Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ ИГРЫ НА ФОРТЕПИАНО В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА'

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ ИГРЫ НА ФОРТЕПИАНО В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / МЕТОДИКА / ПЕДАГОГИКА / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Денис Сергеевич, Путинцева Татьяна Сергеевна, Галасс Ольга Владимировна, Рыбина Мария Сергеевна

В статье рассматриваются проблемы развития музыкального образования на современном этапе. Показано, что в последние годы заметно обострилось противоречие между возрастающими требованиями к профессиональным качествам музыкантов и их недостаточной подготовкой. Современное образование требует инновационного, системно-деятельного подхода и создание особых педагогических условий для модернизации учебного процесса. Все большее значение приобретают вопросы сохранения мирового культурного наследия, традиций изучение лучшего передового опыта в сфере инновационной педагогики. Использование инновационных форм в учебном процессе позволяет развивать личностные и профессиональные качества будущего специалиста, дает возможность для реализации творческого потенциала, организаторских и коммуникативных качеств. В работе представлены механизмы и модели инновационной деятельности в условиях проектноцелевого управления развитием социальных технологий музыкального колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров Денис Сергеевич, Путинцева Татьяна Сергеевна, Галасс Ольга Владимировна, Рыбина Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE PROCESSES IN THE THEORY AND PRACTICE OF PIANO PEDAGOGY IN THE CONTEXT OF PROJECT-ORIENTED MANAGEMENT OF THE DEVELOPMENT OF SOCIAL TECHNOLOGIES OF THE MUSIC COLLEGE

The article deals with the problems of the development of music education at the present stage. It is shown that in recent years, the contradiction between the increasing requirements for the professional qualities of musicians and their insufficient training has become noticeably aggravated. Modern education requires an innovative, systemic-active approach and the creation of special pedagogical conditions for the modernization of the educational process. The issues of preserving the world cultural heritage, traditions, and the study of the best advanced experience in the field of innovative pedagogy are gaining more and more importance. The use of innovative forms in the educational process makes it possible to develop the personal and professional qualities of a future specialist, makes it possible to realize the creative potential, organizational and communicative qualities. The paper presents the mechanisms and models of innovation in the context of project-targeted management of the development of social technologies of a music college.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ ИГРЫ НА ФОРТЕПИАНО В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА»

Развитие инновационных методов преподавания игры на фортепиано в условиях проектно-целевого управления развитием социальных технологий музыкального колледжа

Петров Денис Сергеевич,

кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и политологии, Воронежский государственный университет E-mail: den_petrov@rambler.ru

Путинцева Татьяна Сергеевна,

аспирант кафедры педагогики и методики профессионального образования, Белгородский государственный институт искусств и культуры E-mail: pytyats931@mail.ru

Галасс Ольга Владимировна,

директор Губкинского филиала ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры» E-mail: gfdirector@bgiik.ru

Рыбина Мария Сергеевна,

преподаватель, ФГБОУ ВО «Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова» E-mail: mashutacontact@mail.ru

В статье рассматриваются проблемы развития музыкального образования на современном этапе. Показано, что в последние годы заметно обострилось противоречие между возрастающими требованиями к профессиональным качествам музыкантов и их недостаточной подготовкой. Современное образование требует инновационного, системно-деятельного подхода и создание особых педагогических условий для модернизации учебного процесса. Все большее значение приобретают вопросы сохранения мирового культурного наследия, традиций изучение лучшего передового опыта в сфере инновационной педагогики. Использование инновационных форм в учебном процессе позволяет развивать личностные и профессиональные качества будущего специалиста, дает возможность для реализации творческого потенциала, организаторских и коммуникативных качеств. В работе представлены механизмы и модели инновационной деятельности в условиях проектно-целевого управления развитием социальных технологий музыкального колледжа.

Ключевые слова: педагогические инновации, методика, педагогика, обучающийся, музыкальное образование, образовательный процесс, проектно-целевое управление, социальные технологии.

о с

CJ

В последние годы эволюционные изменения: мировоззренческие процессы или научно-технические прогресс значительно влияют на формирование музыкальной культуры и образовательной системы в целом. В музыкальной сфере складываются новые реалии, воздействующие на традиционную музыкальную педагогику, весьма успешную в прошлом. Однако на сегодняшний момент идеальной модели системы образования не существует.

Современное образование, нормативные документы требуют применения инновационного, системно-деятельного подхода. Все большее значение приобретают вопросы сохранения мирового культурного наследия, традиций в области музыкального образования, изучение лучшего передового опыта в сфере инновационной педагогики.

Кардинальной задачей педагогики является решение проблемы соотношения образования и развития - продолжительное время предпринимались попытки поиска путей к ее практическому разрешению. Например, И.Г. Песталоцци видел цель образования в обеспечении правильного всестороннего и гармоничного развития психики, формирования интеллектуальной самостоятельности. Зарубежные исследователи - Д. Гамильтон, Р. Карлсон представляют теоретические и практические аспекты инновационных процессов на основе педагогических нововведений. Особое внимание развивающей функции обучения рассматривалось в педагогической системе К.Д. Ушин-ского. Он предлагает использовать проблему развивающего обучения, как проблему соотношения обучения и развития. Это вопрос актуален и в настоящее время.

В отечественной педагогике получил признание метод практической деятельности. В настоящее время музыкальное образование нуждается в поиске и использовании инновационных технологий обучения, одним из которых, является проектно-целевой подход к обучению и управлению в образовательной организации.

Проектно-целевое управление развитием музыкального колледжа - ориентированный на конечный результат целенаправленный комплекс взаимосвязанных действий состоящих из процессов прогнозирования, планирования, организации, мотивации, координации и контроля, имеющий ограничения по времени, ресурсам и рискам, и направленный на необратимые качественные, прозрачные и измеримые изменения образовательной организации, реализующей программу подго-

товки специалистов среднего звена по специальностям укрупненной группы музыкальное искусство.

Для того, чтобы поддерживать интерес к применению инновационных технологий, педагог должен мотивировать обучающегося, пересматривать и перерабатывать традиционные формы обучения.

Педагогическая инновационная деятельность -это социально-педагогический феномен, который отражает потенциал преподавателя и нацелен на более высокие результаты качества обучения.

Проблема инноваций в науке изучалась в работах Н. Лапина, А. Пригожина, Б. Сазонова и др. Авторы представляют понятие «инновации», как новшество и процесс внедрения его в практику. А. Пригожин определяет «инновацию», как целенаправленное изменение. В. Загвязинский рассматривает инновации в педагогике не только как идеи, подходы, методы, технологии, но и как комплекс «элементов педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющее достаточно эффективно решать» психолого-педагогические задачи [6]. Он считает, что новое - это прогрессивное. Исходя из этого, инновации в образовании должны быть, направлены на формирование педагогической практики, которая реализуется в результате освоения новых научных идей, концепций, подходов и др. Педагогические инновации предполагают также личностный и творческий процесс воспитания и охватывают всю сферу образования.

Технология проектно-целевого управления развитием музыкального колледжа, основанная на системной реализации комплекса проектов в управлении и обучении, включающая этапы: инициации (целеполагание) разработки проекта (планирование), выполнение проекта (организация деятельности), защита проекта (контроль и коррекция), решает по нашему мнению главную задачу - воспитание музыканта самостоятельно мыслящего, способного применять полученные навыки и знания на практике.

В работе «Развитие учащегося музыканта в процессе обучения игре на фортепиано» Г.М. Цыпин раскрывает четыре принципа, которые воедино представляют достаточно прочный фундамент развивающего обучения. Первый принцип заключается в увеличении количества и объема материала для изучения. Второй нацелен на увеличение темпа изучения учебного материала и овладение определенными навыками и умениями в сжатые сроки. Автор подчеркивает, что подобные условия занятий обеспечивают непрерывный поток информации в процесс музыкального урока. Третий принцип - это общая интеллектуализация учебного процесса за счет использования музыкально-теоретической базы. Четвертый предполагает проявление инициативы и самостоятельности обучающегося. Г.М. Цыпин особое внимание акцентирует на развитие навыков чтения с листа. Быстрая и постоянная смена

музыкальных впечатлений, приток разнохарактерной информации способствуют развитию музыкального мышления. Воспитание навыка чтения с листа является методом воспитания активных музыкально-слуховых представлений [10]. Данный взгляд автора перекликается с высказыванием В.А. Сухомлинского: «...не для запоминания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать, постигать, наконец, изумляться» [8, с. 172, 265].

Современная модернизация музыкального образования направлена на развитие и совершенствование педагогического процесса в профессиональной деятельности педагога. В законе «Об образовании в Российской Федерации» одним из перспективных направлений современной образовательной системы отмечены тенденции формирования условий «обеспечения самоопределения личности» и ее самореализации [11]. Поэтому проблема формирования инновационного потенциала личности педагога-музыканта явилась аспектом исследования проблемы гуманизации художественного образования. Развитие личностных качеств современного специалиста, отвечающего требованиям времени и реализующего свои профессиональные качества, формируют инновационные подходы в образовании. Расширение научного интереса в этом направлении выявило многогранность данного феномена.

Идея гуманизации образовательного процесса и профессиональной подготовки специалиста, способного к реализации собственного потенциала, отражена в трудах В. Сластенина, П. Кравчука, М. Кларина, В. Кудина, С. Сысоева, которые связывают свои исследования с решением образовательных проблем и реализацией инновационных педагогических технологий. В их работах подчеркнута идея компетентного подхода, который является основой образовательных стандартов нового поколения, рычагом модернизации системы современного образования, основанного на ценностях, знании, опыте, полученных в процессе обучения.

Известный британский психолог Дж. Равен дает свое объяснение понятию компетентности: «явление, которое состоит из большого числа компонентов, независимых друг от друга ... некоторые из них относятся к когнитивной сфере, другие -к эмоциональной. Они способны заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения» [7, с. 253].

Некоторые из инноваций имеют отношение к педагогическому искусству, но далеко не все. Инновационные технологии определяют новый подход к обучению, к профессионализму. Исследователями рассматривалась инновационная педагогическая технология в формировании музыканта, как элемент педагогического искусства, новизны и прогрессивности, в котором заложено творчество, авторская система, направленная на улучшение учебного процесса и результативности обучающихся. Гарантией ре-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

зультативности является четко выстроенная система, в основе которой лежат определенные инновации. А.В. Истомин считает, что «технологии являются доминирующей характеристикой деятельности преподавателя и переходят на качественно новую ступень наукоемкости, эффективности» [12]. В этом он видит современно-практическое мышление и прогрессивную педагогическую работу.

Современные технологии являются техникой реализации образовательного процесса, как составляющей дидактической системы. Г. Селивко считает, что именно данная «система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве» приводит к уникальному результату [5]. Автор отмечает, что наряду с владением интерактивными и активными методиками преподавания и информационной средой, педагог-новатор обязан быть опытным координатором информационного потока, тонким, психологом, хорошим музыкантом, исследователем.

Инновационная направленность педагогической деятельности определяется рядом обстоятельств и обусловлена тем, что заметно изменился внутренний мир молодого человека. В XXI веке отмечается рост безразличия к базовым ценностям, нарастание социальной напряжённости. Современное общество требует от специалиста высокой культуры, сформированной системы ценностей, способностей к самосовершенствованию, профессиональной активности. Именно поэтому инновационные технологии способны выступать средством системы обновления образовательной политики. Использование инновационных форм в образовании позволяет развивать личностные и профессиональные качества будущего специалиста, дает возможность для реализации творческого потенциала, организаторских и коммуникативных качеств. Современная система образования должна центрироваться вокруг студента, подтверждая и раскрывая его индивидуальность, одаренность, умение реализоваться и найти свое место в обществе.

В преподавании музыки актуальными считаются инновации, базирующиеся на активизации творческого мышления. В исследованиях Е. Лопухина и Д. Меренкова инновационные методы базируются на рациональном и эмоциональном подходах. Рациональный базируется на креативном мышлении, эмоциональный проявляется в творческой деятельности. Авторы утверждают что «творчески ориентированные выпускники - это чаще всего заслуга не вуза, а отдельно талантливых преподавателей». В связи с чем, педагог-музыкант обязан вдумчиво работать над подбо-5 ром репертуара, творчески подходить к решению о специфических задач, создавать условия для ин-^ тересной совместной работы в классе. еЗ Разработка научных исследований в области ав педагогической психологии, дидактики, препода-

вании учебных дисциплин оптимизирует учебный процесс, формирует личность, способную и желающую самостоятельно принимать решения, получать знания, оттачивать мастерство путем проб и ошибок, опираться на лучшие образцы мировой культуры, гибко и нестандартно реагировать на новшества, изменения. При многообразии инновационных технологий - модульных, дидактических, проблемных, компьютерных - за наставником остается реализация педагогической функции, распространение инноваций и внедрения их в передовую массовую практику. Педагог опирается на психологические исследования, новые педагогические идеи, технологии, методики, основанные на развитие мышления. Активизация творческого мышления студента, это огромный результат научных поисков, это лучший педагогический опыт, как педагога, так и педагогического коллектива в целом. Творческий процесс в преподавании музыки неотделим от активизации мышления молодого человека, однако в силу ряда условий, в частности - традиций, некоторые современные инновации скорее признаются, нежели реализуются на практике.

Развитие информационных технологий и внедрение их в педагогическую практику наложили отпечаток на работу с обучающимися.

Педагог в своей практике должен сочетать задачи приоритетные и специфические, использовать современные педагогические технологии, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аудиовизуальные средства, печатные, электронные образовательные и информационные ресурсы. Применение информационных технологий - это мощный стимул для обучения, который открывает дополнительные возможности в приобретении новых знаний. Сведения об исполнителях, прослушивание видеозаписей в сети интернет, поиск нотной литературы, участие в интернет-конкурсах и фестивалях - всё это позволяет сделать менее монотонной сложную, и трудоёмкую работу над музыкальным произведением. Совместное прослушивание изучаемого сочинения с педагогом и учениками класса, применение интернет-ресурсов и последующее обсуждение различных трактовок создают стимул в освоении и достижении мастерства будущей профессии. В связи с этим, педагогу целесообразно исследовать новые подходы к исполнению произведений и делиться опытом.

Актуальным является введение индивидуально-ориентированного обучения, который планирует педагог, решая задачу ускоренного формирования исполнительных навыков за счет самостоятельной работы студента, потребности к саморазвитию, умению находить и планировать пути преодоления трудностей. Освоение программы связано с формированием профессиональной компетентности, культурой исполнительства, умением читать с листа, транспонировать и др.

Анализируя социально-педагогическое проектирование в региональных системах образования

В.З. Юсупов утверждает, что существует ряд исследований, в которых:

- отражено философское осмысление сущности проектирования;

- педагогическая сущность проектирования определена исследователями путем анализа и синтеза результатов применения проектирования в гуманитарных отраслях знания.

- инновационные сдвиги в образовании совершаются на основе конкретизации общефилософского принципа развития;

- сущность, технологии, общие принципы, методы проектирования в процессах регионализации современного Российского образования определены разработкой теоретических основ социально-педагогического проектирования;

- главным механизмом развития и саморазвития образовательной системы определено понятие «образовательный проект», для социально-педагогического проектирования разработаны критерии эффективности [14].

Говоря о проекте в музыкальном образовании, необходимо отметить, что проект - это не только специально организованная преподавателем и самостоятельно выполняемая студентом совокупность действий, последовательное выполнение которых завершается созданием творческого продукта, но и самостоятельность деятельности обучающихся, возможность проявления студентами своих способностей, повышение личностной мотивации (табл. 1).

Таблица 1

Окончание

Основные категории Проект в управлении Проект в обучении

Понятие проект Одноразовая, не повторяющаяся деятельность или совокупность действий, в результате которых за определенное время достигаются четко поставленные цели. Самостоятельно принимаемое обучающимися развернутое решение проблемы

Основа инициации Реальная проблема, алгоритм Учебная проблема, алгоритм

Цель Либо полное разрешение какой-то проблемы, либо существенное снижение её остроты Самостоятельное «постижение» различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучающихся

Защита проекта Защита в проектном офисе перед руководством Защита перед комиссией из преподавателей или студентов

Этапы Инициация Планирование Реализация Закрытие Разработка проектного задания Этап разработки плана работы Реализация проекта Завершение проекта

Реализация на практике Обязан быть реализован на практике Может не быть внедрен

Основные категории Проект в управлении Проект в обучении

Результат Любые продукты, процессы, услуги, стандарты, ноу-хау, методологии, сетевой опыт, результаты клинических исследований, программное обеспечение и т.п., которые могут быть реализованы на рынке. Полезный эффект проекта Результатом (продуктом) проектной деятельности могут быть: письменная работа, материальный объект, отчётные материалы

Оценивание Поощрение или наказание Оценка

Требования к использованию Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы; Практическая, теоретическая, познавательная значимость; Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Ограничения Имеются четкие ограничения по времени и другим ресурсам Могут не иметь ограничений по ресурсам

Риски В основном время и финансы Отсутствие заинтересованности

При этом важнейшей стороной деятельности студента при выполнении проектов является креативность. И она связана, прежде всего, с постановкой проблемы и поисками путей её решения, которые инспирируют активную мыслительную деятельность.

Кроме того, проектная деятельность студентов является одним из методов развивающего обучения, так как она направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов). Участие в проектах способствует так же развитию творческих способностей, объединяет знания, полученные в ходе обучения, что способствует развитию логического мышления, а также способствует решению конкретных жизненно важных проблем.

Реализация проекта требует от участника не только умения ориентироваться в объеме информации, но и проявления творческих способностей, наличие воображения, умения обобщать художественную информацию и придавать конечному продукту проекта художественную форму, соответствующую замыслу. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. При этом важно отметить, что творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специально организованного процесса обучения и воспитания.

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

Особенно важным мы считаем возможность использовать индивидуальные и коллективные формы творческой деятельности в ходе реализации проекта.

Обучение в условиях проектной деятельности способствует не только становлению познавательной сферы, развивает творческие (творческое воображение, невербальная креативность) и образные (пространственное мышление и воображение, образное мышление и память) характеристики познавательных процессов, но и обучает работать в коллективе, нести ответственность за порученное, планировать свою деятельность.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что применение метода проектов в обучении и воспитании гарантирует не только включение студентов в реальную исследовательскую деятельность и нацеливание их на получение реального результата, но, и предоставляя возможность самостоятельного выбора содержания и способов деятельности, мы будем не только способствовать развитию способностей, интересов, склонностей, но и эмоциональной сферы личности обучающихся.

Реализация проектного метода в обучении и в управлении ведет к изменению позиции и роли преподавателя и руководителя в образовательном учреждении. Из носителя готовых знаний, умений и управленческих решений они он превращаются в организаторов исследовательской, познавательной и управленческой деятельности.

Изменяется и психологический климат в коллективе, так как педагогу и руководителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную и управленческую деятельность, и деятельность обучающихся и преподавателей на разнообразные виды самостоятельной работы, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого и управленческого характера.

Современные инновации должны не только признаваться, но и реализовываться на практике. Работу творчески работающего преподавателя невозможно представить без использования сети интернет, которая повышает эффективность обучения. Педагог не всегда использует сеть интернет, потому что не владеет образовательными мультимедийными технологиями, которые являются приоритетными в инновациях. Стратегия использования педагогами медиатехнологий предполагает умение квалифицированно владеть современным электронным инструментарием, компьютерными и интернет технологиями. По мнению Н.Ф. Хилько, медиаобразование, как перспективное направление педагогической науки, рассматривает творческую деятельность педагога в качестве процесса созидательной креативной деятельности в медийной сфере. А.В. Ворожейки-5 на отмечает, что «только педагог, применяемый § мультимедийные средства на практике способен ^ к эффективному решению педагогических задач еЗ в инновационном современном педагогическом Ц пространстве» [13].

Мультимедиа способствует восприятию и воспроизведению образовательных медиатекстов педагогом, а также оказывают влияние на структурирование и восприятие виртуальной информации. Данный образовательный ресурс знакомит с общими и характерными особенностями моделей музыкального образования в России. Использовать инновации в музыкальном образовании предлагает Г.Р. Тараева. Она разработала методику преподавания музыкальных дисциплин с применением компьютерных инновационных технологий: это серия книг с приложением «Компьютер и инновации в музыкальной педагогике». Автор представляет описание технологий электронных информационных ресурсов: электронной презентации, систему контроля знаний и навыков.

Успехи обучения выявляются и определяются, прежде всего, публичными открытыми выступлениями обучающегося, и наставники зачастую используют традиционные методы обучения, которые до настоящего времени являются эффективными. Рассмотрим основные векторы работы преподавателя в классе специального инструмента над разучиванием музыкального произведения. Необходимо обратить внимание на то, что процесс овладения музыкальным сочинением не заканчивается выступлением на сцене. Навыки публичного выступления приобретаются учеником как в домашних и классных занятиях, так и в условиях концертных выступлений. Задача опытного педагога заключается в активно-творческой работе с обучающимся с момента разбора нотного текста до эстрадной готовности. На первых этапах любое музыкальное произведение необходимо учить верной аппликатурой и штрихами, посвятить определенное время на заучивание и запоминание мышечных движений игрового аппарата. Отрабатывать движения целесообразно сначала отдельными руками в медленном темпе. Играя двумя руками, следует координировать движения, добиваясь полной свободы и удобства. Большое внимание должно уделяться качеству фортепианного звука - он должен быть разнообразным, отражающим характер произведения. Нередко в произведениях встречаются моменты звукоизобразительности, что требует от исполнителя звукового воображения, интересных и красочных эффектов звучания инструмента, вызывающих у слушателя соответствующие ассоциации. Одной из важных задач в подготовке к концертному выступлению является определение наиболее оптимального и убедительного темпа. Важно понимать, что в первую очередь, темп определяется общим смысловым и эмоциональным содержанием произведения. На стадии подготовки к публичному выступлению задача педагога заключается в правильной настройке ученика перед концертным выступлением, внушении веры в свои силы и возможности. После выступления рекомендуется совместный просмотр видеозаписи и анализ, при этом отмечать необходимо не только положительные ре-

зультаты, но и корректно указывать на недостатки и способы их преодоления.

Открытое выступление обучающегося может завершаться музыкальным интервью - одним из инновационных методов развития музыканта-исполнителя. Музыкальное интервью предполагает возможность разобраться и проанализировать творческие и профессиональные аспекты деятельности, реализовать личностные потребности, прочувствовать эмоциональное состояние. В тоже время, при прослушивании музыкального интервью, музыкант получает дополнительную возможность в области искусства и музыкальной культуры. На практике используют различные виды интервью. Диалог - своеобразный «круглый стол», коллективное интервью. Метод «музыкального телеинтервью», который используют в интерактивной форме: зритель может изменить ход беседы, задавая интересующий его вопрос. В качестве примера является авторская программа С. Спиваковой «Нескучная классика».

Одной из эффективных форм работы является методический день в учебном учреждении, который является промежуточным подведением итогов. Накануне его проведения выпускается педагогический бюллетень, готовят презентации, видеоролики, методические разработки, мастер-классы, заседание круглого стола или пресс-конференции, проведение открытых уроков и др. Метод «учение через обучение» способствует умению учащихся передавать свои знания сокурсникам. Используют практические формы работы - деловые, ролевые, организационно-деятельные игры, тренинги, моделирование.

Традиция наставничества имеет давнюю историю. Общение опытных и молодых педагогов формирует профессиональную устойчивость, самореализацию молодого специалиста. В продолжении педагогической деятельности важное место отводится презентациям. Презентации необходимо использовать, как информационную, так и текущую работу со студентом. Например, сравнивая интерпретации исполнения несколькими исполнителями, записывая рекомендации, этапы работы над текстом, концертные исполнения. Иногда презентации готовят студенты, при подготовке они проводят поисковую работу, используют различные источники информации, что позволяет превратить презентацию в индивидуальный творческий проект.

Таким образом, внедрение инновационных технологий преподавания в современную систему образования постепенно входит в практику педагогов и позволяют осуществлять подготовку современных музыкантов, обладающих широким спектром знаний.

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для

творческого саморазвития - Казань: Центр инновационных технологий, 2003-608 с.

2. Актуальные проблемы музыкального воспитания и образования: История. Теория. Практика: Сб. тр. / Ред. Г.М. Цыпина. - Тамбов, 1999 -Вып. 1-81 с.

3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания - М.: Изд-во МШИ, 1984-111 с.

4. Баранов С.П. Болотина Л.Р., Воликова Т.В., Сластенин В.А. Педагогика - М.: Просвещение, 1981-361 с.

5. Галанова, М.А. Педагогические технологии: учебно-методическое пособие - Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2009. - 104 с.

6. Психологические чтения. Человек в условиях социальных изменений: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием - Вып. 4. -Ч. 2: материалы конференции / составители Р.М. Фатыхова, М.В. Нухова. - Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2007-359 с.

7. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация -М.: Когито-Центр, 2002. - 394 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Сухомлинский В. А. О воспитании - М.: Политиздат, 1982. - 270 с.

9. Холопов Ю. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке - М.: Советский композитор, 1982 -С.52-104.

10. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано - Москва: МГПИ, 1975. - 106 с.

11. URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 22.03.2021).

12. URL: http://collegy.ucoz.ru/publ/53-1-0- (дата обращения: 22.03.2021).

13. URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id= 34040342 (дата обращения: 22.03.2021).

14. Юсупов В.З. Социально-педагогическое проектирование в региональных системах образования. Киров: Изд-во Вят.ГПУ, 1998. - 117 с.

INNOVATIVE PROCESSES IN THE THEORY AND PRACTICE OF PIANO PEDAGOGY IN THE CONTEXT OF PROJECT-ORIENTED MANAGEMENT OF THE DEVELOPMENT OF SOCIAL TECHNOLOGIES OF THE MUSIC COLLEGE

Petrov D.S., Putintseva T.S., Galass O.V., Rybina M.S.

Voronezh State University, Belgorod State Institute of Arts and Culture, Gubkin Branch of the Belgorod State Institute of Arts and Culture, State musical and pedagogical Institute named after M.M. Ippolitov-Ivanov

The article deals with the problems of the development of music education at the present stage. It is shown that in recent years, the contradiction between the increasing requirements for the professional qualities of musicians and their insufficient training has become noticeably aggravated. Modern education requires an innovative, systemic-active approach and the creation of special pedagogical conditions for the modernization of the educational process. The issues of preserving the world cultural heritage, traditions, and the study of the best advanced experience in the field of innovative pedagogy are gaining more and more importance. The use of innovative forms in the educational process makes it possible to develop the personal and professional qualities of a future specialist, makes it possible to realize the creative potential, organizational and communicative qualities. The paper presents the mechanisms and mod-

es о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

els of innovation in the context of project-targeted management of the development of social technologies of a music college.

Keywords: pedagogical innovations, methodology, pedagogy, student, music education, educational process, project-target management, social technologies.

References

1. Andreev V.I. Pedagogy: a training course for creative self-development-Kazan: Center of Innovative Technologies, 2003608 p

2. Actual problems of musical education and education: History. Theory. Praktika: Sb. tr. / Ed. by G.M. Tsypin. - Tambov, 1999-Issue 1-81 p.

3. Apraksina O.A. Methodology of musical education-Moscow: MSHI Publishing House, 1984-111 p.

4. Baranov S.P. Bolotina L.R., Volikova T.V., Slastenin V.A. Peda-gogika-M.: Prosveshchenie, 1981-361 p.

5. Galanova, M.A. Pedagogical technologies: educational and methodical manual-Ufa: BSPU named after M. Akmulla, 2009. -104 p.

6. Psychological readings. Man in the conditions of social changes: materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation-Issue 4. - Part 2: conference materials / compiled by R.M. Fatykhova, M.V. Nukhova. -Ufa: BSPU named after M. Akmulla, 2007. - 359 p.

7. Raven J. Competence in modern society: Identification, development and implementation-Moscow: Kogito-Center, 2002. -394 p.

8. Sukhomlinsky V.A. On education-Moscow: Politizdat, 1982. -270 p.

9. Kholopov Yu. Changing and unchanging in the evolution of musical thinking // Problems of traditions and innovations in modern music-Moscow: Soviet Composer, 1982-pp. 52-104.

10. Tsypin G.M. Development of a student-musician in the process of learning to play the piano-Moscow: MSPI, 1975. - 106 p.

11. URL: https://base.garant.ru/70291362/ (accessed: 22.03.2021).

12. URL: http: / /college. ucoz. ru/publ/53-1-0 - (accessed: 22.03.2021).

13. URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=34040342 (accessed: 22.03.2021).

14. Yusupov V.Z. Socio-pedagogical design in regional education systems. Kirov: Vyat Publishing House.GPU, 1998. - 117 p.

o d

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.