Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ / SWOT-АНАЛИЗ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джуха В.М., Тугуз Ю.Р., Хотян А.В.

Известные и наиболее востребованные механизмы принятия решений на практике чаще всего требуют конкретизации в зависимости, во-первых, от фактического рыночного окружения объекта управления (коммерческой организации) и, во-вторых, от той функциональной подсистемы (или подсистем) управления, которая задействована в данном случае. Универсальность использования механизмов принятия управленческих решений без учета вышеназванных особенностей может привести к некорректным решениям. Поэтому актуальной представляется проблема развития инструментов принятия управленческих решений, в том числе по функциональным подсистемам (производственная, финансовая, логистическая и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MANAGEMENT DECISION-MAKING TOOLS IN THE LOGISTICS SYSTEM OF A COMMERCIAL ORGANIZATION

The well-known and most popular decision-making mechanisms in practice most often require specification depending, firstly, on the actual market environment of the management object (commercial organization), and, secondly, on the functional subsystem (or subsystems) of management that is involved in this case. The universality of the use of management decision-making mechanisms without taking into account the above-mentioned features can lead to incorrect decisions. Therefore, the problem of the development of management decision-making tools, including functional subsystems (production, financial, logistics, etc.), seems urgent.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Bibliographic list

1. Usenko L.N., Tarasov A.N. Scientific basis for the formation of a strategy for regulating the foreign economic activity of the agro-industrial complex // Scientific works of the Free Economic Society of Russia. - 2019. - Vol. 220. - No. 6. -Pp. 244-262.

2. Cross-border factor: pros and cons of farming. - Rostov n/D: VNIIEiN -branch of FGBNU FRANCE: Publishing house of AzovPrint LLC, 2019. - 416 p.

3. Usenko L.N. Integration processes in the fruit and vegetable canning subcom-plex in market conditions: dissertation of Doctor of Economics: 08.00.05. - Rostov n/D, 1999. - 386 p.

4. Kholodova M.A., Usenko L.N., Krinichnaya E.P. Development of processes of cooperation and integration interactions in the agrarian sector of the Russian

DOI 10.54220/1994-0874.2022.17.55.003 УДК 005

economy: monograph. - The village of Rassvet: FGBNU FRANZ: Publishing house of AzovPrint LLC, 2020. - 116 p.

5. Klimenko A.I., Kholodova M.A., Usenko L.N., Krinichnaya E.P. Theoretical foundations and principles for the development of various forms of management in the agrarian sector of Russia in the conditions of the new economic reality: monograph. - Rassvet settlement: FGBNU FRANZ: Publishing House of AzovPrint LLC, 2021. - 186 p.

6. Usenko L.N. Theory and practice of the food market: scientific and practical. Allowance. - Rostov n/D: RGEA, 1998. -93 p.

7. Usenko L.N. The role of state support in realizing the potential of the Russian agro-industrial complex and ensuring food security // Scientific works of the Free Economic Society of Russia. - 2017. -Vol. 203. - Pp.255-267

Джуха В.М., Тугуз Ю.Р., Хотян A.B.

РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

Известные и наиболее востребованные механизмы принятия решений на практике чаще всего требуют конкретизации в зависимости, во-первых, от фактического рыночного окружения объекта управления (коммерческой организации) и, во-вторых, от той функциональной подсистемы (или подсистем) управления, которая задействована в данном случае. Универсальность использования механизмов принятия управленческих решений без учета вышеназванных особенностей может привести к некорректным решениям.

Поэтому актуальной представляется проблема развития инструментов принятия управленческих решений, в том числе по функциональным подсистемам (производственная, финансовая, логистическая и т.д.).

Ключевые слова

Система управления коммерческой организацией, ее функциональные подсистемы, SWOT-анализ, стратегия развития логистической системы организации

JEL: M2, М20, М21

Dzhukha V.M., Tuguz Yu.R., Hotyan A.V.

DEVELOPMENT OF MANAGEMENT DECISION-MAKING TOOLS IN THE LOGISTICS SYSTEM OF A COMMERCIAL ORGANIZATION

Annotation

The well-known and most popular decision-making mechanisms in practice most often require specification depending, firstly, on the actual market environment of the management object (commercial organization), and, secondly, on the functional subsystem (or subsystems) of management that is involved in this case. The universality of the use of management decision-making mechanisms without taking into account the above-mentioned features can lead to incorrect decisions. Therefore, the problem of the development of management decision-making tools, including functional subsystems (production, financial, logistics, etc.), seems urgent.

Keywords

The management system of a commercial organization, its functional subsystems, SWOT-analysis, strategy for the development of the logistics system of the organization.

Введение. Развитие методики оценки эффективности логистической системы коммерческой организации, на наш взгляд, следует осуществлять, основываясь на положениях многоуровневого динамического анализа. Важнейшей детерминантой обеспечения эффективности логистической системы является адекватная количественная оценка факторов развития для достижения синергетического эффекта.

Концепция SWOT, традиционно причисляемая к трудам гарвардских ученых и озвученная в 1960-х гг. профессором Кеннетом Эндрюсом, с тех пор получила всемирную известность и применение в различных исследованиях по стратегическому планированию деятельности организаций.

Главная функция SWOT-анализа -это детальное и точное описание текущего положения дел или конкретной ситуации/события, в отношении которых требуется принятие управленческого решения. Выводы, которые формируются на основе SWOT-анализа, имеют строго описательную функцию, исключающую предварительное форми-

рование рекомендаций и расстановку приоритетов [1, с. 41].

В качестве объекта SWOT-анализа может выступать не только предприятие, но и любые иные социально-экономические или политические объекты: отрасли экономики, регионы, различные институты государства и общества, политические движения, различные процессы, отдельные специалисты, персоны и т.д. [2].

Методы и результаты. Методология SWOT-анализа распределяет факторы, характеризующие объект изучения, на несколько основных групп: силы (англ. Strengths), слабости (англ. Weaknesses), возможности (англ. Opportunities), угрозы (англ. Threats). Силы, как и слабости, есть проявления внутренней среды объекта исследования (иными словами, то, на что распространяется влияние самого объекта), в то время как возможности и угрозы - проявления внешней среды, они неподвластны изучаемому объекту [2, с. 152].

Часто в практике SWOT-анализа также используются другие аналитиче-

ские модели, например PEST-анализ, который в основном служит каркасом для формулирования факторов внешней среды. В классической модели PEST 4 обширные категории: (P) политические, (E) экономические, (S) социальные и (Т) технологические категории факторов [3, с. 99].

Это очень важный аспект формирования SWOT-анализа, т.к. влияние внешней среды, ее адекватная оценка оказывают существенное влияние на формирование и приоритезацию стратегий поведения системы в сложившихся обстоятельствах, т.е. позволяют адекватно реагировать и/или предотвращать или минимизировать негативные проявления среды.

Развивая идею стратегий поведения, следует отметить вклад Хайнца Вайриха, развившего логику поиска релевантной стратегии поведения объекта, основываясь на различных сочетаниях факторов, утверждая, что выбор стратегий есть всегда результат активного взаимодействия факторов внутренней и внешней среды [4]:

1) стратегия «силы» + «возможности» подразумевает использование сильных сторон для реализации возможностей, предлагаемых средой;

2) стратегия «слабости» + «возможности» есть реализация имеющихся возможностей с целью компенсации слабых сторон объекта исследования;

3) стратегия «силы» + «угрозы» предлагает использование сильных сторон объекта для максимального снижения/нивелирования негативного влияния угроз;

4) стратегия «слабости» + «угрозы» подразумевает тщательную аналитику взаимодействия слабых сторон объекта и угроз внешней среды для максимально возможной в таких условиях минимизации потерь.

В современной отечественной практике коммерческой деятельности чаще всего полноценный SWOT-анализ проводится на уровне предприятия целиком либо его филиалов, что накладывает отпечаток впоследствии на формулируемые выводы, а также на распределение управленческих задач и ответственностей по департаментам в функциональной логической связке. В целях проводимого исследования объектом анализа будет выступать не предприятие целиком, но его важнейшая функциональная составляющая, а именно логистическая система отдельно взятого магазина международной торговой сети.

Как предварительное условие примем, что внутренние факторы (силы и слабости объекта) относятся исключительно к самой логистической системе и не включают предприятие целиком. Внешние факторы в нашем исследовании - это факторы рынка и конкуренции, законодательства, а также иные социальные, экономические, природные и антропогенные факторы, влияния на которые логистическая система магазина оказать не может, однако учитывать при выборе стратегии поведения обязана.

Комбинация этих факторов, предопределяющая выбор тех или иных действий и стратегий, является пространством для изучения особенностей логистической системы предприятия, кристаллизует характер требуемых изменений и, соответственно, авторских предложений практического характера в рамках исследования, отвечающих потребностям предприятия в выбранном разрезе SWOT-стратегий (табл. 1).

Рассмотрим описанные факторы SWOT-анализа логистической системы предприятия подробнее.

Логистическая система предприятия (Си) имеет следующие сильные стороны.

Таблица 1 - SWOT-анализ логистической системы

Силы (Си): 1) стабильная и надежная репутация бренда на рынке, 2) информационные технологии, 3) лояльность сотрудников. Слабости (Сл): 1) уровень оплаты труда, 2) недостаточность системы развития персонала, 3) расположение магазина, 4) устаревающая методика оценки эффективности.

Возможности (В): 1) рост интереса потребителей к обустройству дома, 2) развитие информационных технологий в отрасли, Угрозы (У): 1) нестабильность технических решений, 2) конкуренция на рынке труда, 3) рост покупательских требований к качеству и стоимости логистического сервиса, 4) волатильность курса рубля.

1. Стабильная и надежная репутация бренда на рынке - это в

первую очередь бренд глобального масштаба с подтвержденным позитивным имиджем, высокими стандартами качества продукции, высокими рейтингами на пользовательских платформах, имеющий высокую активность и большой размер аудитории в соцсетях (31 млн подписчиков в сети Facebook, а также 2,4 млн подписчиков в сети Insta-gram) [5, 6]. С точки зрения влияния на логистическую систему это сильная сторона, т.к. позиционирование бренда как ответственного и качественного ри-тейлера также влияет и на интерес с нему как к работодателю, что формирует базу потенциальных кандидатов на рынке, имеющих более сильную мотивацию к работе именно в этой компании. Также это усиливается тем, что компания регулярно входит в списки лучших работодателей России в различных исследованиях, таких как Ranstad и Universum [7, 8].

2. Информационные технологии как сильная сторона логистической системы имеет ряд следующих обоснований.

2.1. Быстрый доступ к огромному объему операционной информации, анализ которой позволяет выявить внутренние сложности и риски до того, как они превратятся в проблему для логистической системы или предприятия в целом.

2.2. Развитие технологий в обслуживании потребителей одновременно и отвечает текущим требованиям рынка, и формирует повышенные клиентские ожидания и более высокие отраслевые стандарты для ритейлеров в будущем, что способствует усилению конкурентных позиций на рынке [9].

3. Лояльность персонала также представляет собой сильную сторону логистической системы магазина, т.к. позволяет устойчиво достигать следующих положительных эффектов в деятельности.

3.1. Более позитивный покупательский опыт, что усиливает фактор Си1 (репутация на рынке).

3.2. Низкая оборачиваемость персонала, что подтверждается следующими данными: средняя продолжительность работы сотрудника в компании -5 лет, а около 20% персонала трудится с основания компании в России в 2000 году [10].

Слабые стороны логистической системы предприятия (Сл) следующие.

1. Уровень оплаты труда рядовых сотрудников и менеджеров операционного уровня находится ниже медианы (до -20 %) на всех региональных рынках, что подтверждается анализом схожих вакансий на ключевых площадках размещения.

2. Недостаточность системы развития персонала - это фактор, который замедляет адаптацию новых сотрудников, снижает уровень вовлеченности, а также увеличивает операционную нагрузку на низший руководящий состав, что может быть не столь заметным фактором при анализе предприятия в целом, однако становится действительно весомым в рамках анализа логистической системы в виду пункта Сл1 и узости рынка специалистов в сфере логистики розничных продаж.

3. Удаленное расположение магазинов, а именно локация их за пределами больших городов, обычно на окраинах городов-сателлитов, - следствие парадигмы, в рамках которой действовала компания в течение последних десятилетий. Однако начиная с 2010-х годов покупательский тренд на индивидуализацию, улучшение качества жизни и повышение ценности времени приводит к тому, что все больше и больше покупателей принимает во внимание фактор физической доступности при выборе места покупки, а также выбирает опцию покупки в Интернете. Это негативно отражается на посещаемости и развитии продаж торговых центров в целом и тем более актуально для торговых центров, находящихся на периферии городов (рис. 1), как в настоящее время, так и в 5-7-летней перспективе.

■НИН

т-т-т-т-т-т-^МСМСМММСМСМСМС^СМСО

оооооооооооооооооо

С\1С\1С\1С\1С\1С\1С\1С\1С\1С\1С\1С\1С\1С\(С\1С\1С\1С\1 Рисунок 1 - Динамика посещаемости торговых центров в Москве [11]

Методика оценки эффективности процессов - данная сторона логистической системы должна быть доработана по объективным причинам: стремительные изменения в бизнес-процессах должны отражаться в системе показателей, на основании которых логистический менеджмент будет способен принимать своевременные и адекватные решения.

Среди внешних позитивных факторов среды, или «возможностей» (В), следует выделить следующие.

1. Рост интереса потребителей к обустройству дома - это возможность для логистической системы предприятия усилить конкурентные позиции и увеличить объем товарооборота, обеспечив своевременное исполнение покупательских заказов. Особенно интерес потребителей вырос ввиду длительного периода самоизоляции по причине сложной эпидемиологической обстановки, когда жизнь дома и его благоустройство стали оказывать значительно большее влияние на быт потребителей.

2. Усиление роли качественного покупательского опыта - это также мощнейший тренд последних лет, особенно явственно выраженный в 2019-

2020 гг., а с началом пандемии корона-вируса ещё более усилившийся, что отражено на рисунке 2 (данные 2020 г.) согласно аналитике Р—С [12].

с Цена

* т Удобство покупки

* © Доверие к бренду

ш о X & Личная безопасность

Ассортимент товаров и услуг

Срок доставки

Рисунок 2 - Ключевые драйверы покупки

Как следует из списка выше, логистическая система оказывает прямое влияние на большую часть факторов, способствующих покупке (на цену - через оптимизацию затрат, на удобство покупки, доверие к бренду, ассортимент товаров/услуг и сроки доставки - через свою операционную деятельность).

Среди внешних негативных факторов среды, или «угроз» (У), следует выделить следующие.

1. Нестабильность технических/цифровых решений - усиление роли удобства и доступности покупательского опыта может иметь серьезный резонанс, снижающий конкурентоспо-

собность предприятия исключительно ввиду нестабильности имеющихся на предприятии технических решений и систем. Периодическая техническая невозможность своевременно выдать покупательский заказ, сбои в работе смежных систем предприятия и поставщика транспортных услуг, приводящие к задержкам в доставке, могут являться достаточными триггерами для отказа от покупки как в данный момент, так и в будущем. Это подтверждается данными исследований потребительской удовлетворенности, проведённых в 2019 г. компанией Р—С (рис. 3).

Рисунок 3 - Элементы потребительского опыта, которые могут оттолкнуть от взаимодействия с брендом в будущем [13]

2. Конкуренция на рынке труда, особенно в области высококвалифицированного персонала, - реальная угроза для предприятия, т.к. развитие технологий, усиление роли удобства и доступности покупательского опыта, повышение чувствительности покупателей к цене, растущая потребность в кадрах в связи к экспансией крупных ритейлеров, являющихся конкурентами как на рынке продукции, так и на рынке труда, требуют управленческих компетенций в области логистики, обеспечения интернет-продаж, развития линейки сервисов, и текущий рынок труда уже не покрывает этой потребности, более того, тренд будет только усиливаться в ближайшие годы [14].

3. Рост покупательских требований к стоимости логистического сервиса может являться угрозой для логистической системы предприятия, т.к., согласно последним данным исследовательского агентства Data insight [15], логистическое сопровождение покупки крайне важно для покупателей: чуть менее 50 % респондентов приняли решение отказаться от совершения заказа только из-за неудобной доставки, где основным мотивом для отказа от заказа выступает стоимость доставки. Не менее важная составляющая - это сроки. Каждый 7-й заказ не состоялся из-за слишком большого времени ожидания [15, с. 14].

4. Волатильность курса рубля -угроза для логистической системы предприятия вследствие непрогнозируемых скачков стоимости оборудования, техники, запасных частей и обслуживания, а также закупочных цен на часть ассортимента.

Основываясь на проведенном анализе внутренних и внешних факторов, сформулируем актуальные стратегии поведения логистической системы предприятия, способствующие повышению общей конкурентоспособности предприятия.

1. Угроза утечки квалифицированных кадров, спровоцированная низким уровнем заработной платы и отсутствием системы развития персонала.

Выбранная стратегия - формирование системы внедрения внутренних инноваций и мотивации персонала.

2. Удаленное расположение предприятия в условиях растущей потребности рынка в доступном и качественном покупательском опыте несет в себе риски снижения товарооборота предприятия.

Выбранная стратегия - создание методики управления физической доступностью ассортимента на рынке.

3. Устаревающая методика оценки эффективности логистической системы в условиях роста требований рынка к качеству логистического сервиса может создавать операционные и потенциально репутационные риски ввиду несоответствия предъявляемых рынком требований принимаемым на основе все менее корректных метрик действиям со стороны логистического менеджмента.

Выбранная стратегия - обновление и ребалансировка системы ключевых логистических показателей в связи с изменением методов достижения целей предприятия посредством логистической системы.

Заключение. Подводя итоги анализа, резюмируем, что использованная методика SWOT позволила провести достаточно результативный системный анализ логистической составляющей деятельности рассматриваемого предприятия, а также предложить методологию оценки эффективности его логистической системы как сигнальной системы принятия управленческих решений.

Важно также отметить, что проведенное исследование позволило выявить ряд потенциальных зон текущей эффективности и сбалансированности логистической системы магазина (таких как развитие и удержание персонала, управление физической доступностью ассортимента и адаптация к новым реа-

лиям системы ключевых показателей логистической системы), изменения в которых позволят повысить общую конкурентоспособность предприятия на рынке и обеспечить его дальнейшее развитие.

Кроме того, авторам представляется весьма перспективным регулярное проведение SWOT-анализа в следующих его модификациях:

- количественная оценка факторов для анализа их синергетического влияния на логистическую систему по методике, описанной в [16];

- применить многоуровневый динамический SWOT-анализ [17], результаты которого позволят применить метод системы сбалансированных показателей для разных иерархических уровней логистической системы.

Библиографический список

1. Котлер Ф., Бергер Р., Бик-хофф Н.. Стратегический менеджмент по Котлеру. Лучшие приемы и методы = The Quintessence of Strategic Management: What You Really Need to Know to Survive in Business. - M.: Альпина Паблишер, 2012. - 144 с.

2. Майсак О.С. SWOT-анализ: объект, факторы, стратегии. Проблема поиска связей между факторами // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. - 2013. - № 1 (21). -С.151-157.

3. Statistical practice in business and industry / ed. by S. Coleman, T. Greenfield, D. Stewardson, D.C. Montgomery. - Chichester, England: John Wiley & Sons, Ltd., 2008. - 450 p.

4. Weihrich H. The TOWS Matrix -A Tool for Situational Analysis // Long Range Planning. - 1982. - Vol. 15. - No 2. -Pр. 54-66.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. ИКЕА Россия [Электронный ресурс] // Facebook.com. - URL: https://ru-ru.facebook.com/IKEAru/?rf= 120177958048571 (дата обращения: 12.01.2022).

6. ИКЕА Россия [Электронный ресурс] // Instagram.com. - URL: https://www.instagram.com/ikea_rus/ (дата обращения: 12.01.2022).

7. Победители Randstad employer brand research 2020 [Электронный ресурс] // Ancor.ru. - URL: https://ancor. ru/rebr/ (дата обращения: 12.01.2022).

8. Победители Universum employer brand research 2020 [Электронный ресурс] // UniversumGlobal.com. - URL: https ://universumglobal. com/rankings/com pany/ikea/ (дата обращения: 12.01.2022).

9. Steve Olenski. The Technology That Makes People Love IKEA, Zappos, And Lowe's [Электронный ресурс] // BusinessInsider.com. - URL: https://new-retail.ru/tehnologii/kakie_tekhnologii_ zastavlyayut_nas_polyubit_ikea_zappos_i_ lowe_s/ (дата обращения: 12.01.2022).

10. Как мотивирует персонал в российском подразделении ИКЕА [Электронный ресурс] // HR-Portal.ru. -URL: https://hr-portal.ru/article/kak-motivi ruet-personal-v-rossiyskom-podrazdelenii-ikea (дата обращения: 12.01.2022).

11. Как изменится лицо рынка торговой недвижимости в 2020-х гг. [Электронный ресурс] // PwC.ru. - URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/kak-izmenitsa-litso-rynka-torgovoy-nedvizhi mosti.pdf (дата обращения: 12.01.2022).

12. Трансформация потребителя. Глобальное исследование потребительского поведения за 2020 год: Россия [Электронный ресурс] // PwC.ru. - URL: https://www.pwc.ru/ru/retail-consumer/ publications/assets/pwc-global-customer-insights-survey-2020-russia-ru.pdf (дата обращения: 12.01.2022).

13. Глобальное исследование потребительского поведения за 2019 год: Россия [Электронный ресурс] // PwC.ru. -URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/ consumer-insights-survey.html (дата обращения: 12.01.2022).

14. Кадровый голод [Электронный ресурс] // Retailer.ru. - URL: http s ://retailer.ru/kadrovyj -golod-2/ (дата обращения: 12.01.2022).

15. Логистика для интернет-магазинов: мнения и ожидания [Электронный ресурс] // DataInsight.ru. - URL: https://www.datainsight.ru/sites/default/ files/DI-LogisticOpinion2019-web.pdf (дата обращения: 12.01.2022).

16. Долятовский В.А., Тугуз Ю.Р., Филин Н.Н. Организационная диагностика в менеджменте: учебное пособие. -Ростов н/Д.: Издательско-полиграфи-ческий комплекс РГЭУ (РИНХ), 2015. -220 с.

17. Булатова Р.М., Тугуз Ю.Р., Филин Н.Н. Многоуровневый динамический SWOT-анализ как инструмент формирования адаптивной стратегии вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6.

Bibliographic list

1. Kotler Р., Berger R., Bickhoff N. Strategic Management by Kotler. Best Practices and Methods = The Quintessence of Strategic Management: What You Really Need to Know to Survive in Business. -Moscow: Alpina Publisher, 2012. - 144 с.

2. Maisak O.S. SWOT-analysis: object, factors, strategies. The problem of finding links between the factors // Caspian Journal: Management and High Technology. - 2013. - No. 1 (21). - Рр. 151-157.

3. Statistical practice in business and industry / ed. by S. Coleman, T. Greenfield, D. Stewardson, D.C. Montgomery. -John Wiley & Sons, Ltd. - 450 p.

4. Weihrich H. The TOWS Matrix -A Tool for Situational Analysis // Long Range Planning. - 1982. - Vol. 15. - No 2. -Рр. 54-66.

5. IKEA Russia [Electronic resource] // Facebook.com. - Access mode: https://ru-ru.facebook. com/IKEAru/? rf= 120177958048571 (access date: 12.01.2022).

6. IKEA Russia [Electronic resource] // Instagram.com. - Access mode: https://www.instagram.com/ikea_rus/ (date of access: 12.01.2022).

7. Winners of Randstad employer brand research 2020 [Electronic resource] //

Ancor.ru. - Access mode: https://ancor. ru/rebr/ (access date: 12.01.2022).

8. Winners Universum employer brand research 2020 [Electronic resource] // UniversumGlobal.com. - Access mode: https://universumglobal.com/rankings/com pany/ikea/ (access date: 12.01.2022).

9. Steve Olenski. The Technology That Makes People Love IKEA, Zappos, And Lowe's [Electronic resource] // Busi-nessInsider.com. - Access mode: https://new-retail.ru/tehnologii/kakie_tech nologii_zastavlyayut_nas_polyubit_ikea_z appos_i_lowe_s/ (accessed 12.01.2022).

10. How to motivate the personnel in the Russian division of IKEA [Electronic resource] // HR-Portal.ru. - Access mode: https://hr-portal.ru/article/kak-moti viruet-personal-v-rossiyskom-podrazdele nii-ikea (date of access: 12.01.2022).

11. How will the retail real estate market change in 2020s? [Electronic resource] // PwC.ru. - Access mode: https://www.pwc.ru/ru/publications/kak-izmenitsa-litso-rynka-torgovoy-nedvizhi mosti.pdf (access date: 12.01.2022).

12. Transforming the Consumer. Global Consumer Behavior Survey 2020: Russia [Electronic resource] // PwC.ru. -Access mode: https://www.pwc.ru/ru/ retail-consumer/publications/assets/pwc-global-customer-insights-survey-2020-russia-ru.pdf (access date: 12.01.2022).

13. Global Consumer Behavior Survey 2019: Russia [Electronic resource] // PwC.ru. - Access mode: https://www.pwc. ru/ru/publications/consumer-insights-survey.html (access date: 12.01.2022).

14. Staff hunger [Electronic resource] // Retailer.ru. - Access mode: https://retailer.ru/kadrovyj -golod-2/ (date of access: 12.01.2022).

15. Logistics for Internet-shops: opinions and expectations [Electronic resource] // DataInsight.ru. - Access mode: https://www.datainsight.ru/sites/default/file s/DI-Logistic0pinion2019-web.pdf (date of access: 12.01.2022).

16. Dolyatovsky V.A., Tuguz Y.R., Filin N.N. Organizational diagnostics in management: Tutorial. - Rostov n/D: Publishing and Polygraphic Complex of Russian State Economic University (RINH), 2015. - 220 р.

DOI 10.54220/1994-0874.2022.80.81.004 УДК 631

17. Bulatova R.M., Tuguz Yu.R., Filin N.N. Multilevel dynamic SWOT-analysis as a tool for forming an adaptive strategy of the university // Modern Problems of Science and Education. -2013. -No. 6.

Мирошниченко Т.А., Подгорская С.В.

КОНЦЕПЦИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ИНКЛЮЗИВНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Аннотация

Существующие социально-экономические проблемы села обусловливают необходимость изменения государственных программ сельского развития и корректировки концептуальной модели финансово-экономического обеспечения устойчивого развития сельских территорий на принципах инклюзивного роста. В ходе исследования было установлено, что существующая модель финансово-экономического обеспечения сельского развития имеет целый ряд недостатков, обусловленных недостаточностью бюджетного финансирования, слабой диверсификацией сельской экономики и ограниченностью доступа сельского населения и малого бизнеса к финансовым ресурсам, что препятствует выполнению своих функций органами местного самоуправления и подрывает основу финансовой самообеспеченности села. Предлагаемая концептуальная модель финансово-экономического обеспечения устойчивого инклюзивного развития сельских территорий построена на принципах бюджетной децентрализации, финансовой самостоятельности местного самоуправления, обеспечения финансовой инклюзии и гражданского участия в управлении финансовыми ресурсами. Разработанные меры финансово-экономического обеспечения сельского развития направлены на интегрированное решение комплексных проблем, повышение значения местного самоуправления и роли гражданского участия в управлении финансовыми ресурсами бюджетов сельских поселений, а также на развитие сельской экономики.

Ключевые слова

Концепция финансово-экономического обеспечения, развитие сельских территорий, инклюзивное развитие, устойчивое развитие, финансовая инклюзия, бюджетная политика, инициативное бюджетирование.

JEL: Q1, Q10, Q13

Miroshnichenko T.A., Podgorskaya S. V.

THE CONCEPT OF FINANCIAL AND ECONOMIC SUPPORT FOR SUSTAINABLE INCLUSIVE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS

Annotation

The existing socio-economic problems of the village determine the necessity to change the state programs of rural development and adjust the conceptual model of financial and eco-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.