Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
631
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ СЕРВИСЫ / ЦИФРОВЫЕ ПРОДУКТЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чмут Г.А.

Одной из базовых ценностей современного государства является ориентация сервисов на удовлетворение потребностей людей. Клиентоцентричность вошла в перечень из 42 инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г., утвержденный Правительством в 2021 г. Информационное взаимодействие органов власти и использование актуальной и достоверной информации, размещаемой в том числе в форме открытых данных, позволят сделать систему государственного управления экономикой более эффективной. Целью статьи является рассмотрение задач и основных технологий цифровой трансформации в государственном и муниципальном управлении. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи исследования: обосновать необходимость цифровой трансформации в государственном управлении, определить стратегическое направление трансформации данного вида, выявить ее проблемы и преимущества. Результаты исследования включают в себя обзор и анализ некоторых цифровых сервисов и продуктов, применяемых на федеральном и региональном уровнях в рамках реализации цифровой трансформации государственного управления. В качестве главного вывода приводится обоснование роли трансформации в повышении качества государственных и муниципальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чмут Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF PUBLIC ADMINISTRATION AT THE PRESENT STAGE

One of the basic values of the modern state is the orientation of all its services towards meeting people’s needs. Client-centricity was included in the list of 42 initiatives for socio-economic development of Russia until 2030, approved by the Russian Government in 2021. Information-driven interactions between state bodies and the use of up-to-date reliable information published, inter alia, in an open data format will allow to increase the effectiveness of the public administration system. The purpose of the article is to assess the goals, objectives, and basic technologies of the digital transformation of public and municipal administration. In accordance with the purpose identified, the objectives of the study are as follows: to substantiate the need for digital transformation in public administration, identify the strategic direction of such transformation, and reveal its limitations and advantages. The results of the study include an overview and analysis of certain digital services and products used at the federal and regional levels as part of the digital transformation of public administration. The main conclusion of the article is the substantiation of the role that the digital transformation plays in improving the quality of public and municipal services.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

УДК 338.24.021.8 JEL H11 DOI 10.26425/1816-4277-2022-12-30-36

Цифровая трансформация государственного управления на современном этапе

Чмут Галина Александровна

Канд. экон. наук, доц. каф. финансов, бухгалтерского учета и налогообложения ORCID: 0000-0002-6266-5871, e-mail: galina-chmut@yandex.ru

Южный университет (ИУБиП), г. Ростов-на-Дону, Россия

Аннотация

Одной из базовых ценностей современного государства является ориентация сервисов на удовлетворение потребностей людей. Клиенто-центричность вошла в перечень из 42 инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г., утвержденный Правительством в 2021 г. Информационное взаимодействие органов власти и использование актуальной и достоверной информации, размещаемой в том числе в форме открытых данных, позволят сделать систему государственного управления экономикой более эффективной. Целью статьи является рассмотрение задач и основных технологий цифровой трансформации в государственном и муниципальном управлении. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи исследования: обосновать необходимость цифровой трансформации в государственном управлении, определить стратегическое направление трансформации данного вида, выявить ее проблемы и преимущества. Результаты исследования включают в себя обзор и анализ некоторых цифровых сервисов и продуктов, применяемых на федеральном и региональном уровнях в рамках реализации цифровой трансформации государственного управления. В качестве главного вывода приводится обоснование роли трансформации в повышении качества государственных и муниципальных услуг.

Ключевые слова

Цифровая трансформация, цифровые сервисы, цифровые продукты, государственное управление, государственные услуги, социальная эффективность, экономическая эффективность, стратегия цифровой трансформации

Для цитирования: Чмут Г.А. Цифровая трансформация государственного управления на современном этапе // Вестник университета. 2022. № 12. С. 30—36.

© Чмут Г.А., 2022.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Digital transformation of public administration at the present stage

Galina A. Chmut

Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. at the Finance, Accounting and Taxation Department ORCID: 0000-0002-6266-5871, e-mail: galina-chmut@yandex.ru

Southern University, Rostov-on-Don, Russia

Abstract

One of the basic values of the modern state is the orientation of all its services towards meeting people's needs. Client-centricity was included in the list of 42 initiatives for socio-economic development of Russia until 2030, approved by the Russian Government in 2021. Information-driven interactions between state bodies and the use of up-to-date reliable information published, inter alia, in an open data format will allow to increase the effectiveness of the public administration system. The purpose of the article is to assess the goals, objectives, and basic technologies of the digital transformation of public and municipal administration. In accordance with the purpose identified, the objectives of the study are as follows: to substantiate the need for digital transformation in public administration, identify the strategic direction of such transformation, and reveal its limitations and advantages. The results of the study include an overview and analysis of certain digital services and products used at the federal and regional levels as part of the digital transformation of public administration. The main conclusion of the article is the substantiation of the role that the digital transformation plays in improving the quality of public and municipal services.

Keywords

Digital transformation, digital services, digital products, public administration, public services, social efficiency, economic efficiency, digital transformation strategy

For citation: Chmut G.A. Digital transformation of public administration at the present stage. (2022) Vestnik no. 12, pp. 30—36.

© Chmut G.A., 2022.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

®

ВВЕДЕНИЕ

Внедрение современных цифровых технологий, сопровождаемое оптимизацией системы управления основными технологическими процессами, требует цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления. В этой связи 31 декабря 2020 г. Президент Российской Федерации (далее — РФ) дал поручение о разработке и утверждении «стратегий цифровой трансформации не менее десяти отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления предусматривающих внедрение конкурентоспособного отечественного программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов» [1]. Указанные стратегии были разработаны всеми субъектами РФ. Правительство РФ утвердило стратегическое направление цифровой трансформации государственного управления распоряжением № 2998-р от 22 октября 2021 г. [2].

В современных условиях государственное регулирование и осуществление государственной политики в социальной сфере и различных отраслях экономики, предоставление государственных услуг, осуществление надзорной и контрольной функции, обеспечение безопасности государства и граждан становятся невозможными без цифровой трансформации государственного управления [2]. В данной статье обосновывается необходимость цифровой трансформации обозначенной области и на практических примерах доказывается результативность этого процесса.

ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ

Развитие системы государственного управления во всем мире связывают с использованием больших данных (англ. big data). Отмечается, что их применение может повысить эффективность системы [3]. В широком смысле большие данные рассматриваются как «социально-экономический феномен», вызванный «появлением технологических возможностей анализировать» значительное количество данных [4, с. 26]. Обладание ими обусловливает потребность в передовой аналитике. Неоднократно рассматривалась и роль больших данных в развитии искусственного интеллекта, или ИИ. «Большие данные — топливо ИИ», и «чем больше систем искусственного интеллекта может использовать большие данные, тем больше их интеллект» [5, с. 21]. Сегодня рынок больших данных стремительно растет, из чего следует, что значимость технологий их обработки только увеличивается. Использование больших данных имеет огромное значение в эпоху цифровизации [6].

Согласно распоряжению Правительства РФ [2], стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления предусматривает внедрение следующих технологий:

- искусственного интеллекта;

- больших данных;

- «Интернета вещей».

В рамках реализации указанной стратегии предусматривается внедрение радиоэлектронной продукции российского происхождения.

Основными целями цифровой трансформации государственного управления являются социально-экономическое развитие РФ повышение инвестиционной привлекательности государства, обеспечение национальной безопасности.

Главная задача цифровой трансформации состоит в повышении качества исполнения государственных функций, которое должно выразиться в росте как результативности государственного управления, так и качества государственных услуг. Увеличение эффективности, в свою очередь, приведет к ускоренному экономическому росту страны.

Можно выделить четыре аспекта цифровой трансформации системы государственного управления: организационный, технологический, нормативно-правовой и кадровый. Для реализации трансформации требуется соответствующая структура управления, механизмы финансирования и согласования целей, ресурсов и инструментов [2].

Успех цифровой трансформации государственного управления зависит в первую очередь от качественного решения основных управленческих задач: определения стратегических приоритетов; привлечения ресурсов и инструментов, необходимых для реализации трансформации; мониторинга и оценки результатов. Эффективное руководство трансформацией может быть обеспечено путем согласования общего стратегического развития всех ветвей власти и всех уровней управления [7].

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Можно выделить ряд основных проблем цифровой трансформации:

- недостаток данных в режиме реального времени для принятия управленческих решений;

- отсутствие единообразных средств для совместной и удаленной работы сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления;

- недостаточный уровень использования цифровых технологий в кадровой работе государственных и муниципальных служащих;

- наличие дублирующих расходов на создание государственных информационных систем с идентичным функционалом;

- отсутствие средств объективного контроля за исполнением поставленных задач со стороны руководителей [2].

Для решения этих проблем необходимо проведение следующих мероприятий:

- создания автоматизированной системы сбора отчетности по всем социально-экономическим показателям;

- перевода социально-экономических показателей в цифровое значение;

- обработки данных с помощью сквозных технологий;

- внедрения дистанционного контроля и надзора в режиме реального времени во всех сферах государственного и муниципального контроля;

- устранения значительной административной нагрузки в рамках контрольно-надзорной деятельности;

- создания цифровых инструментов хранения архивных документов;

- повышения удовлетворенности граждан государственными и муниципальными услугами;

- создания необходимых условий повышения собираемости доходов и сокращения теневой экономики;

- повышения надежности и безопасности информационных систем независимости информационно-технологической инфраструктуры» от иностранного оборудования и программного обеспечения;

- создания комплексной системы регулирования общественных отношений;

- повышения качества государственного контроля за расходованием бюджетных средств [2].

Вместе с тем при реализации цифровой трансформации государственного управления появляется

риск изменения ее результатов. Данный риск вызван следующими факторами:

- отсутствием нормативного правового регулирования, блокирующего автоматизированный сбор социально-экономических показателей;

- недостаточным объемом производства датчиков и приборов объективного контроля российского производства;

- недостаточным уровнем цифровых компетенций у сотрудников органов государственной власти;

- наличием зависимости от поставок аппаратной части от зарубежных поставщиков и рисков в области информационной безопасности [2].

При этом, исходя из характера перечисленных проблем и мирового опыта цифровой трансформации, к факторам ее успеха можно отнести организацию эффективной системы управления, создание необходимой нормативно-технической и нормативно-правовой баз, а также совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров [7].

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

С учетом основных препятствий цифровой трансформации и в целях реализации поставленных задач, включая осуществление необходимых процессов в сфере государственного управления, во всех субъектах РФ были разработаны соответствующие стратегии. Например, губернатор Ростовской области утвердил подобную стратегию 31 августа 2021 г. Цифровая трансформация в области государственного управления, стратегия которой была разработана для данного субъекта РФ, представляет собой не просто внедрение цифровых технологий, а переосмысление принципов управления и процессов ведения деятельности. Причем основное внимание уделяется клиентоориентированности. Так, в министерстве транспорта Ростовской области в настоящее время внедряется «Интеллектуальная транспортная система», которая позволит улучшить показатели эффективности дорожного движения, в том числе сократить среднюю

задержку транспортных средств, снизить загруженность дорог, повысить уровень обслуживания дорожного движения, а также оптимизировать пассажироперевозки [8].

В строительную отрасль с текущего года планируется внедрить технологии BIM-моделирования (англ. Building Information Modeling — информационное моделирование зданий), основанные на использовании 3D-моделей. Данный способ проектирования зданий позволяет проектировщикам создать модель будущего сооружения и присвоить ее элементам необходимые характеристики, наполнив модель данными. Состояние каждого объекта капитального строительства будет отслеживаться на всех этапах работ [8].

Что касается цифровизации кадровой деятельности, сотрудники службы занятости населения Ростовской области осуществляют подбор работников для работодателей, используя единую цифровую платформу «Работа в России». С помощью технологий искусственного интеллекта данный сервис позволяет пользователям сориентироваться в большом объеме вакансий и резюме, а также обеспечивает быстрый поиск наиболее подходящих вариантов трудоустройства [8].

Можно сделать вывод, что цифровые технологии способствуют высококачественному и эффективному взаимодействию государства и гражданина. Сегодня государственные ведомства совершенствуют имеющиеся сервисы и создают новые, а российские разработчики готовы способствовать внедрению процессов, предоставляя собственные цифровые продукты. Данный вопрос обсуждался 31 мая 2022 г. в Москве на ежегодном саммите компании TAdviser, одной из тем которого стало развитие информационных технологий в государственном секторе. На конференции были представлены наиболее интересные российские продукты, разработанные в целях цифровой трансформации государственного управления [9].

Цифровизацией государственных органов и координацией межведомственной работы в обозначенном направлении занимается Федеральное казенное учреждение «Государственные технологии». Основным направлением его деятельности является построение доменной архитектуры, что позволяет исключить дублирование функций и снизить затраты на разработку государственных информационных систем [9].

Стоит также отметить, что в 2021 г. Федеральное казначейство РФ запустило систему принятия решений, базирующуюся на технологиях искусственного интеллекта и машинного обучения. В результате была решена задача получения максимально достоверных прогнозных данных по денежным средствам на Едином казначейском счете, что помогло использовать данные средства наиболее эффективным образом [9].

На сегодняшний день государственные программы являются основным инструментом осуществления социально-экономической политики государства и его субъектов. Существующая практика реализации программ свидетельствует о том, что необходимо совершенствовать управленческий процесс их формирования и мониторинг исполнения. Субъекты РФ внедряют цифровые технологии в различные направления деятельности. Санкт-Петербург стал одним из первых регионов, запустивших информационную систему, которая позволяет автоматизировать планирование развития городских отраслей. Работа системы связана как с определением потребности в реализации конкретных мероприятий на начальном этапе, так и с принятием решения о выделении бюджетных средств на финальных стадиях. К настоящему моменту государственная информационная система «Реестр государственных программ Санкт-Петербурга» уже позволила городу перевести в цифровой формат 93 % расходов. В результате был полностью ликвидирован бумажный документооборот и на 35 % возросла скорость прохождения процедур [9].

Еще одним примером цифровой трансформации в области государственного управления являются мероприятия, осуществленные в Пермском крае. На основе эпидемиологической модели SIR (англ. Susceptible, Infected, Recovered — восприимчивые, инфицированные, выздоровевшие) была построена модель прогнозирования заболеваемости жителей коронавирусной инфекцией COVID-19. С помощью данного прогноза можно планировать объемы коечного фонда и эпидемиологические ограничения [9].

Другой проект, реализуемый в Пермском крае, связан с использованием фонда пространственных данных, который включает в себя информацию о 1,6 млн объектов. Интеграция этой информационной системы в другие системы открывает доступ к сведениям еще о 5 млн объектов. Основной целью внедрения проекта является снижение издержек на подготовку, обработку, поиск и предоставление пространственных данных. Кроме того, Правительство Пермского края разработало особую модель — «цифровой двойник» региона. Данная модель содержит наиболее актуальные сведения о регионе, а также позволяет анализировать и прогнозировать различные процессы и изменения. Полученные прогнозы используются при принятии стратегических решений по развитию региональной экономики [9].

Полная, достоверная и актуальная информация, необходимая органам государственной власти, поступает в результате анализа данных, получаемых из государственных информационных систем. Данные поступают в «озеро данных» посредством автоматизированной загрузки, а затем обрабатываются в BI-системе (англ. Business Intelligence — бизнес-аналитика). Так, в Чувашии на основе «озера данных» разрабатывается региональная система управления данными, интегрированная в Национальную систему управления данными. BI-система, в свою очередь, агрегирует и анализирует данные, что помогает органам власти принимать нужные меры и решения своевременно [9].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под цифровой трансформацией государственного управления понимается качественное повышение эффективности и открытости работы органа управления на базе глубокой цифровизации операций, целенаправленного изменения служебных процессов в сторону цифровой экономики, информационного общества и развития человеческого капитала. Данный вид трансформации охватывает организационные, технологические, нормативно-правовые и кадровые процессы. Для его реализации в РФ уже разработаны соответствующие стратегии как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов. Проведенный анализ информационных технологий, цифровых сервисов и продуктов, используемых в государственном секторе, свидетельствует о том, что трансформация способна повысить эффективность органов власти. В заключение стоит отметить, что успех цифровой трансформации зависит в первую очередь от качественного решения управленческих задач в процессе оказания государственных услуг.

Библиографический список

1. Президент Российской Федерации. Перечень поручений по итогам конференции по искусственному интеллекту. http://www kremlin.ru/acts/assignments/orders/64859 (дата обращения: 05.10.2022).

2. Правительство Российской Федерации. Распоряжение Правительства РФ от 22.10.2021 № 2998-p. http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202110260034 (дата обращения: 05.10.2022).

3. Чаннов С.Е. Большие данные в госуправлении: возможности и угрозы. Журнал российского права. 2018;10:111-122. https://doi.org/10.12737/art_2018_10_11

4. Назаренко Ю.Л. Обзор технологии «большие данные» (Big Data) и программно-аппаратных средств, применяемых для их анализа и обработки. European science. 2017;31:25-30.

5. Пилецкая А.В. Искусственный интеллект и большие данные. Молодой ученый. 2019;288:20-22.

6. Мартвых Е.А. Технологии больших данных в государственном управлении: значение их использования в эпоху цифровизации, проблемы развития оборота данных и перспективы их использования в государственном управлении России. Modern science. 2021;5-1:112-125.

7. Енин С.В. О цифровой трансформации системы государственного управления в Республике Беларусь. В кн.: Тузиков А.В., Григянец Р.Б., Венгеров В.Н. (ред.) Развитие информатизации и государственной системы научно-технической информации: материалы 16-йМеждународ. конф., Минск, 16 ноября 2017 г. Минск: ОИПИ НАН Беларуси; 2017. С. 35-41.

8. Правительство Ростовской области. Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления в Ростовской области. https://www.donland.ru/activity/2760/ (дата обращения: 05.10.2022).

9. TAdviser. Конференция «ИТ в госсекторе 2022». https://wwwtadviser.ru/index.php/Конференция:ИТ_в_госсекторе_2022 (дата обращения: 05.10.2022).

References

1. President of the Russian Federation. List of instructions following the conference on artificial intelligence. http://www.kremlin.ru/ acts/assignments/orders/64859 (accessed 05.10.2022).

2. Government of the Russian Federation. Order of the Government of the Russian Federation No. 2998-p dated22 October 2021. http://publication.pravo.govru/Document/View/0001202110260034 (accessed 05.10.2022).

3. Channov S.E. Big data in public administration: opportunities and threats. Journal of Russian law. 2018;10:111-122. https:// doi.org/10.12737/art_2018_10_11

4. Nazarenko Yu.L. Technology review "Big Data" and software facilities applicable for it analysis and processing. European science. 2017;31:25-30.

5. Piletskaya A.V Artificial intelligence and big data. Young scientist. 2019;288:20-22.

6. Martvykh E.A. Big data technology in public administration: the meaning of their use in the era of digitalization, the problems of data turnover development, and the prospects of using them in Russia's public administration. Modern science. 2021;5-1:112-125.

7. Enin S.V On the digital transformation of the public administration system in the Republic of Belarus. In: Tuzikov A.V, Grigyanets R.B., Vengerov VN. (eds.) Advancement of Informatization and the State System of Scientific and Technical Information: Proceedings of the 16th International Conference, Minsk, November 16, 2017. Minsk: UIIP NAS Belarus; 2017. P. 35-41.

8. Government of the Rostov region. Strategy in the field of digital transformation of economic, social and public administration sectors in the Rostov region. https://www.donland.ru/activity/2760/ (accessed 05.10.2022).

9. TAdviser. "IT in the public sector" conference. https://www.tadviser.ru/mdex.php/Кон^>еренцм:HТ_в_roсœкторе_2022 (accessed 05.10.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.