Научная статья на тему 'Технологии реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года в Саратовской области'

Технологии реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года в Саратовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
641
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ЭФФЕКТИВНАЯ НАУКА / ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИЙ / ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС / INNOVATION / EFFECTIVE SCIENCE / INNOVATION INFRASTRUCTURE / INNOVATIVE BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлутин Максим Владимирович

Анализируются технологии реализации инноваций, отражающие основы государственной политики в сфере инноваций на федеральном и региональном уровнях. Определяются приоритетные направления реализации инновационного развития, конкретные мероприятия и целевые индикаторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technologies of Implementing a Strategy of Innovative Development of Russia until 2020 in the Saratov Region

Technologies of innovations implementation that reflect the principles of state policy in the sphere of innovations at the Federal and regional level are analyzed. Priority directions of innovative development implementation, as well as the specific activities and target indicators are determined.

Текст научной работы на тему «Технологии реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года в Саратовской области»

4. Герасимова В.В., Манохина Н.В. Институциональные ловушки современного общественного развития, обусловленные коррупционными взаимосвязями // Вестник Поволжского института управления. 2015. № 3 (48).

5. Отчет о работе Счетной палаты РФ в 2013 году. URL: www.ach.gov.ru

6. Счетная палата направила в Минфин уведомления о применении бюджетных мер принуждения в отношении двух регионов. URL: www.ach.gov.ru

7. Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Смоленской области на период до 2019 года: распоряжение Администрации Смоленской области от 18 нояб. 2015 г. № 1732-р/адм (документ опубликован не был) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8. Об утверждении Программы повышения эффективности управления государственными финансами Саратовской области на период до 2018 года: распоряжение Правительства Саратовской области от 29 апр. 2015 г. № 83-Пр (документ опубликован не был) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

M.V. Pavlutin

Technologies of Implementing a Strategy of Innovative Development of Russia until 2020 in the Saratov Region

Technologies of innovations implementation that reflect the principles of state policy in the sphere of innovations at the Federal and regional level are analyzed. Priority directions of innovative development implementation, as well as the specific activities and target indicators are determined.

Key words and word-combinations: innovation, effective science, innovation infrastructure, innovative business.

Анализируются технологии реализации инноваций, отражающие основы государственной политики в сфере инноваций на федеральном и региональном уровнях. Определяются приоритетные направления реализации инновационного развития, конкретные мероприятия и целевые индикаторы.

Ключевые слова и словосочетания: инновации, эффективная наука, инфраструктура инноваций, инновационный бизнес.

УДК 323:65.01(470+571) ББК 66.3+60.823.2(2Рос)

М.В. Павлутин

ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 ГОДА В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

И нновационное развитие — объект исследования различных отраслей отечественной и зарубежной науки. Первостепенным для Российской Федерации является построение конкурентоспособной национальной инновационной системы (далее — НИС), которая в том числе имеет статус научной политологической проблемы. В настоящее время основные научные результаты в сфере формирования политических моделей инновационного разития Российской Федерации сформулированы в

2016 • № 2 (53) 49

работах В.В. Иванова [1], Т.А. Чекулина [2] . Предложенные авторами теоретические и методологические положения развивают современные, хорошо зарекомендовавшие себя на практике международные подходы К. Фри-мена [3], Б. Лундвалла [4], Р. Нельсона [5] должным образом учитывают страновую особенность России в сравнении с доказавшими свою эффективность НИС: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.

Сегодня практически все малые, средние и крупные предприятия с государственным участием или частные, государственные и муниципальные учреждения — все «активно» вовлечены в инновационный процесс. На федеральном уровне приняты основополагающие нормативые правовые акты, определяющие основные этапы и направления реализации государственной политики по инновационному развитию России.

В регионах Российской Федерации администрациями ведется активная работа по формированию местной законодательной базы и региональных программ, направленных на реализацию основных положений и достижение целевых индикаторов. Так, в Саратовской области приняты законы «Об инновациях и инновационной деятельности» и «О государственной поддержке специализированных субъектов инновационной деятельности в Саратовской области», реализуется ряд программ [6—8], создан Совет при губернаторе Саратовской области по науке и инновациям (далее — Совет). Совет является консультативным органом, созданным в целях реализации региональной научно-технической и инновационной политики, интеграции науки, производства и образования, осуществления мер государственной поддержки развития науки и инноваций, обеспечения взаимодействия правительства области с научными и инновационными организациями, образовательными учреждениями, деятелями науки и образования.

Однако анализ промежуточных итогов инновационного развития России в целом, по ключевым сферам планируемых преобразований, содержащихся в аналитическом отчете, подготовленном при содействии Минэкономразвития РФ в 2013 г. [9], по результатам интервью 80 экспертов и социологического опроса 155 субъектов инновационной деятельности, и в аналогичном отчете, подготовленном в 2015 г. [10], по результатам интервью более 90 экспертов и социологического опроса более 170 субъектов инновационной деятельности, а также итогов инновационного развития Саратовской области [11; 13], показал следующее.

Определенный успех достигнут при реализации государственной и региональной политики по ряду основных направлений:

— популяризация инновационной деятельности в Российской Федерации, термин «инновации» перестал быть в новинку, прочно вошел в обыденный лексикон современного человека, перестал удивлять;

— результативность интеграции инноваций в систему государственного управления, электронное правительство, модернизация системы переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, дорожные карты

50 2016 • № 2 (53)

по приоритетным направлениям технологического развития, международная промышленная кооперация и локализация зарубежных производств и технологий, реализация пилотных проектов по формированию планов госзакупок, включающих инновационный компонент — многое из этого уже вошло в наш повседневный обиход или внедряется в настоящее время;

— инфраструктура поддержки инноваций, в целом 42% респондентов поддерживают деятельность государства и институтов развития по формированию инфраструктуры поддержки инноваций в России;

— инструменты поддержки инновационных компаний, запуск «инновационного лифта», в целом экосистема институтов развития для поддержки инновационной деятельности сформирована и работает;

— позиция Российской Федерации в международных рейтингах инновационного развития адекватна сложившейся ситуации;

— поддержка глобализации инновационного сектора экономики Российской Федерации, в рамках реализации дорожной карты «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» предоставляется разноплановая поддержка экспортной деятельности: информационная (разработка экспортного каталога www.export.gov.ru), финансовая (предоставление экспортных кредитов Внешэкономбанком), административная (предусмот-

ренны меры по упрощению и ускорению фискальных и таможенных процедур);

— наличие убедительных историй инновационного развития регионов Российской Федерации, показательны примеры Калужской области, Красноярского края и Республики Татарстан.

При этом слабыми местами государственной инновационной политики остаются: популяризация инноваций как дополнительного фактора конкурентоспособного бизнеса и инновационного предпринимателя, с конкретными практическими отечественными и зарубежными примерами; предпринимательские компетенции как основа развития компетенций «инновационного человека», в том числе у представителей науки и образования Российской Федерации; финансирование бизнесом инноваций, современные мировые реалии — 60—70% доля бизнеса в общенациональных затратах на НИОКР, а в России этот показатель чуть выше 20%. Кроме того, поддержка малого и среднего предпринимательства остается номинальной — это касается доступности и качества капитала, факторов, препятствующих коммерциализации НИОКР (спрос на инновации от реального сектора остается низким), стимулирования инновационных компаний на сохранение российской юрисдикции, эффективности созданной в России системы охраны интеллектуальной собственности. Невелика доля качественных проектов на рынке технологических стартапов: только четверть всех стартапов могут считаться качественными (обладают сформированной командой, готовыми уникальными разработками, проработанным бизнес-планом и маркетинговой стратегией).

Среди проблем также называется эффективность государственных расходов на науку. Респонденты свидетельствуют о неэффективности государствен-

2016 • № 2 (53) 51

ных расходов на науку — «наука ради науки». Привлекательность России для самореализации научных кадров остается достаточно низкой, 63% респондентов считают «заграницу» более привлекательной для российских ученых. Спрос на инновации со стороны реального сектора экономики — низкий, главный сдерживающий фактор развития «эффективной науки». Эффективность системы госзакупок для инновационного развития страны участники опроса считают одним из основных препятствий инновационному развитию России. Эффективность системы налоговых стимулов и льгот почти 50% участников опроса считают низкой, а 16% — крайне низкой и в целом российское налоговое законодательство отстающим от законодательств ряда зарубежных стран. Качество среды для возникновения и коммерциализации инноваций: в 2013 г. 56% опрошенных дали высокую оценку деятельности государства и институтов развития по формированию инновационной среды в России, а в 2015 г. из-за сложной геополитической и экономической обстановки в России и мире этот же показатель, по мнению респондентов, оказался на крайне низком уровне.

Вместе с тем в Саратовской области при реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, достигнуты следующие положительные результаты:

— в целях стимулирования спроса на инновации предприятиями региона Советом принято решение о реализации ряда мер, направленных на продвижение разработок научных организаций и научных подразделений образовательных учреждений; например, министерством промышленности и энергетики будет сформирован перечень потребностей предприятий реального сектора экономики в технологиях и проектах, разрабатываемых научными организациями области для их последующего внедрения;

— при Совете создана комиссия по инновациям, которая должна интенсифицировать инновационную деятельность в регионе;

— определены приоритетные направления развития науки и инноваций, а также сформированы соответствующие рабочие группы по отраслям: электроника; фотоника; био- и агротехнологии; медицина и медицинская техника; информационно-телекоммуникационные системы; энергоэффективность и энергосбережение; перспективные материалы; транспортное и сельскохозяйственное машиностроение; рациональное природопользование;

— активно развиваются кластеры как эффективная форма инновационной инфраструктуры; так, формируются кластеры двух видов: высокотехнологичные кластеры — нано-, био-, лазерные и информационные технологии, а также промышленно-производственные кластеры — электронное приборостроение и транспортное машиностроение, обсуждается возможность формирования кластера по производству газового оборудования;

— министерством промышленности области ведется постоянная поддержка инновационного процесса; совместно с Фондом Бортника проводится конкурсный отбор проектов для финансирования малых инновационных предприятий;

52 2016 • № 2 (53)

— ведется активная информационная поддержка инновационной инфраструктуры региона; так, министерством промышленности совместно с министерством информации и печати Саратовской области подготовлен медиаплан по размещению информационных материалов в сфере науки и инноваций в СМИ, создается информационный ресурс на сайте правительства Саратовской области для размещения информационных материалов о состоянии научного и инновационного потенциала региона;

— по итогам рейтинга инновационной активности, составленного Национальной ассоциацией инноваций и информационных технологий (НАИРИТ), регион входит в группу с высокой инновационной активностью, так называемую «зеленую зону», занимая 16-е место в России. Это оценка регионального потенциала, которая осуществляется по ряду показателей, таких как, например, количество исследователей со степенями на 1000 человек (3-е место в ПФО); эффективность работы аспирантуры и докторантуры (1-е место в ПФО, или 56,3% защищаемых работ по окончании учебы); количество поданных заявок на патенты в расчете на 100 исследователей (18,3 — это в 1,5 раза больше, чем в среднем по России); количество созданных передовых производственных технологий (3-е место в ПФО).

В то же время в инновационном развитии региона, помимо общероссийских проблем, в Саратовской области имеются и сугубо региональные, в частности:

— существует необходимость включения в региональную компоненту государственных образовательных стандартов учебных дисциплин по направлениям «Основы предпринимательских компетенций, инновационная деятельность, коммерциализация научных результатов» и формирование инновационной среды в учебных заведениях, позволяющей студентам участвовать в инновационной деятельности вуза и коммерциализации научных разработок;

— работающие областные технопарки далеки по своим масштабам от аналогичных учреждений Казани и Самары, бизнес-инкубаторы представляют собой офисные центры без развитой производственной и экспериментальной базы и не способны выращивать инновационные компании, а венчурный фонд области за три года своей работы профинансировал только два проекта;

— в последние годы наметилось отставание от инновационных лидеров по такому показателю, как наукоемкость ВРП (отношение внутренних затрат на исследования к размеру валового регионального продукта) в Саратовской области. Он находится на уровне 0,64%, а в среднем по ПФО — на уровне 1,32%, по России — 1,4%.

Таким образом, исходя из результатов анализа процесса развития инноваций в Российской Федерации и Саратовской области, обусловливается необходимость дальнейших научных исследований по совершенствованию модели НИС по следующим основным парадигмам.

Во-первых, качество человеческого капитала — формирование компетен-

2016 • № 2 (53) 53

ций инновационной деятельности «Инновационный человек» как основной задачи перехода национальной экономики от сырьевой модели к инновационной. Предполагает изменение сознания российских граждан — людей, принимающих решения и реализующих конкретные программы и бизнес-планы, а также развитие компетенций, творческой инициативы, патриотизма, гордости за свой труд и достигнутые результаты при безусловном удовлетворении личных потребностей человека [13].

Во-вторых, инновационный бизнес, повышающий качество продукции, работ, услуг, рассчитан на реализацию программ инновационного развития госкомпаний, инновационной политики на принципах государственно-частного и бизнес-партнерства [14], содействие в формировании инновационной модели бизнес-сообщества.

В-третьих, эффективная наука. Фундаментальная наука — основа инновационных знаний, а прикладная наука — инструмент формирования конкурентных преимуществ инновационного бизнеса. Наращивание научного потенциала России — путь к инновационной модели экономики, свободе и самостоятельности.

В-четвертых, инновационное государство. Государство не только выступает субъектом политики модернизации и инновационного развития — оно само является объектом этой политики, то есть качественные изменения в процессе перехода экономики от сырьевой модели к инновационной непременно должны произойти и в самом государственном аппарате. Инновационная экономика невозможна без инновационного государства, значительного повышения эффективности которого требует Стратегия инновационного развития Российской Федерации.

В-пятых, инфраструктура инноваций. Фундамент новой экономики — инновационная инфраструктура. Она формируется не только из материальных объектов (технопарков, бизнес-инкубаторов и т.д.), но и из системы финансовой поддержки, включая венчурную индустрию, инфраструктуры сервисов и компетенций, которая специализирована на предоставлении услуг высокотехнологическим компаниям, а также из информационных систем, обеспечивающих взаимодействие и обмен данными между участниками инновационной экосистемы. Стратегия инновационного развития Российской Федерации предполагает развитие соответствующих институтов и ликвидацию инфра-стуктурного вакуума, наличие которого тормозило инновационные процессы в российской экономике. Однако существует необходимость дальнейшего расширения кооперации институтов развития, уточнения применяемого ими инструментального набора и выстраивания более согласованной системы требований к проектам.

В-шестых, участие в мировой инновационной системе. Сегодня высокотехнологичный сектор в значительной степени глобализован, а мировые лидеры хайтека — «космополитичны» с точки зрения рынков сбыта, локации производства и проведения НИОКР. Такое устройство мирового рынка требует от национальных экономик и отдельных игроков с международными

54 2016 • № 2 (53)

амбициями использования новых подходов и стратегических решений по поводу того, в какой форме участвовать в международном разделении труда и в качестве какого звена встраиваться в мировые цепочки создания ценностей.

В-седьмых, территория инноваций. Регионы предстают в качестве звеньев российского инновационного механизма. Формирование инновационной экосистемы в большинстве развитых стран на определенном историческом этапе обязательно приводило к возникновению феномена региональных инновационных кластеров — территорий, на которых процессы инновационно-технологического «генезиса» протекают с особой активностью и где наблюдается повышенная концентрация всех участников экосистемы. Стратегия инновационного развития Российской Федерации предусматривает создание в стране сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, а также формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров.

1. Иванов В.В. Инновационная парадигма XXI. М., 2011.

2. Чекулина Т.А. Концепция инновационного развития экономики в России: практико-ориентированный подход. Тамбов, 2011.

3. Freeman C. Technology Policy and Economic Policy: Lessons from Japan. L., 1987.

4. Lundvall B.-M. National Sistems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. L., 1992.

5. Nelson R. National Innovation Sistems: A Comparative Analisis. N.Y., 1993.

6. Развитие высоких технологий в Саратовской области на 2010-2014 годы: областная инновационная научно-техническая программа. URL: http://www.innovbusiness.ru/content/ document_r_42961370-722E-484B-ACBF-1F6AAC528F00.html

7. Программа социально-экономического развития Саратовской области до 2015 года. URL: http://docs.cntd.ru/document/933019783

8. Стратегия социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года, утв. постановлением правительства Саратовской области от 18 июля 2012 г. № 420-П. URL: http:// docs.cntd.ru/document/933020044

9. Открытый экспертно-аналитический отчет о ходе реализации «Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года». М, 2013. Вып. 1.

10. Открытый экспертно-аналитический отчет о ходе реализации «Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года». М., 2015. Вып. 3.

11. Протокол № 1 от 2 декабря 2014 г. заседания Совета при губернаторе Саратовской области по науке и инновациям. URL: http://www.saratov.gov.ru/region/industry/informatsiya-o-sovete-pri-gubernatore/

12. Протокол № 2 от 20 октября 2015 г. заседания Совета при губернаторе Саратовской области по науке и инновациям. URL: http://www.saratov.gov.ru/region/industry/informatsiya-o-sovete-pri-gubernatore/

13. MaslowA.H. Motivation and Personality. N.Y., 1954.

14. Малый В.И. Формирование бизнес-партнерства как социального института управления хозяйственными организациями в современной России: социологический анализ деловых сетей: дис. ... д-ра социол. наук. М., 2009.

Библиографический список

2016 •

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.