Определение основных элементов региональной инновационной
подсистемы Identification of the regional innovation subsystem’s basic elements Иванова Медея Владимировна,
кандидат экономических наук, доцент Кольский филиал ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет»
e-mail: medeya99@yahoo.com Ivanova Medeya Vladimirovna assistant professor, Ph.D. Kola Branch of «Petrozavodsk State University» e-mail: medeya99@yahoo.com
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи инновационной и социально-экономической системы. Формирование инновационных систем на национальном и региональном уровнях, определяются их основные элементы. Ключевые слова: регион, инновационные системы, экономическое развитие
Abstract
The article examines the relationship between innovation and socio-econimic subsystems. It describes the formation of innovation systems on national and regional levels, and determines their basic elements and relationships.
Key words: region, innovation systems, economic development
Введение. Вопросы инновационного развития, как основного фактора динамики промышленности стали разрабатываться еще в начале XX века и к концу столетия обрели новую трактовку и рассматриваются как один из основных факторов социально-экономической динамики стран и регионов. В России интерес к данной проблеме возник в связи со сменой системы производственных отношений и приоритетов государственного управления, ослаблением внимания к распространению полученных знаний в экономической и социальной среде, усилением социально-экономического
неравенства между субъектами РФ. Эти процессы обострили проблему инноваций, которую можно сформулировать как повышение инновационной активности и восприимчивости национальной и региональных социальноэкономических систем.
1. Национальная инновационная система (НИС) как часть социально-экономической системы
Прежде чем приступить к рассмотрению основных элементов региональной инновационной подсистемы (РИПС) необходимо определить ее внешнюю среду, так как она является частью системы более высокого порядка -национальной. Национальная инновационная система (НИС) является одной из подсистем социально-экономической системы (СЭС), наряду с такими подсистемами как: система производства, финансовая система, рынок труда или система производственных отношений. Все подсистемы имеют определенное функциональное назначение и связаны в результате общей целью: экономический рост (развитие и повышение конкурентоспособности).
Процедура построения моделей социально-экономических систем проводится на основе системного подхода. На этапе построения структуры системы необходимо:
- выделить институты, устойчивые модели действий, связанные с реализацией функций;
- провести группировку институтов по определенным наборам признаков;
- сформировать элементы системы;
- описать взаимосвязи элементов системы.
На основе системного подхода необходимо определить точки взаимодействия и границы, отделяющие инновационные системы от других подсистем. Как подсистема СЭС, инновационная система фокусируется на генерации изменений в экономической системе путем приобретения, производства и распространения новых знаний [1]- Таким образом, можно выделить основное функциональное назначение инновационной системы -прирост экономики за счет производства знаний (для модернизации и
обновления системы производства, продукции, услуг, и процессов) (рис.1). Поэтому, инновационная система косвенно вносит вклад в экономический рост и конкурентоспособность. Как определить существенность связи? Прежде всего, в рамках главной цели необходимо уточнить дополнительные подцели, что позволит более точно определить диапазон существенных связей и достичь выполнения главной цели. Определение связей, т.е. отношений между делимыми и неделимыми частями инновационной системы одна из основополагающих задач построения эффективной структуры НИС.
Рис.1. Функциональное назначение НИС
Инновационное развитие включает в себя развитие системы факторов и условий, необходимых для его осуществления, т.е. инновационного потенциала. Развитие инновационного потенциала, определение его исходных параметров и места в рамках объекта инновационного развития (предприятия или региона) является первостепенной задачей.
Рассмотрим схему инновационного развития на рисунке 2. В левой части мы видим первую составляющую процесса инновационного развития -реализация инновационных проектов (вход) государство, в лице соответствующих органов власти предлагает реализовать инновационный проект на определенной территории (в регионе, субъекте РФ). Окружающая среда (макросреда) представляет собой правовое обеспечение (законы и нормативные акты); общество; финансовую систему (в т.ч. кредитную); поставщиков и покупателей.
окружающая среда
Вход:
Инновационный
проект
ИННОВАЦИОННОЕ
РАЗВИТИЕ
элементы
инновационного
потенциала.
Выход:
Развитие
инновационного
потенциала
Рис. 2. Схема инновационного развития территории
В правой части рисунка (выход), развитие инновационного потенциала. Отсюда вытекает конкретная задача определения исходных параметров, т.е. элементов инновационного потенциала, определения их места в общем потенциале объекта инновационного развития. Недооценка такого подхода приводит к тому, что за характеристики инновационного потенциала часто выдаются показатели, относящиеся к научно-техническому, производственно-технологическому, трудовому или иным компонентам общего потенциала предприятия или региона. В подобных случаях собственно инновационный потенциал субъекта не вычленяется, не замеряется и, как следствие, целенаправленно не развивается.
На рисунке 3 представлены части общего потенциала объекта в разрезе его инновационных составляющих, так инновационный потенциал представляет как бы ядро всего потенциала, органически входя в каждую его часть. Безусловно, между частями общего потенциала существуют более сложные диалектические связи, однако инновационный потенциал определяет как бы завершающую часть экономического цикла и его реальные пропускные
возможности, что существенно сказывается на конечном результате.
Рис.3. Инновационные составляющие общего потенциала инновационного
развития территории
В результате, выполнение функции модернизации, определяет зависимость инновационной системы от других подсистем экономики (окружающей среды): законодательства, системы образования, науки, культуры. Соответственно их позитивное воздействие будет определять возможности достижения цели.
Например, законодательная система определяет права собственности и патентное регулирование; поощрение компаний производить инновации и/или инвестировать в исследовательскую деятельность и др.
Система образования определяет качество рынка труда, так как создание нового продукта и технологического процесса или новых услуг в большой степени зависит от доступности достаточно квалифицированных работников. Это означает, что рынок труда должен предоставлять для
работников стимулы включаться в инновационно-ориентированные работы, если система образования не была способна вводить предварительные изменения для того, чтобы поддерживать появление высоко инновационных отраслей промышленности то инновационность страны будет ограничена.
Финансовая система характеризуется доступностью венчурного капитала для нового малого бизнеса, играющего ключевую роль в инновационных процессах.
Для определения подходов к формированию инновационной системы мы должны понимать ее как открытую систему, которая тесно связана с несколькими другими системами. Выделим основные этапы формирования инновационных систем, как части СЭС (табл. 1).
Таблица 1
Этапы построения НИС и РИПС
Этапы Характеристика этапа Результаты
1 2 3 4
1 Выявление общих социальноэкономических проблем Замедление социальноэкономического развития Сырьевой характер экономики - Низкая конкурентоспособность продукции обрабатывающих отраслей на российском и мировом рынках - Зависимость возможностей решения экономических и социальных задач от экспорта невозобнавляемых ресурсов -Высокая дифференциация населения по доходам -Отрицательный прирост населения
2 Определение цели формирования инновационной системы - модернизация СЭС - Решить проблему «исчерпаемости» (или ограниченности ) ресурсов - Сократить затраты во всех сферах жизнедеятельности. Изменение отраслевой структуры экономики Реальные прирост ВВП Рост доходов населения снижение социального неравенства Улучшение демографической ситуации (рост качества жизни населения)
3 Формулирование задач для реализации цели В СЭС основные задачи определяются этапами воспроизводственного процесса, а особенность инновационной системы учитывается с помощью производства и распространения инноваций Диффундирование знаний и их практическая реализация
4. Распределение функций между объектами системы Определение функций объектов, их соответствия целям и задачам системы. Г руппировка функций. Управление / регулирование экономических процессов Деятельность обеспечивающая основную: образовательная, научная, финансовая ... Основная деятельность - производство товаров, работ, услуг
5а Построение структуры системы НИС 1. Определение институтов, связанных с реализацией функций Управление/регулирование: федеральные органы власти и управления Обеспечение основной деятельности:
5б
Построение структуры системы РИПС
2. Группировка институтов
3. Формирование элементов системы
4. Описание взаимосвязей между элементами
Фундаментальная наука, образование и др. Основная деятельность: крупный средний и малый бизнес, прикладная наука
У правление/регулирование: региональные и местные органы власти и управления Обеспечение основной деятельности: образование и др.
Основная деятельность: территория «принимает» не все предприятия, а только те, специализация которых отвечает требованиям региона.
Итак, НИС определяет роль и возможности государства по генерации, распространению и поглощению знаний, т.е. реализации экономики знаний. Особую роль в работе системы играют организационные связи. Связи представляют собой основные каналы, по которым происходит сотрудничество между различными институтами по поводу создания и продвижения инноваций, обеспечение формальных границ, позволяющих сочетать как государственные, так и частные интересы (или поддерживать баланс интересов). Согласование экономических интересов должно носить равновесный характер в определенном промежутке времени. Эффективность (в данном контексте эффективность определяется как способность системы генерировать и распространять знания) НИС в первую очередь определяется ролью государства и институциональными (организационными) связями. Эти связи создают необходимые коммуникационные каналы для реализации научно-технологической (инновационной) политики. Ряд ученых (Nelson, Winter, Metcalfe) полагает, что инновационная политика может проводиться только с помощью активного участия государства. Если следовать определению НИС (Metcalfe, 1995), то она представляет собой «набор отдельных институтов, которые совместно и индивидуально вносят вклад в развитие и распространение новых технологий и образуют структуры, внутри которых правительство формирует и осуществляет политику для того чтобы влиять на инновационную систему» [2,3]. По существу это система взаимосвязанных институтов для создания хранения и передачи знаний, умений которые определяют новые технологии.
2. Структурная организация национальной инновационной системы.
Рассмотрим организацию НИС (рис. 3), ее внешнюю и внутреннюю среду.
Внешняя среда делится на дальнюю и ближнюю. Внутренняя включает организационную структуру (элементы системы) и взаимосвязи между ними.
Рассмотрим основные структурные элементы, определяющие формирование и функционирование НИС.
1. Дальняя внешняя среда определяет влияние глобализации, связанное с увеличением трансграничных технологических альянсов, многонациональных предприятий, на инновационное развитие национальных экономик и соответственно на наличие определенных элементов НИС и их взаимосвязи
Современная международная наука в области производства и распределения инноваций (инновационных сетей) рассматривает национальные инновационные системы как открытые системы. По мнению многих исследователей ограничиться только локальными условиями формирования НИС невозможно [4, 5, 6, 7].
Дальняя среда включает: международные организации (ВТО), научные организации и сообщества иностранных государств, международные соглашения.
2. Ближняя внешняя среда определяют действия правительства в области социального, экономического и технологического развития. Макроэкономический климат оказывает существенное влияние на способности и стимулы предприятий (фирм) к инновациям. (По оценкам ученых, напр. Нельсон 1993 [2], в странах, которые активно используют преференции в рамках налоговой, торговой политики, фирмы более инновационно активны). Основные виды вмешательств, которые могут иметь косвенное, но существенное влияние на инновационную деятельность: трудовая политика, промышленная политика, экономическая политика,
торговая политика, налогово-бюджетная политика, таможенная, денежнокредитная политика.
Дальняя внешняя среда
Международная: международные организации, научные организации и сообщества иностранных государств, международные соглашения
Ближняя внешняя среда Национальная: парламент, правительство, государственная политика
Организационная структура
Субнациональный
уровень
- Региональные технологические планы
- Поддержка НТР
_ НИОКР нинпнатноы
і
Национальный уровень
- Поддержка фундаментальной науки
- НИОКР инициативы
- Международное сотрудничество
Международны й уровень
- Общественная поддержка
- Международные НИИ
- Крупные международные
Взаимосвязи между секторами
Создание, распространение и применение знаний
Формирование научного и технологического мышления
- Высшее образование
- Профессиональное образование
- Обучение на раб.местах
- Самообразование J
Образовательные
институты
- НЦ университетов
- Межуниверситетский НЦ
- Научные сообщества
\
Бизнес
- Фирмы
- Частные научные центры
- Консалтинговые агентства
Кластеры Сети X Специализации
Государственные
структуры
- НИИ РАН
- др. государственные лаборатории, НЦ и НИИ
- совместные НЦ
«Мосты»
- Технопарки
- Бизнес-инкубаторы
- Университетские интерфейсы (МИП)
Основные приоритеты
- Технологические
- Экономические
- Социальные
- экологические
Режим реализации знаний
- Доступность
- Открытость
- Кодификация
Финансирование
- государственное
- не государственное
Эффекты НИС
Возможность насыщения инновациями: фирм, ВУЗов, НИИ
Новые знания
- обновление научной базы
- обновление технологической базы
Макроэкономическая
стабильность
-Экономический рост Социальное развитие - Экологическая устойчивость
Рис.3. Структурная организация НИС
Среди факторов ближней внешней среды, так или иначе влияющих на состояние НИС, можно назвать:
- изменения в составе правительства или проводимой им политике,
- качество государственного управления и регулирования экономики,
- система налогообложения,
- доступность источников энергии, наличие и стоимость рабочей силы,
- региональные и отраслевые особенности развития,
- степень обеспечения потребностей в инвестициях
- масштабы потребительского спроса и т.д.
Все это свидетельствует о том, что НИС представляет собой открытую систему, которая может существовать и достаточно эффективно функционировать, активно взаимодействия с внешней средой, как на глобальном, так и на национальном уровне.
3. Внутренняя среда. Ключевой составляющей внутренней среды является организационная структура, которая фактически выполняет роль несущей конструкции. Организационная структура представлена в центре схемы является ядром НИС и характеризует источник специализации страны.
Внутреннюю среду НИС составляют:
- Непосредственно все участники НИС. Определение участников позволяет определить вклад каждого в НИС, рассмотреть их формальные и неформальные связи, и соответственно выявить барьеры, которые ограничивают их функциональность. Каждый субъект организационной системы имеет диверсифицированную структуру, разнообразные источники финансирования, и состоит из множества подсистем. Это определяет необходимость четко распределить субъекты по их роли в НИС, функциональному назначению. Например, правительственные структуры, разрабатывающие и определяющие государственную политику; НИИ, Вузы, бизнес организации и т.д.
- Инструменты, которые используются для определения направления, стимулирования и реализации инновационной деятельности.
Совокупность инструментов используется правительством для содействия технологическому развитию и как средство для улучшения благосостояния населения. Соответственно, набор инструментов разрабатывается и последовательно применяется в зависимости от приоритетов и целей. Приоритеты и цели развития определяются в каждом государстве индивидуально, исходя из его политического, экономического и социального положения, на основе национальной стратегии развития. А также, исходя из особенностей национального институционального устройства.
В целом, все инструменты можно разбить на следующие группы: инструменты поддержки (гранты, инвестиции в НИОКР, налоговые преференции и т.д.), распространения (передача технологий, внедрение и коммерциализация результатов R&D в промышленность и т.д.) и инструменты инфраструктуры (образование, предпринимательство, лицензии и патенты, авторские права)
- Взаимосвязи между различными видами экономической деятельности и тесноту взаимодействия между образовательным, научным, технологическим сектором и промышленным.
В организационной структуре НИС выделяется субнациональный уровень (региональный/местный). Выделение данного уровня обусловлено усилением роли регионов в инновационном развитии и необходимостью создания региональных инновационных подсистем.
3. Формирование основных элементов региональной инновационной подсистемы
В нашем исследовании мы рассматриваем РПИС как инновационную систему субъекта РФ, которая создается для обеспечения его экономического развития и роста. Субъекты РФ, входящие в состав России представляют собой: национально-государственные (республики), национально-
территориальные (автономная область и автономные округа), а также территориальные (края, области, города федерального значения) единицы (п. 1 ст. 65 Конституция РФ). Они обладают общими, едиными правами,
собственной территорией; устанавливают собственную систему органов государственной власти; имеют собственную правовую систему; субъекты РФ являются участниками международных и внешнеэкономических связей.
Несмотря на общие принципы функционирования субъектов, наблюдается высокий уровень разрыва в социально-экономическом развитии как между «югом» и «севером», так и в рамках самих территорий в силу объективных естественно-природных условий, так и в результате хозяйственной деятельности человека. Что создает неравные стартовые условия для инновационного развития.
На формирование региональной инновационной системы, ее институтов и инструментов, возможности реализации региональной инновационной политики оказывают влияние несколько уровней управления: региональная составляющая федеральной инновационной политики; собственно региональный уровень, муниципальный аспект региональной политики и политики крупного бизнеса, основы экономического развития региона.
Таким образом, РИПС можно определить как совокупность учреждений и организаций различных форм собственности, находящихся на территории региона и осуществляющих создание и распространение новых знаний, продуктов и технологий, услуг, а также организационно-правовые условия их функционирования, определенные совокупным влиянием федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ, региональной политикой, проводимой на федеральном уровне, и социально-экономической политикой региона.
Наличие институтов не связанных между собой для обеспечения заданной цели не будет давать инновационного эффекта. Поэтому необходимо сгруппировать элементы системы (институты, цели и инструменты) по их функциональному назначению в инновационной деятельности.
Все институты, (это совокупность учреждений и организаций различных форм собственности, находящихся на территории региона и осуществляющих создание и распространение новых знаний, продуктов и технологий, услуг) можно разбить на пять групп (табл. 2).
Классификация институтов РИПС
№ п/п Г руппы институтов Виды институтов
1 Представители бизнеса Крупные компании Малые и средние компании Частные исследовательские центры Промышленные и профессиональные ассоциации Консалтинговые фирмы
2 Правительственные институты Парламент и министерства Региональные и местные власти Организации поддержки и поощрения
3 Научно исследовательские и образовательные Высшие учебные заведения (Университеты, Институты и др.) Научно исследовательские институты Другие государственные научные центры Общественные научные центры Международные исследовательские сообщества
4 Финансовые институты Фонды, Бизнес-ангелы, Венчурные капиталисты, Коммерческие банки
5 «Мосты» Университетские интерфейсы Профессиональное обучение, стажировки Научно-технические парки Бизнес-инкубаторы Информационные центры Малые инновационные предприятия
В инновационной системе у каждого института-участника должна быть своя цель, исходя из сущности самого инновационного процесса (табл. 3).
Таблица 3
Классификация целей
№ п/п Основные цели Достижение цели
1 Создание знания Приобретение технологий Проведение фундаментальных исследований Проведение прикладных исследований
2 Распространение знания Обмен / передача знаний Обмен / передача технологий Создание сетевых знания и технологий
3 Применение знания Восприимчивость к знаниям / технологиям Обеспечение доступа к знаниям / технологиям Приобретение знаний / технологий Распределение знаний / технологий Обновление знаний / технологий Реализация знаний / технологий
Для достижения целей инновационного развития должны применяться определенные инструменты (табл. 4).
Классификация инструментов
№ п/п Виды инструментов Классификация инструментов
1 Инструменты поддержки Прямые Косвенные Венчурные кредитные
2 Инструменты диффузии Повышение осведомленности о научно-технических исследованиях Поддержка и распространение результатов НТП Мобильность рабочей силы Создание Spin-off Коммерциализация результатов R&D Содействие доступа к новым технологиям Сотрудничество, партнерство и взаимодействие
3 Инструменты инфраструктуры Нормы и правила Авторские права (права интеллектуальной собственности) Предпринимательство Базовое образование Дополнительное образование Административные инструменты
Рассмотрим общую функциональную характеристику основных элементов системы.
Представители бизнеса: крупный, средний и малый бизнес,
действующие на территории субъекта РФ.
Экономические субъекты обращаются к инновациям в силу необходимости не только поддерживать прибыльность своего бизнеса, но и получить конкурентные преимущества на рынке. Желание получить добавочную прибыль и монопольную сверхприбыль толкает к снижению издержек производства, т.е. к изменениям в условиях производства в средствах и предметах труда. Быстрое развитие рынков товаров и услуг, насыщение потребительского спроса на известные товары и услуги снижает возможности извлечь дополнительную прибыль в производстве традиционных товаров. Одновременно происходит процесс образования групп монопольных производителей, доминирующих на рынке традиционных товаров и снижающих возможности прибыльного бизнеса для широкого круга более мелких производителей
Определим функциональную роль субъектов хозяйствования на уровне региона. На региональном уровне существует определенная хозяйственная
пирамида. Ресурсы, сосредоточенные на верхних уровнях в крупном бизнесе, могут оказывать влияние на развитие и инновационное обновление малых и средних предприятий сферы материального производства и услуг, обслуживающих крупный бизнес.
Должна формироваться конкурентная среда в рамках локального (регионального или муниципального) рынка. Особенно это актуально для монопрофильных ресурсных регионов. Где все экономические и социальные эффекты зависят от градообразующих предприятий, которые формируют экономическую основу регионального развития, региональный бюджет, определяют платежеспособный спрос населения.
Крупный бизнес должен предъявлять определенные требования к качеству обслуживания, минимизации затрат, что в свою очередь потребует от других предприятий обновления. Обеспечение успеха (достижение большей эффективности, получение прибыли) всеми экономическими субъектами региона будет достигнуто при интеграции звеньев в единую цепь. Согласование экономических интересов должно носить равновесный характер в определенном промежутке времени. Инновации будут
способствовать переходу к новому равновесному состоянию, при условии создания действенного механизма нововведений.
Правительственные институты. Органы законодательной и
исполнительной власти на федеральном и региональном уровне. В рамках своей компетенции и на основе разграничения полномочий должны обеспечить: правовое поле, которое в свою очередь обеспечит
стимулирование инновационного развития и спрос на результаты инновационной деятельности.
Научно-исследовательские и образовательные институты. Основное предназначение - создание и распространение знаний.
Традиционно фундаментальные НИИ и высшие учебные заведения находятся в ведении федеральных органов власти или отраслевом ведении. Распределение этих институтов на территории государства было исторически
обусловлено географическими и природно-ресурсными факторами, т.е. преимущественно в центре (крупных городах общероссийского или регионального значения), вокруг ресурсов (морских, очагов полезных ископаемых) и на основании стратегических решений государства (освоение космоса, военные разработки). В результате этой политики в определенных субъектах федерации был заложен фундамент инновационного развития.
В настоящее время в регионах функционирует множество филиалов различных учебных заведений, создаются негосударственные научноисследовательские центры. Это создает потенциальную возможность телесного взаимодействия бизнеса и образования по поводу подготовки кадров, бизнеса и науки по поводу создания и внедрения улучшающих инноваций.
Финансовые институты. Финансовые ресурсы большей части субъектов РФ ограничены и способны покрывать только их текущие потребности. Финансирование инноваций отличает два существенных фактора, дороговизна и неопределенность получения результата. Поэтому необходимо наличие неких специальных финансовых институтов. Это могут различные фонды, Бизнес-ангелы, венчурные капиталисты, Коммерческие банки.
«Мосты». Институты, обеспечивающие непосредственную связь между наукой, бизнесом и образованием. Институты, цели и инструменты должны соответствовать планируемому виду региональной инновационной системы. Все элементы формируемой системы должны находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. Игнорирование хотя бы одного из них приводит к десинхронизации всей системы, и различным негативным социальным, экономическими и политическими последствиями.
Для взаимодействия функциональных составляющих РИПС необходимо определить связи между основными элементами системы:
- «цели - инструменты», связь между целями научно-техническими исследованиями (НИР, НИОКР, НТР) и инструментами, используемыми для выполнения этих целей;
- «институты - инструменты», связь между инструментами и институтами, отвечающими за выполнение целей (т.е. институтами-реципиентами) ;
- «институты - цели», связь, обеспечивающая выполнение основных функции, институтов-реципиентов;
- «институты-институты» связь институционального взаимодействия, которая пытается определить взаимосвязи между институтами, играющими доминирующую роль в инновационных системах, и институтами конечной цели.
Заключение.
Создание эффективных региональных инновационных подсистем обусловливает формирование механизмов государственного воздействия на экономическую систему с целью ее инновационной активности и восприимчивости, требует увязки регулирующего воздействия государства с мотивационными механизмами бизнеса. В целях благоприятного социальноэкономического развития регионов необходимо определить и укрепить роль региональных структур в инновационных процессах и в интенсивном использовании научно-образовательного и производственного потенциала отдельно взятой территории на основе создания работоспособной региональной инновационной подсистемы.
Библиографический список
1. Hauknes, Johan Dynamic Innovation Systems: What is the Role of Services? // in M. Boden and I. Miles (eds.), Services and the Knowledge-Based Economy, London and New York: Continuum, 2000. pp. 38-63;
2. Nelson R. National Innovation Systems: A Comparative Analysis. N.Y.: Oxford University Press, 1993;
3. Metcalfe, S Technology System and Technology Policy in an Evolutionary Framework // Cambridge Journal of Economics. Cambridge, 1995;
4 Metcalfe, J.S. The Economic Foundations of Technology Policy: Equilibrium and Evolutionary perspectives / in Paul Stoneman (Ed.) Handbook of
the Economics of Innovation and Technological Change // Blackwell Handbooks in Economics. 1995;
5 Andersson M., Karlsson, C. The Role of Accessibility for Regional Innovation Systems // JIBS Working Paper Series. 2002. No. 3;
6. Freeman, C. Continental, National and Sub-national Innovation Systems -Complementarity and Economic Growth // Research Policy 31, Elsevier Science. 2002. pp. 191-211;
7. Kaiser R., Prange H. The Reconfiguration of National Innovation Systems in OECD Countries // Working Paper prepared for the SEGARA International Conference “Innovation in Europe: Dynamics, Institutions and Values”. Roskilde/Denmark. 2003. 8-9 May.
References
1. Hauknes, Johan Dynamic Innovation Systems: What is the Role of Services? // in M. Boden and I. Miles (eds.), Services and the Knowledge-Based Economy, London and New York: Continuum, 2000. pp. 38-63;
2. Nelson R. National Innovation Systems: A Comparative Analysis. N.Y.: Oxford University Press, 1993;
3. Metcalfe, S Technology System and Technology Policy in an Evolutionary Framework // Cambridge Journal of Economics. Cambridge, 1995;
4 Metcalfe, J.S. The Economic Foundations of Technology Policy: Equilibrium and Evolutionary perspectives / in Paul Stoneman (Ed.) Handbook of the Economics of Innovation and Technological Change // Blackwell Handbooks in Economics. 1995;
5 Andersson M., Karlsson, C. The Role of Accessibility for Regional Innovation Systems // JIBS Working Paper Series. 2002. No. 3;
6. Freeman, C. Continental, National and Sub-national Innovation Systems -Complementarity and Economic Growth // Research Policy 31, Elsevier Science. 2002. pp. 191-211;
7. Kaiser R., Prange H. The Reconfiguration of National Innovation Systems in OECD Countries // Working Paper prepared for the SEGARA International Conference “Innovation in Europe: Dynamics, Institutions and Values”. Roskilde/Denmark. 2003. 8-9 May.