УДК ОО4
РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОБРАБОТКИ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРО
DEVELOPING TOOLS TO ASSESS STRATEGIC INFORMATION FOR PLANNING INNOVATIVE AND INVESTMENT ACTIVITY OF GAS DISTRIBUTION COMPANIES
Гаркушин Александр Геннадьевич
Garkushin Alexandr Gennadievich
аспирант кафедры экономики региональной энергетики и энергоэффективности, ФГБОУ ВПО Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, г. Москва
postgraduate student of the department of regional energy generation and energy efficiency, Gubkin Russian State University of Oil and Gas
e-mail: [email protected]
Статья посвящена исследованию и систематизации стратегически важной информации, необходимой для осуществления эффективного долгосрочного планирования инновационно-инвестиционной деятельности газораспределительных организаций (ГРО). С целью более четкого и глубокого понимания существующих возможностей, проблем и рисков инновационно-инвестиционного развития ГРО на основе предложенной классификации разработана система мониторинга и оценки влияния факторов внешней среды и внутреннего состояния предприятия - процедура ПП-мониторинга.
Ключевые слова: стратегическая информация, стратегическое планирование, инновационно-инвестиционная деятельность, мониторинг.
The paper is devoted to researching and organizing strategic information needed for effective long-term planning of innovation and investment activity of gas distribution companies. In order to better understand opportunities, challenges and risks of innovation and investment development of gas distribution companies the author suggests a system for monitoring and assessing the impact of external environment factors and internal state of the company based on the proposed classification.
Keywords: strategic information, strategic planning, innovation and investment activity, monitoring.
Одна из проблем осуществления инновационно-инвестиционной деятельности ГРО - это недостаточное внимание к проблеме анализа и обработки информации, содержащей сведения о воздействии на эту деятельность факторов внешней и внутренней среды, а также отсутствие навыков и практики использования соответствующего информационного массива и аналитического инструментария. Вместе с тем, трансформационные процессы в условиях высокотурбулентной внешней среды могут спровоцировать возникновение значительных рисков инвестирования в инновации, что повлечет за собой существенное снижение результативности мер инновационной направленности в ГРО. Это создает необходимость при осуществлении долгосрочного планирования и разработке стратегии с акцентом на инновационно-инвестиционный аспект деятельности произвести всесторонний анализ стратегически важной информации.
Термином «стратегически важная информация» автор обозначает систему данных,
сформированную в результате мониторинга внешней и внутренней среды организации, и переработанную в информацию, которая используется при принятии управленческих решений в ходе стратегического планирования организации. Стратегический аспект инновационной деятельности, предполагает сбор данных для осуществления комплексного анализа многочисленных факторов внешней и внутренней среды, влияющих на их экономическую эффективность и сроки окупаемости.
Разрабатывая подход к систематизации информации, мы опираемся на имеющиеся в научной экономической литературе классические модели и аналогичные попытки систематизации стратегической информации современных ученых.
Классический подход к систематизации информации о факторах внешней среды используется в моделях SWOT и PEST-анализа. Так, акроним SWOT, впервые появившийся в стенах Гарвардского университета в 1963 г., был введен в практику стратегического анализа на
конференции по бизнес-политике профессором К. Эндрюсом. Это метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении информации о факторах внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы). Аналогичный подход использован в случае PEST-анализа (иногда обозначают как STEP) - инструмента, позволяющего проанализировать информацию о нескольких аспектах внешней среды, таких как политические (Political), экономические (Economic), социальные (Social) и технологические (Technological), оказывающих влияние на бизнес компании. Однако в этом случае группы факторов объединены по их функциональному назначению и в каждой группе могут быть оказывающие и положительное, и отрицательное влияние [2, с. 132].
Концентрируя свое внимание на анализе информации о факторах, характеризующих определенные аспекты деятельности, Е.Ф. Никитская в своей работе систематизировала инновационные проблемы в зависимости от их влияния на сохранение определенного уровня инновационного развития России, выделяя глобальные инновационные вызовы, инновационные угрозы и инновационные барьеры [3, с. 20]. В трактовке автора вызовы определяют неизбежность инноваций, угрозы создают деструктивные тенденции во внешней среде, сопряженной с инновационной сферой, а барьеры трактуются как острые проблемы, создающие реальные препятствия запуска инновационно-инвестиционных механизмов. Однако автор отмечает, что порой отсутствует четкая грань между категориями информации, характеризующими вызовы и инновационные угрозы или угрозы и барьеры. Кроме того, автор учитывал в основном глобальные, то есть внешние по отношению к объекту исследования проблемы.
Учитывая тот факт, что информационное обеспечение компании в процессе стратегического управления должно осуществляться на всех стадиях этого сложного процесса, предпринята попытка определения для каждой стадии специфического спектра задач, а, соответственно, и различных источников информации и специальных методов ее обработки [1, с. 11].
Любая попытка систематизации информации о факторах и их анализе связана с некоторыми трудностями, такими как:
- неоднозначность интерпретации информации, заключающаяся в различном понимании экспертами сущности макросреды, границ ее поля деятельности. Факторами, отобра-
жающими проблемы интерпретации, служат структурирование значимых исследований, проявление финансового воздействия, формирование кратко- и долгосрочных результатов, недостаток вовлечения в анализ руководства высшего звена, сложности при осуществлении потенциальных возможностей в планах действия, и время, и ресурсы, требуемые для проведения точного анализа;
- краткосрочность ориентации, заключающаяся в сокращении финансирования стратегических аналитических исследований из-за экономических трудностей. Хотя, наоборот, в такой период для планирования деятельности организации анализ более всего необходим, так как он может помочь решить данные проблемы. Поэтому преимущества достигнут те организации, которые проводят и поддерживают проведение анализа информации о внешней среды, даже в кризисных экономических условиях;
- отсутствие одобрения и непонимания, возникающие в силу непонимания высшим руководством ценности проведения анализа информации; сложности стимулирования линейных менеджеров к участию в анализе и использованию его результатов; сопротивление к изменению методов прогнозирования;
- диверсифицированность организаций, заключающаяся в работе организаций в нескольких смежных сферах деятельности, в нескольких районах, что затрудняет экспертные оценки информации в динамике различных макросред.
Для более четкого и глубокого понимания существующих возможностей, проблем и рисков инновационно-инвестиционного развития ГРО мы предлагаем систематизировать информацию о них, выделив два полюса (или направления) влияния - положительный -«Предпосылки» и отрицательный - «Препятствия», каждый из которых имеет внутреннюю и внешнюю область обзора в зависимости от сферы их влияния на инновационно-инвестиционное развитие отрасли.
Информация о группе факторов, относящихся к категории «Предпосылки», представляет собой события, которые оказывают положительное воздействие на развитие газораспределительной отрасли, определяя возможности инновационно-инвестиционной деятельности. Категория «Препятствия» объединяет информацию о факторах, оказывающих негативное воздействие на отрасль, и обозначает риски ведения инновационно-инвестиционной деятельности.
На основе предложенной классификации разработана система мониторинга и оценки
влияния факторов внешней среды и внутреннего состояния предприятия, определяющих возможности и риски развития инновационно-инвестиционной деятельности региональной газораспределительной организации -процедура ПП-мониторинга. Причем, говоря о мониторинге, мы намеренно употребляем этот термин, стремясь подчеркнуть его сущностное значение. Под мониторингом факторов внешней и внутренней среды автор подразумевает систему сбора/регистрации, хранения и анализа информации, влияющей на объект со стороны внешней среды или характеризующей внутренне состояние объекта для вынесения суждения о поведении/состоянии данного объекта в данный момент времени и прогнозирования его будущих состояний. Логика структурной организации этого сложного процесса отражена в разработанной автором имитационной модели ПП-мониторинга (рис. 1). Ее имитационный характер определяется возможностью изучения систем на основании построения моделей, с достаточной точностью описывающих реальную систему, с которой проводятся эксперименты с целью получения информации об этой системе. Имитация реальных ситуаций развития инновационно-инвестиционной деятельности, т. е. различных сценариев развития становится возможной при условии проведения тщательного анализа. Цель имитационного моделирования состоит в воспроизведении поведения исследуемой системы на основе результатов анали-
за наиболее существенных взаимосвязей между внешними факторами и ее элементами.
Аббревиатура «ПП» в обозначении данного процесса указывает на наименование исследуемых полюсов информации - «Предпосылки» и «Препятствия».
Структурно-логическая последовательность действий при проведении ПП-мониторинга согласно разработанной модели включает следующие этапы:
- сбор данных о факторах внешней и внутренней среды ГРО, способных оказывать влияние на развитие ее инновационно-инвестиционной деятельности;
- систематизация факторов: отнесение их к группам «Предпосылки» или «Препятствия», причем с разделением их на внутренние и внешние;
- экспертная оценка выявленных факторов с помощью разработанных критериев;
- определение приоритетности факторов с помощью ПП-матрицы, в которой все факторы располагаются в различных квадратах приоритетности в зависимости от силы их влияния на деятельность ГРО и времени наступления влияния;
- использование факторов в зависимости от уровня их приоритетности для разработки стратегии инновационно-инвестиционного развития.
Каждый из обозначенных этапов предусматривает выполнение ряда последовательных процедур и использование разнообразных ин-
Рис. 1. Модель ПП-мониторинга факторов внешней и внутренней среды ГРО
струментов стратегического планирования. Так, при осуществлении систематизации информации и оценке выявленных факторов внешней и внутренней среды используем классификационно-оценочную форму (табл. 1), разработанную автором.
Обычно анализ информации о факторах, влияющих на развитие предприятий и отраслей, осуществляется экспертным методом.
Для осуществления не только качественной, но и количественной оценки с целью повышения объективности исследования предлагаем в экспертной оценке использовать разработанную автором систему критериев (по показателям: значимость, сила влияния и время наступления), позволяющую охарактеризовать сложившуюся в данный момент ситуацию (табл. 2 - 4).
Таблица 1
Определение приоритетности факторов внешней и внутренней среды ГРО методом ПП-мониторинга (составлено автором)
Сфера влияния Содержание фактора (события) Оказываемое воздействие (последствия) Прогнозируемый результат Значимость фактора Оценка в баллах
Сила влияния S (1 - 5) Время наступления T (5 - 1)
Полюс: Предпосылки +
Внешние 1. Принятая на государственном уровне стратегия развития науки и инноваций Контроль и поддержка со стороны государства предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность в сфере целевых программ Возможное увеличение технологических инновационных разработок для применения в отрасли газораспределения 1 2 2
2. Повышение требований государства к обеспечению собственниками безопасного использования и содержания ВДГО Рост объема оказания услуг и потребности ГРО в повышении производительности труда и высокотехнологичном инструменте и оборудовании Закупка и внедрение современного оборудования и инструмента 3 5 5
3. Ужесточение требований государства к охране окружающей среды Рост потребности в использовании современных технологий и материалов Внедрение инновационных технологий, оборудования и материалов 2 2 5
4. Быстрое развитие научно-технического прогресса и информационных технологий Освещение в специальной литературе, СМИ, на выставках результатов научных исследований, пропаганда их эффективной эксплуатации на объектах ГРО Увеличивается вероятность применения инновационных технологических решений при проведении реконструкции и обновлении основных фондов. Формируется потребность в инвестициях 1 2 3
5. Тенденция развития альтернативных видов топлива Создает потенциальный риск потери объемов работ и доходов в результате перехода потребителей на альтернативные источники энергии Активизация поиска, разработки и внедрения перспективных технологий и нестандартных решений для обеспечения значимых конкурентных преимуществ, а именно снижения себестоимости услуги 3 4 3
Сфера влияния Содержание фактора (события) Оказываемое воздействие (последствия) Прогнозируемый результат Значимость фактора Оценка в баллах
Сила влияния S (1 - 5) Время наступления T (5 - 1)
Внутренние 6. Эксплуатация опасных производственных объектов и законодательно установленные регламенты, требования, нормы Формируется потребность в изыскании средств на обеспечение безопасной и надежной эксплуатации объектов газоснабжения без роста себестоимости Разработка и внедрение программ автоматизаци-онных систем управления (телемеханика, телеметрия) техпроцессами, совершенствование системы диспетчерского управления 3 5 5
7. Износ основных фондов на 30 - 50 % Потребность в реконструкции газораспределительных сетей Совершенствование технологической инфраструктуры и внедрение новых технологий в ГРС 3 5 5
Полюс: Препятствия -
Внешние 8. Реализация программ газификации регионов Газификация удаленных населенных пунктов, достижение 100 % уровня газоснабжения регионов, отсутствие учета экономической целесообразности Превышение роста расходов на эксплуатацию над темпами роста доходов от транспортировки газа и неэффективности производственной деятельности ГРО 3 5 5
9. Государственное регулирование и особенности ценообразования Ограничение роста тарифов на услуги ГРО независимо от наличия их экономической обоснованности Отсутствие финансовых средств и механизма привлечения инвестиций на развитие инноваций 3 5 5
10. Снижение исследовательской и инновационной активности Недостаточный уровень внедрения современных технологий и оборудования Рост затрат на обслуживание устаревшего оборудования и неэффективных технологий 1 2 3
Внутренние 11. Специфика основных средств по длительности срока эксплуатации Длительный срок окупаемости инвестиций Отсутствие механизма привлечения внешних инвестиций 3 4 3
12. Недостаточный уровень квалификации персонала и развития внутрифирменной науки Недостаточный уровень внедрения современных технологий и оборудования Рост риска потери потребителей газа из-за возможного снижения конкурентами цен на альтернативные виды топлива путем внедрения новых технологий 2 5 5
13. Отсутствие опыта управления инновационными проектами Недостаточный уровень внедрения современных технологий и оборудования Рост конкуренции со стороны частных компаний в смежных нерегулируемых сегментах рынка 2 3 4
Некоторые выделенные факторы требуют активного регулирующего воздействия или устранения, многие факторы значительно удалены во времени и не представляют собой значительных препятствий в ближайшей перспективе, иногда они могут самоустраниться в
условиях эффективного регулирования и благоприятной экономической ситуации.
Такое многообразие воздействий по силе и скорости наступления событий требует разработки матричной системы оценки, которая, среди прочих своих преимуществ, помогает
Таблица 2
Критерии оценки значимости факторов на деятельность ГРО
Последствия Критерий значимости факторов Балл (1 - 3) Графическое отображение
Очень важное Непосредственно затрагивает деятельность ГРО 3
Умеренное Косвенно затрагивает деятельность ГРО 2
Слабое Отдельные отклики в деятельности ГРО 1
Таблица 3
Критерии оценки силы влияния факторов на деятельность ГРО
Оказываемое воздействие Сила влияния Баллы S (1 - 5)
Сила воздействия очень высокая От воздействия данного фактора напрямую в значительной степени зависит деятельность ГРО 5
Высокая сила влияния Действие данного фактора оказывает влияние на деятельность ГРО 4
Умеренное влияние Действие данного фактора косвенно касается деятельности ГРО 3
Незначительное влияние Влияние косвенное, практически не затрагивающее деятельность ГРО 2
Очень слабая сила влияния Влияние на деятельность ГРО практически не ощущается 1
Таблица 4
Критерии оценки времени наступления факторов
Фактор Возможное время наступления факторов Балл Т (5 - 1)
Очень короткий период наступления действия фактора В течение года 5
Короткий период времени наступления воздействия фактора От 1 года - до 3 лет 4
Средний период ожидания наступления данных факторов От 3 - 5 лет 3
Длительный период ожидания наступления события От 5 - 10 лет 2
События наступят в удаленном временном периоде или вообще могут самоустраниться Через 10 и более лет 1
также визуализировать полученные результаты. Автором разработана матрица определения приоритетности воздействия факторов по силе влияния и времени наступления факторов (событий), в которой четко видны квадраты наибольшей приоритетности использования «Предпосылок» и острой необходимости регулирования или устранения существующих «Препятствий» - темно-серые зоны - третья положительная и шестая отрицательная (рис. 2).
На матрице ПП-мониторинга имеется 8 зон, различающихся по силе и времени наступления воздействия факторов, причем факторы в этих зонах обозначены значками, размер которых отражает значимость фактора для отрасли газораспределения. Цветовая индикация помогает усилить уровень визуального восприятия информации и активизирует степень ее воздействия на необходимость при-
нятия управленческих решений по корректировке стратегических планов ГРО.
В третьей положительной и шестой отрицательной зонах расположены факторы, которые наступят в ближайшие 3 года и будут напрямую влиять на инновационно-инвестиционную деятельность ГРО. Объединив характеристики зон по степени влияния и времени наступления факторов в матрице ПП-мониторинга, автор выделил три уровня приоритетности факторов (табл. 5).
Концентрация и систематизация стратегически важной для ГРО информации может осуществляться в специальной системе хранения данных и переработки их в стратегически важную информацию и формирует своеобразный электронный банк стратегической информации (ЭБСИ). Механизм обработки стратегической информации в ЭБСИ представлен на рис. 3.
5; 4 ■ з . 2 ■ 1 . | Сила ^ влияния «+» ( Э £ р *
О 1 ! 1 © ! 1 4 ! -
1 ■ 2 . 1 2 8 3 Время действия 5 5
3 , 4 ■ 5 - Сила влияния » «-» © 6
Рис. 2. Матрица ПП-мониторинга факторов внешней и внутренней среды ГРО
Таблица 5
Градация уровней приоритетности факторов внешней и внутренней среды на стратегию
развития ГРО
Уровень приоритетности факторов Входящие зоны Характеристика уровня
1-й уровень - темно-серая зона 3+, 6- Зона высокой приоритетности факторов, сила влияния которых высока и воздействие возможно в ближайшие 1 - 2 года. Принимая стратегические решения руководству организации необходимо в первую очередь ориентироваться на них.
2-й уровень - серая зона 4+,2+, 5_,7_ Средний уровень приоритетности факторов, сила влияния которых умеренная и воздействие ожидается в течении 3 - 5 лет. Разрабатывая стратегию, эти факторы необходимо принимать во внимание.
3-й уровень - белая зона 1+, 8- Низкий уровень приоритетности. Влияние этих факторов на отрасль слабое и ожидается в течение следующих 5 - 10 лет. Эти факторы можно практически не учитывать, разрабатывая стратегию, но в течение дальнейшего периода мониторинга рейтинг этих факторов может измениться.
На выходе из ЭБСИ данные предстают в виде информации, пригодной для принятия стратегических решений, а именно для разработки стратегии, построения стратегической карты и сбалансированной системы показателей. На основании такой информации автором построена матрица, в которой установлена взаимосвязь между факторами первого уровня приоритетности, целями и стратегическими инновационными решениями (табл. 6), актуальными для ГРО Волгоградской области.
Предложенный в работе методический подход к классификации, оценке и ранжиро-
ванию информации о факторах внешней и внутренней среды ГРО сделает процедуру выбора стратегических инновационных решений более объективной. Внедрение в практику предложенной методики и выполнение на ее основе процедур мониторинга и оценки информации позволит более системно и комплексно определять возможные результаты и последствия принятия того или иного управленческого решения, и тем самым повысить эффективность стратегического планирования инновационно-инвестиционной деятельности ГРО.
Рис. 3. Механизм обработки стратегической информации в ЭБСИ
Таблица 6
Матрица «Факторы — цели — стратегические инновационные инициативы» (фрагмент, составлено автором)
Факторы 1 уровня приоритетности Цели Стратегические инновационные инициативы
Повышение требований государства к обеспечению безопасного использования и содержания ВДГО; тенденция развития альтернативных видов топлива; износ основных фондов на 30 - 50 % Активное внедрение инновационных технологий, оборудования и материалов Совершенствование противокоррозионной защиты стальных газопроводов за счет: внедрения систем телемеханизации средств ЭХЗ, внедрения систем телемеханики ГРП, ШРП, перекладки газопроводов с применением полиэтилена. Применение метода врезки без снижения давления. Внедрение в рабочий процесс использования высокочувствительных газоанализаторов
Эксплуатация опасных производственных объектов Повышение уровня надежности и безопасности сетей газораспределения с учетом оптимизации затрат Внедрение автоматизированной системы диспетчерского управления объектами газораспределительных систем; создание единой базы данных и полных сведений о системе газораспределения Волгоградской области с помощью ГИС «СФЕРА»
Реализация программ газификации регионов Разработка и утверждение адаптивного механизма государственной поддержки предприятий, инвестирующих в создание или расширение производственных мощностей, использующих в технологическом процессе природный газ Предоставление налоговых льгот по уплате налога на имущество и налога на прибыль на срок и в размерах, обеспечивающих период окупаемости произведенных инвестиций на уровне среднего срока окупаемости вложений в других отраслях. Снижение цен на услуги по транспортировке газа относительно установленных в текущем периоде для потребителей, создающих вновь технологические мощности. Льготный период устанавливать на срок от 1 до 3 лет в зависимости от объемов транспортируемого газа
Государственное регулирование и особенности ценообразования; специфика основных средств по длительности срока эксплуатации Разработка и внедрение механизмов формирования и привлечения инвестиций Изменение структуры стоимости газа для конечных потребителей за счет увеличения доли транспортировки газа в стоимости газа для конечных потребителей. Включение в государственные программы мероприятий, направленных на инвестирование в строительство промышленных производственных мощностей, потребляющих природный газ, в регионах, снижающих использование природного газа в отраслях электро- и теплоэнергетики. Разработка механизма субсидирования на компенсацию части затрат на внедрение новых технологий, используемых в эксплуатации газопроводов
Библиографический список (References)
1. Андреева Т.А. Стратегическая информация и современные инструменты ее обработки // Информационная безопасность регионов. Саратов. 2014. № 2 (11). С. 11 - 17.
Andreyeva T.A. (2014) Strategicheskaya informatsiya i sovremennyye instrumenty yeye obrabotki [Strategic information and modern tools of its processing] // Informatsionnaya bezopasnost' regionov. Saratov. № 2 (11). P. 11 - 17.
2. Залыгина Ю.Г. Нормативно-правовое регулирование деятельности газораспределительной организации // Информационная безопасность регионов. Саратов. 2013. № 1(12). С. 132 - 138.
Zalygina Yu.G. (2013) Normativno-pravovoye regulirovaniye deyatel'nosti gazoraspredelitel'noy organizatsii [Legal regulation of the operations of gas distribution companies] // Informatsionnaya bezopasnost' regionov. Saratov. № 1(12). P. 132 - 138.
3. Никитская Е.Ф. Развитие инновационного потенциала территориальных субъектов рынка с учетом инфляционных тенденцией : автореф. дисс. ... д-ра экон. наук. М., 2013. С. 48 - 51.
Nikitskaya Ye.F. (2013) Razvitiye innovatsionnogo potentsiala territorial'nykh sub»yektov rynka s uchetom inflyatsionnykh tendentsiyey : avtoref. diss. ... d-ra ekon. nauk [The development of the innovative potential of the territorial market entities taking into account the inflation trend: abstract of the thesis for the degree of Doctor of Economics]. Moscow. P. 48 - 51.
УДК 336.71
ДОСТУПНОСТЬ БАНКОВСКИХ УСЛУГ КАК ФАКТОР ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ACCESSIBILITY OF BANKING SERVICES AS A FACTOR OF INFORMATION SECURITY IN BANKING
Земцова Лариса Николаевна
Zemtsova Larisa Nikolayevna
кандидат юридических наук, доцент кафедры правосудия и правоохранительной деятельности, ССЭИ (филиал) ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Саратов
Cand. Sc. (Law), associate professor of the department of justice and law enforcement, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
e-mail: [email protected]
Автор раскрывает идею закрепления доступности банковских услуг как фактора информационной безопасности банковской деятельности, рассматривает принципиально новую технологию дистанционного банковского обслуживания - интернет-банкинг.
Ключевые слова: банковские услуги, доступность, банковская деятельность, информационная безопасность, право.
The author presents an idea of securing accessibility of banking services as a factor in information security of banking activity and discusses a new technology of remote banking, internet banking.
Keywords: banking services, accessibility, banking operations, information security, law.
о
L Л