Научная статья на тему 'Развитие института усыновления в дореволюционной России'

Развитие института усыновления в дореволюционной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1316
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фабричная Татьяна Борисовна

Статья посвящена исследованию развития института усыновления в России в XVIII-XIX веках. Особое внимание уделяется рассмотрению периода реформаторской деятельности Петра I в сфере семейного права и эпохи царствования Екатерины II, когда существовал сословный принцип усыновления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the institute of adoption in pre-revolutionary Russia

Clause is devoted to research of development of institute of adoption in Russia in XVIII-XIX century Special attention given consideration of the period of reformatory activity of Peter I in sphere of the family right and an epoch of reign Ekaterinas II when there was a class principle of adoption

Текст научной работы на тему «Развитие института усыновления в дореволюционной России»

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИКО-ПРЯЙОЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯУКИ И ПРЯКТИКИ

и СНК 20 декабря 1917 года / A.A. Липатов, Н.Т. Савенков // История советской конституции (в документах) 1917—1956. — М., 1957. — С. 92.

9. См.: Белякова A.M. Советское семейное право: Учебник / A.M. Белякова, Е.М. Ворожейкин. — М., 1974. — С. 64.

10. См.: Левшин Э.М. Становление и развитие брач-носемейного законодательства в дореволюционной России: Автореф. дис... канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 2003. — С. 19.

11. Там же.

12. Собрание узаконений РСФСР. — 1917. — № 10. — Ст. 152.

13. ЛенинВ.И. Полное собрание сочинений: В 55 т. — М., 1961. — Т. 30. — С. 125.

14. См.: Рясенцев В.А. Указ. соч. — С. 36.

15. См.: Белякова А.М. Советское семейное право: Учебник / A.M. Белякова, Е.М. Ворожейкин. — М., 1974. — С. 66.

16. Бебель А. Женщина и социализм. — М., 1959. — С. 547.

17. См.: Глушкова Л.И. Тенденции развития законодательства о расторжении брака // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2008. — № 5.

18. Собрание узаконений РСФСР. — 1917—1918. — № 76-77. — Ст. 818.

19. Рясенцев В.А. Указ. соч. — С. 37—38.

20. См.: Глушкова Л.И. Указ. соч.

21. Рясенцев В.А. Указ. соч. — С. 39.

22. Левшин Э.М. Указ. соч. — С. 21.

Т.Б. Фабричная

Фабричная Татьяна Борисовна — доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Нижегородского филиала

Университета Российской академии образования

E-mail: tbfab@rambler.ru

Развитие института усыновления в дореволюционной России

Статья посвящена исследованию развития института усыновления в России в XVIII—XIX веках. Особое внимание уделяется рассмотрению периода реформаторской деятельности Петра I в сфере семейного права и эпохи царствования Екатерины II, когда существовал сословный принцип усыновления.

Clause is devoted to research of development of institute of adoption in Russia in XVIII—XIX century Special attention given consideration of the period of reformatory activity of Peter I in sphere of the family right and an epoch of reign Ekaterinas II when there was a class principle of adoption.

В эпоху правления Петра I изменениям подверглись практически все сферы российской жизни. Не стало исключением и семейное право. Ни при Петре I, ни в эпоху дворцовых переворотов, ни при Екатерине II не было издано нормативно-правовых актов, непосредственно посвященных регламентации института усыновления, однако в ряде документов вопросы, связанные с усыновлением, затрагивались.

Российской практике XVIII века в зависимости от субъектов усыновления были известны следующие виды усыновления:

— усыновление дворянами;

— усыновление лицами податных состояний;

— усыновление иностранцами.

Существовало и «сопричастие незаконнорожденных к законным», которое также рассматривалось какусыновление. Механизм усыновления предусматривал существование особых правил для реализации каждого из видов.

Законодательное закрепление усыновления дворянами было произведено Петром I в Указе «О единонаследии» 1714 года1. Согласно этому пра-

вовому акту последнему в роде дворянину, не имевшему ни потомков, ни родственников мужского пола своей фамилии, предписывалось для сохранения фамилии передать все родовое имение одной из своих родственниц при условии, что ее муж примет угасающую дворянскую фамилию.

Реформаторская деятельность Петра I в сфере семейного права была связана с улучшением положения детей, оставшихся в бедственном положении, без семьи, без средств к существованию. Осуществлялась она по двум основным направлениям:

— принятие мер, направленных на устройство детей, оказавшихся «ненужными», в государственные учреждения;

— борьба с нищенством несовершеннолетних.

Не исключал Петр I и помощи со стороны церкви

и монастырей. В годы его царствования детей-сирот передавали в богадельни, где наряду со взрослыми содержались безродные, бездомные дети.

Так, Новгородский митрополит Иов построил по собственной инициативе на собственные средства

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИКО-ПРЯВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ИЯУКИ И ПРЯКТИКИ

в Холмово-Успенском монастыре «сиропитатель-ницу» для «зазорных младенцев». А в самом Новгороде он основал еще десять таких заведений, где воспитывалось до трех тысяч детей.

Петр I Указом «О сделании в городах при церквах гошпиталей для приему и содержания незаконнорожденных детей» от 4 ноября 1715 года предписал устраивать в Москве и других городах гошпитали «для зазорных младенцев, которые жены и девки рожают беззаконно и стыда ради отметывают в разные места, от чего иные младенцы безгодно помирают, а иные от тех же, кои рожают и умерщвляются».

И «чтобы зазорных младенцев в непристойные места не отметывали, но приносили бы к вышеозначенным гошпиталям и клали потайно в окно через какое закрытие, дабы приносимых лиц не было видно»2. Эти «гошпитали» существовали обычно около церковных оград. В Москве они были каменными, а в других городах деревянными. Эти «гош-питали» были рассчитаны на незначительную часть покинутых детей.

Таким образом, в России практиковался так называемый «тайный прием», позволяющий оставаться неизвестным лицу, подкинувшему ребенка. Это давало возможность не оставлять его брошенным вообще, что подтверждало стремление Петра I защитить подкинутых детей. Такие дети содержались в основном за счет городских доходов и частично за счет пожертвований частных лиц и церкви.

В годы царствования Екатерины II имело место существенное нововведение, имеющее прямое отношение к положению брошенных детей. Если раньше незаконнорожденные подкидыши закреплялись за воспитателями, чьими крепостными они становились, то теперь они стали поступать до совершеннолетия в ведомство приказов общественных учреждений, после чего становились вольными. За владельцами закреплялись только незаконнорожденные дети крепостных матерей.

Так, в соответствии со статьей 391 «Учреждения для управления губерний» 1775 года детей-сирот, по велению Екатерины II, отправляли в «смирительные дома». В этот период все четче проявлялось еще одно направление — закрепление в законодательстве России сословный принцип.

Например, на дворянскую опеку возлагалась обязанность воспитывать молодого дворянина так, чтобы он мог «вести жизнь порядочную, сходственную с достатком»3.

В статье 305 «Учреждения для управления губерний» для мещан и купцов были другие правила воспитания: «содержание малолетнего расположить по его имуществу без излишества и без роскошных прихотей, дабы малолетний от самой юности подвержен был к большей уверенности, и через то приготовился, в каком состоянии быть не случилось, вести жизнь порядочную, трудолюбивую, умеренную и весьма отдаленную от плутовства и всякого рода непорядков и неистовств...»4.

Сословность накладывала свой отпечаток на содержание требований, касающихся воспитания.

Так, для одного сословия они были одни, для другого — другие.

В 1828 году была принята резолюция Его Императорского Величества в Общем собрании Государственного Совета «О считании приемышей, воспитываемых купцами до совершеннолетия, в купеческом звании, если от воспитателей объявлены будут особые капиталы»5, в соответствии с которой при усыновлении купцами приемышей, воспитываемых ими и неусыновленных до их совершеннолетия, они считались принадлежащими к купеческому званию.

После достижения совершеннолетия эти приемыши причислялись к купечеству, если обладали капиталами от воспитателей, а если таковых не было — к мещанам или посадским. Правила об усыновлении лицами прочих податных состояний, кроме купцов, получили свое дальнейшее развитие.

В период царствования императрицы Екатерины II особое внимание уделялось устройству осиротевших детей. Заметное место занимали административно-организационные перемены. Приэтом сохранявшийся и ранее принцип сословности обрел еще более четкие черты.

С одной стороны, Екатерина II предписывала устраивать брошенных детей в семьи, а с другой стороны, обязывала создавать для них специальные учреждения. Несколько позже появляется целая серия указов, специально регламентирующих усыновление6. Однако все они обращали внимание на необходимость неукоснительного соблюдения принципа сословности при усыновлении дворянами, купцами, нижними воинскими чинами и т. д.

Так, отказ (дар) имения, в соответствии с Указом Петра I «О единонаследии» 1714 года, не являлся усыновлением, но часто таковым рассматривался. Данная законодательно закрепленная процедура послужила основой для становления института усыновления в дворянском сословии.

Например, в 1796 году Екатерина II по прошению двух братьев графов Остерманов разрешила им усыновить старшего внука их сестры и дала согласие на то, чтоб он уже при их жизни именовался графом Остерманом и употреблял фамильный герб7.

Данное разрешение послужило в дальнейшем основанием для других усыновлений с согласия самой императрицы в каждом конкретном случае. Дворяне могли усыновить ребенка лишь при отсутствии нисходящих и боковых родственников той же фамилии. Усыновление не допускалось в отношении чужих детей. Процедура усыновления дворянами каждый раз оформлялась индивидуальным императорским актом.

11 октября 1803 года появился Указ, позволяющий бездетным дворянам усыновлять ближайших законнорожденных родственников через передачу им при жизни фамилии и герба и оставление по смерти в наследство недвижимого имущества. Усыновленные дети признавались как бы родными «во всех наследственных линиях» и не могли быть отчуждаемы от прав, присвоенных общими узаконениями равным степеням родства.

59 Юридическая наука и практика

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИКО-ПРЯЙОЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ

Усыновителями могли быть лица, не имеющие потомков или родственников мужского рода той же фамилии. Допускалось усыновление как несовершеннолетних, так и совершеннолетних лиц, но только ближайших законнорожденных родственников. Усыновленным лицам передавались фамилия и герб усыновителя, но они не приобретали никаких наследственных прав и наследовали на основании общих положений о наследовании после своих кровных родственников8.

Усыновление личными дворянами, лицами духовного звания и «почетными гражданами» производилось по постановлению губернских правлений; купцами — по постановлению казенных палат. При этом во всех случаях требовалось утверждение Сената. В крестьянской среде усыновление совершалось лишь с ведома мирских обществ. При усыновлении мещанами требовалось утверждение казенной палаты.

В 1817 году дворянам было предоставлено право усыновлять не только одно, но и несколько лиц с передачей им фамилии усыновляющих. При этом требовалось соблюдение одного условия: усыновляемые должны иметь равные права на наследство и не должны быть ущемлены права ближайшего наследника, который по законам мог иметь предпочтительное перед другими право на получение недвижимого наследственного имения. При таком усыновлении недвижимое имущество должно было быть разделено при наследовании между усыновленными в равных частях9.

Законодательные новеллы в сфере семейного права были систематизированы и нашли отражение в 1832 году в Своде Законов Российской империи. Изложенные законодательные положения вошли с последующими дополнениями и разъяснениями Правительствующего Сената по вопросам усыновления в том X часть 1 «Законы гражданские Свода Законов Российской империи»10.

В заключение отметим, что данный нормативно-правовой акт объединил все существовавшее ранее законодательство России. Первая книга томаХ была посвящена семье, браку, детям.

Примечания

1. ПСЗ 1. — Т. V. — № 2789.

2. ПСЗ 1. — Т. V. — № 2953.

3. Российское законодательство X—XX веков: В 9 т. — М., 1986. — Т. 5. — С. 212.

4. Там же.

5. ПСЗ 3. — Т. VII. — № 2136.

6. См.: Нечаева A.M. Семейное право. — М., 2002. — С. 147.

7. См.: Систематический свод существующих законов Российской империи, с основаниями права, из оных извлеченными, изданный Комиссиею составления законов: В 15 т. — СПб., 1815—1823. — Т. 3. — С. 118.

8. См.: Кузнецова И.М. Законодательство об усыновлении и практика его применения: Дис... канд. юрид. наук. — М., 1984. — С. 33.

9. См.: ПЗС 1. — Т. XXXIV. — № 7144.

10. Там же.

Е.В. Шушунова

Шушунова Елизавета Васильевна — преподаватель кафедры конституционного и административного права Нижегородского филиала Государственного университета — Высшей школы экономики

E-mail: el.shushunova@mail.ru

Делопроизводство мировых судебных установлений Российской империи

Статья посвящена анализу законодательных норм, регулирующих судебное делопроизводство. Автор обращает особое внимание на ряд проблем, типичных для системы мировых судебных установлений Российской империи, включая волокиту, излишнее письмоводство и постоянную ответственность судей как за осуществление правосудия, так и за делопроизводственный порядок. Некоторые предложения, выдвинутые практикующими юристами и судьями в XIX столетии, могут быть применимы и сегодня.

Some rules and characteristics of the judicial documentary workflow are considered. The author points out a number of obvious problems typical for magistrate courts of the Russian Empire, including red-tape, unnecessary writing and judges' constant responsibility either for the justice or paper matters. Several projects put forward by lawyers and judges in order to combat those issues are assumed to be applicable today.

Создание мировых судебных установлений во второй половине XIX столетия, безусловно, стало

значительным шагом на пути к совершенствованию имевшейся в России системы правосудия. На

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.