учитывая особенности данной системы и организационной структуры, не станет сдерживающим фактором для развития инновационной деятельности на предприятии.
5. Систематическая оценка эффективности деятельности позволит вовремя выявлять неэффективные пути, решения, а также перспективные возможности для предприятия.
Следует отметить, что данная методика пред-
ставляет собой системные организационные инновации, призванные переформировать всю систему предприятия для обеспечения системности и беспрерывности инновационной деятельности. Однако это не подразумевает обязательного внедрения всех предложенных элементов системы. Какие конкретные организационные инновации будут внедрены, зависит от деятельности предприятия.
Статья поступила 31.03.2015 г.
Библиографический список
1. Захарова М.И. Организационная структура инновационных предприятий // Научное обозрение. 2014. № 5. С. 290— 297.
2. Захарова М.И., Гимельштейн И.В. Анализ элементов и подсистем системы управления предприятий, занимающихся инновационной деятельностью // Вестник ИрГТУ. 2012. №
10. С. 281-285.
3. Мильнер Б.З., Орлова Т.М. Организация создания инноваций: горизонтальные связи и управление: монография. М.: ИНФРА-М, 2013. 286 с.
4. Трачук А. Инновационная стратегия компании // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 9. С. 75-83.
УДК 338 ББК 65.1
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Л
© А.Г. Дыкусова1
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрены механизмы развития инновационной системы России в условиях глобализации экономики, в том числе в рамках вступления во Всемирную торговую организацию, а также государственные инициативы, направленные на создание национальной инновационной системы. Определены цели венчурного инвестирования как фактора развития инновационной инфраструктуры. Выделены этапы процесса венчурного финансирования, рассмотрена структура форм венчурных инвестиций. Обоснована необходимость создания инновационной инфраструктуры.
Ключевые слова: инновационная система; глобализация экономики; венчурный механизм; государственное регулирование; развитие инновационной сферы; Всемирная торговая организация; модернизация российской экономики.
RUSSIAN INNOVATION SYSTEM DEVELOPMENT UNDER CONDITIONS OF ECONOMY GLOBALIZATION A.G. Dykusova
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The paper deals with the development mechanisms of the innovative system in Russia under conditions of economy globalization, including the fact of joining the World Trade Organization and government initiatives directed at the creation of the national innovation system. The goals of venture investment as a development factor of innovative infrastructure are identified. The stages of venture financing are determined and the structure of venture capital investment forms is considered. The need for innovation infrastructure creation is justified.
Keywords: innovation system; globalization of economy; venture mechanism; government regulation; development of innovation sphere; World Trade Organization; modernization of Russian economy.
В условиях глобализации экономики и включения России в мировое сообщество, все актуальнее становится вопрос активизации инновационной деятельности субъектов экономики, служащей основой для развития конкурентных преимуществ. Доля наукоемкой продукции России на мировой рынке на сегодняшний день весьма незначительна - от 0,37 до 1%, что и объясняет низкую конкурентоспособность экспортиру-
емых отечественных товаров. Причиной возникшей ситуации является слабый уровень развития национальной инновационной системы. Для решения проблемы необходимо разработать механизмы, позволяющие в условиях переходного периода сформировать адекватную (по меркам мировых стандартов) национальную инновационную систему (НИС) [5].
Такими механизмами являются регулирование за-
1Дыкусова Анастасия Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и финансов, тел.: 89027665284. e-mail: sara_krapalik@mail.ru
Dykusova Anastasia, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Finance, tel.: 89027665284. e-mail: sara_krapalik@mail.ru
конодательных норм в области налогов и таможенных тарифов, повышение конкурентоспособности, расширение роли инновационного сектора, привлечение инвестиций, особенно в высокотехнологичный сектор.
Вступление России в ВТО можно рассматривать как один из методов обеспечения стимулирования конкуренции, которая, в свою очередь, определяет эффективность рынков. Однако решить всех проблем данный шаг не может. Так, в частности, членство в ВТО пока не принесло явного эффекта в области таможенных правил. Подобное явление может существенно повлиять на развитие инновационных компаний, особенно тех, чья деятельность так или иначе связана с импортными материалами и технологиями.
Присоединение России к ВТО предполагает получение не только определенных преимуществ, но и принятие на себя обязательств. С одной стороны, создаются равные условия для развития малого и среднего бизнеса, в том числе инновационного на иностранных рынках, а с другой стороны, Россия гарантирует соблюдение норм и правил ВТО, предусматривающих открытие ее рынка для зарубежных компаний и существенное ограничение возможностей государственной поддержки отечественных товаропроизводителей. И здесь возникает вопрос, насколько при соблюдении этих ограничений возможно будет обеспечить перевод экономики на инновационный путь развития?
Многие экономисты считают, что вступление России в ВТО положительно скажется на инвестиционном климате страны, а также повысит потенциал привлечения в экономику новых технологий. Объем увеличения иностранных инвестиций в результате вступления в ВТО только за 2012-2013 гг. увеличился на 6,7% от ВВП, в то время как снижение предусмотренных соглашениями пошлин (импортных и экспортных) составил лишь 0,8% (430 млрд руб.) от ВВП [3].
Однако необходимо отметить, что многие экономисты отмечают и негативные последствия вступления России в ВТО, в частности в отношении малого и среднего бизнеса, поскольку предполагается пересмотр всех внутренних регламентов, включая таможенный, налоговый и бюджетный кодексы.
Одним из требований ВТО к России является снижение импортных пошлин до уровня, существующего в развитых странах (сегодня ставка в России в среднем составляет 12% по сравнению с 3-5% по странам-членам ВТО). Уже сейчас достигнут довольно высокий уровень открытости внутреннего рынка, и дальнейшее снижение импортного тарифа существенно не повлияет на динамику производства. Однако в отдельных отраслях возможно снижение конкурентоспособности отечественных производителей (в сельском хозяйстве, химической промышленности, металлургии и т.д.)
Вместе с тем необходимо отметить, что после вступления в ВТО возможно уйдут в прошлое некоторые элементы экономической и финансовой дискриминации, когда некоторых отечественных инвесторов не допускали на международные биржи для покупки или продажи тех или иных акций.
У российской экономики, несомненно, есть потенциал для технологического развития - это и человеческий капитал, и система образования и науки. Однако в силу разных причин долгое время этот потенциал не использовался в полном объеме. За последние несколько лет произошли существенные изменения: инвестиции в технологические проекты, в инновации выросли десятикратно. По данным 2012 г. Россия вышла на четвертое место в Европе по абсолютному объему инвестиций в технологические проекты и на первое место по темпам роста.
Развитие инновационной инфраструктуры в России является одним их приоритетных направлений государственной политики, необходимым условием активизации инновационной деятельности и повышения конкурентоспособности отечественной экономики в условиях вступления в ВТО. Именно в течение первого полугодия после вступления в торговую организацию начал быстро расти интерес со стороны иностранных инвесторов к резидентам наукоградов, которые являются основой инновационной инфраструктуры.
Одной из важнейших составляющих создания и развития инноваций в экономике является поддержка малых наукоемких предприятий, которые в дальнейшем развиваются и приносят большие прибыли как своим владельцам, так и экономике в целом. Малые инновационные предприятия, как, впрочем, и весь реальный сектор экономики России, испытывают значительный недостаток инвестиций и заемного капитала.
Опыт экономически развитых стран показывает, что развитие принципиально новых механизмов финансирования инновационной деятельности во многом позволяет решить проблему дефицита инвестиций. Одним из таких механизмов является рисковое (венчурное) финансирование нововведений. Венчурное инвестирование является, с одной стороны, способом финансирования инновационного вектора экономики, с другой - инновационной формой предпринимательства.
Главная цель венчурного финансирования сводится к тому, что денежные капиталы одних предпринимателей и интеллектуальные возможности других (оригинальные идеи или технологии) объединяются в реальном секторе экономики для того, чтобы в новой компании обоим предпринимателям принести прибыль.
От того, насколько успешно функционирует венчурный механизм, сегодня во многом зависит скорость коммерциализации новых перспективных научных идей и технологических разработок, а следовательно, и конкурентоспособность организаций различных отраслей национальной экономики. Понимание роли венчурного инвестирования в инновационном секторе способствует широкой поддержке венчурной индустрии со стороны государства, что позволяет эффективно и целесообразно осваивать данную форму инвестиций и стимулировать развитие инноваций в экономике страны. Поэтому государственные органы многих ведущих промышленно развитых стран рас-
сматривают венчурный механизм в качестве важной составной части национальных систем нововведений и стремятся к его более широкому распространению в экономике.
Венчурные инвестиции в российские инновации действительно развиваются довольно быстро, однако по сравнению с мировым рынком цифры являются не убедительными.
Например, в США объем венчурных инвестиций в 2012 г. снизился на 15% по сравнению с 2011 г. и составил 29,7 млрд долл., при этом объем выросшего по итогам 2012 г. российского венчурного рынка составил всего 910,6 млн долл. (в 2011 г. этот показатель составлял 400 млн долл.). Увеличение объемов, конечно, есть, но при этом качественных проектов мало, а что касается успешных проектов, то здесь высокий риск «утечки» их за рубеж. В этой ситуации возникает вопрос, а не будет ли способствовать вступление России в ВТО еще большему оттоку высокотехнологичных проектов, и будут ли иностранные инвесторы готовы инвестировать такие российские проекты (с учетом несовершенства по многим параметрам российского законодательства), когда можно переманить идею и финансировать ее в рамках своей юрисдикции [2].
Основная часть рисковых капиталовложений обычно приходится на более поздние этапы венчурного финансирования. Эти капиталовложения связаны с наименьшим риском, хотя и приносят, как правило, мене высокую норму прибыли в случае успешной реализации проектов.
По результатам 2012-2013 гг. Россия вышла на четвертое место в Европе по абсолютному объему инвестиций в технологичные проекты и на первое - по темпам роста. За 2013 г. в технологические проекты было вложено около 1 млрд долл., из которых 70% в IT-сектор (а это возможно только на завершающих этапах венчурного проекта). Хотя результат, с точки зрения экономического эффекта для крупных компаний, для выхода на новые большие рынки (особенно в условиях вступления в ВТО), не слишком высок. Сегодня в России корпораций глобального уровня, таких как Apple или Google еще нет, но тем не менее у нас есть уже целый ряд международных компаний, абсолютно глобальных, работающих на всех ведущих рынках - Яндекс, Mail.ru, Kaspersky, ABBYY, а это в основном IT-сектор. [5]
Роль государства в регулировании венчурного инвестирования должна заключаться в создании правовых и экономических условий для формирования полноценной инфраструктуры российской венчурной индустрии.
Анализ практики государственного регулирования ряда зарубежных стран в использовании венчурного капитала для обеспечения инновационного экономического роста позволяет сделать вывод о том, что активное государственное вмешательство в процесс образования и использования венчурного капитала, особенно на начальном этапе формирования системы, необходимо. Но при этом следует соизмерять, сочетать как прямые, так и косвенные методы, делая упор на развитие рынка венчурного капитала с его
инфраструктурой. [4]
В условиях модернизации российской экономики и ее стремления к глобализации развитие венчурного инвестирования и регулирование вопросов, связанных с инновационной деятельностью, является одним из приоритетных. Анализ российского рынка венчурных инвестиций позволил выявить ряд проблем в области выбора способов и источников финансирования, регулирования системы налогообложения, осуществления лизинговой и таможенной политики.
Для того чтобы Россия вошла в число стран ведущих мировых экономик, необходим переход на новый инновационный путь развития. Это и развитая инфраструктура, и высокий уровень благосостояния, и существенная доля высокотехнологичного сектора в ВВП страны. Присоединение к ВТО, по оценкам многих экспертов, скажется позитивно на российской экономике, поскольку позволит улучшить инвестиционный климат (в силу определенных законодательных изменений в области таможенной и налоговой политики) и тем самым привлечет как новых инвесторов, так и новые технологии (или в крайней мере снизит их отток) [7].
В условиях вступления во всемирную торговую организацию возрастает уровень конкуренции со стороны зарубежных компаний, что должно стать стимулом к инновационному преобразованию производства, модернизации товаров и как результат - появлению новых возможностей для повышения конкурентоспособности национальной экономики.
При этом темпы развития инновационной сферы должны возрастать параллельно темпам научно-технического прогресса, с учетом роста конкуренции, изменения стоимости новых технологий, повышения мобильности человеческого и финансовых ресурсов. Все это ставит малый и средний российский бизнес в жесткие рамки; как результат такого явления основным элементом развития высоких технологий становится скорость создания инноваций и их внедрения, особенно актуальны эти процессы в рамках глобализации российской экономики и тем более в условиях вступления в ВТО.
Кроме того, количественный прирост малых предприятия не должен становится самоцелью, учитывая тот факт, что в структуре российского малого бизнеса преобладает торговля, то в новых условиях (после вступления Росси в ВТО) это бизнес может оказаться на грани выживания. Таким образом, развитие российской экономики, предпринимательской инициативы невозможно без освоения новых перспективных рыночных направлений. И в этой ситуации развитие высокотехнологичного сектора и стимулирование всех форм инвестиций, а в первую очередь венчурных, одно из самых интересных и перспективных форм для малого бизнеса. Именно новые технологии и инвестирование в них станет для российской экономики отличным средством конкурентной борьбы в условиях ВТО.
Для реализации данных задач России необходимы масштабные инвестиции в производство, в обучение и в новые технологии. На сегодняшний день инве-
стиции в основной капитал, в ВВП страны не так уж велики (20,6%). Для развития и модернизации экономики их нужно увеличить до 25%, а в перспективе и до 30%. По данным Росстата в последние годы наблюдается снижение притока иностранных инвестиций в Россию, и прежде всего многие экономисты связывают данный факт с вступлением России в ВТО. [5].
В сложившейся ситуации требуется ряд государственных инициатив, позволяющих осуществлять:
- регулирование цен на услуги естественных монополий и продукцию высокомонополизированных отраслей;
- создание механизмов рефинансирования производственной деятельности и снижения процентных ставок;
- снижение налогов и освобождение от налогообложения доходов предприятий, направляемых на проведение НИОКР и освоение новых технологий;
- активизацию институтов развития, включая инвестиционные и венчурные фонды, госкорпорации, способные обеспечить привлечение инвестиций в развитие производственной сферы при помощи государственных гарантий;
- создание современной информационной инфраструктуры научно-исследовательской и предпринимательской деятельности;
- расширение государственных программ сти-
мулирования инновационной активности при соблюдении норм и принципов ВТО [1].
Для того чтобы реально осуществить переход на инновационный путь развития с применением всех основных механизмов, перечисленные меры государственного воздействия и стимулирования инновационной и инвестиционной активности должны быть защищены по отношению к возможному противодействию со стороны членов ВТО.
В заключение хотелось бы отметить тот факт, что развитию венчурного рынка в России и соответственно национальной инновационной системы будет способствовать как увеличение количества инвесторов, так и расширение их специализации. По мере становления рынка и включения его в глобальные проекты будут продолжать происходить и качественные изменения, в частности, рынок будет становиться более прозрачным, а стандарты инвестирования и корпоративного управления - приближаться к уровню развитых стран. Это позволит ведущим зарубежным венчурным компаниям, наблюдавшим за развитием национального инновационного сектора в России, преобразовать свой интерес к российским инновациям в поток реальных инвестиционных сделок, причем как на поздних, так и на более ранних стадиях.
Статья поступила 06.05.2015 г.
Библиографический список
1. Глазьев С.Ю. Ограничения ВТО и условия инновационного развития экономики РФ. [Электронный ресурс]. URL: www.zlev.ru (20.02.2015).
2. Ефимович Я.А. Становление инновационного процесса в условиях развития глобализации // Вестник ИрГТУ. 2011. № 9. С. 183-188.
3. Инвестиции в России в 2013 году // Информационный портал. [Электронный ресурс]. URL: www.investmentrussia.ru (21.02.2015).
4. Каржаув А.Т., Фоломьев А.Н. Национальная система венчурного инвестирования. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. 239 с.
5. Крупный бизнес спасается от ВТО в венчурных проектах // Финансы [Электронный ресурс]. URL: www.vedomosti.ru (22.02.2015).
6. Национальная инновационная система и ее особенности в России / Гусева З.В. // Креативная экономика. - 2009. № 8 (32). С. 106-110.
7. План мероприятий на 2010-2015 годы по стимулированию инноваций и развитию венчурного инвестирования // Промышленный еженедельник. 2010. № 32 (233). [Электронный ресурс]. URL: www.ravi.ru (23.02.2015).
8. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: www.minfin.ru (25.02.2015).
УДК 345
АНАЛИЗ СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН
© Е.А. Жила1
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Представлены результаты анализа семейного законодательства западноевропейских стран: Англии, Франции, ФРГ, Испании и Италии. Выделены основные проблемы регулирования брачно-семейных отношений, которые касаются оформления брачного союза и бракоразводных процессов. Брачно-семейные отношения западноевропейских стран регулируются гражданским законодательством, которое, в целом, унифицировано. Проведено сравнение конкретных правовых положений, регулирующих брачно-семейные отношения названных стран, и выделены их правовые особенности.
Ключевые слова: брачно-семейные отношения; брак; правовые положения; проблемы; регулирование; семейное законодательство.
1Жила Евгения Андреевна, ст. преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин, тел.: 89140035305, e-mail: zhila_e@mail.ru
Zhila Evgenia, Senior Lecturer of the Department of Civil and Legal Disciplines, tel.: 89140035305, e-mail: zhila_e@mail.ru