Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО БЮДЖЕТА МОНОГОРОДА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО БЮДЖЕТА МОНОГОРОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОНОГОРОД / MONOCITIES / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ БЮДЖЕТ / STRATEGIC BUDGET / ДОХОДЫ / REVENUES / РАСХОДЫ / EXPENDITURES / МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / ПРОВАЛ / FAILURE / ПОДХОД / APPROACH / БИЗНЕС / BUSINESS / ВЛАСТЬ / POWER / СОГЛАШЕНИЕ / AGREEMENT / ДОКУМЕНТ / DOCUMENT / ПЛАН / PLAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пьянкова С.Г.

В статье автором исследованы методологические и методические подходы по формированию и исполнению местного бюджета в России и за рубежом, выявлены «провалы» в механизме формирования и исполнения бюджета моногорода, проанализирован понятийный аппарат о стратегическом и текущем бюджете города, предложено авторское определение понятия «стратегический бюджет» моногорода, проанализированы механизмы формирования и расходования бюджетных средств, основанные на синтезе стратегического и бюджетного планирования. Автором установлено, что настоящее время цели и параметры стратегических документов не подкреплены бюджетными ресурсами, наблюдается разрыв между стратегическим и бюджетным планированием. Автором предложена усовершенствованная методология формирования и исполнения стратегического бюджета моногорода, в которой используются механизмы IT-технологий, привлекается к формированию бюджета население и бизнес-сообщество, реализуются механизмы проектного управления, устанавливаются показатели результативности исполнения стратегического бюджета.In the article the author studied methodological and methodological approaches to the formation and execution of the local budget in Russia and abroad, identified «failures» in the mechanism for the formation and execution of the monotown budget, analyzed the conceptual apparatus on the strategic and current budget of the city, proposed the author's definition of the concept of «strategic budget» monocities, analyzed the mechanisms of formation and expenditure of budgetary funds, based on the synthesis of strategic and budgetary planning. The author found that the present time goals and parameters of strategic documents are not backed up by budgetary resources, there is a gap between strategic and budget planning. The author proposes an improved methodology for the formation and implementation of the strategic budget of a single-industry town, which uses IT technologies, attracts the population and the business community to form a budget, implements project management mechanisms, and sets performance indicators for the implementation of the strategic budget.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО БЮДЖЕТА МОНОГОРОДА»

странах Америки и Европы // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. № 2 [Электронный ресурс]. - URL: http^/cyberleninka.ru/article/n/sravnitelno-pravovoe-issledovanie-sotsialnogo-predprinimatelstva-v-stranah-ameriki-i-evropy (дата обращения: 21.10.2017).

13. Благов, Ю. Е., Арай, Ю. Н. Социальное предпринимательство: проблемы типологии (предисловие к разделу) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2010. №3 [Электронный ресурс]. - URL: http^/cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-predprinimatelstvo-problemy-tipologii-predislovie-k-razdelu-1 (дата обращения: 21.10.2017).

14. Баталина, М., Московская, А., Тарадина, Л. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России*: Препринт WP1/2008/02. — М.: ГУ ВШЭ, 2008. — 84 с. Высшая школа экономики [Электронный ресурс]. - URL: https://publications.hse.ru/preprints/79027418 (дата обращения: 03.11.2017).

15. Лебедева, И. С. Концепция социального предпринимательства в контексте современной Российской действительности // Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. №344. [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n7kontseptsiya-sotsialnogo-predprinimatelstva-v-kontekste-sovremennoy-rossiyskoy-deystvitelnosti (дата обращения: 21.10.2017).

16. Диана Гуц: «Социальное преприниматльство - это создание рабочих ест для незащищенных слоев населения» [Электронный ресурс].- http://gazetaingush.ru/eksklyuziv/socialnoe-predprinimatelstvo-eto-sozdanie-rabochih-mest-dlya-nezashchishchennyh-sloyov (дата обращения: 01.11.2017).

17. Мухин, А. В. Эволюция понятия социального предпринимательства. Основные функции социального предпринимательства // Новые технологии. - 2011. - №. 2. [Электронный ресурс]. -URL: https://scholar.google.ru/scholar?start=10&q=%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B (дата обращения 30.10.2017).

С.Г. Пьянкова

Д.э.н., доцент кафедры региональной, муниципальной экономики и управления, Уральский государственный экономический университет

S.G. Pyankova Associate Professor of the regional, municipal economy and management, Dr.Sc.

The Urals State Economic University

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО БЮДЖЕТА МОНОГОРОДА

Аннотация. В статье автором исследованы методологические и методические подходы по формированию и исполнению местного бюджета в России и за рубежом, выявлены «провалы» в механизме формирования и исполнения бюджета моногорода, проанализирован понятийный аппарат о стратегическом и текущем бюджете города, предложено авторское определение понятия «стратегический бюджет» моногорода, проанализированы механизмы формирования и расходования бюджетных средств, основанные на синтезе стратегического и бюджетного планирования. Автором установлено, что настоящее время цели и параметры стратегических документов не подкреплены бюджетными ресурсами, наблюдается разрыв между стратегическим и бюджетным планированием. Автором предложена усовершенствованная методология формирования и исполнения стратегического бюджета моногорода, в которой используются механизмы IT-технологий, привлекается к формированию бюджета население и бизнес-сообщество, реализуются механизмы проектного управления, устанавливаются показатели результативности исполнения стратегического бюджета.

Annotation. In the article the author studied methodological and methodological approaches to the formation and execution of the local budget in Russia and abroad, identified «failures» in the mechanism for the formation and execution of the monotown budget, analyzed the conceptual apparatus on the strategic and current budget of the city, proposed the author's definition of the concept of «strategic budget» monocities, analyzed the mechanisms of formation and expenditure of budgetary funds, based on

the synthesis of strategic and budgetary planning. The author found that the present time goals and parameters of strategic documents are not backed up by budgetary resources, there is a gap between strategic and budget planning. The author proposes an improved methodology for the formation and implementation of the strategic budget of a single-industry town, which uses IT technologies, attracts the population and the business community to form a budget, implements project management mechanisms, and sets performance indicators for the implementation of the strategic budget.

Ключевые слова: моногород, стратегический бюджет, доходы, расходы, методология, провал, подход, бизнес, власть, соглашение, документ, план.

Key words: monocities, strategic budget, revenues, expenditures, methodology, failure, approach, business, power, agreement, document, plan.

В последние десятилетия в период мировых кризисов и введения санкци-онной политики вопросам развития моногородов, как территорий со спецификой формирования, с типовыми проблемами и с существующими факторами зависимости от внешней среды, уделяется пристальное внимание со стороны науки, власти, бизнеса.

В частности, со стороны науки формируются методологические и методические подходы по стратегическому, институциональному, инновационному, индустриальному, технологическому, социально-экономическому развитию моногородов.

Со стороны федерального и регионального Правительств реализуются меры по развитию моногородов: создаются Фонды развития моногородов, формируются государственные программы, финансируются региональные приоритетные проекты, проводится обучение управленческих кадров органов местного самоуправления, реализуется кластерная и агломерационная политика, и т.д.

Со стороны органов местного самоуправления рассматриваются дополнительные источники пополнения доходов, разрабатываются механизмы приорите-зации расходов местного бюджета, развивается межмуниципальное сотрудничество, формируются комплексные программы развития территорий и схемы территориального планирования, и т.д.

Также со стороны бизнеса осуществляются следующие мероприятия: со-финансируются приоритетные проекты по развитию территорий, заключаются соглашения с органами местного самоуправления по развитию инфраструктуры территорий и по повышению качества жизни населения, создаются графики пополнения доходной части местного бюджета, реализуются программы повышения социальной ответственности бизнеса, и т.д.

Учитывая реализуемый комплекс механизмов по развитию моногородов со стороны федеральной и региональной власти, бизнеса и предложенные подходы ученых по стратегическому развитию таких территорий, автор считает, что необходимо продолжить проработку важных факторов их более прогрессивного и устойчивого развития, в частности, предложить усовершенствовать методологию формирования и исполнения их бюджета.

Согласно статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ «бюджет» - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [6].

С принятием Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» учеными и исследователями акцентировалось внимание на построении структурной взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования.

В частности, В.В. Дементьев, научный сотрудник Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», в своих работах указыва-

ет, что в настоящее время «структура и динамика бюджетных расходов плохо увязаны с целями государственной политики; отсутствует оценка совокупности инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования), применяемых для достижения целей государственной политики; документы государственного стратегического планирования не увязаны и не синхронизированы между собой ни по целям и срокам их реализации, ни по уровням государственной власти.» [9].

Также Старикова Т.В. в своих научных работах указывает, что «предлагаемая в Федеральном законе «О государственном стратегическом планировании» система стратегического планирования не уделяет должного внимания формированию бюджетной стратегии как одного из основных составляющих системы государственного стратегического планирования, предполагая лишь выявление определенных соотношений между стратегическими целями и бюджетными возможностями и увязку стратегических решений с бюджетными ограничениями.» [32].

Автор согласна с выявленным разрывом между стратегическим и бюджетным планированием и считает, что необходимо прорабатывать подходы к исключению разрыва, в том числе с помощью усовершенствования методологии формирования и исполнения бюджета города.

При этом автор согласна с мнением Кириллина А.Д. [15], Данилочкиной Н.Г. [10], Апчерч А.Н. [4], Ансофф И. [3], что бюджет города должен быть разделен на текущий, финансирующий текущие вопросы, и стратегический, направленный на реализацию приоритетных проектов, включенных в стратегию социально-экономического развития города.

Под стратегическим бюджетом Шим Д.К. [38], Сигел Л.Г. [39], Щербаков В.А. [41], Бочаров В.В. [5] понимают документ, который интегрирует элементы стратегического планирования и бюджетного контроля. Он полезен в периоды существования неопределенностей и нестабильности.

Каплан Р. и Нортон Д. [14] утверждают, что стратегический бюджет определяет: какие новые операции необходимо внедрить, какие новые возможности создать, какие именно новые продукты и услуги закупить, каких новых клиентов привлечь, какие новые рынки и регионы завоевать, какие новые союзы и совместные предприятия организовать.

Алибеков Ш.И. и Ибрагимова А.Х. [1, С. 123-125] понимают под стратегическим бюджетом - метод, соединяющий в одно целое стратегическое планирование, учет, контроль и анализ, в рамках каждого центра ответственности или процесса, для предотвращения отрицательных явлений в долгосрочной перспективе и достижения желаемых результатов.

Особенно важно введение стратегического бюджета для моногорода, на территории которого имеется градообразующее предприятие, от инвестиционного/инновационного развития которого зависит жизнеобеспечение населения города.

«Моногород» в понимании автора - это территория, комплексное и сбалансированное социально-экономическое развитие которой системно зависит от финансово-экономического, инновационного/инвестиционного и институционального развития градообразующего предприятия, подверженного в свою очередь влиянию внешних факторов развития.

В понимании автор стратегический бюджет моногорода - это документ, учитывающий целевые показатели, финансовые ресурсы и приоритетные проекты, включенные в документы стратегического планирования моногорода.

Автором установлено, что учеными выявлен спектр «провалов» в механизме формирования и исполнения бюджета города, в частности:

- Шобей Л.Г., Волк Д.О. [40, С. 91-100]: «с точки зрения практики применения выявлено, что цели долгосрочной стратегии социально-экономического развития не в полной мере нашли свое отражение, подкрепление в расходной части бюджета», «наблюдается нехватка ресурсной базы, например, для реализации Концепции социально-экономического развития» и другие;

- Федоткин Ю.Б. [36, С. 145-149]: «основными недостатками применения проектного подхода к решению задач бюджетирования в российских компаниях являются следующие: отсутствие связи со стратегическим планированием при разработке бюджетов; применение проектного подхода к отдельным видам деятельности»;

- Рябухин С.Н. [26, С. 24-33]: «не удалось реализовать основной принцип бюджетного федерализма, предполагающий укрепление финансовой и налоговой самостоятельности субъектов Российской Федерации; существующие механизмы бюджетного выравнивания не ликвидируют диспропорции в уровнях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации»;

- Сеструхина А.О. [30]: «социально-экономическое планирование является основой для бюджетного и территориального планирования. Однако в целом конкретные вопросы системного применения всех трех видов планирования (социально-экономическое планирование, бюджетное и территориальное планирование) в российской муниципальной практике проработаны слабо».

Таким образом, большинство ученых отмечают, что цели и параметры стратегических документов не подкреплены бюджетными ресурсами, наблюдается разрыв между стратегическим и бюджетным планированием.

В настоящее время ученые и органы власти предлагают механизмы ккор-реляции стратегического и бюджетного планирования, в частности:

- Никулина С.Н. [20, С. 421-425] предложила механизм бюджетного планирования, который встраивается в стратегическое планирование и с помощью которого выполняется долгосрочная стратегия организации;

- Орлова Е.В. [21] в своей работе выстроила взаимосвязь документов стратегического и бюджетного планирования и прогнозирования, учитывающая механизмы целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования, а также структурный разрез различных уровней власти;

- Министерством финансов Российской Федерации [18] подготовлены Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации по долгосрочному бюджетному планированию, в которых регламентировано, что бюджетный процесс осуществляется на основе и с учетом государственных (муниципальных) программ, то есть документов, непосредственно определяющих индикативные объемы финансового обеспечения соответствующих целей и задач органов управления публично-правовых образований, а также необходимых мероприятий, измеряемых с помощью системы этих показателей (индикаторов);

- Министерством финансов Российской Федерации [22] также предложены регионам и муниципальным образованиям Методические рекомендации по составлению и исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе государственных (муниципальных) программ;

- Клименко А.В., Королев В.А., Двинских Д.Ю., Рычкова Н.А., Сластихина И.Ю. [33] своей работе представили методические указания по формированию различных документов стратегического планирования и регламентируют механизмы бюджетирования;

- Мусакожоев Ш.М. [19, С. 60-62] указывает на проводимые бюджетные оценки в ходе бюджетного процесса в Соединенных Штатах, которые служат системой раннего обнаружения, сигнализирующей о том, что те или иные решения

несовместимы с фискальной стратегией государства (например, не отвечают задаче снижения бюджетного дефицита);

- Самуэльсон П. [27, С. 53] в своей работе поясняет, что в Германии лимиты бюджетных средств определяются путем уточнения финансового плана прошлого года и путем обновления опорных планов по расходам с учетом изменения приоритетов экономической политики и изменений, внесенных в фискальную стратегию государства;

- Смирнова О.О. [31] предложила использовать взаимосвязь документов стратегического и территориального планирования и инструментов бюджетного планирования в качестве механизма реализации системы стратегического планирования регионального развития Российской Федерации;

- Терещенко Н.В. [34, С. 475-485] предложил принципиальную схему увязки основных документов, характеризующих стратегическое комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования и его финансовое обеспечение;

- Семибраткий М.В. [29] предложил матричный способ взаимосвязи типов бюджетной стратегии региона с характером специализации экономики, при котором проектно-ориентированный тип стратегии предусматривает опору на внутрирегиональные ресурсы, привлечение частных инвестиций за счет специфичных организационных и кадровых ресурсов;

- Раджабова З.К., Раджабова З.О. [25, С. 183-186] предложили при бюджетном планировании применить принципы разделения и синтеза, известные из области экономики технологического развития: сначала - разделение бюджетных расходов по основным сферам и группам с выработкой алгоритма оценки для каждой группы/направления, а затем - синтез, с формированием определенного «портфеля» отдельных сфер бюджетного финансирования как стратегических инвестиционных проектов, что даст возможность применять уже известные инструменты и методики оптимизации инвестиционного портфеля, а также известные алгоритмы анализа;

- Джозеф Луссо [51] обосновал, что муниципальный процесс составления бюджета города должен быть полностью построен вокруг целей стратегического плана и предложил, что в некоторых случаях может быть составлен «стратегический бюджет», который будет отделен от утвержденного бюджета и включать инвестиции в развитие города».

Таким образом, как в России, так и за рубежом актуальным вопросом становится разработка и совершенствование механизмов формирования и расходования бюджетных средств, основанных на синтезе стратегического и бюджетного планирования.

Кроме того, в настоящее время учеными анализируются существующие и предлагаются новые методические подходы к процессу формирования местных бюджетов.

Например, Попков С.Ю. [23] рассмотрел ключевые методы планирования и прогнозирования доходов бюджета (такие как: метод экономического анализа, метод экстраполяции, нормативный и балансовый методы и т.д.), Алкаева В.А. [2, С. 119-123] представила краткие характеристики применяемых в зарубежных странах режимов налоговой консолидации, Деревенских М.Н. [11, С. 41-50] проанализировала различные аспекты налогообложения имущества и доходов населения как Российской Федерации, так и ряда зарубежных стран, Сафарова М.Д. [28, С. 43-57] рассмотрела существующую систему налогообложения недвижимости, Пылаева А.В. [24, С. 24-33] представила инновации по определению кадастровой стоимости недвижимости в связи с новой схемой уплаты налога за недвижимое имущество физических лиц, Лапшина А.С. [16, С. 212-218] доказала необ-

ходимость совершенствования методики массовой оценки недвижимости и корректировки цен, Григорьев В.В. [8, С. 83-90] изложил концепцию совершенствования управления процесса государственной кадастровой оценки недвижимости с целью ее налогообложения, Федорова О.В. [35] проанализировала особенности программно-целевого метода бюджетного планирования расходов, Истомина Н.А. [13] обосновала необходимость единства методологии бюджетных ассигнований, Лукьянова А.В. [17] предложила новый концептуальный подход к проблеме определения финансово-бюджетного механизма и системы финансового планирования в бюджетном процессе, позволяющий раскрыть место, сущность, объект, субъекты, цели, инструменты и методы финансово-бюджетного механизма в бюджетной политике, раскрыла специфику основных методов развития механизмов и инструментов бюджетирования, сформулировала предложения и рекомендации по совершенствованию системы планирования бюджетных расходов в социальной сфере; Джеффри Л. Эссер [49] обосновал, что составление бюджета должно иметь долгосрочную перспективу, а не просто действия по балансировке доходов и расходов на один год; Чарли Тайер [45] предложил реализовывать «новое бюджетирование производительности», основанное на проектном и программном управлении; Джилл Вендорф [50] предложил формировать капитальный бюджет города.

Таким образом, в настоящее время учеными и исследователями предложены методические подходы частного порядка: представлены механизмы формирования определенных налогов, проанализированы отраслевые аспекты планирования бюджетных расходов, предложены ключевые методы планирования и прогнозирования доходов бюджета, и другое. Автором установлено, что общей методологии формирования и исполнения бюджета города, основанной на синергии стратегического и бюджетного планирования, особенно для моногородов, в настоящее время в научных источниках не выявлено.

Также автор исследовал зарубежный опыт формирования и исполнения бюджета города (см. табл. 1).

Таблица 1 - Зарубежный опыт формирования и исполнения бюджета города

Страна Зарубежный опыт

Хельсинки В бюджете города представлены цели развития городских функций и отчет о том, как будут финансироваться операции и инвестиции. Инвестиционная экспертиза разрабатывается в Хельсинки в течение десяти лет в рамках бюджетного процесса. Бюджет включает целевые и конкретные проектные задачи, ассигнования и оценки поступлений [46].

Нэшвилл, штат Теннесси В бюджетном процессе города присутствуют пять стратегий Бренда Морри-сон и Крис Адамс: 1) Панели инструментов бюджета: «прозрачность», «развитие», «рост», «связанная связь» и «подотчетность»; 2) Настройка бюджета на лидерство; 3) Оттачивание навыков ведения переговоров; 4) Привлечение общественности; 5) Внедрение новых технологий [47].

Город Портленд, Орегон Бюджет сосредоточен на приоритезации расходов: инвестиций в жилье, исключение бездомности, психическое здоровье населения и снижение наркомании. Общий приоритет бюджета: «возвращение города к полному процветанию и реализация стратегических инвестиций» [42].

Оксфорд Корпоративный план и бюджет являются основными стратегическими документами городского совета. Корпоративный план устанавливает связь между социально-экономическими условиями города, корпоративными приоритетами Совета города и, следовательно, его стратегическим направлением в течение следующих четырех лет. Бюджет определяет, как эти приоритеты будут финансироваться. В обоих документах обсуждаются основные темы, согласованные Советом города в последние годы. Наши корпоративные приоритеты были разработаны в тесном сотрудничестве со многими партнерами, включая бизнес-сообщество, общественные организации, сектор здравоохранения и образования и Совет графства, и они

подтверждают стремление городского совета сделать Оксфорд городом мирового класса для всех своих граждан [52].

Лос-Анджелес, Бостон, США Независимо от проблемы, местные органы власти все чаще обращаются к технологиям для решения проблемы. В Лос-Анджелесе менеджеры города используют дроны для выполнения опасных работ. Планировщики анализируют данные о гибели пешеходов и велосипедистов, чтобы определить наиболее опасные перекрестки. Для борьбы с насилием над оружием в городе Бостон была установлена система обнаружения стрельбы на основе датчиков, которая может предупредить офицеров о точном месте преступления в считанные секунды. Стремление к инновациям и созданию умных, технологически продвинутых городов трансформировало подход Правительства Соединенных Штатов к формирования бюджета на основе анализа информационных данных [43].

Сан-Диего, Калифорния Город использует стратегическое планирование для сопоставления своих целей и управления ресурсами, необходимыми для их достижения. Стратегический план города определяет направление развития города и обеспечивает рамки деятельности департаментов. Бюджетный процесс состоит из следующих этапов: разработка бюджета, обзор бюджета, принятие бюджета и мониторинг бюджета. Разработка пятилетней финансовой перспективы / прогноза является первым шагом в формированию бюджетного процесса. В финансовом прогнозе излагаются приоритеты, соответствующие стратегическому плану города на ближайшие пять лет, экономические прогнозы и новые приоритеты или санкционированные расходы. Информация, представленная в прогнозе служит основой для определения операционных бюджетных ассигнований на следующий год [44].

Порто-Алегри, Бразилия Примеры бюджетирования, основанные на участии населения, становятся все более распространенными, поскольку Правительство постепенно вводит принцип прозрачности формирования бюджета. Совместное бюджетирование (или РВ, как известно в случайных кругах) - это демократический процесс, когда члены сообщества получают возможность напрямую определить, как лучше всего тратить часть государственного бюджета. В Порто-Алегри граждане могут участвовать в принятии бюджетных решений как самостоятельно, так и через гражданские ассоциации. Их решения будут влиять на применение проектных и сервисных ресурсов, поскольку они становятся ключевыми игроками в ежегодных обсуждениях муниципальных бюджетов [53].

Вена, Австрия Совместное бюджетирование - это демократическая процедура составления бюджета, в котором граждане без политического мандата принимают участие в процессе планирования бюджета. Участие простых граждан города Вена в составлении бюджета делает процесс бюджетирования более прозрачным и направлен на достижение социальной справедливости [48].

Таким образом, при формировании бюджета зарубежных городов (табл. 1) практикуется установление приоритезации расходов, вводятся механизмы взаимосвязи между стратегическими документами и бюджетом, привлекается население в процесс бюджетирования, используются 1Т-технологии для выявления проблемных вопросов города.

Автором предложена усовершенствованная методология формировании я и исполнения стратегического бюджета моногорода (рис. 1).

Рис. 1. - Схема усовершенствованной методологии формирования и исполнения стратегического бюджета

Предложенная методология включает следующие этапы:

1. Формирование стратегического бюджетного прогноза моногорода.

В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ

«О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Бюджетным кодексом Российской Федерации первоначальным этапом бюджетирования является составление бюджетного прогноза.

Автор считает, что бюджетный прогноз должен коррелировать с целями и целевыми показателями стратегии/стратегического плана развития города. Соответственно, возможно уточнение названия: «стратегический бюджетный прогноз».

Стратегический бюджетный прогноз, как и стратегический бюджет города необходимо формировать со сроком от трех лет.

Стратегический бюджетный прогноз рекомендуется формировать в соответствии с методиками, предложенными Жапаровым Г.Д. [12].

2. Формирование и корректировка ГГ-технологий по формированию и исполнению стратегического бюджета моногорода.

Как указывалось ранее, за рубежом формированиие и исполнение бюджета осуществляется с помощью ^-технологий. Ключевой задачей данного этапа является проведение опросов населения («инициативное бюджетирование»).

3. Формирование доходов стратегического бюджета моногорода.

Формирование доходов местного бюджета осуществляется в соответствие

с Методическими рекомендациями по формированию местного бюджета, а также в соответствие с Федеральным законом от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

В целях унифицированного подхода к формированию местных бюджетов вышеуказанные методические рекомендации должны подготавливаться регионами Российской Федерации с учетом стратегических задач и приоритетов развития регионов.

3.1. Формирование налоговых доходов стратегического бюджета моногорода.

Формирование налоговых доходов должно осуществляться в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации с привлечением специалистов налоговых органов и представительной власти города. Кроме того, на данном этапе могут рассматриваться возможные налоговые преференции представителям бизнеса города.

3.2. Формирование неналоговых доходов стратегического бюджета моногорода.

Формирование неналоговых доходов должно осуществляться также в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации с привлечением специалистов по управлению имуществом города.

3.3. Получение субсидий из федерального и регионального бюджетов.

На данном этапе анализируется возможное финансирование субсидий из федерального и регионального бюджетов в плановый период.

3.4. Получение субсидий из институтов развития (Фонд моногородов и другие).

Совместно с представителями градообразующего предприятия и Администрации города прорабатываются вопросы о механизмах получения субсидий из федеральных и региональных институтов развития.

3.5. Формирование внебюджетных источников.

На данном этапе в рамках стратегического плана города уточняются с бизнес-сообществом города возможное внебюджетное финансирование приоритетных проектов города в плановый период.

4. Формирование расходов стратегического бюджета моногорода.

Формирование расходов местного бюджета осуществляется в соответствие

с Методическими рекомендациями по формированию местного бюджета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.1. Формирование стратегических расходов бюджета моногорода.

Формирование стратегических расходов осуществляется в соответствии с

целями, задачами, целевыми показателями и мероприятиями, запланированными в документах стратегического планирования моногорода (стратегия, стратегический план развития города, и другие).

В связи с реализацией в Российской Федерации программно-целевого метода планирования бюджета стратегические расходы могут основываться в формате муниципальных программ.

При этом автором рекомендуется при формировании стратегического бюджета использовать рекомендации Хрусталева А.А., Тищенко Т.В. и Соколовой И.А. [37] по совершенствованию методологии и информационной системы формирования бюджета ориентированного на результат, а также разработки системы методик Ветровой Е.В. [7] по формированию местного бюджета в условиях внедрения методологии «бюджетирования, ориентированного на результат».

4.1.1. Анализ приоритетных проектов моногорода.

При формировании стратегического бюджета анализируются приоритетные проекты, запланированные в документах стратегического планирования города.

4.1.2. Формирование объема софинансирования из внебюджетных источников.

На данном этапе исследуется и уточняется возможное внебюджетное финансирование приоритетных проектов города в плановый период в соответствии с документами стратегического планирования города.

4.1.3. Установление показателей результативности стратегического бюджета, сопоставимых с документами стратегического планирования моногорода (стратегия, стратегический план развития моногорода и т.д.).

В целях формирования стратегического бюджета, ориентированного на результат, коррелируемый с документами стратегического планирования моногорода, автор считает, что необходимо в процессе бюджетирования устанавливать показатели результативности стратегического бюджета.

4.2. Формирование оперативных расходов моногорода.

Кроме стратегических расходов в бюджет моногорода могут быть включены оперативные расходы (такие как, резервный фонд). Автор считает, что доля таких расходов должна быть менее 5 процентов.

5. Согласование стратегического бюджета с общественными организациями, градообразующим предприятием, населением, представительной властью города.

Важным этапом процесса бюджетирования является согласование сформированного стратегического бюджета с общественными организациями, градообразующим предприятием, населением, представительной властью города. Данный этап может осуществляться также с помощью 1Т-технологий.

6. Утверждение стратегического бюджета моногорода.

После утверждения стратегический бюджет должен быть опубликован в средствах массовой информации или размещен с помощью 1Т-технологий.

7. Корректировка документов стратегического планирования моногорода.

После утверждения стратегического бюджета, и, соответственно, выявленных отклонений контрольных цифр бюджета и стратегических документов необходимо внести корректировки в документы стратегического планирования моногорода.

8. Заключение соглашений с градообразующим предприятием и другими предприятиями города о софинансировании объектов и выполнении налоговых обязательств.

После утверждения стратегического бюджета в целях выполнения планируемых обязательств необходимо заключить соглашения между администрацией города и градообразующим предприятием (-ями) города о софинансировании объектов и выполнении налоговых обязательств.

9. Анализ исполнения стратегического бюджета моногорода.

По результатам ежеквартального/годового исполнения стратегического бюджета необходимо проанализировать итоги достижения установленных целевых параметров и выполнения запланированных мероприятий. Анализ исполнения бюджета также должен быть представлен к рассмотрению населением города и бизнес-сообществом с помощью IT-технологий.

10. Внесение корректировок в стратегический бюджет моногорода.

По результатам исполнения стратегического бюджета моногорода могут быть внесены в него необходимые корректировки.

Предложенная методология формирования и исполнения стратегического бюджета моногорода позволит установить взаимосвязь стратегического и бюджетного планирования, использовать механизмы IT-технологий, привлекать к формированию бюджета население моногорода, повысить синергию мнений бизнеса, власти и населения в принятии решений по финансированию приоритетных проектов, увеличить результативность расходования бюджетных средств. Источники:

1. Алибеков Ш.И., Ибрагимова А.Х. Стратегическое бюджетирование в нефтегазодобывающем производстве // Бухгалтерский учет. - 2014. - № 6. - С. 123- 125.

2. Алкаева В.А. Финансовый менеджмент // Вестник университета. - 2016. - № 7-8. - С. 119-123.

3. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф. М. 1989. - 358 с.

4. Апчерч А.Н. Управленческий учет - принципы и практика / А.Н. Апчерч / Пер. с англ. / Под ред. Я.В. Соколова, И.А. Смирновой. - М.: Финансы и статистика. - 2002. - 952 с.

5. Бочаров В.В. Современный финансовый менеджмент. Правила принятия финансовых и инвестиционных решений / В.В. Бочаров. Издательский дом «Питер». - 2006. - 464 с.

6. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Система «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 12.07.2017).

7. Ветрова Е.Ю. Формирование расходов муниципальных бюджетов в условиях реформирования бюджетной системы: дис... канд. экон. наук: 08.00.10 / Ветрова Евгения Юрьевна. ГОУ ВПО «Государственный университет управления». - М., 2005. - 169 с.

8. Григорьев В.В. Совершенствование механизма управления государственной кадастровой оценкой в Российской Федерации Государственное и муниципальное управление. - 2016. - № 1. - С. 83-90.

9. Данилочкина Н.Г. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Н.Г. Данилочкина - М.: ЮНИ-ТИ, 2002. - 279 с.

10. Дементьев В.В. Стратегическое планирование - залог успешного развития // Бюджет. - 2012. - № 7. [Электронный ресурс]. URL: http://bujet.ru/artide/193728.php. (дата обращения: 12.07.2017).

11. Деревенских М.Н. Повышение роли имущественного налогообложения в формировании региональных бюджетов в Российской Федерации // Финансы и кредит. - 2015. - № 5. - С. 41-50.

12. Жапаров Г.Д. Стратегическое планирование и прогнозирование государственного бюджета Кыргызской Республики в условиях рынка. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Кыргызский экономический университет им. М. Выскулбекова. Академия управления при Президенте Кургу-зской Республики. Бишкек. 2017. - 259 с.

13. Истомина Н.А. Единство методологии обоснования бюджетных ассигнований как актуальная тенденция бюджетного планирования на федеральном и региональном уровне // Вестник северо-осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. - 2015. - № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25416666. (дата обращения: 11.07.2017).

14. Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию: как в новой бизнес-среде преуспевают орг., применяющие сбалансир. систему показателей. / Р.С. Каплан, Д.П.Нортон / Пер. с анг. М. Павлова. - М.: Олимп. - Бизнес, 2005.

15. Кириллин А.Д. Алмазодобывающий комплекс России / А.Д. Кириллин. М., 1996. - 286 с.

16. Лапшина А.С. Совершенствование политики управления налогообложением недвижимости на муниципальном уровне // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2016. - № 1. - С. 212-218.

17. Лукьянова А.В. Совершенствование системы бюджетного планирования расходов на развитие социальной сферы / А.В. Лукьянова. М.: АНО ВПО «Российская академия предпринимательства». 2012. - 356 с.

18. Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации по долго-

срочному бюджетному планированию. Министерство финансов Российской федерации. - 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=94598&area_id=4&page_id=2104& amp; popup =Y#ixzz4BUOZE1nJ. (дата обращения: 10.07.2017).

19. Мусакожоев Ш.М. Введение в экономику / Ш.М. Мусакожоев. - Бишкек, 2008. - С.60-62.

20. Никулина С.Н. Взаимосвязь бюджетирования и стратегического планирования в организациях перерабатывающей промышленности/ С.Н. Никулина. - С. 421 - 425.

21. Орлова Е.В. Бюджетное планирование и прогнозирование на муниципальном уровне: современное состояние, проблемы и перспективы развития. Байкальский государственный университет. [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/.pdf. (дата обращения: 10.07.2017).

22. Письмо Министерства финансов России от 30 сентября 2014 г. № 09-05-05/4884. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru/. (дата обращения: 10.07.2017).

23. Попков С.Ю. Принципы и методы планирования и прогнозирования доходов бюджета // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. М. - 2011. - С. 2015-2017.

24. Пылаева А.В. Практика применения подходов и методов оценки в определении кадастровой стоимости недвижимости // Региональная экономика: теория и практика. М. - 2015. - № 16. - С. 24-33.

25. Раджабова З.К., Раджабова З.О. Бюджетная стратегия и структура расходов федерального бюджета // Фундаментальные исследования. М. 2016. - № 3-1. - С. 183-186.

26. Рябухин С.Н. Развитие бюджетного планирования // Экономическое возрождение России. Санкт-Петербург: Ассоциация «Некоммерческое партнерство по содействию в проведении научных исследований «Институт нового индустриального развития С.Ю. Витте». - 2007. - № 2. - С. 23-26.

27. Самуэльсон П. Экономика: вводный курс / П. Самуэльсон. - М.: Прогресс, 1964. - 844 с.

28. Сафарова М.Д. Роль налогообложения недвижимости в развитии городских территорий // Экономика, предпринимательство и право. - 2013. - № 1.- С. 43-57.

29. Семибраткий М.В. Разработка бюджетной стратегии региона: теоретический и прикладной аспекты: дис... канд. экон. наук / 08.00.05 / Семибратский Максим Викторович. ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». - 175 с.

30. Сеструхина А.О. Отечественная практика и опыт США в вопросах стратегического планирования местного развития // Государственное управление. 2011. - № 28. - С. 1-7.

31. Смирнова О.О. Концептуальные основы формирования системы стратегического планирования регионального развития Российской Федерации / 08.00.05 / Смирнова Ольга Олеговна. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономически наук. - М., 2012 . - 50 с.

32. Старикова Т.В. Особенности стратегического бюджетного планирования на федеральном и субфедеральном уровнях государственного управления // Современные проблемы науки и образования. М., 2013. - № 5. Электронный научный журнал. [Электронный ресурс]. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10271. (дата обращения: 12.07.2017).

33. Стратегическое планирование в Российской Федерации: состояние методического обеспечения: аналитический доклад (по результатам мониторинга реализации Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»): Препринт / А.В. Клименко, В. А. Королев, Д. Ю. Двинских, Н. А. Рычкова, И. Ю. Сластихина. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики. - 2016. - 60 с.

34. Терещенко Н.В. Интеграция бюджетного планирования в систему управления социально-экономическим развитием муниципальных образований и региона // Вестник белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2014. - № 2, - С. 475-485.

35. Федорова О.В. Анализ методологических подходов к планированию расходов регионального бюджета / О.В. Федорова. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://izron.ru/articles/tendentsii-razvitiya-ekonomiki-i-menedzhmenta-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunarodnoy-nauch/ (дата обращения: 10.07.2017).

36. Федоткин Ю.Б. Бюджетирование - как инструмент планирования достижения стратегических целей // Российское предпринимательство. М.: Изд.-во «Креативная экономика». - 2008. - № 10-1. - С. 145-149.

37. Хрусталев А.А., Тищенко Т.В., Соколова И.А. Исследование влияния программного целевого подхода на бюджетный процесс, пути совершенствования методологии и информационной системы формирования бюджета ориентированного на результат / А.А. Хрусталев, Т.В. Тищенко, И.А. Соколова И.А. М.: ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». -2013.-93 с.

38. Шим Д.К., Сигел Д.Г. Основы коммерческого бюджетирования / Д.К. Шим. / Пер. с англ. - СПб.: Пергамент.

- 1998. - 496 с.

39. Шим Д.К., Сигел Д.Г. Методы управления стоимостью и анализа затрат / Д.К. Шим, Д.Г. Сигел. / Пер. с англ.

- М.: Филин, 2007. - 344 с.

40. Шобей Л.Г., Волк Д.О. Программно-целевой метод бюджетного планирования в государственном финансовом управлении регионом // Studia Humanitatis Borealis. - 2014. - № 2. - С. 91-100.

41. Щербаков В.А. Текущее и стратегическое бюджетирование / В.А. Щербаков. [Электронный ресурс]. URL: http://www.elitarium.ru/tekushhee_strategicheskoe_bjudzhetirovanie/. (дата обращения: 12.07.2017).

42. Adopted Budget. In Brief. City of Portland, Oregon. Fiscal Year 2011-12. [Электронный ресурс]. URL: https://www.portlandoregon.gov/cbo/artide/358662 (дата обращения: 10.07.2017).

43. Aneri Pattani. Building the city of the future — at a $41 trillion price tag. Cities around the world could spend as much as $41 trillion on smart tech over the next 20 years.2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cnbc.com/2016/10/25/spending-on-smart-cities-around-the-world-could-reach-41 -trillion.html. (дата обращения: 25.05.2017).

44. Qty of san diego, california. council policy. 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sandiego.gov/sites/default/files/legacy/fm/pdf/BudgetPolicy.pdf. (дата обращения: 10.07.2017).

45. Charlie Tyer. Public Budgeting in America. A Twentieth Century Retrospective. oumal of Public Budgeting, Accounting and Financial Management in Vol. 9, no. 2 (Summer 1997). [Электронный ресурс]. URL: http://www.ipspr.sc.edu/publication/budgeting_in_america.htm. (дата обращения: 10.07.2017).

46. Economic development and planning division. Budget 2017. Mayor Jussi Pajunen: The City's goal of a balanced economy is being achieved. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hel.fi/helsinki/en/administration/strategy/budget/ (дата обращения: 10.07.2017).

47. Five Strategies for Inspired Leadership in the Budget Process. [Электронный ресурс]. URL: https://citiesspeak.org/2016/01/22/5-strategies-for-inspired-leadership-in-the-budget-process/ (дата обращения: 10.07.2017).

48. IDP Process plan. Final Annual Review of the 5 year IDP, 15/16 IDP. - P. 6 - 10.

49. Jeffrey L. Esser. Recommended Budget Practices: A Framework For Improved State and Local Government Budgeting. Government Finance Officers Association. 1999. - 78 p.

50. Wendorf Jill. Capital Budgeting from a Local Government. Perspective. Wendorf/Capital Budget. 5-1-2005. [Электронный ресурс]. URL: http://scholarworks.gvsu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1011&context=spnareview. (дата обращения: 10.07.2017).

51. Joseph Lucco. March 2, 2017. j. of public budgeting, accounting & financial management, 26 (3), 2014. - S. 494526.

52. Oxford City Council Draft Corporate Plan and Draft Budget 2016-20. [Электронный ресурс]. URL: https://consultation.oxford.gov.uk/consult.ti/Corporateplanandbudget2016/consultationHome (дата обращения: 10.07.2017).

53. Ten examples of participatory budgeting from around the world. 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.budgetallocator.com/2014/09/29/ten-examples-participatory-budgeting-around-world/ (дата обращения: 10.07.2017).

А.А. Самойленко

Старший преподаватель кафедры сервиса и туризма, Кубанский социально-экономический институт

A.A. Samoylenko

Senior Lecturer of the Department of Service and Tourism, Kuban Social and Economic Institute

ВКЛАД КСЭИ В ИНТЕГРАЦИЮ ТЕОРИИ, МЕТОДИКИ И ПРАКТИКИ

АГРАРНОГО (СЕЛЬСКОГО) ТУРИЗМА НА КУБАНИ КАК ПЕРСПЕКТИВНОГО СЕКТОРА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье обобщен опыт деятельности известного кубанского вуза по интеграции науки и практики по развитию аграрного (сельского) туризма на территории сельскохозяйственной житницы и туристской «Мекки» России -Краснодарского края. По сравнению со многими крупными государственными вузами вклад КСЭИ в этом вопросе за последние 2 года весьма значительный.

Annotation. The article summarizes the experience of the activity of the famous Kuban university on the integration of science and practice in the development of agrarian (rural) tourism on the territory of an agricultural barn and the tourist "Mecca" of Russia - the Krasnodar Territory. Compared with many large state universities, the contribution of the CSEI in this matter has been significant over the past two years.

Ключевые слова: интеграция, наука, теория, практика, агротуризм, сельский туризм, туризм, целевая аудитория.

Key words: integration, science, theory, practice, agrotourism, rural tourism, tourism, target audience.

За последние 2 года Кубанский социально-экономический институт активно включился в процесс по выполнению Концепции развития сельского (аграрного) туризма в Краснодарском крае (утверждена 04.07.2016 г. Законодательным собранием Краснодарского края), которая поддерживается и нынешним губернатором Краснодарского края В.И. Кондратьевым и Законодательным Собранием, внося свою скромную лепту в теорию, методику и практику, при этом соединяя их между собой, а не разделяя. В чем же заключается этот вклад и интеграция? Попытаюсь вкратце в своей статье ответить на этот вопрос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.