Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
450
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая трансформация / цифровые технологии / государственное и муниципальное управление / муниципальные образования / обратная связь / digital transformation / digital technologies / state and municipal administration / municipalities / feedback

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М П. Селезнёва, А С. Кочеткова, Е К. Чиркунова

Актуальность внедрения муниципального управления в общегосударственный процесс цифровой трансформации системы государственного управления заключается во включении органов местного самоуправления в реализацию как всероссийских, так и региональных проектов. Одним из немало важных механизмов выстраивания отношений между муниципалитетами и регионами является обратная связь. Цель исследования – рассмотреть понятие «обратная связь» и способы обратной связи в государственном региональном и муниципальном управлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF THE MUNICIPAL GOVERNANCE SYSTEM IN THE REGION

The relevance of introducing municipal government into the nationwide process of digital transformation of the public administration system lies in the inclusion of local governments in the implementation of both all-Russian and regional projects. Feedback is one of the many important mechanisms for building relationships between municipalities and regions. The purpose of the study is to consider the concept of «feedback» and methods of feedback in state regional and municipal government.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ»

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО

УПРАВЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ

М. П. Селезнёва, студент

А. С. Кочеткова, студент

Е. К. Чиркунова, канд. экон. наук, доцент

Самарский государственный экономический университет

(Россия, г. Самара)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-11-1-200-203

Аннотация. Актуальность внедрения муниципального управления в общегосударственный процесс цифровой трансформации системы государственного управления заключается во включении органов местного самоуправления в реализацию как всероссийских, так и региональных проектов. Одним из немало важных механизмов выстраивания отношений между муниципалитетами и регионами является обратная связь. Цель исследования - рассмотреть понятие «обратная связь» и способы обратной связи в государственном региональном и муниципальном управлении.

Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровые технологии, государственное и муниципальное управление, муниципальные образования, обратная связь.

Проблема включения муниципального уровня в процесс цифровой трансформации общегосударственного и регионального уровня, обозначенная в Указе Президента РФ от 09.05.2017 года № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» и запущенная в соответствии с национальным проектом «Цифровая экономика РФ» является крайне актуальной, но малоизученной.

Рассмотрим подробнее, что из себя представляют понятия «цифровизация» и «цифровая трансформация». Понятие «цифровизация» привлекает к себе пристальное внимание как у общественности, так и научного сообщества.

Российский правовед И. Н. Барциц считает, что цифровизация - эффективное принятие решений, развитие электронного правительства, обеспечение коммуникации между обществом и государством в информационном пространстве, а также электронный документооборот [1].

Автор более ста научных статей, доктор юридических наук Э. Л. Сидоренко под цифровизацией понимает возможность повышения качества результатов государственного и муниципального управления путем внедрения новых цифровых технологий, обеспечение развития и функцио-

нирования информационных систем, а также создание цифровых инфраструктур и платформ, которые обеспечат высокотехнологичный контроль в деятельности государственных и муниципальных органов.

В результате внедрения цифровизации происходит воздействие на разные сферы жизни общества. Цифровизация несет в себе высокий потенциал для улучшения качества жизни, являясь необходимым механизмом обратной связи между регионами и муниципалитетами.

Итак, целью цифровизации государственного и муниципального управления является создание высокоэффективной системы управления, где 1Т-технологии (Информационные технологии) играют ключевую роль.

Цифровая трансформация - это изменение структуры, процессов, форм и особенностей функционирования всех социальных институтов в связи с применением цифровых технологий [2].

Цифровая трансформация является результатом воздействия цифровой экономики, перехода производства на современные информационные технологии, например, искусственный интеллект, большие данные, облачные вычисления. Трансформация процессов управления происходит

на основе внедрения цифровизации государственного и муниципального управления.

Цифровая трансформация должна вести к кардинальному изменению подходов в организации работы органов власти с использованием цифровых технологий. Другими словами, это некий процесс адаптации к новым условиям деятельности.

Существует несколько механизмов цифровизации муниципального управления - информационная открытость, обратная связь, платформенное управление. В данном исследовании обозначим механизм обратной связи, так как именно он формирует принципы гибкого управления. Одним из наиболее важных компонентов «обратной связи» является реализация проектов и программ. Механизм обратной связи является фундаментом взаимодействия региональных властей с муниципалитетами.

В теории механизм обратной связи рассматривается следующем образом, например, орган власти воздействует на муниципалитет, то есть запускает какие-либо программы и проекты, муниципалитет воспринимает данную информацию и вырабатывает обратную связь, другими словами, участвует в реализации данных проектов и высказывает свое мнение. Все органы местного самоуправления должны подавать сведения о достижении результатов по каждому проекту в специальную подсистему системы «Электронный бюджет». Результаты проекта, за достижение которых отвечает муниципалитет, регион должен устанавливать в соглашении с органом местного самоуправления.

Проанализируем, как в Самарской области налажен цифровой диалог между региональными органами власти, муниципалитетами и жителями области.

Местное самоуправление является сложным социальным феноменом. Местное самоуправление - сочетание государственных, региональных и местных интересов. Местное самоуправление является наиболее близким уровнем власти к населению, оно решает вопросы, касающиеся основных жизненных потребностей населения [3].

Самарская область по уровню внедрения информационных технологий занимает одно из ведущих мест не только в Приволжском федеральном округе, но и в Российской Федерации. По уровню активности в сфере цифровых технологий за 2021 год регион занял 7 место, затраты на ИКТ (Информационно-коммуникационные технологии) составляют 2 863,8 млн. рублей. Лидирующие позиции занимают Москва, Санкт-Петербург и Московская область

[4].

Цифровые технологии должны войти как в профессиональную деятельность, так и в повседневную жизнь населения. Именно они призваны сделать эффективными и удобными такие сферы, как государственное управление и оказание государственных услуг, медицина, образование, оплата товаров и услуг, управление транспортом.

Рассмотрим реализацию национального проекта «Цифровая экономика РФ». В 2019 году Самарская область активно включилась в реализацию данного проекта. Для достижения целей, показателей национального проекта в регионе в июле 2019 года утверждены следующие региональные проекты.

1. «Информационная инфраструктура» (Благодаря проекту к концу 2021 года в Самарской области года к Интернету будут подключены 291 школы, 490 ФАПов, 273 органа местного самоуправления, 67 подразделений МЧС и 11 подразделений ЦИК).

2. «Информационная безопасность» (Свою деятельность осуществляет региональный центр кибербезопасности, призванный обеспечить круглосуточную защиту региональных государственных органов от хакерских атак. Под его круглосуточной защитой находятся информационные системы органов власти, медицинских и образовательных госучреждений, МФЦ, системы «112» и другие).

3. «Кадры для цифровой экономики» (К концу 2024 года не менее 30% сотрудников органов власти должны пройти обучение базовым основам цифрового развития).

4. «Цифровое государственное управление» (Результатом реализации

данного проекта должны стать предоставление физическим и юридическим лицам приоритетных массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг Самарской области и сервисов в цифровом виде, в том числе предоставление без необходимости личного посещения государственных и муниципальных органов онлайн).

5. «Цифровые технологии» (В 2018 году в Самарской области начал работу проектный офис цифрового развития, который взял на себя организацию мероприятий, необходимых для цифрового развития региона, к 2024 году офис должен обеспечить приток инвестиций в проекты цифровой экономики в сумме более 1,5 млрд рублей).

В области также утвержден Паспорт проекта «Развитие геоинформационных технологий в Самарской области» на 20192021 годы. Основная задача заключается в создание комплексной системы дистанционного мониторинга состояния природных ресурсов и объектов, которые имеют важное социально-экономическое значение Приволжского федерального округа, что позволит обеспечить органы государственной и муниципальной власти самой актуальной информацией для упорядочивания хозяйственной деятельности, эффективного использования природных ресурсов, стабилизации и улучшения экологической обстановки. Проект сочетает в себе как информационные технологии и алгоритмы распознавания изображений на космических снимках, так и большую организационную работу по выверке и уточнению данных в конкретных ситуациях, когда в итоге получена противоречивая информация.

На территории региона планируется внедрение проекта ИТС (Интеллектуальных транспортных систем) в Самарско-Тольяттинской агломерации, предусматривающего автоматизацию процессов управления дорожным движением. С помощью данного проекта планируется изучить существующие пассажиропотоки на межмуниципальных, внутриобластных, муниципальных маршрутах, а также спрос населения на открытие новых маршрутов,

определить закономерности пользования населением транспортом, провести анализ информации о характеристиках улично-дорожной сети. Основная функция системы - планировать и прогнозировать работу общественного транспорта. Экономический эффект заключается в повышении рентабельности общественного транспорта, снижении издержек, связанных с неоптимальными маршрутами движения, перерасходом топлива, а социальный - в повышении комфортности и качества транспортного обслуживания населения.

Свою деятельность в области реализует ГАС (Государственная автоматизированная система) «Выборы». Одно из последних нововведений - система «Мобильный избиратель», действует она с 2018 года. Благодаря данному проекту можно в электронной форме подать заявление о своём намерении голосовать не по месту прописки, а по месту нахождения. Интернет-ресурсы позволяют получить множество актуальной для избирателей информации, например, местонахождение избирательных участков или же информацию о кандидатах выборных кампаний.

В каждом муниципальном образовании Самарской области созданы МФЦ. Ежегодно увеличивается количество услуг, оказываемых исключительно в электронном виде.

Для успешной реализации всех рассмотренных проектов требуется совместная скоординированная работа Администрации Губернатора Самарской области, Департамента информационных технологий и связи Самарской области, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Таким образом, подводя итог сказанному, можно сделать вывод, Самарская область демонстрирует, что на региональном уровне представители власти пытаются включить систему муниципального управления в процесс цифровой трансформации управления регионом и представить стратегический взгляд на цифровизацию системы муниципального управления [5]. Представители региональных органов власти оперативно включают местное самоуправление в общегосударственный про-

цесс цифровой трансформации системы власти в процессе перевода муниципаль-управления страной. Вышеописанные про- ных услуг из аналогового в цифровой екты демонстрируют успехи региональной формат.

Библиографический список

1. Семенова А. А. Трансформация организационных структур государственной муниципальной власти в связи с диджитализацией государственного управления/ А. А. Семенова. - Текст: электронный// Современные инновации. - 2018. - № 6 (28). - C. 50. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-organizatsionnyh-struktur-organov-gosudarstvennoy-munitsipalnoy-vlasti-v-svyazi-s-didzhitalizatsiey (дата обращения 11.10.2021). - Режим доступа: Научная электронная библиотека «КиберЛенинка».

2. Калганова Л. А. Действие механизмов обратной связи в государственном управлении/ Л. А. Калганова// Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2009. - № 6. - С. 50. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15274695 (дата обращения 11.10.2021). - Режим доступа: Научная электронная библиотека «eLIBRARY.RU».

3. Резер Т. М. Информационная открытость органов государственного муниципального управления: учеб. пособие/ Т. М. Резер// М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. - 2018. - С. 106. ISBN 978-5-79962297-8. - Текст: непосредственный.

4. Официальный сайт экспертного института социальных исследований: [сайт]. -URL: https://eisr.ru/ (дата обращения 11.10.2021). - Текст: электронный.

5. Лошкарев А. В., Гостева О. Н. Реализация проектов цифровой трансформации в государственном управлении на территории Самарской области/ А. В. Лошкарев, О. Н. Гостева. - Текст: электронный// Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - №10-2. - С. 135-140. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-proektov-tsifrovoy-transformatsii-v-gosudarstvennom-upravlenii-na-territorii-samarskoy-oblasti (дата обращения 12.10.2021). - Режим доступа: Научная электронная библиотека «КиберЛенинка».

DIGITAL TRANSFORMATION OF THE MUNICIPAL GOVERNANCE SYSTEM IN

THE REGION

M. P. Selezneva, Student A. S. Kochetkova, Student

E. K. Chirkunova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)

Abstract. The relevance of introducing municipal government into the nationwide process of digital transformation of the public administration system lies in the inclusion of local governments in the implementation of both all-Russian and regional projects. Feedback is one of the many important mechanisms for building relationships between municipalities and regions. The purpose of the study is to consider the concept of «feedback» and methods of feedback in state regional and municipal government.

Keywords: digital transformation, digital technologies, state and municipal administration, municipalities, feedback.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.