Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТРАСЛЕЙ АПК ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТРАСЛЕЙ АПК ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРАСЛИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ГРАНТ «АГРОСТАРТАП»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калустов А. А.

Действующий в настоящее время механизм государственной поддержки отраслей агропромышленного комплекса содержит разнообразный инструментарий. Основная цель его использования органами власти заключается в создании условий наибольшего благоприятствования для развития и повышения конкурентоспособности производителей сельскохозяйственной продукции. Среди экономических методов содействия предпринимательству наибольшее распространение получили гранты, субсидии, гранты в форме субсидий и др. В исследовании представлены авторские предложения, направленные на развитие оценочной системы конкурсного отбора участников для получения гранта. Обоснована необходимость внесения изменений в бальную оценку критериев конкурсного отбора региональной программы «Агростартап» в Краснодарском крае. В частности, предложено введение дополнительного критерия «эффективность использования гранта», произведено уплотнение критерия «презентация проекта создания и (или) развития хозяйства», распределение баллов по которым должно осуществляться в зависимости от заявленных результатов проекта. Обозначенные в исследовании нововведения направлены на повышение эффективности расходования бюджетных средств посредством совершенствования конкурсного отбора претендентов. Выявление наиболее перспективных и социально значимых проектов позволит снизить риски возврата в краевой бюджет выделенных средств по гранту в связи с невозможностью достижения заявленных значений показателей. Предложения автора по совершенствованию оценочной системы мер государственной поддержки могут быть использованы субъектами бюджетного планирования в рамках управления по результатам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TOOLS FOR STATE SUPPORT OF AIC INDUSTRIES TO INCREASE THEIR FUNCTIONING EFFICIENCY

The current mechanism of state support for the branches of the agro-industrial complex contains a variety of tools. The main purpose of its use by the authorities is to create the most favorable conditions for the development and increase the competitiveness of agricultural producers. Among the economic methods of promoting the development of entrepreneurship, grants, subsidies, and grants in the form of subsidies are currently the most developed. This study presents the author's proposals aimed at developing an evaluation system for the competitive selection of participants to receive a grant. The necessity of making changes to the scoring criteria for the competitive selection of the regional program «Agrostartup» in the Krasnodar Territory is substantiated - an additional criterion «efficiency in the use of the grant» is proposed, the criterion «presentation of the project for the creation and (or) development of the economy» is compacted, the distribution of points for which should be carried out in depending on the project outcomes. The approach outlined in the study is aimed at improving the efficiency of spending budget funds by improving the competitive selection of applicants. Identification of the most promising and socially significant projects will reduce the risks of returning the funds allocated under the grant to the regional budget due to the impossibility of its implementation to achieve the stated results. The author's proposals for improving the evaluation system of state support measures can be used by the subjects of budget planning in the framework of results-based management.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТРАСЛЕЙ АПК ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ»

EDN: ZVRMOU

А.А. Калустов - аспирант 1-го курса кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

А.А. Kalustov - 1st year postgraduate student of the department of economics and foreign economic activity, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.

РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТРАСЛЕЙ АПК ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ DEVELOPMENT OF TOOLS FOR STATE SUPPORT OF AIC INDUSTRIES TO INCREASE THEIR FUNCTIONING EFFICIENCY

Аннотация. Действующий в настоящее время механизм государственной поддержки отраслей агропромышленного комплекса содержит разнообразный инструментарий. Основная цель его использования органами власти заключается в создании условий наибольшего благоприятствования для развития и повышения конкурентоспособности производителей сельскохозяйственной продукции. Среди экономических методов содействия предпринимательству наибольшее распространение получили гранты, субсидии, гранты в форме субсидий и др. В исследовании представлены авторские предложения, направленные на развитие оценочной системы конкурсного отбора участников для получения гранта. Обоснована необходимость внесения изменений в бальную оценку критериев конкурсного отбора региональной программы «Агростар-тап» в Краснодарском крае. В частности, предложено введение дополнительного критерия «эффективность использования гранта», произведено уплотнение критерия «презентация проекта создания и (или) развития хозяйства», распределение баллов по которым должно осуществляться в зависимости от заявленных результатов проекта. Обозначенные в исследовании нововведения направлены на повышение эффективности расходования бюджетных средств посредством совершенствования конкурсного отбора претендентов. Выявление наиболее перспективных и социально значимых проектов позволит снизить риски возврата в краевой бюджет выделенных средств по гранту в связи с невозможностью достижения заявленных значений показателей. Предложения автора по совершенствованию оценочной системы мер государственной поддержки могут быть использованы субъектами бюджетного планирования в рамках управления по результатам.

Abstract. The current mechanism of state support for the branches of the agro-industrial complex contains a variety of tools. The main purpose of its use by the authorities is to create the most favorable conditions for the development and increase the competitiveness of agricultural producers. Among the economic methods of promoting the development of entrepreneurship, grants, subsidies, and grants in the form of subsidies are currently the most developed. This study presents the author's proposals aimed at developing an evaluation system for the competitive selection of participants to receive a grant. The necessity of making changes to the scoring criteria for the competitive selection of the regional program «Agrostartup» in the Krasnodar Territory is substantiated -an additional criterion «efficiency in the use of the grant» is proposed, the criterion «presentation of the project for the creation and (or) development of the economy» is compacted, the distribution of points for which should be carried out in depending on the project outcomes. The approach outlined in the study is aimed at improving the efficiency of spending budget funds by improving the competitive selection of applicants. Identification of the most promising and socially significant projects will reduce the risks of returning the funds allocated under the grant to the regional budget due to the impossibility of its implementation to achieve the stated results. The author's proposals for improving the evaluation system of state support measures can be used by the subjects of budget planning in the framework of results-based management.

Ключевые слова: отрасли агропромышленного комплекса, государственная поддержка, грант «Агростартап».

Keywords: branches of the agro-industrial complex, state support, Agrostartup grant.

Введение

Сектор государственного управления активно создает условия для развития агропромышленного комплекса (АПК) посредством использования различного инструментария (см. рис.1), действие которого направлено на поддержку эффективности функционирования сельхозпроизводителей, обеспечивающую стабильность отраслей, в том числе за счет увеличения количества аграриев. На протяжении ряда лет в числе наиболее действенных экономических методов признаются гранты. Региональные органы власти самостоятельно разрабатывают порядки их предоставления потенциальным грантополучателям. В общем виде, грантом являются денежные средства, выделяемые безвозмездно на конкурсной основе на открытие стартапов, проведение научных исследований и др. при условии соблюдения прозрачности и подотчетности, реализация которых направлена на получение социально значимых результатов для общества. В отличии от субсидии, предусматривающей возмещение расходов по реализованному проекту, грант выдается на перспективу, с условием воплощения проекта в будущем [1].

Региональные программы «Агростартап» субъекты РФ реализуют в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В общем виде, «Агростартап» можно рассматривать в качестве гранта для главы КФХ, средства которого могут быть направлены на расширение материально - технической базы (например, получение в собственность земель сельхозназначения, оплата проектной документации, приобретение техники, животных, птицы и др.). Отдельные территории выделяют средства на развитие не только главам КФХ, но и частникам, ведущим личное подсобное хозяйство и стремящихся к открытию крестьянского хозяйства.

В Краснодарском крае в 2022 году на поддержание продуцентов сельскохозяйственной продукции направлено более 500 млн. руб. (для фермеров и личных подсобных хозяйств). Речь идет о грантах «Агростартап», «Малый сад», для начинающих сельхозкооперативов, а также субвенциях муниципалитетам [9].

Несмотря на серьезную поддержку начала предпринимательской деятельности в агробизнесе, в настоящее время не так много потенциальных аграриев решаются на участие в конкурсах. Согласно проведенным опросам, результаты которых размещены в режиме открытого доступа [8], гранты вызывают острый интерес у сельских жителей. Среди основных причин, останавливающих от подачи заявок для участия в конкурсном отборе, претенденты называли трудности в составлении отчетности, которая должна полностью соответствовать заявке и обязательств по созданию постоянных рабочих мест. Анализ региональных программ показал, что некоторые содержат строгий запрет на оформление лиц, с которыми грантополу-чатель состоит в родственных отношениях. Основная сложность заключается в подборе персонала с необходимыми компетенциями. Серьезную помощь в поиске наемных работников оказывают центры занятости населения, в которые следует

обратиться с заявкой. В этом случае считается, что обязанности, связанные с поиском персонала, выполнены. Кроме того, предприниматели опасаются участия в грантах из-за угрозы необоснованных обвинений нецелевого расходования бюджетных средств [4].

Региональными органами власти ведется активная разъяснительная работа для популяризации стартапа в аграрном бизнесе, оказывается информационная, консультационная и правовая поддержка потенциальным претендентам на грант для расширения возможностей выбора перспективных проектов, отвечающих требованиям современной экономической инфраструктуры [3].

Основная часть

Для участия в конкурсном отборе на получение гранта необходимо подать заявку с приложением установленных документов лично (в том числе через законного заявителя) или МФЦ. В составе документов, которые необходимо предоставить, обозначены бизнес-план, план расходов, план создания рабочих мест, которые вызывают наибольшие количество вопросов (в Краснодарском крае действует Приказ министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 19.05.2022 № 190 [6]).

Получатели средств определяются в ходе конкурсного отбора, основание - наилучшие условия достижения результатов. В соответствии с Объявлением на проведение отбора по предоставлению грантов на реализацию «Агростартап», размещенном на сайте Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края [7], осуществляется бальная оценка таких критериев, как специализация деятельности (например, картофелеводство 5 баллов, скотоводство мясного использования 4 балла и др.), наличие опыта деятельности в сельском хозяйстве, имеющиеся в распоряжении собственные средства для софинансирования средств гранта и др.

Цели государственной поддержки

- обеспечение равных условий для устойчивого развития отраслей АПК;

- ориентация на достижение социально и экономически значимых результатов акционирования АПК;

- формирование привлекательного инвестиционного климата в отраслях АПК;

- развитие адаптированных финансово - кредитных отношений в АПК:

- реализация инновационных подходов н модернизация отраслей АПК:

- стимулирование предпринимательства в АПК;

- оптимизация сервисов, логистики и др.

Обеспечивающие подсистемы:

- финансовые ресурсы;

- человеческие ресурсы;

- материальные ресурсы;

- информационные ресурсы.

- изобретения, ноу-хау, товарные знаки н др.;

- техническое обеспечение,

- информационно - аналитическое обеспечение:

- методическое обеспечение.

Оценочная подсистема:

сбалансированная система базовых показателен, посредством которых возможно определить эффективность и результативность государственной поддержки

отраслей АПК;

- информационно - аналитическое и методическое обеспечение оценки государственной

поддержки отраслей АПК.

Административно - правовые:

- нормативно - правовая база:

- упорядоченная система земельных отношений (использование земель сельхозназначения, стоимость земель и ДР-)>

- лицензирование в сфере внешней торговли (экспорт, импорт сельскохозяйственных товаров);

- сертификация сельскохозяйственной продукции и др.

Экономические:

- налогообложение (ЕСХН, налоговые льготы);

кредитно — денежные (гранты, субсидии, гранты в виде субсидий., дотации, компенсации (например, части затрат по сертификации продукции на внешних рынках) н др.;

- агрострахование:

ценообразование (поддержание внутренних цен= гарантированные цены и

др-);

программно - целевые методы (программа развития АПК в целом и отдельных отраслей) и др.

Комплекс мер, обеспечивающих поддержк\: отраслей АПК

реализуется системный подход поддержки продуцентов сельхозпродукции посредством предоставления грантов для начинающих фермеров, развивающемуся семейному бизнесу (животноводческая ферма) и КФХ;

- предоставляются кредиты на благоприятных условиях для субъектов АПК, обозначено право переноса сроков платежей, что позволяет вкладывать средства в наращивание материальных, информационных, инновационных ресурсов;

- поддержка отдельных социально значимых производств (например, производителям хлебо - булочным изделий возмещается часть затрат) и др.

Рисунок 1 - Иллюстрация механизма государственной поддержки отраслей АПК

Отбор претендентов осуществляется по результатам набранных баллов, которые определяются простым большинством голосов. Затем выстраивается рейтинг заявок - наименьший порядковый номер присваивается заявке, набравшей наибольшее количество баллов. В зависимости от выбранной специализации сельскохозяйственного производства, выделяется определенный размер средств. Так, для разведения крупного рогатого скота мясного и молочного направлений продуктивности предусмотрено 5 млн руб. (но не более 90 % затрат) и др.

В Информации о результатах отбора, который был проведен 21 июня 2022 г., представленной на сайте министерства [7], отражены результаты голосования и рассчитаны рейтинговые номера каждого участника конкурсного отбора. В насто-

ящее время в регионе действует Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 октября 2012 года № 1260 [5], в котором обозначены 11 критериев, требующих бальной оценки.

Последние два критерия касаются презентации результатов авторского проекта бизнес - планирования деятельности хозяйства:

- десятый содержит резюме проекта, логистическую схему реализации продукции, финансовый план (положительная оценка - 8 баллов, отрицательная оценка - 0 баллов);

- одиннадцатый содержит сведения об инициаторе проекта, материально - техническое обеспечение проекта, организационный план, экспресс - анализ потенциальных рисков (положительная оценка - 8 баллов, отрицательная оценка - 0 баллов).

В общем виде, бизнес-план структурирован следующим образом:

- резюме проекта, позволяющее составить представление о его специализации и эффективности;

- сведения об инициаторе проекта, отражающие опыт в предметной области;

- материально - техническое обеспечение проекта;

- логистическая схема реализации продукции;

- организационный план;

- финансовый план;

- экспресс - анализ потенциальных рисков;

- приложения (при наличии).

Возникает вопрос о целесообразности разделения структурных разделов между двумя критериями, что нарушает целостность бизнес - идеи и ее реализации. Считаем, что бальная оценка реалистичности и эффективности бизнес - плана является основной при построении рейтинга участника отбора. Для обеспечения объективности и транспарентности процесса предлагаем собственный подход к определению баллов в части бизнес-планирования.

Для оценки бизнес - плана необходимо выделить единый критерий - «Презентация проекта создания и (или) развития хозяйства», присвоив ему 16 баллов. В зависимости от количества участников отбора определяется суммарный балл, допустим для отбора заявлено 7 участников, суммарный бал составит 112. Распределение баллов должно осуществляться в зависимости от заявленных результатов проекта, валидность которых подтверждена представителями конкурсной комиссии, по формуле:

Р1 = 1?=1х* х г (1) (1)

где Р1 - количество баллов, присвоенных 1-му участнику отбора;

Г - баллы, принадлежащие критерию оценки;

Х1 - суммарная оценка 1-го участника отбора;

п - количество претендентов, участвующих в конкурсном отборе.

Таблица 1 - Распределение баллов между участникми отбора по критерию «Презентация пректа создания и (или) развития хозяйства»

Показатель Претендент № 1 Претендент № 2 Претендент № 3 Претендент № 4 Претендент № 5 Претендент № 6 Претендент № 7

Количество набранных баллов 8,00 16,00 10,00 5,00 7,00 14,00 15,00

Х1 0,11 0,21 0,13 0,07 0,09 0,19 0,20

Суммарный балл, подлежащий распределению 112,00

Объем баллов, выделяемых 1-му участнику отбора 11,95 23,89 14,93 7,47 10,45 20,91 22,40

Кроме того, предлагаем ввести дополнительный критерий - «эффективность использования гранта». Существуют различные подходы, позволяющие рассчитать эффективность, отличающиеся задействованными в расчетах показателями и математическим аппаратом. Наиболее подходящим для настоящего исследования считаем использование следующей формулы [2]:

А ВПгр = ВП х Гр / РВП (2)

где А ВПгр - приращение валовой продукции за счет гранта; ВП - объем валовой продукции; Гр - сумма гранта;

РВП - расходы на производство валовой продукции.

Эгр = А ВПгр / Гр (3)

где Эгр - эффективность использования гранта.

Таблица 2 - Расчет эффективности использования гранта участниками конкурсного отбора

Номер участника Сумма гранта, руб. Объем валовой продукции, тыс. руб. Расходы на производство валовой продукции, руб. Приращение валовой продукции за счет гранта, руб. Эффективность использования гранта

Претендент № 1 4 850 000,00 6 788 900,00 7 020 450,00 4 690 036,25 0,967

Претендент № 2 4 200 900,00 5 600 780,00 4 630 450,00 5 081 216,02 1,210

Претендент № 3 1 670 500,00 3 450 890,00 2 900 236,00 1 987 669,88 1,190

Претендент № 4 1 800 000,00 3 750 340,00 4 050 890,00 1 666 451,57 0,926

Претендент № 5 4 050 700,00 5 300 560,00 4 780 200,00 4 491 648,55 1,109

Претендент № 6 1 230 600,00 2 782 700,00 2 900 670,00 1 180 551,60 0,959

Претендент № 7 4 330 800,00 7 320 600,00 6 560 269,00 4 832 736,96 1,116

Распределение баллов по критерию «эффективность использования гранта» будет осуществлено по предложенной ранее формуле (1) с учетом того, что максимальное количество баллов, присвоенных данному критерию, составляет 8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3 - Распределение баллов между участниками отбора по критерию «эффективность использования гранта»

Показатель Претендент № 1 Претендент № 2 Претендент № 3 Претендент № 4 Претендент № 5 Претендент № 6 Претендент № 7

Эффективность использования гранта 0,967 1,210 1,190 0,926 1,109 0,959 1,116

Х1 0,13 0,16 0,16 0,12 0,15 0,13 0,15

Суммарный балл, подлежащий распределению 56,00

Объем баллов, выделяемых 1-му участнику отбора 7,24 9,06 8,91 6,93 8,31 7,19 8,36

Результаты и обсуждения

Практическая реализация предложений по совершенствованию конкурсного отбора претендентов позволит повысить объективность оценки представленных проектов. Уплотнение критерия «презентация проекта создания и (или) развития хозяйства» направлено на комплексную оценку потенциального бизнес - процесса. Введение дополнительного критерия «эффективность использования гранта» соответствует принципам выделения бюджетных средств и их целевому использованию для достижения социально значимых результатов. Суть предлагаемого подхода к распределению суммарных баллов заключается в том, чтобы наибольшие баллы принадлежали наиболее конкурентоспособному проекту, увеличив его шансы на первые строчки в рейтинге.

Практическая реализация авторских предложений позволила составить рейтинг участников отбора.

Таблица 4 - Рейтинг участников отбора для получения гранта «Агростартап»

Номер участника Присвоенные баллы конкурсной комиссией по каждому критерию Итоговая сумма баллов комиссии Рейтинговый номер Сумма заявки, ру&

Претендент № 1 5; 2 0; 2; 0; 1; 5; 0; 2; 11,95 7,24 36,19 4 4850000,00

Претендент № 2 4; 0 1; 2; 2; 1; 5; 1; 2; 23,89 9,06 50,95 1 4200900,00

Претендент № 3 3; 3 0; 2; 0; 1; 0; 0; 2; 14,93 8,91 34,84 6 1670500,00

Претендент № 4 3; 2; 0; 2; 0; 1; 5; 0; 2; 7,47; 6,93 29,4 7 1800000,00

Претендент № 5 4; 2 0; 2; 0; 1; 5; 0; 2; 10,45; 8,31 34,76 5 4050700,00

Претендент № 6 3; 0 0; 2; 0; 1; 5; 0; 2; 20,91; 7,19 41,1 3 1230600,00

Претендент № 7 5; 2 1; 2; 0; 1; 5; 0; 2; 22,40; 8,36 48,76 2 4330800,00

Заключение

Сектором государственного управления разработан комплекс мер, направленных на поддержку предпринимательских инициатив в различных отраслях АПК, многие из которых реализуются достаточно успешно, не только укрепляя продовольственную безопасность нашей страны, но и содействуя решению актуальных проблем занятости населения. Одним из дискуссионных моментов, требуюшцх публичных обсуждений с привлечением представителей различных заинтересованных сторон, является, на наш взгляд, оценочная подсистема механизма государственной поддержки, как в части формирования сбалансированной системы базовых показателей, посредством которых возможно определить эффективность и результативность государственной поддержки отраслей АПК, так и информационно - аналитического и методического обеспечения данного процесса.

Изложенное в настоящем исследовании авторское видение совершенствования бальной оценки претендентов на получение гранта «Агростартап» направленно на усиление транспарентности и валидности результатов конкурсного отбора. Введение дополнительного критерия «эффективность использования гранта», уплотнение критерия «презентация проекта создания и (или) развития хозяйства» позволит выявлять действительно эффективные бизнес - процессы, реализация которых нацелена на решение задач, поставленных органами власти региона. Подход к распределению баллов в зависимости от заявленных результатов проекта способствует повышению эффективности расходования бюджетных средств, что соответствует вектору перманентных институциональных преобразований в российской экономике.

Источники:

1. Аганбегян, А.Г. Устойчивый рост сельского хозяйства и его финансовое обеспечение //А.Г. Агабекян // Деньги и кредит. - 2017. - № 7. - С. 3-9.

2. Барышников, Н.Г., Самыгин, Д.Ю. Анализ и особенности оценки эффективности использования субсидий в сельском хозяйстве // Н.Г. Барышников, Д.Ю. Самыгин // Аудит и финансовый анализ. - 2008. - N° 5. - С. 1 - 5. - URL: https://auditfin.eom/fin/2008/5/ Samigin/Samigin%20 .pdf.

3. Кобелева, Е. А. Анализ приоритетных направлений государственной поддержки по развитию агропромышленного комплекса в Краснодарском крае // Е.А. Кобелева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № S28. - С. 26-30. -URL: http://e-koneept.ru/2014/14828 .htm.

4. Новоселова, С. А., Ефремов, Р. А. Эффективность использования средств государственной поддержки в сельскохозяйственных организациях // С.А. Новоселова, Р.А. Ефремов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № S5. - С. 4145. - URL: http://e-koneept.ru/2015/75090.htm.

5. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 октября 2012 года № 1260 «Об утверждении Порядка предоставления грантов на реализацию «Агростартап» // Справочно - правовая система «Консультант Плюс».

6. Приказ министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 19.05.2022 № 190 «О внесении изменений в приказ министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 6 августа 2021 г. № 293 «Об утверждении Порядка проведения отбора заявителей для предоставления грантов «Агростартап» // Справочно - правовая система «Консультант Плюс».

7. https://msh.krasnodar.ru (дата обращения: 11.12.2022 г.).

8. https://sberbankaktivno.ru (дата обращения: 28.10.2022 г.).

9. https://www.dg-yug.ru (дата обращения: 11.12.2022 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.