Научная статья на тему 'Развитие институциональной инфраструктуры логистической системы экспортоориентированного зернового производства'

Развитие институциональной инфраструктуры логистической системы экспортоориентированного зернового производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЗЕРНОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / INSTITUTIONAL INFRASTRUCTURE / LOGISTIC SYSTEM / GRAIN FARMING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасьева И. И.

В статье рассмотрены проблемы функционирования институциональной инфраструктуры логистической системы экспортоориентированного зернового производства, раскрыты особенности развития ее основных элементов в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some infrastructure problems of the russian exportoriented grain farming logistic system are revealed in the article, the development trend of its elements in modern conditions are also shown.

Текст научной работы на тему «Развитие институциональной инфраструктуры логистической системы экспортоориентированного зернового производства»

УДК - 338.49 + 658

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННОГО ЗЕРНОВОГО ПРОИЗВОДСТВА

И.И. Афанасьева

В статье рассмотрены проблемы функционирования институциональной инфраструктуры логистической системы экспортоориентированного зернового производства, раскрыты особенности развития ее основных элементов в современных условиях.

Ключевые слова: институциональная инфраструктура, логистическая система, зерновое производство.

Инфраструктура логистической системы экспортоориентированного зернового производства играет важную роль в нивелировании диспропорций в экономике, так как ее развитие обеспечивает увеличение объемов производства продуктов питания, сырья для легкой и пищевой промышленности, спрос на продукцию машиностроения, а также рост занятости.

Вместе с этим стабильность развития самой логистической системы во многом детерминировано действием внешних факторов, а именно сложившимся комплексом институциональной условий.

В нашем исследовании под инфраструктурой логистической системы экспортоориентированного зернового производства будем рассматривать совокупность видов деятельности, образующих организационно-техническую систему, обеспечивающую обслуживание процесса движения потоков зерновых ресурсов и сопутствующих им финансовых и информационных потоков от производителя к потребителю с учетом экспортной направленности.

Инфраструктура логистической системы экспортоориентированного зернового производства, также как и любая другая инфраструктура [1] представлена следующими элементами: отрасли транспорта, складское, элеваторное и тарное хозяйство, государственные и общественные организации и учреждения, призванные выполнять регулирующую функцию.

В целом совокупность указанных элементов можно представить тремя комплексами: производственно-коммерческий, транспортный, институциональный.

Производственно-коммерческий комплекс обеспечивает функциональную деятельность звеньев логистической системы (приемка, послеуборочная обработка, хранение, реализация зерновых ресурсов).

Транспортный комплекс обеспечивает бесперебойное движение зерновых ресурсов. Институциональный комплекс обеспечивает правовые рамки и условия функционирования элементов производственно-коммерческого и транспортного комплексов, выполняет регулирующую функцию.

Учитывая значительное влияние институтов на функционирование различных систем в экономике, важно отметить, что входит в состав созданных в обществе институтов.

Согласно работе Д. Норта [2], к таким институтам относятся, во-первых, формальные нормы (конституция, законы, прецеденты, административные акты); во-вторых, неформальные нормы (традиции, обычая, социальные условности, стереотипы поведения); в-третьих, механизмы принуждения, обеспечивающие соблюдение правил (судебная система).

Основоположником современного институционализма считают Т. Веблена [3], его последователями были Дж. Гобсон, Дж. Гэлбрейт и др. экономисты [4, с. 29].

Центральной категорией концепции институционализма являются «экономические институты», представляющие собой феномены хозяйственной жизни, связи и отношения устойчивого характера, т.е. являются «обычаями» и закрепляются в форме «институтов», образующих основу общества. К ним относятся: частная собственность, государство, семья, профсоюзы, конкуренция, монополии и т.п. В целом система институтов образует определенный тип цивилизации.

Институты являются ключом формирования эффективных взаимоотношений между обществом и экономикой, что в свою очередь оказывает влияние экономический рост либо стагнацию и упадок. Таким образом, институты выступают фундаментальными факторами функционирования и репродуктивно-поступательного развития экономических систем в долгосрочной перспективе.

Применительно к специфике нашего исследования под институтами будем рассматривать

законодательные и нормативные акты органов государственного управления в рамках современной экономической политики, контракт, договор, коммерческие, некоммерческие организации, выполняющие определенные социально-экономические функции, а также неформализованные нормы и правила, принятые в современной экономической системе. В состав организаций включены политические органы, экономические структуры, общественные и образовательные учреждения (клубы, ассоциации, общественные организации).

Важно установить закономерности институциональных изменений, т.е. необходимо исследовать качественные характеристики экономической системы в перспективе. Для этого следует выявить и понять факторы, определяющие воздействие институтов на экономику, точнее на экономические события и поведение хозяйственных игроков.

Уникальным образом трансформирующие экономическую систему институты находят отражение в поливариантном представлении потенциальной производительности общества, запасов знаний и организационных конструкций.

Закономерностью развития институциональной инфраструктуры логистической системы экспортоориентированного зернового производства является опережающий рост числа, размеров и влияния корпоративного агробизнеса в условиях несовершенства экономической, политической, юридической, фискальной базы, что препятствует полноценному включению таких хозяйствующих структур в общий перечень вопросов, являющихся основой выработки и реализации внешнеполитической стратегии государства.

Российские аграрные корпоративные структуры создается с целью более эффективного воспроизводства и обращения продукции зернового хозяйства, повышения его конкурентоспособности, восстановлению хозяйственных связей и развитию экспортного потенциала зерновой отрасли [5].

Указанная проблематика обусловливает формирование соответствующей практическим проблемам концепции, способствующей решению практических задач объединения интересов корпоративного бизнеса и национальных интересов России, что может послужить мощному прорыву российского корпоративного агробизнеса на зарубежные рынки и станет одним из магистральных путей к экономическому благополучию России.

Как показывает мировой опыт, корпоративный бизнес сформировался на базе финансово-промышленных групп. В российском законодательстве финансово-промышленная группа была определена как ассоциативная структура, созданная на основе договорных отношений с целью интеграции промышленного и банковского капитала1.

Так впервые в российском законодательстве давалось определение финансово-промышленной группы, определялись цели и порядок их формирования, круг участников, а также формы и методы государственной поддержки этих групп и государственного стимулирования их создания и деятельности в отраслях и сферах, определяющих научный, производственный, оборонный и экспортный потенциал страны, а также соответствующих приоритетам государственной селективной политики.

В современном российском законодательстве отсутствуют нормативные акты, совершенствующие институционально-правовые условия образования, функционирования и развития корпоративного агробизнеса, выступающего точкой роста аграрного сектора, обеспечивающего санацию многих сельскохозяйственных предприятий и организаций, внедряющий в сельское хозяйство новые технологии производства и управления, способный в перспективе стать системообразующими звеньями аграрного сектора.

Существенные «институциональные ловушки» в законодательной базе приводят к тому, что реально действующие агроструктуры корпоративного характера не заинтересованы в приобретении официального статуса корпоративного бизнеса. Перспективные методы поддержки агробизнеса, предусмотренные законом, в реальности не осуществимы из-за расплывчатости формулировок. Следовательно, реальная государственная поддержка агробизнеса незначительна или вовсе отсутствует.

Практика последних лет свидетельствует о том, что эффективность организации корпоративного агробизнеса в условиях нашей страны зависит, прежде всего, от четкости и транспарентности правил и норм правового регулирования структуры собственности и системы регулирования деятельности таких структур.

Вместе с тем такое понятие как «корпорация» не определено в российском

1 Федеральный закон от 30.11.1995 г. №190-ФЗ «О финансово-промышленных группах», утративший силу в 2007 г., указ Президента РФ от 5.12.1993 г. № 2096 «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации», утративший силу в 1996 г.

законодательстве, что не позволяет им выступать в качестве субъекта государственного регулирования и поддержки. В этой связи важным является комплекс мер, стимулирующих создание и развитие крупного агробизнеса, охватывающего всю цепочку движения сельскохозяйственных товаров и продуктов их переработки от производителя к потребителю, что предполагает отмену всех законодательных препятствий слиянию предприятий, работающих на агропродовольственном рынке, упрощенный механизм передачи разорившихся предприятий в хозяйственное ведение или собственность агробизнеса транснационального характера.

Таким образом, в настоящее время существует необходимость доработки правового регулирования в сфере создания и функционирования корпоративных структур агробизнеса.

Несостоятельность организующих и интегрирующих государственных концепций регулирования и поддержки развития агробизнеса экспортоориентированной зерновой отрасли привела к тому, что российский рынок зерновых представлен локально замкнутыми региональными рынками с разного рода ограничительными барьерами, усиливающимися и расширяющимися в неурожайные годы и в периоды обостряющегося финансового кризиса.

Поступательное развитие институциональной инфраструктуры логистической системы экспортоориентированного зернового производства является, с одной стороны, одним из важнейших факторов социально-экономического развития и обеспечения продовольственной безопасности, а с другой - представляет одну из наиболее проблемных сфер российской экономики, требующей современных подходов в ее решении.

Сложившаяся при административно-плановой системе управления экономикой структура взаимодействия элементов агропромышленного комплекса характеризуется наличием олигополистической власти, воздействующей на развитие сельскохозяйственного производства в целом и на зерновую отрасль в частности [6].

Такая специфика определена, с одной стороны, транснациональным характером масштабов субъектов спроса, а с другой, горизонтальной интеграцией (кооперацией) субъектов предложения, что обусловливает необходимость формирования адекватных современной практике и специфике рынков институтов антимонопольного регулирования, компенсирующих негативные эффекты олигополистической власти.

В силу ряда обстоятельств в начале 90-х гг., среди которых глубокие экономические реформы, становление рыночной системы хозяйствования, отказ от тоталитарных методов управления, осуществлялись крупномасштабные реформы правовой базы функционирования всех отраслей народного хозяйства, в том числе и в сфере антимонопольного регулирования. Очевидно, что регулирующая функция законодательной антимонопольной базы, трансформирующей рыночную структуру и специфику деятельности участников правоотношений, носит локальный характер.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что антимонопольная политика тесно связана с общей народнохозяйственной и социальной политикой государства в силу следующих ее функций: воспитательная и превентивная, обеспечивающая развитие конкуренции на товарных рынках, поддержка предпринимательства и демонополизации, что наполняет антимонопольную законодательную базу более глубоким экономическим смыслом и обусловливает разработку сбалансированной экономической политики государства по формированию рыночной системы хозяйствования.

Для логики исследования проблем формирования институционального комплекса логистической инфраструктуры экспортоориентированного зернового производства важным представляется обратить внимание на развитие биржевой торговли в России.

Интеграция России в мировое зерновое пространство в 2002-2003 гг. стала основной предпосылкой развития биржевой торговли зерновыми ресурсами, что требовало увеличения объемов производства зерна, роста объемов экспорта, создания новых элементов институциональной среды зернового рынка.

В частности, очевидной становится необходимость создания в России системы биржевой торговли зерном и фьючерсами на зерно, что позволило бы российскому зерновому рынку стать транспарентным и предсказуемым, а его участники получили бы широкие возможности по прогнозированию цен и снижению коммерческих рисков, выполняя функцию страхования от падения цен.

Отметим, что современный российский зерновой рынок носит стихийный характер и зависит от влияния внешнего рынка. Такую неэффективность функционирования отечественного рынка можно объяснить влиянием объективных и субъективных факторов, среди которых следует

выделить отсутствие и неразвитость отдельных элементов институциональной инфраструктуры, таких как биржевой торговли зерном.

Как показывают исследования мировой практики формирования инфраструктуры зернового производства, институциональная ее составляющая представлена зерновыми товарными биржами, системой государственного регулирования, финансово-кредитным, налоговым и ценовым механизмом, внешними торговыми связями.

Главными регуляторами взаимодействия названных элементов институциональной инфраструктуры зернового рынка являются цены и система государственных программ (субсидирование, ценовые и другие компенсационные выплаты, государственные интервенции и Т.д.).

Взаимозависимость действий указанных регуляторов проявляется в том, что цены на зерно формируются непосредственно на рынке, где они складываются под воздействием конъюнктуры. Рыночная цена является равновесной величиной между ценой предложения и ценой спроса. В практике рыночных взаимоотношений интересы продавцов и покупателей сходятся в процессе торгов на товарной бирже.

Известно, что товарная биржа сама не участвует в процессе купли-продажи товаров и ресурсов, но создает необходимые и равные условия для всех участников: в заключении контрактов, решении спорных вопросов, предоставлении объективной информации об уровне цен предложения и спроса, контрактных цен.

В новой рыночной России на протяжении последнего десятилетия постоянно создавались товарные биржи. Например, только в одной Волгоградской области было организовано 15 биржевых площадок.

Сегодня актуальным остается создание зерновых бирж в регионах. К примеру, в Орловской области принято решение о создании Международной Орловской зерновой биржи, где будут осуществляться торги не только зерновыми, произведенными в Орловской области, но и злаками из других областей России и стран СНГ; в Тамбовской области открыта Биржа сельскохозяйственной продукции (БСП), которая намерена вести торги на своих 11 филиальных площадках, расположенных по всей России.

Анализ существующей практики ведения биржевых торгов в научной литературе показал, что работающие сегодня биржи имеют серьезный недостаток — отсутствие стандартизации торговли, вследствие чего ликвидность биржевых операций очень низкая [7]. Так, например, в Южном федеральном округе Федеральная служба по финансовым рынкам аннулировала лицензии Ростовской товарной биржи, «Донской биржи «Деловой двор», Южнорусской деловой биржи.

Вместе с этим, заметим, что сегодня в США успешно функционирует десять торговых бирж, самыми крупными из которых являются две чикагские — CBOT и СМЕ и три нью-йоркские — ОТМЕХ, СОМЕХ и С8СЕ.

По нашему мнению, интерес представляют особенности реализации системы государственно-частного партнерства как институционально-регулирующего механизма инфраструктурного обеспечения экспортоориентированного зернового производства.

Так, в целях создания и эксплуатации объектов инфраструктуры экспортоориентированного зернового производства, реализации экспортного потенциала российского зернового производства на мировом рынке, поддержки и развития торгово-закупочной деятельности на внутреннем зерновом рынке создана агропромышленная компания с государственным участием ОАО «Объединенная зерновая компания».

Кроме того, к числу предпосылок создания такой структуры выделим следующие группы факторов:

- необходимость инвестиционных «вливаний» в развитие инфраструктуры макрологистической системы экспортоориентированного зернового производства в объеме, значительно превышающем возможности частного капитала;

- масштабность и комплексность проблем функционирования существующей инфраструктуры зернового рынка, препятствующие реализации экспортного потенциала зернового производства России;

- нецелесообразность наращивания переходящих запасов зерна, в том числе в интервенционном фонде;

- положительная динамика роста мирового рынка зерна, обусловливающая увеличение экспортного спроса в формировании сбалансированной конъюнктуры зернового рынка России.

Учитывая изложенное, можно постулировать, что существующая институциональная

инфраструктура логистической системы зернового производства России, препятствует реализации экспортного потенциала и развития экспортных каналов, что обусловливает необходимость формирования концепции государственной политики развития институциональной основы экспортоориентированного зернового производства с учетом сложившейся ситуации.

Some infrastructure problems of the russian exportoriented grain farming logistic system are revealed in the article, the development trend of its elements in modern conditions are also shown. The key words: institutional infrastructure, logistic system, grain farming.

Список литературы

1. Основы логистики: учеб. пособие. Под ред. Л.Б. Миротина и В.И. Сергеева. М.: ИНФРА-М, 2002. 200 с.

2. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997. 190 с.

3. Веблен Т. Теория праздного класса. Пер. с англ. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011.

368 с.

4. Агапова И.И. Институциональная экономика: уч. пособие. М.: Экономисть, 2006. 254 с.

5. Гумеров Р. Вопросы развития интеграционных корпоративных структур в АПК // Российский экономический журнал. 2002. №5-6. С. 24-34.

6. Горлов С.М., Сыромятников Д.А. Концентрация производства в системе агробизнеса. Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. 177 с.

7. Бондаренко В.А. Маркетинговое сопровождение инфраструктуры внешнеэкономической деятельности: эволюция, современное состояние, трансформационные тенденции: монография. Ростов-на-Дону: Рост. гос. экон. Ун-т (РИНХ), 2010. 236 с.

Об авторе

Афанасьева И.И. - кандидат экономических наук, старший преподаватель Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), kim-afanasyeva@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.