Научная статья на тему 'Развитие инновационной системы России в процессе интеграции в глобальную экономику: национальный и региональный контекст'

Развитие инновационной системы России в процессе интеграции в глобальную экономику: национальный и региональный контекст Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
912
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко И. В., Александрова Е. Н., Солахов П. А., Салмина О. А.

В статье освещены проблемы инновационного развития Российской Федерации на национальном и региональном уровнях в условиях глобализации. Рассматриваются различные подходы к позиционированию России в мировой инноватике с учетом интересов страны и ее регионов, а также инструменты и механизмы государственного управления. Укрепление инновационных позиций нашей страны предопределяется согласованным принятием решений как на федеральном, так и на региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шевченко И. В., Александрова Е. Н., Солахов П. А., Салмина О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие инновационной системы России в процессе интеграции в глобальную экономику: национальный и региональный контекст»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

16 (109) - 2011

УДК 332.135:001.895

развитие инновационной

системы россии в процессе интеграции

в глобальную экономику:

национальный и региональный контекст*

И. В. ШЕВЧЕНКО,

доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета E-mail: [email protected]

е. н. Александрова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики E-mail: [email protected]

П. А. сОЛАХОВ,

аспирант кафедры мировой экономики E-mail: [email protected]

О. А. сАЛМИНА,

аспирант кафедры мировой экономики E-mail: [email protected] Кубанский государственный университет

В статье освещены проблемы инновационного развития Российской Федерации на национальном и региональном уровнях в условиях глобализации. Рассматриваются различные подходы к позиционированию России в мировой инноватике с учетом интересов страны и ее регионов, а также инструменты и механизмы государственного управления. Укрепление инновационных позиций нашей страны предопределяется согласованным принятием решений как на федеральном, так и на региональном уровнях.

* Статья подготовлена в рамках выполнения гранта РГНФ №10-02-38217 а/Ю, рег. проект, 02а «Северный Кавказ: традиции и современность»: «Формирование региональной инновационной системы экономики Краснодарского края», 2010-2011 гг.

Ключевые слова: национальная инновационная система, региональная инновационная система, инновационная политика государства.

Среди ключевых ориентиров развития России как субъекта мирохозяйственных отношений — конкурентные и устойчивые позиции в международном разделении труда в соответствии с возможностями ее интеллектуального, промышленного и научного потенциала. Важнейшим условием и механизмом роста эффективности отечественной воспроизводственной системы, поэтапного преодоления сырьевой направленности России, ее интеграции в систему мирохозяйственных от-

ношении, повышения производительности труда является развитие национальной инновационной системы (НИС). Именно инновации в современных условиях, по определению Й. Шумпетера, выступают «стержнем конкуренции нового типа». Страны, стремящиеся закрепиться на глобальных рынках, должны следовать правилам конкурентной борьбы, которые в обязательном порядке включают инновационный фактор, что предполагает создание развитой системы институтов национального и международного инновационного взаимодействия, формирование комплекса эффективных инструментов управления НИС.

В условиях глобализации рассмотрение проблематики перехода России к инновационно ориентированной модели социально-экономического развития, обозначенной в ряде программных документов на правительственном уровне (в том числе, Стратегии социально-экономического развития России до 2020 г., ежегодных посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации), получение практического результата от инновационной деятельности на национальном (например, реализация инновационного центра Сколково) и региональном уровнях (создание эффективных региональных инновационных систем) определяет необходимость разработки форм и механизмов интеграции составляющих национальной инновационной системы в глобальные научно-исследовательские и производственно-технологические цепочки создания стоимости, с одной стороны, на базе формирования действенных стимулов и мотивов для субъектов инновационного процесса, а с другой — с учетом специфики инновационного потенциала отдельных территорий (регионов).

Интеграция НИС (а также составляющих ее региональных инновационных систем) в глобальные инновационные сети, с одной стороны, позволяет стране реализовать свои интересы в мировой экономике, обеспечивает развитие и углубление международного научного сотрудничества на национальном и региональном уровнях, а с другой — от международной инновационной среды зависят инновационная политика на макро- и мезоуровне, образовательные процессы, направления научных исследований. Очевидно, что в этих условиях прочные позиции как России, так и отдельных ее субъектов в системе международных отношений в целом и глобальном инновационном пространстве, в частности, непосредственно связаны с выбором результативных моделей национальных и региональных инновационных систем, направлений международной инновационной стратегии развития.

Мировой опыт свидетельствует, что уровень инновационного развития страны определяется степенью инновационной активности региональных систем. В современной научной теории и практике инновационное развитие региональной системы1 рассматривается в основном как деятельность по созданию и внедрению инноваций, охватывающих все подсистемы региона, что определяет необходимость эффективного использования интеллектуального потенциала, формирования нового менталитета и мышления предпринимательских, научных и образовательных кругов. Ключевой целью регионального инновационного развития выступает формирование сети взаимосвязей и отношений между субъектами инновационной деятельности (прежде всего предприятий и образовательных учреждений), обеспечивающих создание и внедрение инноваций во всех сферах воспроизводственной системы региона. Такие отношения и взаимосвязи характеризуются долгосрочностью и многоуровневостью, что обеспечивается наличием развитой инновационной инфраструктуры, возможностью получения необходимой информации, а также высокой восприимчивостью субъектами новых идей, знаний и технологий различного функционального назначения.

Концепция региональной инновационной системы (РИС) реализуется в подавляющем числе российских регионов. Среди наиболее успешно функционирующих РИС можно выделить инновационные системы Томской, Ростовской, Оренбургской, Ульяновской и Челябинской областей, Республики Татарстан, Санкт-Петербурга. Перечисленные РИС характеризуются высоким (относительно среднего по России) инновационным потенциалом и высокой результативностью инновационной деятельности [4]. Региональные инновационные системы функционируют в условиях определенной инфраструктуры и в конкретном институциональном, экономическом и правовом контексте, что и определяет специфику и уникальность каждой из них.

Опыт становления и развития инновационных систем в странах с огромными территориями и сложной территориальной структурой экономики показывает, что разнообразие социально-экономического развития составляющих их регионов предо -пределяет «очаговость» развития инновационных

1 В широком смысле инновационная система по определению Б. Лундвалла включает в себя систему образования, источники и каналы финансирования, а также подразумевает меры государственного вмешательства, включающие в себя нормы правового регулирования и социальные гарантии.

- 21

процессов, локализацию их в наиболее подготовленных субъектах [3]. По мере активизации инновационного процесса в регионе формируется сеть инновационных центров, на базе которой усложняются и развиваются взаимосвязи между регионами и в конечном итоге возрастает результативность национальной инновационной системы. Более того, даже внутри небольших стран инновации локализованы в рамках определенных территорий, имеющих для этого соответствующий потенциал и условия. Данный подход представляется актуальным и для отечественной практики развития инновационной системы, ее интеграции в глобальное инновационное пространство. В частности, рассматривается вариант формирования так называемых «центров кристаллизации» инновационной активности, в каждом из которых реализуются различные модели инновационных систем. Такие центры не обязательно будут привязаны к границам определенного региона. В данном случае речь идет о территориях, которые могут включать часть региона или охватывать субъектов разных регионов. Важно то, что центры инноваций будут концентрироваться вокруг научного (вуз, академический НИИ) или промышленного (бизнес-холдинг, кластер предприятий) ядра, притягивающего успешные инновационные компании. Со временем такие центры при условии развития инновационной инфраструктуры, институциональной среды, информационных взаимосвязей, взаимодействий с научно-исследовательскими подразделениями глобальных ТНК объединяются в национальную систему, создавая сетевые сообщества и интегрируясь в инновационные системы более высокого уровня, а также формируя собственную нишу на международном рынке инновационных продуктов и услуг.

С учетом определенного в российской практике возникает необходимость и возможность создания двухуровневой системы управления инновационным процессом в стране, сочетающей механизмы управления на макро- и мезоуровне. В рамках такой системы формируется подсистема взаимодействий институтов федерального и регионального уровней с участниками инновационного процесса, в том числе вовлеченных во внешнеэкономическую деятельность региона. Собственно регионы рассматриваются как экономические субъекты не только мировой экономики в целом, но и глобального инновационного пространства в частности. В целом они являются самостоятельными (но не самодостаточными) в выборе направлений инновационной деятельности, осознают собственные интересы в мировой инновационной среде. Стремительное

22 -

вовлечение регионов ряда стран в систему мирохозяйственных связей обусловлено, прежде всего, тенденцией глобализации мировой экономики, а также другими объективными предпосылками данного явления: значительный производственный, инвестиционный и научно-технический потенциал отдельных регионов (что привлекает иностранные компании именно в данный регион, например, Москва, Краснодарский край и др.); ростом межрегиональной поляризации и ее последствий для экономического развития России как крупного территориального государства (увеличивает роль отдельных регионов в мировой экономике с учетом дифференциации активности их внешнеэкономической деятельности); децентрализацией власти и расширением экономических полномочий региональных субъектов, возрастанием законодательных полномочий в инвестиционной и инновационной деятельности на региональном уровне.

Вовлечение регионов в глобальное инновационное пространство требует развития комплекса необходимых институциональных изменений, в том числе передачу отдельных функций поддержки экспортеров высокотехнологичной и инновационной продукции на федеральном уровне специализированным региональным организациям, учет интересов регионов во внешнеэкономической и инновационной политике государства, расширение объемов, форм и методов финансовой и нефинансовой поддержки экспортеров.

Россия, несмотря на наличие инновационного потенциала (научно-технический потенциал, квалифицированные кадры, значительная научная база), находится лишь на начальных этапах перехода к инновационной парадигме развития, что объясняется, прежде всего, внутренними проблемами функционирования и результативности инновационной среды. В частности, на региональном уровне созданы и функционируют вполне «жизнеспособные» РИС, вместе с тем в российской практике субъекты инновационного процесса в целом испытывают серьезные затруднения с разработкой и эффективной реализацией инновационных решений, что проявляется в несогласованности их взаимодействия, дисбалансе интересов и ответственности, различных представлениях о содержании выполняемых функций. В числе общих причин низкой результативности отечественной инновационной системы можно обозначить следующие:

• проблемы функционирования отдельных элементов инновационной системы (система венчурного финансирования, страхование

инновационных инвестиций, лизинг высокотехнологичной продукции и проч.);

• структурные диспропорции в экономике России, вследствие чего сырьевые отрасли остаются для финансовых институтов основным приоритетом финансовых вложений в ущерб венчурному инвестированию;

• недостаток стратегических аспектов в управлении инновационной деятельностью;

• низкий уровень инновационной восприимчивости предприятий;

• проблемы законодательного и нормативно-правового регулирования научно-инновационной сферы.

В числе ограничений инновационной среды следует отметить и низкий спрос на инновационной продукт со стороны как крупного, так и среднего бизнеса. Согласно развитой мировой практике именно масштаб спроса и соответствующего предложения определяет уровень инновационной активности в стране. Исследования комиссии ООН показывают, что отличительные характеристики НИС стран с переходной экономики (в том числе и России) сводятся к тому, что хотя в этих странах и реализуются методы регулирования инновационной сферы и они известны всем участникам инновационного процесса, однако масштабы их использования недостаточны [6].

Другая проблема заключается в низкой согласованности действий всех субъектов инновационного процесса, особенно на государственном уровне. Отсутствие эффективных взаимосвязей между наукой, государством и бизнесом среди прочего определяется низкой мотивацией субъектов инновационного процесса, которые не мотивированы на осуществление данного вида рисковой деятельности, тем более в высококонкурентной международной среде. В направлении повышения взаимодействия важнейших субъектов инновационной деятельности рациональным выглядит предложение о создании в России сети статусных региональных инновационных советов, деятельность которых координируется Федеральным инновационным советом [5]. Такие статусные инновационные советы являются базовым звеном североевропейской модели национальной инновационной системы. В перспективе могли бы быть задействованы схемы работы этих советов, в том числе связанные с заинтересованностью элит в реализации инновационных проектов. Например, члены инновационных советов могли бы получить право приобретения доли собственности в инновационных предприятиях без права продажи этой

доли в течение определенного периода времени.

Важным аспектом разработки инструментов двухуровневой системы управления инновационными процессами России как субъекта мировой инноватики в части формирования долгосрочной инновационной стратегии и практических подходов к ее реализации является использование зарубежного опыта. Ряд стран имеет обширную практику осуществления региональной экономической (в том числе внешнеэкономической и инновационной) политики, реализации новых эффективных схем и механизмов, направленных на ликвидацию структурных перекосов и диспропорций регионального развития на базе активного вовлечения инновационного потенциала регионов.

Так, в ряде стран основной упор в инновационной политике государства делается на увеличение государственных инвестиций в НИОКР в приоритетных отраслях, стимулирование внутреннего спроса на высокотехнологичную продукцию, принятие комплексных мер по поощрению инновационной активности частного сектора, особенно малого и среднего бизнеса, а также подготовке квалифицированных научных и инженерно-технических кадров. В числе наиболее распространенных антикризисных мер в развитых странах — увеличение расходов на фундаментальную науку (прежде всего, на развитие нанотехнологий и энергосбережение). Эти и другие направления носят универсальный характер и в целом реализуемы во многих странах. Вместе с тем конкретизация методов и инструментов в рамках указанных направлений имеет свою национальную специфику, следует также учитывать и разницу в уровнях экономического и социального развития стран, а также разный правовой контекст. В конечном итоге не следует просто копировать опыт других стран или стараться с ними соревноваться. Наиболее эффективная инновационная стратегия имеет «многовекторный характер» [6] и национальную специфику.

Отдельные наиболее эффективные методы стимулирования и активизации инновационной деятельности, известные в мировой практике, применимы и в России. Например, механизмы развития государственно-частного партнерства в инновационной сфере (опыт Израиля), создание единого координирующего органа инновационным процессом (практика Великобритании — DIUS, Италии — MIUR, Финляндии), формирование института посредничества между научно-исследовательскими институтами, вузами и бизнесом, введение оптимальных (с позиций соотношения интересов предпринимателей и возможностей расходной части

- 23

бюджета) налоговых льгот при учете затрат на исследования и разработки (опыт стран ЕС), развитие инновационных кластеров2 (опыт Финляндии) и др. В отечественной практике представляют методологический и практический интерес инновационные стратегии Японии, Южной Кореи, Тайваня и др., которые основаны на активном импорте иностранных технологий и оборудования, приобретении патентов, организации собственных предприятий и в конечном итоге вытеснении импорта. Основной акцент в таких стратегиях перенесен на постепенное усложнение экспорта страны и переход к высоким технологиям.

Обобщение мирового опыта развития инновационных систем позволяет обозначить целевые ориентиры инновационного типа развития национальной и региональной социально-экономических систем, которые в конечном итоге и формируют основу стратегии конкурентного позиционирования НИС России в глобальном инновационном пространстве (см. рисунок).

Основной поток новых технологий, поступающих в Россию, — это заимствованные технологии из-за рубежа. В 2007 г. страной было впервые заимствовано 653 передовых технологии, а принципиально новых создано лишь 75. По мнению В. Полтеро-вича, заимствование как наиболее дешевый способ получения передовых технологий доступно именно для технологически отсталых стран, в то время как у передовых возможности заимствования ограничены, и они вынуждены создавать принципиально новое [7]. В связи с этим в отечественной модели инновационного развития предлагается обеспечить эффективное заимствование, скоординированное с задачами развития макроэкономической и внешнеторговой политики, что позволит войти России в число развитых экономик (как минимум в 50 % от американского уровня душевого ВВП). Для этого необходимо формирование системы «интерактивного управления ростом», в основе которой — система региональных агентств по интерактивному планированию во главе с федеральным агентством [7]. К этому следует добавить, что особенность перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития.

2 Согласно предложениям отечественных ученых такие кластеры в России целесообразно развивать, прежде всего, в тех областях, где страна уже конкурентоспособна (ряд видов военной техники, атомная промышленность, энергетика, космическая техника), либо где имеются значительные запасы природных ресурсов.

24 -

24 НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕ

Национальная инновационная система Региональная инновационная система

Гармонизация интересов и объединение способностей образовательной, предпринимательской и научной сфер Расширение и активизация инновационной деятельности в различных сферах региональной воспроизводственной системы

Сохранение регулирующей роли государства Повышение ответственности и уровня вовлеченности региональных властей

Сетевой характер Реализация комплексных проектов восстановления и развития отечественных производств и территорий

Открытость по отношению к международной среде Развитие необходимой инфраструктуры

Вовлечение интеллектуального потенциала работников научных и образовательных учреждений в инновационные процессы на глобальном уровне Инновации как основа конкурентоспособности территорий

Активное использование административного ресурса в продвижении отечественных компаний на глобальные рынки инноваций Высокая восприимчивость социально-экономическими агентами новых идей, знаний и технологий различного функционального назначения

Адаптивность, устойчивость и гибкость планирования и управления национальной инновационной системой Повышение результативности проводимой инновационной политики, учет баланса интересов и социальной ответственности

Создание материальных и иных стимулов для развития сотрудничества (в том числе и на международном уровне) и создания инновационных сетей, объединяющих инициативных ученых, исследователей, предпринимателей

Характеристика национальной и региональной инновационных систем

В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно достичь уровня развитых стран по показателям благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающее развитие тех секторов российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества. Кроме того, сбалансированный инновационный процесс реализуется взаимодействием (кооперацией, симбиозом) групп компаний, характеризующихся различными стратегиями конкурентной борьбы, а также всеми остальными хозяйствующими субъектами.

Государство осуществляет регулирование инновационной сферы путем проведения инновационной политики, содержание которой включает

поддержку всех стадий инновационного процесса: фундаментальных исследований, НИОКР, выпуска опытной партии продукции, организации массового производства, продвижения и реализации на рынке [2]. Современная практика доминирующего подхода государственного регулирования инновационной сферы России как на национальном, так и на региональном уровнях исходит из необходимости «капитализации сравнительных преимуществ» экономической системы: интенсификация вложений в сектора и отрасли, обладающие потенциальной «конкурентоспособностью». В дальнейшем доходы, полученные от реализации этих проектов, следует направить на «обеспечение технологической модернизации основной массы обрабатывающих отраслей» [9]. С этой целью активно поддерживаются различные инструменты инновационной политики — государственные корпорации, инновационные проекты государственного значения (мегапроекты), в которых правительство и бизнес совместно финансируют ИР, венчурные фонды и ОЭЗ. На государственном уровне провозглашается необходимость институциональных преобразований (проведение институциональных реформ, направленных на совершенствование государственного управления, человеческого капитала и т. д.) и создание благоприятного климата для инноваций на фоне стимулирования активных взаимодействий государства, науки и бизнеса [8].

Основы государственной инновационной политики России были заложены в 1990-е гг. и сформулированы в Федеральном законе от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Начиная с 2000 г. разрабатываются концептуальные документы, призванные определить стратегическую, долгосрочную научную и инновационную политику и встроить ее в другие экономические инициативы государства, поставлены задачи формирования национальной и региональных инновационных систем. Долгосрочные стратегические цели научно-технической и инновационной политики страны, в том числе и в области международного сотрудничества, закреплены в ряде документов:

• Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом РФ 30.03.2002 № Пр-576) — закреплен тезис о необходимости перехода к инновационному развитию;

• Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года

(утверждены постановлением Правительства РФ от 05.08.2005 № 2473п-П7) - впервые дано определение инновационной системы и перечислены ее основные задачи;

• Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике от 15.02.2006 № 1) — создание эффективной НИС, модернизация экономики на основе технологических инноваций;

• Комплексная программа научно-технологического развития и технологической модернизации экономики Российской Федерации до 2015 года — призвана обеспечить комплексность и целенаправленность усилий государства, частного бизнеса и институтов гражданского общества по обеспечению научно-технологического развития и технологической модернизации экономики РФ, поскольку различные стимулирующие меры «разбросаны» по разным целевым программам, отраслевым стратегиям, различным ведомствам;

• Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р) — ключевым для достижения заявленной в Концепции цели является наличие адекватных инструментов прогнозирования, которые позволяют обеспечить концентрацию ресурсов государства на приоритетных направлениях и максимальную эффективность расходования имеющихся ресурсов, в первую очередь бюджетных средств;

• Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации (до 2025 года), по результатам которого сделан вывод о том, что России предстоит одновременно решать задачи и резкого сокращения разрыва в уровне технологического развития экономики в целом, и создавать условия для обеспечения опережающего прорывного развития в тех секторах, которые определяют ее будущую специализацию в мировом хозяйстве. Задача стимулирования инноваций ставится

и в ряде других федеральных целевых программ, отраслевых стратегиях развития, программных разработках партий. Например, Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28.08.2003 № 1234-р; Федеральная космическая программа России на 2006—2015 годы, утвержденная поста- 25

новлением Правительства РФ от 22.10.2005 № 635; ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.10.2001 № 728; ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007—2011 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 29.01.2007 № 54; Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года, утвержденная Минпромэнерго России в 2006 г.; федеральные целевые программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 годы», «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы». Документы, регулирующие вопросы инновационного развития на региональном уровне, включают: стратегии регионального социально-экономического развития (в части, определяющей развитие и использование инновационного потенциала); законы об инновационной деятельности; региональные целевые программы развития инноваций; положения о специализированных органах, ответственных за проведение региональной инновационной политики [4].

Так, например, в рамках формирования нормативно-правовой базы по развитию региональной инновационной системы в Краснодарском крае действует закон Краснодарского края от 30.06.1997 № 93-КЗ (ред. от 04.07.2006) «О науке (научной деятельности) и региональной научно-технической политике Краснодарского края», принято постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 02.06.2009 № 468 «О совете по инновационному развитию Краснодарского края», ряд постановлений о стимулировании развития молодежной науки, стипендий администрации края для студентов, аспирантов и докторантов и т. д.

Заслуживает внимание проект партии «Единая Россия» «Национальная инновационная система» [5]. Отличительной особенностью данного проекта является то, что в его рамках предлагается разработка и реализация пакета программ инноватизации экономики и общества (дорожная карта). Выбрана стратегия опорных зон в регионах (Калуга, Ростов, Екатеринбург, Хабаровск, Красноярск, Томск), где создаются инновационные советы по принципу инновационных советов, которые существуют в Норвегии, Швеции, Финляндии. Генеральной задачей проекта является участие партии в формировании каркаса инновационной экономики — взаимосвязанной совокупности институтов, органи-

26 -

заций, инструментов, образующих национальную и региональные инновационные системы.

В рассмотренных и других документах и инициативах в целом обозначены ключевые направления развития российской НИС, в том числе на региональном уровне, представлены соответствующие меры внешнеэкономической политики в области интернационализации отечественной инновационной среды. Вместе с тем некоторые перспективные положения и предложения в отношении внешнеэкономического позиционирования отечественной НИС (РИС) не нашли глубокой проработки. Например, по основным элементам инновационного процесса имеются действующие документы, в то время как по развитию рынка инновационного продукта такие документы практически отсутствуют.

В рамках инновационной политики государства следует обеспечить, прежде всего, конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей на внутреннем и региональных рынках. В силу больших масштабов национального и доступных России региональных рынков по наукоемким товарам и услугам их освоение позволит обеспечить достаточно высокий статус страны в мировом масштабе с учетом того, что в долгосрочной перспективе до 2020 г. Россия остается одним из крупнейших поставщиков энергоносителей и сырьевых товаров [1].

В числе конкретных стратегических приоритетов и направлений инновационной политики государства в контексте интеграции отечественной инновационной системы в мировую инноватику следует отметить:

1) внешняя среда:

• выход на существующие сегменты глобального инновационного рынка с учетом видения целей, своего места и роли в инновационном процессе на мегауровне, соблюдения национальных интересов и приоритетов развития отдельных регионов;

• встраивание российской НИС в глобальное инновационное пространство посредством интеграции отечественных компаний в глобальные цепочки создания добавленной стоимости зарубежных ТНК;

• создание и активное освоение новых ниш глобального инновационного пространства, предложение своего «уникального» инновационного продукта, выбор новой формы специализации отечественных компаний;

2) внутренняя среда:

• создание собственного национального и региональных рынков инноваций, способных на эти инновации генерировать спрос и их воспринять;

• учреждение специализированного государственного органа, оказывающего содействие российским компаниям и частным лицам по патентованию изобретений за рубежом (например, во Франции такого рода функции возложены на Национальное агентство содействия научным исследованиям — FNVAR);

• массовое привлечение иностранных ученых;

• закрепление в российском законодательстве института роялти; приведение в соответствие норм, касающихся патентного права, с нормами международного права; выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере государственной поддержки патентования за рубежом результатов научно-технической деятельности отечественных организаций;

• обеспечение крупными отечественными компаниями (например, ОАО «Газпром») производства необходимых инноваций через финансирование соответствующих разработок и исследований;

• соединение региональных инновационных систем с общим курсом государственной внешнеэкономической и инновационной политики на базе механизма форсайта;

• партнерство государства и крупного бизнеса как важный аспект сотрудничества в создании и взаимодействии инновационных систем;

• соотнесение целей и стратегии государства с требованиями крупного бизнеса, приоритетов развития отдельных регионов и территорий. Отдельное внимание следует уделять организации труда. Включенность работников всех уровней в трансформационные процессы, обмен знаниями и опытом между странами поможет компаниям создавать новые продукты и услуги, а также внедрять новые технологии. Все это предполагает реформирование рынка труда и системы образования, в частности: установление гибкой системы социальных гарантий (существенные гарантии для служащих, одновременно предоставляя работодателю достаточную свободу в найме и увольнении сотрудников), обеспечение равного доступа к образованию, развитие международной мобильности студентов и молодых специалистов с разработкой стимулов и мотивов к возврату в Россию.

Развитие результативной модели НИС предполагает получение долгосрочных эффектов не только на уровне национальных участников инновационного процесса, но и развитие их международного сотрудничества, определение собственной ниши на мировых рынках инновационной продукции,

встраивание в глобальные инновационные цепочки создания стоимости высокотехнологичных ТНК, переход от «инерционной» экспортно-сырьевой модели развития к инновационному сценарию. В связи с этим среди важнейших направлений государственной политики в инновационной сфере является развитие международного научно-технического сотрудничества (МНТС). Использование международной кооперации в научных исследованиях позволяет объединить средства и ресурсы разных государств и дает возможность решить научную, техническую, технологическую проблему. За последние несколько лет Россией с зарубежными странами было подписано значительное число межправительственных и межведомственных соглашений многостороннего и двустороннего характера, что не только расширило географию сотрудничества, но и определило принципы и пути вывода взаимодействия с зарубежными партнерами на более высокий качественный уровень.

Структурные элементы глобальной инновационной среды и отдельные этапы инновационного процесса, реализуемого в ее рамках, пространственно разнесены в разных по уровню развития странах. В связи с этим место «российской составляющей» в единой инновационной цепочке «зарождение и создание инновационного продукта — промышленное освоение—массовое производство— коммерциализация продукта путем продвижения его на рынок» может быть любым. Модель НИС России как субъекта глобальной инноватики, очевидно, должна, с одной стороны, включать все стадии инновационного процесса, реализуемого на национальном уровне, а с другой — быть интегрированной в мировой рынок инноваций (с учетом соблюдения собственных национальных и региональных интересов), имея конкурентные позиции на выбранном сегменте (нише), активно участвуя в цепочках создания добавленной стоимости. Уже на этапе формирования и развития такой модели в нее должны быть заложены цели, задачи, механизмы и инструменты внешнеэкономического позиционирования отечественной НИС, взаимоувязанные с национальными, региональными и отраслевыми интересами участников инновационного процесса и, соответственно, с их стратегиями ВЭД.

Инновационный потенциал страны (отдельных регионов), как показывает опыт ряда стран, не обязательно дает решающие преимущества субъекту в процессе интеграции в глобальное инновационное пространство. Во-первых, необходимо действительно иметь существенные научно-технические разработки, подготовленные для

- 27

коммерциализации и соответствующие достаточно высоким организационно-производственным требованиям зарубежных ТНК. В частности, в ряде отраслей отечественной промышленности инновационная активность предприятий довольно низкая. Российская продукция по многим параметрам не удовлетворяет стандартам, предъявляемым на инновационных рынках. Во-вторых, даже при равных научно-технических достижениях глобальные ТНК не заинтересованы отдавать рынки «новичкам» — странам, вступившим на путь активного инновационного развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итог, следует отметить, что только согласованное принятие решений как на федеральном, так и на региональном уровнях по всем составляющим концепции инновационного развития определяет укрепление инновационных позиций России и ее субъектов, в том числе и в системе мирохозяйственных отношений. Также можно отметить, что успешное внедрение инноваций экономическими субъектами не является гарантией ожидаемой высокой результативности социально-экономического развития и ускоренного перехода на инновационный тип, хотя и создает определенные условия для этого. Следует учитывать и имеющиеся объективные условия значительной дифференциации российских регионов по инновационному потенциалу и уровню социально-экономического развития, что не может не отражаться на национальной стратегии инновационного развития и позиционирования страны в мировой инновати-ке. Поскольку регионы России по инновационному развитию отличаются большим разнообразием и потенциалом, то это обусловливает важность соответствующей внешнеэкономической политики, учитывающей региональный социально-экономический контекст и большую роль государства

(особенно на начальных этапах подготовки и реализации масштабных проектов), необходимого для удержания и развития инновационной среды страны. Инновационное развитие отдельных регионов может опережать или, наоборот, отставать от уровня инновационного развития страны в целом.

Список литературы

1. Амосов А. Вопросы перехода к инновационному типу воспроизводства // Экономист. 2008. № 5. С. 23-32.

2. Кучуков Р. Роль государства в формировании инновационной экономики // Экономист. 2009. № 6. С. 3-13.

3. МедовниковД., Розмирович С., Оганесян Т. Рождение национальной инновационной системы // Эксперт. 2010. № 36 (720).

4. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации. М., 2009.

5. Национальная инновационная система: проект партии «Единая Россия». URL: http://er. ru/rubr.shtml?110554.

6. Периодический бюллетень Института общественного проектирования. Инновационные тренды. 2010. № 1.

7. Полтерович В. М. Стратегия модернизации российской экономики. М., 2010.

8. Полтерович В. Стратегии модернизации и институты коалиции // Вопросы экономики. 2008. № 4. С. 4-24.

9. Российское экономическое чудо: сделаем сами. Прогноз развития экономики России до 2020 года. М., 2007.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЕТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБЛЕЙ!

При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства) предусмотрены скидки

(495) 721-85-75, 8-926-523-79-52 [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.