ПОИСКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
УДК 316.354
СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПАРТНЕРСТВА
ОРГАНИЗАЦИЙ
Ф.Е. Шкель
В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства России от 17 ноября 2008 г. № 1662 - Р, развитие институтов государственно-частного партнерства определяется в качестве приоритетного стратегического направления. В этой связи представляется актуальным раскрытие содержания отношений партнерства различных организаций, что является базовой основой формирования более высоких и более эффективных экономических связей предпринимателей и государства.
Организация представляет собой целенаправленную систему, состоящую из взаимосвязанных субъектов, готовых к совместной деятельности для достижения конечного результата [1].
Любая организация, независимо от рода своей деятельности, вступает в определенные отношения с государственными и муниципальными институтами, с поставщиками средств производства, партнерам по сбыту продукции, рекламными агентствами и др. Важно отметить, что в современных условиях, наряду с обострением конкуренции все более активно формируются отношения партнерства различных организаций.
Социально-экономическое содержание партнерства по-разному трактуется в современной зарубежной и российской экономической науке.
Так, Дж. Дей связывает развитие отношений партнерства с системой стратегического менеджмента и маркетинга [2, с. 25].
Шкель Федор Евгеньевич - аспирант кафедры менеджмента Южно-Российского института - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70, e-mail: shkelf@mail.ru, т. 8(863)2409413.
Он отмечает, что главная роль маркетинга в стратегическом управлении состоит в следующем:
- вызывает стремление к сбалансированности, гармонизации интересов фирмы, потребителей и общества в целом;
- способствует партнерству всех участников рыночных отношений;
- содействует некоммерческому распределению общественных благ [2, с. 36].
Ж.Ж. Ламбен также связывает отношения партнерства организации с развитием маркетинговой концепции, что, по его мнению, позволило более полно реализовать тенденции и принципы современного управления: его глобализм; активность и инновацион-ность; интегрированность и партнерство всех субъектов рыночных отношений; активное использование связей с общественностью (public relations) [3].
Российские ученые А .О. Блинов и И.Н. Шапкин связывают развитие отношений партнерства с системой корпоративного управления и ролью государства в этом процессе. Корпорация определяется ими как организация лиц, обладающая как самостоятельный экономический субъект определенными правами, привилегиями и обязательствами, которые отличаются от прав, привилегий и обязательств, присущих каждому члену корпорации в отдельности [4, с. 107].
Названные авторы вполне правомерно подчеркивают, что корпоратизм - это совладение собственностью сообществом, в котором предпринимательская деятельность осуществляется через договорные отношения в целях
Fedor Shkel - postgraduate student of the Management Department at the South Russian Institute of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 150 Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344002, e-mail: shkelf@mail.ru, tel. +7 (863)2409413.
взаимодействия в достижении интересов всех участников корпоративного соглашения [4, с. 206].
А.Л. Гапоненко и А.П. Панкрухин отмечают, что в основе партнерства лежит кооперация организаций, выходящая на передний план в силу частичного совпадения их интересов, осознания того, что конкуренция между ними не даст особых преимуществ даже победителю [5, с. 705].
Позитивно оценивая вклад зарубежных и российских ученых в определение сущности понятия "партнерство организаций", следует вместе с тем обозначить ряд проблем, связанных с ролью корпораций в данном процессе.
Автор данной статьи ставит своей целью обоснование собственного понимания отношений партнерства в любой корпоративной структуре, различий долгосрочного партнерства и разовых бизнес-контактов, а также анализ основных форм партнерства организаций.
Анализируя опыт формирования отношений партнерства организаций, важно отметить их органическую связь с кооперацией субъектов хозяйствования, которая эффективно проявляется в корпорациях.
Можно выделить основные критерии корпоратизма: действие рыночных механизмов (конкуренции, игры спроса и предложения, с чем связана динамика цен); сочетание различных форм собственности; сохранение ценностей (традиций) фирм, вошедших в корпорацию; наличие механизма регулирования развития предпринимательства государством.
При этом корпорация выступает связывающим звеном между административным управлением, косвенным регулированием рыночных сделок и менеджментом, с наибольшей эффективностью раскрывая свою роль в сочетании интересов всех участников.
На этой базе и формируются отношения партнерства, а не соперничества организаций, вошедших в корпорацию.
Развитие отношений партнерства в рамках любой корпоративной структуры опирается на следующие специализированные блоки:
- блок управления, основными функциями которого являются разработка и выбор стратегии и тактики развития группы, выработка финансовой, бюджетной и производственной политики;
- финансовую инфраструктуру, предназначенную для аккумулирования финансовых ресурсов и их оперативного распределения с целью постоянного поддержания и наращивания жизнеспособности группы;
- маркетинговую структуру для анализа структуры национального и мирового рынков, формирования спроса и предложения продукта для различных рыночных сегментов [6].
На базе согласованной деятельности данных структурных подразделений формируются отношения партнерства.
Обобщив сказанное, партнерство можно определить как кооперацию, организационное взаимодействие входящих в нее субъектов для достижения общих социально-экономических и иных целей наиболее эффективным путем.
Партнерство организаций может формироваться в виде двух моделей:
- в форме координации, согласования их деятельности по важным и перспективным направлениям развития;
- в особой форме бизнеса, когда объединяются ресурсы нескольких субъектов, что в итоге приводит к возникновению солидарной ответственности за работу по использованию этих ресурсов.
Оба варианта характерны как для малого, среднего, так и для крупного бизнеса.
Важно различать долгосрочное партнерство и разовые бизнес-контакты. Это можно показать на примере различий между "маркетингом разовых сделок" и "маркетингом отношений". Маркетинг разовых сделок (trade marketing - TM) предполагает активного продавца, агрессивную рекламу, пассивного покупателя и хаотичный, разрозненный рынок. При этом формируются временные отношения между субъектами коммерческой сделки. Данные отношения заканчиваются с завершением процесса купли - продажи.
Маркетинг отношений (relationships marketing - RM) (другое название - интерактивный маркетинг) построен на активности и продавца, и покупателя. Такие отношения имеют долгосрочный характер и не только не заканчиваются, но по-настоящему только начинаются при совершении первой сделки.
Отношения партнерства формируются на основе договора, которым регулируются
функции, права и обязанности участников, порядок возмещения общих расходов, распределение прибыли и иных благ, сроки действия, условия роспуска.
Важную роль играет партнерство в формировании таких новых структур, обеспечивающих длительную кооперацию, как межфирменные объединения различного рода. К их числу относятся союзы организаций, которые представляют сферы науки, образования, конструкторско-технологиче-ских разработок, производства и сбыта; отраслевые союзы, научно-исследовательские консорциумы, региональные и межотраслевые сети сотрудничества. В частности, научная и исследовательская деятельность предполагает организацию совместных работ в тех направлениях, где раздельное накопление информации и реализация НИОКР обходятся слишком дорого.
Рассмотрим основные формы партнерства организаций.
Наиболее простой формой является вертикальная интеграция. Она означает рост контроля компании над потребителями и поставщиками за счет приобретения или создания фирм, которые находятся в верхнем и нижнем звене технологической цепи производства и сбыта продукции [7]. Если приобретаются или создаются компании верхних звеньев (например, металлургический завод приобретает компанию по производству автомобилей), то это - партнерство в форме прямой интеграции. В данном случае отношения партнерства формируются между производителем металлоконструкций (металлургической фирмой) и потребителем ее продукта (фирмой по производству автомобилей).
Если приобретаются или создаются компании нижних звеньев технологической цепочки, это стратегия партнерства в форме обратной интеграции. Например, компания приобретает фирму, поставляющую полуфабрикаты (детали, узлы машин и пр.). При организации партнерства с поставщиками фирма рассматривает своих поставщиков как заинтересованных лиц. Она активно работает в партнерстве с ними, постоянно стремясь сделать деятельность своего предприятия - от получения сырья, комплектующих до удовлетворения запросов конечного потребителя - настолько эффективной, насколько это возможно путем постоянного взаимного обучения и повышения квалификации
персонала. Это подкрепляется уверенностью в долгосрочном партнерстве.
Примером партнерства в форме вертикальной интеграции является деятельность шведской мебельной фирмы IKEA. Активную рыночную деятельность фирма начала с открытия нескольких демонстрационных салонов мебели, которые располагались в пригородах Стокгольма. IKEA предложила цены на свою мебель намного ниже тех, которые установились в рыночной торговле. Это было обеспечено значительным снижением издержек по таким позициям:
- аренда земли в пригороде значительно дешевле, чем в столице;
- IKEA не предоставляет покупателям кредитов;
- фирма не обеспечивает доставку покупок;
- покупатели сами собирают мебель из комплектующих;
- не ведется каталожное обслуживание [5, с. 94].
Розничные торговцы ответили на действия компании IKEA бойкотом поставщиков данной фирмы. В ответ на это фирма IKEA занялась поиском новых, небольших и малоизвестных рынку поставщиков, готовых к долгосрочному партнерству с любым крупным продавцом. Были привлечены нетрадиционные поставщики (например, лесопилки), которые нуждались и в самых обычных ресурсах, и в современных технологиях. IKEA стала помогать им в закупках интересных разработок, приобретении специального оборудования, организации производства, хранении и упаковки продукции, а также в создании и апробировании новых моделей мебели. При этом сама IKEA производством не занималась, и хотя издержки по закупкам продукции возросли, зато отсутствовали производственные операционные издержки.
Поставщики были удовлетворены партнерством с заказчиком, который был не только финансово стабилен, но и технологически современен. Более того, весомую роль в развитии отношений долгосрочного партнерства сыграла вполне понятная роль поставщиков компании ИКЕА как "члена семьи" данной фирмы. В партнерах оказались и потребители - они осуществляли самовывоз мебели со склада и монтировали ее на дому. Все эти преимущества почувствовали на себе
и россияне, после открытия компанией ИКЕА своих магазинов в России.
Не менее важной формой партнерства организаций является горизонтальная интеграция между предприятиями одной отрасли или региона. В таких межфирменных экономических отношениях осуществляется гибкая координация стратегических и тактических целей, в результате чего усиливаются позиции всех участников сети на рынке.
Примером горизонтальной интеграции является кооперация автогигантов России -АвтоВАЗА и ГАЗа. Они хотя и являются конкурентами, но были едины в своем недовольстве поставщиками из-за высоких цен и низкого качества комплектующих. Поэтому еще в 2000 г., на совещании с производителями автоэлектрооборудования, прошедшем в г. Самара, АвтоВАЗ и ГАЗ впервые совместно выступили с идеей унификации компонентной базы, что позволило им удешевить закупки.
Предметом совместной работы стало и качество поставок. Автомобилестроителям вполне понятно, что низкий уровень партнерства внутри России может стать препятствием для развития международного партнерства. Например, АвтоВАЗ при налаживании отношений партнерства с General Motors (GM) был весьма озабочен тем, что западные партнеры нашли в России только шесть предприятий, которые могут стать поставщиками для СП АвтоВАЗа и GM. Представители GM поставили очень жесткие условия: в течение 10 месяцев все потенциальные смежники СП должны пройти сертификацию по стандарту качества США - QS 9000.
Важной формой региональных сетей партнерства являются технопарки, в которых достигается эффективное и взаимовыгодное взаимодействие науки, образования и производства [8]. На современном этапе в России появились финансовые ресурсы, производственные возможности, имеется определенный научный задел для диверсификации экономики, что объективно сформировало условия создания технопарков. Именно на территории технопарков концентрируются необходимые финансовые и интеллектуальные ресурсы, что обеспечивает развитие высокотехнологичного производства и наукоемких отраслей.
Именно на основе такой интеграции в развитых странах осуществился переход от традиционного к инновационному рынку.
В настоящее время потребительские предпочтения покупателей больше не является индикатором выбора рынка.
У компаний появился новый, более сильный инструмент, формирующий конкурентное преимущество - инновационная составляющая бизнеса. Она стала ориентиром для продолжения деятельности всех ведущих компаний мира. Инновации позволяют уже не искать перспективные емкие рынки, следуя потребительским предпочтениям, а создавать новые рынки сбыта продуктов. Однако без реальной и своевременной помощи государственных институтов, без их партнерства с субъектами частного бизнеса невозможно построить рынок инноваций и перейти к инновационной модели воспроизводственного процесса.
Государственно-частное партнерство означает координацию социальных и деловых процессов на основе софинансирования их бюджетных средств любого уровня и капитала частных компаний. Такое партнерство является самой развитой его формой, поскольку государственные и муниципальные службы в системе такой кооперации не только объединяют финансовые ресурсы с частным бизнесом, но и приобретают опыт управления, накопленный частным бизнесом, а последний в свою очередь получает различные преференции в виде налоговых и иных льгот.
Особенно важен опыт использования стратегического менеджмента, долгосрочного планирования, прогнозирования социально-экономических процессов в государственном управлении.
Корпорации, действующие в России, стали вкладывать ощутимые средства в социальную поддержку своих работников, в федеральные и региональные социальные программы. В качестве примера можно привести программы "Норильского никеля" и Газпрома, которые обеспечивают переселение своих пенсионеров в Центральную Россию. Крупные компании обеспечивают дополнительные выгоды для общества и выделяют весьма крупные ресурсы по обеспечению безопасности сотрудников на рабочем месте, по улучшению условий труда, здоровья сотрудников, контроля качества продукции. Это обеспечивает высокий имидж компании в глазах и сотрудников, и покупателей, хорошие отношения с местной администрацией. Российские бизнесмены постепенно начинают
понимать значимость социальной ответственности и расширения сферы участия в региональных социальных программах, что позволяет выстраивать партнерские отношения с местной властью.
Все более отчетливо в России формируются цивилизованные партнерские отношения с бизнесом государственных и общественных структур, что отражает формирование социального партнерства. Получает развитие стратегия активного партнерства в отношениях между органами местного самоуправления и субъектами хозяйствования. Такое партнерство обусловлено тем, что корпорации в определенной степени заинтересованы в развитии территории, в росте ее инвестиционного потенциала и привлечении крупных инвесторов, а местное сообщество в лице органов муниципального управления - в стабильно работающих предприятиях, в рабочих местах, помощи в социальном обустройстве территории (ремонте и строительстве дорог, школ, детских садов, больниц, санаториев и пр.).
Базовой основой такого партнерства является технология координации деятельности всех предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального образования. Координация и согласовывание такой деятельности осуществляется местной администрацией в интересах местного сообщества. Одной из форм партнерства является муниципальный заказ, но формироваться он должен только на конкурсной основе.
Полномасштабное социальное партнерство предполагает сотрудничество работодателей, работников и представителей государственных или муниципальных органов власти и управления для достижения согласованных решений в сфере трудовых отношений.
В России социальное партнерство бизнеса и власти пока не имеет прочной базы и поддержки институтами исполнительной власти. Перспективы его развития могут быть связаны с законодательством о трудовых договорах и соглашениях, генеральными тарифными соглашениями, а также с деятельностью Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых соглашений.
К основным принципам формирования партнерства организаций относятся:
- добровольность вхождения в состав партнерства;
- взаимовыгодность сотрудничества для всех участвующих субъектов;
- солидарная ответственность по достигнутым договоренностям;
- принцип "консенсуса", основанный на единогласном принятии решений по направлениям сотрудничества, а не принцип диктата большинства при голосовании.
Разнообразные формы современного партнерства субъектов рыночных отношений нацелены на достижение каждым партнером преимуществ и выгод от кооперации. Это достигается посредством оптимизации распре -деления функций, активного использования конкурентных преимуществ каждого партнера, а также подчинения всех участников этих отношений взаимосогласованным общим правилам поведения на рынке.
Формирование отношений партнерства является более сложным процессом по сравнению с конкурентными отношениями. Партнерство предполагает такие этапы, как идеологический, расчетно-экономический, психологический. В процессе их прохождения партнерство воспринимается и как принцип, и как экономически целесообразные отношения.
Партнерство становится устойчивым и долгосрочным только в том случае, если каждый партнер видит и объективно оценивает специфические мотивы и экономические интересы других субъектов кооперации, взаимовыгодность сотрудничества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2010. 238 с. С. 183.
2. Дэй Дж. Стратегический маркетинг. М: ЭКСМО-Пресс, 2002. 302 с.
3. Ламбен Ж.Ш. Стратегический маркетинг: европейская перспектива. СПб.: Наука, 1996. 453 с. С. 313.
4. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия. 3-е изд. М.: МАЭП, ИИП Калита, 2010. 376 с.
5. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учебник. М.: Омега-Л., 2010. 472 с.
6. Зеренков В.А. Проблемы развития строительных компаний в условиях российской экономики. СПб.: Стройиздат СПБ, 1999. 410 с. С. 102.
7. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент: Учебник. М.: Проспект, 2008. 224 с. С. 68.
8. Соколова Е.Ю. От традиционного к инновационному рынку // Маркетинг в России и за рубежом, 2010. № 4 (78). С. 45.
12 ноября 2012 г.