Научная статья на тему 'К вопросу о необходимости развития товарных бирж, специализирующихся на торговле зерном, в рамках государственной поддержки и регулирования зернового рынка Российской Федерации'

К вопросу о необходимости развития товарных бирж, специализирующихся на торговле зерном, в рамках государственной поддержки и регулирования зернового рынка Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
488
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Известия КГТУ
ВАК
AGRIS
Область наук
Ключевые слова
ТОВАРНЫЕ БИРЖИ / ЗЕРНОВОЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ЗЕРНОВЫЕ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панарина Д. С.

Научная статья посвящена обоснованию необходимости развития биржевого рынка зерна в Российской Федерации. Аргументируется важность зерновых и зернобобовых культур на внутреннем и внешнем рынках. Определяется отсутствие полноценной биржевой торговли зерновыми культурами в стране. Актуальность выбранной тематики подчеркивается стратегической важностью рынка зерна для Российской Федерации, от эффективности развития которого зависит продовольственная безопасность страны. Для того чтобы этот рынок обеспечивал высокую результативность ведения хозяйственной деятельности всех его участников, необходимо понимать закономерности его развития, факторы, формирующие конъюнктуру, и параметры, характеризующие перспективный потенциал. Определенную новизну представляют предложения автора по развитию институциональной среды рынка зерна. В статье приводится аргументированный анализ эффективности мер государственной поддержки, осуществляемой в Российской Федерации с 2001 г., определены провалы государственного вмешательства в рассматриваемую отрасль. На основании проведенного исследования сделаны предложения по корректировке инструментов государственного регулирования рынка зерна. Представляется актуальным и необходимым для дальнейшего развития вопрос выделения факторов, определяющих спрос и предложение на зерно, который автор рассматривает в своей статье. По результатам выполненного исследования предложены авторские формулировки предпосылок для стимулирования развития товарных бирж в Российской Федерации, специализирующихся на торговле зерном. Проведен корреляционно-регрессионный анализ, на основании которого сделан вывод о низкой степени зависимости между наличным рынком зерна в РФ и фьючерсами на зерно на крупнейших товарных биржах мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о необходимости развития товарных бирж, специализирующихся на торговле зерном, в рамках государственной поддержки и регулирования зернового рынка Российской Федерации»

УДК 339.172

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ ТОВАРНЫХ БИРЖ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ НА ТОРГОВЛЕ ЗЕРНОМ, В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕРНОВОГО РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Д. С. Панарина

THE DEVELOPMENT OF COMMODITY EXHANGES, WHICH SPECIALIZE IN GRAINE TRADE, WITHIN CONDITIONS OF THE STATE SUPPORT AND REGUARION OF THE RUSSIAN GRAIN MARKET

D. S. Panarina

Научная статья посвящена обоснованию необходимости развития биржевого рынка зерна в Российской Федерации. Аргументируется важность зерновых и зернобобовых культур на внутреннем и внешнем рынках. Определяется отсутствие полноценной биржевой торговли зерновыми культурами в стране.

Актуальность выбранной тематики подчеркивается стратегической важностью рынка зерна для Российской Федерации, от эффективности развития которого зависит продовольственная безопасность страны. Для того чтобы этот рынок обеспечивал высокую результативность ведения хозяйственной деятельности всех его участников, необходимо понимать закономерности его развития, факторы, формирующие конъюнктуру, и параметры, характеризующие перспективный потенциал.

Определенную новизну представляют предложения автора по развитию институциональной среды рынка зерна. В статье приводится аргументированный анализ эффективности мер государственной поддержки, осуществляемой в Российской Федерации с 2001 г., определены провалы государственного вмешательства в рассматриваемую отрасль. На основании проведенного исследования сделаны предложения по корректировке инструментов государственного регулирования рынка зерна.

Представляется актуальным и необходимым для дальнейшего развития вопрос выделения факторов, определяющих спрос и предложение на зерно, который автор рассматривает в своей статье.

По результатам выполненного исследования предложены авторские формулировки предпосылок для стимулирования развития товарных бирж в Российской Федерации, специализирующихся на торговле зерном. Проведен корреляционно-регрессионный анализ, на основании которого сделан вывод о низкой степени зависимости между наличным рынком зерна в РФ и фьючерсами на зерно на крупнейших товарных биржах мира.

товарные биржи, зерновой комплекс, государственная поддержка сельского хозяйства, зерновые культуры

The scientific article is devoted to the determination of the necessity of development of the exchange market for grain in the Russian Federation. There are given arguments in favor to importance of cereals and leguminous crops in the domestic and foreign markets. It is determined that there is an absence of an integral grain crops exchange trade in the country.

The urgency of the chosen subjects is emphasized by the strategic importance of the grain market for the Russian Federation. The food security of the country depends on the effectiveness of the development of this market. In order to ensure high efficiency of economic activity for all the participants of the grain market, it is necessary to understand the laws of its development, the factors that shape its conjuncture and parameters that characterize its prospective potential.

There is a certain novelty in the author's proposals for the grain market institutional environment development. The article provides a reasoned analysis of the effectiveness of state support measures implemented in the Russian Federation since 2001, and the failures of state intervention into the industry. Based on the analysis, some proposals were made to adjust instruments for state regulation of the grain market.

It seems relevant and necessary identifying the variables that determine the supply and demand for grain for further development, issues the author raises in his article.

According to the results of the research, author has proposed some assertions of the prerequisites for stimulating the development of commodity exchanges in the Russian Federation specializing in grain trade. A correlation-regression analysis was conducted, according to which a conclusion was drawn on the low degree of dependence between the cash grain market in Russia and grain futures on the world's largest commodity exchanges.

commodity exchanges, grain complex, state support of agriculture, grain crops

ВВЕДЕНИЕ

Зерновые и зернобобовые культуры востребованы как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Продовольственное зерно служит сырьем для производства хлебопродуктов, которые необходимы повседневно и социально значимы для населения.

По итогам 2016 г. Россия нарастила производство зерновых культур до рекордно высокого показателя - 120,7 млн. т (+15,2% к 2015 г.), чему способствовало увеличение как посевных площадей, так и урожайности. Внутреннее потребление зерновых и зернобобовых культур в 2016-2017 гг. оценивается на уровне 71,8 млн. т (+2,7% к 2015-2016) и составляет 54% от общего предложения зерновых на сезон; причем 2017 г. охарактеризовался рекордным валовым сбором зерновых и зернобобовых культур - 134,1 млн. т в чистом весе, что больше по сравнению с 2016 г. (120,7 млн. т) на 11,2%, а со средним уровнем за последние пять лет (98,1 млн. т) на 35,3%. Кроме того, достигнутый показатель на 3,5% превысил исторический рекорд, зафиксированный в 1978 г. [1].

На сегодняшний день в Российской Федерации государственная поддержка агропромышленного комплекса осуществляется в рамках реализации

Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. в форме предоставления субсидий субъектам РФ.

Помимо обеспечения продовольственной независимости, целью этой программы является повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных производителей, а следовательно, рентабельности сельского хозяйства. В свою очередь, специфических мер по росту доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в государственной программе не выделено. Как и в предыдущей программе, индикатор уровня рентабельности заявлен в пределах 10-15%, но в предшествующие годы он не способствовал выходу отрасли на расширенное воспроизводство. Согласно мнению академика РАСХН А.В. Петрикова, необходимый уровень рентабельности для расширенного воспроизводства составляет 20-35% [2].

Отметим, что в перечне направлений и целей государственной программы явным образом не выделяются как таковые создание инфраструктуры для развития зерновых бирж и поддержка в становлении организованного рынка (товарной биржи). В свою очередь, товарные биржи необходимы для выявления реального уровня рыночной цены. Производные финансовые инструменты, торгующиеся на бирже, также могут выполнять функцию страхования цены (хеджирование рыночных рисков), для чего необходим постепенный переход на фьючерсную и опционную торговлю.

ОБЗОР ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ НА ЗЕРНОВОМ РЫНКЕ

Целью работы является обоснование необходимости развития биржевого рынка зерна в Российской Федерации; выделение основных проблем, препятствующих развитию и повышению доходности этого рынка. Автором проведен научный обзор публикаций, которые посвящены тенденциям и закономерностям в развитии рынка зерна как в Российской Федерации, так и в мире. Для целей проведения корреляционно-регрессионного анализа использовалась программа Microsoft Excel.

В действующей государственной программе по развитию сельского хозяйства выделены следующие направления: 1) развитие отраслей агропромышленного комплекса; 2) стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе; 3) техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие; 4) ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы»; 5) ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»; 6) федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2015 гг.; 7) государственная программа РФ «Развитие рыбохозяйственного комплекса» [3].

В свою очередь, Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120, определяет продовольственную безопасность Российской Федерации как состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость РФ, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни [4].

Отметим, что зерновому рынку присущ характер развития с экономическими циклами, не имеющими одинаковой продолжительности и интенсивности. Основными факторами неопределенности, влияющими на будущую ситуацию на зерновых рынках, являются: перспективы глобального экономического роста, рост народонаселения, государственная поддержка производителей зерна, условия глобальной торговли сельскохозяйственной продукцией и ограниченность площадей сельскохозяйственных угодий и водных ресурсов, экономически пригодных для выращивания зерновых, цены на энергоресурсы [5].

А. И. Алтухов в статье «Основные тенденции в развитии зернового хозяйства и рынок зерна в Росси» определяет, что неразвитость оптовых рынков, биржевой торговли, информационных систем и других элементов инфраструктуры, необходимых для устойчивой торговли зерном, способствует неоправданно большому числу посреднических звеньев на пути движения зерна от производителей к потребителям, выбросу часто заведомо необъективных данных. Это прямо или косвенно приводит к занижению цен на зерно, закупаемое у его производителей, завышению розничных цен на конечную продукцию для потребителей, существенно искажая реальные механизмы функционирования зернового рынка, вызывая неадекватную реакцию сельскохозяйственных товаропроизводителей, экономическую «лихорадку» зерновой подотрасли, а стало быть, и зернопродуктового подкомплекса в целом [6].

В свою очередь, для зернового комплекса Российской Федерации, по мнению авторов, характерны следующие проблемы, препятствующие его развитию и повышению эффективности:

1) слаборазвитая логистическая инфраструктура (недостаток зернохранилищ и элеваторов, изношенный вагонный парк и т.д.);

2) монополизация рынка предприятиями-гигантами, что значительно влияет на ценообразование в зерновом комплексе;

3) необходимость в доработке нормативно-правовой базы, регулирующей рынок;

4) отсутствие ликвидного организованного рынка (товарной биржи).

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ ТОВАРНЫХ БИРЖ

В РОССИИ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ НА ТОРГОВЛЕ ЗЕРНОМ

В рамках государственной программы, направленной на обеспечение финансовой устойчивости агропромышленного комплекса, выделяется только подпрограмма «Развитие финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса». Её цель состоит в привлечении инвестиций и поддержании финансовой устойчивости данного комплекса. Подпрограмма ориентирована на акционерное общество «Россельхозбанк» (объем выданных им кредитов и остаток ссудной задолженности по кредитам).

В целях стабилизации цен на зерно и поддержания уровня доходов сельскохозяйственных производителей, с 2001 г. в Российской Федерации на зерновом рынке осуществляются государственные закупочные и товарные интервенции, которые освещены в государственной программе по развитию сельского хозяйства. Отметим, что в 2017 г. Министерством сельского хозяйства РФ вместо обычных закупочных интервенций было предложено субсидирование

вывоза зерна из отдаленных от экспортных площадок регионов, в первую очередь из Сибири и Урала, до портов. Пока эффективность данной меры оценить сложно.

К сожалению, в Российской Федерации через биржи, специализирующиеся на товарах сельскохозяйственных производителей, проходит небольшой процент объема товарного зерна, что не дает возможности в полной мере и объективно выполнять им основную функцию в определении котировок цен на отдельные виды продовольственного зерна.

Отметим, что товарный биржевой рынок включает в себя торговлю сельскохозяйственными товарами (пшеница и крупный рогатый скот); энергетическими товарами (нефть и газ); металлами (золото, серебро и алюминий). Существуют также «мягкие» товары, которые не подлежат долгому хранению: сахар, хлопок, какао и кофе.

В целом в Российской Федерации доли бирж на товарном рынке достаточно стабильны. Лидерами является АО «СПбМТСБ» с профильным рынком нефтепродуктов и ПАО «Московская Биржа» за счет торгов драгметаллами. Объемы оборота прочих бирж на рынке незначительны [7].

Перспективным проектом является AO «Национальная товарная биржа» (далее НТБ), которое входит в состав Группы «Московская биржа». С 2002 г. НТБ принимает участие в проведении интервенций, с 2004 является уполномоченной биржей Минсельхоза России. С 2015 г. Группа «Московская биржа» запустила организованные поставочные торги зерном с применением новой торгово-клиринговой системы (небанковская кредитная организация - центральный контрагент «Национальный клиринговый центр»). Однако в настоящий момент НТБ характеризуется невысокой ликвидностью, что повышает риски ценовых колебаний, затрудняет поиск торгового партнера и исключает возможность быстрых операций с контрактами.

На сегодняшний день основными товарными биржами, которые влияют на мировой рынок зерновых, являются Чикагская товарная биржа (далее СВОТ) и Евронекст (далее Euronext и Матиф). Однако они характеризуются низкой корреляцией с ценовой динамикой российского физического рынка. Отсутствие корреляции между ценами на российском наличном (физическом) рынке и котировками CBOT и Euronext образует базисный риск, что делает фьючерсы вышеупомянутых бирж малоэффективным инструментом хеджирования.

Потребность в разработке методов хеджирования относится в первую очередь к компаниям, занимающимся импортом сырьевых товаров, таких как сахар-сырец, соя, экспортом зерновых товаров, нефти, природного газа, золота, серебра, черных и цветных металлов и т.д. Это обуславливается тем, что цены на сырьевые товары в большей степени реагируют на фундаментальные факторы, такие как погода, влияющая на цены газа и зерна, геополитическая нестабильность, которая сказывается на цене нефти, и забастовки, оказывающие влияние на цены металлов.

350,00

300,00

100,00

50,00

■Новороссийск

■ свот

J?

о

Рис. 1. Корреляция наличного рынка Новороссийска и котировок пшеницы CBOT, долл. США/метрическая тонна Fig. 1. Correlation of the cash market of Novorossiysk and wheat quotations CBOT,

doll. USA / metric tonusd/mt

Для обоснования утверждения о низкой корреляции наличного рынка Новороссийска как основного экспортного порта и котировок американской и европейской пшеницы на CBOT и Euronext использовался корреляционно-регрессионный анализ. Для расчета коэффициента корреляции авторы использовали исторические данные, выгруженные из системы Thomson Reuters (платформа Eikon). Горизонтом для расчетов были пять лет с 2013 по 2017 г. В результате выявлена слабая корреляция российского наличного рынка и CBOT со значением 0,16, что говорит о низкой степени зависимости между двумя переменными (рис. 1).

350,00 300,00 250,00 200,00 150,00 100,00 50,00

Новороссийск CBOT

CNV

CNV

<$*'

Рис. 2. Корреляция наличного рынка Новороссийска и котировок пшеницы

Euronext (Матиф), долл. США/метрическая тонна Fig. 2. Correlation of the cash market of Novorossiysk and the quotations of wheat on Euronext (Matif), doll. USA / metric tousd/mt

Коэффициент корреляции российского наличного рынка и фьючерсов на продовольственную пшеницу на Euronext имеет значение 0,2 (с округлением), что

несколько выше, чем с СВОТ, однако тоже говорит о малом влиянии одной переменной на другую (рис. 2).

ВЫВОДЫ

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно выделить следующие основные предпосылки для развития товарных бирж в Российской Федерации, специализирующихся на торговле зерном:

1) наличие инфраструктуры физического рынка зерна в Черноморском регионе (хранение, транспортировка, отгрузка);

2) наличие реализуемого проекта ПАО «Московская биржа» в формате АО «Национальная товарная биржа»;

3) опыт в проведении закупочных и товарных интервенций на рынке зерна;

4) низкая корреляция между наличным рынком зерна в РФ и фьючерсами на крупнейших мировых товарных биржах, что препятствует возможности применения торгующихся на них производных финансовых инструментов в целях хеджирования рыночных рисков отечественными агропромышленными компаниями;

5) высокая волатильность спроса и предложения;

6) низкий уровень рентабельности для расширенного воспроизводства:

7) увеличение доли рынка на международной арене.

Для развития товарных бирж, по мнению автора, в первую очередь необходимо преодоление ранее упомянутых проблем, препятствующих развитию и повышению эффективности зернового рынка. Малоэффективная организация внутренней и внешней логистики будет снижать ликвидность на бирже. При условии наличия цепочки посредников в торговле зерновыми культурами определить реальную рыночную цену будет затруднительно, в то время как основная функция биржи состоит в котировании цены спроса и предложения на рынке.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Еженедельный информационно-аналитический журнал "АПК-Информ" СНГ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.apk-inform.com/.

2. Система государственной поддержки сельского хозяйства в условиях членства России в ВТО: коллективная моногр. по материалам круглого стола в рамках VII Международной научной конференции «Инновационное развитие экономики России. Междисциплинарное взаимодействие» / под ред. С. В. Киселева. - Москва: Экономический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 2016. - 176 с.

3. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы: Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 (ред. от 10.11.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133795/.

4. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12072719/#ixzz51eL5lrKP.

5. Сценарный прогноз развития зернового рынка России - Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ac.gov. m/fües/publication/a/7612.pdf.

6. Основные тенденции в развитии зернового хозяйства и рынка зерна в России. Алтухов А.И. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/osnovnye-tendentsii-v-razvitii-zernovogo-hozyaystva-i-rynka-zerna-v-rossii.

7. Анализ товарного рынка за 2016 г. - Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/finmarkets/files/survey/commodity_market_2016-1.pdf.

REFERENCES

1. Ezhenedel'nyj informacionno-analiticheskij zhurnal "APK-Inform" SNG [Weekly information and analytical magazine "APK-Inform" CIS]. Available at: https://www.cbr.ru/finmarkets/files/survey/commodity_market_2016-1.pdf (Accessed 09 January 2018).

2. Sistema gosudarstvennoj podderzhki sel'skogo hozjajstva v uslovijah chlenstva Rossii v VTO [System of state support to agriculture in the context of Russia's membership in the WTO]. Kollektivnaja monografija po materialam kruglogo stola v ramkah sed'moj Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Innovacionnoe razvitie jekonomiki Rossii. Mezhdisciplinarnoe vzaimodejstvie». Pod red. S. V. Kiseleva. Moscow, Jekonomicheskij fakul'tet MGU imeni M. V. Lomonosova, 2016, 176 p.

3. O Gosudarstvennoj programme razvitija sel'skogo hozjajstva i regulirovanija rynkov sel'skohozjajstvennojprodukcii, syrja i prodovol'stvija na 2013 - 2020 gody [On the State Program for the Development of Agriculture and Regulation of the Markets of Agricultural Products, Raw Materials and Food for 2013-2020]. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14.07.2012 N 717 (red. ot 10.11.2017). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133795/ (Accessed 21 November 2017).

4. Ob utverzhdenii Doktriny prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii [On Approving the Doctrine of Food Security of the Russian Federation]. Ukaz Prezidenta RF ot 30 janvarja 2010 g. № 120. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime / doc / 12072719 / # ixzz51eL5lrKP. (Accessed 21 November 2017).

5. Scenarnyj prognoz razvitija zernovogo rynka Rossii [Scenario forecast for the development of the Russian grain market]. Analiticheskij centr pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii. Available at: ac.gov.ru/files/publication/a/7612.pdf (Accessed 26 December 2017).

6. Altuhov A. I. Osnovnye tendencii v razvitii zernovogo hozjajstva i rynka zerna v Rossii [The main trends in the development of grain economy and the grain market in Russia]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/osnovnye-tendentsii-v-razvitii-zernovogo-hozyaystva-i-rynka-zerna-v-rossii (Accessed 05 December 2017).

7. Analiz tovarnogo rynka za 2016 g. [Analysis of the commodity market for 2016]. Central'nyj bank Rossijskoj Federacii. Available at: https://www.cbr.ru/finmarkets/files/survey/commodity_market_2016-1.pdf (Accessed 22 December 2017).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Панарина Дарья Сергеевна - Калининградский государственный технический университет; аспирант кафедры отраслевых и корпоративных финансов; E-mail: dasha_0706_92@mail.ru

Panarina Darya Sergeevna - Kaliningrad State Technical University; Postgraduate Student, Department of Branch and Corporate Finance; E-mail: dasha_0706_92@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.