Научная статья на тему 'Государственное регулирование венчурных инвестиций в инновационный сектор'

Государственное регулирование венчурных инвестиций в инновационный сектор Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЕНЧУРНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕХАНИЗМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ / ГО-СУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / VENTURE (CAPITAL) INVESTMENT / INNOVATIVE ACTIVITIES / INCENTIVE MECHANISMS / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дыкусова Анастасия Геннадьевна

Рассматриваются основные задачи, формы и методы государственного регулирования инновационной деятельности. Дан анализ зарубежного и российского опыта венчурного инвестирования инновационного сектора. Приведены примеры деятельности региональных органов государственной власти по развитию венчурного инвестирования инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF VENTURE INVESTMENTS IN THE INNOVATION SECTOR

The article deals with basic tasks, forms and methods of state regulation of innovative activities. The analysis of foreign and Russian experience in venture capital investments into the innovation sector is given. The examples of the activities of regional state authorities on the development of innovation venture investment are provided.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование венчурных инвестиций в инновационный сектор»

в единый стоимостной показатель, благодаря чему он отражает результат деятельности компании, т.е. вновь созданную стоимость или экономическую добавленную стоимость (ЭДС). В отличие от экономической прибыли ЭДС включает еще и заработную плату.

В условиях обостряющейся конкуренции предприятия остро нуждаются не только в физически осязаемых технологических или иных инновациях, но и в инновационных показателях деятельности, к числу которых следует отнести показатель экономической добавленной стоимости.

Названный инновационный показатель выполняет функцию индикатора управленческих решений и, вместе с тем, служит акционерам информационным источником, характеризующим уровень созданной добавленной стоимости, ее положительного или отрицательного значения. Более того, благодаря использованию ЭДС становится возможным получить емкие по значимости количественно-качественные представления о чистой операционной прибыли (после налогообложения), налоговой составляющей и стоимости капитала с учетом стоимости собственного и заемного капитала, а также коэффициента платежеспособности (резерва, износа и др.). Иначе говоря, ЭДС, сама по себе являясь носителем разносторонней экономической информации, во взаимосвязи с другими факторами дает много производных и насыщенных полезными данными показателей.

Известно, что применяемые в настоящий период для оценки эффективности управленческих решений показатели не отражают главную экономическую цель компании - увеличение ее стоимости, и поэтому не могут дать объективный результат, приводя при этом к неизбежным ошибкам и ухудшению финансового состояния. Используя инновационный показатель ЭДС, становится возможным оценить динамику изме-

нения стоимости компании и вместе с этим выявить ошибочные выводы.

Покажем это на примере. Прибыль после уплаты налогов составила 6 909 600 руб. Затраты, обеспечившие получение этой прибыли, равны 66 260 360 руб. Тогда рентабельность Я составит:

Я = 6909600 .100 = 10,42795%.

66260360

Полученный положительный результат свидетельствует о доходности (эффективности).

Однако при определении показателя ЭДС по формуле (3) с учетом стоимости инвестирования капитала, равного 12%, полученный результат свидетельствует о причинении ущерба:

ЭДС =

10,43 -12 100

• 66260360 =

руб.,

= -0,0157 ■ 66260360 = -1040287,7 где 12% - используемая в расчетах ставка дисконтирования, которая должна быть не ниже ставки Центрального банка Российской Федерации (ставка рефинансирования ЦБ РФ на ноябрь 2011 года составляет 8,25%).

Принимая во внимание динамичные изменения в бизнесе, устойчивым является тот факт, что экономическая добавленная стоимость, базируясь на важных составляющих, которые характеризуют доход на капитал, затраты на капитал, величину капитала, платежеспособность, налоги, пассивную часть бухгалтерского баланса и др., свидетельствует о новой концепции, основанной на стоимостном подходе, когда деятельность компании направлена на создание дополнительного богатства (стоимости) и одновременно служит индикатором качества управленческих решений, обеспечивающим конкурентное преимущество в бизнесе.

Библиографический список

1. Коупленд Т., Коллер Т., Мурин Д. Стоимость компаний: 2. Ястребинский М.А., Янкевич П.А., Гусева Н.М. Стоимост-оценка и управление / пер. с англ. М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", ная оценка имущественного комплекса компании и бизнеса 2000. компании. М.: Изд-во МГГУ, 2006. 48 с.

УДК 330; 332

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЕНЧУРНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ИННОВАЦИОННЫЙ СЕКТОР

А.Г. Дыкусова1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматриваются основные задачи, формы и методы государственного регулирования инновационной деятельности. Дан анализ зарубежного и российского опыта венчурного инвестирования инновационного сектора. Приведены примеры деятельности региональных органов государственной власти по развитию венчурного инвестирования инновационной деятельности. Библиогр. 6 назв.

1Дыкусова Анастасия Геннадьевна, старший преподаватель кафедры экономической теории и финансов, тел. 89027665284, e-mail: sara_krapalik@mail.ru

Dykusova Anastasia, Senior Lecturer of the Department of Economic Theory and Finance, tel.: 89027665284, e-mail: sara_krapalik@mail.ru

Ключевые слова: венчурное инвестирование; инновационная деятельность; механизмы стимулирования; го -сударственная поддержка.

STATE REGULATION OF VENTURE INVESTMENTS IN THE INNOVATION SECTOR A.G. Dykusova

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article deals with basic tasks, forms and methods of state regulation of innovative activities. The analysis of foreign and Russian experience in venture capital investments into the innovation sector is given. The examples of the activities of regional state authorities on the development of innovation venture investment are provided. 6 sources.

Key words: venture (capital) investment; innovative activities; incentive mechanisms; state support.

На рынке инновационных ресурсов малое инновационное предпринимательство является одним из самых уязвимых объектов. Однако многолетняя практика показывает, что оно также является первой по объему и динамичности составляющей инновационной сферы развитых стран. Именно поэтому содействие его развитию, особенно в период кризиса, должно стать обязательной частью государственной инновационной политики, что в свою очередь требует решения вопросов, связанных с налогообложением, введением объектов интеллектуальной собственности, патентованием, устранением рисков.

Целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

Среди текущих задач инновационной политики государства можно выделить следующие:

• совершенствование механизмов стимулирования инновационного процесса;

• создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности;

• развитие инфраструктуры поддержки инновационного процесса;

• развитие малого инновационного предпринимательства;

• совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ;

• поддержка приоритетных направлений науки, техники и технологии.

На прошедшем 27 июля 2010 г. заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики Дмитрий Медведев определил пять направлений развития рынка венчурного инвестирования:

1) в силу сложного перехода к инновационной экономике, а также высокого уровня риска, данные проблемы должны быть отражены в отечественном законодательстве;

2) развивать систему экспертизы и сервисные услуги, востребованные бизнесом;

3) расширить направления, которые финансирует Фонд содействия развитию малых форм предприятий, используя механизмы грантового и возвратного финансирования;

4) провести работу по понижению регулятивной нагрузки на инвестиционные фонды, а также либерализацию экспорта инновационной продукции;

5) обеспечить непрерывность работы всех звеньев инновационной цепочки, координацию действий институтов развития [4].

Анализ зарубежного опыта законодательного регулирования венчурных инвестиций в инновационный сектор экономики позволяет сделать вывод о том, что в большинстве развитых стран не существует специального закона, регулирующего венчурное инвестирование; оно осуществляется в рамках общего законодательного регулирования инвестиционной деятельности.

Специальные (отдельные) законы, регулирующие венчурную деятельность, приняты лишь в Венгрии и Индии, в стадии разработки находится законопроект в Китае. Однако со времени принятия в 1998 г. закона «О венчурной деятельности» в Венгрии вследствие крайне усложненной регламентации и избыточной императивности данного закона был учрежден всего один венчурный фонд, основанный частным лицом.

Наиболее развитая модель правового регулирования инноваций и инновационной деятельности сформировалась в США. Большая часть законодательных актов содержит положения о первостепенной роли науки и новаций, а также им отводится главенствующая роль в экономическом развитии страны. Основой для создания современной инновационной экономики США является Федеральный закон 1976 г. «О государственной научно-технологической политике, организации и приоритетах». Данный документ предусматривал особую роль федерального правительства в определении инновационной стратегии развития государства.

Один из основополагающих американских нормативных актов в этой области - закон Стивенсона -Уайдлера 1980 г. «О технологических инновациях». Интересен данный документ тем, что регламентирует кооперацию между частными и государственными секторами в сфере разработки и производства наукоемкой продукции. Законом предусмотрено создание промышленно-технологических центров на базе университетов и некоммерческих организаций [3].

Примечательно, что американское законодательное регулирование инноваций, будучи весьма обширным, тем не менее не имеет специальных законодательных актов по венчурной деятельности, а суще-

ствующие правовые нормы нацелены в основном на осуществление государственной поддержки и предоставление налоговых льгот в данной области.

Государственное регулирование в свою очередь направлено на учреждение и выращивание малого инновационного предпринимательства путем рискового инвестирования через выдачу субсидий с дополнением их рядом сопутствующих мер прямого и косвенного стимулирования. Для стимулирования инновационной деятельности правительство и парламент смягчили антитрестовское законодательство, ввели прямые кооперативные исследовательские соглашения между правительственными лабораториями и промышленными фирмами.

В Германии в рамках финансовой поддержки выступают государственные банки восстановления и поручительства. Они предоставляют средства в форме собственного и заимствованного капитала в фазе основания фирм, а также дополнительные гарантии. Кроме того, эти банки функционируют как кредитные учреждения и ликвидационные органы государственных паевых компаний и фондов. Государственные паевые общества концентрируют свое внимание, как правило, на малых и средних, а также технологически и инновационно ориентированных фирмах.

Анализ практики государственного регулирования ряда стран в использовании венчурного капитала для обеспечения инновационного экономического роста позволяет сделать ряд выводов. Активное государственное вмешательство в процесс образования и использования венчурного капитала, особенно на начальном этапе формирования системы, необходимо. Но при этом следует сочетать как прямые, так и косвенные методы, делается упор на развитие рынка венчурного капитала с его инфраструктурой [2].

Государственная поддержка играет существенную роль в сфере венчурного инвестирования. Выделенные выше задачи государства в этом процессе не сводятся к замещению, а тем более вытеснению частного венчурного капитала. Напротив, государство, создавая, реализуя и совершенствуя систему мер государственной поддержки инвестиционных рынков в целом и венчурного капитала в частности, выполняет организационную и стимулирующую функцию. При этом роль государства не ограничивается лишь созданием специальных государственных венчурных фондов и предоставлением финансовой поддержки. Государство должно создавать благоприятные, непротиворечивые, необременительные правовые условия для стимулирования развития рынка частного венчурного капитала.

Государственная поддержка венчурного инвестирования может осуществляться в двух формах:

1. Опосредованного содействия: разработка специального гражданско-правового регулирования венчурной инвестиционной деятельности; создание системы налоговых льгот и иных правовых условий налоговой привлекательности венчурного бизнеса. При этом важно не допустить дисбаланса в предоставлении налоговых льгот, поскольку не только венчурные инвесторы нуждаются в налоговых благопри-

ятствования; для инвестора также важна способность инвестиционного проекта принести налоговые преимущества. Соответственно, налоговое регулирование должно учитывать интересы всех участников венчурного инвестиционного процесса, что требует совершенствования инновационной правовой политики и законодательства.

2. Непосредственного содействия, которое включает в себя развитие прямых форм государственной поддержки венчурного инвестирования, прежде всего, путем финансирования из бюджетных средств венчурных инвестиционных проектов [1].

Перечень форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, в том числе и венчурной деятельности, установлен Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Все формы и методы, названные в этом законе, делятся на две группы:

1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений; установления субъектами инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера; создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов и др.;

2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета; проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ; защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов и др. [1].

Все формы и методы государственного воздействия можно условно подразделить на постоянные и временные, они могут быть использованы дифференцированно, при этом учитывается особенность отрасли, этап венчурного инвестирования. Стимулируются прежде всего наиболее активные инвесторы, которые выступают на ранних стадиях инвестирования. При этом государственные органы учитывают не только нежелание частного капитала, финансовых институтов (банки, страховые компании, фонды и пр.) рисковать, но и возможность получить в госбюджет большой возврат средств, вложенных в венчурные предприятия.

Во всей совокупности форм и методов государственного воздействия на развитие системы высокорискового инвестирования большое место занимают различные налоговые льготы как наиболее результативные, характерные для смешанной экономики.

Перспективным направлением решения задачи государства по усилению роли регионов в развитии инновационной и венчурной инвестиционной деятельности является развитие межрегионального взаимодействия и интеграции в наращивании мощности потока высокорискового инвестирования.

Примером использования данного направления (в определенной мере) может служить практика ЕС. В связи с глобализационными процессами поддержка инноваций, венчурного инвестирования выходит за национальные и региональные границы, формируются новые механизмы межрегионального и межнационального сотрудничества по созданию системных инноваций. Европейская комиссия разработала схемы, которые призваны облегчить доступ малых инновационных предприятий к венчурному капиталу в различных странах Европы и их регионах. Для этого используются: а) создание компаний венчурного капитала совместно с ЕС, региональными органами власти, различными ведомствами; б) формирование фондов участия также на софинансировании; в) предоставление кредитов участниками фондов; г) выделение грантов компаниям венчурного капитала; д) создание гарантийных фондов; е) разработка схемы поддержки инновационных предприятий, находящихся на стадии становления.

Есть примеры активной деятельности региональных органов государственной власти по развитию венчурного инвестирования и в России.

В настоящее время в шести субъектах РФ создаются региональные венчурные фонды при софинан-сировании из федерального и регионального бюджетов в рамках программ государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Например, в Приангарье планируется создание венчурного фонда, и региональным властям уже удалось заручиться поддержкой Европейского исследовательского центра технологий и инвестиций (European Technology and Investment Research Center, ETIRC). Создание фонда планируется в рамках господдержки малого и среднего бизнеса, возможно, с участием капитала Российской венчурной компании [6].

Среди основных мер поддержки начинающих инновационных компаний можно выделить гранты малым компаниям, создаваемым при вузах. В среднем сумма гранта составила 500 тыс. руб. на одного получателя поддержки - юридическое лицо.

На поддержку малого предпринимательства в моногородах в 2010 г/ выделено 2 млрд рублей, столько же - на поддержку экспортно-ориентированных малых предприятий, а также на грантовую поддержку начинающих предпринимателей. Кроме этого в 2010 году были реализованы мероприятия по созданию бизнес-инкубаторов и технопарков. Планируется, что к 2014 г.

должна быть обеспечена деятельность 140 бизнес-инкубаторов и 15 промышленных парков и технопарков. За период 2005-2010 гг. в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства обеспечено финансирование в 58 субъектах РФ 121 бизнес-инкубатора, из которых действует 83. Кроме того, поддерживается создание 2 промышленных парков и 2 технопарков [5].

Одной из важнейших задач органов государственной власти области являются структурные изменения в предпринимательской среде за счет увеличения доли малых предприятий, задействованных в инновационной сфере производства. Весомыми предпосылками для решения данной задачи являются концентрация в Иркутской области мощного научно-исследовательского потенциала и наличие высокотехнологичной производственной базы.

В 2007 г/ была разработана областная государственная целевая программа «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской области на 2006-2010 гг.». Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и утверждена постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 17.12.2005 г. № 17/22-ОЗ. Основная цель программы - повышение конкурентоспособности предпринимательской среды в Иркутской области [5].

Основанием для разработки областной государственной целевой программы «Поддержка малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2008-2010 годы» являлся Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2008 г. [6].

Программа как инструмент государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства объединила в себе положительные результаты реализации предыдущих программ, изучения мирового опыта и опыта других субъектов Российской Федерации.

Программы разрабатывались с учетом изменившихся правовых и экономических условий, в которых осуществляется деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, а также нового уровня требований к инфраструктурному обеспечению поддержки малого и среднего предпринимательства.

К сожалению, это лишь отдельные положительные примеры. Анализ показывает, что большинство субъектов Российской Федерации (их властные органы) практически не участвуют в формировании системы высокорискового инвестирования в России.

Библиографический список

1. Илларионов Н.В. Формы и методы государственного регулирования венчурного инвестирования. 1^1.: Баепсе-bsea.narod.ru

2. Каржаув А.Т., Фоломьев А.Н. Национальная система венчурного инвестирования. М.: Экономика, 2005. 239 с.

3. Правовая среда венчурной деятельности в Российской

Федерации. Сент., 2009. СПб.: РАВИ, 2009.

4. Кузьмин В. Венчурная история // Российская газета: центральный вып. 27 августа. № 5244 (165).2010.

5. www.irk-goverment.ru

6. www.rian.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.