Научная статья на тему 'Развитие института торгового посредничества во внешней торговле'

Развитие института торгового посредничества во внешней торговле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1123
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОСРЕДНИК / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / КАНАЛ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ / THE INTERMEDIARY / FOREIGN TRADE / THE DISTRIBUTION CHANNEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Редькина Евгения Владимировна

В работе рассмотрено понятие торгового посредничества, его роль в экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of institute of trading mediation in foreign trade

In work the concept of trading intermediary, its role of economy is considered.

Текст научной работы на тему «Развитие института торгового посредничества во внешней торговле»

- оценку локальной и интегральной устойчивости внешнеторговой деятельности;

- установление характера изменения устойчивости внешнеторговой деятельности предприятия во времени;

- выявление причин недостаточной устойчивости внешнеторговой деятельности;

- разработку специальных мер повышения устойчивости и совершенствования внешнеторговой деятельности предприятия;

- утверждение порядка и уточнение конкретных методов реализации вышеуказанных мер.

Реализацию разработанных мер повышения устойчивости и совершенствования внешнеторговой деятельности предприятия следует осуществлять соответствующими управленческими звеньями. Структура управления устойчивостью внешнеторговой деятельности может включать в себя следующие звенья:

- отдел научно-исследовательских работ (разработка и представление методических рекомендаций по повышению устойчивости внешнеторговой деятельности);

- планово-экономический отдел (разработка перспективных планов предприятия в области внешнеторговой деятельности);

- финансовый отдел (анализ финансовых показателей и разработка мер по ихулучшению);

- отдел качества (изучение требований рынка к качеству продукции);

- отдел внешнеэкономических связей (развитие внешнеторговой деятельности, улучшение структуры импорта).

Организация управления внешнеторговой деятельностью предполагает наличие и слаженное, целенаправленное функционирование всех четырех подсистем управления:

- квалифицированных кадров;

- современных технических средств;

- своевременных и достоверных объемов информации;

- научных методов и методик обработки управленческой информации.

Таким образом, совершенствование организации управления внешнеторговой деятельностью на современном этапе является залогом устойчивого функционирования предприятия. Основными стратегическими задачами предприятия в условиях рыночной неопределенности являются повышение экономической устойчивости, завоевание новых рынков, максимизация прибыли и удовлетворение потребностей общества и коллектива. Эффективное управление персоналом, система стимулирования сбыта, комплексная система управления материальными ресурсами позволят предприятию эффективно использовать как первичное сырье, так и отходы производства, выпуская широкий ассортимент продукции. При этом предприятие будет повышать свою рентабельность и устойчивость. В основу управления внешнеторговой деятельности предприятия должны быть положены результаты оценок локальной и интегральной устойчивости.

Литература:

1. Бережной В.И. Развитие методов управления устойчивостью организаций автомобильного транспорта в условиях / В.И. Бережной, А.Н. Байдаков, Г.С. Шелкоплясова // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2011. - № 5.

2. Бережной В.И. Оценка устойчивости экономического развития региона: монография / В.И. Бережной, С.В. Зенченко, Е.Ю. Г ромова. - Ставрополь: Шпаковская типография, 2010. - 148 с.

3. Голиков А.А., Веселова О.В. Устойчивость внешнеэкономической деятельности предприятия и ее влияние на ресурсы производства / А.А. Голиков, О.В. Веселова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2007. - № 9. - С. 34-38.

4. Кутер М.И. Цели, задачи и особенности анализа внешнеэкономической деятельности организаций / М.И. Кутер, Т.А. Семенцова // Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - № 1. - С. 15-16.

5. Муталимов В.А. Воздействие ВТО на экономическую безопасность реального сектора экономики России: оценка позитивных и негативных последствий / В.А. Муталимов // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. - М., 2011. - №4. - С. 36-41.

6. ТрошкинаТ.Н. Современный механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации / Т.Н. Трошкина // Право и политика. - 2009. - № 2. - С. 89-96.

ГЧ

О

ГЧ

0

сС

гл

■ QII

23

DEVELOPMENT OF INSTITUTE OF TRADING MEDIATION IN FOREIGN TRADE Redkina Evgeniya Vladimirovna, Student, North-Caucasian Federal University, Stavropol

In work the concept of trading intermediary, its role of economy is considered.

Keywords: intermediary; foreign trade; distribution channel.

УДК339.9 РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ТОРГОВОГО

ПОСРЕДНИЧЕСТВА ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ

© Редькина Е.В., 2012 В работе рассмотрено понятие торгового посредничества, его

роль в экономике.

Ключевые слова: посредник; внешняя торговля; канал распределения.

I

24

РЕДЬКИНА Евгения Владимировна,

студентка,

Северо-Кавказский

федеральный

университет,

Ставрополь

Возобновление посреднической деятельности внешнеторговых фирм, организаций и отдельных лиц после длительного периода запрета самостоятельного выхода на внешний рынок отечественных предприятий и организаций стало возможным в результате совершенного на рубеже 80-90-х годов XX века перехода от номенклатурных принципов распределения произведенной продукции к принципам свободной торговли, связанного с вхождением России в рыночную экономику. До этого периода посредническая деятельность осуществлялась централизованно министерствами и ведомствами и носила исключительно формальный характер. И только со времени разрешения самостоятельного выхода на внешний рынок отечественных предприятий и объединений, введенного в августе 1986 года, в стране стали появляться специализированные внешнеторговые организации разных видов и направлений деятельности. При этом учитывается опыт, накопленный Россией до 1917 года, когда торговое посредничество во внешней торговле осуществлялось в тех же многообразных формах, что и в других странах с развитым товарным производством, а также опыт, имевший место в период проведения новой экономической политики (НЭПа).

Для экономической науки посредничество - это операция, заполняющая промежуток между созданием продукции и доведением ее до потребителя. Отсюда посредническая деятельность заполняет четко выраженный разрыв в цепи "производство-потребитель", который в условиях рыночных отношений опосредуется договорами купли-продажи товара. Институт торгового посредничества наряду с маркетинговой и рекламной деятельностью имеет глубокие и широко развитые формы, определенные традиции в мировом сообществе, а также достаточно развитую нормативно-правовую базу.

Развитие института торгового посредничества, как в экономической практике, так и в экономической теории, идет неравномерно, имеет свои особенности, порождаемые предшествующей эпохой господства административно-командной экономики и имитацией рыночных преобразований.

С привлечением статистического материала можно выделить несколько типичных групп торговых посредников, оперирующих на внешний рынках. При этом особо рассматривается такая форма, как "торговый дом". Восстановление института торгового посредничества в современной России нашло свое правовое отражение в новом Гражданском кодексе. Несмотря на косвенное признание правомочности конкретных посреднических операций, прямой и четкой формулировки понятия торгового посредничества в законодательстве Российской Федерации на сегодняшний момент нет. Правовая неотрегулиро-ванность понятия торгового посредничества существенно ослабляет как контроль за посредничеством как видом предпринимательства, таки государственный контроль за экспортно-импортными операциями вообще.

Процесс восстановления института торговых посредников во внешнеэкономической сфере представлен как экономически детерминированный, темпы которого во многом зависят от реального продвижения по пути рыночных реформ, структурной перестройки экономики, укрепления финансов и национальной валюты, улучшения предпринимательского и инвестиционного климата в России. Отмечен ряд условий, необходимых для полноценного восстановления института торгового посредничества в ходе экономических реформ. В частности:

- процесс восстановления торгового посредничества должен входить в общую стратегию формирования в стране системы рыночных институтов и механизмов и в первую очередь тех ее элементов коммерческой инфраструктуры, которые пока еще слабы или отсутствуют;

- процесс восстановления торгового посредничества должен органично сопрягаться с усилиями России по открытию своей экономики,

по трансформации механизма государственного регулирования внешней торговли в целях органичного и выгодного включения нашей страны в мировое хозяйство;

- в общественном сознании (и, в частности, в такой его форме, как правосознание) торговое посредничество должно восстановиться как нормальный вид предпринимательства, который имеет такое же право на существование, как и производство товаров. Развитие легальных форм торгово-посреднической деятельности должно сопровождаться выводом его из сферы "теневой" экономики;

- должны создаваться предпосылки для современной, соответствующей мировомуторго-вому праву нормативно-правовой базы для осуществления торгового посредничества во внешнеэкономической сфере. Этот процесс мог бы идти значительно успешнее, если бы не интересы определенных социальных групп, препятствующих выводу торгово-посреднической деятельности в сферу легальной экономики;

- становление института торгового посредничества в постсоветской России было тесно связано с процессом приватизации, формированием института частной собственности. Доля государственных посредников во внешнеэкономической сфере неуклонно снижалась, доля частныхторгово-посреднических фирм (прежде всего в виде торговых домов) значительно возрастала. Кризисы финансовой системы страны наглядно показали необходимость сохранения известной доли государственных посредников, особенно на продовольственном рынке;

- политика государства, в частности курс нынешних властей России на разумную либерализацию экономики, на помощь регионам в создании надежного и простого механизма регулирования деятельности внешнеторговых посредников.

Внешнеторговые посредники наряду с другими участниками ВЭД как предпринимательские структуры устанавливают такие новые отношения с органами регионального управления, которые строятся на основе функций регулирования и стимулирования. Удельный вес регионального менеджмента в управлении всеми участниками ВЭД возрастает в силу следующих факторов:

- во-первых, при ориентации региона на решение социальных проблем, на воспроизводство для своего населения условий,обеспечивающих высокий уровень жизни;

- во-вторых, при формировании в регионе организационно-экономических условий для реализации всеми хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности принципов экономической свободы и хозяйственной самостоятельности;

- в-третьих, при ориентации создаваемой коммерческой инфраструктуры региона на спрос и потребности местного рынка, на запросы внут-

ри- и внерегиональных потребителей, а также при переориентации существующей производственной инфраструктуры региона на выпусктех видов продукции, которые пользуются спросом на межрегиональных и зарубежных рынках и могут способствовать финансовой самостоятельности региона, исполнению регионального бюджета.

В международной торговле с участием посредников осуществляется более половины международного товарообмена. С помощью их иностранные предприниматели выходят на российский рынок, а также все больше российских предприятий и фирм становятся представителями и посредниками для иностранных фирм в России.

Существуют два метода выхода предприятия со своей продукцией на внешний рынок:

- прямой, который предполагает установление непосредственных связей между предпри-ятием-производителем товара и конечным потребителем его продукции: заключение договора купли-продажи между ними и поставку товара производителем непосредственно конечному потребителю;

- косвенный, который предполагает покупку (продажу) товаров через торгово-посредническое звено и реализуется через заключение с производителем или покупателем товара и торговым посредником специального договора на оказание торговым посредником определенного набора посреднических услуг, связанных с куплей-продажей товара.

Торговое посредничество представляет собой правовой институт, регулирующий отношения в сфере оказания торговых услуг, направленный на содействие в установлении правовых связей между клиентами путем совершения посредником правомерныхдействий юридического и фактического характера.

Процесс самостоятельного выхода производителей экспортной продукции и услуг на внешний рынок стимулировал развитие прямых производственных связей с зарубежными партнерами, кооперации на межфирменной основе, совместного предпринимательства, а также появление новых организационно-хозяйственных структур.

Непосредственные контакты с внешним миром выявили необходимость иных подходов и методов работы: повышенного внимания к маркетингу и рекламе при разработке экспортной стратегии, знания и исполнения правил и процедур выхода на внешний рынок и внешнеторговых операций, а также инвестиционно-хозяйственной деятельности и механизма государственного регулирования у себя в стране и за рубежом.

Потребовалось изучение мировой практики и правил работы на внешнихтоварных и денежных рынках, где в последние годы сложились определенные принципы и условия, обеспечи-

ГЧ

О

ГЧ

0

сС

гл

■ QII

25

26

вающие стабильность внешнеторговых операций. Прежде всего - системы защитных мер от коммерческих, валютно-кредитных рисков и рисков неплатежа, а также форм стимулирования экспортеров и информационного обеспечения ВЭД.

С изменением в экономике роли каналов распределения и отдельных торговых посредников представляется вполне обоснованным и целесообразным говорить о конкурентоспособности производителей не только в общепринятом понимании - как об их способности удовлетворять своими товарами потребности потребителей лучше, чем это делают конкуренты, но и с позиции удовлетворения ими требований каналов распределения, удовлетворения потребностей торговых организаций.

Как известно, конкурентные отношения внутри каналов распределения могут складываться как по горизонтали, так и по вертикали. Горизонтальная конкуренция возникает между посредниками одного типа на одном и том же уровне одного канала распределения или нескольких каналов. Вертикальная конкуренция может возникнуть между посредниками разных уровней канала распределения, например, между оптовиком, торгующим оптом и в розницу, и розничным торговцем или между оптовым и розничным посредником, с одной стороны, и производителем - с другой, если производитель использует наряду с реализацией товаров через косвенные каналы распределения прямые продажи. Кроме того, в процессе распределения может создаться ситуация смешанного типа конкуренции, когда одновременно имеется соперничество по горизонтали и вертикали.

Торговые посредники оценивают поставщиков (оптовики - производителей, розничная торговля - оптовых посредников и производителей) по ряду характеристик, из которых наиболее существенной, определяющей является, безусловно, конкурентоспособность товара. Далее следуют экономические характеристики коммерческих отношений: предоставление товарного кредита, отсрочка платежа за поставленный товар, распределение расходов по завозу товара в торговую сеть, размер функциональных скидок и др. В качестве логистических характеристик привлекательности сотрудничества

в том или ином канале торговыми посредниками рассматриваются надежность и оперативность поставок товара, простота и оперативность процедуры приема заказов у поставщика, организация завоза товара. Готовность к поставке, минимальные сроки доставки, гибкость обслуживания, минимум затрат, связанных с организацией товародвижения, - наиболее важные логистические характеристики поставщика.

Для сохранения и укрепления своих конкурентных позиций производители товаров и услуг должны приводить структуры каналов распределения, используемые методы итехнологии управления в соответствие с организационными, социальными и техническими инновациями в экономике, а для этого конкурентоспособностью каналов распределения необходимо управлять, т.е. целенаправленно воздействовать на совокупность определяющих ее и поддающихся контролю факторов. Управление конкурентоспособностью включает в себя комплекс мер воздействия на управляемый объект (процессы в каналах распределения) с целью сохранения или изменения их характеристик.

Управление конкурентоспособностью каналов распределения должно основываться на логистическом подходе, предполагающем системность, рациональность, координацию, оптимизацию, снижение общих издержек и достижение желаемого уровня обслуживания.

Основной целью управления конкурентоспособностью каналов распределения является формирование и поддержание конкурентных преимуществ, что требует качественного целеориентирования всей системы (канала распределения) и относительно самостоятельных подсистем (логистических, маркетинговых, коммерческих и сервисных) на формирование и поддержание конкурентных преимуществ, на использование управляющих механизмов адаптации к изменяющимся факторам внешней и внутренней среды. В настоящее время объективно, с использованием количественных методов оценки установить требуемый уровень конкурентоспособности каналов распределения или оценить его не представляется возможным из-за отсутствия общепризнанных методологий, методов, критериев и показателей.

DIAGNOSTICS OF A FINANCIAL CONDITION OF THE ENTERPRISE AS INSTRUMENT OF DECISION MAKING Chernyshova Elena Viktorovna, Student E-mail: masia3755@mail.ru

Lazareva Natalia Viatcheslavovna, DSc of Economics, Associate Professor E-mail: laz_n@rambler.ru

Chair of Economics and Management, North-Caucasian Federal University, Stavropol

Need of carrying out the complex diagnostic analysis locates in this article. The main approaches to a problem of diagnostics of a financial condition of the enterprise are analysed. The assessment of JSC

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.