УДК 373-056.45 Науч. спец.: 13.00.01
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
Статья посвящена вопросам организации смешанного обучения информатике как средства развития интеллектуальной одаренности школьников 5-6 классов во внеурочной деятельности. Описаны этапы психолого-педагогической работы по развитию интеллектуальной одаренности младших подростков: предварительный (1-4 классы), оценочно-коррекционный (5-6 классы), включающий в себя под-этап самостоятельной оценки, и итоговый (7 класс) с указанием реализуемых моделей смешанного обучения.
Ключевые слова: смешанное обучение, детская одаренность, методика обучения информатике.
Развитие детской одаренности и одаренных детей, носителей «золотого» интеллектуального генофонда страны, является приоритетной задачей государства и общества, так как во многом определяет социальное, экономическое, культурное развитие общества, совершенствование и развитие системы образования и науки в целом.
Смешанное обучение позволяет сочетать достоинства электронных технологий (гибкость, индивидуализация, интерактивность, адаптивность) и традиционного обучения (личное общение, спонтанность). Актуальность внедрения в школу технологии смешанного обучения одаренных детей обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО): необходимостью «развития... способностей... обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и внеурочной деятельности» «.использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа» [1].
Авторы «Рабочей концепции одаренности» (Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков, Н. С. Лейтес и др.) определяют одаренность как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [2, с. 7]. Интеллектуальная одаренность «является одним из видов одаренности в познавательной деятельности и может быть, в свою очередь, различной в зависимости от предметного содержания деятельности: одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр» [2, с. 18].
Существует множество концепций интеллектуальной одаренности, проанализируем некоторые из них (см. табл.).
По нашему мнению, интеллектуальная одаренность - это системное и динамическое качество, среди компонентов которого можно выделить в первую очередь интеллектуальную, а также творческую, эмоциональную
О. Н. Жукова O. N. Zhukova
DEVELOPMENT OF INTELLECTUALLY GIFTED SCHOOLCHILDREN IN THE
CONDITIONS OF BLENDED LEARNING IN THE INFORMATICS COURSE
The article is devoted to the organization of blended learning in informatics as a means of developing intellectual school-child's endowment in after-school activities. The stages of psychological and pedagogical work on the development of intellectual endowment for younger adolescents are described: preliminary (1-4 classes), assessment-corrective (5-6 classes), which includes a sub-stage of self-assessment and final (7 class) learning.
Keywords: blended learning, child's endowment, methods learning of the informatics.
и мотивационно-волевую компоненты. Детскую интеллектуальную одаренность мы понимаем как высокий интеллектуально-творческий потенциал, предполагающий выдающиеся достижения или их возможность в будущем. На развитие одаренности оказывают влияние наследственность (природные задатки) и социокультурная среда.
Технология смешанного обучения (ЫепсМеаттд) практикуется в школах США, Европы и странах Юго-Восточной Азии более 10 лет. Вопросами терминологии смешанного обучения и проблемами его организации в вузе и школе сегодня занимаются многие исследователи, как отечественные (О. Ф. Брыкси-на, Ю. И. Капустин, М. П. Лапчик, В. Г. Маняхина, М. Н. Мохова, В. И. Омельченко, М. И. Рагулина, М. С. Медведева, М. С. Орлова, В. А. Фандей и др.), так и зарубежные (К. Бонк, Ч. Грэхем, Д. Кларк, С. Патрик, В. Пурнима, Х. Стакер, Н. Фризен, М. Хорн и др.). Анализ диссертационных исследований, монографий и научных статей [3; 4; 5; 6; 7] показал, что до сих нет единого понимания сущности и структуры смешанного обучения, под ним с 2002 г. предлагалось понимать сочетание различных педагогических подходов (например, конструктивизма, бихевиоризма, когнитивизма); различных моделей обучения при помощи веб-технологий; аудиторного обучения, кейс-обучения и обучения по сетям; сетевого обучения с очным или автономным обучением; очного обучения, активных методов обучения и использование дистанционного учебного курса; очного обучения с применением элементов асинхронного и синхронного дистанционного обучения; технологий «классического обучения в классах» и технологий виртуального или оп-Ипе-обучения; обучения «лицом к лицу» с компьютерно-опосредованным обучением.
М. С. Медведева понимает под смешанным обучением сочетание очного, дистанционного и самообучения и подчеркивает, что смешанное обучение является методической системой, компонентами которой, согласно А. М. Пышкало, являются цели, содержание, методы, формы и средства обучения; эти компоненты взаимодействуют между собой и образуют единое целое [5].
Концепции интеллектуальной одаренности
ПЕДАГОГИКА Таблица
Название концепции одаренности Компоненты Факторы, влияющие на развитие одаренности
«Модель человеческого потенциала» Дж. Рензулли Интеллект (общие и/или специальные способности). Креативность Мотивация 1. Знания на основе опыта (эрудиция). 2. Благоприятная окружающая среда
«Рабочая концепция одаренности» (2003 г.) под ред. Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова Инструментальный аспект. Мотивационный аспект Наследственность (природные задатки). Социокультурная среда
«Интегративная концепция одаренности» А. И. Савенкова Интеллект (пороговые способности). Креативность. Мотивация Мега-среда (семья, сверстники, школа). Генотип
«Культурно-психологическая модель одаренности» Л. И. Ларионовой Интеллект. Креативность. Духовность Микроуровень (семья, коллектив, учитель). Мезоуровень (регион). Макроуровень (страна)
Модель одаренности Ф. Монкса Интеллект. Креативность. Мотивация Семья. Школа. Сверстники
«Модель морской звезды» А. Танненбаума Общие интеллектуальные способности. Специальные способности. Неинтеллектуальные компоненты (мотивация, самооценка и др.) Окружение (семья, школа и др.). Счастливое стечение обстоятельств или удача
Исследователи (Х. Стакер, Е. Чан, М. Клейтон, А. Эр-нандес, М. Хорн, К. Маскей) из Института Кристенсена Клейтона (США) при определении смешанного обучения обращают внимание на важность предоставления учащемуся возможности выбора темпа или маршрута обучения, времени и места деятельности [6; 7]. Руководитель Центра смешанного обучения (http://blendedlearning.pro/) Н. В. Андреева вслед за ними определяет смешанное обучение как «образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн» [8, с. 15].
Исследователи (C. Патрик, К. Кеннеди, А. Пауэлл) из Международной ассоциации онлайн-обучения в 12-летней общеобразовательной школе делают акцент на формировании индивидуальной образовательной траектории ученика и под смешанным обучением понимают «.. .комбинацию традиционного очного («лицом к лицу») обучения и платформ онлайн обучения, контента и инструментов для персонали-зации обучения» [9, с. 9].
Как показано выше, под смешанным обучением большинство исследователей понимают сочетание электронного и традиционного обучения в классе. Так Д. Кларк выделил автономные (off-line) и онлайновые (on-line) компоненты смешанного обучения. К автономным ученый относит: обучение на рабочем месте; обучение «лицом к лицу», инструктирование (coaching) или наставничество (mentoring); классная комната; распространяемые печатные медиа-средства; вещательные медиа-средства. Среди онлайновых компонентов Д. Кларк выделил: онлайновое содержание
обучения (образовательный контент); электронное обучение (е-Шоппд), электронное инструктирование (е-соасЫпд) или электронное наставничество (е-тепЫпд); совместное (коллаборативное) обучение онлайн; управление знаниями онлайн; интернет; мобильное обучение [10]. Электронное обучение (е-1егптд) вслед за ЮНЕСКО мы определяем как обучение с помощью интернета и мультимедиа. Работа школьников с электронным курсом организуется в электронной информационно-образовательной среде самостоятельно, в группе и/или под руководством учителя, выступающего в роли тьютора [11; 12].
В рамках нашего исследования развитие интеллектуальной одаренности школьников рассматривается как развитие их интеллекта, креативности (творческих способностей) и внутренней мотивации. В самом общем виде под интеллектом понимается мыслительная способность человека. К интеллекту относят способность к обучению (А. Бине, Ч. Спирмен и др.); способность к отвлеченному абстрактному мышлению или способность к оперированию символами (М. А. Холодная, С. Л. Рубинштейн, Я. А. Пономарев). Вопрос о соотношении интеллекта и креативности среди ученых до сих пор вызывает дискуссии: креативность понимается и как высший уровень развития интеллекта, и как один из важных компонентов в общей структуре интеллекта, и как сложная структура, включающая логический интеллект в качестве компонента.
Предмет «Информатика» обладает достаточно высоким потенциалом в развитии интеллекта школьников, в частности мышления, в первую очередь алгоритмического и логического, что подчеркивается во ФГОС ООО [1]. По мнению С. М. Окулова, стоявшего у истоков развития информатики
как школьного предмета, информатика «.является базовым инструментом развития интеллектуальных способностей ребенка (его ума), без привязки к какому-либо конкретному школьному предмету, ибо она сама - тот самый предмет» [13, с. 11], а «... мышление - это интеллект в действии» [13, с. 33].
Как указывает бессменный (с 1987 г.) председатель Центральной методической комиссии всероссийской олимпиады школьников по информатике В. М. Кирюхин, «отечественный и зарубежный опыт олимпиадного движения по информатике показывает, что если талантливость ребенка в области информатики выявляется и поддерживается в начальной школе и далее непрерывно развивается, то именно такие школьники впоследствии становятся победителями либо призерами заключительного этапа олимпиады или завоевывают золотые медали на международной олимпиаде по информатике» [14, с. 57].
В настоящее время ситуация такова, что в соответствии с ФГОС начального и основного общего образования предмет «Информатика» включен в обязательную для изучения интегрированную предметную область «Математика и информатика» и относится к школьному компоненту. Школа может самостоятельно формировать рабочую программу и включать в нее обучение информатике как в урочной, так и внеурочной частях учебного плана. По нашему мнению, существует необходимость организации урочной деятельности в начальных и 5-6 классах, а также внеурочной деятельности в 5-6 классах; применительно к этой категории школьников имеет смысл говорить о развитии интеллектуальной (или общей) одаренности, а не одаренности в области информатики, выявлять которую имеет смысл в более старших классах. Обучение информатике имеет развивающее значение для личности младшего школьника, так как здесь, как нигде, реализуются межпредметные связи. Мы планируем реализовать обучение информатике во внеурочной деятельности в 5-6 классах, а также в форме тьюторского сопровождения на основе применения технологии смешанного обучения.
На основе программы курса внеурочной деятельности «Занимательная информатика» [15, с. 66-72], а также рекомендаций содержания подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников [14] мы разработали программу курса на 54 часа внеурочной деятельности 5-6 классов «Решение задач повышенной сложности». В курсе рассматриваются методы решения следующих типов задач: логические; на оптимизацию; на упорядочение; «взвешивания», «переправы»; на анализ программ; вычислительных; с упрощенными исполнителями; на кодирование информации; комбинаторных и др. Освоение информационно-коммуникационных технологий в большей степени способствует развитию памяти, обучение решению задач по информатике - развитию интеллекта. По мнению В. В. Дрозиной, В. Л. Диль-ман, решение нестандартных, олимпиадных задач является творчеством. Анализ, синтез, предвидение занимают доминирующее место в творчестве [16].
Поскольку термин «смешанное обучение» достаточно гибкий, то разработано несколько разнообразных моделей смешанного обучения для реализации в школе и в вузе: поддерживающая модель, замещающая модель, модель
электронно-образовательного центра (В. А. Фандей); «до, во время, после», тренинг с продолжением (Э. А. Кадырова); модели «Перевернутый класс», «Смена рабочих зон», «Автономная группа» (группа «Ротация»), модели «Личный выбор», «Новый профиль», «Индивидуальный учебный план», «Межшкольная группа» (группа «Личный выбор») (М. Л. Кондакова, Е. В. Латыпова) и др.
В предыдущей публикации нами были сквозь призму диагностики и развития интеллектуальной одаренности школьников выделены и описаны модели смешанного обучения: «Перевернутый класс», «Смена рабочих зон», «Автономная группа» и «Индивидуальная траектория» [17]. Кроме того, при реализации данных моделей было показано, как могут быть учтены индивидуальные особенности интеллектуально одаренных школьников как с гармоничным, так и с дисгармоничным типом развития (познавательная потребность; сверхчувствительность к проблемам; надситуативная активность; оригинальность, гибкость и продуктивность мышления; высокая концентрация внимания; глубина и широта интересов; перфекционизм; самостоятельность; диссинхрония) и был предложен авторский способ деления этой категории школьников на группы на основе показателей их интеллекта, креативности и мотивации при реализации модели «Смена рабочих зон». Условно выделим этапы психолого-педагогической работы по развитию интеллектуальной одаренности младших подростков и соотнесем их с моделями смешанного обучения информатике.
1. Этап предварительный (1-4 классы). Происходит сбор информации о младшем школьнике: интеллектуально-творческом развитии, структуре его учебной мотивации изучения информатики и др. Источниками полученной информации являются учитель (информатики и/или начальных классов), школьный психолог, родители и сам ученик. Технология смешанного обучения не используется.
2. Этап оценочно-коррекционный (5-6 классы). Состоит в уточнении и конкретизации полученной на предыдущем этапе информации в ходе занятий по курсу внеурочной деятельности «Решение задач повышенной сложности», посещаемого всеми учащимися класса, с помощью следующих методов и методик: наблюдение, естественный и обучающий эксперимент, опрос, анкетирование, тестирование. Используется модель «Смена рабочих зон», деление на группы происходит в зависимости от уровня усвоения материала. Параллельно на добровольной основе школьник посещает дополнительно групповые и индивидуальные занятия по подготовке к олимпиаде по информатике, в любой момент может их бросить или, наоборот, присоединиться (метод «вращающихся дверей» Дж. Рензулли). Кроме того, учитель осуществляет его тьюторское сопровождение, при необходимости привлекаются другие специалисты, например вузовский преподаватель или педагог дополнительного образования. На этом подэтапе самостоятельной оценки используются модели смешанного обучения «Перевернутый класс», «Смена рабочих зон», «Автономная группа» и «Индивидуальная траектория».
3. Этап итоговый (7 класс). Результатами являются интерес школьника к информатике и к программированию, в частности, высокие показатели интеллекта и креативности по соответствующим тестам; успешное участие в конкурсах
и в различных этапах (школьном, муниципальном и высших) Всероссийской олимпиады школьников. Технология смешанного обучения не используется.
Несмотря на свою очевидную актуальность, вопрос развития интеллектуальной одаренности школьников на занятиях по информатике на основе применения технологии смешанного обучения все еще недостаточно научно обоснован. Анализ диссертационных исследований, посвященных различным аспектам реализации технологии смешанного обучения в образовании (Ю. И. Капустина, Е. В. Конькова, М. С. Медведевой, М. Н. Моховой, В. И. Омельченко, М. С. Орловой, В. А. Фандей) показал, что реализация данной технологии рассматривается преимущественно в контексте высшего образования без учета ее влияния на развитие интеллектуальной одаренности (интеллекта, креативности, мотивации) учащихся. Согласно диссертационному исследованию Т. В. Баракиной [18], обучение информатике в начальной школе, осуществляемое в два этапа: на межпредметном материале и на основных понятиях пропедевтического курса, способствует интеллектуальному развитию учащихся; показателями интеллектуального развития являются компетентность, инициатива и творчество, саморегуляция, уникальность склада ума.
В заключение перечислим компоненты методической системы смешанного обучения информатике, направленной на развитие интеллектуальной одаренности учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности.
Цели. Развитие интеллектуальной одаренности учащихся 5-6 классов как развитие их интеллекта, креативности, мотивации.
Содержание. Элементы логики. Комбинаторика. Граф, сеть, таблица. Сортировка, выборка, множество, упорядочивание, закономерности. Алгоритмизация и программирование. Решение задач.
Методы. Задачный подход в обучении. Эвристический метод. Проблемно-поисковый метод. Объяснительно-иллюстративный метод.
Формы. Внеурочная деятельность (кружок) по информатике. Тьюторское сопровождение учащегося. Обучение в сотрудничестве. Классно-урочная система обучения. Электронное обучение.
Средства. Школьный кабинет информатики. Электронный курс с образовательным контентом в электронной информационно-образовательной среде.
Отметим, что говоря о развитии интеллектуальной одаренности школьников, мы подразумеваем развитие потенциала личности каждого школьника, в то время как развитие интеллектуально одаренных школьников - это развитие некоторой исключительной категории школьников. Спроектированная методика смешанного обучения информатике в дальнейшем будет апробирована и проверена экспериментально.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы). URL: |-|йр://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 13.12.2017).
2. Рабочая концепция одаренности / Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков, Ю. Д. Бабаева и др.; отв. ред. Д. Б. Богоявленская. М., 2003. 95 с.
3. Смешанное обучение в вузе и школе // Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и педагогическом вузе : коллективная моногр. / Смирнова И. М., Маняхина В. Г., Захарова Т. Б. и др. М. : Прометей, 2017. С. 96-137.
4. Лапчик М. П. Теоретические и организационные вопросы информатизации школьного и педагогического образования // Современные проблемы информатизации образования : моногр. / рук. авторского коллектива и отв. редактор академик РАО, д-р пед. наук, проф. М. П. Лапчик. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2017. С. 43-110.
5. Медведева М. С. Формирование готовности будущих учителей к работе в условиях смешанного обучения : дис. . канд. пед. наук. Н. Новгород, 2015. 220 с.
6. Graham C. Blended learning systems: Definition, current trends, and future directions // C. Bonk & C. Graham. The handbook of blended learning: Global perspectives, local designs. San Francisco : Pfeiffer, 2006. P. 3-21.
7. Staker H., Chan E., Clayton M., Hernandez A., Horn M.B., Mackey K. The rise of K-12 blended learning: Profiles of emerging models. Innosight Institute, 2011. URL: https://files.eric. ed.gov/fulltext/ED535181.pdf (дата обращения: 13.12.2017).
8. Андреева Н. В., Рождественская Л. В., Ярмахов Б. Б. Шаг школы в смешанное обучение. М. : Буки Веди, 2016. 280 с.
9. Patrick S., Kennedy K., Powell A. Mean What You Say: Defining and Integrating Personalized, Blended and Competency Education. The International Association for K-12 Online Learning (iNACOL), 2013. URL: https://www. capss.org/uploaded/2014_Redesign/Leadership_Develop-ment/Personalized_Learning_Newsletters/issue_6/iNACOL-Mean-What-You-Say-0ctober-2013.pdf (дата обращения: 13.12.2017).
10. Clark D. Blended Learning: An EPIC White Paper, 2006. URL: https://www.immagic.com/eLibrary/ARCHIVES/GENER-AL/EPIC_UK/E060103C.pdf (дата обращения: 13.12.2017).
11. Рагулина М. И. Реализация модели смешанного обучения в системе подготовки бакалавра педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. URL: https://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=25891 (дата обращения: 13.12.2017).
12. Рагулина М. И. Реализация лабораторного практикума по методике обучения информатике средствами e-learn-ing // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 1(32). С. 140-143.
13. Окулов С. М. Информатика: развитие интеллекта школьников. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. 212 с.
14. Кирюхин В. М., Цветкова М. С. Информатика. Программы внеурочной деятельности учащихся по подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников: 5-11 классы. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 224 с.
15. Цветкова М. С., Богомолова О. Б. Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 классы. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 128 с.
16. Дрозина В. В., Дильман В. Л. Механизм творчества решения нестандартных задач : учеб. пособие. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. 255 с.
17. Жукова О. Н. Методика смешанного обучения математическим основам информатики как средство развития интеллектуальной одаренности школьников // Информатизация образования: теория и практика : сб. материалов
УДК 378.147:004:796 Науч. спец.: 13.00.08
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБОЛОЧКИ «MOODLE» В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Предложен способ организации изучения дисциплин биолого-медицинского профиля с использованием оболочки «МооС1е» на факультете физической культуры и спорта Витебского государственного университета им. П. М. Машерова. Описано структурирование учебных курсов. За основу структуры всех курсов дисциплин биолого-медицинского профиля в виртуальном пространстве была взята структура традиционного печатного варианта учебно-методического комплекса.
Изучено мнение студентов об использовании оболочки «МооС1е» в учебном процессе. Анализ проведенного анкетирования показывает, что большинство студентов положительно относится к внедрению в учебный процесс элементов дистанционного обучения. Тем не менее подготовка материалов, размещаемых в системе дистанционного обучения, требует от преподавателей постоянного их обновления на основе обратной связи.
Ключевые слова: высшее образование, дистанционное обучение, учебный процесс, «МооС1е», факультет физической культуры и спорта.
Внедрение новых образовательных технологий, необходимость активного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, акцент на увеличении доли самостоятельной работы студентов толкают к организации виртуального образовательного пространства [1, с. 12]. В Витебском государственном университете им. П. М. Машерова в качестве платформы для него используется оболочка «МооС1е».
В учебный план специальностей факультета физической культуры и спорта входит ряд дисциплин биолого-медицинского профиля (анатомия, физиология, физиология спорта, спортивная медицина), где дистанционное образование неспособно заменить традиционные формы образовательного процесса, а может играть только вспомогательную роль. Однако среди студентов факультета много спортсменов -участников сборных команд страны, членов спортивных клубов, вынужденных совмещать учебу с сезонными тренировками. Для них дистанционные курсы могут быть значительным подспорьем в изучении дисциплин учебного плана.
Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. М. П. Лапчика. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2017. С. 338-342.
18. Баракина Т. В. Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе обучения информатике : дис. . канд. пед. наук. Омск, 2006. 181 с.
© Жукова О. Н., 2019
T. O. KpecmbaHUHoea, O. H. Mamx T. Y. Khrystyanynova, O. N.Malah
USING THE «MOODLE» IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE DEPARTMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
A method for organizing the study of disciplines of the biomedical profile is proposed with the use of «Moodle» shell at the Faculty of Physical Culture and Sports of the Vitebsk State University named after P.M. Masherov. Structuring of training courses is described. The structure of the traditional printed version of the teaching and methodical complex was taken as a basis for the structure of all courses of disciplines of the biological and medical profile in the virtual space.
The students' opinion on the use of the «Moodle» shell in the teaching process is studied. The analysis of the questionnaire survey shows that most of the students are positive about introducing distance learning elements into the learning process. Though, the preparation of materials placed in the distance learning system requires teachers to be highly responsible for the quality of the information product and constant improvement of it on the base of feedback.
Keywords: higher education, distance learning, educational process, «Moodle», department of physical culture and sports.
Перед преподавателями стояла цель - организовать оптимальное наполнение виртуального образовательного пространства с использованием оболочки «МооС1е».
Данная цель определила решение нескольких задач: выявить логическую структуру курсов дисциплин биолого-медицинского профиля, подобрать набор инструментов оболочки «МооС1е», обеспечивающих наиболее полное заполнение структуры курсов, изучить мнение студентов дневной формы получения образования об использовании оболочки «МооС1е».
За основу структуры всех курсов дисциплин биолого-медицинского профиля в виртуальном пространстве была взята структура традиционного печатного варианта учебно-методического комплекса (см. рис.). В первый блок курса в системе дистанционного обучения мы ввели пояснительную записку к курсу, элементы учебно-программной документации (программа дисциплины, карта изучения дисциплины), также в этот блок были включены глоссарий, новостной форум, форум «Студент-преподаватель».