Научная статья на тему 'Развитие инновационных процессов информационной системы агропромышленного комплекса республики Саха (Якутия)'

Развитие инновационных процессов информационной системы агропромышленного комплекса республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Турантаев С. Г.

Рассмотрены итоги реализации в Республике Саха (Якутия) первоочередных задач информатизации и интеграции основных опорных подразделений системы поддержки принятия решений, в том числе ее отраслевой агропромышленный компонент. Показано, что создание и реализация единой информационной системы агропромышленного комплекса имеют свою специфику и инновационные составляющие в производственной и управленческой сферах. Рассмотрены вопросы взаимодействия имеющихся организационных структур, направления развития и регулирования инновационных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие инновационных процессов информационной системы агропромышленного комплекса республики Саха (Якутия)»

УДК 338.436.33:681.518

развитие инновационных процессов информационной системы агропромышленного комплекса республики саха (якутия)

с. г. турантаев,

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник отдела экономики традиционного природопользования

E-mail: suruktsg@rambler. ru Научно-исследовательский институт региональной экономики севера, северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова

Рассмотрены итоги реализации в Республике Саха (Якутия) первоочередных задач информатизации и интеграции основных опорных подразделений системы поддержки принятия решений, в том числе ее агропромышленный компонент. Показано, что создание и реализация единой информационной системы агропромышленного комплекса имеют свою специфику и инновационные составляющие. Рассмотрены вопросы взаимодействия имеющихся организационных и инновационных структур.

Ключевые слова: информационная система агропромышленного комплекса, инновационный процесс, интеграция, информатизация, агропромышленный комплекс.

Создание единой информационной системы

агропромышленного комплекса (АПК) республики осуществляется в рамках построения региональной государственной информационной системы органов государственной власти Республики Саха (Якутия) [далее - РС (Я)] [2]. Сегодня реализованы первоочередные задачи информатизации и интеграции следующих опорных подразделений: Национальное информационное агентство Инфор-

мационный центр при Президенте Республики Саха (Якутия); Министерство экономики и промышленной политики РС (Я); Министерство финансов РС (Я); министерство сельского хозяйства и продовольственной политики (МСХиПП) РС (Я).

В результате проведенных работ решены следующие основные задачи:

• сформирован центральный узел системы на базе Министерства экономического развития и промышленности РС (Я);

• реализованы подсистемы Министерства финансов РС (Я); Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики РС (Я); сводная подсистема «Ситуационный центр РС (Я)»;

• интегрированы подсистемы и ведомственные локальные базы данных в рамках централизованного информационного ресурса органов государственной власти и управления с использованием единых XML-форматов данных.

В целях обеспечения оперативного информационного взаимодействия в АПК и информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей разработан web-портал МСХиПП РС (Я) - http://www. тсхзаШа. ги. Портал

размещает подробную информацию о деятельности министерства и АПК в целом, оперативную информацию по отраслям сельского хозяйства и инструменты взаимодействия. Кроме того, идет процесс создания функций электронных услуг населению через единый портал государственных услуг в рамках реализации ФЦП «Электронное Правительство» (http://www. qov. sakha. ru).

Телекоммуникационную информационную сеть АПК республики внедряет и эксплуатирует самостоятельное подразделение МСХиПП РС (Я) -ОАО «Информационно-технический центр АПК РС (Я)», и на сегодняшний день им реализован ряд ее компонент (рис. 1). Так, IP-телефония реализуется по схеме 4/128, установлена учрежденческая мини-АТС. В производственном режиме функционируют:

• локально-вычислительная система (ЛВС),

• спутниковая коммуникационная система (СКС) с защитным заземлением и выделенным каналом на 1 Mbit,

• оптоволоконный канал «Оптилинк»,

• спутниковый канал и т. п.

На улусном уровне реализуются следующие компоненты: во всех 35 улусных управлениях сельского хозяйства (УСХ) внедрены системы электронной цифровой подписи и VipNET, обеспечен доступ в Интернет, и внедрена 1Р-телефония. Специалисты управлений в 410 наслегах оснащены компьютерной и оргтехникой, лицензионным и специализированным программным обеспечением.

Система поддержки принятия решений (С1II1Р) АПК республики обеспечена следующими информационными системами (см. таблицу).

Для сохранения достигнутого уровня информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) требуется продолжать дальнейшее внедрение и развитие новых информационно-технических проектов, создание единой системы информационного обеспечения АПК, внедрение систем спутниковой связи, спутникового мониторинга для удаленных труднодоступных хозяйств, применение проектируемой системы «ГЛОНАСС + 112» в сельском хозяйстве.

Трудности и проблемы развития ИКТ в республике возникают из-за недостаточного финансирования повышения уровня ИКТ.

Рис. 1. Организационная схема телекоммуникационной информационной сети АПК РС (Я)

Информационные системы, ресурсы, базы данных, АИС по основным сферам деятельности МСХ РС (Я) по состоянию на 2011 г.

Информационная система, сайт Разработчик, поставщик Место установки

1С 1С МСХиПП РС (Я), улусные УСХ

1С: Свод отчетов ОАО «ИТЦ АПК», 1С МСХиПП РС (Я), улусные УСХ

«Консультант плюс» «Консультант плюс» МСХиПП РС (Я)

«Дело» ООО «Инфосистема» МСХиПП РС (Я)

АИС «Контроль исполнения» Правительство РС (Я) МСХиПП РС (Я)

АИС «Профинплан для сельскохозяйствен- ОАО «ИТЦ АПК» МСХиПП РС (Я), улусные УСХ,

ных организаций» сельскохозяйственные специалисты в наслегах

АИС «КХ-8 для крестьянских хозяйств» ОАО «ИТЦ АПК» МСХиПП РС (Я), улусные УСХ, сельскохозяйственные специалисты в наслегах

АИС «Показатели АПК» ОАО «ИТЦ АПК» МСХиПП РС (Я)

АИС «Учет имущества АПК» ОАО «ИТЦ АПК» МСХиПП РС (Я), улусные УСХ, сельскохозяйственные специалисты в наслегах

АИС «Учет финансов МФХ» ОАО «ИТЦ АПК» В разработке

Сайт МСХиПП РС (Я) mcxsakha. т ОАО «ИТЦ АПК». Сервер МСХиПП РС (Я)

База данных «Агростат» Главный вычислительный центр МСХ РФ МСХ РФ

Сайт правительства РС (Я) www.gov.sakha.ru Правительство РС (Я) Правительственный портал РС (Я)

Приоритетными направлениями информатизации АПК на ближайшую перспективу являются: создание и развитие системы государственного информационного обеспечения (СГИО) АПК РС (Я), включая наслежные уровни; внедрение специализированных автоматизированных информационных систем и обучение специалистов сельского хозяйства.

В связи со сказанным представляется весьма актуальным обучение технологиям систем баз данных и автоматизированных информационных систем - доминирующих инструментов хранения и обработки информационных ресурсов.

Эффективность принятия управленческих решений в АПК может быть повышена путем улучшения информационного обеспечения данного процесса. В свою очередь, качество информационного обеспечения напрямую зависит от степени информационного развития региона в целом. Информатизация АПК республики является одним из основных инструментов повышения эффективности принятия управленческих решений. Тем не менее информатизация только в целях управленческого учета не представляет существенного значения, если она не охватывает производственно-технологическую сферу. Поэтому информатизация прежде всего должна охватить инновационные процессы.

Система управления процессами реализации инновационного развития АПК республики представлена следующими структурами (рис. 2).

В настоящий момент интегрированность этих субъектов ограничивается только в строго необходимых форматах и на уровне специалистов и персоналий.

Перспективные направления развития инновационных процессов в АПК улусов предполагает широкое развитие современной комплексной информатизации в агробизнесе, которая должна основываться на использовании геоинформационных систем. В данных системах отражается состояние основных показателей деятельности АПК (пространственное размещение земель, посевов сельскохозяйственных культур, организаций по производству и переработке продукции, данные учета и анализа характеристик почв, урожайности, продуктивности, условий хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции и др.).

основными группами инновационных проектов для АПК муниципальных районов могут выступать селекционно-генетические, производственно-технологические, организационно-управленческие и экономико-социоэкологические инновации, комплексная реализация которых позволит обеспечить достижение целей стратегии инновационного развития.

Управленческие функции 1-го уровня

и Министерство экономики и омышленной политики РС(Я)

Министерство финансов РС(Я)

Управленческие функции 2-го уровня

С Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики РС(Я)

Администрации МР и МО

Пользовательско-внедренческие функции

нновационно-внедренческие функции

^рарные научные учреждения

Учебные заведения

{ Субъекты агробизнеса (всех организационно-правовых форм),) их объединения и союзы

Инициаторы конкретных инновационных проектов

Рис. 2. Система управления процессами инновационного развития в АПК

Существенную актуальность приобретает создание системы эффективной связи и управления производством в традиционных отраслях Севера с использованием информационной интегрированной навигационной системы ГЛОНАСС - Инмарсат (Глобалстар):

• для автомобильного транспорта, занятого перевозками продукции сельскохозяйственного назначения в отдаленные улусы (хозяйства), судоходного транспорта по перевозке продукции в арктические улусы, автомобильного транспорта по перевозке топлива;

• для кочевых оленеводческих бригад;

• для улусных управлений сельского хозяйства, МСХиПП РС (Я), для ветеринарной службы РС (Я) и т. п.;

• для малой вездеходной и водной техники охотников, рыболовов, оленеводов;

• для мониторинга оленеводческих стад и табунного коневодства и т. д. [1].

Внедрение и реализация этой системы будут осуществляться на основе создания «Диспетчерс-

кого центра мониторинга объектов» в МСХиПП РС (Я) с ГИС-технологией1 в рамках создания республиканского ситуационного центра.

Злободневной является проблема применения современных инструментов информационных систем при разработке целевых программ развития АПК муниципальных районов. Комплексные и целевые программы развития отраслей экономики районов должны быть актуализированы информационно-технологическими регламентами, которые бы позволили более конкретизировать инновационные сценарии развития экономической сферы. Для этого необходимо внедрить механизмы информационного взаимодействия:

• обязательное применение соответствующего научно обоснованного программного инструментария информационных СППР при разработке и планировании программ развития АПК;

• установление долгосрочных и взаимовыгодных отношений между сельскохозяйственными

1 ГИС - географическая информационная система.

организациями района, научными и учебными учреждениями на основе информационно-технологических регламентов. Такой подход обеспечит прозрачность и достоверность принимаемых мероприятий. При этом согласованность действий органов власти, сельскохозяйственных товаропроизводителей, населения, инвесторов позволила бы на основе выверенных прогнозов экономико-математических (имитационных) моделей привлечь в агробизнес кроме финансовых средств бюджетов всех уровней и внебюджетные источники, а также частные инвестиции.

Тем не менее в развитии инновационного компонента информационной системы АПК большая роль отводится государственной поддержке этой сферы. Так, на федеральном уровне необходимы.

• увеличение объема финансирования программ развития информационно-технического направления;

• принятие новых нормативно-правовых актов для снижения цен и тарифов на услуги ИТКС и стимулирования рынка ИКТ: ПО, АИС, ИКС;

• выделение в отдельную программу повышения компьютерной грамотности населения.

На региональном уровне требуются:

• увеличение объема финансирования в рамках программ развития региона;

• осуществление поддержки новых проектов по обеспечению работы ИКТ на региональном уровне.

На муниципальном уровне необходимы.

• организация и обучение кадрового состава, специалистов начальным азам работы с компьютером, информационными технологиями;

• обеспечение условий для развития ИКТ.

Список литературы

1. Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2016 годы» в новой редакции. URL: http://sakha. gov. ru/node/37390.

2. О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)»: постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 (с изм. от 26.07.2004, 15.08.2006, 10.03.2009, 10.09.2009, 09.06.2010). URL: http://fcp. economy. gov. ru/cgi-bin/cis/fcp. cgi/Fcp/ViewFcp/View/2008/134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.