Научная статья на тему 'Развитие инновационной экономики в регионах России на примере сети Интернет'

Развитие инновационной экономики в регионах России на примере сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АГЛОМЕРАЦИОННЫЙ ЭФФЕКТ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИЕРАРХИЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ УСЛУГИ / ИНТЕРНЕТИЗАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ НЕРАВЕНСТВО / РЕГИОНЫ-АУТСАЙДЕРЫ / СЕТЕВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЦЕНТР / ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лашкул Н. Т.

В статье проводится анализ распространения сети Интернет по территории России. Указываются основные проблемы, сдерживающие этот процесс и возможные пути их решения. Оценивается текущее состояние сети Интернет в регионах и муниципалитетах России с последующим выявлением закономерностей его развития. Анализ цифрового пространства России проводится с экономикогеографической позиции, в качестве иллюстраций некоторых положений приводятся характеристики отдельных регионов. При разборе отдельных положений принимается во внимание взаимодействие государства и частного сектора в сфере распространения информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие инновационной экономики в регионах России на примере сети Интернет»

Помимо этапов и взаимодействий классической модели японского опыта, на рис. приведены две особенности эффективной работы швейных производств в современных условиях Российской действительности:

1. Наличие крупных торговых агентов в виде ритейловых сетей, которые позволяют более эффективно тестировать спрос на новую продукцию и непосредственно берут на себя функцию формирования спроса, что сильно снижает рекламные издержки и другие расходы на продвижение продукции. Однако работа с сетевыми магазинами помимо данных преимуществ накладывает много ограничений по оперативности поставок и выполнения заказов, иначе это может обернуться очень большими штрафными санкциями, указанными в договорах.

2. Наличие большого количество поставщиков оборудования, сырья и материалов, от выбора которых сильно зависят расходы на производство продукции, а также качество выпускаемых изделий и оперативность производственного процесса. Этот факт позволяет обеспечить необходимые сроки производства, что в нынешнее время является одним из ключевых факторов успеха.

Именно выбор поставщика и эффективность процессов материального обеспечения, удовлетворяющего поставленным задачам, играет ключевую роль в инновационных процессах при работе с ритейлерами.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что развитие инноваций может эффективно происходить в швейной отрасли не только при анализе требований рынка и самого производителя, но и учитывая ограничения, которые вводят поставщики сырья и материалов. Данные ограничения не всегда являются тормозящим фактором развития, а в ряде случаев наоборот - могут дать толчок к углублению инновации, созданию более совершенного инновационного продукта. Учитывая этот сегмент внешнего окружения компании, можно получить данные для оптимизации создания нового продукта, снижения издержек и повышения эффективности производства и получить новые конкурентные преимущества.

Литература

1. Баранчеев В.П., Масленникова Н.П., Мишин В.М. Управление инновациями: Учебник. - 2-е изд. - М., 2012, 711 с.

2. Басс И. Б., Организация основных производственных процессов на предприятиях легкой промышленности. - М., 1961. - 551 с.

3. Скачко Ю. А. Организационно-экономические аспекты управления затратами на предприятиях швейной промышленности. Диссертация к.э.н. - М., 2004. - 151 с.

4. Твис Б. Управление научно-техническими нововведениями: пер. с англ. - М., 1989, 271 с.

5. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. -5-е изд. - СПб., 2005. - 151 с.

6. Цыганов В.В. Антикризисное управление. - Спб., 2003 217с.

Н. Т. Лашкул

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕГИОНАХ РОССИИ

НА ПРИМЕРЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Аннотация. В статье проводится анализ распространения сети Интернет по территории России. Указываются основные проблемы, сдерживающие этот процесс и возможные пути их решения. Оценивается текущее состояние сети Интернет в

© Н.Т. Лашкул, 2013

регионах и муниципалитетах России с последующим выявлением закономерностей его развития. Анализ цифрового пространства России проводится с экономико-географической позиции, в качестве иллюстраций некоторых положений приводятся характеристики отдельных регионов. При разборе отдельных положений принимается во внимание взаимодействие государства и частного сектора в сфере распространения информационных технологий.

Ключевые слова: агломерационный эффект, глобализация, иерархия населенных пунктов, интерактивные услуги, интернетизация, интернет-пространство, инфокоммуникационные технологии, информационные технологии, информационное общество, информационные ресурсы, пространственное неравенство, регионы-аутсайдеры, сетевая инфраструктура, территориальные центр, цифровое пространство.

Под влиянием глобализации, а также с переходом к информационному обществу, информационные технологии, начиная с конца XX века, стали оказывать существенное воздействие на развитие всех сфер общества. Это воздействие затрагивает государственные структуру, экономическую и социальную сферы, науку и образование, культуру и образ жизни.

Согласно У. Дайзарду, информационное общество - это «общество, где основным видом экономической деятельности становится производство и распространение информации». Развитые и некоторые развивающиеся страны уже давно осознали преимущества информационных технологий и поэтому активно занимаются их распространением.

На рубеже ХХ и XXI столетий в развитых странах практически завершился процесс перехода от постиндустриального к информационному обществу, при котором получение, хранение, обработка, распространение и использование информации и знания, а также возрастающие технические возможности коммуникации играют решающую роль. Глобальной компьютерной сети - Интернет принадлежит особое место в информатизации общества.

Для понимания важности информационных технологий в развитии общества, рассмотрим показатель проникновения сети Интернет в странах, являющихся мировыми экономическими лидерами (рис.).

Рис. Уровень проникновения Интернета в странах с наивысшим ВВП, % населения

В июне 2012 года российская интернет-аудитория составляла чуть более 47% населения. Лидерами по этому показателю среди ведущих экономик мира являются страны Европы - Великобритания, Германия и Франция. Незначительно от них отстают Япония и США.

Россия находится на уровне Бразилии и Китая. Ситуация во всех этих странах похожая: есть несколько явных регионов-лидеров по всем экономическим показателям, большое число регионов-середняков и около 10-15 регионов-аутсайдеров, равномерное распространение Интернета невозможно. Наполнение большинства региональных рынков интернет-услуг начинало происходить только тогда, когда столичные рынки уже в достаточной степени обеспечили себя постоянной абонентской базой и стали искать новых потенциальных клиентов.

Информатизация в России носит межотраслевой характер - ею занимаются многие ведомства. Ключевой проблемой, которую предстоит решить в России, является проблема разобщенности различных министерств и ведомств в осуществлении массового доступа населения к информационным ресурсам.

В рамках нынешнего процесса диффузии инноваций, "распространение многих нововведений происходит практически мгновенно и не столько от территориального центра к периферии, сколько по иерархии населенных пунктов, иерархии информационных центров разного масштаба".

Развитие Интернета по территории страны происходит по тому же сценарию, что и на Западе: сначала идёт развитие столичного региона (в России - это две столицы: Москва и Санкт-Петербург, заметно отличающиеся по уровню развития сети не только от других субъектов Федерации, но и между собой). Затем развитие распространяется на регионы с крупными агломерациями (агломерационный эффект, когда концентрация большого количества предприятий и населения способствует развитию всех видов экономической деятельности в целом и инфокоммуникационных технологий в частности). Следующий этап - проникновение Интернета в города, с численностью населения от 250 до 500 тыс. человек и от 100 до 250 тыс. В России именно на этом этапе сосредоточены наиболее значимые проблемы, связанные с развитием сети.

В большинстве таких городов необходимая сетевая инфраструктура находится пока что в зачаточном состоянии. Население, в свою очередь, практически не обеспеченно всем необходимым для выхода в Интерне. Кроме того, далеко не все способны постоянно оплачивать цены на интернет-услуги.

Медленные темпы проникновения сети Интернет в регионах связаны с двумя главными факторами: отсутствие платежеспособного спроса из-за высоких тарифов на высокоскоростное подключение, а также низкий уровень компьютерной грамотности населения, когда даже самая небольшая проблема, связанная со сбоями в работе сети, требует много времени на решение. Помимо этого, далеко не во всех районных центрах есть возможность стационарного выхода в Интернет (из различных клубов, торговых центров, библиотек и т.п.), не говоря уже о постоянном пользовании им в быту.

Несмотря на общую положительную динамику развития информационной инфраструктуры, существуют следующие проблемы, сдерживающие дальнейшее развитие региональной информатизации:

- недостаточное развитие нормативно-правовой базы по инфокоммуникационным технологиям (ИКТ) как на федеральном, так и на региональном уровне;

- существование неравного с точки зрения доступа и получения информации, прежде всего из-за неразвитости инфраструктуры, а также высокой стоимости доступа к ней, стоимости интернет-услуг в муниципальных образованиях, недостаточный уровень конкуренции по предоставлению услуг по доступу в Интернет и использованию ИКТ, особенно вне крупных городов, неэффективное привлечение в регионы российских и зарубежных компаний;

- низкий уровень доходов, который ведет к ограничению возможностей использования информационных технологий, как среди компаний, так и среди населения;

- низкие показатели урбанизации, обуславливающие недостаточную плотность потенциальных потребителей, что ведет к возрастанию удельных расходов на развитие всей сетевой инфраструктуры;

- необеспеченность специалистами на муниципальном уровне; отсутствие мероприятий по обучению населения базовым навыкам использования информационных технологий;

- нереализованность потенциала использования инфокоммуникационных технологий в социально-экономических сферах деятельности, прежде всего в культуре, медицине, социальной защите, образовании, сфере электронного бизнеса;

- недостаточное количество интерактивных услуг (деятельность по предоставлению электронных информационных ресурсов пользователям по их запросам или по соглашению сторон, требующая взаимный обмен информацией), отсутствие транзакционных услуг (полное осуществление услуги через Интернет, требующее взаимный обмен информацией, проведения платежей или иных действий с применением электронной цифровой подписи), оказываемых государственными организациями населению и предприятиям.

Сильное пространственное неравенство в России исходит из размеров самой страны и природных условий, преобладающих на разных её частях. Если сравнивать Россию с западноевропейскими странами, то на первый план выходит именно вопрос масштаба территории и, соответственно, контроля.

Основная часть населения России сосредоточена в пределах главной полосы расселения. Территория страны заселялась с запада на восток, поэтому и главная полоса расселения протянулась, постепенно сужаясь, в этом направлении. Ее граница проходит на севере по линии Петрозаводск - Киров - Пермь - Красноярск (вдоль Транссибирской магистрали), на юге - Астрахань - Краснодар. В этой зоне наиболее благоприятные природные условия, для нее характерна высокая (в среднем 5 человек на кв. км) плотность населения, большое количество городов.

Этим, в частности, объясняется высокая стоимость на интернет-услуги на Дальнем Востоке - наиболее удалённой территории от крупных промышленных и потребительских центров.

Города всегда являются центрами развития - именно в городах первым делом идёт апробация новых технологий и только потом эти технологии распространяются на остальную территорию.

Учитывая размеры России, количество городов крайне невелико. Внутри регионов, прилегающих к крупнейшим агломерациям, нарастает внутренняя поляризация развития, что в целом свойственно странам догоняющего развития. Условно, города России можно разделить на три категории:

1. Федеральные города.

2. Крупные региональные столицы и города-миллионеры.

3. Благополучные промышленные города с крупными бизнес-проектами и более высокими доходами населения.

Российские реалии развития Интернета сейчас таковы, что в каждом регионе радиус проникновение интернет-технологий в какой-либо небольшой населённый пункт зависит от его близости к региональному центру, либо к крупному городу. С удалением от этих зон начинается ухудшение социально-экономической ситуации в целом, и, в частности, снижение уровня информатизации и интернетизации. Поэтому происходит формирование двух типов наименее развитых населенных пунктов с точки зрения проникновения инноваций:

- населенные пункты на смыкании зон влияния крупных городов;

- населённые пункты, находящиеся вне зон влияния.

Если положение населенных пунктов первого типа с точки зрения общего социально-экономического развития (возьмём уровень социально-экономического развития территории за общий параметр, информатизацию - за частный) ещё более менее приемлемое, то зоны второго типа характеризуются практически полным отсутствием какой-либо инфраструктуры для дальнейшего развития.

Таким образом, совершенствование видов подключения, увеличение пропускной способности каналов связи постепенно приведёт к тому, что населённые пункты этих типов начнут вовлекаться в процесс распространения инноваций, а компания получит конкурентное преимущество не только в секторе интернет-услуг, но и в секторе услуг телефонной связи в целом.

Перспективность развития сети Интернет в регионе также зависит и от экономико-географического положения. В регионах крайнего севера такое развитие представляется затруднительным, в первую очередь, из-за их размеров и структуры населения. Для южных регионов Европейской России ключевым препятствием в развитии сети Интернет является образ жизни населения.

Красноярский край, Якутия, автономные округа Тюменской области, Чукотский АО, Республика Коми, Архангельская область - все эти субъекты Федерации существенно превосходят по размерам большинство регионов Центральной России. Однако природные условия, структура расселения, образ жизни населения в этих регионах - всё это является существенными лимитирующими факторами в развитии отрасли Интернет-услуг. Низкая плотность населения, слабая степень развития инфраструктуры и городов - местных центров создают проблему территориальной доступности услуг для жителей и приводят к резкому удорожанию социальных услуг, особенно на северной периферии.

Пример - ситуация в ХМАО. Огромное неравенство по доходу и бедность пенсионеров; проблемы трудоустройства молодежи после завершения образования; сохранившиеся проблемы низкокачественного жилфонда (балки, ветхое и "фенольное" жилье), дефицита мест в дошкольных учреждениях и перегруженности школ из-за смещения приоритетов инвестиционной политики властей в сторону более престижно-статусных объектов. И это несмотря на то, что это - один из самых богатых нефтедобывающих регионов России.

Несколько другие проблемы в Якутии и Красноярском крае - двух самых больших по территории регионов РФ. Для них свойственна крайне низкая плотность населения, что негативно сказывается на строительстве необходимой инфокоммуникационной инфраструктуры, прокладке проводов, установке вышек беспроводной связи. Кроме того, в автономных округах Красноярского края и Якутии довольно низкая зарплата в сельской местности, особенно у титульного населения.

В зависимости от специфики того или иного субъекта Федерации, региональная информатизация может осуществляться по следующим направлениям:

- развитие инфраструктуры;

- создание "электронного правительства" и предоставление информационных услуг населению;

- информатизация образования;

- информатизация агропромышленного комплекса;

- информатизация здравоохранения.

Так, технической базой, на основе которой происходит постепенное объединение информационных ресурсов в сфере образования в регионах Южного Федерального округа, является единая инфокоммуникационная сеть бюджетных организаций и образовательных учреждений. Также на базе Южно-Российского регионального центра информатизации в Ростове-на-Дону создана магистральная сеть коммуникаций,

связанных высокоскоростными каналами, обеспечивающих подключение образовательных учреждений ЮФО ко внешнему оптоволоконному каналу Москва-Ростов. Кроме того, в Ростове-на-Дону к сети подключено высокоскоростными каналами большинство вузов города.

Общее состояние развития сети Интернет в регионах России до сих пор оставляет желать лучшего. Постепенно происходит снижение темпов прироста новых пользователей, также проходит и пик насыщения региональных рынков. По-прежнему остаётся плачевной ситуация с развитием информационных технологий в сельской местности, а ведь именно на неё должны обратить внимание провайдеры после завершения их региональной экспансии. Широкое внедрение Интернета во все сферы жизни общества уже привело к снижению в потребности получения информации от «привычных» источников - телевидения, радио, газет и журналов, и вместе с этим, при огромной поляризации российского интернет-пространства, некоторая часть населения стоит перед перспективой оказаться в информационной изоляции.

Литература

1. Дайзард У. Наступление информационного века. Новая технократическая волна на Западе. - М.: Прогресс, 1986. - С. 343.

2. Арманд А.Д. География информационного века. Известия АН. - Сер. геогр., 2002. № 1, с. 10-14.

Н.П. Масленникова

ИМПЕРАТИВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТЕОРИИ ОПЕРАЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК

Аннотация. Императивами инновационной деятельности, направленными на снижение трансакционных издержек организации являются: определение полезности продукта для потребителей; выявление добавленной ценности каждым подразделением цепочки; анализ ключевых показателей, влияющих на операционные издержки цепочки стоимости.

Ключевые слова: императив, инновации, организация, трансакционные издержки.

В качестве единицы экономической деятельности принимается в теории трансакционных (операционных издержек) Р. Коуза принимается транзакция (transaction - хозяйственная операция, сделка). Посредством деловой операции экономические ценности переходят от одного лица к другому, и, в конечном счете, именно деловые операции составляют суть рынков и являются основой деятельности организаций [2]. Следствием этого подхода явилось возникновение теории, названной «экономика операционных издержек», или, с конца 1960 годов «экономика транзакционных издержек».

Транзакционные издержки определяются как издержки экономического взаимодействия, в частности: издержки поиска информации; издержки ведения переговоров об условиях обмена, на заключение сделок, оформление контрактов; издержки измерения качества товаров, услуг, причем иногда оценка комплекса характеристик бывает приблизительной и при оценке используется интуиция; издержки защиты прав собственности: расходы на арбитраж, судебные разбирательства, оценку и восстановление нарушенных прав собственности; издержки недобросовестного поведения, нарушающие условия сделки в одностороннем порядке, например, наличие обмана, невыполнения условий сделки, нацеленность на получение выгод одной

© Н.П. Масленникова, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.