УДК 631.115.1:005.71-022.51(470.319):338.26
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
А.С. Волчёнкова, кандидат экономических наук, доцент E-mail: a-erinskaya@,yandex. ru
ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
Аннотация. В статье раскрывается современное состояние фермерских хозяйств в Орловской области, которое характеризуется устойчивыми темпами роста объемов производимой ими продукции. Это стало возможным благодаря реализации государственной программы развития сельского хозяйства и национального проекта, направленного на развитие малого предпринимательства. Основными инструментами государственной поддержки стали: предоставление грантов на развитие фермерских хозяйств и их объединений в виде потребительских кооперативов, субсидий и льготных кредитов. В результате исследования было выявлено ряд проблем, которые ограничивают фермерские хозяйства при участии в государственных мерах поддержки.
Ключевые слова: малые формы хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, сельское хозяйство, государственная поддержка, грант, субсидии, льготное кредитование, Орловская область.
REGIONAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF PEASANT (FARM) FARMS IN THE CONTEXT OF STATE SUPPORT FOR AGRICULTURE
A. S. Volchenkova, candidate of Economic Sciences, associate Professor, Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin
Annotation. The article reveals the current state of farms in the Oryol region, which is characterized by steady growth rates in the volume of their products. This became possible thanks to the implementation of the state program for the development of agriculture and the national project aimed at the development of small business. The main instruments of state support were: the provision of grants for the development of farms and their associations in the form of consumer cooperatives, subsidies and soft loans. As a result of the study, a number of problems were identified that restrict farms from participating in government support measures.
Key words: small forms of business, peasant (farm) farms, agriculture, government support, grants, subsidies, preferential lending, Oryol region.
На сегодняшний день сельское хозяйство является одной из наиболее значимых отраслей народного хозяйства, которая обеспечивает продовольственную независимость страны. В сложных экономических и политических условиях именно эта отрасль показывает высокие темпы роста в объемах производимой продукции. Так, по данным Росстата [6] в 2020 году по сравнению с 2019 году на фоне общего снижения валового внутреннего продукта страны на 2,3%, отрасль сельского хозяйства показала рост на 3,8%.
Особую роль в экономике отрасли в последние десятилетия стали играть малые формы хозяйствования, к которым относятся крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства и индивидуальные предприниматели, которые развивались в жесточайшей конкуренции с другими крупными сельскохозяйственными товаропроизводителями, уступая им как в масштабах производства, так и в уровне материально-технического, финансового и кадрового обеспечения производственного процесса.
В связи с этим на уровне государства был разработан ряд мер, направленных на развитие малых форм хозяйствования. Наиболее эффективным среди них стала грантовая поддержка фермерских хозяйств, обеспечивающих возможность получения государственных инвестиций, которые они могут направить на приобретение и обновление основных средств.
Материалы и методика исследования
Данное исследование посвящено анализу проблемы развития малых форм хозяйствования в условиях государственной поддержки АПК. В процессе изучения темы использованы методы анализа и синтеза, которые позволили дать оценку современного состояния малых форм хозяйствования, выявить тенденции в их развитии и объемах государственного финансирования.
Информационно-эмпирическая база исследования представлена данными Федеральной службы государственной статистики и ее территориального органа по Орловской области, данными Департамента сельского хозяйства Орловской области и справочными материалами Министерства сельского хозяйства РФ.
Результаты и их обсуждение
На сегодняшний день субъекты малого предпринимательства играют важную роль в развитии агропромышленного комплекса страны и являются наиболее перспективной формой хозяйствования. На их долю приходится около 14% от объемов производства продукции отрасли сельского хозяйства. От эффективности функционирования малых форм хозяйствования в большей степени будет зависеть не только рост объемов производства агропродовольственной продукции, но и улучшение жизни на селе.
В Орловкой области по состоянию на 2020 год зарегистрированы 1534 крестьянских (фермерских) хозяйства, более 141,3 тыс. личных подсобных хозяйств. За последние годы неуклонно растет и количество продукции фермерских хозяйств в общем объеме производства. На их долю в 2020 году приходилось около 18% производимой агропродовольственной продукции в регионе, на долю растениеводческой и животноводческой продукции -21% и 6% соответственно.
Конкурентоспособность региона во многом зависит от создания необходимых условий для расширения производства. В настоящее время такие условия прекрасно формируются. Крестьянские фермерские хозяйства развиваются достаточно быстро и набирают темпы роста [4, с.59].
Активное развитие малых форм хозяйствования в нашей стране получили в результате реализации аграрной политики, которая предполагает привлечение государственных инвестиций в агропромышленный сектор страны. В рамках мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия малые формы хозяйствования имеют возможность получить грантовую поддержку, субсидии и воспользоваться льготными кредитами. Данный механизм рассчитан на сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые относятся к малым формам хозяйствования и занимаются производством, переработкой и продажей сельскохозяйственной продукции.
Предоставление грантов на развитие малых форм хозяйствования в АПК, являясь эффективным инструментом государственной политики в аграрной сфере, направленно на поддержку занятости и самозанятости сельского населения, рост уровня их доходов, а также на увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции.
В Орловской области грантовая поддержка малых форм хозяйствования и их объединений в виде потребительских кооперативов в 2021 году будет оказываться по действующим программам: «Агростартап» (до 5 млн. руб.) «Семейная ферма» (до 30 млн. руб.); «Сельскохозяйственный потребительский кооператив» (до 70 млн. руб.). Для участия в конкурсе на получение гранта, необходимо заявителям соответствовать критериям программы, собрать требующуюся документацию, а также подготовить качественный бизнес-план.
Субсидированная поддержка КФХ, в том числе и их объединений в виде кооперативов в Орловской области реализуется в рамках различных программ и по следующим направлениям [1,2]:
1. субсидия возмещение части затрат сельскохозяйственным потребительским кооперативам предусмотрена региональным проектом «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» в Орловской области (Постановление Правительства Орловской области от 14 мая 2019 г. № 271), утвержденного в рамках федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство»;
2. субсидия на возмещение части затрат на обеспечение прироста сельскохозяйственной продукции растениеводства по ставке на 1 гектар посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми, масличными (за исключением рапса и сои), кормовыми сельскохозяйственными культурами, а также картофелем и овощными культурами открытого грунта предусмотрена Государственной программой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области» (Постановление Правительства Орловской области от 16 декабря 2019 года № 689);
3. субсидия на возмещение части затрат на проведение агротехнологических работ - по ставке на 1 гектар посевной площади, занятой льном-долгунцом и технической коноплей предусмотрена в рамках реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденных Постановлением Правительства Орловской области от 20 декабря 2019 года № 700 «О предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства и субсидий на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования»;
4. субсидия крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям и гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на возмещение части затрат, произведенных в текущем финансовом году, на приобретение товарного маточного поголовья крупного рогатого скота молочного направления продуктивности и мелкого рогатого скота (коз молочного направления продуктивности) - в размере, утверждаемом приказом Департамента предоставляется подпрограммой «Развитие молочного скотоводства Орловской области», реализуемой в рамках Государственной программы Орловской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области» (в ред. Постановления Правительства Орловской области от 17.07.2020 № 468).
Минимальная фиксированная ставка по льготным кредитам для малых форм хозяйствования составляет до 5% годовых. Льготный кредит можно получить на развитие растениеводства и животноводства, переработку сельскохозяйственной продукции и другие цели [5].
На реализацию данных мер государственной поддержки малых форм хозяйствования в Орловской области в 2020 году было затраченного 165,5 млн. руб. (табл.1)
Таблица 1 - Динамика объемов финансирования малых форм хозяйствования в Орловской области, млн. руб.*
Период Объем финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей в т. ч. малых форм хозяйствования Удельный вес объема финансирования малых форм хозяйствования в общем объеме, %
2016 2 478,40 109,10 4,40
2017 2 019,90 122,10 6,10
2018 1 948,90 179,00 9,2
2019 1 920,80 195,50 10,2
2020 1 395,50 165,50 11,8
* по данным Департамента сельского хозяйства Орловской области
Стоит отметить, что изменение данного показателя за период с 2016 по 2019 год имеет устойчивую тенденцию к увеличению, однако, в 2020 году наблюдается значительное сокращение объемов денежных средств, выделяемых в данном направлении, что связано с уменьшением общего объема финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей.
По данным Департамента сельского хозяйства Орловской области за период 2016-2020 гг. малые формы хозяйствования в регионе получили более 770 млн. руб. государственной поддержки, что составляет 8 % от общего объема финансирования АПК. В программы государственной поддержки было вовлечено более 60 крестьянских (фермерских) хозяйств и создано более 130 рабочих мест.
Выводы
Несмотря на активную государственную политику в области поддержки развития малых форм хозяйства в агропромышленном комплексе, которая дает значительные результаты в их производственной деятельности, существует ряд проблем, ограничивающие отдельные субъекты хозяйствования в возможности участия в программах государственной поддержки. Так, например, грантовая поддержка начинающих фермеров, предоставляемая на конкурсной основе, предполагает наличие у фермерских хозяйств собственных или находящихся в долгосрочной аренде земельных угодий. Не все начинающие фермеры на начало своей производственной деятельности могут обеспечить необходимые земельные площади. Таким образом, либо не выполняются критерии конкурсного отбора, либо имеющихся площадей недостаточно, чтобы обеспечить эффективность реализации намеченных в бизнес-плане мероприятий на пятилетний период.
Соблюдение условий софинансирования за счет собственных средств для реализации проектов на гранто-вой основе является еще одним из ограничительных условий. Отсутствие свободных финансовых ресурсов у фермерских хозяйств, а также наличие не погашенных кредитных ресурсов не позволяют им участвовать в программах государственной поддержки по предоставлению грантов.
Кроме этого многие фермеры отмечают сложность в оформлении субсидий и получения гранта, а также в отчётности по представленным средствам из государственного бюджета. Данные моменты также сдерживают хозяйствующие субъекты в участии государственных программ.
Литература
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области [Электронный ресурс] http://docs.cntd.ru/document/473705007 (дата обращения: 12.03.2021)
2. Информационный справочник о мерах и направлениях государственной поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации [сайт] URL: http://gp.specagro.ru/region/4633/2/26/11/2020 (дата обращения: 12.03.2021)
3. Об утверждении государственной программы Орловской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области» (с изменениями на 14 мая 2019 года) Постановление Правительства Орловской области от 27 ноября 2012 года № 436 [Электронный ресурс] http://docs.cntd.ru/document/473705007 (дата обращения: 12.03.2021)
4. Кравченко Т.С., Волченкова А.С., Дударева А.Б. Региональные аспекты развития малого бизнеса в АПК современной России //Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 47 (374). С. 52-63.
5. Кравченко Т.С. Привлечение инвестиций в малые формы хозяйствования: модель оценки конкурентоспособности субъекта // Вестник аграрной науки. 2020. № 6 (87). С. 106-113.
6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [сайт] / URL: http://www.gks.ru// (дата обращения: 12.03.2021).
7. Shestakov R.B., Yakovlev N.A., Zvereva G.P., Volchenkova A.S. Foresight of macro environment in agribusiness: dynamic relationships of food consumption and agricultural production (analysis of the relations between agricultural
production and domestic consumption) /В сборнике: Modern Trends in Agricultural Production in the World Economy. 2020. С. 102-109.