Научная статья на тему 'Оценка инновационных затрат регионов Приволжского федерального округа'

Оценка инновационных затрат регионов Приволжского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
361
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБСИДИИ / ЗАТРАТЫ ПО ИННОВАЦИЯМ / ИНДЕКСЫ / ИНДИКАТОРЫ / ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОН / ИССЛЕДОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ОЦЕНКА ЗАТРАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахтариева Люция Габдулхаевна, Зайнуллина Снежана Фаниловна

Статья посвящена вопросам организации финансирования инновационной деятельности в регионах на основе предоставления государственных субсидий. Анализируется положение субъектов Приволжского Федерального округа в зависимости от создаваемых условий, необходимых для успешной реализации инновационной деятельности. Рассмотрены приоритетные направления в области развития науки, технологий и техники в этих субъектах, условия и особенности взаимодействия ряда составляющих их реализации: государственного, научного, финансового, производственного секторов и реального сектора экономики. Наиболее значимым фактором выступает формирование затрат, связанных с внедрением инноваций. Разработана методика расчета индексов и индикаторов для оценки инновационных затрат регионов. Для расчета индекса «Затраты по инновациям» использованы показатели: внутренние затраты на исследования и разработки; затраты на технологические инновации; затраты организаций, выполняющих инновационные исследования и разработки; затраты на персонал и отдельно на исследователей с ученой степенью, занятых инновационными исследованиями и разработками; выплаты по импорту технологий и услуг технического характера. Приведены результаты расчетов каждого индикатора по всем рассматриваемым регионам при помощи этой методики, на основании которых проведен анализ инновационного потенциала субъектов Приволжского Федерального округа. Оценка инновационных затрат позволит регионам более эффективно организовать свою инновационную деятельность путем использования выделенных финансовых средств по назначению и получения конкретных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF INNOVATIVE COST REGIONS OF PRIVOLZHSKIY FEDERAL DISTRICT

The article is devoted to the Organization of financing of innovation activity in the regions through the provision of State subsidies. Analyses the situation of actors of privolzhskiy Federal District depending on the created the conditions necessary for the successful implementation of the innovation. Priorities are considered in the development of science, technology and engineering in these subjects, conditions and characteristics of the interaction of a number of elements: public, academic, financial, production sectors and the real sector of the economy. The most significant factor is the formation of expenses associated with the introduction of innovation. Methodology for calculation of indices and indicators for the evaluation of innovative cost regions. For calculation of the index "innovation costs" used: domestic expenditures on research and development; the cost of technological innovation; costs organizations carrying out innovative research and development; personnel costs and a separate one for researchers with a scientific degree engaged in innovative research and development; payments for the import of technologies and services of a technical nature. Are the results of the calculations of each indicator on all the regions by using this technique, based on which the analysis of innovation potential subjects of privolzhskiy Federal District. Evaluation of innovative expenses will allow regions to more effectively organize their innovative activities through the use of allocated funds and obtaining concrete results.

Текст научной работы на тему «Оценка инновационных затрат регионов Приволжского федерального округа»

Innovative development

Ахтариева Л. Г.

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Инновационная экономика» института экономики, финансов и бизнеса, Башкирский государственный университет, Россия, г. Уфа

УДК 330.322

Зайнуллина С. Ф.

старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет и аудит», Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, Россия, г. Стерлитамак

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННЫХ ЗАТРАТ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Статья посвящена вопросам организации финансирования инновационной деятельности в регионах на основе предоставления государственных субсидий. Анализируется положение субъектов Приволжского Федерального округа в зависимости от создаваемых условий, необходимых для успешной реализации инновационной деятельности. Рассмотрены приоритетные направления в области развития науки, технологий и техники в этих субъектах, условия и особенности взаимодействия ряда составляющих их реализации: государственного, научного, финансового, производственного секторов и реального сектора экономики. Наиболее значимым фактором выступает формирование затрат, связанных с внедрением инноваций. Разработана методика расчета индексов и индикаторов для оценки инновационных затрат регионов. Для расчета индекса «Затраты по инновациям» использованы показатели: внутренние затраты на исследования и разработки; затраты на технологические инновации; затраты организаций, выполняющих инновационные исследования и разработки; затраты на персонал и отдельно на исследователей с ученой степенью, занятых инновационными исследованиями и разработками; выплаты по импорту технологий и услуг технического характера. Приведены результаты расчетов каждого индикатора по всем рассматриваемым регионам при помощи этой методики, на основании которых проведен анализ инновационного потенциала субъектов Приволжского Федерального округа. Оценка инновационных затрат позволит регионам более эффективно организовать свою инновационную деятельность путем использования выделенных финансовых средств по назначению и получения конкретных результатов.

Ключевые слова: инновационная деятельность, субсидии, затраты по инновациям, индексы, индикаторы, потенциал, регион, исследования, эффективность, технологические инновации, оценка затрат.

EVALUATION OF INNOVATIVE COST REGIONS OF PRIVOLZHSKIY

FEDERAL DISTRICT

The article is devoted to the Organization of financing of innovation activity in the regions through the provision of State subsidies. Analyses the situation of actors of privolzhskiy Federal District depending on the created the conditions necessary for the successful implementation of the innovation. Priorities are considered in the development of science, technology and engineering in these subjects, conditions and characteristics of the interaction of a number of elements: public, academic, financial, production sectors and the real sector of the economy. The most significant factor is the formation of expenses associated with the introduction of innovation. Methodology for calculation of indices and indicators for the evaluation of innovative cost regions. For calculation of the index "innovation costs" used: domestic expenditures on research and development; the cost of technological innovation; costs organizations carrying out innovative research and development; personnel costs and a separate one for researchers with a scientific degree engaged in innovative research and development; payments for the import of technologies and services of a technical nature. Are the results of the calculations of each indicator on all the regions by using this technique, based on which the analysis of innovation potential subjects of privolzhskiy Federal District. Evaluation of innovative expenses will allow regions to more effectively organize their innovative activities through the use of allocated funds and obtaining concrete results.

Key words: innovation, subsidies, innovation costs, indices, indicators, capacity region, research, efficiency, technological innovation, cost estimating.

Инновационный путь развития экономики предполагает повышение эффективности производства в рамках не только целевой и потребностной, но и затратной и ресурсной концепций. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период 2020 года (от 8.12.2011 г. № 2227-р) указывается на необходимость осуществления и развития инновационной деятельности в регионах, увеличение ее эффективности во всех субъектах РФ, что будет говорить и об инновационном развитии страны в целом.

Одним из важнейших составляющих успешного инновационного развития является организация финансирования и софинансирования исследований по широкому спектру научных направлений, развития инфраструктуры сектора исследований и разработок, их материально-технической базы во всех типах организаций. При этом серьезной проблемой является обеспечение в инновационной деятельности сбалансированности доходной базы и расходных обязательств регионов.

Инновационная деятельность субъектов Российской Федерации осуществляется на основе действующих законов об инновационной деятельности в регионах, а также государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (от 15.04.2014 № 316, ред. от 26.12.2015). Данная программа является одним из инструментов финансирования инновационной деятельности. Например, по Распоряжению Правительства от 7 марта 2016 г. № 389—р, было утверждено распределение субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» указанной государственной программы) [1].

Таблица 1. Распределение субсидий по Приволжскому Феде-

ральному округу

Субъекты Приволжского Федерального Округа Объем субсидий, млн. руб.

Республика Башкортостан 273,43

Республика Марий Эл 46,1

Республика Мордовия 56,7

Республика Татарстан 259,61

Чувашская республика 86,04

Удмуртская республика 102,09

Пермский край 168,38

Кировская область 90,6

Нижегородская область 220,44

Оренбургская область 74,04

Пензенская область 91,52

Самарская область 216,46

Саратовская область 174,81

Ульяновская область 83,29

Инновационное развитие

Рассмотрим объемы субсидий по Приволжскому Федеральному округу, которые представлены в таблице 1.

Как видно из таблицы, лидерами по объемам государственных субсидий стали в первую очередь Республика Башкортостан — 273,43 млн.руб., Республика Татарстан — 259,61 млн.руб., Нижегородская область — 220,44 млн.руб. и Самарская область — 216, 46 млн. руб.

Объемы государственного инвестирования продиктованы имеющимися на территории данных субъектов ПФО условиями, необходимыми для реализации вышеуказанной государственной программы. Так, например, в Нижегородской области инновациями занимаются 92 организации, из них: 7 НИИ Российской академии наук, 20 отраслевых НИИ, 22 конструкторские, проектно-конструктор-ские технологические и изыскательские организации, 17 промышленных предприятий, 7 вузов, 5 НИИ, подведомственных вузам (технопарк Нижегородского государственного технического университета (НГТУ), инновационно-технологический центр Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (ННГУ) и др.) [2].

В Республике Башкортостан функционирует ряд структур поддержки научно-инновационной деятельности (Фонд поддержки инноваций, 20 производственно-технологических центров субъектов малого предпринимательства, РНТИК «Баштехинформ», Патентно-консультационный центр, Центр трансферта технологий АН РБ, технопарки и др.) [3].

В Республике Татарстан постановлением Кабинета Министров РТ утверждён Инновационный меморандум Республики Татарстан. По результатам его исполнения ежегодно публикуется Государственный доклад «Об итогах инновационной деятельности». На территории Татарстана действуют крупнейшая в России особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга», 4 индустриальных парка, технополис «Химград», 14 технопарков и др. [4, 9].

Соответственно, субъекты со слабой инновационной инфраструктурой получили минимальный объем субсидий. К ним относятся: Республика Марий Эл — 46,1 млн. руб., Республика Мордовия — 56,7 млн. руб., Оренбургская область — 74,04 млн. руб.

Наиболее приоритетными для субъектов Приволжского Федерального округа направлениями в области развития науки, технологий и техники являются:

— информационные технологии;

— телекоммуникационные технологии;

— энергосберегающие технологии;

— рациональность использования природных ресурсов;

Innovative development

— нано-технологии и нано-материалы;

— переработка и утилизация отходов;

— технологии производства топлива и энергии и т.д. [5].

Инновационная деятельность требует определенных затрат и вложений, поскольку ее отличительной особенностью является то, что ее реализация зависит от взаимодействия многих составляющих, таких, как:

1) государственный сектор — курирует законодательно- нормативную сторону отношений субъектов инновационной деятельности;

2) научный сектор — формирует и обеспечивает необходимый объем инновационно-ориентированного человеческого капитала, способного к созданию, разработке и внедрению инноваций;

3) финансовый сектор — обеспечивает финансирование инноваций на всех этапах инновационной деятельности, начиная с этапа создания инновационной идеи и до ее воплощения в реальном секторе экономики;

4) производственный сектор — формирует и обеспечивает материально-техническую базу для реализации инновационных процессов от инновационной идеи до инновационного продукта;

5) реальный сектор экономики — формирует потребность в инновационных продуктах, технологиях и разработках для обеспечения интенсивного развития экономики.

Роль каждой составляющей определяется в зависимости от этапа инновационной деятельности. Наиболее значимым является этап формирования затрат, связанных с внедрением инноваций.

Для оценки инновационных затрат субъектов ПФО следует рассчитать индекс «Затраты по инновациям», который будет состоять из показателей, представленных в таблице 2. Расчет индекса «Затраты по инновациям» 1(ЗИ) основан на методике, где значение каждого индикатора (И) оценивается по шкале от 0 до 1 путем избавления от размерности.

Таблица 2. Показатели для расчета индекса «Затраты по инновациям»

Индекс

I (ЗИ) «Затраты по инновациям»

Индикаторы

1.Внутренние затраты на исследования и разработки (ЗИ 1)_

2.Затраты на технологические инновации (ЗИ 2)

З.Организации, выполняющие инновационные исследования и разработки (ЗИ 3)

4. Персонал, занятый инновационными исследования и разработками (ЗИ 4)

5. Исследователи, занятые инновационными исследованиями и разработками, с ученой степенью (ЗИ 5)_

б.Выплаты по импорту технологий и услуг технического характера (ЗИ 6)

Расчет каждого индикатора производим по следующей формуле (1): ' ' jj _ xi-xmin

xmax-xmin (1)

где xi — фактическое значение индикатора в i — том году;

xmax (min) — максимальное (минимальное) значение индикатора в i — том году (для расчета максимальных и минимальных значений использовались данные Росстата по ПФО).

Для расчета каждого индикатора необходимо использовать данные по ПФО за соответствующий год.

Так, для расчета индикатора «Внутренние затраты на исследования и разработки» воспользуемся данными по ПФО за 2014 г. (таблица 3).

Таблица 3. Внутренние затраты на исследования и разработки-по ПФО за 2014 г

Субъект ПФО Внутренние затраты , млн.руб. Субъект ПФО Внутренние затраты , млн. руб.

Республика Башкортостан 8302,8 Кировская область 1362,4

Респ. Марий Эл 147,1 Нижегородская обл. 58508

Респ. Мордовия 969,1 Оренбургская обл. 602,7

Респ. Тататарстан 12181 Пензенская обл. 3518,5

Чувашская респ. 1020,4 Самарская обл. 14596

Удмуртская респ. 1530,3 Саратовская обл. 3298,3

Пермский край 11730 Ульяновская обл. 8785,9

Источник.[6].

На основе данных таблицы 3, по формуле 1 рассчитаем индикатор «Внутренние затраты по исследованиям и разработкам» по РБ за 2014 год: . 8302,8-147,1 Л1,Л

1ВЗ = 58507,8-147,1 = 0'140

Затем суммируем все полученные индикаторы и получим индекс «Затраты по инновациям»:

I (ЗИ) = ^ (2)

где п — количество индикаторов в индексе.

Рассчитаем индикаторы индекса «Затраты по инновациям» по данным Росстата [7] (таблица 4).

Наиболее развитыми регионами по осуществлению инновационных затрат являются Республика Башкортостан с максимальным значением индикатора — ЗИ 6. Минимальный индикатор в регионе ЗИ 1. Нижегородская область имеет максимальные значения индикаторов — ЗИ 4, ЗИ 5, а слабое звено индикатор — ЗИ 6. Республика Татарстан имеет лидирующие позиции по индикаторам — ЗИ 3 и ЗИ 2.

Для анализа полученных данных по индикаторам представим их в виде лепестковой диаграммы, что позволит наглядно увидеть, какие индикаторы субъ-

Инновационное развитие

Таблица 4. Расчет индикаторов индекса «Затраты по инновациям» за 2014 г.

Субъекты ПФО Индикаторы

ЗИ 1 ЗИ 2 ЗИ 3 ЗИ 4 ЗИ 5 ЗИ 6

Республика Башкортостан 0,140 0,306 0,579 0,204 0,531 1,000

Республика Марий Эл 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Республика Мордовия 0,014 0,056 0,093 0,016 0,022

Республика Татарстан 0,206 1,000 1,000 0,297 0,678 0,620

Чувашская республика 0,015 0,078 0,234 0,037 0,084 0,018

Удмуртская республика 0,024 0,042 0,121 0,027 0,014

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пермский край 0,198 0,610 0,486 0,262 0,317 0,106

Кировская область 0,021 0,019 0,178 0,039 0,079 0,008

Нижегородская область 1,000 0,473 0,804 1,000 1,000 0,126

Оренбургская область 0,008 0,045 0,159 0,013 0,094 0,035

Пензенская область 0,058 0,057 0,150 0,138 0,109 0,0

Самарская область 0,248 0,597 0,514 0,320 0,213 0,456

Саратовская область 0,054 0,041 0,402 0,113 0,321 0,148

Ульяновская область 0,148 0,028 0,150 0,172 0,097 0,007

... — данные отсутствуют

0,0 — значение показателя меньше единицы измерения

Индикаторы индекса Затраты по инновациям

Республика Башкортостан 1,000

Ульяновская обл. Респ.Марий Эл

Саратовская обл.

Самарская обл.

Пензенская обл.

Оренбургская обл.

Респ.Мордовия

Респ.Тататарстан

Чувашская респ.

Удмуртская респ.

Нижегородская обл. Пермский край

Кировская область

-ЗИ1 • — • ЗИ2 - ЗИЗ — — ЗИ4 ......ЗИ 5 ЗИ 6

Рисунок 1. Индикаторы по индексу «Затраты по инновациям»

екты ПФО имеют по индексу «Затраты по инновациям» (рис. 1).

На рисунке 1 наглядно видно, как в Приволжском Федеральном округе, состоящем из 14 субъектов, обстоят дела с инновационными затратами.

Во второй эшелон инновационно-ориентированных регионов входят Самарская область и Пермский край — оба региона имеют преобладание индикатора — ЗИ 2.

Остальные регионы, по сравнению с лидерами, имеют относительно низкие уровни индикаторов, что говорит о проблемах инновационной обеспеченности на этапе создания и разработки инноваций.

Далее рассмотрим, как повлияют полученные индикаторы на уровень индекса «Затраты по инновациям» (рис. 2).

Рассчитанный индекс наглядно характеризует инновационный потенциал регионов на этапе создания и разработки инновационных продуктов. Регионом-лидером является Нижегородская область, индекс составил 0,734. Это объясняется лидирующими позициями по объему внутренних затрат; количеству организаций, занимающихся инновационными исследованиями; количеству работников инновационной сферы.

Республика Татарстан имеет второй результат по ПФО — 0,634. Регион имеет большое количество

Innovative development

Индекс - Затраты по инновациям за 2014 г.

Ульяновская обл. ОД

Саратовская обл. о, 18

Самарская обл. Пензенская обл. о,085

Оренбургская обл. 0,059

Нижегородская обл. Кировская область 0,057

Пермский край Удмуртская респ. н 0,038 Чувашская респ. 0,078

Респ.Тататарстан Респ.Мордовия н 0,034 Респ.Марий Эл Республика Башкортостан

0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8

Рисунок 2. Индекс «Затраты по инновациям» по

организаций, занимающихся инновациями, а также максимальные объемы затрат на технологические инновации по всему ПФО.

Республика Башкортостан на 3-м месте — регион занимает лидирующие позиции по выплатам, связанным с импортом технических услуг и технологий, что говорит, прежде всего, о желании использовать новейшие достижения для разработки инновационных технологий в регионе. По количеству организаций, занимающихся инновациями, наша республика также на 3 месте по ПФО.

Литература

1. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. О распределении субсидий субъектам Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://government.ru/ docs/22076/

2. Новокшонова Л. В., Бердникова Л. В. Инновационная составляющая развития региона (на примере Приволжского федерального округа) // Вестник Нижегородского университета Н. И. Лобачевского. — 2012. — № 2(2). С. 220.

3. Олейник Н. С. Анализ инновационной деятельности в Нижегородской области // Вестник КрасГАУ.

— №8. — 2014. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ analiz-innovatsionnoy - deyatelnosti - v - nizhegorodskoy

- oblasti (дата обращения: 05.04.2016).

4. Кандаурова И. Р. Инновационность региональной экономики (на материалах Республики Башкортостан)//Электронный журнал «Экономика и социум». — №3(16). — 2015.

5. Муллануров А. Т. Анализ развития инновационной деятельности в Республике Татарстан // Вектор науки ТГУ. — 2013. — №1 (23). URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/analiz-razvitiya-

ПФО

Таким образом, проанализировав уровень затрат по инновациям в Приволжском Федеральном округе можно сказать, что каждый регион имеет свои слабые и сильные стороны, которые в совокупности определяют общий характер инновационного потенциала ПФО. Оценка инновационных затрат позволит регионам более эффективно организовать свою инновационную деятельность путем использования выделенных финансовых средств по назначению и получения конкретных результатов.

innovatsionnoy-deyatelnosti-v-respublike-tatarstan (дата обращения: 05.04.2016).

6. Зайнуллина С.Ф. Особенности инвестиционной обеспеченности инновационной деятельности в регионе//Экономика и предпринимательство. — 2015.— № 12. С. 862-863.

7. Регионы России: Социально-экономические показатели. 2015: Стат. сб./Росстат. — М, 2015. — 1266 с.

8. Ахтариева Л. Г. Факторы формирования региональной инновационной экономики // Сб. науч. трудов преподавателей каф. / под общей ред. Л. С. Валинуровой, О. Б. Казаковой. — Уфа: БАГСУ, 2012. — С. 4-18 с.

Literature

1. Оfficial website of the Government of the Russian Federation. On the distribution of subsidies to the subjects of the Federation on State support of small and medium-sized businesses. [Electronic resource]. -Access mode: http://government.ru/docs/22076/

2. Novoksonova L.V., Berdnikova L.V. Innovative component of the development of the region (by the example of the Volga Federal District)//Herald of the

Nizhny Novgorod University N.i. Lobachevsky. -2012. -No. 2 (2). P. 220.

3. Oleynik N.S. analysis of innovation in the Nizhny Novgorod region//VestnikKrasGAU. — №8. -2014. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7analiz-innovatsionnoy-deyatelnosti v nizhegorodskoyoblasti-(date of circulation: 05.04.2016).

4. Kandaurova I.R. Innovative regional economy (on the materials of the Republic of Bashkortostan)//electronic journal "Economics and society". -No. 3 (16). -2015.

5. Mullanurov A.T. Analysis of development of innovational activity in the Republic of Tatarstan// Vector of science TSU. -2013. -No. 1 (23).

Инновационное развитие

URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-innovatsionnoyrazvitiya-deyatelnosti v respublike-tatarstan (date of circulation: 05.04.2016). ZajnullinaS.f. Features investment security innovation in region// economics and entrepreneurship. -2015-No. 12. C. 862863.

6. Regions of Russia: socio-economic indicators. 2015: Stat. sat. /Rosstat. -M, 2015. -1266 with.

7. Ahtarieva L.G. Factors of formation of regional innovation economy. researcher. works of teachers of the Chair. /under the General Ed. Hp L.S. Valinurovf, O. B. Kazakova. -UFA: BASHGU, 2012. - P. 4-18.

Юрик Лукас

Институт промышленного машиностроения и менеджмента, Словацкий технологический университет в Братиславе. Словакия, Трнава

УДК 331.1

Шуякова Моника

Институт промышленного машиностроения и менеджмента, Словацкий технологический университет в Братиславе. Словакия, Трнава

Мт

Сакал Петр

Институт промышленного машиностроения и менеджмента, Словацкий технологический университет в Братиславе. Словакия, Трнава

МЕТОД АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОТБОРЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Статус преподавателя в современном мире меняется. Создается новая модель преподавателя университета как профессионала. Компетентностный подход выходит на первый план во всех направлениях, в том числе в области преподавания. Эта модель обусловлена поиском личности преподавателя как высокообразованного эксперта в образовании и преподавании. В Институте промышленного машиностроения и менеджмента (факультет материаловедения и технологий в Трнаве Словацкого университета технологий в Братиславе) мы создали модель оценки устойчивых качеств преподавателя университета и модель оценки для выбора университетских преподавателей, которые мы внесли в создание профессиональных стандартов в категориях компетенций, которые соответствуют целям образования, функции школ и университетов и деятельности преподавателей в реальной ситуации образовательных учреждений. Для оценки профиля компетенций сотрудника Института промышленного машиностроения и менеджмента применен метод анализа иерархий посредством использования экспертного метода. Профиль компетенций служит основой будущего профессионального развития сотрудника, а также может служить основой для вознаграждения сотрудника. Главная цель статьи — обратить внимание на оценку компетенции преподавательского состава университета через модель компетенции и метод анализа иерархий.

Ключевые слова: компетенция, многокритериальное принятие решений, метод анализа иерархий, профиль компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.