Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ФЕРМЕРСТВА В РАЗВИТИИ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА'

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ФЕРМЕРСТВА В РАЗВИТИИ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молочное скотоводство / крестьянские (фермерские)хозяйства / государственная поддержка / грант «Агростартап» / эффективность. / dairy cattle breeding / peasant (farm) farms / state support / grant «Agrostartap» / efficiency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Столярова Ольга Анатольевна, Шатова Антонина Викторовна, Решеткина Юлия Владимировна

В современных условиях проблема фермерства в России очень актуальна, поскольку одной из задач государства является развитие малого и среднего бизнеса. Благодаря крестьянским (фермерским) хозяйствам на селе появляются дополнительные рабочие места, что является стабильным источником получения доходов, вновь вводятся в оборот сельскохозяйственные угодья, что обеспечивает эффективное использование земель и собственное кормопроизводство, формируется контрагент по продаже готовой продукции или сырья для дальнейшей переработки и т.д. Повышение эффективности производства молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах возможно за счет привлечения дополнительных средств, которыми могут выступать государственные субсидии или гранты на развитие семейных животноводческих ферм. В статье дан анализ современного развития фермерства, который свидетельствует об увеличении производства молока в этой категории хозяйств, так, удельный вес производства молока в 2018 г. составил 14,3% против 3,3% в 2010 г. Сделан вывод о снижении числа созданных крестьянских (фермерских) хозяйств, что связано со слабой государственной поддержкой, которую необходимо усилить для эффективного развития малого бизнеса. Авторами рассмотрены средства поддержки, предоставляемые крестьянским (фермерским) хозяйствам на конкурсной основе в виде гранта «Агростартап», который представляет собой систему безвозмездной финансовой поддержки до 3 млн руб. на развитие личного хозяйства «с нуля» и до 4 млн руб., если хозяйство состоит в кооперативе, средства предоставляются на условии софинансирования (не более 90% от общей суммы гранта — государство и не менее 10% — собственные средства).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Столярова Ольга Анатольевна, Шатова Антонина Викторовна, Решеткина Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MODERN FARMING IN THE DEVELOPMENT OF DAIRY CATTLE BREEDING

In modern conditions, the problem of farming in Russia is very relevant, since one of the tasks of the state is the development of small and medium-sized businesses. Thanks to peasant (farm) farms, additional jobs are created in rural areas, which is a stable source of income, agricultural land is re-introduced into circulation, which ensures efficient use of land and its own feed production, a counterparty is formed for the sale of finished products or raw materials for further processing, etc. Increasing the efficiency of milk production in peasant (farm) farms is possible by attracting additional funds, which may be state subsidies or grants for the development of family livestock farms. The article analyzes the current development of farming, which indicates an increase in milk production in this category of farms, since the share of milk production in 2018 was 14.3% compared to 3.3% in 2010. It is concluded that the number of peasant (farm) farms created has decreased, which is due to weak state support, which needs to be strengthened for the effective development of small businesses. The authors present the means of support provided to peasant (farmer) households on a competitive basis in the form of a grant "Agrostartap”, which is a system of gratuitous financial support of up to 3 million rubles for the development of personal farms "from zero” and up to 4 million rubles, if the economy is cooperative, the funds are provided on condition of co-financing (up to 90% of the total amount of the grant — a state and not less than 10% of own funds).

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ФЕРМЕРСТВА В РАЗВИТИИ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА»

AGRARIAN REFORM AND FORMS OF MANAGING УДК 631.115.1

DOI: 10.24412/2587-6740-2021-1-62-64

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ФЕРМЕРСТВА В РАЗВИТИИ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА

О.А. Столярова, А.В. Шатова, Ю.В. Решеткина

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный аграрный университет», г. Пенза, Россия

В современных условиях проблема фермерства в России очень актуальна, поскольку одной из задач государства является развитие малого и среднего бизнеса. Благодаря крестьянским (фермерским) хозяйствам на селе появляются дополнительные рабочие места, что является стабильным источником получения доходов, вновь вводятся в оборот сельскохозяйственные угодья, что обеспечивает эффективное использование земель и собственное кормопроизводство, формируется контрагент по продаже готовой продукции или сырья для дальнейшей переработки и т.д. Повышение эффективности производства молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах возможно за счет привлечения дополнительных средств, которыми могут выступать государственные субсидии или гранты на развитие семейных животноводческих ферм. В статье дан анализ современного развития фермерства, который свидетельствует об увеличении производства молока в этой категории хозяйств, так, удельный вес производства молока в 2018 г. составил 14,3%% против 3,3%% в 2010 г. Сделан вывод о снижении числа созданных крестьянских (фермерских) хозяйств, что связано со слабой государственной поддержкой, которую необходимо усилить для эффективного развития малого бизнеса. Авторами рассмотрены средства поддержки, предоставляемые крестьянским (фермерским) хозяйствам на конкурсной основе в виде гранта «Агростартап», который представляет собой систему безвозмездной финансовой поддержки до 3 млн руб. на развитие личного хозяйства «с нуля» и до 4 млн руб., если хозяйство состоит в кооперативе, средства предоставляются на условии софинансирования (не более 90%% от общей суммы гранта — государство и не менее 10%% — собственные средства).

Ключевые слова: молочное скотоводство, крестьянские (фермерские)хозяйства, государственная поддержка, грант «Агростартап», эффективность.

Введение

Крестьянские (фермерские) хозяйства предназначены для обеспечения населения продуктами, снабжения предприятий перерабатывающей промышленности сырьем, а также играют важную роль в поддержании социальной сферы села. Как правило, эта малая форма хозяйствования является одним из основных источников доходов сельских жителей [8].

В аграрной сфере экономики малый бизнес представлен развитием малых форм хозяйствования. Эффективное их развитие в современных условиях связано с кооперированием, которое находит отражение в ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», где в статье 25 указано, что «оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность, может осуществляться в формах и видах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления». В августе 2018 г. были внесены изменения и поправки в этот федеральный закон [11].

Основой предпринимательства в аграрной сфере можно с уверенностью назвать крестьянские (фермерские) хозяйства, так как они по своим принципам создания и функционирования наиболее полно отвечают этому явлению рыночной экономики [10]. Рассматривая сущность фермерства, его место в аграрной экономике страны, немаловажно отразить роль К(Ф)Х в обеспечении продовольственной безопасности РФ [9].

Целью исследования является выявление проблем крестьянских (фермерских) хозяйств в увеличении производства продукции молочного скотоводства. Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач: - провести анализ производства молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах Пензенской области, определить долю этой формы

62 -

© Столярова О.А., Шатова А.В., Решеткина Ю.В., 2021 Международный сельскохозяйственный журнал, 202

хозяйствования в производстве продукции животноводства;

- определить основные направления повышения эффективности отрасли в развитии малого бизнеса;

- показать эффективность применения грантов на поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств.

Методы исследования

Для достижения поставленной цели в процессе исследования были применены методы: монографический, абстрактно-логический, сравнительный и другие. Объектом исследования послужили крестьянские (фермерские) хозяйства, специализирующиеся на производстве молока.

Результаты исследования

Одним из ключевых направлений развития отрасли молочного скотоводства является повышение эффективности производства качественной и конкурентоспособной продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах. В 2018 г. по сравнению с 2017 г. в Пензенской области произошло резкое сокращение К(Ф)Х с 1821 ед. до 1680 ед. Максимальное число К(Ф)Х наблюдалось в 2011 г. — 3239 ед. (рис. 1).

По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи, в 2018 г. в крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах индивидуальных предпринимателей Пензенской области было занято 3558 человек, из них 1416 человек (39,8%) являлись членами хозяйств, включая глав крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей.

По данным территориального органа государственной статистики Пензенской области, в 2018 г. крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями произведено продукции сельского хозяйства (в фактически действовавших ценах) на сумму 6449,0 млн руб., или в 2,1 раза больше, чем в 2013 г. В сельскохозяйственном производстве крестьянских (фермерских) хозяйств доминирует производство продукции растениеводства, на долю которой в 2018 г. приходилось 74,8% от

том 64, № 1 (379), с. 62-64.

общего объема производимой ими продукции, а удельный вес продукции животноводства составлял 25,2% (рис. 2).

За период с 2006 по 2018 гг. доля малого агробизнеса в лице крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в общем объеме производства продукции сельского хозяйства возросла в регионе с 4,6 до 8,7%, в том числе продукции животноводства — с 1,8 до 4,1%. За анализируемый период стоимость продукции животноводства имеет положительную динамику. В регионе большую поддержку имеют программы «Развитие семейных животноводческих ферм», «Поддержка начинающих фермеров».

Проанализируем и сравним производство молока в сельскохозяйственных организациях и в крестьянских (фермерских) хозяйствах Пензенской области. Согласно сводным годовым отчетам сельскохозяйственных организаций Пензенской области, производство молока в этой категории хозяйств региона в 2018 г. остается на уровне 2010 г. и составляет 162,3 тыс. т, а по сравнению с 2017 г. оно снизилось на 1,8 тыс. т. Отрицательный фактор связан со снижением поголовья коров, однако, что является положительным, продуктивность коров в этой категории хозяйств увеличилась с 3302 кг в 2010 г. до 5862 кг в 2018 г. [7].

Производство молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах и индивидуальных предпринимателей в 2018 г. по сравнению с 2006 г. увеличилось в 6,7 раза, а по сравнению с 2017 г. — на 6,6% и составило 48,7 тыс. т (рис. 3).

В Пензенской области производство молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах и индивидуальных предпринимателей возросло как за счет увеличения поголовья коров, так и надоя молока на одну корову в 2018 г. по сравнению с 2006 г., соответственно, на 10880 голов и 1638 кг. Однако необходимо отметить, что выход телят на 100 коров остается еще низким в этой категории хозяйств и составляет 76 голов. Положение усугубляется недостатками в племенном деле, вследствие чего сохраняется дефицит отечественных племенных ресурсов [1].

АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

£

Для увеличения производства молока в К(Ф)Х необходимо ведение расширенного воспроизводства. Основным условием этого является получение необходимого уровня доходов при создании устойчивой сбытовой базы. В настоящее время это остается важной проблемой, так как не все предприятия малого бизнеса имеют свою инфраструктуру, связанную со сбытом продукции. Нами был проведен расчет уровня товарности молока в разных категориях хозяйств Пензенской области в 2018 г., который показал, что в сельскохозяйственных организациях он составил 95,2%, в К(Ф) Х — 68,3%, а в личных подсобных хозяйствах населения — 49,8%.

В 2010 г. число созданных крестьянских (фермерских) хозяйств составляло 827 ед., в 2011 г. — 1239 ед., а в 2018 г. их количество равно 237 ед. По нашему мнению, снижение их числа связано, прежде всего, с низким уровнем государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях. В условиях непростого положения отрасли государственная поддержка должна быть первоочередным шагом функционирования малого бизнеса.

Рост эффективности государственной поддержки фермерских хозяйств является одним из важных условий поступательного развития агропромышленного комплекса, наращивания производства сельхозпродукции, укрепления продовольственной безопасности, повышения уровня занятости и доходов сельского населения, решения других социальных проблем сельских территорий [12].

В субъектах Российской Федерации создаются региональные конкурсные комиссии по поддержке начинающих фермеров, которые публикуют условия проведения конкурса (в каждом регионе они разнятся).

3500 3000 2500 2000 1500 1000

120 100 80 60 40 20 0

^ 3239

42191

1648

1855 1860

1821

1680

1592

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Рис. 1. Число крестьянских (фермерских) хозяйств, ед.

74,8

□Продукция растениеводства ШПродукция животноводства

Рис. 2. Структура продукции сельского хозяйства в крестьянских (фермерских) хозяйствах и индивидуальных предпринимателей (в фактических ценах), % от продукции сельского хозяйства

50 45 40 35 30 25 20 15 10

45,7

42

19,9

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Рис. 3. Производство молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах и индивидуальных предпринимателей, тыс. т

Число К(Ф)Х, получающих гранты, определяется с учетом лимитов финансирования [4].

В России стартовала программа поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в виде гранта «Агростартап». Размер гранта составляет до 3 млн руб. для создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств и до 4 млн руб., если хозяйство состоит в кооперативе. При этом сумма затрат составляет не более 90% части средств гранта «Агростартап» и не менее 10% затрат — это собственные средства предпринимателя. Еще одним условием является то, что крестьянское (фермерское) хозяйство обязуется создать в течение года предоставления ему гранта «Агростар-тап» не менее 2 новых постоянных рабочих места, если сумма гранта составляет 2 млн руб. или более, и не менее 1 нового постоянного рабочего места, если сумма гранта составляет менее 2 млн руб. [6]. Период освоения средств гранта наступает со дня их получения и длится не более 18 месяцев. Статьи затрат и перечень имущества, на которые будут выделены средства гранта, определяются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

В Пензенской области предоставляются гранты в форме субсидий на развитие семейных животноводческих ферм на условиях софинансирова-ния за счет средств федерального бюджета. В 2019 г. для Пензенской области выделено из федерального бюджета 86,6 млн руб. для реализации гранта «Агростартап».

Гранты предоставляются на: разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм; строительство, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм; покупку маточного поголовья, сельскохозяйственной техники и т.д.

Размер гранта начинающим фермерам на развитие семейной животноводческой фермы в расчете на одно К(Ф)Х в регионе установлен в размере, не превышающем 3 млн руб. Через 2 года начинающие фермеры, которые получили уже 3 млн руб., могут заявиться на финансовую поддержку в качестве семейного фермерского предприятия и получить около 9 млн руб. Важным моментом, на наш взгляд, является доведение выделенных денежных средств до глав крестьянских (фермерских) хозяйств, и это должно находиться под постоянным контролем Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств.

Среди всех категорий бюджетополучателей К(Ф)Х и индивидуальные предприниматели имеют, по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г., наименьший удельный вес — 34,8% [5].

Мы согласны с мнением авторов [2], что необходимо увеличить объем субсидий, направляемых на повышение продуктивности коров в молочном скотоводстве. С 2018 г. предложена новая концепция государственной поддержки, в том числе и для отрасли молочного животноводства, для которой «вводятся субсидии на развитие приоритетных отраслей АПК и на сохранение достигнутых результатов во всех отраслях» [3]. Без необходимой государственной поддержки предприятиям малого бизнеса трудно соперничать с крупными сельскохозяйственными организациями.

Немаловажными проблемами в развитии крестьянских (фермерских) хозяйств региона является мелкотоварность, и, как следствие этого, низкий уровень комплексной механизации производственных процессов при производстве молока-сырья, недостаток квалифицированных кадров. На начальном этапе эффективное развитие фермерства зависит от грамотного бизнес-планирования, что необходимо начинающим фермерам для получения грантов. В 2019 г. в Пензенской области, по данным Министерства сельского хозяйства региона, 33 начинающих фермера получили гранты от 1,3 млн руб. до 3,0 млн руб. Так, например, К(Ф)Х «Дашкина Г.Х.» из села Средняя Елюзань Городищенского района получило грант в размере 2,82 млн руб. Этот грант был взят данным К(Ф)Х на покупку племенных коров, приобретение сельскохозяйственной техники, покупку грузового автотранспорта. Это позволило К(Ф)Х не только увеличить производство молока, но и реализовать свою продукцию как в Пензенской области, так и в г. Москву, то есть найти новые каналы сбыта. Это позволило данному предприятию малого бизнеса увеличить уровень товарности до 74,6%, а уровень рентабельности молока — на 6,2% пункта.

Выводы

Решение рассмотренных проблем эффективного молочного скотоводства в крестьянских (фермерских) хозяйствах позволит повысить доходность отрасли, а следовательно, увеличить обеспечение населения региона отечественной молочной продукцией. Государственная поддержка является хорошим подспорьем крестьянским (фермерским) хозяйствам, занимающимся развитием молочного скотоводства — трудоемкой и капиталоемкой подотраслью животноводства [8]. Предприятия малого бизнеса, занимающиеся производством молока, не только обеспечивают население рабочими местами, но и способствуют сохранению территории села.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 1 (379)/ 2021

[4:2

85,8

83,8

82,7

2013

2014

2015

2016

2017

2018

£

AGRARIAN REFORM AND FORMS OF MANAGING

Литература

1. Алтухов А., Семенова Е. Молочное скотоводство России // Экономика сельского хозяйства России. 2019. № 2. С. 33-38.

2. Алтухов А.И., Серегин С.Н., Сысоев Г.В. Молочное скотоводство России: ресурсные возможности и основные приоритеты развития // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2019. № 7. С. 2-7.

3. Беспахотный Г.В. О разработке новой концепции государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2019. № б. С. 8-10.

4. Воронин Б.А., Потехин Н.А., Воронина Я.В. Экономико-правовые проблемы создания крестьянских фермерских хозяйств гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства // Аграрный вестник Урала. 2015. № 5 (135). С.81-86.

5. Голубев А.В. Явные и скрытые эффекты государственной поддержки сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2019. № 9. С. 13-17.

6. Постановление правительства РФ от 20 апреля 2019 г. № 476 «Об утверждении правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации».

7. Решеткина Ю.В., Столярова О.А. Эффективность молочного скотоводства и ключевые проблемы его развития в Пензенской области // Региональная экономика: теория и практика. 2019. Т. 17. № 10. С. 1956-1969.

8. Столярова Ю.В., Столярова О.А. К вопросу о роли крестьянских (фермерских) хозяйств в функционировании молочнопродуктового подкомплекса региона: тенденции

и перспективы // Региональная экономика: теория и практика. 2017. Т. 15. № 9 (444). С. 1725-1739.

9. Сухочева Н., Кравченко Т. Возможности развития К(Ф)Х посредством грантовой поддержки // Экономика сельского хозяйства России. 2019. № 5. С. 34-38.

10. Сущенцова С.С. Экономический механизм повышения инвестиционной активности субъектов малого аграрного предпринимательства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2018. № 11. С. 64-69.

11. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 313-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

12. Шарипов Ш.И., Ахмедова Ж.А. Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств как фактор повышения устойчивости аграрной экономики // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 18. С. 2-7.

Об авторах:

Столярова Ольга Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой управления, экономики и права, ОРСЮ: http://orcid.org/0000-0002-9389-3068, [email protected]

Шатова Антонина Викторовна, кандидат экономических наук, проректор по учебной работе, доцент кафедры управления, экономики и права, ОРСЮ: http://orcid.org/0000-0002-9904-1421, [email protected]

Решеткина Юлия Владимировна, преподаватель кафедры управления, экономики и права, ОРСЮ: http://orcid.org/0000-0001-8324-1296, [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PROBLEMS OF MODERN FARMING IN THE DEVELOPMENT OF DAIRY CATTLE BREEDING

O.A. Stolyarova, A.V. Shatova, Yu.V. Reshetkina

Penza State Agrarian University, Penza, Russia

in modem conditions, the problem of farming in Russia is very relevant, since one of the tasks of the state is the development of small and medium-sized businesses. Thanks to peasant (farm) farms, additional jobs are created in rural areas, which is a stable source of income, agricultural land is re-introduced into circulation, which ensures efficient use of land and its own feed production, a counterparty is formed for the sale of finished products or raw materials for further processing, etc. increasing the efficiency of milk production in peasant (farm) farms is possible by attracting additional funds, which may be state subsidies or grants for the development of family livestock farms. The article analyzes the current development of farming, which indicates an increase in milk production in this category of farms, since the share of milk production in 2018 was 14.3% compared to 3.3% in 2010. it is concluded that the number of peasant (farm) farms created has decreased, which is due to weak state support, which needs to be strengthened for the effective development of small businesses. The authors present the means of support provided to peasant (farmer) households on a competitive basis in the form of a grant "Agrostartap", which is a system of gratuitous financial support of up to 3 million rubles for the development of personal farms "from zero" and up to 4 million rubles, if the economy is cooperative, the funds are provided on condition of co-financing (up to 90% of the total amount of the grant — a state and not less than 10% of own funds). Keywords: dairy cattle breeding, peasant (farm) farms, state support, grant «Agrostartap», efficiency.

References

1. Altukhov, A., Semenova, E. (2019). Molochnoe skoto-vodstvo Rossii (2019) [Dairy cattle breeding in Russia]. Ehko-nomikasel'skogo khozyaistva Rossii [Economics of agriculture of Russia], no. 2, pp. 33-38.

2. Altukhov, A.I., Seregin, S.N., Sysoev, G.V. (2019). Molochnoe skotovodstvo Rossii: resursnye vozmozhnosti i osnovnye prioritety razvitiya [Dairy cattle breeding in Russia: resource opportunities and main development priorities]. Ehkonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii [Economy of agricultural and processing enterprises], no. 7, pp. 2-7.

3. Bespakhotnyi, G.V. (2019). O razrabotke novoi kont-septsii gosudarstvennoi podderzhki sel'skokhozyaistvennykh predpriyatii [On the development of a new concept of state support for agricultural enterprises]. Ehkonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii [Economy of agricultural and processing enterprises], no. 6, pp. 8-10.

4. Voronin, B.A., Potekhin, N.A., Voronina, Ya.V. (2015). Ehkonomiko-pravovye problemy sozdaniya krest'yanskikh fermerskikh khozyaistv grazhdanami, vedushchimi lichnye podsobnye khozyaistva [Economic and legal problems of the creation of peasant farms by citizens with personal subsidiary plots]. Agrarnyi vestnik Urala [Agrarian bulletin of the Urals], no. 5, pp. 81-86.

5. Golubev, A.V. (2019). Yavnye i skrytye ehffekty gosudarstvennoi podderzhki sel'skogo khozyaistva [Explicit and

About the authors:

hidden effects of state support for agriculture]. Ehkonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii [Economy of agricultural and processing enterprises], no. 9, pp. 13-17.

6. Postanovlenie pravitel'stva RF ot 20 aprelya 2019 g. № 476 «Ob utverzhdenii pravil predostavleniya i raspredele-niya inykh mezhbyudzhetnykh transfertov iz federal'nogo byudzheta byudzhetam sub"ektov Rossiiskoi Federatsii na sozdanie sistemy podderzhki fermerov i razvitie sel'skoi kooperatsii» [The RF government decree of April 20, 2019 No. 476 "On approval of rules of provision and distribution other inter-budget transfers from the Federal budget to budgets of subjects of the Russian Federation on creation of system of support of farmers and development of rural societies"].

7. Reshetkina, Yu.V., Stolyarova, O.A. (2019). Ehffek-tivnost' molochnogo skotovodstva i klyuchevye problemy ego razvitiya v Penzenskoi oblasti [Efficiency of dairy farming and key problems of its development in the Penza region]. Regional'naya ehkonomika: teoriya i praktika [Reg i onal economics: theory and practice], vol. 17, no. 10, pp. 1956-1969.

8. Stolyarova, Yu.V., Stolyarova, O.A. (2017). K voprosu o roli krest'yanskikh (fermerskikh) khozyaistv v funktsion-irovanii molochnoproduktovogo podkompleksa regiona: tendentsii i perspektivy [To the question of the role of peasant (farmer) households in the functioning of the dairy sub-complex of the region: trends and prospects]. Regional'naya

ehkonomika: teoriya i praktika [Regional economics: theory and practice], vol. 15, no. 9 (444), pp. 1725-1739.

9. Sukhocheva, N., Kravchenko, T. (2019). Vozmozhnosti razvitiya K(F)KH posredstvom grantovoi podderzhki [Opportunities for the development of peasant (farm) households through grant support]. Ehkonomika sel'skogo khozyaistva Rossii [Economics of agriculture of Russia], no. 5, pp. 34-38.

10. Sushchentsova, S.S. (2018). Ehkonomicheskii me-khanizm povysheniya investitsionnoi aktivnosti sub"ektov malogo agrarnogo predprinimatel'stva [The economic mechanism for increasing the investment activity of small agricultural businesses]. Ehkonomika sel'skokhozyaistvennykh ipererabatyvayushchikh predpriyatii [Economy of agricultural and processing enterprises], no. 11, pp. 64-69.

11. Federal'nyi zakon ot 3 avgusta 2018 g. № 313-FZ «O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon «O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiiskoi Federatsii» [Federal Law No. 313-FZ of August 3, 2018 " On Amendments to the Federal Law "On the Development of Small and Medium-Sized Businesses in the Russian Federation"].

12. Sharipov, Sh.I., Akhmedova, Zh.A. (2011). Gosu-darstvennaya podderzhka krest'yanskikh (fermerskikh) khozyaistv kak faktor povysheniya ustoichivosti agrarnoi ehkonomiki [State support of peasant (farm) households as a factor in increasing the stability of the agrarian economy]. Regional'naya ehkonomika: teoriya i praktika [Regional economics: theory and practice], no. 18, pp. 2-7.

Olga A. Stolyarova, candidate of economic sciences, associate professor, head of the department of management, economics and law, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9389-3068, [email protected]

Antonina V. Shatova, candidate of economic sciences, vice-rector for academic affairs, associate professor of the department of management, economics and law, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9904-1421, [email protected]

Yulia V. Reshetkina, lecturer of the department of management, economics and law, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8324-1296, [email protected]

[email protected]

64 -

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 1 (379) / 2021

www.mshj.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.