Политические процессы и практики
Игорь ГРИШИН
РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА
В статье анализируется взаимосвязь развития предпринимательского сектора и конкурентоспособности региональной экономики, рассматриваются методы и показатели оценки эффективности поддержки малого и среднего бизнеса в условиях усиления внутрирегиональной интеграции.
The article analyses interconnection of enterprise sector development and regional economics competitiveness. The article also considers some methods and efficiency evaluation rates of small and medium-sized business support in the process of intensification of intraregional integration.
Ключевые слова:
малый бизнес, конкурентоспособность, инструментарий оценки эффективности, интеграция; small business, competitiveness, methods of efficiency evaluation, integration.
ГРИШИН
Игорь
Александрович — д.э.н., доцент, заведующий кафедрой
менеджмента ВолГУ [email protected]
Активизация деятельности малого и среднего бизнеса в россий -ских регионах является важнейшим вопросом государственной экономической политики в силу важности создания благопри -ятных условий для развития предпринимательства. В условиях изме -нившейся системы управления народным хозяйством Российского государства потребовались новые подходы и принципы организации экономической деятельности административных территорий, кон -курирующих между собой в области привлечения инвестиционных ресурсов, квалифицированной рабочей силы, создания особых усло -вий для развития предпринимательства, увеличения объемов произ -водства, уровня деловой активности. В настоящее время наблюдается все более активное вовлечение органов региональной и местной власти в сферу межрегиональной конкуренции, поскольку, прини -мая решение о том, куда вкладывать капитал, инвестор учитывает тот факт, что его собственное конкурентное преимущество вытекает из конкурентных преимуществ, созданных территориями. Поэтому именно региональный и муниципальный уровень служат оценочной величиной для конкурентных преимуществ1.
В настоящее время рынки сбыта утратили национальные или локальные черты, поскольку торговая интеграция стала мировой, но, тем не менее, большинство местных производителей выходят на международную арену не в одиночку, а с помощью более или менее значительного числа различных структур территории, на которой расположены их предприятия. Интернационализирующая среда, связывающая динамику местной предпринимательской сети с динамикой мировой экономики, представляет собой систему прочной кооперации, в которой совместный труд местных малых и средних предприятий направлен на усиление доступности местных предприятий и привлекательности территории в международ ном масштабе. Эта среда должна обладать особенно эффективной инфраструктурой в области транспорта, связи, промышленной и торговой застройки, обеспечивая при этом качественные условия жизни, ведь привлечение транснациональных фирм означает также и прием высококвалифицированных работников и их семей.
1 Бландиньер Ж- П. Реиндустриализация России: насколько пригоден европейский опыт // Экономист, 2005, № 5, с. 38.
Для формирования бездефицитного регионального бюджета необходимо обе спечивать условия для постоянного нара щивания объемов производства местных предприятий. С этой целью органами местного самоуправления должна осу ществляться активная работа не только в отношении крупных предприятий, но и в направлении малого и среднего биз -неса, предприятия которого все актив нее включаются в выполнение градо образующих функций. Такая активизация социально экономической деятельности малых и средних предприятий объективно оправданна в силу их высокой заинтере сованности в интенсификации развития территории региона, поскольку малый и средний бизнес в большей степени при вязаны к конкретной административно территориальной единице. Их зависимость от емкости местного рынка намного выше, чем у крупных предприятий, расположен ных на той же территории. Поэтому со -здание системы эффективной поддержки малого и среднего бизнеса следует рас сматривать как стратегическую задачу по модернизации региональной экономики.
К концу 90 -х гг. предыдущего столетия малое предпринимательство в основном исчерпало ресурс количественного роста за счет саморазвития и сложившихся к тому времени методов и механизмов его государственной, научной и обществен ной поддержки. Темпы создания новых и расширения действующих субъектов малого предпринимательства суще ственно снизились, а по отдельным пока зателям начался процесс утраты достигну тых рубежей. Но примерно с 2003—2005 гг. в среднем по регионам ситуация в сфере малого предпринимательства начала улучшаться. Число малых предприятий в 2009 г. возросло до 1 602,5 тыс. по сравне -нию с 979,3 тыс. в 2005 г., при этом чис -ло средних предприятий составило 15,5 тыс., а микропредприятий — 1 374,7 тыс. Среднесписочная численность работни ков (без внешних совместителей) малых предприятий возросла с 8 045,2 тыс. чел. в 2005 г. до 10 247,5 тыс. чел. в 2009 г., по средним предприятиям этот показатель в 2009 г. составил 1 976,3 тыс. чел., по микро -предприятиям — 4 526,9 тыс. чел. 1
1 Российский статистический ежегодник, 2006: стат. сб. — М. : Росстат, 2006, с. 13; Малое и среднее предпринимательство в России, 2010: стат. сб. - М. : Росстат, 2010, с. 12.
Несмотря на демонстрируемый рост, развитие малого и среднего бизнеса в регионах не соответствует потенциальным возможностям и потребностям региональ ной экономики. Причин этому много. Это и неудовлетворительное состояние инфраструктурного обеспечения, и слабая общественная активность многих пред принимателей, и зачастую непрофессио нальный менеджмент на малых и средних предприятиях. Не все действия, которые предпринимает местная власть в отноше нии малого и среднего бизнеса, приносят ему пользу, не во всех регионах складыва ется деловое взаимодействие представите лей администраций и предпринимателей.
Необходимость повышения эффективности поддержки малого и среднего бизнеса требует создания комплексной информационной системы, обеспечиваю щей сбор, измерение, систематизацию, анализ и передачу данных о состоянии региональной экономики. На ее основе принимаются оперативные, тактические и стратегические управленческие решения по стимулированию активности бизнеса, отвечающие целям и приоритетам страте -гии социально - экономического развития региона. Поскольку органы местной власти не могут осуществлять директивное управление и вынуждены регулировать развитие предпринимательского сектора опосредованными методами, проектируе мая система должна стать инструментом, позволяющим:
— объективно оценивать условия и потенциал развития предприниматель ского сектора региональной экономики;
— своевременно принимать обоснован -ные решения для реализации стратегии социально экономического развития тер ритории региона;
— оперативно реагировать на измене ния экономической ситуации в масштабах национального, регионального и локаль -ных рынков;
— эффективно расходовать средства регионального и местных бюджетов, направляемые на поддержку предприни -мательства;
— минимизировать инвестиционные риски, связанные с реализацией проектов по модернизации региональной эконо -мики.
Для развития инструментария оценки эффективности поддержки малого и сред него бизнеса согласно вышеперечислен
ным требованиям необходимо сочетание системы экономических показателей, выражающих результативность мер под держки, с процедурой оценки, включаю щей непосредственно инструменты эко -номического анализа, а также правила и последовательность их применения. В рамках данной статьи предлагается подход, согласно которому необходимо сначала определить системы основных показателей оценки эффективности мер поддержки, а затем разработать непосред ственно порядок их применения.
В структуру контрольных параме -тров оценки эффективности поддержки малого и среднего бизнеса первого блока, согласно предлагаемому подходу, целе сообразно ввести показатели развития предпринимательской деятельности. В качестве отраслевых показателей предпо чтительнее использовать безразмерные (относительные) величины, анализируе мые в динамике1. К числу таких величин относятся: производство товаров, работ и услуг в общем объеме и на душу населе ния; балансовая прибыль на 1 руб. затрат; относительная экономия от использова -ния основных ресурсов; рентабельность производства; издержки производства и обращения на 1 руб. произведенной и реализованной продукции, фондоотдача, доля заработной платы в цене ед. выпу скаемой продукции.
Помимо этого, важное значение имеют показатели эффективности использова -ния ресурсов: капиталоемкость; материалоемкость; удельные капитальные вложе ния на 1 руб. прироста продукции (работ, услуг) и др. Их расчет позволяет уловить изменения в использовании примененных ресурсов по сравнению с накопленными. Среди показателей повышения эффективности использования труда основным является производительность труда.
Использование таких показателей позволяет выполнять сравнение секторов региональной экономики в отраслевом и межотраслевом разрезе и выявлять наи более эффективно работающие предпри -ятия. Сделанные таким образом выводы являются источником информации для определения приоритетов экономиче -ского развития региона.
Данная система показателей наряду с
1 Кабанов В.Н. Теория моделирования экономики города. — Волгоград: Изд-во В1АСА, 2000, с. 147.
оценкой состояния предприниматель -ского сектора должна отражать качество расходования бюджетных и внебюджет -ных средств, направляемых на его под держку. Поэтому помимо контроля за целевым использованием следует рассчи тывать уровень эффективности капиталь ных расходов, выражающийся в увеличе нии числа вновь образованных малых и средних предприятий, росте объемов их производства, повышении занятости и доходов населения.
При анализе региональной политики развития малого и среднего бизнеса сле дует понимать, что оценить эффектив -ность поддержки предпринимательства на базе единого показателя, учитываю щего эффект во всей экономике региона, проблематично. Поэтому для этих целей предлагается выделить в эффектах эконо мического роста региона долю, зависящую от поддержки малых и средних предприя тий. Это имеет значение также для оценки ресурсных возможностей и льгот, которые предоставляются малым и средним пред приятиям (нежилые помещения, земля, техника, инвестиции, информация и т.д.). Динамика рассматриваемых показате -лей дает возможность более определенно формировать направления поддержки, т.е. проводить целенаправленные изменения в ее структуре2.
Проблема выбора критериев оценки эффективности поддержки малого и среднего бизнеса должна решаться путем сопоставления силы воздействия на предпринимательскую среду региона с получаемыми от этого социально экономическими эффектами. Из за от сутствия прямых зависимостей и множе ственности факторов, оказывающих вли -яние на этот процесс, процедура оценки эффективности поддержки малого и сред него бизнеса представляется нам состоя щей из семи основных этапов.
1. Ранжирование приоритетов региональ -ной экономики и выбор наиболее важных направлений ее развития, представленных существующими инвестиционными проек -тами, с учетом основных целей социально экономической стратегии региона и его ресурсных возможностей.
2. Определение в их достижении роли
2 Дадашев А., Гловацкая Н., Лазуренко С., Нешитой А. Эффективность поддержки малого предпринимательства // Вопросы экономики, 2003, № 7, с. 130.
2011’ 12
ВЛАСТЬ
31
малого и среднего бизнеса на основе ана лиза основных показателей его деятель ности по отраслям, исходя из производ ственного потенциала, степени развития кооперационных и интеграционных свя зей, уровня предпринимательской актив -ности.
3. Анализ инфраструктуры малого и сред -него бизнеса, являющейся частью инфра структуры региона, а также программно -целевого обеспечения поддержки пред -принимательства с выявлением недо -стающих компонентов, необходимых для выполнения намеченных целей.
4. Разработка проекта посовершенство -ванию инфраструктуры и программно целевого обеспечения малого и среднего бизнеса, поиск ресурсов для его реа лизации, включая бюджетные и вне бюджетные средства, заимствования, а также возможности административного ресурса.
5. Осуществление намеченных дей ствий участниками проекта при коорди нирующей роли органов региональной и местной власти с определением степени выполнения задач путем сравнения пла новых и фактических показателей с уче -том расходов бюджетных средств.
6. Оценка изменений, производимая в отраслевом разрезе, в производственной, инновационной, инвестиционной сферах малых и средних предприятий с использо ванием финансово экономических пока зателей.
7. Измерение социально-экономического эффекта от целенаправленного воздействия на предпринимательскую среду путем сопоставления полученных результатов с параметрами модели регио нального развития.
Предложенный алгоритм оценки эффективности поддержки малого и сред него бизнеса позволяет повысить качество использования ресурсов региона, направ ляемых на стимулирование предприни -мательского сектора. Особый акцент на активизацию малых и средних предпри ятий позволяет региональной и местной власти формировать альтернативные по отношению к градообразующим предпри -ятиям источники доходов бюджета.
Развитие инструментария оценки
эффективности поддержки малых и сред них предприятий повышает уровень целе направленного воздействия органов реги ональной и местной власти на экономику региона в целом. Регулирование пред -принимательской активности на уровне малого и среднего бизнеса создает условия для возникновения новых финансово хозяйственных связей между всеми субъ ектами экономической деятельности региона и способствует внутрирегиональ ной кооперации и интеграции. Развитие данных процессов является не чем иным, как формированием региональных кла -стеров, значимость которых обусловлена следующим:
— включаясь в реализацию социально экономических программ и инвестици онных проектов региона, кластеры спо собны повышать их управляемость и сни -жать риски для регионального и местных бюджетов;
— кластеры позволяют на уровне само организации более эффективно и гаран -тированно управлять жизнеобеспечением региона;
— посредством формирования класте ров можно существенно уменьшить про изводственные издержки предприятий, повысить их рентабельность, налоговые отчисления, обеспечить экономию бюд жетных средств;
— на основе кластерного подхода можно улучшить ситуацию с производством и реализацией товаров для нужд местного рынка.
Переход экономики региона к кластер ной модели функционирования на основе внутрирегиональной кооперации и инте грации представляет собой новый формат социально экономической организации территорий, в которой на первый план выходят функциональность, действен -ность, гибкость и эффективность хозяй ственных связей. В этом контексте про -блема развития методов оценки эффек тивности поддержки малого и среднего бизнеса полностью меняет свой статус, переходя из разряда научно методической проблематики организации поддержки предпринимательства в эффективный инструмент управления региональной экономикой.