Научная статья на тему 'Развитие инновационной среды на федеральном и региональном уровне'

Развитие инновационной среды на федеральном и региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
834
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATIONS / INNOVATIVE ENVIRONMENT / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеев А.Н.

Статья посвящена изучению теоретических и практических аспектов развития федеральной и региональной инновационной среды. Автор дает свою трактовку основных понятий, формулирует принципы эффективного развития. Исследование актуализировано привязкой к специфике инновационной деятельности ряда конкретных регионов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENTOFT HE INNOVATIVE ENVIRONMENT AT THE FEDERAL AND REGIONAL LEVEL

This article reveals theoretical and practice aspects of innovative environment’s development at the federal and regional level. The author defines basic principles and formulates paradigms of effective development. This research is linked to actually and specific socio-economic existence of regions of Russia.

Текст научной работы на тему «Развитие инновационной среды на федеральном и региональном уровне»

УЦК 338:001.895 ВАК: 08.00.05

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ

УРОВНЕ

Алексеев А.Н., д.э.н., профессор кафедры менеджмента и маркетинга Московского университета им. С.Ю. Витте,

e-mail: alexeev_alexan@mail.ru

Статья посвящена изучению теоретических и практических аспектов развития федеральной и региональной инновационной среды. Автор дает свою трактовку основных понятий, формулирует принципы эффективного развития. Исследование актуализировано привязкой к специфике инновационной деятельности ряда конкретных регионов России.

Ключевые слова: инновации, инновационная среда, региональная экономика.

DEVELOPMENTOFTHE INNOVATIVE ENVIRONMENT AT THE FEDERAL AND

REGIONAL LEVEL

Alexeev A., Doctor of Economics, professor of chair of the management and marketing of Witte University, Russia, Moscow,

e-mail: alexeev_alexan@mail.ru

This article reveals theoretical and practice aspects ofinnovative environment's development at the federal and regional level. The author defines basic principles and formulates paradigms of effective development. This research is linked to actually and specific socio-economic existence of regions of Russia.

Keywords: innovations, innovative environment, regional economy

Модернизация экономики на современном этапе является важнейшей задачей многих стран мира, в частности России, США, Израиля, Финляндии, Швеции и др. В России, на современном этапе развития, переход от сырьевой модели развития экономики к инновационно-ориентированной является приоритетной задачей на всех уровнях от федерального до муниципального. В «Стратегии развития России до 2020 года» отмечается: «Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития - обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития». В соответствии с этим уже в 2005 году были приняты «Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 года», в 2006 году - «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года». В рамках реализации этих программ и стратегий заложены основы действующей национальной инновационной системы, предприняты существенные усилия по развитию сектора исследований и разработок, формированию инновационной инфраструктуры, модернизации экономики на основе внедрения различных типов инноваций.

Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, и государственная власть, и вся национальная экономика пока не могут быть охарактеризованы как инновативные; не сформирован рынок инноваций; отсутствуют значимые успехи в создании инновационного климата, очевидна низкая степень координации деятельности хозяйствующих субъектов и недостаточно высокий уровень реализации НИОКР; отсутствует должный уровень развития инновационной среды, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Теоретическим вопросам развития инновационной среды и совершенствования инновационной деятельности на различных уровнях посвятили свои труды множество современных отечественных и зарубежных ученых. В частности, Л.И. Абалкин, С.Ю. Глазьев, Л.М. Гохберг, Д.В. Котов, Л.Э. Миндели, А.И. Пригожин, Э.А. Уткин, Р.А. Фатхудинов, Т.А. Чекулина, А.А. Шутьков. В то же время, по-прежнему отсутствует научное единство взглядов не только по вопросам развития инновационной среды, но даже по таким ключевым категориям как «инновация» или «инновационный процесс».

Исследования показывают, что инновационный процесс состоит из неодинаковых по содержанию и результатам стадий, каждой из которых присущи определенная самостоятельность и автономность, наличие организационно-экономических особенностей, связанных с прогнозированием, планированием, финансированием, стимулированием и т.д. Поэтому для эффективного осуществления инновационного процесса необходимо интеграционное единство составляющих его стадий, поскольку дисфункция хотя бы одной из

них ставит под сомнение результативность всего инновационного процесса.По мнению А.А. Дагаева, инновационный процесс можно представить в виде инновационной цепи, отражающей линейную последовательность таких этапов, как генерация идеи, проверка технической осуществимости и анализа потребностей рынка, создание опытного образца, комплексные испытания, совершенствование технических характеристик, зондирование рынка, организация широкомасштабного производства и широкомасштабного маркетинга, рыночная экспансия. Аналогичные подходы к определению структуры инновационного процесса имеются и в зарубежной литературе. Так, по данным, приводимым М.М. Ивановым, С.Р. Колупаевой и Г.Б. Кочетковой, исследователи в США с различными уточнениями придерживаются схемы: исследования - разработки

- производство - маркетинг - продажи. Или более детализированный вариант: фундаментальные исследования - прикладные исследования - разработки - исследование рынка - конструирование

- рыночное планирование - опытное производство - рыночные испытания - коммерциализация и производство. Б. Санто выделяет следующие структурные элементы инновационного процесса: «фундаментальные исследования, прикладные исследования, опытное производство и разработки, подготовка к производству, производство, сбыт».Е. Дихтль и X. Хершгенопределяют следующие этапы инновационного процесса: поиск идеи, селекция идей, анализ, развитие концепции продукта и прототипов, тестирование, выход на рынок. Анализ вышеприведенных определений показывает, что существует ряд различий в типологизации, классификации и сущностном определении стадий инновационного процесса. В то же время, можно сделать вывод о том, что потенциал активизации инновационных процессов в настоящий момент находится в центре внимания существенного числа исследователей, что не может положительно не сказаться на инновационной политике как Российской Федерации в целом, так и ее отдельных регионов.

Инновационная политика РФ согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития направлена на:

1. Создание максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных организаций.

2. Расширение способности российских организаций к работе на открытых глобальных рынках.

3. Выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики.[4]

Отметим, что создание и последующее развитие эффективной инновационной среды как на федеральном, так и на региональном уровне напрямую зависит не только от нормативно-правового обе-

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2013 | 225

спечения или степени развития инновационной инфраструктуры, но и от уровня развития механизмов кооперации и интеграции. А.В.Барышеваотмечает растущую необходимость в кооперации, обусловленную следующими факторами: увеличивается сложность технологических продуктов, и организации вынуждены вести исследования по более широкому кругу направлений, что становится сложным делать в одиночку; вглобализирующемся обществе растет конкуренция, вынуждающая организации отказываться от вертикальной интеграции при проведении НИОКР и все в больших масштабах переходить к аутсорсингу; возрастает мобильность, как рабочей силы, так и капитала; исследователи теперь все в большей степени предпочитают менять место работы в поисках наилучших условий для творческой деятельности, а венчурный капитал является альтернативой финансовым ресурсам крупных организаций.[3]

При этом кооперация выгодна обеим сторонам: представители компаний получают доступ к новым знаниям, а университеты и научные организации учатся лучше ориентироваться в запросах рынка; при кооперации происходит также рост финансирования, поскольку вкладываются, как правило, не только средства организации, но университетов и государства, что дает возможность реализовывать более сложные и дорогостоящие проекты; одновременно снижаются риски осуществления тупиковых проектов; решается кадровый вопрос - за счет привлечения молодежи в совместные проекты, ее обучения в процессе исследовательской деятельности; сотрудничество науки и промышленности - это еще и расширение спектра консультационных услуг, которые приносят выгоду, как компании, так и дополнительные финансовые ресурсы университетам и научным организациям.

Российская экономика нуждается в кардинальном повышении инновационной активности, стимулировании научных исследований, структурной переориентации приоритетов промышленности, частного бизнеса, государства. В новых условиях от бизнеса требуются активные шаги по поиску новых технологий, нестандартных схем организации управления, мобилизации человеческого потенциала,

226 ТКАШРОЯТ ВиБШЕББ Ш ЯШЗТА | №6 2013 |

для того чтобы привести в действие конкурентные преимущества.В виду таких серьезных трансформаций, государство должно мотивировать структурные изменения, улучшение инвестиционного климата, различные правительственные программы, направленные на подъем малого бизнеса, рост конкурентоспособности отечественной экономики, развитие сотрудничества университетов с промышленностью, создание партнерств между отечественными предпринимателями.[3]

В то же время, нельзя не отметить, что российская практика государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности, отличающаяся от зарубежной тем, что государство оплачивает не интеллектуальную собственность, а действия специалистов, на современном этапе крайне не совершенна. Государственное финансирование научных разработок является, по сути, сметой на затраты, в результате чего складывается ситуация, когда исследования проведены, результаты опубликованы, однако в производство не внедрены. Это дает нулевую эффективность финансовых вложений в прикладную науку, что доказывают ниже приведенные цифры. Т.А. Чекулина приводит данные Росимущества, согласно которым стоимость нематериальных активов в России составляет всего 5 млрд. рублей (с учётом частных инвестиций), в том числе государственная собственность, накопленная за всю историю России и Советского Союза, оценивается лишь в 3,5 млрд. рублей. При этом почти 250 млрд. рублей ежегодно расходуется на НИОКР. Таким образом, следует согласиться с мнением о том, что на 250 млрд. рублей в год производятся отчеты, которые не оформлены в виде продукции интеллектуальной собственности и никак не развивают национальную экономику, не способствуют формированию инновационной среды.

Наблюдается усиление вклада регионов в обеспечении инновационного развития России. Роль государства при этом остается значительной, именно государство обеспечивает развитие инновационных процессов, стимулирует рост инновационной активности. Это обуславливает усиление внимания к формированию инновационной

Таблица 1. Принципы эффективного развития инновационной среды на федеральном и региональном уровнях

Принцип Сущность и описание принципа

Принцип согласованностиинновацион ного развития федерации и регионов Изменения, происходящие в подсистемах социально-экономической системы, изменяют состояние самой социально-экономической системы. Следовательно, эффективное управление развитием инновационной среды регионов приводит к развитию инновационной среды всей национальной экономики.

Принцип управления потенциалом Направление развития социально-экономической системы, будущие состав и структура системы определяются накопленным потенциалом. Управление развитием инновационной среды региона должно быть направлено на накопление такого потенциала, который является ключевым для инновационного развития данной территории.

Принцип критических значений параметров Та или иная территория характеризуется рядом параметров. При функционировании системы значения параметров изменяются. Качественное изменение состава и структуры региональной экономики происходит только при достижении параметрами определенных значений. Управление развитием инновационной среды федерального или регионального уровня должно быть направлено на изменение ключевых параметров инновационного развития.

Принцип предсказуемости Развитие социально-экономической системы циклично. Параметры функционирования системы в прошлом позволяют сделать прогноз о значениях параметров в будущем. Управление развитием инновационной среды, согласованное с циклической динамикой, усиливает управляющие воздействия

Принцип накопления интеллектуального капитала Интеллектуальный капитал, генерирующий знания, становится ключевым фактором инновационного развития. Центральным пунктом концепции эффективного управления инновационными процессами, а следовательно и развитием инновационной среды должно быть управление накоплением и использованием знаний

Принцип достоверности показателей Оценка результатов управления развитием инновационной среды социально-экономических систем должна быть достоверна, поэтому необходимо использовать показатели, применяемые в системе статистических наблюдений в настоящее время

Принцип результативности Управление развитием инновационной среды должно осуществляться в соответствии с будущим, желаемым состоянием национальной и региональных экономик. Концепция эффективного управления инновационными процессами должна позволить оценивать прошлое, настоящее и будущее состояние инновационной среды как на федеральном, так и на региональном уровнях.

среды в России. Сложным, в практическом плане, представляется обеспечение взаимосвязей инновационной среды национального и регионального уровней. Эта проблема, как свидетельствуют результаты исследований, требует глубокой проработки в направлении управления инновационными процессами в современных условиях формирования и развития инновационной среды, ее взаимодействия с субъектами инновационного рынка. Кроме того, развитию инновационной среды способствует создание рынков новшеств и инноваций, услуг инновационной инфраструктуры и др.

В результате исследований доказано, что закономерности, условия и факторы управления инновационными процессами в современных условиях находят свое отражение в совокупности принципов эффективного развития инновационной средына федеральном и региональном уровнях.[5] Данные принципы (доработанные по результатам исследований Д.В. Котова) представлены в табл. 1.

Рассматривая современное развитие национальной экономики с позиций эффективного управления инновационными процессами, выделяются факты и тенденции, откровенно сдерживающие формирование постиндустриальной инновационной экономики. Так, доля высокотехнологичных отраслей составляет около 10%. Экспорт на 80% представлен сырьем и полуфабрикатами. Кадровый потенциал науки за последние 20 лет сократился более чем в 2 раза, число исследователей к 2010 г. составило менее 370 тыс. чел. Очевидно недостаточными могут быть признаны меры поддержки молодых ученых. Результативность государственных программ инновационного развития также продолжает оставаться низкой. Исследования показывают, что по всем двенадцати индикаторам «Стратегии развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года» результат ниже прогнозируемого, а по ключевым индикаторам наблюдается стагнация. Инновационная активность ряда регионов остается на критически низком уровне, причем состояние данного показателя не всегда находится в прямой связи с состоянием экономического, территориального и демографического потенциала территории.

В качестве исключения здесь можно привести Магаданскую область [2], где несмотря на ряд негативных тенденций, связанных с постоянным уменьшением численности постоянного населения, суровыми климатическими условиями, несовершенством транспортной инфраструктуры, уровень региональной инновационной активности становится все выше. В регионе сформирована устойчивая система поддержки инновационных проектов на начальных этапах их развития, реализуется ряд целевых программ, создан Комитет по инновационной деятельности при администрации области, осуществляется целенаправленная подготовка кадров и научно-методическое обеспечение инновационных процессов (см., например, труды Г.М. Голобоковой, А.Н. Самойловой).

В то же время потенциал исследований и инновационных разработок остается не задействованным как минимум в 16-ти регионах, еще более чем в двадцати субъектах РФ наблюдается его недостаточное использование. Таким образом, формирование национальной экономики России по инновационной модели представляется невозможным без принятия ряда мер по развитию инновационной среды на федеральном и региональном уровнях. В данном вопросе считаем целесообразным учет ряда принципов: принципа согласованности инновационного развития федерации и регионов; принципа управления потенциалом; принципа критических значений параметров; принципа накопления интеллектуального капитала; принципа достоверности показателей и результативности и др. Необходимо законодательное закрепление приоритетности развития инновационной среды в субъектах РФ, усиление научно-методического обеспечения, постоянный мониторинг взаимосвязи научного потенциала региона и состояния его инновационной среды, числа предприятий, осуществляющих внедрение технологических инноваций и выданных на территории данного субъекта РФ патентов, уровня развития инновационной инфраструктуры.

Литература:

1. Алексашина Т.В. Трудное дело коммерциализации инноваций. Совершенствование макроэкономических условий коммерциализации инноваций в экономике России//Креативная экономика. -2010. - № 10.

2. Алексеев А.Н. Модернизация социально-экономической системы северных регионов России// Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2013. - № 4 (6).

3. Барышева А.В. Инновационные процессы в экономике

современной России: проблемы и перспективы. - М.: Институт экономики РАН, 2006.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.

5. Котов Д.В. Методология формирования и развития инновационной среды в регионе; автореф.дис. ... д-ра экон.наук,Уфа, 2012.

6. Рагулина Ю.В. Некоторые особенности принятия решений в условиях инновационной экономики // Транспортное дело России. - 2008. - № 6.

7. Руденко Ю.С., Елисеева Т.В. Концептуальные особенности управления современными сетевыми экономическими структурами на основе форсайтных исследований в условиях нарастающей глобализации и современной информационной среды// Качество. Инновации. Образование. - 2012. - № 6.

8. Чекулина Т.А. Практико-ориентированный подход к обеспечению инновационного развития России; автореф.дис. . д-ра экон.наук,Тамбов, 2011.

ТКАШРОКТ БШШБББ Ш КШБЬА | №6 2013 | 227

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.