Научная статья на тему 'Развитие института производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних в современном уголовно — процессуальном законодательстве Республики Таджикистан'

Развитие института производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних в современном уголовно — процессуальном законодательстве Республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
89
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правовое регулирование / реформа / институт уголовного производства / уголовно-процессуальное законодательство / уголовный процесс / несовершеннолетние лица / производство по делам несовершеннолетних / legal regulation / reform / institution of criminal proceedings / criminal procedure legislation / criminal procedure / minors / juvenile proceedings

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абубакр Хаким Хакимзода

Предметом настоящей статьи являются проблемы правового регулирования производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних по законодательству Республики Таджикистан. Автор рассматривает данные проблемы в контексте исторических этапов становления и развития правового института, регламентирующего производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних в уголовно-процессуальном законодательстве Республики Таджикистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the institution of criminal proceedings against minors in the modern criminal procedure legislation of the Republic of Tajikistan

The subject of this article is the problems of legal regulation of criminal proceedings against minors under the legislation of the Republic of Tajikistan. The author examines these problems in the context of the historical stages of the formation and development of the legal institution regulating criminal proceedings against minors in the criminal procedural legislation of the Republic of Tajikistan.

Текст научной работы на тему «Развитие института производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних в современном уголовно — процессуальном законодательстве Республики Таджикистан»

Государственная служба и кадры. 2021. № 5. С. 296 — 300. State service and personnel. 2021. No. 5. P. 296 — 300. Научная статья УДК 343.1

DOI: 10.24411/2312-0444-2021-5-296-300

ISSN 2312-0444 (print) ISSN 2312-0444 (print)

NIION: 2012-0061-0Б/21-1Б1 MOSURED: 77/27-008-2021-0Б-3Б0

Развитие института производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних в современном уголовно — процессуальном законодательстве Республики Таджикистан1

Абубакр Хаким Хакимзода

Академия управления МВД России, Москва, Россия, abubakr.khakimzoda@mail.ru

Аннотация. Предметом настоящей статьи являются проблемы правового регулирования производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних по законодательству Республики Таджикистан. Автор рассматривает данные проблемы в контексте исторических этапов становления и развития правового института, регламентирующего производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних в уголовно-процессуальном законодательстве Республики Таджикистан.

Ключевые слова: правовое регулирование, реформа, институт уголовного производства, уголовно-процессуальное законодательство, уголовный процесс, несовершеннолетние лица; производство по делам несовершеннолетних

Для цитирования: Хакимзода А. X. Развитие института производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних в современном уголовно — процессуальном законодательстве Республики Таджикистан // Государственная служба и кадры. 2021. № 5. С. 296—300. ЭОТ: 10.24411/2312-0444-2021-5-296-300.

Original article

Development of the institution of criminal proceedings against minors in the modern criminal procedure legislation of the Republic of Tajikistan

Abubakr H. Hakimzoda

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia,

abubakr.khakimzoda@mail.ru

Abstract. The subject of this article is the problems of legal regulation of criminal proceedings against minors under the legislation of the Republic of Tajikistan. The author examines these problems in the context of the historical stages of the formation and development of the legal institution regulating criminal proceedings against minors in the criminal procedural legislation of the Republic of Tajikistan.

Keywords: legal regulation, reform, institution of criminal proceedings, criminal procedure legislation, criminal procedure, minors; juvenile proceedings

For citation: Hakimzoda A. H. Development of the institution of criminal proceedings against minors in the modern criminal procedure legislation of the Republic of Tajikistan // State service and personnel. 2021. (5):296—300. (In Russ.). DOI: 10.24411/2312-0444-2021-5-296-300.

Стратегической целью современного таджикского общества является построение демок-■^✓ратического, правового, социального и светского государства, а также обеспечение верховенства закона, защита национальных интересов. В этом контексте, Конституция Республики Таджикистан (далее — Конституция РТ) признает судебную власть как независимую ветвь государственной власти, которая играет ключевую роль в укреплении верховенства закона, социальной

© Хакимзода А.Х., 2021.

справедливости, а также в обеспечения защиты прав и законных интересов граждан. При этом необходимо учитывать, что стремление к построению демократического государства в Таджикистане дает серьезный импульс развитию всех сфер общественной жизни, включая формирование и развитие гражданского общества как гаранта свободы и справедливости в отношениях государства и личности.

В настоящее время перед таджикским государством стоит задача по разработке оптимальной концепции уголовно-процессуального права,

№ 5/2021

соответствующей международным стандартам в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Основу этой концепции должны составлять положения, обеспечивающие высокий уровень защищенности прав, свобод и законных интересов лиц, вовлеченных в сферу уголовно-процессуальных отношений (в том числе несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства).

Интенсивное развитие социальной, политической, экономической и правовой сфер не могло не затронуть область уголовно-процессуальных отношений в Таджикистане. Изменения уголовно-процессуального законодательства, переосмысление цели и задач уголовного процесса требуют новых подходов к разрешению проблем уголовного судопроизводства.

Особую остроту указанные проблемы приобретают в связи с участием в уголовном судопроизводстве несовершеннолетних лиц как наиболее уязвимой категории участников, нуждающихся в исключительной защите и заботе государства. В свою очередь заложены указанные проблемы уже в целеполагании самого производства по делам данной категории. Совершенно справедливо отмечают О.П. Грибунов и И.П. Попова, что в современном уголовно-процессуальном законодательстве в отношении несовершеннолетних лиц предусматриваются те же особенности производства, которые, по сути, применяются и в отношении взрослых. По мнению указанных авторов, особенность производства в отношении несовершеннолетних граждан должно видится в том, что оно выступает как одно из основных направлений реабилитации указанных лиц [6].

Научная разработка этих и некоторых других фундаментальных вопросов, возникающих в сфере производства по уголовным делам с участием несовершеннолетних участников, требует, безусловно, комплексного использования методов научного познания, в том числе исторического. Как правильно отмечает A.A. Мухиддинов, «Исследование исторических аспектов развития законодательства о расследовании преступлений в Республике Таджикистан имеет не только исто-рико-теоретическое, но и, на наш взгляд, большое практическое значение, поскольку полученные результаты могут быть использованы при разрешении многих проблем современности» [7].

Выражая солидарность с отечественными авторами, отметим, что правовое регулирование расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних лиц имеет в Таджикистане достаточно давнюю историю и прошло в своём развитии разные исторические этапы [11]. Полагаем, это особое значение для уяснение сущности, содержания и закономерностей развития данно-

го института представляет период с принятия Уголовно-процессуального кодекса Таджикской Советской Социалистической Республики (далее УПК ТССР) от 17 августа 1961 до настоящего времени.

История развития уголовно-процессуального законодательства советского периода показывает, что в конце 50-х и начале 60-х годов прошлого столетия для правовой регламентации данного направления были разработаны и приняты не мало нормативных правовых актов, среди которых немаловажное значение имели «Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик» от 1958 года. Однако, как пишут в своих исследованиях С.Х. Мухаметгалиева, М.И. Стер-хова и Л.А. Фардетдинова, в целом нормы, регулирующие производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних носили в тот период достаточно обобщенный характер, не отвечали принципам гуманизмам общим тенденциям развития теоретических воззрений на правоотношения, складывающийся в уголовном процессе с участием несовершеннолетних [8, с. 103]. На наш взгляд, это и способствовало внесению ряда ключевых изменений и дополнений в советское уголовно-процессуальное законодательство.

Так, было предложено в отношении несовершеннолетних лиц использовать меры воспитательного характера, т.е. их можно было освобождать от отбывания установленной законом наказания. Таким образом, в их отношении применялись менее суровые наказания, которые имели воспитательный характер, как трудоустройство, передача под надзор родителям, их представителям.

Нормы положения вышеназванного законодательного акта также предусматривали основания по прекращению уголовных дел в отношении лиц, не достигших совершеннолетия, согласно которых можно было передать материалы дела для рассмотрения в комиссию по делам несовершеннолетних.

В этой связи мы считаем, что именно данный этап может выступать как правовая основа выделения в качестве особого порядка производства по делам несовершеннолетних и полагаем, что были сформулированы предпосылки консолидации уголовно — процессуальных норм УПК РСФСР

1960 года в отдельною главу — «Производство по делам несовершеннолетних».

Не секрет, что развитие таджикской уголовно-процессуальной науки имеет тесную связь с советской уголовно-процессуальной теорией, и в этой связи, принятие УПК ТССР от 17 августа

1961 года позволило существенным образом усовершенствовать институт производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

№ 5/2021

Так, несмотря на отсутствие в УПК ТССР 1961 г. отдельной главы, обедняющей правила производства по уголовным делах в отношении несовершеннолетних, ст. 141. УПК ТССР 1961 г. содержала ряд требований, регламентирующих особенности рассматриваемого направления уголовно

— процессуальной деятельности, что в целом можно читать позитивным шагом развития уголовно

— процессуального законодательства в этой части [2]. Однако, нужно признать, что эти нормы были далеки от совершенства и требовали более глубокого теоретического осмысления. К сожалению, одной из особенностей советской науки было то, что она развивалась в замкнутом пространстве.

После приобретения независимости в развитии законодательства Республики Таджикистан особое значение имеет принятие в 1994 г. Конституция РТ, провозгласившей права и свободы личности высшей ценностью [1]. Именно Конституция РТ, принятая на всенародном референдуме, заложила основу для разработки и принятия целого ряда правовых актов, в том числе в сфере защиты прав несовершеннолетних лиц. Так, нормы ст. 33 Конституции РТ устанавливают, что семья как основа общества должна находится под особой защиты государства и оно призвано заботиться в первую очередь о защите детей-инвалидов, детей-сирот, обеспечить своевременное воспитание и образование указанных лиц. Таким образом, Конституция Республики Таджикистан устанавливает приоритет положений нормы международного права над национальным и ориентирует на их применение в сфере обеспечения защиты прав и законных интересов детей. Более того, в качестве доказательства данного положения выступают и нормы Конвенции о правах ребенка, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. и ратифицирована 26 июня 1993 г.

Необходимо отметить, что УПК ТССР 1961 г. действовал вплоть до 2009 г. и утратил силу с принятием нового уголовно — процессуального кодекса Республики Таджикистан (далее — УПК РТ) от 3 декабря 2009 г. № 564, который был введен в действие с 1 апреля 2010 г.

Действующий по настоящие время УПК РТ, полагаем, имеет свои достоинства в плане того, что в нем появилась отдельная глава 44 под названием «Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних», которая включает 13 статей, устанавливающих особенности уголовного производства по делам несовершеннолетних.

Нормы ст. 431 УПК РТ устанавливают, что законные представители допускаются к участию в деле по постановлению следователя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. В свою очередь,

нормы ст. 48 УПК РТ фактически устанавливают такие же права, как самому обвиняемому (подозреваемому) так и его защитнику, законному представителю [3]. На этом основании, законный представитель вправе знать сущность подозрения и обвинения, беспрепятственно общаться наедине с находящимся под стражей подозреваемым (обвиняемым), участвовать во всех следственных действиях, представлять доказательства, заявлять отводы и ходатайства и т.п.

Полагаем, что закрепление в уголовно-процессуальном законодательстве широкого круга прав и обязанностей представителей несовершеннолетних лиц, могут способствовать усилению защиты прав и законных интересов указанных лиц, оказанию им необходимой помощи.

На основании п. 2 ст. 22 УПК РТ, любое лицо имеет право в порядке, установленном УПК, пользоваться услугами защитника с момента задержания. П 2 ст. 49 УПК РТ, устанавливают, что к участию в уголовном деле защитник допускается в двух случаях, с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, и с момента его фактического задержания. Тем не менее, считает И.А. Насонова, обязательное участие защитника несовершеннолетнего не снимает вопрос надлежащей охраны интересов последних [9]. Так, целый ряд норм, регламентирующих процессуальные гарантии при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, не нашли своего отражения в этой главе и фактических «разбросаны» по различным главам УПК РТ. Кроме того, положения самой главы 44 УПК РТ носят достаточно коллизионный характер, что не позволяет должным образом обеспечить права и законные интересы несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства.

Например, на основании ст. 49 УПК РТ к производству по делу в качестве защитника могут быть допущены как близкие родственники задержанного, подозреваемого, обвиняемого и подсудимого, так и законные его представители, что, на наш взгляд, такой подход законодателя могут иметь негативные последствия для обеспечения всесторонней защиты последних. Рассматривая данный вопрос, А.М. Попов и М.А. Ментюкова приводят, что на практике немало встречаются случаи, когда в ходе судебного заседания подсудимые ходатайствуют о назначении в качестве защитника своих близких родственников, которые по сути, не имеют даже юридического образования, и фактически не в состоянии обеспечивать защиту [10].

Более того, указанные нормы УПК РТ не соответствуют с нормами международно-правовых актов, которые на основании ст. 10 Конституции РТ являются составной частью национального

№ 5/2021

законодательства Республики Таджикистан. Исходя из того, что подросток, совершивший преступление, имеет право на специальную защиту, полагаем, что полноценную и грамотную юридическую защиту и помощь могут оказать только высококвалифицированные специалисты-адвокаты, которые имеют специальную подготовку.

Таким образом, в целях совершенствования института обеспечения защиты прав и законных несовершеннолетних, предлагаем ввести отдельную норму, закрепляющую обязательность участия в производстве по уголовному делу квалифицированного адвоката-защитника несовершеннолетнего.

Важно отметить, что институт производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних в Республике Таджикистан развивается с учетом общепризнанных принципов и норм международного права.

Так, в целях реализации предоставленной рекомендаций Комитета ООН по правам ребёнка, а также по реализации рекомендаций стран — участников Совета ООН по правам человека, Указом Президента РТ была утверждена Программа судебно-правовой реформы в РТ от 5 января 2015 г. № 327, на 2015-2017 гг. Согласно этой Программы, в стране было предусмотрено образование ювенальных судов. В целях обеспечения справедливости правосудия в отношении лиц не достигших совершеннолетия, гармонизации обеспечения прав и законных интересов указанных лиц и создания необходимых условий для их участия в процессуальных действиях, а также при рассмотрении уголовных дел в судах, было признано целесообразным определить специальных судей, которые рассматривают дела о правонарушениях несовершеннолетних в составе действующих судов, что является фактором, свидетельствующим о совершенствовании уголовного процессуального законодательства РТ в данном направлении [4].

Полагаем, что стимулировать совершенствование уголовно-процессуального законодательства в сфере производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, призвана утверждённая Президентом РТ от 19 апреля 2019 г. № 1242 Программа судебно-правовой реформы в Республике Таджикистан на 2019-2021 гг., реализация которой на наш взгляд, может способствовать обеспечению справедливого и объективного разбирательства уголовных дел в отношении несовершеннолетних лиц, обеспечению квалифицированной правовой помощью задержанного, подозреваемого, обвиняемого и подсудимого несовершеннолетнего. Реализация программы должна способствовать оптимизации законных оснований дачи разрешения на применение мер пресечения в виде заключения под стражу и совершенствования других процессуальных норм [5].

Итак, следует отметить, что череда проведенных судебно-правовых реформ 1990-2021 годов в сфере правового регулирования производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних лиц, полностью не смогла решить весь комплекс возникающие проблем. В связи с чем, в целях дальнейшего совершенствования национального уголовного — процессуального законодательства Республики Таджикистан в сфере производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних нами предлагаются следующие меры:

■ дополнить ст. 51 УПК РТ (Участники уголовного процесса, защищающие свои или представительские права и интересы) изложив её в следующей редакции:

«В уголовном деле в отношении несовершеннолетнего, в качестве защитника независимо от его подсудности допускается к участию только квалифицированный адвокат».

■ в Программе судебно-правовой реформы закрепить специальную подсудность уголовным дел о преступлениях несовершеннолетних.

Список источников

1. Конституция Республики Таджикистан от 06.11.1994 г. с изм. и доп. от 26 сентября 1999 г., 22 июня 2003 г. и 22 мая 2016 г., Электронный ресурс // Режим доступа / http://www.mmk.tj.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Таджикистан от 17 августа 1961 г. (с изм. и дополн. по состоянию на 23.03.2009 г.). Утратил силу в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 3 декабря 2009 г. № 564

3. Уголовно-процессуальный Кодекс РТ от 3 декабря 2009 года. Национальный центр законодательства при президенте РТ. Электронный ресурс // Режим доступа / http://www.mmk.tj. (дата обращения — 09.08.2021).

4. Программа судебно-правовой реформы РТ на 2015-2017 г.г. Утверждена Указом Президента РТ от 5 января 2015 г. № 327. Центральная база правовой информации. ЦБПИ «ADLIA». v.7.0. (дата обращения — 09.08.2021).

5. Программа судебно-правовой реформы РТ на 2019-2021 г.г. Утверждена Указом Президента РТ от 19 апреля 2019 г. №1242. Центральная база правовой информации. ЦБПИ «ADLIA». v.7.0. (дата обращения — 09.08.2021).

6. Грибунов О.П., Попова И.П. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: проблемы уголовно-процессуальной формы // Вестник ВИ МВД России. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proizvodstvo-po-ugolovnym-delam-v-otnoshenii-nesovershen-noletnih-problemy-ugolovno-protsessualnoy-formy (дата обращения: 09.08.2021).

№ 5/2021

7. Мухитдинов АА. Процессуальное положение следователя в уголовном процессе на материалах Республики Таджикистан). / Под. общ. ред. Б.Я. Гаврилова. Монография. Душанбе: Таджикский государственный университет, 2015. 335 с. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://kalinovsky-k.narod.ru/b/muhitdinov_2015/ 1-1.htm#:~:text (Дата обращения: 09.08.2021).

8. Мухаметгалиева С.Х., Стерхова М.И., Фардетдинова Л А. Исторические аспекты развития института расследования дел о преступлениях несовершеннолетних // Казанская наука. 2015. № 8. С. 103—105.

9. Насонова ИА. Процессуальные возможности несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства // Вестник ВИ МВД России. 2012. № 4. Электронный ресурс: URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/protsessualnye-vozmozh-nosti-nesovershennoletnih-uchastnikov-ugolovnogo-sudoproizvodstva (дата обращения: 17.09.2021).

10. Попов А.М., Ментюкова М.А. Защитник, кто он: адвокат, юрист, близкий родственник? // Вестник экономической безопасности. 2019. №3. Электронный ресурс: URL: https://cyberleninka. ru/article/n/zaschitnik-kto-on-advokat-yurist-blizkiy-rodstvennik (дата обращения: 17.09.2021).

11. Развитие отечественного уголовного процесса. Электронный Ресурс: Режим доступа: Электронный ресурс: https://pravo163.ru/razvitie-otechestvennogo-ugolovnogo-processa/ (Дата обращения 16.09.2021).

References

1. The Constitution of the Republic of Tajikistan dated 06.11.1994 with amendments and additions. from September 26, 1999, June 22, 2003 and May 22, 2016, Electronic resource // Access mode / http://www.mmk.tj.

2. The Criminal Procedure Code of the Republic of Tajikistan dated August 17, 1961 (with amendments and additions as of 03/23/2009). Became invalid in accordance with the Law of the Republic of Tajikistan dated December 3, 2009 No. 564

3. The Criminal Procedure Code of the Republic of Tatarstan dated December 3, 2009. National Center of Legislation under the President of the Republic of Tatarstan. Electronic resource // Access mode / http:// www.mmk.tj. (date of appeal 09.08.2021).

4. The program of judicial and legal reform of the Republic of Tatarstan for 2015-2017 was approved by Decree of the President of the Republic of Tatarstan dated January 5, 2015 No. 327. Central database of legal information. CBPI "ADLIA". v.7.0. (accessed 09.08.2021).

5. The Program of judicial and legal reform of the Republic of Tatarstan for 2019-2021 was approved by Decree of the President of the Republic of Tatarstan No. 1242 dated April 19, 2019. Central database of legal information. CBPI "ADLIA". v.7.0. (date of application - 09.08.2021).

6. Gribunov O.P., Popova I.P. Criminal proceedings against minors: problems of the criminal procedural form // Bulletin of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/proizvodstvo-po-ugolovnym-delam-v-otnoshenii-nesovershennoletnih-problemy-ugolovno-protsessualnoy-formy (accessed: 09.08.2021).

7. Mukhitdinov AA. The procedural position of the investigator in criminal proceedings on the materials of the Republic of Tajikistan). / Under. general ed. by B.Ya. Gavrilov. Monograph. Dushanbe: Tajik State University, 2015. 335 p. [Electronic resource]: Access mode: http://kalinovsky-k.narod.ru/ b/muhitdinov_2015/1-1.htm #:~: text (Accessed 09.08.2021).

8. Mukhametgalieva S.H., Sterkhova M.I., Fardetdinova LA. Historical aspects of the development of the Institute of Investigation of juvenile crimes // Kazan Science No. 8 2015. pp. 103—105.

9. Nasonova I A. Procedural possibilities of juvenile participants in criminal proceedings // Bulletin of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2012. No. 4. Electronic resource: URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/protsessualnye-vozmozhnosti-nesovers-hennoletnih-uchastnikov-ugolovnogo-sudoproizvodstva (date of appeal: 17.09.2021).

10. Popov AM., Mentyukova MA. Defender, who is he: lawyer, lawyer, close relative? // Bulletin of Economic Security. 2019. No. 3. Electronic resource: URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/zaschitnik-kto-on-advokat-yurist-blizkiy-rodstvennik (accessed: 17.09.2021).

11. Development of the domestic criminal process. Electronic Resource: Access mode: Electronic resource: https://pravo163.ru/razvitie-otechestvennogo-ugolovnogo-processa / (Accessed 16.09.2021).

Информация об авторе А.Х. Хакимзода — Адъюнкт 3 факультета Академии управления МВД России.

Information about the author A.H. Hakimzoda — Post-graduate of the second year of the 3rd faculty Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Senior lieutenant of police.

Статья поступила в редакцию 25.10.2021; одобрена после рецензирования 10.11.2021; принята к публикации 15.11.2021.

The article was submitted 25.10.2021; approved after reviewing 10.11.2021; accepted for publication 15.11.2021.

№ 5/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.