Научная статья на тему 'Региональная инновационная система: вопросы теории и практики'

Региональная инновационная система: вопросы теории и практики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / РИСКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / REGIONAL INNOVATION SYSTEM / RISKS OF INNOVATION ACTIVITY / INNOVATIVE CAPACITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александрова Елена Николаевна, Заболоцкая Виктория Викторовна

Статья посвящена исследованию сущности, условиям и факторам развития инновационной системы на региональном уровне, связанных с ними ключевых проблем и рисков инновационной деятельности. Отдельное внимание уделено мерам и инструментам региональных властей в направлении повышения эффективности инновационной системы на мезоуровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Александрова Елена Николаевна, Заболоцкая Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL INNOVATIVE SYSTEM: QUESTIONS OF THEORY AND PRACTICE

The article deals with the essence of the conditions and factors of development of innovation systems at the regional level, the related key issues and risks of innovation activity. The special attention is given to the measures and instruments of regional authorities in the direction of improving the effectiveness of innovation systems at the meso level.

Текст научной работы на тему «Региональная инновационная система: вопросы теории и практики»

УДК 332.122

Александрова Елена Николаевна

Alexandrova Elena Nikolaevna

кандидат экономических наук,

доцент кафедры мировой экономики и менеджмента Кубанского государственного университета тел.: (988) 247-91-13

Candidate of Economics, associate professor of the chair of world economics and management, Kuban State University tel.: (988) 247-91-13

Заболоцкая Виктория Викторовна

Zabolotskaya Viktoria Viktorovna

кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры мировой экономики менеджмента Кубанского государственного университета тел.: (918) 074-07-47

Candidate of Economics, associate professor, post-doctoral researcher of the chair of world economics and management, Kuban State University tel.: (918) 074-07-47

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ [1]

REGIONAL INNOVATIVE SYSTEM: QUESTIONS OF THEORY AND PRACTICE [1]

Аннотация:

The summary:

Статья посвящена исследованию сущности, условиям и факторам развития инновационной системы на региональном уровне, связанных с ними ключевых проблем и рисков инновационной деятельности. Отдельное внимание уделено мерам и инструментам региональных властей в направлении повышения эффективности инновационной системы на мезоуровне.

The article deals with the essence of the conditions and factors of development of innovation systems at the regional level, the related key issues and risks of innovation activity. The special attention is given to the measures and instruments of regional authorities in the direction of improving the effectiveness of innovation systems at the meso level.

Ключевые слова:

региональная инновационная система, риски инновационной деятельности, инновационный потенциал.

Keywords:

regional innovation system, risks of innovation activity, innovative capacity.

Переход России к инновационно-ориентированной модели социально-экономического развития, обозначенной в ряде программных документах на правительственном уровне (в том числе, Стратегии социально-экономического развития России до 2020 г., ежегодных посланиях Президента России Федеральному собранию), получение практического результата от инновационной деятельности на национальном (например, реализация инновационного центра Сколково) и региональном уровнях определяет необходимость разработки форм и механизмов национальной инновационной системы? с одной стороны, на базе формирования действенных стимулов и мотивов для субъектов инновационного процесса, с другой -с учетом специфики инновационного потенциала и инфраструктуры отдельных территорий (регионов). В широком смысле, инновационная система, по определению Б. Лундвалла, включает в себя систему образования, источники и каналы финансирования, а также подразумевает меры государственного вмешательства, включающие в себя нормы правового регулирования и социальные гарантии.

Для такой специфически неоднородной, с точки зрения развития и использования ее ресурсного потенциала такой страны, как Россия, необходимо учитывать роль регионов в формировании национальной инновационной системы (НИС). Концепция региональной инновационной системы (РИС) выступает неотъемлемой составляющей национальной инновационной среды и призвана обеспечить на региональном уровне необходимые условия и предпосылки для реализации инновационного потенциала региона как составляющего инновационного потенциала страны в целом, эффективную реализацию инновационных процессов с целью повышения инновационной и инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности региона.

Региональная инновационная система конкретизирует национальные приоритеты развития, а также формируется на базе специфики инновационного потенциала и стратегических приоритетов региона. РИС позволяет сформировать устойчивые конкурентные преимущества региона, повышающие его инвестиционную привлекательность для национальных и международных инвесторов. В последнее время все больше внимания уделяется вопросу позиционирования региона в системе мирохозяйственных связей не только как субъекта России, но и как самостоятельного участника международных отношений, среди которых инновационное сотрудничество между странами имеет особую актуальность и стратегичность. В качестве отдельных территорий (регионов), инновационный потенциал которых смог превратить их в международные бренды, отметим Силиконовую долину (США), Бангалор (Индия).

В современной научной теории и практике инновационное развитие региональной системы рассматривается в основном как деятельность по созданию и внедрению инноваций, охватывающих все подсистемы региона, что определяет необходимость эффективного использования интеллектуального потенциала, формирования нового менталитета и мышления предпринимательских, научных и образовательных региональных структур. Ключевой целью регионального инновационного развития выступает формирование сети взаимосвязей и отношений между субъектами инновационной деятельности (прежде всего предприятий и образовательных учреждений), обеспечивающих создание и внедрение инноваций во всех сферах воспроизводственной системы региона. Такие отношения и взаимосвязи характеризуются долго-срочностью и многоуровневостью, что обеспечивается наличием развитой инновационной инфраструктуры, возможностью получения необходимой информации, а также высокой восприимчивостью субъектами новых идей, знаний и технологий различного функционального назначения.

Необходимыми условиями для формирования современных моделей и концепций инновационных систем на мезоуровне, как показывает мировая практика, выступают: определенный уровень развития технологического и интеллектуального потенциала региона; развитая финансовая система и устойчивость макроэкономических условий развития региона; ориентированная на инновационный путь развития институциональная система (сеть формальных и неформальных институтов); динамичная конкуренция; спрос на инновации со стороны бизнеса как в пределах региональной, так и национальной и международной среды; наличие стратегических целей регионального развития, взаимоувязанных со стратегическими приоритетами национальной экономики, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона, его интеграции в систему международных экономический отношений на базе модели инновационного развития; интеграция органов государственного управления на региональном уровне, образования и инновационной культуры населения субъекта в рамках РИС; обеспечение механизмов коммерциализации знаний, включая их трансфер в новые области применения; обеспечение доступа к информации о новом и практически примененном знании всем заинтересованным субъектам.

При существовании более одного варианта реализации нововведения в рамках РИС возникает так называемый риск инновационной деятельности, определяемый в научной литературе как вероятность потерь, возникающих при вложении средств в производство новых товаров (услуг), в разработку новой техники и технологий, которые не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта.

К рискам, возникающим в процессе инновационной деятельности, относят риски, связанные с ошибками менеджеров и управленцев в выборе стратегического курса развития инноваций, риски недостаточного финансирования инновационной деятельности; маркетинговые риски в процессе создания и продвижения инновационного продукта; риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов; усиление конкурентной среды; риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный продукт.

Управление рисками исходит из предположения, что при осуществлении инновационной деятельности потери неизбежны, но их величину можно и нужно ограничивать. Предпосылкой формирования эффективной системы управления инновационными рисками на мезоуровне выступает наличие комплекса обеспечивающих инновационное развитие региональных институтов [2]. Следует отметить, что современное состояние институционального обеспечения инновационной среды и отдельных составляющих инновационной системы не только на национальном но и региональном уровнях характеризуется низкой степенью результативностью. В частности, практически не институциализирована государственная политика в сфере обеспечения инновационного аспекта образования, институциональные основы планирования подготовки кадров для государственных организаций в сфере НИОКР формируются медленно и со значительным числом проблем. Остаются нерешенными проблемы с институциональным обеспечением поддержки НИС и РИС на внешних рынках, неразвиты специальные государственные финансовые механизмы и институты в инновационной сфере.

Региональные инновационные системы функционируют в условиях определенной инфраструктуры и в конкретном институциональном, экономическом и правовом контексте, что и определяет специфику и уникальность каждой из них. В числе наиболее успешно функционирующих РИС в российской практике выделяют инновационные системы Томской области, Ростовской области, Оренбургской области, Ульяновской области, Челябинской области, Республики Татарстан, Санкт-Петербурга. Перечисленные РИС характеризуются высоким (относительно среднего по России) инновационным потенциалом и высокой результативностью инновационной деятельности [3]. В ряде регионов в целях развития РИС созданы и функционируют институты развития, часть из которых филиалы или ассоциированные партнеры федеральных структур, например региональные венчурные фонды РВК, а также корпорации развития отдельных регионов (ОЭЗ, технопарки) и местные фонды поддержки малого предпринимательства. По оценкам Эксперт РА на начало 2010 г. совокупный капитал действующих российских институтов развития составил около 1,2 трлн. рублей (рис. 1), или 3 % ВВП за 2009 г. Отметим, в сравнении с зарубежными аналогами, данный показатель довольно скромный. Так для выхода на средний уровень мировой практики существующая капитализация российских институтов развития должна быть доведена до 5-6 % ВВП [4].

Рисунок 1 - Регионы-лидеры по объему региональных институтов развития [5]

Опыт становления и развития инновационных систем в странах с огромными территориями и сложной территориальной структурой экономики показывает, что разнообразие социально-экономического развития составляющих их регионов предопределяет «очаговость» развития инновационных процессов, локализацию их в наиболее подготовленных субъектах [7]. По мере активизации инновационного процесса в регионе формируется сеть инновационных центров, на базе которой усложняются и развиваются взаимосвязи между регионами, и, в конечном итоге, возрастает результативность национальной инновационной системы.

Следует отметить, что даже внутри небольших стран инновации локализованы в рамках определенных территорий, имеющих для этого соответствующий потенциал и условия. В связи с этим в отечественной практике инновационного развития рассматривается вариант формирования так называемых «центров кристаллизации» инновационной активности, в каждом из которых реализуются различные модели инновационных систем. Такие центры не обязательно будут привязаны к границам определенного региона. В данном случае речь идет о территориях, которые могут включать часть региона или охватывать субъектов разных регионов. Важно то, что центры инноваций будут концентрироваться вокруг научного (вуз, академический НИИ) или промышленного (бизнес-холдинг, кластер предприятий) ядра, притягивающего успешные инновационные компании. Со временем такие центры при условии развития инновационной инфраструктуры, институциональной среды, информационных взаимосвязей, взаимодействий с научно-исследовательскими подразделениями глобальных ТНК объединяются в национальную систему, создавая сетевые сообщества и интегрируясь в инновационные системы более высокого уровня, а также формируя собственную нишу на международном рынке инновационных продуктов и услуг.

Для российских регионов перспективными элементами институциональной среды развития региональной системы могут стать региональные корпорации развития [8]. Так, в США подобные корпорации выступают уполномоченными агентами штата и привлекают инвесторов исключительно налоговыми льготами. На территории России помимо налоговых льгот региональные корпорации развития берут на себя дополнительные функции в качестве операторов индустриальных парков. Идея индустриальных парков была заимствована российскими регионами из Европы, где такие парки часто создают сами инвесторы. Однако в России в силу ряда финансовых проблем созданием новых промышленных площадок регионы могут заниматься только при поддержке на федеральном уровне. Корпорации развития по этой схеме существуют в семи регионах: Калужской, Ростовской, Пензенской, Волгоградской, Ульяновской, Самарской и Ярославской областях.

Наиболее успешная из созданных на региональном уровне корпораций развития, по мнению экспертов, функционирует в Калужской области, которая выстроенная на базе индустриальных парков (ИП), объединенных в автосборочный кластер. За последние два года объем привлеченных инвестиций в Калужской области составил 2,6 млрд. долларов, а общий портфель согласованных инвестиционных проектов превышает 4,5 млрд. долларов [9]. На территории трех действующих индустриальных парков Калужской области разместили свое производство иностранные автопроизводители Volkswagen AG (ИП «Грабцево»), PSA Peugeot Citroen-Mitsubishi Motors Corporation (ИП «Росва»), Volvo Truck Corporation (ИП «Калуга-Юг»). Помимо этого, в области формируются кластеры биотехнологий и фармацевтики, а также ядерной медицины.

Регионы рассматриваются как экономические субъекты не только мировой экономики в целом, но и глобального инновационного пространства в частности. В целом они являются самостоятельными (но не самодостаточными) в выборе направлений инновационной деятельности, осознают собственные интересы в мировой инновационной среде. Стремительное вовлечение регионов ряда стран в систему мирохозяйственных связей обусловлено, прежде всего, тенденцией глокализации мировой экономики, а также другими объективными предпосылками данного явления: значительный производственный, инвестиционный и научно-технический потенциал отдельных регионов (что привлекает иностранные компании именно в данный регион, например, Москва, Краснодарский край и др.); рост межрегиональной поляризации и ее последствия для экономического развития России как крупного территориального государства (увеличивает роль отдельных регионов в мировой экономике с учетом дифференциации активности их внешнеэкономической деятельности); децентрализация власти и расширение экономических полномочий региональных субъектов, возрастание законодательных полномочий в инвестиционной и инновационной деятельности на региональном уровне.

Как показывает анализ инновационного развития на региональном уровне, инновационные системы (или отдельные ее элементы) различных регионов характеризуются значительной спецификой в функциональной направленности и системообразующих элементах. В частности, специфика сложившейся инновационной системы Краснодарского края обусловлена особенностями его социально-экономического развития и позиционирования, постоянно изменяющимся внешним окружением. Основу производственного потенциала Краснодарского края составляют промышленный, строительный, топливно-энергетический комплексы, область информационных и коммуникационных технологий, а также агропромышленный, транспортный, курортно-рекреационный и туристский комплексы. Последние три направления деятельности (агропромышленный, транспортный, санаторно-курортный и туристский комплексы) соответствуют приоритетам социально-экономического развития России и определяют особый статус Краснодарского края в экономике страны. Вместе с тем современные процессы глобализации, постиндустриализации и активной интеграции в систему глобального инновационного пространства определяют необходимость для Краснодарского края развития инновационной системы, в рамках которой происходит повышение производительности труда не только в инновационных отраслях (например, машиностроение, электроника и др.), но и в традиционных для данного регионах секторах воспроизводственного процесса.

Согласно положениям Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 г. инновационная система края направлена на решение двух ключевых стратегических задач: обеспечение кардинального повышения качества жизни населения края; создание потенциала опережающего развития [10].

В рамках формирования нормативно-правовой базы по развитию региональной инновационной системы в крае к 2010 г. действует Закон «О науке (научной деятельности) и региональной научно-технической политике Краснодарского края», принято Постановление «О совете по инновационному развитию краснодарского края», ряд постановлений о стимулировании развития молодежной науки, стипендий администрации края для студентов, аспирантов и докторантов и т.д. Среди мероприятий в направлении государственной поддержки инновационной деятельности в регионе следует отметить такие широко известные инициативы (в том числе и за пределами края), как Международный инвестиционный форум «Сочи», конкурс инновационных проектов в рамках программы «Старт», программа «У.М.Н.И.К.», научно-практическая конференция «Проблемы и пути инновационного развития Краснодарского края» и другие [11].

В мировой практике известно значительное число различных подходов к развитию эффективных региональных инновационных систем на основе:

- развития наукоемких производств, индустрий и кластеров, ориентированных на производство научного знания для потребностей региона;

- стимулированием деятельности предприятий и организаций, занимающихся реализацией полного инновационного цикла (технологическое лидерство региона) или поддержкой только «точек роста» (отраслей или предприятий, достигших определенных успехов в научно-технических разработках и способных стать локомотивами роста);

- усиления интеграции инновационной сферы со сферами НИОКР и образовательным и исследовательским потенциалом институтов высшего образования.

Какая модель окажется наиболее эффективной для конкретного региона (например, Краснодарского края) зависит не только от инициатив региональных властей, но и от активности бизнес-сообщества, научных и образовательных организаций, которые в совокупности, в объединяющих их взаимосвязях и функциональных отношениях и составляют региональную инновационную систему.

Ссылки и примечания:

References (transliterated) and notes:

9.

10.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 11-06-96519-р_юг_ц.

Афонасова М.А. Инновационная модернизация экономики России: региональный аспект: монография. Томск, 2009. Периодический бюллетень Института общественного проектирования // Инновационные Тренды. 2010. № 1. Рейтинговое агентство Эксперт РА. иРЬ: http://www.expert.ru/

Там же.

Там же.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.

Зайко А. Развивающие упражнения // Эксперт. 2010. № 50. Там же.

Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года. иРЬ: http://www.admkrai.kuban.ru/

5.

6. 7.

9.

10.

The study was done under the financial support of RFFI, grant No. 11-06-96 519-r_yug_ts.

Afonasova M.A. Innovatsionnaya modernizatsiya ekonomiki Rossii: regional'niy aspekt: monografiya. Tomsk, 2009. Periodicheskiy byulleten' Instituta obshchestvennogo proek-tirovaniya // Innovatsionnye Trendy. 2010. No.1.

Reytingovoe agentstvo Ekspert RA. URL: http://www.expert.ru/

Ibid.

Ibid.

Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii do 2020 g.

Zayko A. Razvivayushchie uprazhneniya // Ekspert. 2010. No. 50. Ibid.

Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Krasno-darskogo kraya do 2020 goda. URL: http://www.admkrai.kuban.ru/

- ЗЗ8 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.