Научная статья на тему 'Содержание и основные формы партнерства организаций'

Содержание и основные формы партнерства организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
379
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАРТНЕРСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ / КОРПОРАЦИЯ / ВЕРТИКАЛЬНАЯ И ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / THE PARTNERSHIP OF THE ORGANIZATIONS / CORPORATION / VERTICAL AND HORIZONTAL INTEGRATION / PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шкель Федор Евгеньевич

Статья определяет содержание и основные формы партнерства организаций. Рассмотрены различные подходы ученых к определению категории “партнерство”, а также такие формы партнерства, как вертикальная интеграция и горизонтальная интеграция. Изложен материал о важной форме региональных сетей партнерства -технопарках, в которых достигается эффективное и взаимовыгодное взаимодействие науки, образования и производства. Автор приходит к выводу о том, что партнерство становится устойчивым и долгосрочным только в том случае, если каждый партнер видит и объективно оценивает специфические мотивы и экономические интересы других субъектов кооперации, взаимовыгодность сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шкель Федор Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENTS AND MAIN FORMS OF PARTNERSHIP OF THE ORGANIZATIONS

The article defines the contents and the main forms of partnership of the organizations. In article various approaches of scientists to category “partnership” definition are considered, and also such forms of partnership, as vertical integration and horizontal integration are considered. The material about an important form of regional networks of partnership science and technology parks in which effective and mutually advantageous interaction of a science, education and production is reached is stated. The author concludes that the partnership becomes steady and long-term is drawn only if each partner sees, and objectively estimates specific motives and economic interests of other subjects of cooperation, mutual benefit of cooperation.

Текст научной работы на тему «Содержание и основные формы партнерства организаций»

ПОИСКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

УДК 316.354

СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПАРТНЕРСТВА

ОРГАНИЗАЦИЙ

Ф.Е. Шкель

В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства России от 17 ноября 2008 г. № 1662 - Р, развитие институтов государственно-частного партнерства определяется в качестве приоритетного стратегического направления. В этой связи представляется актуальным раскрытие содержания отношений партнерства различных организаций, что является базовой основой формирования более высоких и более эффективных экономических связей предпринимателей и государства.

Организация представляет собой целенаправленную систему, состоящую из взаимосвязанных субъектов, готовых к совместной деятельности для достижения конечного результата [1].

Любая организация, независимо от рода своей деятельности, вступает в определенные отношения с государственными и муниципальными институтами, с поставщиками средств производства, партнерам по сбыту продукции, рекламными агентствами и др. Важно отметить, что в современных условиях, наряду с обострением конкуренции все более активно формируются отношения партнерства различных организаций.

Социально-экономическое содержание партнерства по-разному трактуется в современной зарубежной и российской экономической науке.

Так, Дж. Дей связывает развитие отношений партнерства с системой стратегического менеджмента и маркетинга [2, с. 25].

Шкель Федор Евгеньевич - аспирант кафедры менеджмента Южно-Российского института - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70, e-mail: shkelf@mail.ru, т. 8(863)2409413.

Он отмечает, что главная роль маркетинга в стратегическом управлении состоит в следующем:

- вызывает стремление к сбалансированности, гармонизации интересов фирмы, потребителей и общества в целом;

- способствует партнерству всех участников рыночных отношений;

- содействует некоммерческому распределению общественных благ [2, с. 36].

Ж.Ж. Ламбен также связывает отношения партнерства организации с развитием маркетинговой концепции, что, по его мнению, позволило более полно реализовать тенденции и принципы современного управления: его глобализм; активность и инновацион-ность; интегрированность и партнерство всех субъектов рыночных отношений; активное использование связей с общественностью (public relations) [3].

Российские ученые А .О. Блинов и И.Н. Шапкин связывают развитие отношений партнерства с системой корпоративного управления и ролью государства в этом процессе. Корпорация определяется ими как организация лиц, обладающая как самостоятельный экономический субъект определенными правами, привилегиями и обязательствами, которые отличаются от прав, привилегий и обязательств, присущих каждому члену корпорации в отдельности [4, с. 107].

Названные авторы вполне правомерно подчеркивают, что корпоратизм - это совладение собственностью сообществом, в котором предпринимательская деятельность осуществляется через договорные отношения в целях

Fedor Shkel - postgraduate student of the Management Department at the South Russian Institute of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 150 Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344002, e-mail: shkelf@mail.ru, tel. +7 (863)2409413.

взаимодействия в достижении интересов всех участников корпоративного соглашения [4, с. 206].

А.Л. Гапоненко и А.П. Панкрухин отмечают, что в основе партнерства лежит кооперация организаций, выходящая на передний план в силу частичного совпадения их интересов, осознания того, что конкуренция между ними не даст особых преимуществ даже победителю [5, с. 705].

Позитивно оценивая вклад зарубежных и российских ученых в определение сущности понятия "партнерство организаций", следует вместе с тем обозначить ряд проблем, связанных с ролью корпораций в данном процессе.

Автор данной статьи ставит своей целью обоснование собственного понимания отношений партнерства в любой корпоративной структуре, различий долгосрочного партнерства и разовых бизнес-контактов, а также анализ основных форм партнерства организаций.

Анализируя опыт формирования отношений партнерства организаций, важно отметить их органическую связь с кооперацией субъектов хозяйствования, которая эффективно проявляется в корпорациях.

Можно выделить основные критерии корпоратизма: действие рыночных механизмов (конкуренции, игры спроса и предложения, с чем связана динамика цен); сочетание различных форм собственности; сохранение ценностей (традиций) фирм, вошедших в корпорацию; наличие механизма регулирования развития предпринимательства государством.

При этом корпорация выступает связывающим звеном между административным управлением, косвенным регулированием рыночных сделок и менеджментом, с наибольшей эффективностью раскрывая свою роль в сочетании интересов всех участников.

На этой базе и формируются отношения партнерства, а не соперничества организаций, вошедших в корпорацию.

Развитие отношений партнерства в рамках любой корпоративной структуры опирается на следующие специализированные блоки:

- блок управления, основными функциями которого являются разработка и выбор стратегии и тактики развития группы, выработка финансовой, бюджетной и производственной политики;

- финансовую инфраструктуру, предназначенную для аккумулирования финансовых ресурсов и их оперативного распределения с целью постоянного поддержания и наращивания жизнеспособности группы;

- маркетинговую структуру для анализа структуры национального и мирового рынков, формирования спроса и предложения продукта для различных рыночных сегментов [6].

На базе согласованной деятельности данных структурных подразделений формируются отношения партнерства.

Обобщив сказанное, партнерство можно определить как кооперацию, организационное взаимодействие входящих в нее субъектов для достижения общих социально-экономических и иных целей наиболее эффективным путем.

Партнерство организаций может формироваться в виде двух моделей:

- в форме координации, согласования их деятельности по важным и перспективным направлениям развития;

- в особой форме бизнеса, когда объединяются ресурсы нескольких субъектов, что в итоге приводит к возникновению солидарной ответственности за работу по использованию этих ресурсов.

Оба варианта характерны как для малого, среднего, так и для крупного бизнеса.

Важно различать долгосрочное партнерство и разовые бизнес-контакты. Это можно показать на примере различий между "маркетингом разовых сделок" и "маркетингом отношений". Маркетинг разовых сделок (trade marketing - TM) предполагает активного продавца, агрессивную рекламу, пассивного покупателя и хаотичный, разрозненный рынок. При этом формируются временные отношения между субъектами коммерческой сделки. Данные отношения заканчиваются с завершением процесса купли - продажи.

Маркетинг отношений (relationships marketing - RM) (другое название - интерактивный маркетинг) построен на активности и продавца, и покупателя. Такие отношения имеют долгосрочный характер и не только не заканчиваются, но по-настоящему только начинаются при совершении первой сделки.

Отношения партнерства формируются на основе договора, которым регулируются

функции, права и обязанности участников, порядок возмещения общих расходов, распределение прибыли и иных благ, сроки действия, условия роспуска.

Важную роль играет партнерство в формировании таких новых структур, обеспечивающих длительную кооперацию, как межфирменные объединения различного рода. К их числу относятся союзы организаций, которые представляют сферы науки, образования, конструкторско-технологиче-ских разработок, производства и сбыта; отраслевые союзы, научно-исследовательские консорциумы, региональные и межотраслевые сети сотрудничества. В частности, научная и исследовательская деятельность предполагает организацию совместных работ в тех направлениях, где раздельное накопление информации и реализация НИОКР обходятся слишком дорого.

Рассмотрим основные формы партнерства организаций.

Наиболее простой формой является вертикальная интеграция. Она означает рост контроля компании над потребителями и поставщиками за счет приобретения или создания фирм, которые находятся в верхнем и нижнем звене технологической цепи производства и сбыта продукции [7]. Если приобретаются или создаются компании верхних звеньев (например, металлургический завод приобретает компанию по производству автомобилей), то это - партнерство в форме прямой интеграции. В данном случае отношения партнерства формируются между производителем металлоконструкций (металлургической фирмой) и потребителем ее продукта (фирмой по производству автомобилей).

Если приобретаются или создаются компании нижних звеньев технологической цепочки, это стратегия партнерства в форме обратной интеграции. Например, компания приобретает фирму, поставляющую полуфабрикаты (детали, узлы машин и пр.). При организации партнерства с поставщиками фирма рассматривает своих поставщиков как заинтересованных лиц. Она активно работает в партнерстве с ними, постоянно стремясь сделать деятельность своего предприятия - от получения сырья, комплектующих до удовлетворения запросов конечного потребителя - настолько эффективной, насколько это возможно путем постоянного взаимного обучения и повышения квалификации

персонала. Это подкрепляется уверенностью в долгосрочном партнерстве.

Примером партнерства в форме вертикальной интеграции является деятельность шведской мебельной фирмы IKEA. Активную рыночную деятельность фирма начала с открытия нескольких демонстрационных салонов мебели, которые располагались в пригородах Стокгольма. IKEA предложила цены на свою мебель намного ниже тех, которые установились в рыночной торговле. Это было обеспечено значительным снижением издержек по таким позициям:

- аренда земли в пригороде значительно дешевле, чем в столице;

- IKEA не предоставляет покупателям кредитов;

- фирма не обеспечивает доставку покупок;

- покупатели сами собирают мебель из комплектующих;

- не ведется каталожное обслуживание [5, с. 94].

Розничные торговцы ответили на действия компании IKEA бойкотом поставщиков данной фирмы. В ответ на это фирма IKEA занялась поиском новых, небольших и малоизвестных рынку поставщиков, готовых к долгосрочному партнерству с любым крупным продавцом. Были привлечены нетрадиционные поставщики (например, лесопилки), которые нуждались и в самых обычных ресурсах, и в современных технологиях. IKEA стала помогать им в закупках интересных разработок, приобретении специального оборудования, организации производства, хранении и упаковки продукции, а также в создании и апробировании новых моделей мебели. При этом сама IKEA производством не занималась, и хотя издержки по закупкам продукции возросли, зато отсутствовали производственные операционные издержки.

Поставщики были удовлетворены партнерством с заказчиком, который был не только финансово стабилен, но и технологически современен. Более того, весомую роль в развитии отношений долгосрочного партнерства сыграла вполне понятная роль поставщиков компании ИКЕА как "члена семьи" данной фирмы. В партнерах оказались и потребители - они осуществляли самовывоз мебели со склада и монтировали ее на дому. Все эти преимущества почувствовали на себе

и россияне, после открытия компанией ИКЕА своих магазинов в России.

Не менее важной формой партнерства организаций является горизонтальная интеграция между предприятиями одной отрасли или региона. В таких межфирменных экономических отношениях осуществляется гибкая координация стратегических и тактических целей, в результате чего усиливаются позиции всех участников сети на рынке.

Примером горизонтальной интеграции является кооперация автогигантов России -АвтоВАЗА и ГАЗа. Они хотя и являются конкурентами, но были едины в своем недовольстве поставщиками из-за высоких цен и низкого качества комплектующих. Поэтому еще в 2000 г., на совещании с производителями автоэлектрооборудования, прошедшем в г. Самара, АвтоВАЗ и ГАЗ впервые совместно выступили с идеей унификации компонентной базы, что позволило им удешевить закупки.

Предметом совместной работы стало и качество поставок. Автомобилестроителям вполне понятно, что низкий уровень партнерства внутри России может стать препятствием для развития международного партнерства. Например, АвтоВАЗ при налаживании отношений партнерства с General Motors (GM) был весьма озабочен тем, что западные партнеры нашли в России только шесть предприятий, которые могут стать поставщиками для СП АвтоВАЗа и GM. Представители GM поставили очень жесткие условия: в течение 10 месяцев все потенциальные смежники СП должны пройти сертификацию по стандарту качества США - QS 9000.

Важной формой региональных сетей партнерства являются технопарки, в которых достигается эффективное и взаимовыгодное взаимодействие науки, образования и производства [8]. На современном этапе в России появились финансовые ресурсы, производственные возможности, имеется определенный научный задел для диверсификации экономики, что объективно сформировало условия создания технопарков. Именно на территории технопарков концентрируются необходимые финансовые и интеллектуальные ресурсы, что обеспечивает развитие высокотехнологичного производства и наукоемких отраслей.

Именно на основе такой интеграции в развитых странах осуществился переход от традиционного к инновационному рынку.

В настоящее время потребительские предпочтения покупателей больше не является индикатором выбора рынка.

У компаний появился новый, более сильный инструмент, формирующий конкурентное преимущество - инновационная составляющая бизнеса. Она стала ориентиром для продолжения деятельности всех ведущих компаний мира. Инновации позволяют уже не искать перспективные емкие рынки, следуя потребительским предпочтениям, а создавать новые рынки сбыта продуктов. Однако без реальной и своевременной помощи государственных институтов, без их партнерства с субъектами частного бизнеса невозможно построить рынок инноваций и перейти к инновационной модели воспроизводственного процесса.

Государственно-частное партнерство означает координацию социальных и деловых процессов на основе софинансирования их бюджетных средств любого уровня и капитала частных компаний. Такое партнерство является самой развитой его формой, поскольку государственные и муниципальные службы в системе такой кооперации не только объединяют финансовые ресурсы с частным бизнесом, но и приобретают опыт управления, накопленный частным бизнесом, а последний в свою очередь получает различные преференции в виде налоговых и иных льгот.

Особенно важен опыт использования стратегического менеджмента, долгосрочного планирования, прогнозирования социально-экономических процессов в государственном управлении.

Корпорации, действующие в России, стали вкладывать ощутимые средства в социальную поддержку своих работников, в федеральные и региональные социальные программы. В качестве примера можно привести программы "Норильского никеля" и Газпрома, которые обеспечивают переселение своих пенсионеров в Центральную Россию. Крупные компании обеспечивают дополнительные выгоды для общества и выделяют весьма крупные ресурсы по обеспечению безопасности сотрудников на рабочем месте, по улучшению условий труда, здоровья сотрудников, контроля качества продукции. Это обеспечивает высокий имидж компании в глазах и сотрудников, и покупателей, хорошие отношения с местной администрацией. Российские бизнесмены постепенно начинают

понимать значимость социальной ответственности и расширения сферы участия в региональных социальных программах, что позволяет выстраивать партнерские отношения с местной властью.

Все более отчетливо в России формируются цивилизованные партнерские отношения с бизнесом государственных и общественных структур, что отражает формирование социального партнерства. Получает развитие стратегия активного партнерства в отношениях между органами местного самоуправления и субъектами хозяйствования. Такое партнерство обусловлено тем, что корпорации в определенной степени заинтересованы в развитии территории, в росте ее инвестиционного потенциала и привлечении крупных инвесторов, а местное сообщество в лице органов муниципального управления - в стабильно работающих предприятиях, в рабочих местах, помощи в социальном обустройстве территории (ремонте и строительстве дорог, школ, детских садов, больниц, санаториев и пр.).

Базовой основой такого партнерства является технология координации деятельности всех предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального образования. Координация и согласовывание такой деятельности осуществляется местной администрацией в интересах местного сообщества. Одной из форм партнерства является муниципальный заказ, но формироваться он должен только на конкурсной основе.

Полномасштабное социальное партнерство предполагает сотрудничество работодателей, работников и представителей государственных или муниципальных органов власти и управления для достижения согласованных решений в сфере трудовых отношений.

В России социальное партнерство бизнеса и власти пока не имеет прочной базы и поддержки институтами исполнительной власти. Перспективы его развития могут быть связаны с законодательством о трудовых договорах и соглашениях, генеральными тарифными соглашениями, а также с деятельностью Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых соглашений.

К основным принципам формирования партнерства организаций относятся:

- добровольность вхождения в состав партнерства;

- взаимовыгодность сотрудничества для всех участвующих субъектов;

- солидарная ответственность по достигнутым договоренностям;

- принцип "консенсуса", основанный на единогласном принятии решений по направлениям сотрудничества, а не принцип диктата большинства при голосовании.

Разнообразные формы современного партнерства субъектов рыночных отношений нацелены на достижение каждым партнером преимуществ и выгод от кооперации. Это достигается посредством оптимизации распре -деления функций, активного использования конкурентных преимуществ каждого партнера, а также подчинения всех участников этих отношений взаимосогласованным общим правилам поведения на рынке.

Формирование отношений партнерства является более сложным процессом по сравнению с конкурентными отношениями. Партнерство предполагает такие этапы, как идеологический, расчетно-экономический, психологический. В процессе их прохождения партнерство воспринимается и как принцип, и как экономически целесообразные отношения.

Партнерство становится устойчивым и долгосрочным только в том случае, если каждый партнер видит и объективно оценивает специфические мотивы и экономические интересы других субъектов кооперации, взаимовыгодность сотрудничества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2010. 238 с. С. 183.

2. Дэй Дж. Стратегический маркетинг. М: ЭКСМО-Пресс, 2002. 302 с.

3. Ламбен Ж.Ш. Стратегический маркетинг: европейская перспектива. СПб.: Наука, 1996. 453 с. С. 313.

4. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия. 3-е изд. М.: МАЭП, ИИП Калита, 2010. 376 с.

5. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учебник. М.: Омега-Л., 2010. 472 с.

6. Зеренков В.А. Проблемы развития строительных компаний в условиях российской экономики. СПб.: Стройиздат СПБ, 1999. 410 с. С. 102.

7. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент: Учебник. М.: Проспект, 2008. 224 с. С. 68.

8. Соколова Е.Ю. От традиционного к инновационному рынку // Маркетинг в России и за рубежом, 2010. № 4 (78). С. 45.

12 ноября 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.