкального мышления и музыкального воображения предлагается прослушать незнакомое музыкальное произведение. Желательно, чтобы оно было не слишком длинным (в пределах 2-3 минут). Перед прослушиванием, ребенку следует объяснить, чтобы во время звучания произведения он постарался представить зрительную картинку музыки. Эту картинку необходимо выразить вначале в виде рисунка, а затем дать его словесное описание. Постараться дать название музыкальному образу. В процессе диагностики ребенку можно предложить завершить прерванную мелодию. Можно голосом, но лучше на инструменте. При этом оценивается не качество песнопения (точность интонации, штрих и т. п.), а качество слуховых представлений, обусловивших это исполнение (богатство и выразительность мелодии, законченность мысли, оригинальность изложения и т. п.).
О характеристиках музыкального мышления можно судить по результатам импровизации на заданную тему. Данные, полученные с помощью психодиагностических процедур, служат основанием для выводов об уровне и прогнозе развития изучаемых компонентов музыкальных способностей ребенка. Однако диагноз не должен ограничиваться лишь констатацией полученных результатов. Они требуют обоснованного объяснения, рекомендаций, прогнозов развития музыкальных способностей в зависимости от условий (внешних, социально-педагогических и внутренних, психологических), в которых осуществляется музыкальное развитие ребенка. Обоснование необходимо делать с точки зрения следующих критериев:
• данных об актуальном развитии ребенка в сравнении с целями и задачами музыкального обучения и воспитания, установленными для соответствующей возрастной группы;
• данных о диапазоне индивидуальных различий в музыкальном развитии конкретной возрастной группы;
• данных об условиях предшествующего музыкального развития, имеющегося музыкального опыта ребенка (детерминацию развития);
• данных о необходимости развития конкретных структурных компонентов музыкальности; т. е. определение того, что требует развития, а также благоприятных условий этого развития.
Диагностическая задача состоит в том, чтобы по возможности дифференцированно изучить уровень развития каждого структурно-
285
го компонента музыкальности ребенка. Это позволит не только прогнозировать тенденцию, потенциал развития изучаемого свойства личности, но и более точно определить содержание последующей педагогической работы, построить оптимальные методы для дальнейшего успешного усвоения ребенком нового опыта музыкальной деятельности.
Н. В. Лезедова
О психологической подготовке музыканта-исполнителя к конкурсному испытанию
Творческий процесс музыканта-исполнителя всегда движется к концертному выступлению - претворению композиторского замысла и к его демонстрации слушателю. В современном мире, как правило, путь к профессиональной концертной деятельности лежит через конкурсные испытания. Для получения возможности концертировать, необходимо иметь звание лауреата Международного, Всероссийского, либо какого-то другого конкурса.
Музыкальный конкурс как явление культуры, в последнее столетие является предметом музыковедческих и психологопедагогических исследований, а также предметом острых дискуссий среди музыкантов-исполнителей и педагогов.
Само по себе концертное выступление для большинства музыкантов является стрессовой ситуацией, а конкурсное испытание - в особенности. Музыкальное исполнительство является одним из сложнейших видов интеллектуально-действенной деятельности человека. К примеру, работа художника или композитора, как правило, проходит в спокойной рабочей обстановке - дома, либо в мастерской, в кабинете. Итог данной работы - готовое законченное произведение, представляемое публике, которое всегда можно
откорректировать в случае обнаружения каких-либо недостатков. У музыканта-исполнителя выход на сцену является итогом всей его предконцертной работы, и нет возможности исправить какие-либо неудавшиеся фрагменты музыкального произведения. Все это обостряет чувство ответственности перед слушателем, что в свою очередь вызывает эстрадное волнение, «эстрадобоязнь» и стрессовую ситуацию. В случае выступления на конкурсе волнение исполнителя усиливает и тот фактор, что его игру оценивает высокопрофессиональное жюри, от оценки которого зависит конечная цель конкурсанта - стремление получить звание лауреата. Как отмечают многие учёные, «музыкант на сцене находится под двойным гнетом стрессовых факторов итоговости и публичности, поэтому любое сценическое выступление может рассматриваться как итоговая дея-
286