Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ / INSTITUTIONAL THEORY / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поташова И.Ю., Баранова А.Ю.

В статье дается характеристика социального предпринимательства, проанализирован понятийный аппарат, выделены основные положения институционального подхода по отношению к современному предпринимательству и его особенности в России. В заключение приводится собственное определение термина «социальное предпринимательство», что дополняет институциональную теорию предпринимательства.Characteristics of social entrepreneurship, analyze of the conceptual framework, the main provisions of the institutional approach in relation to modern entrepreneurship and its spatiality in Russia are presented in the article. In conclusion, the authors give their own definition of the term "social entrepreneurship", which complements the institutional theory of entrepreneurship.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

за финансового состояния сельскохозяйственных организаций / Костюкова Е.И., Бобрышев А.Н. // Российский экономический интернет-журнал. 2009. № 2. С. 584-593.

И.Ю. Поташова

К.э.н., доцент кафедры финансов, кредита и мировой экономики,

Сочинский государственный университет

I. Y. Potashova

Finance, Credit and World Economy Department, PhD, Sochi State University,

(potashova@mail.ru, тел 8(918) 4017320)

А.Ю. Баранова

К.э.н., доцент кафедры финансов, кредита и мировой экономики,

Сочинский государственный университет,

А. Y. Baranova

Finance, Credit and World Economy Department, PhD,

Sochi State University, (baranovalla-77@mail.ru, тел 8(918) 4041388)

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА7

Аннотация. В статье дается характеристика социального предпринимательства, проанализирован понятийный аппарат, выделены основные положения институционального подхода по отношению к современному предпринимательству и его особенности в России. В заключение приводится собственное определение термина «социальное предпринимательство», что дополняет институциональную теорию предпринимательства.

Annotation. Characteristics of social entrepreneurship, analyze of the conceptual framework, the main provisions of the institutional approach in relation to modern entrepreneurship and its spatiality in Russia are presented in the article. In conclusion, the authors give their own definition of the term "social entrepreneurship", which complements the institutional theory of entrepreneurship.

Ключевые слова: институциональная теория, социальное предпринимательство.

Key words: institutional theory, social entrepreneurship.

Социальное предпринимательство - это относительно новое явление для России. В настоящее время оно характеризуется следующими аспектами: ориентацией на решение социальных проблем; вовлечением в процесс предпринимательства молодежи, пенсионеров и лиц с ограниченными возможностями. В США социальное предпринимательство интенсивно стало развиваться в 80-е годы XX века, как сотрудничество третьего сектора экономики, бизнеса и государства. В России сейчас оно больше находится в стадии теоретического осмысления, а именно, характерно нечеткое институциональное понимание данного вида деятельности, отсутствует эффективный механизм его финансирования, представленные финансовые льготы распространяются только на некоммерческие организации, оказывающие социальные услуги.

Цель исследования - проанализировать понятийный аппарат и особенности социального предпринимательства в России, что дополнит институциональную теорию предпринимательства.

Методологическую базу исследования составили: нормативно-правовая ба-

7 Публикация подготовлена в рамках научно-исследовательской работы, выполненной в ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» на тему: «Научно-практические аспекты и финансовый механизм социального предпринимательства в индустрии гостеприимства (на примере ООО «ЛИДЕР»)».

за социального обслуживания населения, собственные аналитические исследования и научные труды современных ученых и экономистов.

С целью решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ экономической, социологической, правовой и методической литературы по теме исследования, обобщение и систематизация научных исследований.

Практическая ценность результатов работы состоит в возможностях применения материалов исследования организациями с целью развития социального предпринимательства в регионе.

На сегодняшний день не существует единого мнения относительно интерпретации понятия «социального предпринимательства», поэтому обратимся изначально к трактовке «предпринимательство», которое ввел французский экономист Р. Кантильон в Х"УШ веке, разделив функции предпринимателя, капиталиста-собственника и управляющего. В течение продолжительного времени, опираясь на догмы неоклассического подхода, предпринимательство изучалось и рассматривается до сих пор как форма инициативной, рискованной и высокодоходной деятельности [1-4].

В начале двадцатого века появилось направление, получившее название «традиционный институционализм», представители которого, критикуя принцип «невидимой руки», призывали опираться на проведение эмпирических исследований, а также обосновали междисциплинарную связь экономики, социологии, психологии и права.

Американский экономист и основатель институционализма Т. Веблен (1857-1929) утверждал, что в условиях рыночной экономики на потребителя оказывается различного вида общественное и психологическое давление, вынуждающее его принимать решения под воздействием внеэкономических факторов, которые в свою очередь объясняют поведение потребителя с позиций социального аспекта [5].

Р. Коуз, рассматривая вопросы продуктивности экономической системы с позиций специализации и обмена, утверждал, что издержки обмена (трансакци-онные издержки) зависят от таких институтов страны, как правовая, политическая, социальная системы, системы образования и культуры и так далее [6].

Другие ученые под термином «институт» понимали совокупность правил, ограничивающих поведение экономических агентов и упорядочивающих взаимодействие между ними [7, 8].

Метафорически данное экономическое направление представляет Институт в качестве лабиринта, войдя в который возможно, используя различные пути, добраться до выхода [9].

В соответствии с Руководством по статистике государственных финансов институциональная единица представляет собой экономическую структуру, которая от своего имени владеет активами, принимает обязательства, осуществляет экономическую деятельность и операции с другими структурами, оформляя эти взаимодействия соответствующими документами [10].

Обобщая мнения авторов, можно выделить основные положения институционального подхода по отношению к современному предпринимательству:

- экономические отношения - это часть социальной системы, поэтому экономические проблемы субъектов хозяйствования должны рассматриваться во взаимосвязи с социальными, политическими, этическими и правовыми проблемами;

- интересы общества первичны, цели и предпочтения индивидов формируются обществом;

- функционирование любой организации возможно только в рамках институционального оформленных прав собственности.

Таким образом, понятие «институциональная единица» включает в себя три аспекта:

1) формальные и неформальные правила поведения в обществе (законы, традиции, обычаи и др.);

2) организации, предприятия, учреждения;

3) механизмы финансирования и управления, влияющие на экономические отношения субъектов хозяйствования.

Предпринимательство постоянно находится в развитии. Одним из тезисов опубликованной статьи Путина В.В. «О наших экономических задачах» стало утверждение о ведущей роли вузов в становлении инновационной экономики. По его словам, «восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов за счет тесного сотрудничества университетов с реальным сектором экономики как в поисках заказов на прикладные разработки, так и в поисках фундаментальной тематики; применении междисциплинарности исследований и разработок; формировании и развитии малого инновационного предпринимательства [11].

В настоящее время в России социальное предпринимательство находится в зачаточном состоянии, и оно не институционализировано. Сущность и логику его развития не понимают ни общество, ни инвесторы, ни органы финансового надзора и законодательного регулирования, а с этим связаны основные барьеры на пути его ресурсного обеспечения.

В научной литературе считается, что терминами «социальное предприятие» и «социальное предпринимательство» Европа обязана Италии - страной на государственном уровне, утвердившей организационно-правовую форму социального кооператива в 1991 г. Статус социального кооператива присваивался предприятиям, отвечающим следующим условиям [12, с. 112]:

- ограниченное распределение прибыли, соответствующее социальным уставным целям организации;

- развитие собственных активов;

- не менее 30% участников кооператива должны были входить в категорию слабо защищенных граждан (длительно безработных, лиц с низкими доходами);

- некоммерческие организаций в сфере социального обеспечения, здравоохранения, образования, экологии, науки, культуры, социального туризма и др.

Сочетание коммерческого и некоммерческого, экономического и социального, ценностного подхода и рационального расчета, что позволяет выделить следующие типы организаций, предложенные авторами отчета «Глобальный мониторинг предпринимательства» в 2009 г. [13, а 109-110]:

- традиционные некоммерческие организации;

- некоммерческие социально ориентированные предпринимательские фирмы с инновационным подходом;

- гибридные фирмы с социальной миссией, где получение дохода второстепенно;

- коммерческие организации, где коммерческая миссия сосуществует с социальной.

Наиболее часто цитируемое определение социального предпринимательства принадлежит Грегори Дизу, который выделил факторы, определяющие социальное предпринимательство: поддержание социальной ценности и ответственности предпринимателя за результаты своей деятельности; использование новых возможностей; осуществление непрерывного процесса инноваций, адаптации и обучения [14, с. 10].

На основе изучения теоретических исследований нами выделены два подхода к этому феномену:

1. Сочетание социально-ориентированной миссии и деятельности, приносящей доход. В соответствии с этим подходом социальные предприятия -это организации, предоставляющие товары, работы и услуги социально незащищенным гражданам по сниженным ценам, или коммерческие организации, имеющие большую социальную значимость для региона [15, с.63].

Социальное предпринимательство - это коммерческая или некоммерческая организация, ставящая перед собой цель - решение (ослабление остроты) социальной проблемы, и направляющая полученную прибыль на ее реализацию; это сочетание трех взаимосвязанных характеристик: социальное назначение - инно-вационность - самоокупаемость [16].

2. Сочетание традиционного предпринимательства и благотворительности. Социальное предпринимательство - это предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение социальных проблем, характеризующаяся инно-вационностью, самоокупаемстью, финансовой устойчивостью и рентабельностью

[17].

Социальное предпринимательство может иметь место в нескольких сферах: образование, здравоохранение, туризм, социальная политика, экология. Более 40% социальных предпринимателей работают областях, связанных с детьми, переработкой и раздельным сбора мусора, существуют разнообразные курсы для пожилых людей, выездная сестринская помощь. Это связано с передачей 10% государственного заказа бизнесу и социально ориентированным некоммерческим организациям на оказание социальных услуг [16].

В соответствии с ст. 20 Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» видами социальных услуг являются: бытовые, медицинские, психологические, педагогические, трудовые, и правовые, направленные на поддержание жизнедеятельности и защите прав и законных интересов получателей социальных услуг.

На основании вышеизложенного приходим к выводу о том, что за рубежом социальное предпринимательство рассматривается как вид предпринимательской (коммерческой) деятельности, имеющий социальную миссию, в российском законодательстве речь идет об оказании социальных услуг некоммерческими организациями. Современные условия развития экономики требуют рассмотрения социального предпринимательства как институциональной структуры (рис. 1).

Таким образом, социальное предпринимательство как институциональная система представляет собой структуру, включающую: академический сектор, представленный высшими и средними профессиональными образовательными учреждениями; хозяйствующие субъекты, государственные органы власти и потребители услуг.

Академический

сектор -ту-

Государственный сектор

Корпоративный сектор

Теоретические знания -Л-

Нормативно-правовое обеспечение, механизмы финансирования и регулирования

SL

Практические навыки

Рисунок 1 - Социальное предпринимательство как институциональная структура

(составлено авторами)

С нашей точки зрения, целесообразно под социальным предпринимательством понимать сочетание форм коммерческой и некоммерческой деятельности, и имеющее цели - извлечения прибыли, частично направляемой на удовлетворения общественно-значимых потребностей.

Эффективность развития социального предпринимательства будет определяться увеличением количества трудоустроенного активного населения, в первую очередь, молодежи; повышения качества оказываемых услуг за счет обучения и профессиональной переподготовки кадров; введением льготного налогообложения для коммерческих организаций с социальной направленностью. Источники:

1. Лапуста, М.Г., Поршнев, А.Г., Старостин, Ю.Л., Скамай, Л.Г. Предпринимательство: учебник [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravo.vuzlib.net/book_z1784_page_2.html

2. Марков, М.М. Системное развитие предпринимательства как фактор обеспечения экономической безопасности России: теория и методология [Текст] // Дисс...д.э.н, СПб, 2009.- 355с.

3. Пашина, М.А. Методические основы анализа среды предпринимательских структур/ М. А. Пашина [Текст] // Экономика и предпринимательство.- 2015. - № 12. - с. 963-967.

4. Тимофеева, Р.А. Развитие теории концептуального и инструментального обеспечения системы управления предпринимательством [Текст] //Автореферат дисс.д.э.н., Великий Новгород, 2008.- 38 с.

5. Веблен, Т. Теория праздного класса [Текст] / Т. Веблен. - М.: Прогресс, 1984.-367c.

6. Коуз, Р. Фирма, рынок и право [Текст] / пер. с англ. Б. Пинскера. — М.: Дело ЛТД, 1993. — 192 с.

7. Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики [Текст] / Пер. с англ. А. Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б. З. Мильнера. — М.: Фонд экономической книги Начала, 1997. — 180 с.

8. Шаститко, А.Е. Новая институциональная экономическая теория [Текст] / А. Е. Шаститко.-М.: ТЕИС, 2002.- 591с.

9. Кузьминов, Я.И., Бендукидзе, К.А., Юдкевич, М.М. Курс институциональной экономики: Институты, сети, трансакционные издержки и контракты [Текст] / Я. И. Кузьминов, К. А. Бендукидзе, М. М. Юдкевич.- М. Изд.дом ГУ ВШЭ, 2006.-443 с.

10. Руководство по статистике государственных финансов 2001[Электронный ресурс]. - URL: http://www.imf.org. (дата обращения 03.11.2017).

11. Малые предприятия при вузах успешно встраиваются в экономику регионов/ Российская газета [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2012/02/09/reg-sibfo/mip.html (дата обращения 30.10.2017).

12. Гришина, Я. С. Сравнительно-правовое исследование социального предпринимательства в

странах Америки и Европы // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. № 2 [Электронный ресурс]. - URL: http^/cyberleninka.ru/article/n/sravnitelno-pravovoe-issledovanie-sotsialnogo-predprinimatelstva-v-stranah-ameriki-i-evropy (дата обращения: 21.10.2017).

13. Благов, Ю. Е., Арай, Ю. Н. Социальное предпринимательство: проблемы типологии (предисловие к разделу) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2010. №3 [Электронный ресурс]. - URL: http^/cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-predprinimatelstvo-problemy-tipologii-predislovie-k-razdelu-1 (дата обращения: 21.10.2017).

14. Баталина, М., Московская, А., Тарадина, Л. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России*: Препринт WP1/2008/02. — М.: ГУ ВШЭ, 2008. — 84 с. Высшая школа экономики [Электронный ресурс]. - URL: https://publications.hse.ru/preprints/79027418 (дата обращения: 03.11.2017).

15. Лебедева, И. С. Концепция социального предпринимательства в контексте современной Российской действительности // Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. №344. [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n7kontseptsiya-sotsialnogo-predprinimatelstva-v-kontekste-sovremennoy-rossiyskoy-deystvitelnosti (дата обращения: 21.10.2017).

16. Диана Гуц: «Социальное преприниматльство - это создание рабочих ест для незащищенных слоев населения» [Электронный ресурс].- http://gazetaingush.ru/eksklyuziv/socialnoe-predprinimatelstvo-eto-sozdanie-rabochih-mest-dlya-nezashchishchennyh-sloyov (дата обращения: 01.11.2017).

17. Мухин, А. В. Эволюция понятия социального предпринимательства. Основные функции социального предпринимательства // Новые технологии. - 2011. - №. 2. [Электронный ресурс]. -URL: https://scholar.google.ru/scholar?start=10&q=%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B (дата обращения 30.10.2017).

С.Г. Пьянкова

Д.э.н., доцент кафедры региональной, муниципальной экономики и управления, Уральский государственный экономический университет

S.G. Pyankova Associate Professor of the regional, municipal economy and management, Dr.Sc.

The Urals State Economic University

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО БЮДЖЕТА МОНОГОРОДА

Аннотация. В статье автором исследованы методологические и методические подходы по формированию и исполнению местного бюджета в России и за рубежом, выявлены «провалы» в механизме формирования и исполнения бюджета моногорода, проанализирован понятийный аппарат о стратегическом и текущем бюджете города, предложено авторское определение понятия «стратегический бюджет» моногорода, проанализированы механизмы формирования и расходования бюджетных средств, основанные на синтезе стратегического и бюджетного планирования. Автором установлено, что настоящее время цели и параметры стратегических документов не подкреплены бюджетными ресурсами, наблюдается разрыв между стратегическим и бюджетным планированием. Автором предложена усовершенствованная методология формирования и исполнения стратегического бюджета моногорода, в которой используются механизмы IT-технологий, привлекается к формированию бюджета население и бизнес-сообщество, реализуются механизмы проектного управления, устанавливаются показатели результативности исполнения стратегического бюджета.

Annotation. In the article the author studied methodological and methodological approaches to the formation and execution of the local budget in Russia and abroad, identified «failures» in the mechanism for the formation and execution of the monotown budget, analyzed the conceptual apparatus on the strategic and current budget of the city, proposed the author's definition of the concept of «strategic budget» monocities, analyzed the mechanisms of formation and expenditure of budgetary funds, based on

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.