Научная статья на тему 'Развитие инструментария оценки эффективности поддержки малого и среднего бизнеса в экономике региона'

Развитие инструментария оценки эффективности поддержки малого и среднего бизнеса в экономике региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
316
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ИНТЕГРАЦИЯ / SMALL BUSINESS / COMPETITIVENESS / METHODS OF EFFICIENCY EVALUATION / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришин Игорь Александрович

В статье анализируется взаимосвязь развития предпринимательского сектора и конкурентоспособности региональной экономики, рассматриваются методы и показатели оценки эффективности поддержки малого и среднего бизнеса в условиях усиления внутрирегиональной интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses interconnection of enterprise sector development and regional economics competitiveness. The article also considers some methods and performance evaluation rates concerning small and medium-sized business support in the process of intensification of intraregional integration.

Текст научной работы на тему «Развитие инструментария оценки эффективности поддержки малого и среднего бизнеса в экономике региона»

Политические процессы и практики

Игорь ГРИШИН

РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА

В статье анализируется взаимосвязь развития предпринимательского сектора и конкурентоспособности региональной экономики, рассматриваются методы и показатели оценки эффективности поддержки малого и среднего бизнеса в условиях усиления внутрирегиональной интеграции.

The article analyses interconnection of enterprise sector development and regional economics competitiveness. The article also considers some methods and efficiency evaluation rates of small and medium-sized business support in the process of intensification of intraregional integration.

Ключевые слова:

малый бизнес, конкурентоспособность, инструментарий оценки эффективности, интеграция; small business, competitiveness, methods of efficiency evaluation, integration.

ГРИШИН

Игорь

Александрович — д.э.н., доцент, заведующий кафедрой

менеджмента ВолГУ igrishin@bk.ru

Активизация деятельности малого и среднего бизнеса в россий -ских регионах является важнейшим вопросом государственной экономической политики в силу важности создания благопри -ятных условий для развития предпринимательства. В условиях изме -нившейся системы управления народным хозяйством Российского государства потребовались новые подходы и принципы организации экономической деятельности административных территорий, кон -курирующих между собой в области привлечения инвестиционных ресурсов, квалифицированной рабочей силы, создания особых усло -вий для развития предпринимательства, увеличения объемов произ -водства, уровня деловой активности. В настоящее время наблюдается все более активное вовлечение органов региональной и местной власти в сферу межрегиональной конкуренции, поскольку, прини -мая решение о том, куда вкладывать капитал, инвестор учитывает тот факт, что его собственное конкурентное преимущество вытекает из конкурентных преимуществ, созданных территориями. Поэтому именно региональный и муниципальный уровень служат оценочной величиной для конкурентных преимуществ1.

В настоящее время рынки сбыта утратили национальные или локальные черты, поскольку торговая интеграция стала мировой, но, тем не менее, большинство местных производителей выходят на международную арену не в одиночку, а с помощью более или менее значительного числа различных структур территории, на которой расположены их предприятия. Интернационализирующая среда, связывающая динамику местной предпринимательской сети с динамикой мировой экономики, представляет собой систему прочной кооперации, в которой совместный труд местных малых и средних предприятий направлен на усиление доступности местных предприятий и привлекательности территории в международ ном масштабе. Эта среда должна обладать особенно эффективной инфраструктурой в области транспорта, связи, промышленной и торговой застройки, обеспечивая при этом качественные условия жизни, ведь привлечение транснациональных фирм означает также и прием высококвалифицированных работников и их семей.

1 Бландиньер Ж- П. Реиндустриализация России: насколько пригоден европейский опыт // Экономист, 2005, № 5, с. 38.

Для формирования бездефицитного регионального бюджета необходимо обе спечивать условия для постоянного нара щивания объемов производства местных предприятий. С этой целью органами местного самоуправления должна осу ществляться активная работа не только в отношении крупных предприятий, но и в направлении малого и среднего биз -неса, предприятия которого все актив нее включаются в выполнение градо образующих функций. Такая активизация социально экономической деятельности малых и средних предприятий объективно оправданна в силу их высокой заинтере сованности в интенсификации развития территории региона, поскольку малый и средний бизнес в большей степени при вязаны к конкретной административно территориальной единице. Их зависимость от емкости местного рынка намного выше, чем у крупных предприятий, расположен ных на той же территории. Поэтому со -здание системы эффективной поддержки малого и среднего бизнеса следует рас сматривать как стратегическую задачу по модернизации региональной экономики.

К концу 90 -х гг. предыдущего столетия малое предпринимательство в основном исчерпало ресурс количественного роста за счет саморазвития и сложившихся к тому времени методов и механизмов его государственной, научной и обществен ной поддержки. Темпы создания новых и расширения действующих субъектов малого предпринимательства суще ственно снизились, а по отдельным пока зателям начался процесс утраты достигну тых рубежей. Но примерно с 2003—2005 гг. в среднем по регионам ситуация в сфере малого предпринимательства начала улучшаться. Число малых предприятий в 2009 г. возросло до 1 602,5 тыс. по сравне -нию с 979,3 тыс. в 2005 г., при этом чис -ло средних предприятий составило 15,5 тыс., а микропредприятий — 1 374,7 тыс. Среднесписочная численность работни ков (без внешних совместителей) малых предприятий возросла с 8 045,2 тыс. чел. в 2005 г. до 10 247,5 тыс. чел. в 2009 г., по средним предприятиям этот показатель в 2009 г. составил 1 976,3 тыс. чел., по микро -предприятиям — 4 526,9 тыс. чел. 1

1 Российский статистический ежегодник, 2006: стат. сб. — М. : Росстат, 2006, с. 13; Малое и среднее предпринимательство в России, 2010: стат. сб. - М. : Росстат, 2010, с. 12.

Несмотря на демонстрируемый рост, развитие малого и среднего бизнеса в регионах не соответствует потенциальным возможностям и потребностям региональ ной экономики. Причин этому много. Это и неудовлетворительное состояние инфраструктурного обеспечения, и слабая общественная активность многих пред принимателей, и зачастую непрофессио нальный менеджмент на малых и средних предприятиях. Не все действия, которые предпринимает местная власть в отноше нии малого и среднего бизнеса, приносят ему пользу, не во всех регионах складыва ется деловое взаимодействие представите лей администраций и предпринимателей.

Необходимость повышения эффективности поддержки малого и среднего бизнеса требует создания комплексной информационной системы, обеспечиваю щей сбор, измерение, систематизацию, анализ и передачу данных о состоянии региональной экономики. На ее основе принимаются оперативные, тактические и стратегические управленческие решения по стимулированию активности бизнеса, отвечающие целям и приоритетам страте -гии социально - экономического развития региона. Поскольку органы местной власти не могут осуществлять директивное управление и вынуждены регулировать развитие предпринимательского сектора опосредованными методами, проектируе мая система должна стать инструментом, позволяющим:

— объективно оценивать условия и потенциал развития предприниматель ского сектора региональной экономики;

— своевременно принимать обоснован -ные решения для реализации стратегии социально экономического развития тер ритории региона;

— оперативно реагировать на измене ния экономической ситуации в масштабах национального, регионального и локаль -ных рынков;

— эффективно расходовать средства регионального и местных бюджетов, направляемые на поддержку предприни -мательства;

— минимизировать инвестиционные риски, связанные с реализацией проектов по модернизации региональной эконо -мики.

Для развития инструментария оценки эффективности поддержки малого и сред него бизнеса согласно вышеперечислен

ным требованиям необходимо сочетание системы экономических показателей, выражающих результативность мер под держки, с процедурой оценки, включаю щей непосредственно инструменты эко -номического анализа, а также правила и последовательность их применения. В рамках данной статьи предлагается подход, согласно которому необходимо сначала определить системы основных показателей оценки эффективности мер поддержки, а затем разработать непосред ственно порядок их применения.

В структуру контрольных параме -тров оценки эффективности поддержки малого и среднего бизнеса первого блока, согласно предлагаемому подходу, целе сообразно ввести показатели развития предпринимательской деятельности. В качестве отраслевых показателей предпо чтительнее использовать безразмерные (относительные) величины, анализируе мые в динамике1. К числу таких величин относятся: производство товаров, работ и услуг в общем объеме и на душу населе ния; балансовая прибыль на 1 руб. затрат; относительная экономия от использова -ния основных ресурсов; рентабельность производства; издержки производства и обращения на 1 руб. произведенной и реализованной продукции, фондоотдача, доля заработной платы в цене ед. выпу скаемой продукции.

Помимо этого, важное значение имеют показатели эффективности использова -ния ресурсов: капиталоемкость; материалоемкость; удельные капитальные вложе ния на 1 руб. прироста продукции (работ, услуг) и др. Их расчет позволяет уловить изменения в использовании примененных ресурсов по сравнению с накопленными. Среди показателей повышения эффективности использования труда основным является производительность труда.

Использование таких показателей позволяет выполнять сравнение секторов региональной экономики в отраслевом и межотраслевом разрезе и выявлять наи более эффективно работающие предпри -ятия. Сделанные таким образом выводы являются источником информации для определения приоритетов экономиче -ского развития региона.

Данная система показателей наряду с

1 Кабанов В.Н. Теория моделирования экономики города. — Волгоград: Изд-во В1АСА, 2000, с. 147.

оценкой состояния предприниматель -ского сектора должна отражать качество расходования бюджетных и внебюджет -ных средств, направляемых на его под держку. Поэтому помимо контроля за целевым использованием следует рассчи тывать уровень эффективности капиталь ных расходов, выражающийся в увеличе нии числа вновь образованных малых и средних предприятий, росте объемов их производства, повышении занятости и доходов населения.

При анализе региональной политики развития малого и среднего бизнеса сле дует понимать, что оценить эффектив -ность поддержки предпринимательства на базе единого показателя, учитываю щего эффект во всей экономике региона, проблематично. Поэтому для этих целей предлагается выделить в эффектах эконо мического роста региона долю, зависящую от поддержки малых и средних предприя тий. Это имеет значение также для оценки ресурсных возможностей и льгот, которые предоставляются малым и средним пред приятиям (нежилые помещения, земля, техника, инвестиции, информация и т.д.). Динамика рассматриваемых показате -лей дает возможность более определенно формировать направления поддержки, т.е. проводить целенаправленные изменения в ее структуре2.

Проблема выбора критериев оценки эффективности поддержки малого и среднего бизнеса должна решаться путем сопоставления силы воздействия на предпринимательскую среду региона с получаемыми от этого социально экономическими эффектами. Из за от сутствия прямых зависимостей и множе ственности факторов, оказывающих вли -яние на этот процесс, процедура оценки эффективности поддержки малого и сред него бизнеса представляется нам состоя щей из семи основных этапов.

1. Ранжирование приоритетов региональ -ной экономики и выбор наиболее важных направлений ее развития, представленных существующими инвестиционными проек -тами, с учетом основных целей социально экономической стратегии региона и его ресурсных возможностей.

2. Определение в их достижении роли

2 Дадашев А., Гловацкая Н., Лазуренко С., Нешитой А. Эффективность поддержки малого предпринимательства // Вопросы экономики, 2003, № 7, с. 130.

2011’ 12

ВЛАСТЬ

31

малого и среднего бизнеса на основе ана лиза основных показателей его деятель ности по отраслям, исходя из производ ственного потенциала, степени развития кооперационных и интеграционных свя зей, уровня предпринимательской актив -ности.

3. Анализ инфраструктуры малого и сред -него бизнеса, являющейся частью инфра структуры региона, а также программно -целевого обеспечения поддержки пред -принимательства с выявлением недо -стающих компонентов, необходимых для выполнения намеченных целей.

4. Разработка проекта посовершенство -ванию инфраструктуры и программно целевого обеспечения малого и среднего бизнеса, поиск ресурсов для его реа лизации, включая бюджетные и вне бюджетные средства, заимствования, а также возможности административного ресурса.

5. Осуществление намеченных дей ствий участниками проекта при коорди нирующей роли органов региональной и местной власти с определением степени выполнения задач путем сравнения пла новых и фактических показателей с уче -том расходов бюджетных средств.

6. Оценка изменений, производимая в отраслевом разрезе, в производственной, инновационной, инвестиционной сферах малых и средних предприятий с использо ванием финансово экономических пока зателей.

7. Измерение социально-экономического эффекта от целенаправленного воздействия на предпринимательскую среду путем сопоставления полученных результатов с параметрами модели регио нального развития.

Предложенный алгоритм оценки эффективности поддержки малого и сред него бизнеса позволяет повысить качество использования ресурсов региона, направ ляемых на стимулирование предприни -мательского сектора. Особый акцент на активизацию малых и средних предпри ятий позволяет региональной и местной власти формировать альтернативные по отношению к градообразующим предпри -ятиям источники доходов бюджета.

Развитие инструментария оценки

эффективности поддержки малых и сред них предприятий повышает уровень целе направленного воздействия органов реги ональной и местной власти на экономику региона в целом. Регулирование пред -принимательской активности на уровне малого и среднего бизнеса создает условия для возникновения новых финансово хозяйственных связей между всеми субъ ектами экономической деятельности региона и способствует внутрирегиональ ной кооперации и интеграции. Развитие данных процессов является не чем иным, как формированием региональных кла -стеров, значимость которых обусловлена следующим:

— включаясь в реализацию социально экономических программ и инвестици онных проектов региона, кластеры спо собны повышать их управляемость и сни -жать риски для регионального и местных бюджетов;

— кластеры позволяют на уровне само организации более эффективно и гаран -тированно управлять жизнеобеспечением региона;

— посредством формирования класте ров можно существенно уменьшить про изводственные издержки предприятий, повысить их рентабельность, налоговые отчисления, обеспечить экономию бюд жетных средств;

— на основе кластерного подхода можно улучшить ситуацию с производством и реализацией товаров для нужд местного рынка.

Переход экономики региона к кластер ной модели функционирования на основе внутрирегиональной кооперации и инте грации представляет собой новый формат социально экономической организации территорий, в которой на первый план выходят функциональность, действен -ность, гибкость и эффективность хозяй ственных связей. В этом контексте про -блема развития методов оценки эффек тивности поддержки малого и среднего бизнеса полностью меняет свой статус, переходя из разряда научно методической проблематики организации поддержки предпринимательства в эффективный инструмент управления региональной экономикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.