26
вающие стабильность внешнеторговых операций. Прежде всего - системы защитных мер от коммерческих, валютно-кредитных рисков и рисков неплатежа, а также форм стимулирования экспортеров и информационного обеспечения ВЭД.
С изменением в экономике роли каналов распределения и отдельных торговых посредников представляется вполне обоснованным и целесообразным говорить о конкурентоспособности производителей не только в общепринятом понимании - как об их способности удовлетворять своими товарами потребности потребителей лучше, чем это делают конкуренты, но и с позиции удовлетворения ими требований каналов распределения, удовлетворения потребностей торговых организаций.
Как известно, конкурентные отношения внутри каналов распределения могут складываться как по горизонтали, так и по вертикали. Горизонтальная конкуренция возникает между посредниками одного типа на одном и том же уровне одного канала распределения или нескольких каналов. Вертикальная конкуренция может возникнуть между посредниками разных уровней канала распределения, например, между оптовиком, торгующим оптом и в розницу, и розничным торговцем или между оптовым и розничным посредником, с одной стороны, и производителем - с другой, если производитель использует наряду с реализацией товаров через косвенные каналы распределения прямые продажи. Кроме того, в процессе распределения может создаться ситуация смешанного типа конкуренции, когда одновременно имеется соперничество по горизонтали и вертикали.
Торговые посредники оценивают поставщиков (оптовики - производителей, розничная торговля - оптовых посредников и производителей) по ряду характеристик, из которых наиболее существенной, определяющей является, безусловно, конкурентоспособность товара. Далее следуют экономические характеристики коммерческих отношений: предоставление товарного кредита, отсрочка платежа за поставленный товар, распределение расходов по завозу товара в торговую сеть, размер функциональных скидок и др. В качестве логистических характеристик привлекательности сотрудничества
в том или ином канале торговыми посредниками рассматриваются надежность и оперативность поставок товара, простота и оперативность процедуры приема заказов у поставщика, организация завоза товара. Готовность к поставке, минимальные сроки доставки, гибкость обслуживания, минимум затрат, связанных с организацией товародвижения, - наиболее важные логистические характеристики поставщика.
Для сохранения и укрепления своих конкурентных позиций производители товаров и услуг должны приводить структуры каналов распределения, используемые методы итехнологии управления в соответствие с организационными, социальными и техническими инновациями в экономике, а для этого конкурентоспособностью каналов распределения необходимо управлять, т.е. целенаправленно воздействовать на совокупность определяющих ее и поддающихся контролю факторов. Управление конкурентоспособностью включает в себя комплекс мер воздействия на управляемый объект (процессы в каналах распределения) с целью сохранения или изменения их характеристик.
Управление конкурентоспособностью каналов распределения должно основываться на логистическом подходе, предполагающем системность, рациональность, координацию, оптимизацию, снижение общих издержек и достижение желаемого уровня обслуживания.
Основной целью управления конкурентоспособностью каналов распределения является формирование и поддержание конкурентных преимуществ, что требует качественного целеориентирования всей системы (канала распределения) и относительно самостоятельных подсистем (логистических, маркетинговых, коммерческих и сервисных) на формирование и поддержание конкурентных преимуществ, на использование управляющих механизмов адаптации к изменяющимся факторам внешней и внутренней среды. В настоящее время объективно, с использованием количественных методов оценки установить требуемый уровень конкурентоспособности каналов распределения или оценить его не представляется возможным из-за отсутствия общепризнанных методологий, методов, критериев и показателей.
DIAGNOSTICS OF A FINANCIAL CONDITION OF THE ENTERPRISE AS INSTRUMENT OF DECISION MAKING Chernyshova Elena Viktorovna, Student E-mail: masia3755@mail.ru
Lazareva Natalia Viatcheslavovna, DSc of Economics, Associate Professor E-mail: laz_n@rambler.ru
Chair of Economics and Management, North-Caucasian Federal University, Stavropol
Need of carrying out the complex diagnostic analysis locates in this article. The main approaches to a problem of diagnostics of a financial condition of the enterprise are analysed. The assessment of JSC
"Avtopritsep-Kamaz" is carried out and the administrative decisions directed on improvement of its financial condition are developed.
Keywords: diagnostics of a financial condition; diagnostic analysis; liquidity and solvency of the enterprise.
ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
В данной статье обосновывается необходимость проведения комплексного диагностического анализа. Проанализированы основные подходы к проблеме диагностики финансового состояния предприятия. Проведена оценка ОАО "Автоприцеп-Камаз" и разработаны управленческие решения, направленные на улучшение его финансового состояния.
Ключевые слова: диагностика финансового состояния; диагностический анализ; ликвидность и платежеспособность предприятия.
Актуальностьтемы исследования обусловлена тем, что современное развитие экономики России характеризуется функционированием организаций в условиях ограниченности ресурсов, дефицита источников финансирования деятельности, высокой конкуренции, риска возникновения финансового кризиса. В этих обстоятельствах особенно остро встает проблема повышения эффективности работы предприятий.
Используемые в настоящее время методы диагностики финансового состояния не в полной мере учитывают особенностей производства и недостаточно полно отражают реальное финансовое положение промышленных организаций. Поэтому становится очень актуальным совершенствование методики диагностики финансового состояния предприятий.
Исследованию проблемы диагностики финансового состояния предприятия посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых. Однако общие методические подходы к решению проблемы диагностики экономического состояния предприятий остаются недостаточно разработанными. В своих работах А.В. Ивахнюк определяет диагностику экономического состояния как процесс распознавания признаков неплатежеспособности посредством обследования основных подсистем предприятия, выявления отклонений от нормативныхзначений показателей и обобщение полученных результатов в виде диагноза [2].
Отсюда главная цель диагностики финансово-экономического состояния предприятия, по мнению Н.В. Колчиной, это своевременная оценка и идентификация внутренних проблем компании для подготовки, обоснования и принятия различных управленческих решений, в том числе в области развития, выхода из кризиса, перехода к процедурам банкротства, привлечения инвестиций (заемных средств) [4].
М.С. Абрютина в процессе изучения проблем диагностики выделяет такие парадоксальные ситуации, когда предприятие, будучи финансово устойчивым, может оказаться в определенный момент неплатежеспособным, или, наоборот. Такие ситуации наблюдаются довольно часто, поэтому при диагностике финансового состояния предприятия необходимо эти моменты учитывать [1].
С.А. Черемушкин предлагает в качестве показателей для оценки финансового состояния использовать не только традиционные показатели ликвидности и платежеспособности, но и данные о денежных потоках предприятия, которые дают более надежную информацию о действительном положении платежеспособности фирмы [5].
УДК 336.02
О
гч
© Чернышева Е.В., 2012 у © Лазарева Н.В., 2012
ЧЕРНЫШЕВА 27
Елена Викторовна,
студентка
masia3755@mail.ru
ЛАЗАРЕВА
Наталья
Вячеславовна,
доктор экономических наук, доцент laz_n@rambler.ru
кафедра Экономики
и управления,
Северо-Кавказский
федеральный
университет,
Ставрополь
28
Цель нашего исследования заключалась в изучении основных подходов к проблеме диагностики финансового состояния предприятия с учетом особенностей его производства, проведении диагностики конкретного предприятия и выработке рекомендаций по улучшению финансового состояния организации. К числу наиболее важных задач финансового менеджмента на уровне промышленного предприятия, по нашему мнению, относятся: оценка реально сложившегося уровня платежеспособности, оценка уровня управления активами, оценка степени зависимости от внешних источников финансирования, а также расчет показателей, характеризующих изменение уровня деловой активности, экономической и финансовой рентабельности [3].
Это позволяет выявить основные проблемы, с которыми сталкиваются и которые затрудняются преодолеть большинство промышленных предприятий, а также главные причины их возникновения (рис.).
Рисунок - Основные проблемы и причины неблагополучного финансового состояния предприятий
Перечисленные задачи тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому только их системное решение и их совокупные результаты могут дать объективную картину финансового состояния предприятия.
Основным уровнем считается диагностический анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта. Его проведение основано на выполнении последовательности процедур и этапов, которыми являются: выбор информационной базы и ее обработка; отбор системы показателей, способствующихдостоверной оценке финансового состояния, и формирование совокупности признаков, характеризующих классы возможных состояний субъекта. В ка-
честве объекта исследования нами было выбрано предприятие ОАО "Автоприцп-Камаз", расположенное в городе Ставрополь.
В основу методики диагностического анализа нами было положено отнесение фактического финансового состояния хозяйствующего субъекта к одному из определенных состояний, сформированных на основе совокупности значений финансовых показателей, с помощью теории распознавания образов. Диагностический анализ основывался на проведении экспресс-анализа, который позволил на основе данных отчетности дать оценку финансового состояния, выявить "больные" места, спрогнозировать дальнейшее развитие предприятия.
Выбор системы показателей позволил определить наиболее значимые и многосторонне характеризующие финансовое положение коэффициенты в разрезе блоков ликвидности и платежеспособности, финансовой устойчивости и рентабельности, риска банкротства.
Анализ структуры активов показал, что в структуре активов в 2011 году по сравнению с 2010 доля внеоборотных активов снизилась на 1,03 п.п., а в 2010 году по сравнению с 2009 - увеличилась на 4,37 п.п. Значительный удельный вес занимают оборотные активы. Наблюдается динамика снижения основного капитала. Наибольшую долю основного капитала занимают основные средства, значительную часть которых составляют запасы. Их увеличение свидетельствует о неэффективном управлении запасами, вследствие чего значительная часть капитала замораживается на длительное время в запасах, замедляется его оборачиваемость. Также нами был проведен анализ динамики и структуры источников капитала. Превышение собственных средств над заемными свидетельствует об увеличении независимости предприятия от заемных и привлеченных средств и увеличении его финансовой устойчивости. Из расчета абсолютных показателей финансовой устойчивости можно сделать вывод, что для ОАО "Автоприцеп-Камаз" характерна абсолютная финансовая устойчивость, что подтверждается расчетом относительных показателей. Запасы и затраты полностью покрыты собственными оборотными средствами.
Анализируя показатели ликвидности, можно сделать вывод, что в 2009 году баланс предприятия являлся неликвидным. В последующие годы ситуация изменилась в положительную сторону. На предприятии достаточно средств, за счет которых и осуществляется погашение
ПРОБЛЕМЫ
ПРИЧИНЫ
задолженности перед кредиторами с краткосрочной кредиторской задолженностью. Анализ коэффициентов ликвидности и платежеспособности показал, что предприятие ОАО "Автоприцеп-Камаз" является платежеспособным хозяйствующим субъектом и надежным партнером.
Анализируя показатели оборачиваемости, можно сделать вывод, что в целом по предприятию наблюдается тенденция снижения общих показателей оборачиваемости и увеличение показателей управления активами. Данная динамика свидетельствует о сокращении масштаба производства и снижении эффективности управления активами.
Итоговая рейтинговая оценка ОАО "Автоприцеп-Камаз" учитывала все важнейшие параметры (показатели) финансово-хозяйственной и производственной деятельности предприятия. При ее построении были использованы данные о производственном потенциале предприятия, рентабельности продукции, состоянии и размещении средств, их источниках и другие показатели. Для определения рейтинга предприятия ОАО "Автоприцеп-Камаз" было выбрано пять показателей, наиболее часто применяемых и наиболее полно характеризующих финансовое состояние: коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами; коэффициент текущей ликвидности; интенсивность оборота авансируемого капитала; эффективность управления предприятием и рентабельность предприятия. Полученные данные позволили сделать вывод об улучшении финансового состояния ОАО "Автоприцеп-Камаз" с 2009 до 2011 года, о чем свидетельствует рост рейтинговой экспресс-оценки на 27,19% в 2010 году по сравнению с 2009, и на 5,97% в 2011 году по сравнению с 2010. На данное изменение оказало влияние увеличение коэффициента обеспеченности собственными средствами и коэффициента текущей ликвидности с 0,62 в 2009 г. до 0,90 в 2011 г. и с 2,63 в 2009 г. до 10,42 в 2010, соответственно.
Для улучшения финансового состояния предприятия были предложены мероприятия, которые позволят увеличить объем реализации, снизить себестоимость производимой продукции, что приведет к росту валовой прибыли. Так, ОАО "Автоприцеп-Камаз" предложено приобрести дробеструйную камеру по двум схемам: приобретение оборудования за счет кредитных средств и по схеме лизинга. Диагностика финансового состояния после внедрения дробеструйной камеры показала, что общий показатель платежеспособности увеличится с 3,48 до 4,09. Рейтинговое значение увеличится с 2,9985 до 3,1156.
Таким образом, проведение комплексного диагностического анализа финансового состояния на всех уровнях предприятия позволило, в первую очередь, определить количественные и качественные параметры финансового состояния предприятия, а также причины его улучшения или ухудшения, и на этой основе подготовить рекомендации и разработать мероприятия по улучшению платежеспособности и финансовой устойчивости данной организации.
Литература:
1. Абрютина М.С. Современные подходы к оценке финансовой устойчивости и платежеспособности компании // Финансовый менеджмент. - 2008. - № 6.
2. Ивахнюк А.В. Диагностика экономического состояния как элемент обеспечения устойчивого развития предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. - 2009. - № 4.
3. Чистерева Е.В. Анализ финансовых коэффициентов - способ восприятия и оптимизации баланса //Финансовый менеджмент. - 2008. - № 5.
4. Колчина Н.В. Финансы предприятий. - М.: ЮНИТИ, 2006.
5. Черемушкин С.А. Оценка финансового состояния компании на основе денежных коэффициентов // Финансовый менеджмент. -2009. - № 5.
6. Бережной В.И. Управление финансовой деятельностью предприятий (организаций): учебное пособие / В.И. Бережной, Е.В. Бережная, О.Б. Бигдай, С.В. Зенченко, К.Ф. Лебедева. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 336 с.
7. Бережная Е.В. Сущность и взаимосвязь финансового и управленческого анализа / Е.В. Бережная, Н.С. Бескоровайная // ВестникИДНК. -2011.- № 4(20).
ГЧ
О
ГЧ
0
сС
гл
■ QII
■
29