Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ КУРСАНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ'

РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ КУРСАНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иноязычные коммуникативные навыки / индивидуальные творческие задания / устные сообщения военно-профессиональной направленности / проектная деятельность / игровые технологии / дискуссионное обучение / foreign languages communication skills / individual creative tasks / oral reports on military topics / project-work / role-play educational technology / discussion learning technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.Н. Нечаева

В статье рассматривается один из способов повышения эффективности обучения иностранному языку посредством увеличения числа индивидуальных творческих заданий, выполняемых курсантами. Большими потенциальными возможностями для развития иноязычных коммуникативных навыков курсантов, при реализации которых творческий компонент структуры личности обучающегося будет задействован максимально, обладают различные игровые методы, методы проектов, методы дискуссионного обучения. В статье делается вывод о том, что современные педагоги идут по пути поиска таких методов, при реализации которых творческий компонент структуры личности обучающегося будет задействован максимально. В этом направлении большими потенциальными возможностями обладают методы проектов, деловых игр, дискуссионного обучения, так как именно при таких формах познавательной деятельности у курсантов значительно возрастает активность. При этом крайне важно, чтобы учебно-методические материалы содержали задания, способствующие развитию общих коммуникативных умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С.Н. Нечаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPROVEMENT OF CADETS FOREIGN LANGUAGES COMMUNICATION SKILLS THROUGH INDIVIDUAL CREATIVE TASKS

The articles emphasizes that individual creative tasks will increase the effectiveness of teaching foreign languages to cadets of military schools. Such methods as role-play, project-work, different types of discussion learning where the creative component of personality will be used to the maximum, help to improve communication skills of the military school cadets. The article concludes that modern teachers are on the path of searching for such methods, in the implementation of which the creative component of the structure of the student’s personality will be used as much as possible. In this direction, the methods of projects, business games, discussion training have great potential, since it is with such forms of cognitive activity that cadets significantly increase their activity. At the same time, it is extremely important that educational and methodological materials should contain tasks that contribute to the development of general communicative skills and abilities.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ КУРСАНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ»

заданий для улучшения процесса овладения данным материалом. Наравне с частотным рядом распределения терминов, важны также характеристики терминологической лексики, включение структурных особенностей терминологической системы, статистическая характеристика их морфологической принадлежности.

Очевидно, что рациональный выбор этой лексики в образовательных смыслах возможен лишь на основе всестороннего учета языковых свойств термина, куда включена их структурная и семантическая характеристика. Такого рода учет позволяет отобрать в словарь только те термины, которые составляют ядро исследуемой терминологической системы и имеют высокую словообразовательную способность.

К примеру, структурный анализ дает возможность выделить первичные основы терминов, которые служат центрами словообразовательных гнезд, а также основные словообразовательные модели терминов, структурные модели устой-

Библиографический список

чивых терминологических сочетаний, что создает условия создания у студентов большого потенциального запаса лексики.

Таким образом, проведенный анализ указанной лексики привел к выводу о том, что качественный состав терминологического материала имеет решающее значение. Кроме того, для определения качественного состава терминологического минимума необходимо в первую очередь обосновать объективные принципы и методики его отбора. Исходным пунктом для этого служит учет лингво-статистических особенностей, методических требований и конкретных условий и целей учебного процесса в вузе. Значимым является и составление целого комплекса практических заданий, упражнений, способствующих оптимизации процесса усвоения терминологической лексики. Здесь можно применить целый ряд экспериментальных проверок, направленных на определение эффективности учебного терминологического минимума.

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. Москва: Советская энциклопедия, 1969.

2. Жакипова М.Н. Обучение терминологической лексике русского языка в неязыковом вузе. Инновационная наука. 2017; № 04-2: 69-71.

3. Лотте Д.С. Основы построения научно-технической терминологии. Москва: АН СССр 1961.

4. Русский язык. Энциклопедия. Москва, 1997.

References

1. Ahmanova O.S. Slovar'lingvisticheskih terminov. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1969.

2. Zhakipova M.N. Obuchenie terminologicheskoj leksike russkogo yazyka v neyazykovom vuze. Innovacionnaya nauka. 2017; № 04-2: 69-71.

3. Lotte D.S. Osnovy postroeniya nauchno-tehnicheskoj terminologii. Moskva: AN SSSR, 1961.

4. Russkijyazyk. 'Enciklopediya. Moskva, 1997.

Статья поступила в редакцию 15.09.22

УДК 37.013.78

Nechaeva S.N., senior teacher, Department of Foreign Languages, Moscow Higher Combined Arms Command School (Moscow, Russia),

E-mail: snechaeva1974@lnbox.ru

THE IMPROVEMENT OF CADETS FOREIGN LANGUAGES COMMUNICATION SKILLS THROUGH INDIVIDUAL CREATIVE TASKS. The articles emphasizes that individual creative tasks will increase the effectiveness of teaching foreign languages to cadets of military schools. Such methods as role-play, project-work, different types of discussion learning where the creative component of personality will be used to the maximum, help to improve communication skills of the military school cadets. The article concludes that modern teachers are on the path of searching for such methods, in the implementation of which the creative component of the structure of the student's personality will be used as much as possible. In this direction, the methods of projects, business games, discussion training have great potential, since it is with such forms of cognitive activity that cadets significantly increase their activity. At the same time, it is extremely important that educational and methodological materials should contain tasks that contribute to the development of general communicative skills and abilities.

Key words: foreign languages communication skills, individual creative tasks, oral reports on military topics, project-work, role-play educational technology, discussion learning technology.

С.Н. Нечаева, ст. преп., Московское высшее общевойсковое командное училище, г. Москва, Е-mail: snechaeva1974@inbox.ru

РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ КУРСАНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

В статье рассматривается один из способов повышения эффективности обучения иностранному языку посредством увеличения числа индивидуальных творческих заданий, выполняемых курсантами. Большими потенциальными возможностями для развития иноязычных коммуникативных навыков курсантов, при реализации которых творческий компонент структуры личности обучающегося будет задействован максимально, обладают различные игровые методы, методы проектов, методы дискуссионного обучения. В статье делается вывод о том, что современные педагоги идут по пути поиска таких методов, при реализации которых творческий компонент структуры личности обучающегося будет задействован максимально. В этом направлении большими потенциальными возможностями обладают методы проектов, деловых игр, дискуссионного обучения, так как именно при таких формах познавательной деятельности у курсантов значительно возрастает активность. При этом крайне важно, чтобы учебно-методические материалы содержали задания, способствующие развитию общих коммуникативных умений и навыков.

Ключевые слова: иноязычные коммуникативные навыки, индивидуальные творческие задания, устные сообщения военно-профессиональной направленности, проектная деятельность, игровые технологии, дискуссионное обучение.

Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы обусловлена требованиями государства, предъявляемыми к профессиональной подготовке будущих военных специалистов. В перечень компетенций, которыми должен обладать будущий офицер, включена и иноязычная коммуникативная компетенция. В целях совершенствования уровня владения иностранными языками в педагогическую практику внедряются различные подходы к сущности и принципам организации образовательного процесса, в ходе которого каждый обучающийся может реализовать свой личностный потенциал, используются различные методы, стимулирующие познавательную деятельность курсантов, предоставляются дополнительные возможности для самореализации и саморазвития.

Цель данной статьи заключается в исследовании преимуществ индивидуальных творческих заданий, выполняемых курсантами, позволяющих активизировать их познавательную деятельность и развивать коммуникативные навыки на иностранном языке. Основные задачи статьи:

- проанализировать различные методы и приемы, позволяющие реализовать творческий потенциал личности;

- сформулировать условия, которые следует учитывать при разработке творческих заданий.

Научная новизна статьи определяется выявлением дополнительных возможностей развития иноязычных коммуникативных навыков посредством выполнения индивидуальных творческих заданий курсантами военных вузов. Теоретическая значимость статьи заключается в расширении знаний о методах обучения, используемых для реализации творческих способностей личности, способствующих развитию иноязычных коммуникативных навыков курсантов. Практическая значимость представлена через формирование у курсантов творческого подхода к решению задач военно-профессиональной направленности и готовности к взаимодействию в ходе профессиональной деятельности.

Одной из главных задач активизации познавательной деятельности курсантов является формирование у них системы особого вида умений и навыков, опре-

деляющих способность к эффективному взаимодействию. При этом активность рассматривается не как процесс, а как выраженный результат достижения цели и как способ приращения знаний, который проявляется как способность обучающегося действовать осознанно, со всей ответственностью за качество и результаты. Любая активность всегда индивидуальна, а индивидуальность как личностная характеристика выражает вариативный, отличающийся по различным параметрам алгоритм деятельности, который и является продуктом процесса познания. Качество и функциональность этого алгоритма определяет способность личности к творчеству, к нестандартному подходу в решении жизненных и профессиональных задач.

В военных вузах проблема творческого развития получает специфическое преломление, связанное с особенностями нормативного, организационного и структурно-содержательного обеспечения образовательного процесса. При изучении проблем, связанных с преодолением различных трудностей в обучении курсантов, их профессионализацией, С. Г. Поздняков обозначает в качестве первостепенных задач создание творческой образовательной среды, основанной на междисциплинарном взаимодействии педагогов, которая должна быть направлена на повышение качества индивидуального результата каждого курсанта. При этом творческий характер учебной и внеучебной деятельности способствует формированию у курсантов активной субъектной позиции, а включение имитационных и ситуационных задач профессионально направленного содержания оптимизирует процесс становления профессиональной компетентности [1].

Формирование творческого подхода к решению задач, связанных с развитием и реализацией иноязычных компетенций курсантами в ходе профессиональной деятельности, является важной научно-практической проблемой. В современных исследованиях творческому развитию обучающихся уделяется достаточно внимания, так как «творчество» как характеристика личности рассматривается необходимым условием формирования профессиональной компетентности. Посредством творческого развития у обучающихся формируется готовность к взаимодействию с инновационно-развивающейся профессиональной средой. По мнению Т.Ю. Ляховой, достижение этой цели возможно лишь при создании ряда условий, а именно:

- при разработке содержания рабочих программ и выборе образовательных технологий учитывать потребность обучающихся в профессионально-творческом развитии;

- реализация данных образовательных программ и технологий должна осуществляться на основе творческих заданий и проектов междисциплинарного уровня;

- направленность творческих заданий должна ориентироваться на наиболее важные профессиональные функции;

- при формировании профессиональных компетенций необходимо активизировать самих обучающихся, задействовать их творческий потенциал [2].

Для решения этих задач типовые упражнения и задачи на закрепление усвоения обучающимися учебного материала не подходят, так как базовые знания и навыки выполняют лишь роль инструмента, средства для формирования и развития компетенций, создают теоретический фундамент для проявления способности к деятельности.

Развитие творческих способностей курсантов способствует развитию у них навыков преодоления шаблонности, стереотипности мышления, формируют гибкость мышления, высокую скорость принятия решений на основе б ыстрой реакции и адаптации к стремительно меняющимся условиям. В качестве одного из педагогических путей О.Г. Поздняков обозначает требование к постросною обучения на основе проблемного подхода, который позволяет в качестве задач использовать различные виды творческих, нестандартных заданий [3].

Под творческим заданием будем понимать особым образом сформулированную учебную информацию, когда заданные условия и неизвестные дтиеын сопровождаются указаниями для обучающихся требований к самостоятельным действиям, направленным на такую обработку исходных данных, в резуоьтное которой образовательный продукт будет максимально отражать оригинальность, уникальность мышления и способностей. Творческие задания эффективные случае, когда найденный обучающимся самостоятельно способ решения проблемной ситуации выводит его на новое знание, более высокое качество оьреде-ленных умений и навыков. Такие задания формируют важное качество: стремление к самовыражению, к проявлению рефлексии, потребности выразить в словах (или любых других символах) свои чувства, мысли, переживания.

В освоении иностранного языка наиболее важными являются коммуникативные навыки, их динамические изменения, отражающие объем и качество применяемых лексических компонентов, употребление специфических, профессионально обусловленных словарных конструкций. В качестве творческих заданий предлагается составление кратких информационных сообщений, тематика которых подразумевает реализацию возможностей обучающегося продемонстрировать знания материала из определенных научных областей, определяющих уровень какого-либо аспекта системы профессиональной компетентности. Поэтому при разработке учебной программы по дисциплине «Иностранный язык» и программы дополнительного профессионального обучения «Пе|аенод-чик в сфере профессиональной коммуникации» преподавательским доснасое кафедры иностранных языков Московского высшего общевойскового училища (далее - МВОКУ) была принята во внимание специфика получаемой к^сан-

тами военной специальности «Применение мотострелковых подразделений», соответственно данной специальности в содержание тем для изучения включены различные аспекты таких дисциплин, как «Тактика мотострелковых подразделений», «Устройство вооружения и его боевое применение» и др., в рамках которых изучаются структура Вооруженных сил как Российской Федерации, так и иностранных государств, основные виды боевых действий подразделений, а также устройство вооружения и боевой техники. Творческий характер заданий позволяет курсанту применять знания, умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данных дисциплин. Более того, в рамках гуманитарных дисциплин, таких как «Военная история» и «Правоведение», курсанты знакомятся с важными военно-историческими событиями, выдающимися военными личностями, рассматривают вопросы, связанные с применением военно-гуманитарного права в ходе вооруженных конфликтов. Знания, полученные в данных областях, применяются ими в дальнейшем при изучении таких тем, как «Outstanding military leaders» («Выдающиеся военачальники») и «IHL in armed conflicts» («Международное гуманитарное право в условиях вооруженных конфликтов»). В дополнение к этому в рамках дисциплины «Иностранный язык» курсанты знакомятся с международными организациями и военными блоками, такими как ООН, НАТО, ОДКБ и ОБСЕ. Очевидно, что курсанты при подготовке информационных сообщений по данным темам могут внести те данные, которые отражают их специальные знания, интегрировать информацию, полученную в ходе изучения разных учебных дисциплин (см. рис. 1).

Рис.1.Устноесообщение потеме «ПТРК NLAW»

Впоследствии данное задание трансформируется в различные виды диалоговых методов и форм учебной работы, а именно - формулирование вопросов иотвдтовдопредсьанлеоюой аьфнрюации,ндстовоенит еодментараев.Пуи ра-боте с аудио- и видеофрагментами возможна отработка как навыков аудирова-ниао говорениядак и чтения и тереснфннслучовпдедснаоюнного масеовала с субтитрами. Такую работу рекомендуется проводить в мини-группах с приме-авнием ра:юечныхогравых меьедов е пнеемов.Ваорущем рчебномгооу соо-там 3-го курса было предложено проведение фрагментов практических занятий с одоагруппникоми в качеставпрсьадаватдвтИдля о-аьДоткн навынос роботы с видеоматериалом по темам «Международное гуманитарное право в условиях ьтноджеоногн кьнфликта» иеТо-уориам» в о—ран диcрарлины«Ипыст■paнный язык» (см. рис. 2).

Рис. 2. Фрагмент занятия по теме «Терроризм» (в ролипреподавателя рурсантЗ-го рурса)

Подобныевидытворчесрихзаданий способствуюоиндвводуалрз3 ции о бу-сения орсобоапооорязырр,формзрованию начыровелиоыазенпод ррмм унирации ы рслорбрх ыачспиыющайол воосны-профборпсналырбй среды чапем ммо-б-рат-ного повторения различных модификаций изучаемых понятий, слов, словосочетаний. Этнрфсцрсс росзляетои мрханлчпсрлр ыярнтсзнием иворурмнямаесяа

курсантами как способ взаимодействия с окружающим миром, общения с равными по статусу и субъективным характеристикам людьми. Именно легкость и непринужденная атмосфера превращает процесс усвоения знаний и навыков иноязычного общения в творчество, придает определенный вектор и личностный ааыслесвественной для человека познавателвноПактивности. Паи изучении иностранного языка применение различных игровых методов на практисевких занятиях обладает огромным потенциалом. К примеру, при использовании такого метода, как интервью, диалог может строиться по-разному:

т)по зааанке аавнковленны м вопросем-в этом случае кяетаеттси сиркВан тываются навыки аудирования и говорения;

б) по вопросам, которые выбирает курсант, выступающий в роли «интервьюируемого» - отрабатывает навыки беглой иностранной речи, произношения, адекватного применения невербальных коммуникативных приемов и средств, использования в речи специфических военно-профессиональных оПокатыв и терминов;

в) с участием «переводчика» - это позволяет отрабатывать и навыки грамотности, формирование умения на слух воспринимать речевые ош иKни,иaаO) дить в ходе взаимодействия пути решения проблемы выбора иноязычных оборотов, их уместногоиспользования приупотреблении в определенной.чащевсего венф еккиоаелпво свсесинрев аннеорнчи; пс.д.

Эффеотив ассть раовиуио иноязычвокзоммуникнтивнпхновыкув за висит и от представления качественного алгоритма выполнения того или иного вида творческого задааот с цекоь формиротания ьяс^с^пбнооти к сютооиспноо рабн-тавелл<иыe чеыко peглииыссвpевлнсыxваемeни, местл, coлоожпвиивавыпоой оысьеии иои^сзИ^^сспысилин^нй пpь0лныоoИпсвyaцьс.Эмoпнрптнзим сынянивм целесообразно разработать методические материалы, в которые включаются:

- о^.^^^ноеcl^соL^йлиусPй^Ун;

- методические рекомендации к объему и примерному содержннвыroгo-согоиоыстс(^^(^и текспс, ^(^кски^^^^^оий, ф^^плйс иы уиансгу, в;ро-сов и т. д.);

- гыиисэнио, ыии^ютоющоо ьооаа в внксичыcгиевбopoты,ыcиаывзокесое которых предпочтительно (или обязательно, если они направлены на усвоение нового д идаPтисверo га

- список рекомендуемых источников (включающий литературу, норматив-оые дккычнты, яюовюокикк ИL^cынyвцнь и неpесoинызи, фpвгyаеед.оyложыыээес-ных или документальных произведений, публикаций из научных источников или СМИ, др.н

- критерии и показатели качества выполненного задания, определяющие уy^скл в самооцеику;

- пояснения к самостоятельной работе;

- всобып ycлoзиявзaимoдeCвсчия в флызьxйыполнeсpвзвoоинcкыгoиo-дания, возможности использования электронных дидактических средств и ком-еyникоти вныовосте о.

К примеру, на базе МВОКУ преподавателями кафедры иностранных языков разработано электронное учебное пособие «Сирия. Уроки многолетней войны», в одном из разделов которого представлены задания для организации групповых дискуссий по решению определенных задач. В пособии в качестве приложений содержатся дидактические материалы (нормативные документы, карты местности, описание ситуаций, выписки из приказов, глоссарий и т. д.) для предварительного тщательного изучения и выработки курсантами собственной концепции ведения переговоров (см. рис. 3).

разрешать нестандартные проблемы. Обучение опирается не на формулу «запоминаю - отвечаю», где есть примерный алгоритм ответа, а предусмотрена необ-коиимо-тыосоынатвпиоблему, трынсформириваиьеив задачу.найииуешеаиеи провести анализ результата.

Вбтомласнанммвии больсиаи иотены-аыссыка волмеи—стсми мбоыуа-юсметнуы проектое, дакомых и га, дасарсииынногооарчомир. И млнмо срмтакил формах познавательной деятельности у курсанта значительно возрастает активность. Это происходит за счет многовариантности предполагаемого результата в акул ыь тлбеыаыи -аиммея кмга зерииви пыи оуинаа ммем ааб о,р мтеасанкиабних. По мнению В.Ю. Гребенщиковой, проект как результат воплощает в себе что-то новое, прогрессивное, социально значимое, т. е. характеризующееся существенным личностным вкладом. Каждый этап разработки проекта - от формулирования цели до разработки концептуальной модели - является способом выражения чысси акгимит м а твоичеекаб дбяыельносты[е].

В 2020-2021 учебном году группе курсантов, обучающихся по программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» дополнительного проилсеыылылсыого оВрызоаанбВ|л-сдд^(^ы^а^о у-нсиич и пмоектеоы дмя-тельности, целью которой являлось развитие образного и критического мыш-ления.активизацияранее полученных знаний, а также практика публичных вкстр-иасий, Кыми он7адннeмв боанеоаббмюьооьмс еи1оев1 им) ы—рекалм -2 месяца. На начальном этапе методом мозгового штурма курсантами была активизирована тематика пройденного материала как по основной дисципли-ае«И но етрааныйавыя»,так епоропел нительной программе «Переводчик в самрр аеофеьсооеалккыркеммыббиамие» е ыкмомтолиильчи оииВааык оррез демсниые eoirai дан а—лылинмго сзуыбния. В дaкьп9Йшнмк7pcены6мыКкл7 проведены опросы однокурсников о наиболее интересующих их аспектах з рамканвлДозтцяотем,аевчет и пидготовлен к защите соответствующий маиироал. Реимымаярм бабчыо-иоалемоыбтельскей деыеемьнбеми кирр^ынков яваелост создаяое поплеров«Втя»ная академия Вест-Поинт», «Современное вооружение СВ» и «Вооруженный конфликт в САР» с устным сообще-нвиииеммжнтарием. Кри99—мям2 икингм имоныетая cлвгжкли емдеожание (Content), языковое оформление (Language), дизайн постера (Final product), паеаентыния peнeаьтaнка авеллдевимиь (Сгеме^еМп skills), а также ответы на вопросы (см. рис. 4).

Pсc.р. Прювсдосик ианвюип в форматнперюгосорвв по решению военно-профессиональной задачи

Одним из важных условий развития иноязычных коммуникативных навы-куи PюpсочтФлпocундcрпье ичыивпдфальос1х твнсчзских зaдонйЙPBыоотcыфи-ленаправленный организованный подход к самостоятельной систематической льлoтп то oсеадPcою ттдыуоачоыл дэннст. KoмиьсoыисапвоыH поуыод амсoyвв самостоятельную работу обучающихся на одну из ведущих позиций, отражая сдщнонть ся с^боБк^с воеччому нбразпиичию чесдэог^с^йобноснь

Рис. 4. Участие курсантов в проектной деятельности

Таким образом, изучая проблему творческого развития, можно сделать сле-дчющиeоырядЫ; Сиврымпуные п едагоги идут по пути поиска таких методов, при реализации которых творческий компонент структуры личности обучающегося будет задействован максимально. В этом направлении большими потенциальными возможностями обладают методы проектов, деловых игр, дискуссионно-гooкЭчeнкя,ракпикиФeснoарупыкиx формах познавательной деятельности у курсантов значительно возрастает активность. При этом необходимо создание иыoувeмствpющнв лдылйио, а имесыл:

- учебно-методические материалы должны содержать задания, способ-(;твolыщиcoaзтити юнуюну ко ных умений и навыков;

- при разработке творческих заданий по иностранному языку содержа- в режиме четко регламентированных времени, места, содержания и условий раз-тельный компонент должен отражать специфику военной специальности; решения профессиональной проблемной ситуации;

- наличие качественного алгоритма выполнения того или иного вида - организация систематической самостоятельной работы курсантов по творческого задания с целью формирования способности к интенсивной работе овладению иностранным языком.

Библиографический список

1. Поздняков С.Г. Формирование способностей к преодолению профессиональных трудностей у курсантов военного вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ярославль, 2008.

2. Ляхова Т.Ю. Творческое развитие личности студента в условиях реализации компетентностного подхода в вузе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2013.

3. Поздняков О.Г Педагогические пути развития творческих способностей к познавательной деятельности у курсантов военных вузов. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2015.

4. Гребенщикова В.Ю. Информационно-образовательные технологии как фактор развития творчества учащихся в проектной деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Великий Новгород, 2003.

References

1. Pozdnyakov S.G. Formirovanie sposobnostej k preodoleniyu professional'nyh trudnostej u kursantov voennogo vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yaroslavl', 2008.

2. Lyahova T.Yu. Tvorcheskoe razvitie lichnosti studenta v usloviyah realizacii kompetentnostnogo podhoda v vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2013.

3. Pozdnyakov O.G. Pedagogicheskie puti razvitiya tvorcheskih sposobnostej k poznavatel'noj deyatel'nosti u kursantov voennyh vuzov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2015.

4. Grebenschikova V.Yu. Informacionno-obrazovatel'nye tehnologii kak faktor razvitiya tvorchestva uchaschihsya v proekinoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2003.

Статья поступила в редакцию 01.10.22

УДК 37.01

Serguntsova E.V., postgraduate, North Caucasus Social Institute (Stavropol, Russia), E-mail: cherep794@gmail.com

THE ESSENCE OF THE CONCEPT "ANALYTICAL SKILLS" AND ITS COMPONENTS. The article deals with a problem of defining analytical skills In modern education, analyzes various interpretations of this definition, determines the structure of analytical skills. The article analyzes the main components of analytical skills, notes a number of factors that complicate the development of analytical skills. It is concluded that the formation of analytical skills is a complex, multi-level process, the effectiveness of which depends on objective and subjective factors. The article discusses the key elements of the formation of analytical skills associated with the periods of education in various organizations. The presented material allows to conclude that analytical skills are the ability to accumulate acquired knowledge, analyze, systematize and interpret information based on logical thinking, as well as transform accumulated knowledge into a new qualitative state. The development of analytical skills is possible only on the basis of certain laws of the development of the mental sphere, individual characteristics of perception, and the level of intellectual training.

Key words: skills, analytical skills, formation, individual mental features.

Е.В. Сергунцоеа, соискатель, АНО ВО «Северо-Кавказский социальный институт», г. Ставрополь, E-mail: cherep794@gmail.com

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ» И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ

В статье рассматривается проблема определения аналитических умений в современном образовании, осуществляется анализ различных интерпретаций данной дефиниции, определяется структура аналитический умений. В статье анализируются основные компоненты аналитических умений, отмечается ряд факторов, затрудняющих развитие аналитических умений. Сделан вывод о том, что формирование аналитических умений является сложным, многоуровневым процессом, эффективность которого зависит от объективных и субъективных факторов. В статье рассматриваются ключевые элементы формирования аналитических умений, связанных с периодами образования в различных организациях. Представленный материал позволяет сделать вывод, что аналитические умения - это способность аккумулировать полученные знания, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию на основе логического мышления, а также преобразовывать накопленные знания в новое качественное состояние. Развитие аналитических умений возможно лишь на основе определенных закономерностей развития мыслительной сферы, индивидуальных особенностей восприятия, и уровня интеллектуальной подготовки.

Ключевые слова: умения, аналитические умения, формирование, индивидуальные мыслительные особенности.

В связи с резко меняющимся миром и ускоряющимся темпом жизни в нем, процесс становления человека как личности претерпевает большие изменения вследствие предъявляемых высоких требований в образовательном плане. Современное информационное общество определяется как общество знаний и информации, которое предполагает развитие навыка многозадачности, бесконечное самосовершенствование и рост в познании различных стезей современного образования. Все это наталкивает на раннюю целенаправленную деятельность взрослого по отношению к ребенку дошкольного возраста, ориентированную на освоение последним определенных умений и навыков, и различных видов деятельности [1-15].

Одним из необходимых в сегодняшнем мире навыков, которым должны овладеть дети на этапе дошкольного обучения, является аналитический навык или аналитические умения.

Цель статьи - определить и охарактеризовать базовые компоненты понятия «аналитические умения».

Задачи статьи: 1) рассмотреть понятие «аналитические умения» в научной литературе; 2) выделить характерные составляющие в структуре аналитических умений; 3) представить этапы формирования аналитических умений в различные возрастные периоды (дошкольное образование, школа, колледж/вуз).

Методы исследования: теоретический анализ ранее выполненных научных работ, систематизация материала, обобщение.

Научная новизна статьи определяется выявлением и описанием этапов формирования аналитических умений у обучающихся. Теоретическая значимость статьи представлена в расширении педагогического знания о специфике формирования аналитических умений у обучающихся в разные возрастные периоды. Практическая значимость статьи обусловлена рассмотрением процесса формирования аналитических умений как системной целенаправленной работы.

Что же собой представляют аналитические умения? При рассмотрении термина «умения» в психолого-педагогической литературе однозначная интерпретация понятия отсутствует В частности, в «Большой современной энциклопедии» «умение» определяется как освоенный человеком способ выполнения действия, который обеспечивается комплексом накопленных знаний и навыков [1].

М.А. Данилов и Б.П. Есипов называют умения определенной подготовленностью к быстрому, точному и сознательному выполнению практических и теоретических действий на основе жизненного опыта и уже приобретенных знаний [2]. В.П. Ушачев и Б.М. Бим-Бад идентифицируют умения как способность ребенка осуществлять умственные и практические действия на основе сформированных знаний [3; 4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.