УДК 338
Фахрутдинов И.Б. студент 2 курса магистратуры департамент магистратуры (бизнес-программ) Тольяттинский государственный университет
Россия, г. Тольятти
РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ПОДДЕРЖКИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются направления развития инструментов поддержки цифровой трансформации в органах государственного и муниципального управления. В качестве совершенствования процессов цифровизации в органах власти рекомендуются к использованию различные модели и подходы к цифровой трансформации для различных объектов и субъектов управления. Также автором предлагается к использованию алгоритм для оценки эффективности процессов цифровой трансформации на уровне региона
Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровизация, цифровая экономика, государственное и муниципальное управление, органы власти.
Fakhrutdinov I.B.
2nd year graduate student department of magistracy (business programs)
Tolyatti State University Russia, Tolyatti
DEVELOPMENT OF TOOLS TO SUPPORT DIGITAL TRANSFORMATION IN STATE AND MUNICIPAL GOVERNMENT
Abstract. The article discusses the directions of development of tools to support digital transformation in state and municipal government. Various models and approaches to digital transformation for various objects and subjects of management are recommended to be used as an improvement of digitalization processes in government bodies. The author also suggests using an algorithm to evaluate the effectiveness of digital transformation processes at the regional level.
Keywords: digital transformation, digitalization, digital economy, state and municipal administration, authorities.
Цифровые технологии во многих случаях меняют процессы, изменяют их качество и ценность. Особенно важным является вопрос эффективного управления процессами цифровизации и цифровой
трансформации в органах власти для поддержания качественного скачка в построении цифрового государственного управления, предоставлении государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам, обеспечения целостности огромного массива данных, увеличения скорости их обработки и обеспечения их безопасности в современных условиях. В соответствии с неблагоприятными внешними факторами осуществляется переход всех критической информационной инфраструктуры на отечественное программное обеспечение, решаются задачи обеспечения информационной безопасности в связи с возросшими угрозами и рисками. В этих условиях важным аспектом является развитие нормативно-правовой базы цифровой трансформации и инструментов поддержки цифровой трансформации в органах власти.
Цифровая трансформация включена в пять основных национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года. На наш взгляд в основе цифровой трансформации государственного управления лежат такие документы, как Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. В 2019 году), Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, которая утверждена в 2017 году и другие [1]. В соответствие с приоритетной национальной программой «Цифровая экономика» в рамках основных федеральных проектов выполнены и даже перевыполнены плановые показатели в отдельных регионах. Поэлементно цифровую трансформацию в органах власти на различных уровнях можно составить из следующих блоков: данные, информационная инфраструктура, люди и компетенции, процессы, нормативно-законодательная база. Таким образом, процессы цифровой трансформации преобразуют и пронизывают все сферы деятельности человека, не остается в стороне и управление в органах государственной и муниципальной власти.
Существуют различные модели и подходы к цифровой трансформации для различных объектов и субъектов управления [2]. Предлагается следующая классификация моделей цифровой трансформации в рамках государственного и муниципального управления (рисунок 1).
Децентрализованная модель цифровой трансформации Централизованная модель цифровой трансформации Модель локальных действий для цифровой трансформации
Субъект: крупные бизнес-игроки Субъект: органы власти Субъект: органы местного самоуправления в кооперации с другими субъектами
( \ Цифровизация города происходит сегментированно через отдельные разномасштабные корпоративные проекты по внедрению передовых технологий. V / > Муниципалитет выступает в качестве инициатора либо масштабного комплексного проекта по реализации концепции, либо проекта по масштабной технологической модернизации инфраструктуры или ее созданию. С N Проекты осуществляются в пилотном режиме и в рамках экспериментальных действий Реализация происходит в формате ГУП.
Г А Пример: строительство умных домов, интеллектуализация транспортной инфраструктуры, систем водоснабжения и т.д. % Г А Пример: создание центра контроля за текущей ситуацией на основе данных реального времени. г -ч Пример: уличное освещение, мониторинг парковочного пространства, мониторинг качества воздуха, анализ социальных сетей. ^ л
Рис. 1 - Модели и подходы к цифровой трансформации для различных
объектов и субъектов управления
На основе проведенных исследований подходов к оценке эффективности цифровой трансформации [3], а также анализа ее нормативно-правовой базы предлагается использовать следующий алгоритм для оценки эффективности процессов цифровой трансформации на уровне региона, который позволит в дальнейшем определить проектное наполнение программ цифровизации, установить приоритеты, спланировать бюджет региона и другое. Алгоритм представлен на рисунке 2.
1. Оценка эффективности цифровой трансформации экономики региона в соответствии с определенными в Программе «Цифровая экономика Российской Федерации» направлениями развития
2. Идентификация и отбор показателей, оценивающих эффективность цифровой трансформации региона РФ в соответствии с пятью ключевыми направлениями развития, закрепленными в Программе «Цифровая экономика Российской Федерации»
3. Построение регионального индекса эффективности цифровой трансформации региона РФ
4. Стандартизация исходных показателей
7. Разработка адаптированных для региональной экономической системы направлений развития
цифровой трансформации социоэкономической экосистемы
5. Построение агрегированных значений субиндексов, оценивающих эффективность развития отдельных направлений цифровой трансформации региональной экономической системы
6. Построение интегральных значений региональных индексов "Цифровая экономика"
Рис. 2. Алгоритм для оценки эффективности процессов цифровой трансформации на уровне региона
Считается, что правильное и своевременное использование такого инструмента, как цифровая трансформация поспособствует современным управленцам в занятии лидирующих позиций в новой цифровой среде.
Учитывая существующую в России систему разграничения проектных полномочий и субъектов, одним из самых эффективных способов будет, во-первых, снятие нормативных и административных барьеров и ограничений бюджетного законодательства, во-вторых, создание корпоративных условий на федеральном уровне, ускоряющих процессы использования интеллектуальных технологий.
Внедрение и использование предлагаемых инструментов и механизмов направлено на ускорение цифровой трансформации
государственного и муниципального управления и решение задачи повышения уровня удовлетворенности граждан и бизнеса при предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также сервисов.
Использованные источники:
1. Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://static.government.ru/ (дата обращения: 08.04.2023).
2. Брадул, Н. В. Концептуализация понятия «Smart Government»: наукометрический подход / Брадул Н.В., Лебезова Э.М. // Управленец. -2020. - Т. 11. - № 3. - С. 33-45.
3.Лошкарев, А. В. Реализация проектов цифровой трансформации в государственном управлении на территории Самарской области / Лошкарев А.В., Гостева О.Н. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - №10-2.