Научная статья на тему 'О направлениях инновационного преобразования системы менеджмента организации'

О направлениях инновационного преобразования системы менеджмента организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
535
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновация / инновационные преобразования / система менеджмента организации / стратегия развития организации / innovation / innovative transformation / organization management system / devel- opment strategy of the organization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Т В. Александрова, Д К. Катаева

В статье исследуются возможности применения управленческих инноваций в системе менеджмента организации. Анализируется практика стратегического управления ООО «ИКЕА ДОМ», формулируются проблемы в сфере долгосрочного развития, представлены основные направления инновационного преобразования системы менеджмента организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE INNOVATION OF ORGANIZATION MANAGEMENT SYSTEM TRANSFORMATION

This article takes a look at the possibilities of application of management innovation in the Organization's management system. Examines the practice of strategic management of IKEA House, formulates long-term development challenges, and presents the main directions of innovative management system transformation.

Текст научной работы на тему «О направлениях инновационного преобразования системы менеджмента организации»

О НАПРАВЛЕНИЯХ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ

МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ

Т.В. Александрова, канд. экон. наук, доцент Д.К. Катаева, студент

Пермский государственный национальный исследовательский университет (Россия, г. Пермь)

DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10205

Аннотация. В статье исследуются возможности применения управленческих инноваций в системе менеджмента организации. Анализируется практика стратегического управления ООО «ИКЕА ДОМ», формулируются проблемы в сфере долгосрочного развития, представлены основные направления инновационного преобразования системы менеджмента организации.

Ключевые слова: инновация, инновационные преобразования, система менеджмента организации, стратегия развития организации.

В современных условиях хозяйствования инновационная деятельность в той или иной степени присуща любой организации. Инновационное преобразование продуктов и услуг, производственных и управленческих технологий становится основой экономического развития организации, гарантом ее прибыльности и финансовой устойчивости.

Необходимость в исследовании возможностей инновационного преобразования сложившихся систем менеджмента предопределена большим кругом проблем, с которыми сталкиваются многие современные организации. От успешного решения этих проблем во-многом зависит как

уровень эффективности операционной деятельности, так и результативность самой системы менеджмента организации. Правильный выбор направлений инновационного преобразования деятельности организации необходим для обеспечения ее устойчивого развития и повышения конкурентоспособности в долгосрочном периоде, а, следовательно, тесно связан с разработкой стратегии ведения бизнеса и совершенствованием системы стратегического менеджмента.

Управления инновационными преобразованиями в организации можно рассматривать в контексте определенных особенностей, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1. Особенности управления инновационными преобразованиями в организации

Особенность Пояснение

Теоретические основы Основано на применении положений теории инноваций, концепций инновационного и научно-технологического развития страны на определенном временном этапе.

Аналитические основы Ориентируется на учет особенностей внутренней и внешней среды организации

Научно -мето дические основы Использует нормативно-методические документы и стандарты в сфере инновационного менеджмента

Организационные основы Функционирует на основе отелов и служб аппарата управления организации с учетом особенностей уровней иерархии менеджмента

Технологические основы Предполагает использование цифровых технологий управления

Прикладные основы Ориентируется на решение проблем деятельности организации, использует передовой опыт разработки и внедрения инноваций на других предприятиях

Социально-экономические основы Предполагает учет потребностей сторон, заинтересованных в инновационных преобразованиях, обеспечение эффективности проводимых инновационных преобразований, распределение полученных финансовых доходов между участниками инновационного процесса.

Рассмотрим возможности инновационного преобразования системы менеджмента организации на примере ООО «ИКЕА ДОМ». ООО «ИКЕА ДОМ» открылось в России в 2000г. В Группу компаний ИКЕА входят 340 магазинов в 28 странах [4]. Миссия ИКЕА - изменить к лучшему повседневную жизнь многих людей. Достигать своих целей компании позволяет бизнес-идея - предлагать своему потребителю широкий ассортимент современных и практичных товаров по таким низким ценам, доступных как можно большим слоям

Основным конкурентным преимуществом компании ИКЕА является уникальный ассортимент собственного производства, высокий уровень профессиональной под-

населения. Этим и объясняется девиз ИКЕА - «Больше меньшими средствами» [1].

Магазины IKEA стали самыми популярными в сфере продажи предметов интерьера и мебели во всех странах. В настоящее время в России действует 14 магазинов IKEA в крупных городах, в том числе 3 магазина находятся в Москве и 2 -в Санкт-Петербурге. Также в стране построены 4 фабрики, среди них крупнейшая мебельная фабрика в Великом Новгороде [4].

готовки кадров, хорошая логистика, грамотная маркетинговая политика [3].

Для выявления актуальных направлений инновационного преобразования дея-

Таблица 2. SWOT-анализ компании IKEA

Факторы Оценка Вес Взвешенная оценка

Внутренние стратегические факторы

I. Факторы силы

Осведомленность покупателей о товаре 5 0,3 1,5

Применение инноваций для снижения затрат 4 0,2 0,8

Интегрирование цепочки поставок 4 0,1 0,4

Имидж торговой марки 4 0,2 0,8

Диверсификация продукции 5 0,2 1

Суммарная оценка - 1 4,5

II. Факторы слабости

Стандартизация продукции 4 0,2 0,8

Проблемы в области качества продукции 4 0,5 2

Геолокационные проблемы 4 0,3 1,2

Суммарная оценка - 1 4

Внешние стратегические факторы

III. Возможности

Возможность расширения бизнеса в других крупных городах Российской Федерации 4 0,3 1,2

Увеличение онлайн продаж 4 0,2 0,8

Расширение ассортимента продукции 5 0,3 1,5

Система бесплатных консультаций 3 0,1 0,3

Практика бесплатной перевозки покупателей на автобусах/маршрутках 3 0,1 0,3

Суммарная оценка - 1 4,1

IV. Угрозы

Усиление конкуренции на рынке 4 0,5 2

Уменьшение среднего дохода потребителей 3 0,3 0,9

Снижение потока покупателей 4 0,2 0,8

Суммарная оценка - 1 3,7

тельности ООО «ИКЕА ДОМ» был использован метод SWOT-анализа (табл. 2). Это позволило сформулировать ряд предложений по совершенствованию стратегической деятельности компании:

1. Повышать лояльность клиентов за счет интегрированных продуктов и различных проектов, не давая конкурентам стать лидерами на рынке.

2. Сдерживать рост цен за товары счет сокращения издержек производства и доставки.

3. Пересмотреть качество и ассортимент продукции, увеличить инвестиции в новые прибыльные проекты.

4. Снизить издержки за счет внедрения новых технологий, перехода к новой локализации производства, развития онлайн сервисов.

5. Повысить лояльность клиентов и расширить клиентскую базу.

Также была исследована портфельная стратегия компании ИКЕА с помощью матрицы БКГ (рис. 1). В качестве стратегических единиц бизнеса выделены под-

разделения по производству спален, стеллажей, гостиной, мягкой и иной мебели (на рис. 1 «мебель»), кухонной мебели, кулинарного производства (на рис. 1 «еда»), по страхованию произведенных потребителями покупок и др. (на рис. 1 «страхование»).

Дадим краткую характеристику развития данных стратегических единиц бизнеса по матрице БКГ ООО «ИКЕА ДОМ».

Дойная корова - мебель. Для компании ИКЕА мебель является наиболее конкурентоспособным товаром, а, значит, приносит наибольшую прибыль.

Звезда - встраиваемая кухонная техника. Несмотря на высокий спрос среди потребителей на этот товар, встраиваемая кухонная техника нуждается в финансовой поддержке для поддержания необходимой доли рынка.

Проблема - ИКЕА Food. Компания недавно вывела на рынок этот товар, ей нужны инвестиции для наращивания объема продаж и снижения рисков.

= а

i s

= а

u QQ

^Проблема Звезда ^^ Нсфаииаечня кухомнаы техника

Собака Дойная ^

хоров» ^Нв

С г|ШОЫни(

• Meoe.il>

-^

низкая

Огносин'льнаи .иия рмнкл

Рис. 1. Портфельная стратегия ИКЕА

Собака - страхование. Страхование занимает наименьшую долю на рынке компании ИКЕА. Закрыть данный бизнес пока нельзя, так как он осуществляется в соответствии с долгосрочными договоренностями компании с рядом логистических

предприятий.

Для решения выявленных проблем в ООО «ИКЕА ДОМ» разработана стратегия инновационных преобразований бизнеса, основными элементами которой является следующие управленческие инновации:

- Инновации в ценообразовании. В ИКЕА цена устанавливается по принципу минимизации издержек производства исходя из покупательских запросов к качеству и виду товара (функциональность, эко-логичность, эргономичность, современный дизайн, относительно низкая цена, доступность приобретения);

- Инновации в сфере маркетинга. В ИКЕА практикуется планировка торговых залов по типу лабиринта, через который проходят покупатели. Обилие демонстративных вариантов мебели, инсценировка полноценных уютных интерьеров побуждают покупателя к спонтанным покупкам. Другой маркетинговой инновацией является размещение сети ресторанов «ИКЕА Food» с доступными ценами общепита сразу напротив выхода из торгового зала. Таким образом, компания увеличивает продажи сразу в нескольких рыночных категориях [2];

- Инновации в логистике. В компании разработаны стандарты для перевозки товара любым видом транспорта. Плоские картонные упаковки из дешевых экологичных материалов, штабелирование коробок при хранении и перевозке дают сокращение количества перевозок и снижение выбросов углекислого газа;

- Инновации при подборе персонала. На сайте ИКЕА проводится тестирование, которое предлагает кандидату оценить свой потенциал и ответить на вопрос, сможете ли он продуктивно работать в данной организации. При наличии положительного

приглашает кандидата на очное собеседование.

Кроме того, в 2015 г. группа компаний ИКЕА представила новую инновационную стратегию устойчивого развития «Growing Ikea Together» [4].. В основе новой стратегии лежит огромный опыт, накопленный компанией в сфере устойчивого инновационного развития, а также новые цели деятельности, запланированные на период до 2020 года. К ним относятся [4]:

- переход от локальных задач освоения рынка к глобальной экспансии;

- выход на принципиально новые рынки;

- участие сотрудников компании в открытии новых магазинов;

- исследование не только потребностей потребителей, но и общества в целом;

- переориентация социальной ответственности компании на решение глобальных проблем человечества.

Все вышеперечисленные инновационные решения являются на сегодняшний день достаточно редкими, но высокопродуктивными для бизнеса. Их практическое применение приносит компании ИКЕА прибыль, в разы превышающую прибыль компаний-конкурентов. Стратегические инновационные преобразования дают мощный толчок для повышения эффективности хозяйствования организации, способствуют формированию долгосрочных конкурентных преимуществ и повышают адаптацию бизнеса к современным требованиям общественного прогресса.

результата теста руководство компании

Библиографический список

1. Андрее Дальвиг. ИКЕА: собери свою мечту. - М.: Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2012. - 208 с.

2. Красюк И. А., Бахарев В.В., Медведева Ю.Ю. Инновационные решения в розничной торговле // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. -2017. - №3 (21). - С. 32-38.

3. Красюк И.А., Оплеснина Е.Е. Особенности маркетингового управления российскими розничными сетями // Практический маркетинг. - 2013. - № 11 (201). - С. 20-26.

4. Официальный сайт ИКЕА в России. URL: www.ikea.com/ms/ru RU (дата обращения: 05.12.30180

ON THE INNOVATION OF ORGANIZATION MANAGEMENT SYSTEM

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TRANSFORMATION

T.V. Alexandrova, candidate of economic sciences, associate professor

D.K. Kataeva, student

Perm state national research university

(Russia, Perm)

Abstract. This article takes a look at the possibilities of application of management innovation in the Organization's management system. Examines the practice of strategic management of IKEA House, formulates long-term development challenges, and presents the main directions of innovative management system transformation.

Keywords: innovation, innovative transformation, organization management system, development strategy of the organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.