Лукашенко Е. А, аспирант Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва, elukashenko@mail.ru
конкурентоспособность российских посреднических
компаний в сфере международного бизнеса
Целью данной статьи является анализ конкурентоспособности российских посреднических компаний в сфере международного бизнеса. На основании SWOT-анализа выявлены сильные и слабые стороны российских посредников в международном бизнесе, а также определены внешние угрозы и возможности для развития посредничества в России. Выводы проиллюстрированы примерами из российской деловой практики функционирования посреднических компаний.
Ключевые слова: посреднические компании, посредничество в международном бизнесе, конкурентоспособность посреднических компаний, конкурентные преимущества посредников, торговые посредники, логистические посредники, туристические посредники, финансовые посредники, информационные посредники.
Введение
Вступление России в ВТО обозначило новую веху в развитии процессов интеграции российских предприятий в мировое хозяйство и создало необходимые условия для ведения международного бизнеса. Однако воспользоваться ими удается отнюдь не каждому отечественному предприятию — большинство из них не располагает нужными ресурсами, будь то материально-техническая база, новые технологии или соответствующие компетенции. В этих случаях целесообразно привлекать к участию в международных операциях посредников, способствующих интернационализации российского бизнеса и усилению конкурентных позиций российских компаний на мировом рынке, в связи с чем возрастает роль российских посреднических компаний в международном биз-
несе, представляющих собой торговые, логистические, финансовые, консультационные и прочие компании, оказывающие посреднические услуги по содействию клиентам в осуществлении международных операций. Однако в настоящее время дальнейшее развитие российского рынка посреднических услуг возможно, лишь если современный рынок посредничества релевантен потребностям российских компаний в реализации их предпринимательских амбиций в сфере международного бизнеса и если сами российские посредники имеют конкурентные преимущества в ведении международных операций по сравнению как со своими потенциальными клиентами, так и с зарубежными.
Обобщенные результаты SWOT-анализа приведены в табл. 1. Ниже последовательно рассмотрим пункты, отраженные в таблице.
Таблица 1
SWOT-анализ современных российских посреднических компаний в международном бизнесе
Сила (Strength)
Сильные стороны современных российских посреднических компаний в международном бизнесе
Быстрое и стабильное развитие посреднического бизнеса после преодоления кризиса 2008-2009 гг. Увеличение многофункциональности посредников и оказание ими комплексных услуг клиентам. Укрупнение и усиление процессов консолидации посреднических компаний.
Приближение к мировым стандартам применяемых посредниками технологий ведения бизнеса, включая внедрение новых мобильных и интернет-технологий. Открытие совместных посреднических предприятий с российским и иностранным участием в России и за рубежом.
Повышение роли государства в безвозмездном оказании посреднических услуг российскому бизнесу. Создание единого российского портала внешнеэкономической информации Минэкономразвития РФ
Возможности (Opportunities) Внешние благоприятные возможности для развития посредничества в международном бизнесе в современной России
Упорядочивание российского законодательства, введение новых нормативно-правовых актов по регулированию некоторых видов посредников. Увеличение поддержки посредников российскими органами государственной власти. Использование российских компаний в качестве посредников в третьей стране, что особенно востребовано при вхождении зарубежного бизнеса на рынки стран СНГ.
Поддержка российских посредников со стороны международных организаций и зарубежных органов государственной власти.
Вступление России в ВТО, открывающее новые возможности для расширения экспортно-импортных операций российского бизнеса. Кризисные явления в экономике, способствующие уходу российских и зарубежных конкурентов с рынка, а также повышению эффективности деятельности посредников
Слабость (Weekness) Слабые стороны современных российских посреднических компаний в международном бизнесе
Отставание российских посреднических компаний от зарубежных посредников по объему оказанных услуг.
Сохраняющаяся значительная доля посредников в проведении теневых операций, соучастии в коррупции, неорганизованной торговле, реализации сомнительных по качеству однократных проектов. Отсутствие прозрачности и открытости посреднического бизнеса, недобросовестная конкуренция между посредниками и недостаточно эффективное взаимодействие посреднических компаний друг с другом. Опасность олигополизации рынка посреднических услуг крупными многофункциональными посредническими структурами.
Малое количество российских посредников, представленных на международных информационных порталах
Угрозы (Threats) Внешние угрозы развитию посредничества в международном бизнесе в современной России
Несовершенство законодательной базы: отсутствие закрепленных на законодательном уровне формулировок понятия посредничества и связанных с ним терминов, а также отсутствие в нормативно-правовых актах четко определенных прав и обязанностей некоторых видов посредников.
Отставание от зарубежных стран в сфере построения системы государственной поддержки российских посреднических компаний.
Низкая компетентность и слабая заинтересованность руководителей российских компаний в работе с посредниками.
Недостаточное использование интернет-технологий российскими клиентами посреднических компаний. Отсутствие статистической информации о деятельности посредников на российском рынке. Конкуренция со стороны иностранных посредников, особенно усилившаяся после вступления России в ВТО. Кризисные явления в экономике, провоцирующие падение доходов всех видов посредников, которое оказывается критическим для многих предприятий малого бизнеса
Сильные стороны российского посредничества
Рассматривая сильные стороны российского посредничества в международном бизнесе, необходимо отметить быстрое развитие посреднического бизнеса после затихания кризисных явлений 2008-2009 гг., которое, безусловно, связано с посткризисной активизацией международных операций производителей и потребителей товаров и услуг. Кроме того, в период кризиса с российского рынка были вынуждены уйти посредники из стран с развитой рыночной экономикой, что усилило конкурентные позиции национальных посреднических компаний. Приведем характерный пример: в 2009 г. объем рынка логистических услуг сократился на 21%1, однако отток иностранных перевозчиков в период кризиса позволил российским логистическим посредникам вернуть свои рыночные позиции, в результате чего уже в 2010 г. рынок вырос на 25%2. В сфере бизнес-туризма за время кризиса 2008-2009 гг. снижение деловой активности привело к падению спроса на услуги туристических посредников на 40-70%3. Однако и на рынок агентств делового туризма кризис оказал благотворное воздействие, что привело к росту рынка на 10-15% в 2011 г.4 Падение доходов российских консалтинговых компаний, по дан-
1 Frost & Sullivan: Российский рынок логистических услуг полностью восстановится после финансового кризиса к 2012-2013 гг. Консалтинговая компания Frost & Sullivan. 22 июля 2010. URL: http://www.frost.com/prod/ servlet/press-release.pag?docid=207613851.
2 Объем российского рынка логистических услуг в 2011 году может достичь 60 млрд. долл. // РБК. Исследования рынков. 16.11.2011. URL: http://marketing.rbc.ru/ news_research/16/11/2011/562949982058199.shtml.
3 Воронина Ю. Индустрия делового туризма в России имеет хорошие перспективы // Российская бизнес-газета. № 817 (04.10.2011). URL: http://www. rg.ru/2011/10/04/turizm.html.
4 Батырь Ю. Российский рынок делового ту-
ризма вырос на 10-15% в 2011 году // РИА Ново-
сти. РИА Туризм. 20.12.2011. URL: http://travel.ria.ru/
branch/20111220/225329198.html.
ным журнала «Коммерсантъ Деньги», в период кризиса превысило 12%, а в отдельных сегментах стало катастрофическим — так, выручка консалтинговых компаний в сфере маркетинга снизилась на 51%5. Но уже в 2010 г. рост объемов выручки консультантов по управлению вырос на 54%, а прирост доходов в сфере маркетингового консалтинга составил более 345%6.
Другой сильной стороной российского посредничества считаем увеличение многофункциональности посредников и оказание ими комплексных услуг клиентам. Многофункциональность оказываемых услуг обеспечивает диверсификацию бизнеса посреднической компании, тем самым усиливая ее конкурентоспособность. Так, например, в настоящее время получают широкое распространение интегрированные финансовые посреднические структуры, создаваемые при участии банков и небанковских финансовых посредников (например, группа ВТБ, финансовая корпорация «Уралсиб», группа «ИФД КапиталЪ». В условиях кризисных явлений в мировой экономике стратегию универсализации осуществляют как российские коммерческие банки, оказывающие клиентам комплекс инвестиционных услуг, так и инвестиционные банки России, предоставляющие услуги сберегательного характера. Профессор Я. М. Миркин полагает, что такого рода «смешанная модель» российского финансового рынка — основа его устойчивости к кризисным явлениям, обеспечиваемой участием коммерческих банков, и одновременно предрасположенности к инновациям и высоким рискам, определяющей деятельность инвестиционных банков7.
5 Рушайло П. Падение с обострением // Коммерсантъ Деньги. № 15. 2010. URL: http://www.kommersant. ru/doc/1356578.
6 Рынок бизнес-консалтинга в России — 2011: основные тенденции и прогноз. РБК. Исследование рынков. РосБизнесКонсалтинг. 02.06.2011. URL: http:// marketing.rbc.ru/research/562949980411938.shtml.
7 Миркин Я. М. Финансовые конгломераты в России // Прямые инвестиции. 2011. № 4. С. 64.
Подобно финансовым посредникам, национальные логистические посредники усиливают универсализацию собственной деятельности, что, по общему мнению экспертов в области логистики, является ключевым фактором сохранения конкурентоспособности национальных логистических посредников в условиях вступления России в ВТО. По мнению руководителя Администрации президента РФ С. Б. Иванова, постепенная универсализация логистики является объективной необходимостью настоящего времени8. В результате данных процессов крупнейшие российские логистические операторы (STS Logistics, ГК «Алиди», «Мак-силог»), управляющие международной цепочкой поставок, начинают оказывать комплексные услуги, включая консалтинг ВЭД, маркетинговое сопровождение или дистрибуцию импортных товаров. Многие крупные торговые посредники, напротив, расширяют сферу своей деятельности путем внедрения в логистический бизнес. Так, одним из ведущих логистических посредников России в сфере автомобильной продукции является компания Rolf SCS, принадлежащая крупнейшему российскому автодилеру ГК «Рольф».
Постепенный переход к комплексному посредничеству в международном бизнесе также характерен для российских переводческих компаний, которые нередко выступают основными посредниками в межкультурных коммуникациях как для российских компаний за рубежом, так и для иностранного бизнеса в России. Так, например, бюро переводов ООО «Ньютек Лингва» предоставляет своим зарубежным клиентам дополнительные туристические и консультационные услуги. По словам представителя одной из ведущих японских строительных корпораций Kajima Corporation М. Кихара, многие
8 Логистика мультимодальности (из доклада вице-премьера С. Иванова на Международном салоне транспорта и логистики в Париже) // Российская газета. 27.04.2010. URL: http://www.rg.ru/2010/04/27/logistika. html.
японские строительные компании своей успешной деятельностью на российском рынке обязаны именно посредничеству компании «Ньютек Лингва»9.
Еще одним конкурентным преимуществом посредников в международном бизнесе в современной России считаем укрупнение и усиление процессов консолидации посреднических компаний, благодаря чему они становятся менее уязвимыми в период кризисных явлений в мировой экономике. Данная тенденция оказала особенно значительное влияние на деятельность финансовых, логистических и туристических посредников. Например, несмотря на то что традиционной особенностью российского рынка делового туризма является его раздробленность (по словам председателя Ассоциации бизнес-туризма России В. Зеленского, ни один из туристических посредников в настоящее время не контролирует более 1% объема рынка), отраслевые эксперты полагают, что эта особенность рынка в ближайшее время может значительно измениться, поскольку 2011 г. охарактеризовался происходящими повсеместно процессами консолидации туристических посреднических компаний10.
Для развития процессов консолидации посреднических компаний в России важное значение имеет их целенаправленная поддержка со стороны государства: например, укрупнению финансовых посредников в России способствует политика государства, направленная на постепенное наращивание капитала малыми банками. Так, с 1 января 2010 г. размер минимального капитала российских банков установлен на уровне 90 млн руб., с 1 января 2012 г. он увеличен
9 Интервью автора с М. Кихара, старшим менеджером по развитию бизнеса компании Kajima Corporation, сентябрь 2010 г.
10 Евпланов А. На рынке делового туризма межсезонья не бывает: интервью с председателем Ассоциации бизнес-туризма (АБТ) России В. Зеленским // Российская газета. Экономика «Туризм». № 5430. 16.03.2011. С. А10.
вдвое — до 180 млн руб., а к 2015 г. планируется его увеличение до 300 млн руб.11
Сильной стороной российского посредничества, усиливающей его конкурентоспособность, является и приближение к мировым стандартам применяемых посредниками технологий ведения бизнеса, включая использование инновационных мобильных и интернет-технологий.
В сфере информационного посредничества еще в конце 90-х гг. начали функционировать информационные интернет-порталы по внешнэкономической деятельности. Так, в 1997 г. был создан веб-сайт Polpred.com, который и сегодня остается наиболее комплексным источником актуальной международной информации. Сайт содержит отраслевые обзоры по более чем 230 мировым рынкам, базы данных по компаниям и государственным органам в России и за рубежом, новости мировых информационных агентств и прочую деловую информацию. Другим крупным информационным сервером по внешнеэкономической деятельности является интернет-портал Rusimpex.ru («Россия — Экспорт — Импорт»), поддержку которого осуществляет информационный посредник «Агентство внешнеэкономических связей и телекоммуникаций INTRADE». С 2002 г. агентство INTRADE аккредитовано ЮНКТАД в качестве «Российского центра по вопросам внешней торговли» (Russian National Trade Point) и работает в рамках специальной программы ЮНКТАД по продвижению национальных компаний в мировое сообщество (UN/UNCTAD — Special Programme for Trade Efficiency)12. На портале
11 Савинова В. А, Леонтьев А. Б. Конкурентная среда в банковской системе РФ как предпосылка концентрации банковского капитала // Вестник Самарского государственного экономического университета. № 10 (84). 2011. С. 64-65; Сергеев И. Всеобщая капитализация // Электронная версия газеты «Коммерсантъ». 28.02.2012. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1886294/ print (дата обращения: 25.03.2012).
12 Агентство внешнеэкономических связей и телекоммуникаций INTRADE. Портал «Российский Центр внешней торговли». URL: http://www.rusimpex.ru/Content/
Intrade/company.htm.
Rusimpex.ru размещена информация о более чем 80 тыс. российских производителей и посредников, торговых предложениях, выставках и других специальных мероприятиях, таможенном оформлении и новостях законодательства, а также возможностям для осуществления рекламной деятельности и экспонирования товаров в сети Интернет.
Интернет-технологии используются в качестве конкурентного преимущества не только в информационном, но и в других видах посредничества в международном бизнесе. Так, в настоящее время все более частым явлением становится проведение онлайн-выставок, акционов и конференций, а также предоставление услуг по поиску в режиме онлайн иностранных партнеров из числа участников международных периодических мероприятий: так, например, ЗАО «Экспоцентр» с 2007 г. предлагает клиентам услуги по использованию электронной системы MatchMaking, обеспечивающей поиск партнеров и назначение деловых встреч с компаниями, участвующими на международных выставках, проводимых ЗАО «Экспоцентр»13. Постепенный переход к использованию современных информационных технологий также происходит в сфере логистического посредничества, чему способствует установление с 1 января 2011 г. обязательного электронного декларирования экспортно-импортных операций. Важным проектом в области логистического посредничества в настоящее время является внедрение в России международного стандарта e-Freight, разработанного Международной ассоциацией воздушного транспорта 1АТА и предполагающего электронное оформление и сопровождение грузовых авиаперевозок. Еще в 2010 г. Россия занимала одну из последних строчек в рейтинге 1АТА по стадии подготовки к внедрению стандар-
13 Эффективная система назначения деловых встреч на выставке — MatchMaking // ЗАО «Экспоцентр: официальный сайт. URL: http://www.expocentr.ru/ru/menu2/ exhibitors/mm/ (дата обращения: 23.11.2011).
та e-Freight, то к началу 2012 г. в реализации проекта уже принимают участие авиакомпании «Аэрофлот» и «ЭйрБриджКарго», а также аэропорты «Шереметьево» (г. Москва) и «Толмачево» (г. Новосибирск)14. Дальнейшее развитие данного проекта будет способствовать росту прозрачности международных авиаперевозок грузов, снижению суммарных отраслевых издержек и повышению конкурентоспособности российских логистических посредников на мировом рынке.
Немаловажной сильной стороной российского посредничества, влияющей на усиление конкурентоспособности, считаем открытие совместных посреднических предприятий с российским и иностранным участием в России и за рубежом. Среди компаний, предоставляющих клиентам комплексные услуги по посредничеству в международном бизнесе в России, существует множество совместных предприятий с иностранным участием. Например, компании IM Russia Partners Ltd. и Volga Technology and Trading Ltd. созданы партнерами из России и Великобритании. Кроме того, высококонкурентоспособные альянсы между российскими и зарубежными посредниками характерны для российской транспортной отрасли, которая обладает значительным потенциалом в обслуживании международного бизнеса. Например, в 2010 г. российская транспортная компания FESCO основала логистического оператора совместно с японским торговым домом Mitsui с целью обслуживания внешнеторговых грузопотоков между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона15. Кроме того, в России и за рубежом функционируют неком-
14 Шереметьево стал участником пилотного проекта внедрения стандарта ИАТА e-Freight в России // Международный аэропорт «Шереметьево»: официальный сайт. 22.03.2012. URL: http://www.svo.aero/ news/2012/2302/ (дата обращения: 01.04.2012).
15 FESCO и Mitsui создают совместную 3PL-компа-нию. Транспортная группа FESCO. 29.04.2010. URL: http://www.fesco.ru/press-center/news/2010-04-29-02750/? year=2010&month=4.
мерческие организации, созданные российской и иностранной стороной с целью развития взаимной торговли и инвестиций: например, Российско-Британская торговая палата (Russo-British Chamber of Commerce) и Итало-Российская торговая палата (Italy-Russia Chamber of Commerce).
Наконец, важнейшим конкурентным преимуществом посредничества в международном бизнесе современной России является повышение роли государства в оказании посреднических услуг российским компаниям в их международной деятельности, в том числе на безвозмездной основе. Рост конкуренции со стороны государственных посредников приводит к постепенному увеличению качества услуг негосударственных посреднических компаний. Несмотря на признаваемую на государственном уровне важность формирования в России полноценной системы официальной поддержки международного бизнеса, она до сих пор находится на начальной стадии своего развития. Однако в то же время в последние годы была осуществлена реализация проектов, которые являются основополагающими для увеличения конкурентоспособности российского бизнеса на мировых рынках. Одним из проектов стало создание единого российского портала внешнеэкономической информации Минэкономразвития РФ (Ved. gov.ru). Необходимость создания государственной системы внешнеторговой информации была прописана еще в Федеральной программе развития экспорта от 1996 г., однако единый портал Минэкономразвития запущен лишь в конце 2010 г. и до середины 2012 г. работал в тестовом режиме. Тем не менее, он содержит обширную информацию по доступу на рынки множества стран мира, а также по государственному регулированию и поддержке ВЭД в России. Немаловажной также явлется возможность осуществления поиска российских и зарубежных парнеров при помощи инновационной системы поиска компаний по классификаторам ОКВЭД и ТНВЭД, представ-
ленной на портале16. К началу 2012 г. здесь зарегистрировано менее 1300 зарубежных и 1500 российских компаний, что в десятки раз меньше числа зарегистрированных российских компаний на зарубежных информационных порталах Kompass и Europages. Однако по мере наполнения и с помощью рекламирования портала среди российского и зарубежного бизнес-сообщества портал внешнеэкономической информации Ved. gov.ru имеет все небходимые характеристики для превращения в важнейшего информационного посредника в международном бизнесе для российских компаний.
Среди других проектов Минэкономразвития, имеющих первостепенное значение для развития международных операций российского бизнеса следует также отметить создание в 2011 г. в 28 регионах России сети региональных центров поддержки экспортно-ориентированного малого бизне-са17. Другие государственные министерства и ведомства Российской Федерации также оказывают нефинансовое содействие международному бизнесу путем поддержки или организации международных выставок, конференций, торговых миссий. Так, в 2011 г. Министерство промышленности и торговли РФ обозначило в качестве задачи на ближайшую перспективу открытие торгового дома России в Киргизии, на территории которого планируется организовать постоянно действующую выставку-ярмарку российских товаров18. Среди иных государственных по-
16 Поиск партнеров и рынков сбыта. В помощь экспортеру. Портал внешнеэкономической информации Ved.gov.ru. URL: http://www.ved.gov.ru/rus_export/pages/ partners_search.
17 Итоги деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации в 2011 году и задачи на 2012 год. Министерство экономического развития Российской Федерации. 23.04.2012. URL: http://www. economy.gov.ru/minec/press/news/doc20120423_002.
18 Торговое представительство Российской Феде-
рации в Киргизской Республике рассматривает вопрос об открытии торгового дома России в г. Бишкек,
Киргизия. Министерство промышленности и торговли
средников в международном бизнесе отметим региональные министерства и ведомства по ВЭД, а также их подведомственные предприятия. Например, Министерство экономического развития Ростовской области обеспечивает содействие экспорту региональных компаний посредством интернет-портала DonExport.ru, а в Республике Татарстан действует государственное унитарное предприятие «Агентство по развитию международного сотрудничества при кабинете министров Республики Татарстан», оказывающее региональным предприятиям информационную, консультационную и маркетинговую поддержку, а также услуги коммерческого представительства за рубежом19.
Слабые стороны российского посредничества
Несмотря на значительное число сильных сторон, способствующих повышению конкурентоспособности российских посреднических компаний, существуют и слабые стороны, оказывающие деструктивное воздействие на развитие посредничества в современной России.
В первую очередь, следует отметить отставание российских посреднических компаний от зарубежных посредников по объему оказываемых услуг. Покажем данную особенность российского посредничества на примере финансовых посредников в международном бизнесе. Несмотря на значительный рост показателей, характеризующих деятельность финансовых посредников в России в последние годы, их отставание от соответствующих показателей функционирования финансовых посредников за рубежом весьма велико. Например, соглас-
РФ. 13.10.2011. URL: http://xn--c1ajlbegbfjdu.xn--p1ai/ fea/inter/4.
19 Программа поддержки экспорта в Ростовской области «ДонЭкспорт». URL: http://www.donexport.ru; ГУП «Агентство по развитию международного сотрудничества при кабинете министров Республики Татарстан». URL: http://international.tatarstan.ru/.
но данным исследования ОАО «РайффайзенБанк», показатель уровня финансового посредничества в России, представляющего собой процентное отношение банковских активов к ВВП, в последние пять лет ежегодно увеличивается более чем на 20% за исключением временной стагнации в период кризиса в 2009 г.20 В то же время по сравнению с показателями других стран уровень финансового посредничества в России до сих пор является весьма низким (76,6% в 2011 г.), причем российские показатели не только существенно отличаются от уровня банковского посредничества в странах Европейского союза (269%), но также отстают от средних показателей по странам Центральной и Восточной Европы (87%).
Согласно данным Всемирного банка за 2006-2009 гг., Россия занимает 129 место в мире по застрахованному государством объему экспортных кредитов в процентах к общему объему экспорта товаров, что значительно уступает средним показателям по странам мира, включая страны как с высоким, так и с низким или средним уровнем дохода. Хотя по общей стоимости застрахованных экспортных кредитов Россия занимает 8 место в мире, показатели по России существенно отстают от показателей по США, Италии, Германии и другим странам, занимающим ведущие позиции по предоставлению экспортных кредитов с государственными гарантиями. Следует отметить, что создание в 2011 г. экспортного страхового агентства «ЭКСАР» должно привести к значительному росту в будущем показателей страхования экспортных кредитов в России.
Еще одной слабой стороной является ориентация российских посредников, в том числе созданных по инициативе государ-
20 CEE Banking Sector Report. June 2012 / Raiffeisen Research. URL: http://www.rbinternational.com/eBusiness/ services/resources/media/677226413664515143-6772264 13664515144_1026067974202-823135594832814856-1 -1 0-EN. pdf (дата обращения: 12.06.2012).
ства, на поддержку иностранного бизнеса в России, а не российских компаний за рубежом. Как известно, значимые информационные посредники — маркетинговые агентства. Однако большинство российских компаний, специализирующихся на осуществлении маркетинговых коммуникаций, ориентированы на оказание услуг в основном иностранному бизнесу в России. В продвижении за рубежом российского малого и среднего бизнеса постепенно приобретают все большее значение агентства, входящие в структуру Системы межрегиональных маркетинговых центров (ММЦ). Система ММЦ была создана еще в 1997 г. постановлением Правительства Москвы для оказания помощи развивающемуся малому и среднему бизнесу в изучении маркетинговых технологий, в то время практически не известных российским предприятиям. Следует отметить, что в настоящее время система ММЦ уделяет все большее внимание обслуживанию иностранных клиентов в России: так, в 2010 г. при ММЦ в Москве создана компания ООО «ММЦ «Экспорт Менеджмент», которая имеет одностороннюю импортную направленность и оказывает полный спектр маркетинговых услуг (включая поиск деловых партнеров, построение сети продаж, представительские услуги и исследования российского рынка) исключительно иностранному бизнесу в России21.
Слабой стороной можно считать опасность олигополизации рынка посреднических услуг крупными многофункциональными посредническими структурами. Консолидация посредников в России является важнейшим механизмом конкурентной борьбы с зарубежными посредниками, а также преодоления кризисных явлений, однако в то же время она создает значительную опасность вытеснения с рынка субъектов малого бизнеса. Так, по мнению представи-
21 Официальный сайт компании ООО «ММЦ «Экспорт Менеджмент»: Russia Business Partners: search and selection. URL: http://salesinrussia.com/ru/about/.
2418 17441 2083
Россия
США
674 33
2929
5
Количество
0 10000 20000 30000 40000 50000 60000 70000 80000
■ Оптовая и розничная торговля автомобилями
□ Оптовая торговля другими товарами
□ Розничная торговля другими товарами
Источник: составлено автором на основе поиска компаний в базе данных Kompass, согласно Классификатору видов экономической деятельности в Европейском сообществе (NACE). Kompass. Find your suppliers. Kompass official website. URL: http://ru.kompass.com/en.
Рис. 1. Количество торговых посредников из России и США на 1 марта 2012 г.
телей итальянского бизнеса, розничное торговое посредничество в России уже сейчас характеризуется высокой степенью концентрации и низким уровнем конкурентоспособности, причем в ближайшие годы торговые сети могут еще укрупниться22. Укрупнение и консолидация финансовых посредников, обладающих существенными положительными сторонами в условиях противостояния зарубежной конкуренции, в перспективе могут вызвать дополнительные макроэкономические риски, поскольку банкротство одной крупной финансовой компании способно привести к системному кризису в экономике страны.
И, наконец, конкурентоспособность российских посреднических компаний в настоящее время снижена вследствие их недостаточной представленности на международных информационных порталах. В настоящее время отдельные виды посредников в международном бизнесе только начинают активно рекламировать свои услуги на меж-
22 Пело Р., Торрембини В. <^е1апо V КаШ». Итальянский бизнес в России. М.: Международные отношения, 2010. С. 129-130, 141.
дународных порталах. Отметим, что наиболее репрезентативной базой данных в отношении российских посредников является интернет-портал информационной системы Kompass, на котором сосредоточено наибольшее число российских посредников в международном бизнесе.
По подсчетам автора, осуществленным на основе выборки посреднических компаний, согласно Классификатору видов экономической деятельности в Европейском сообществе (NACE), число торговых посредников из США в базе данных Kompass превышает количество российских компаний практически в 4 раза, и особенно велико различие двух стран в количестве оптовых торговцев и автодилеров (рис. 1.).
Подобно ситуации с торговыми посредниками, количество иных российских посредников в базе данных Kompass значительно уступает числу зарегистрированных компаний из США (рис. 2). Число американских консалтинговых и информационных агентств превышает число российских посредников на портале в 10 раз, а финансовых посредников — в 6,5 раз. В то же время по всем остальным видам посредников,
Россия
США
123456789
1 2 3
Количество
10000
20000
30000
40000
50000
□ 1. Транспортно-экспедиторские компании □ 6. Бюро переводов
□ 2. Туристические агентства □ 7. Организаторы выставок и конференций
□ 3. Информационные агентства □ 8. Банки и страховые компании
□ 4. Консультационные агентства □ 9. Биржи и торговые посредники
на финансовом рынке
□ 5. Рекламные агентства
Источник: составлено автором на основе поиска компаний в базе данных Kompass, согласно Классификатору видов экономической деятельности в Европейском сообществе (NACE). Kompass. Find your suppliers. Kompass official website. URL: http://ru.kompass.com/en.
Рис. 2. Количество посредников различных видов из России и США, зарегистрированных в международной базе данных по компаниям Kompass на 1 марта 2012 г.
зарегистрированных на рассматриваемом интернет-портале, Россия превосходит США. Так, количество российских туристических агентств в базе данных Kompass превышает число американских в 2 раза, количество бюро переводов — в 2,5 раза, а количество организаторов выставок и конференций — в 8,5 раз. Тем не менее, отставание американских компаний в части рекламирования на информационных порталах этих видов услуг легко объясняется широкой распространенностью английского языка, что также упрощает для иностранцев совершение деловых туристических поездок и участие в мероприятиях в США. В то же время значительное отставание российских консалтинговых, информационных и рекламных компаний в части продвижения собственных услуг при помощи международных информационных пор-
талов свидетельствует о необходимости его дальнейшего развития, поскольку данные услуги напрямую связаны с производством информации — ключевого ресурса и продукта, делающего посреднические услуги эффективными.
Развитие посредничества в международном бизнесе: возможности и угрозы
Рассмотрев сильные и слабые стороны российских посредников, перейдем к выявлению благоприятных возможностей для развития посредничества в международном бизнесе современной России, а также угроз развитию.
Упорядочивание российского законодательства, введение новых нормативно-правовых актов по регулированию отдельных
видов посредников создает благоприятные возможности для развития посредничества в России. В последние годы повышается внимание российских законодателей к таким видам посредников, как медиаторы и лоббисты. В 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредников (процедуре медиации)». Также была принята программа подготовки специалистов по медиации в российских вузах. В текущем году Дмитрием Медведевым выдвинуто предложение о формировании в России института лоббизма, его закреплении на законодательном уровне и государственном регулировании23. Это свидетельствует о повышении внимания высших органов государственной власти и управления к законодательному регулированию негосударственных посредников, о понимании потенциала их использования в интересах российской экономики. В силу того, что медиаторы и лоббисты играют особую роль в международном бизнесе российских компаний, правовое регулирование их деятельности в дальнейшем будет иметь весьма существенное значение для защиты интересов национального бизнеса как в России, так и за рубежом.
Справедливо и противоположное: несовершенства законодательной базы, в том числе, отсутствие закрепленных на законодательном уровне формулировок понятия посредничества и связанных с ним терминов, а также отсутствие в нормативно-правовых актах четко определенных прав и обязанностей отдельных видов посредников составляют угрозу развитию посредничества. В законодательстве Российской Федерации отсутствует четкая формулировка понятия посредничества в целом и внешнеторгового посредничества в ча-
23 Клементьев М. Медведев предлагает сформировать в России институт лоббизма // РИА Новости. 13.03.2012.
URL: http://ria.ru/politics/20120313/593487598.html.
стности. При этом термины «посредник», «посредническая деятельность», «посреднические услуги» весьма распространены в законодательстве, регулирующем биржевую деятельность, страхование и некоторые другие виды отношений. Гражданский кодекс РФ лишь упоминает о коммерческих посредниках (п. 2 ст. 182), но не дает определения понятию посредничества и не устанавливает перечня посреднических сделок. В то же время в современном российском праве описаны договоры, которые могут использоваться для установления правоотношений между производителями и торговыми посредниками разных видов. Например, отношения с дистрибьютерами регулируются договором купли-продажи (ст. 454 ГК РФ), с комиссионерами — договором комиссии (гл. 51 ГК РФ), с поверенными посредниками — договором поручения (гл. 49 ГК РФ), а с агентами — агентским договором (гл. 52 ГК РФ). Договоры разработаны с учетом международной практики, правовых норм стран романо-германской системы, а также конвенций УНИДРУА. К внешнеторговым посредникам применяются также законодательные и нормативные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность в целом и международный бизнес в частности. Таким образом, в настоящее время российское законодательное регулирование внешнеторговых посредников, в целом, приведено в соответствие с международными правовыми нормами. Тем не менее, отсутствие в законодательстве четких формулировок понятия посредничества и перечня посреднических операций, а также приравнивание внешнеторговых посредников к прочим участникам ВЭД не позволяет осуществлять комплексное регулирование торгового посредничества в сфере международного бизнеса.
Отметим, что недостатки законодательного закрепления прав и обязанностей посреднических компаний характерны не только для внешнеторгового посредничества,
но и для других видов посредников в России. Так, по мнению экспертов Ассоциации российских экспедиторов (АРЭ), если в ближайшее время не будет четко определен правовой статус российских экспедиторских компаний, то в условиях вступления России в ВТО в стране резко возрастет не экспорт, а импорт транспортных услуг24. Таким образом, развитие законодательного регулирования посреднической деятельности в современной России имеет важнейшее значение для обеспечения конкурентоспособности российских посредников на мировых рынках.
Возможности для развития посредничества создает поддержка национальных посредников российскими органами государственной власти. Так, в настоящее время осуществляется значительное развитие системы поддержки российских финансовых посредников в международном бизнесе. Агентом правительства по реализации государственной финансовой поддержки экспорта и инвестиций, включая содействие финансовым посредникам, является государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также его дочерняя структура — ЗАО «Росэксимбанк». Несмотря на то, что в 2009 г. представители экспертного сообщества прогнозировали скорое прекращение деятельности Рос-эксимбанка в связи с его недостаточной эффективностью, к 2012 г. банк, напротив, активно расширяет масштабы проводимых операций: так, если в 2010 г. банк предоставил государственные гарантии на сумму 97,8 млн долл., то в 2011 г. — уже 227,2 млн долл., а в 2012 г. планируется достичь суммы гарантий, превышающей 600 млн долл.25 Одной из важнейших причин рас-
24 Идут с Запада. Ассоциация российских экспедиторов (АРЭ). 15.12.11. URL: http://www.far-aerf.ru/news/ idut_s_zapada.html/.
25 Минфин РФ предоставил госгарантии по обязательствам клиентов Росэксимбанка // Росэксим-
ширения спроса на услуги Росэксимбанка выступили кризисные явления в экономике и прогнозирование высокой вероятности возникновения второй волны кризиса. В связи с этим можно утверждать, что тенденция увеличения спроса на услуги по гарантированию экспортных и импортных кредитов и инвестиций сохранится и в ближайшие годы.
Отметим также, что в 2011 г. приступило к работе ОАО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (ЭКСАР), создание которого выделялось в качестве первоочередной меры развития российского экспорта множеством специалистов из представителей академического и бизнес-сообщества26. Согласно стратегии развития агентства, объем застрахованного экспорта в 20122013 гг. составит 300 млрд руб. и будет увеличен до 500 млрд в 2014 г.27 Создание специализированного агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций является важнейшим этапом в повышении конкурентоспособности российских финансовых посредников в международном бизнесе.
Итак, выше рассмотрены лишь частные случаи поддержки посредников орга-
банк: официальный сайт. 16.04.2012. URL: http://www. eximbank.ru/corp_politic/public_relations/news/942 (дата обращения: 09.06.2012).
26 Лукиных О. А. Совершенствование систем поддержки экспорта в зарубежных странах // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. № 11. С. 77; Пе-чалова М. Ю. Торговое финансирование экспорта: проблемы и перспективы // Банковское дело. 2009. № 11. С. 70; Сусанян К. Г. Формы государственной поддержки российского экспорта // Российский внешнеэкономический вестник. 2010. № 8. С. 42-43; Савинов Ю. А., Мигунов А. Ю. Государственная финансовая поддержка экспорта в России // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. № 6. С. 54.
27 Якорева А. Защищенный экспорт: российских экспортеров застрахуют на 300 млрд. рублей / Электронная версия журнала «Эксперт». 25.04.2012. URL: http://expert.ru/2012/04/25/zaschischennyij-eksport/ (дата обращения: 29.05.2012).
нами государственной власти и управления. Система государственной поддержки посредничества как таковая в России на сегодняшний день отсутствует, что, в свою очередь, создает определенную угрозу развитию посредничества в стране. В настоящее время в России не существует специализированный государственный информационный портал, посвященный посредническим компаниям в международном бизнесе, не проводятся выставки и конференции по продвижению посреднических услуг, отсутствует единая государственная структура, регулирующая деятельность посредников в современной России. Развитие комплексной системы государственной поддержки посредничества в России требует всестороннего изучения зарубежного опыта, а также совершения направленных и согласованных действий со стороны государства, а также научного и бизнес-сообщества.
В значительной степени недостатки российской системы государственной поддержки посреднических компаний компенсируются содействием международных организаций и зарубежных органов государственной власти. Например, при выходе на рынки стран Европейского союза российские компании могут воспользоваться услугами информационной службы Export Helpdesk, созданной при Управлении торговли Европейской комиссии с целью поддержки экспортеров из развивающихся стран. Важное значение имеет также поддержка российских компаний со стороны таких зарубежных ассоциаций и правительственных организаций, как, например, Коммерческая служба США в Москве, Канадская деловая ассоциация в России и Евразии, Ассоциация европейского бизнеса в РФ, Совет по развитию торговли Гонконга в России. Они оказывают значительную помощь российским компаниям в поиске иностранных партнеров, механизмам ведения бизнеса и реализации деловых поездок в страны своего базирова-
ния. Российские финансовые посредники также могут получить поддержку со стороны международных финансовых организаций, участвуя в программах содействия торговому финансированию. Наибольшую мировую известность получили программы Международной финансовой корпорации (Global Trade Finance Program) и Европейского банка реконструкции и развития (Trade Facilitation Program). Например, ОАО «Банк ВТБ» первым из российских банков был включен в программу Trade Facilitation Program и за время участия в ней осуществил привлечение кредитных ресурсов от ЕБРР на сумму порядка 700 млн долл., а в 2009 г. был также признан ЕБРР «Самым активным банком в финансировании экспорта»28.
Значительным препятствием на пути развития посредничества в России служит низкая компетентность и слабая заинтересованность руководителей российских компаний в работе с посредниками, чему способствует стойкое неприятие посредничества, возникшее в период 1990-х гг. и не ослабевшее до сих пор из-за проблем с посредниками на внутреннем рынке России. В 2009 г. оптовая наценка на продажу товаров в России составила 8-10%, тогда как на рынках развитых стран она обычно не превышает 1-3%29. В 2011 г. при сбыте рыбы только 34% ее стоимости пришлось на производителя, 20% — на розничные торговые сети и 46% — на оптовых посредников, в результате чего цена продажи в 4-5 раз превысила цену производства30. Накрутка цен — не единствен-
28 ЕБРР признал ВТБ самым активным банком в финансировании экспорта / ОАО «Банк ВТБ»: официальный сайт. 29.01.2009. URL: http://rn.vtb.ru/we/press-center/awards/26582/.
29 Примаков Е. России нужен закон о посреднической деятельности. Альянс Медиа. URL: http://www.amtv. ru/main/mediaclip.aspx?id=9249.
30 Деньги из воздуха делают посредники на продаже рыбы и овощей. Ежедневные новости Владивосто-
ка. 26.04.2011. URL: http://novostivl.ru/msg/15355.htm.
ный отрицательный аспект деятельности торговых посредников в России: продажа несуществующих квартир, осуществление нелегальной регистрации, взимание взяток и прочие противоправные действия обычно совершаются на российском рынке при помощи посреднических структур. В результате в обществе присутствует вполне закономерная неприязнь к самому понятию «посредник».
Как известно, к возможностям и угрозам одновременно относятся кризисные явления в экономике. С одной стороны, они вызывают уход российских и зарубежных конкурентов с рынка, с другой — провоцируют падение доходов всех видов посредников, которое оказывается критическим для многих предприятий малого бизнеса. Столь же противоречивую картину создает и вступление России в ВТО: с одной стороны, оно открывает новые возможности для расширения экспортно-импортных операций российского бизнеса, с другой — усиливается угроза конкуренции со стороны иностранных посредников. Так, под воздействием позитивных результатов от вступления России в ВТО российские финансовые посредники в 2012 г. уже заключили ряд важных соглашений с зарубежными финансовыми организациями. Например, Сбербанк России в июне 2012 г. подписал соглашения с зарубежными банками в области торгового финансирования на общую сумму более 3,5 млрд долл.31 С другой стороны, повышение доступности российского рынка для иностранных компаний неизбежно повлечет за собой приход на рынок зарубежных посредников, которые составят серьезную конкуренцию российским посредническим структурам. По общему мнению экспертов, условия доступа иностранных компаний на российский рынок услуг при вступлении России в ВТО, являются весь-
31 Сбербанк подписал соглашения о торговом финансировании на $ 3,5 млрд // РИА Новости. 21.06.2012. URL: http://www.ria.ru/economy/20120621/678529200.html.
ма невыгодными для национального бизнеса. Усиления конкуренции со стороны зарубежных компаний на рынке международных перевозок грузов чрезвычайно опасаются представители транспортной отрасли, определяя приход конкурентов в качестве основной угрозы российскому рынку транспортных услуг32. Кроме того, по мнению российского экономиста и политика С. Ю. Глазьева, от иностранной конкуренции также слабо защищены оптовая и розничная торговля33.
Заключение
Приведенный в настоящей статье SWOT-анализ позволил выделить сильные и слабые стороны современного состояния посредничества в международном бизнесе, а также определить потенции его дальнейшего развития и угрозы ему. Использование сильных сторон и благоприятных возможностей будет способствовать развитию посредничества в международном бизнесе российских компаний и усилению конкурентоспособности посредников не только на российском, но и на мировом рынке.
Преодоление основных недостатков, свойственных российским посредникам, а также борьба с внешними угрозами развитию посредничества в современной России являются важными и непременными условиями обеспечения безопасности российской экономики в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию. Поддержка российских посредниче-
32 Белоусов А. Смена эшелона. Главные факторы, угрожающие российским авиакомпаниям в краткосрочной перспективе, — вступление в ВТО и недостатки системы регулирования. Электронная версия журнала «Эксперт». 26.03.2012. URL: http://expert.ru/ural/2012/12/ smena-eshelona/.
33 Радугин А. Обзор круглого стола «Вступление России в ВТО — pro et contra». ВТО-Информ: аналитический центр. 11.04.2012. URL: http://wto-inform.ru/ news/the_russians_hid_the_effects_of_entering_wto_in_ russian/.
ских компаний, дополняемая взвешенным эффективным регулированием посреднической деятельности, способна трансформировать посредников в движущую силу международного бизнеса российских компаний, обеспечить интеграцию России в мировое хозяйство на наиболее выгодных условиях и привести к комплексному развитию национальной экономики.
Список литературы
1. Иконников В. Н. Управление внешнеэкономической деятельностью торговых посредников в регионе: дисс. ... канд. экон. наук. Орел, 1999.
2. Казбакова Э. Л. Влияние института посредничества на рыночное взаимодействие экономических агентов: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2002.
3. Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития РФ. URL: www.ved.gov.ru (дата обращения: 05.05.2012).
4. Рубин Ю. Б. Теория и практика профессионального предпринимательства. 11-е изд., перераб. и доп. М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2011.
5. Фатхутдинов Р. А. Развитие конкурентных преимуществ объектов в конкурентоспособной экономике // Современная конкуренция. № 1. 2010.
6. Ahn J., Khandelwal A, Wei S. The role of intermediaries in facilitating trade, Working Paper 15706, National Bureau of Economic Research, 2010.
7. CEE Banking Sector Report. June 2012 / Raif-feisen Research. URL: http://www.rbinterna-tional.com/eBusiness/services/resources/ media/677226413664515143-677226413664515144 _1026067974202-823135594832814856-1-10-EN. pdf (дата обращения: 12.06.2012).
8. Profile of U. S. Importing and Exporting Companies 2009-2010. Exhibits 1a, 1d, 1g. U. S. Census Bureau. Release date: April 12, 2012. URL: http://www.census.gov/foreign-trade/Press-Re-lease/edb/2010/index.html (дата обращения: 18.05.2012).
E. Lukashenko, postgraduate student, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, eiukashenko@maii.ru
cOMpETiTivENEss OF RussiAN INTERMEDIARY cOMpANiEs iN the sphere of international business
The main objective of the following article is to analyze the competitiveness of Russian intermediaries acting in the sphere of international business. In order to achieve the specified objective the author carries out SWOT analysis and determines strong and week points of Russian intermediaries in international business as well as opportunities and threats for the development of intermediation in Russia. Conclusions made by the author are illustrated by examples of Russian intermediaries' activity in the sphere of international business.
Key words: intermediaries, intermediation in international business, competitiveness of intermediaries in international business, competitive advantages of intermediaries, trade intermediaries, logistics intermediaries, tourism intermediaries, financial intermediaries, information intermediaries.