УДК 006.3:339.5 З.С. Руднева,
канд. экон. наук, доцент кафедры мировой экономики и таможенного дела Хабаровского государственного университета экономики и права
РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА В КОНТЕКСТЕ РАМОЧНЫХ СТАНДАРТОВ ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Функционирование внешнеэкономического комплекса зависит от положений таможенного администрирования. Рекомендации Рамочных стандартов Всемирной таможенной организации обеспечивают благоприятные условия для ведения бизнеса, безопасность международной цепи поставок, определяют направления дальнейшего развития таможенных органов и содействие лицам в сфере таможенного дела.
Ключевые слова: Рамочные стандарты, Всемирная таможенная организация, уполномоченный экономический оператор, категорирование участников внешнеэкономической деятельности, преимущества и упрощения.
The functioning offoreign economic complex depends on the provisions of the customs administration. Recommendations of framework standards within the World Customs Organization (WCO) provide favorable conditions for business operations and security of the international supply chain, identify areas for further development of customs bodies and support persons in the field of customs Affairs.
Keywords: framework standards, WCO, authorized economic operator, categorization of participants of foreign trade activity, advantages and simplifications.
Рамочными стандартами Всемирной таможенной организации (далее - ВТамО) закреплены положения, определяющие благоприятные условия для развития внешней торговли и ведения бизнеса.
Решение данных задач связано с созданием международной системы определения организаций и компаний, которые обеспечивают высокий уровень безопасности при перемещении товаров через таможенную границу. В качестве таких лиц определены уполномоченные экономические операторы (далее - УЭО). Согласно положениям Рамочных стандартов, УЭО могут быть представлены:
- производителями;
- импортёрами (экспортёрами);
- брокерами;
- перевозчиками;
- посредниками;
- дистрибьютерами;
- экспедиторами;
- портами;
- аэропортами;
- терминалами (складами).
Перечень компаний и организаций,
претендующих на статус Уполномоченного экономического оператора, не является исчерпывающим, что подтверждает интерес к деятельности данной категории лиц за рубежом.
Статус Уполномоченного экономического оператора нашёл отражение как в международных нормах таможенного законодательства Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), так и на
национальном уровне. На территории ЕАЭС для осуществления деятельности необходимо наличие свидетельства, гарантирующего включение в реестр уполномоченных экономических операторов. Выдача свидетельства о включении в
Таблица 1 - Условия получения статуса УЭО
реестр УЭО носит заявительный характер, подтверждающийся предоставлением документов и сведений.
В таблице 1 приведена сравнительная характеристика условий, позволяющих получить статус УЭО.
Рамочные стандарты [1] Таможенный кодекс Таможенного союза [2] Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [3]
Финансовая обеспеченность Осуществление внешнеторговой деятельности не менее 1 года Осуществление внешнеэкономической деятельности в таможенной сфере не менее 3 лет
Наличие системы учёта товаров Наличие системы учёта товаров
Предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, в размере не менее 1 млн евро (в эквиваленте) Дифференцированное обеспечение исполнения обязанностей от 1 млн евро до 150 тыс. евро или соответствие показателям финансовой устойчивости юридического лица
Отсутствие задолженности по уплате таможенных платежей, пеней, процентов в государстве - ЕАЭС Отсутствие во всех государствах-членах ЕАЭС неисполненной задолженности по уплате таможенных платежей, антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных пошлин, процентов, пеней
Соблюдение таможенных правил Отсутствие фактов привлечения к административной ответственности Отсутствие фактов привлечения к административной ответственности
Отсутствие судимости у сотрудников и руководителя Отсутствие фактов привлечения к уголовной ответственности (акционеров, учредителей, руководителя, главного бухгалтера)
Обеспечение безопасности груза и транспортного средства, помещений, персонала, торговых партнёров Наличие мест для хранения товаров Соблюдение требований к сооружениям, помещениям и открытым площадкам, к транспортным средствам и работникам
Предоставление отчётности Предоставление отчётности в таможенные органы Предоставление отчётности в таможенные органы
Взаимодействие с таможенными органами и обмен информацией Взаимодействие с таможенными органами Взаимодействие с таможенными органами и обмен информацией
Из таблицы 1 следует, что перечень условий, определённых таможенными службами государств-членов ЕАЭС, корреспондирует с предложениями, рекомендованными ВТамО, однако более детализирован и носит дифференцированный характер. В отличие от Таможенного кодекса Таможенного союза, положения-
ми Таможенного Кодекса ЕАЭС условия получения свидетельства УЭО определяет альтернатива выбора предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей (обеспечение исполнения обязательств) в размере, эквивалентном 1 млн евро или соответствие установленным Евразийской экономической комиссией
показателям финансовой устойчивости УЭО. Оценка участника внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) по показателям финансовой устойчивости обеспечивает формирование благоприятных условий осуществления внешнеэкономической деятельности для законопослушных лиц рынка цепи поставок.
Выполнение требований таможенного органа гарантирует участнику ВЭД получение свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов. Согласно таблице 1 , деятельность УЭО в ЕАЭС зависит от соблюдения конкретных условий, что не может являться благоприятным фактором ведения бизнеса. В соответствии с правовыми положениями в сфере таможенного дела Уполномоченным экономическим оператором является юридическое лицо, которому предоставляются специальные упрощения [2].
Специальные упрощения - это преимущества, выходящие за рамки обычных процедур, создающие «комфортные» условия для ведения бизнеса в таможенном отношении, что выделяет УЭО среди других участников ВЭД. Однако воспользоваться преимуществами, согласно Таможенному кодексу Таможенного союза, Уполномоченный экономический оператор может только в случае если является декларантом товаров [2].
В настоящее время деятельность УЭО зависит от выполнения ряда условий, а применение специальных упрощений поставлено в зависимость от прав собственности на товар либо декларирования товара, что ущемляет права УЭО.
В Таможенный кодекс ЕАЭС включе-
ны положения, не препятствующие применению специальных упрощений таможенными перевозчиками, таможенными представителями, экспедиторами, владельцами складов временного хранения, что расширяет перечень лиц - УЭО. Однако, в отличие от Рамочных стандартов, Таможенный кодекс ЕАЭС не регламентирует категории иных лиц, осуществляющих деятельность в иностранных государствах-членах ВТамО в качестве УЭО.
Поддержка УЭО в сфере таможенного дела и предоставление преимуществ должны быть понятными и ощутимыми.
Рамочные стандарты ВТамО не устанавливают выгоды для УЭО, оставляя право принятия решения за иностранными государствами или таможенными службами на национальном уровне.
Таможенным законодательством государств-членов ЕАЭС в качестве специальных упрощений на территориях УЭО определены только временное хранение УЭО без включения в реестр владельцев складов временного хранения (далее - СВХ), проведение таможенных операций, связанных с выпуском, а также выпуск товаров до подачи таможенной декларации.
Нормами национального права, регламентированными Федеральным законом от 27ноября 2010 г. № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», совершение таможенных операций УЭО ограничивается территорией, контролируемой таможенным органом, выдавшим свидетельство о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, что противоречит положениям Рамочных стандартов ВТамО, признающих таможенными организация-
ми не только статус, но и результаты деятельности таких лиц на территории иностранных государств [4]. Положениями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза зона деятельности УЭО расширяется только на территорию государств-членов ЕАЭС.
Примерный перечень преимуществ ВТамО для УЭО включает:
- минимальный набор данных для выпуска товаров;
- снижение отдельных пошлин или сборов;
- применение программ аудита;
- отсутствие ответственности, в том числе финансовой при несвоевременной оплате пошлин [1].
Со вступлением в силу ТК ЕАЭС количество специальных упрощений увеличится, и будет зависеть от типа УЭО. К наиболее значимым преимуществам можно отнести совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля в первоочередном порядке, непредставление обеспечения исполнения обязательств по уплате таможенных пошлин, налогов, признание и применение средств идентификации УЭО, осуществление отдельных операций без разрешения таможенного органа и др. [2].
Несмотря на то, что специальные упрощения включают не все преимущества, рекомендованные Рамочными стандартами, УЭО получают право впуска товаров без уплаты таможенных пошлин, налогов и предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей, что является привлекательным фактором для ведения бизнеса.
Рекомендательный характер Рамочных стандартов ВТамО ориентирует та-
моженные администрации иностранных государств на предоставление льгот при условии минимальности рисков в деятельности УЭО. Внедрение мер безопасности перемещения товаров и деятельности лиц в сфере таможенного дела основано на анализе рисков.
Понимая под риском вероятность нарушения таможенных правил, можно предположить, что в деятельности УЭО риски должны отсутствовать или быть минимальными, что в противном случае противоречит природе предоставления преимуществ в виде специальных упрощений или льгот.
Риски в соответствии с Рамочными стандартами не носят открытый характер и должны определяться каждым таможенным органом иностранного государства самостоятельно, что в дальнейшем будет затруднять взаимное признание результатов таможенного контроля. В этой связи возникает необходимость определения рисков в сфере таможенного дела, унифицированных для всех таможенных служб иностранных государств-членов ВТамО. В таможенном законодательстве ЕАЭС нет рисков, характеризующих деятельность УЭО, но они могут быть выявлены при проведении таможенного контроля в отношении товаров и деятельности УЭО.
Риски должны быть поименованы и носить открытый характер. Положениями таможенного законодательства разработаны меры по минимизации рисков, но сами риски не определены, в том числе применительно к деятельности УЭО. Уровень безопасности таможенных администраций государств-членов ВТамО, а
также таможенных органов государств-членов Евразийского экономического союза характеризуется степенью риска нарушения таможенных правил.
Следовательно, для обеспечения безопасности необходима система управления рисками, определяющая как риски, так и методику их выявления.
Таким образом, деятельность уполномоченных экономических операторов в России ограничивает ряд обстоятельств:
1. Принадлежность к определённой территории.
2. Отсутствие конкретизированных рисков и методик их выявления.
3. Финансовое отвлечение средств для получения статуса УЭО.
Наличие данных факторов обусловливает дальнейшую необходимость развития на территории ЕАЭС института УЭО и интеграцию в мировую систему таможенного администрирования.
К факторам, способствующим успешному развитию внешнеэкономической деятельности и созданию благоприятных условий ведения бизнеса, относят реализуемый ФТС России механизм категори-рования участников ВЭД.
В основу категорирования положен субъектно-ориентированный подход, представляющий собой деление участников ВЭД в зависимости от степени риска (низкий, средний, высокий) нарушений таможенных правил при осуществлении экспортно-импортных операций. Приме-
нение субъектно-ориентированного подхода при категорировании участников ВЭД нашло отражение в стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г. и в плане мероприятий «Совершенствование таможенного администрирования» утвержденных распоряжениями Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р и от 29 июня 2012 г. № 1125-р соответственно [5; 6]. В настоящее время должностные лица таможенных органов при категорировании и определении уровня рисков участников ВЭД используют два подхода - отраслевой и автоматизированный. В рамках отраслевого метода оценивается степень риска нарушения таможенных правил в отношении товаров, перемещаемых автопроизводителями, лицами, осуществляющими производственную деятельность и импортирующими мясопродукцию. Порядок вовлечения участника ВЭД в механизм категорирова-ния носит заявительный характер. Последовательность действий должностных лиц таможенного органа представляет собой технологию отнесения участника ВЭД к категории определённого уровня риска. Получение преимуществ и уступок в таможенном отношении возможно только для лиц с низким уровнем риска.
В таблице 2 представлены критерии отнесения участника ВЭД к категории низкого риска нарушения таможенных правил.
Таблица 2 - Сравнительная характеристика критериев отнесения различных участников ВЭД к низкой степени риска
Сходства Различия Примечания
Отсутствие задолженности перед таможенными органами Декларирование товаров осуществляется от 6 месяцев до одного года в зависимости от участника ВЭД Автопроизводители
Неприменение упрощённой системы налогообложения [7] Наличие лицензии Минпромторга России о целевом использовании товаров Автопроизводители
Отсутствие стадии ликвидации, реорганизации Уставный капитал более 10 млн руб. [8] / более 1 млн руб. [9] 02 группа ТН ВЭД ЕАЭС / Экспортёры-производители товаров, не облагаемых таможенными пошлинами
Лицо не привлекалось к ответственности по статьям гл. 16 КоАП, ст. 15.25 [10] Лицо является одновременно получателем и ответственным за финансовое регулирование 02 группа ТН ВЭД ЕАЭС
Отсутствие фактов совершения сомнительных валютных операций Объём ввоза более 1000 т в течение года и не менее 75 % от общего объёма ввоза товаров 02 группа ТН ВЭД ЕАЭС
Отсутствие фактов привлечения к уголовной ответственности Торгующая страна не входит в перечень стран, предоставляющих льготный налоговый режим 02 группа ТН ВЭД ЕАЭС
Проведение таможенной проверки не представляется возможным Отсутствуют факты неверной классификации товаров 02 группа ТН ВЭД ЕАЭС
Наличие аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчётности 02 группа ТН ВЭД ЕАЭС
Осуществление производственной деятельности [9] Экспортёры-производители товаров, не облагаемых таможенными пошлинами
Наличие открытых площадок и иных территорий для производственной деятельности Экспортёры-производители товаров, не облагаемых таможенными пошлинами
Стоимость чистых активов не менее 1 млн руб. Экспортёры-производители товаров, не облагаемых таможенными пошлинами
Общая стоимость произведённых или подвергнутых переработке в течение года товаров составляет не менее 500 000 евро Экспортёры-производители товаров, не облагаемых таможенными пошлинами
Представленные в таблице 2 данные можно классифицировать по следующим признакам:
1. Организация хозяйственной деятельности.
2. Оценка финансового состояния.
3. Соблюдение таможенных правил.
Участников ВЭД с низкой степенью
риска определяет соответствие критериям, изложенным в таблице 2.
Анализ данных таблицы 2 показал, что критерии категорирования являются базовыми, но недостаточными для получения участниками ВЭД свидетельства УЭО. Таким образом, можно сделать вывод о том, что всех УЭО можно отнести к участникам ВЭД с низкой степенью риска, а юридических лиц, отобранных в результате применения категорирования, к потенциальным УЭО.
Результатом применение субъектно-ориентированного подхода при реализации механизма категорирования участников ВЭД является: упрощение совершения таможенных операций, снижение степени таможенного контроля, минимизация форм таможенного контроля. Данные преимущества носят субъективный характер и зависят от отдельных должностных лиц таможенных органов. Но если участники ВЭД, имеющие статус УЭО, могут применять установленные таможенным законодательством специальные упрощения, то для участников ВЭД с низкой степенью риска, отобран-
ных путём применения категорирования, конкретные преимущества не определены.
Таким образом, в связи предложением новых специальных упрощений, разработанных на основе рекомендаций Рамочных стандартов ВТамО, можно прогнозировать развитие института УЭО в России и увеличение участников ВЭД с низким риском нарушения таможенных правил. При реализации данных условий механизм категорирования будет характеризовать не только методологическая работа по определению критериев риска и методик их выявления, но и автоматизированный порядок отбора лиц для расширения института УЭО.
Список использованных источников
1 Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли [Электронный ресурс] /http://www.wc00md.0rg/~/me а1а/50518838ВСАБ4В4Б9600Б3Е94Е37С 663.ashx.
2 Таможенный кодекс Таможенного союза : приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) от 27.11.2009 г. № 17 (в ред. протокола от 16.04.2010 г.) // Справ.-прав. система «КонсультантПлюс».
3 Таможенный кодекс Евразийского
экономического союза (Приложение 1 к Договору о Евразийском экономическом союзе // Справ. -прав. система «КонсультантПлюс».
4 О таможенном регулировании в Российской Федерации : закон РФ от от 27.11.2010 г. № 311-Ф3 // Справ.-прав. система «КонсультантПлюс».
5 О Стратегии развития таможенной службы до 2010 года : распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 г. № 2575-р // Справ.-прав. система «КонсультантПлюс».
6 О плане мероприятий («дорожной карте») «Совершенствование таможенного администрирования» : распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 г. № 1125-р // Справ.-прав. система «КонсультантПлюс».
7 Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при сборе и анализе информации для определения категории уровня риска лиц, осуществляющих ввоз автокомпонентов и их частей, узлов и агрегатов, используемых при промышленной сборке на территории Российской Федерации моторных транспортных средств, и другой сопутствующей продукции : приказ ФТС России от 08.04.2016 г. № 706 // Справ.-прав. система «КонсультантПлюс».
8 Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при сборе и анализе информации для определения категории уровня риска лиц, осуществляющих ввоз товаров, классифицируемых в товарной группе 02 ТН
ВЭД ЕАЭС : приказ ФТС России от 11.04.2016 г. № 733 // Справ.-прав. система «КонсультантПлюс».
9 Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при сборе и анализе информации для определения категории уровня риска лиц, осуществляющих экспорт товаров, полностью ими произведённых или подвергнутых достаточной обработке (переработке), к которым не применяются вывозные таможенные пошлины : приказ ФТС России от 11.04.2016 г. № 731 // Справ.-прав. система «КонсультантПлюс».
10 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // Справ.-прав. система «КонсультантПлюс».