Научная статья на тему 'Факторы развития информационного сектора экономики, как элемента глобальной информационной инфраструктуры'

Факторы развития информационного сектора экономики, как элемента глобальной информационной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1292
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ СЕКТОР / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЫНОК / ИНТЕРНЕТ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / INFORMATION TECHNOLOGIES / INFORMATION SECTOR / INFORMATION MARKET / INTERNET / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скрыль Татьяна Владимировна

В статье раскрываются факторы развития информационного сектора экономики в новых условиях хозяйствования, влияние глобальной сети Интернет и глобализации на развитие информационного сектора. Детализированы такие понятия, как: информационный сектор, информационные технологии, информационный рьшок, Интернет, глобализация. А также проанализировано ньшешнее состояние и статус информационного сектора в России и приоритетных направлений развития экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development factors of information sector of economy as an element of global informational infrastructure

In the article factors of development of information sector of economy within the new conditions of managing, influence of a global Internet network and globalization on development of information sector are revealed. Such concepts, as information sector, an information technology, the information market, the Internet, globalization are detailed. And also the present condition and the status of information sector in Russia and priority directions of development of economy is analyzed.

Текст научной работы на тему «Факторы развития информационного сектора экономики, как элемента глобальной информационной инфраструктуры»

ЭКОНОМИКА

УДК 300.331

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ, КАК ЭЛЕМЕНТА ГЛОБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

© Т.В. Скрыль

В статье раскрываются факторы развития информационного сектора экономики в новых условиях хозяйствования, влияние глобальной сети Интернет и глобализации на развитие информационного сектора. Детализированы такие понятия, как: информационный сектор, информационные технологии, информационный рынок, Интернет, глобализация. А также проанализировано нынешнее состояние и статус информационного сектора в России и приоритетных направлений развития экономики.

Ключевые слова: информационный сектор; информационные технологии; информационный рынок; Интернет; глобализация.

Одна из главных стратегических задач России - войти в мировое информационное сообщество в качестве равноправного партнера. За последние десятилетия стремительно развиваются наукоемкие технологии и по прогнозам специалистов, треть наукоемкой продукции в будущем будет приходиться на информационный сектор. Наша страна, по оценкам ученых, может иметь на глобальном информационном рынке 8-12 % [1].

Под влиянием информатизации идет изменение структуры экономической системы в целом, происходит выделение информационного сектора экономики.

Имеется в виду, что роль индустриального сектора уменьшается из-за роста значимости информационно-технологического

компонента и связывающим звеном индустриального и постиндустриального (информационного) общества являются именно информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые по прошествию определенного количества времени приобретают все более значительный характер и начинают распределяться по всем сферам, поглощая их. Информационный сектор экономики России интенсивно развивается. Это самый динамичный на сегодняшний день сектор хозяйства, определяющий экономическое развитие не только развитых стран, но и всего современного мира. Развитие информационного сектора экономики предполагает ут-

верждение в мире глобальной информационной инфраструктуры, связывающей всех и все и обеспечивающей доступ всем желающим к мировым информационным ресурсам.

Современная информационная среда -это качественно новая, сетевая и открытая среда, в которой создается, хранится, обрабатывается и свободно распространяется информация в разнообразных формах ее представления, осуществляются все виды и формы информационного и коммуникационного взаимодействия в обществе, обеспечивающие его функционирование и развитие как единого социального организма. Только современная сетевая информационная среда позволяет успешно реализовывать современные высокоэффективные механизмы экономической деятельности, политического и государственного управления, внедрить во все сферы жизнедеятельности общества и государства информационные технологии, обеспечить требуемое качество образования и создать благоприятные политические, социальные, экономические и культурные условия для достойной жизни людей [2].

Ключевым моментом развития информационного сектора являются процессы глобализации и информатизации экономики. Данные процессы не могли бы успешно реализовываться без использования глобальной сети Интернет.

Интернет оказывает существенное влияние на структуру экономики и на информационный сектор в частности. Официальной датой рождения Интернета в России принято считать 7 апреля 1994 г. - это день официальной регистрации домена ЯИ. Однако еще 19 сентября 1990 г. в СССР был официально зарегистрирован домен 8И, причем он существует до сих пор, правда, уже в качестве расширения для У1Р-сайтов, т. к. доменное имя с таким расширением стоит очень дорого.

Интернет является не только коммуникационной технологией, удобной для передачи информации, но и специфической сферой услуг. Это подтверждают следующие статистические данные: в свое время, чтобы достичь 50 млн пользователей, радиосвязи потребовалось 40 лет, телевидению - 13, а Интернету всего около 4 лет. Объем информационных потоков, циркулирующих внутри Интернет-сети, практически удваивается каждые 100 дней, а среднегодовой прирост составляет 700 % [3]. В настоящее время в мире идет Интернет-бум.

Интернет-революция состоялась всего за несколько лет. Это объясняется тем, что ее базовые компоненты не были обычными материальными устройствами. Их основу составляли информационные продукты: идеи, спецификации стандартов, протоколы, языки программирования и программное обеспечение. Для них не существует транспортных проблем и транспортных издержек, проблем материального обеспечения; в отличие от механизмов и машин, языки программирования не могут материально износиться. Новое программное обеспечение может мгновенно быть передано на другую точку земного шара, и инноваторы в любой точке планеты могут комбинировать это программное обеспечение с другими элементами, чтобы, например, создать свой собственный почтовый сервер для новых потребителей. Веб-страницы, чаты, веб-почта, электронные торги и обмены и другие прикладные программы появились от нескольких основных программ и протоколов, т. е., в сущности, данные вещи отличаются только наглядно своим интерфейсом и поставленной задачей. Они стали результатом различных комбинаций инноваций, порожденных Интернетом. Именно в условиях отсутствия материальных ограни-

чений Интернет-бум протекал так стремительно. Он продолжается и сегодня [4].

Благодаря Интернету возник целый ряд новых отраслей в современной экономике, например, таких как: электронные торговые площадки и аукционы, электронные банки, дистанционное образование и работа, интерактивное телевидение и многие другие. Важнейшим аспектом применения Интернет-технологий стал массовый переход к электронной почте и переписке. Следовательно, важным результатом проявления Интернета стала возможность перестройки существующих отраслей в экономике в результате упрощения взаимодействия производителей и потребителей.

Интернету, в свою очередь, принадлежит основная доля рынка ИКТ. Он обеспечил новую информационную среду национального и глобального бизнеса. В мире появилась своеобразная Интернет-экономика, в которую входят следующие элементы:

- инвестиции и инновации в Интернет-индустрию;

- Интернет-инфрастуктура;

- программное обеспечение сети Интернет;

- Интернет-брокеры (посредники), электронный трейдинг и реклама;

- оффшорное программирование;

- дистанционное образование;

- индивидуальные услуги в Интернет-сети и др.

Особую роль играет Интернет в развитии электронной торговли. Ее совершенствование объективно приводит к снижению издержек производителей. Расчеты показывают, что сокращение затрат при переходе с бумажных на электронные технологии и современные средства связи составляют 25-40 %, что резко снижает стоимость товаров и услуг [5].

Изменяется состав затрат в стоимости товаров и услуг. Уменьшается доля посреднических расходов. Вместо них растут доходы на компьютерные системы, системы связи и обслуживающий их персонал. Электронный документооборот способствует прозрачности деятельности фирм, что повышает собираемость налогов и снижает разрыв между реальным и теневым оборотом фирмы. В связи с ускорением процессов купли-продажи в электронной торговле рынок будет характеризоваться большей открытостью и

большим влиянием на национальную экономику в целом.

В наши дни в Интернет-пространстве ведется жестокая конкурентная борьба между компаниями, которые используют традиционные методы продажи товаров и услуг и новыми Интернет-компаниями, а также собственно между Интернет-компаниями. Каждый день одна компания пытается поглотить другую, например, меньшую по размеру активов, и, в результате, занять как можно большую долю на глобальном сетевом рынке. На практике Интернет-компании намного проще это сделать из-за отсутствия части материальных издержек, как-то: транспортные издержки, аренда дополнительного офиса в другой стране, области, районе и т. п.

В последнее время все чаще новые Интернет-компании, имеющие пока небольшую, но быстро растущую долю на рынке, поглощают традиционные промышленно-финансовые компании, которые имеют большие обороты, но доля которых на рынке имеет тенденцию к уменьшению. То есть меняются пропорции между секторами новой информационной экономики и традиционной.

Острая конкуренция, вызванная коротким жизненным циклом информационных продуктов, приводит к формированию оли-гопольной структуры информационного сектора.

Интернет стал мощным фактором развития мировой экономики. Благодаря Интернету глобальный рынок становится доступным даже для фирм небольшого размера, преимущества которых базируются не на осязаемых ресурсах, а на новых ИКТ-техноло-гиях. Рядовой потребитель не мог даже предположить в эпоху индустриальной экономики, что примерно лет через 20 ему не составит никакого труда, при наличии персонального компьютера и доступа во Всемирную паутину, заказать себе товар или услугу не на российском рынке, а на зарубежном. Преимущество выступать на глобальном рынке для фирм-производителей очень велико, но в то же время возрастает неопределенность на рынке из-за гиперконкуренции, вызванной конвергенцией информационного сектора экономики и традиционного. Предприятия могут легко осваивать новые виды деятельности и составлять конкуренцию для традиционных участников рынка.

При этом возникает противоречие между старыми и новыми каналами сбыта, однако пока последние не наберут силу и не докажут свою эффективность на практике, традиционные методы ведения бизнеса сохранят свое присутствие.

Возникают новые направления деятельности по контролю и ориентированию в Интернете - т. н. Интернет-брокеры, оказывающие услуги по поиску партнеров и заключению сделок в Интернете. Появляются специальные программы, позволяющие находить в сети коммерческие предложения, отвечающие определенным характеристикам: качество товара, условия поставки, цена. При этом потребитель находится во все более выигрышном состоянии, а производитель вынужден быстро подстраиваться под конъюнктуру рынка.

Интернет позволяет резко расширить число участников рынка, способствует усилению открытости национальных рынков, росту объемов товарных и финансовых потоков между странами. А для развития рынка очень важны число потенциальных покупателей, рост разделения труда между странами (что интенсивно идет в виде образования сверхкрупных ТНК), появление новых видов рынка (например, информационного). Вместе с тем идет трансформация механизма действия рынка.

Следует отметить важный аспект касательно Интернет-сети - во Всемирной паутине четко не определены права собственности. Изначально Интернет был создан правительством США как общественное благо. Наиболее важный протокол сети -созданный в ЕС, может использоваться любым пользователем, который способен разрабатывать программное обеспечение и приложения Интернета.

В российской научной литературе также ведутся дискуссии относительно собственности в сети Интернет, но пока не удалось прийти к единому мнению.

Как уже было замечено, Интернет выступает не только коммуникационной сетью, но и самостоятельной отраслью услуг. Основой Сети является общественная собственность. Интернет является общественным благом с внешними затратами массового подключения пользователей и с внешними выгодами от сетевых положительных эффек-

тов, создаваемых сетевой информационной индустрией. Среда Интернета во многом отличается от реальной хозяйственной системы. Прежде всего, следует отметить альтруистические мотивы пользователей сети -программистов [6].

Интернет является неприбыльным институтом экономической системы и информационного сектора, однако стремительно появляется все больше платных услуг, постепенно расширяется система прав собственности, формируется определенный тип бизнеса для получения прибыли: платный доступ на частные и коллективные сайты, платные виртуальные магазины и библиотеки, электронный банковский и страховой бизнес и многое другое. То есть постепенно в Интернете расширяются частная и коллективная формы собственности. Но, с другой стороны, интеллектуальная собственность до сих пор плохо защищена. Тому свидетельствует множество сайтов, с представленными на них бесплатными треками с музыкой, играми и фильмами. Относительно книжной продукции положение дел обстоит немного лучше, но все же в Интернете достаточно легко найти труд того или иного автора, а при воспроизведении авторского материала не давать ссылку на источник.

Но все же в настоящее время наблюдается отставание России в развитии Интернет-технологий. Этот факт, прежде всего, связан с тем, что до недавнего времени существовал жесткий контроль за информацией со стороны государства, иными словами, существовала информационная блокада. Но, несмотря на это, темпы развития информационных технологий показывают хорошие результаты. Тому способствуют такие факторы, как высокий уровень образования российских потребителей. Это один из важнейших факторов выделения информационного сектора, наряду с ним также должны присутствовать всеобщая компьютерная грамотность, независимость информационного обмена от места проживания, физических и финансовых возможностей пользователей; формирование разносторонней и эффективной структуры экономики, основанной на свободной и честной конкуренции на информационном рынке; рост числа ИКТ в экономике страны в целом; развитие электронного бизнеса; инвестиции в информационный сектор экономики.

С помощью возможностей Интернета и процесса информатизации глобализация охватывает весь мир, преобразуя мировую цивилизацию, объединяющую несколько разрозненных частей в целостную общность на основе единой системы отношений. Сам процесс глобализации поражает своими темпами и размером. Материя, из которой сооружается новый «монолитный» глобализированный мир, - это более 210 стран с населением свыше шести миллиардов человек [7].

Благодаря глобализации господство в мировой экономике транснациональных корпораций и банков приобрело гигантские масштабы. Ядро глобальной системы транснационального капитала составляют ныне 500 крупнейших из 40 тыс. ТНК, которые внедрились в экономику 150 государств мира и имеют более 200 тыс. своих филиалов. Они контролируют более половины мирового промышленного производства, 63 % внешней торговли, до 80 % патентов и лицензий на новую технику, технологии ноу-хау. Пять крупнейших ТНК реализуют более половины мирового производства товаров длительного пользования, а также самолетов, электронного оборудования, автомобилей. Две-три компании контролируют всю международную сеть телекоммуникаций [8].

В пору глобальной экономики прямые иностранные инвестиции являются непосредственно инвестициями в физический капитал - это, в свою очередь, новые производственные площади, машины, оборудование и т. д. Квалифицированные работники из других государств могут быть для отечественных менеджеров одним из основных источников получения знаний и опыта, стимулируя таким образом развитие местного уровня квалификации рабочих. Доступ к более современным иностранным технологиям может быть существенным благом для повышения конкурентоспособности и производительности местных фирм. Транснациональные корпорации могут также сыграть важную роль в реализации отставшего, но высокоразвитого российского производства. Хотя многие отрасли экономики не обладают в настоящее время большим научным и технологическим потенциалом в целом, процесс глобализации и использование информационных технологий может существенно помочь развитию таких важных секторов экономики, как про-

мышленность, сельское хозяйство, образование и т. п. Попытка отстраниться от глобализации - это худшее, что может сделать та или иная страна, т. к. доглобальная ступень развития уже не является доступной альтернативой.

Но в то же время у процесса глобализации есть и отрицательные черты. Прежде всего многие специалисты выражают протест против процесса глобализации из-за того, что она порождает неравенство среди множества аспектов: групп людей, компаний, правительств. То есть выгоды и возможности, являющиеся результатом глобализации, в основном сконцентрированы в относительно небольшом числе стран и неравномерно распределяются в самих этих странах. В последние десятилетия в мире наблюдается несоответствие между удачными усилиями по разработке строгих и неукоснительно соблюдаемых правил, способствующих развитию и расширению глобальных рынков, и очень пассивными действиями в поддержку столь же важных социально-экономических целей, как то условия труда, окружающая среда, права человека или борьба с нищетой.

Но, несмотря на это, наблюдается больше плюсов, чем минусов глобализации. В последние время границы между странами стали еще более прозрачными для потоков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также для передачи информации, идей и культурных ценностей. Глобализация мысленно увеличивает любой рынок, что дает огромные возможности для развития, тем самым делает толчок для развития различных секторов экономики. Благодаря процессу глобализации информационный сектор экономики раскрыл свои границы для притока и оттока информации, новых технологий и знаний.

Хочется подчеркнуть следующие положительные данные относительно протекания глобализации в мире. В период между 1970 и 2000 гг. реальный объем мирового экспорта товаров и услуг утроился. Мировой объем экспорта возрос в 10 раз с 1950 г. - даже с учетом поправки на инфляцию - и неуклонно продолжает расти более быстрыми темпами, нежели мировой объем ВВП. Объем иностранных инвестиций увеличивался еще быстрее. В последние годы мировой экспорт превысил 21 % мирового ВНП. В некоторых

странах, таких как Китай, Ботсвана, Доминиканская Республика и Республика Корея, темпы роста экспорта составляли 10-13 % в год. До сих пор не участвовавшие в международной торговле продукты все активней включаются в процесс глобализации. Это, в первую очередь, сервисные, транспортные, банковские и страховые услуги, они входят в этот процесс благодаря информационным технологиям, которые прогрессируют с каждым годом. Особенно высокими темпами происходит глобализация финансовых рынков. Ежедневный объем валютных операций в мире сегодня превышает 1,5 трлн долл., в то время как в 1973 г., когда произошло крушение системы фиксированных валютных курсов, он составлял 15 млрд долл. [9].

Многие тенденции глобализации проявляются и в России, здесь наблюдается та же тенденция опережающего роста внешней торговли по сравнению с динамикой внутреннего валового продукта. Открытость экономики России сегодня больше открытости экономик многих развитых стран. Так, отношение внешнеторгового оборота (экспорт + импорт) и внутреннего валового продукта в России составляет 70 %, в то время как в США это соотношение составляет 25 % [9].

Практика деятельности многих успешно действующих фирм во всех странах земного шара доказывает, что глобальный характер экономической деятельности стал постоянной переменной компаний-лидеров, кроме того, она оказалась фактором их успеха, независимо от размера компании. Глобальный характер принимают не только крупные корпорации со множеством филиалов и дополнительными офисами, но и средние, и даже маленькие фирмы.

Глобализация стала набирать значительные обороты благодаря постепенной ликвидации барьеров, препятствовавших торговле и движению капитала, а также благодаря фундаментальным техническим достижениям и неизменному снижению стоимости услуг транспорта, связи и компьютерного обеспечения. В настоящее время глобализация обусловлена в значительной мере снижением стоимости ИКТ, поддерживающих ее протекание (например, средства связи). Дешевые и эффективные коммуникации позволяют:

- сокращать необходимость физических контактов между производителями и потребителями;

- размещать элементы производственного процесса в разных странах, сохраняя при этом близкие контакты;

- некоторым услугам (написание программного обеспечения, продажа авиабилетов, медицинские, образовательные, банковские и страховые услуги) стать объектом международной торговли.

Именно неуклонно дешевеющие коммуникационные технологии сильно воздействуют на развитие информационного сектора экономики в мире.

Глобальные информационно-коммуникативные технологии позволяют создавать контакты между людьми независимо от того, где они в настоящий момент находятся. Воздушные сообщения, телекоммуникации, электронные средства массовой информации, Всемирная сеть Интернет делают деятельность людей всего мира ближе и доступней. Пример тому, стоимость телефонного разговора между Нью-Йорком и Лондоном снизилась с 1930 г. в среднем в 500 раз. Затраты на вычислительные мощности компьютеров снижаются в среднем на 30 % в год в реальном выражении в течение нескольких последних десятилетий. В Соединенных Штатах Америки насчитывается больше компьютеров, чем во всех остальных странах мира вместе взятых. В Токио столько же телефонов, сколько во всей Африке. В 1990-х гг. страны большой семерки производили 90 % высокотехнологичной продукции и обладали 80 % мировой вычислительной мощности.

Концентрация научных и технических категорий работников очень сильно дифференцируется по странам, т. е. происходит выделение трех групп стран. Данные страны представляют собой некую пирамиду, в вершине которой находятся развитые страны с постиндустриальной экономикой, к вершине стремятся развивающие страны, набирающие высокий потенциал в области ИКТ, и основанием всему этому служит группа стран с низким уровнем развития информационного сектора. При всей данной власти получается, что развитые страны разрабатывают концепции различных производств, которые реализуются посредством наемного труда рабочих тех стран, у которых уровень информатиза-

ции очень мал. Как уже было отмечено в самом начале, стратегическая задача России оказаться на вершине этой информационной пирамиды и не попасть под влияние тех стран, уже существующих там. Для этого требуется усиленно развивать уже существующие информационные технологии, проводить массовую информатизацию, т. е. другими словами расширять границы информационного сектора экономики.

Основными направлениями расширения границ информационного сектора являются следующие:

- развитие глобальных информационных сетей;

- развитие телекоммуникаций и средств связи;

- компьютерная грамотность населения и его доступ к информации;

- развитие систем компьютеризации;

- развитие систем программирования.

Информационный сектор экономики в

России сейчас не занимает доминирующего положения, причиной тому является одностороннее развитие информационных технологий. Страна импортирует компьютеры, телефоны, телефонные станции, программное обеспечение, в т. ч. множество игр, бытовой техники и др. Однако в то же время в России разрушается национальный научный потенциал, нищают и деградируют фундаментальная наука, отраслевые научные центры.

Для формирования и развития информационного сектора нужно определенное время. Как подчеркивают американские ученые Т. Шварц и Д. Сатола, одним из главных критериев уровня развития и потенциала каждой страны теперь становятся масштабы информатики во всех ее видах (массовое использование компьютерной техники, программного обеспечения, информсетей и др.) [10].

На данный момент в России не существует общенациональной компьютерной сети, однако достаточно активно используются отраслевые и локальные информационные сети, особенно в таких секторах, как банковское дело, внешняя торговля, рынок ценных бумаг, экология, медицина, страхование и др. Интенсивно развиваются сегменты рынка баз данных по российскому законодательству, компьютерной бухгалтерии, а в особенности по автоматизации торговой деятельности.

Развитие информационного сектора экономики тормозится из-за большой дифференциации между регионами относительно доступа к Интернет-сети, в основе которой лежат мощные социально-экономические различия. В первую очередь, это неравенство в ценах на Интернет-доступ между столицей и регионами. Спрос на качественный Интернет-доступ в стране есть, но цена на него далеко не везде адекватна зарплатам большинства пользователей. В рейтинге по уровню проникновения Интернета доминируют, как и следовало ожидать, Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, отрываясь от других регионов в два и более раз (табл. 1) [11].

Таблица 1

Рейтинг регионов по уровню проникновения Интернета на декабрь 2006 г.

Регион Уровень проникновения, %

Москва и Московская область 25,1

Санкт-Петербург и Ленин-

градская область 21,9

Чукотский АО 12,4

Ямало-Ненецкий АО 12,2

Томская область 12,1

Мурманская область 12,1

Новосибирская область 11,6

Приморский край 11,5

Магаданская область 11,0

Ханты-Мансийский АО 10,6

По оценкам экспертов, для создания в России нормальной информационной инфраструктуры необходимо продавать в год 5-6 млн компьютеров в год. В силу относительно низких затрат и высоких цен на вычислительную технику компьютерная грамотность населения России по-прежнему остается низкой. Три четверти населения ни разу не работали с компьютером. Темпы, предусмотренные программой «Электронная Россия» (увеличение к 2010 г. числа персональных компьютеров в корпоративном секторе в 6 раз и в частном - в 4 раза [12]), недостаточны для достижения качественно нового уровня информатизации.

При решении проблемы успешного развития информационного сектора, можно воспользоваться и иностранным опытом. Примером может служить ситуация в Южной Корее. В 1998 г. в этой стране был разработан проект внедрения информационных

технологий в образовательный процесс, на реализацию которого было затрачено около

1,1 млрд долл. бюджетных средств. В результате Южная Корея стала второй в мире страной после Сингапура, полностью обеспечивающей свои школы, включая сельские, современными информационными технологиями и доступом в Интернет. В правительстве России, в частности, пошли по пути Южной Кореи, и на это направлено часть национальных проектов, которые имеют положительный результат. Так, автор национального проекта «Образование», первый заместитель председателя правительства РФ, а ныне президент России Д. Медведев заявил, что с конца 2007 г. все российские школы подключены к Интернету [13]. Но это только начало, т. к. в школах стран Восточной Азии на каждых двух учеников приходится один компьютер, а в России на 113 учеников - один компьютер, а за 2001-2003 гг. на оснащение школ компьютерной техникой было потрачено 170 млн долл., что в 6,5 раз меньше, чем в Южной Корее, при этом количество российских школ в 4 раза, а количество обучаемых - в 1,5 раза больше, чем в названной азиатской стране [14]. Приходится заметить, что данная статистика довольно печальна.

Итак, можно обобщить основные причины, негативно влияющие на развитие информационного сектора национальной экономики в России (табл. 2).

Несмотря на негативные факторы, которые были рассмотрены выше, наблюдается позитивный рост инвестиций и финансовых вложений в информационный сектор экономики в России. По сравнению с другими областями информационный сектор финансируется в настоящее время больше всего. Данная практика наблюдается и в мире в целом.

По данным Всемирного банка, доля добавленной стоимости за счет использования информационных технологий в общей добавленной стоимости бизнес-сектора у ведущих государств мира в настоящее время варьируется от 7,9 % в Германии до 12,1 % в США и от 9,2 до 14 % в Ирландии, Республике Корея, Финляндии, Швеции, Дании. Потребление ИТ-«продукта» в мире населением, государством и бизнесом за период 2000-2007 гг. увеличилось примерно одинаково, в 1,5 раза [15]. Более дифференцированная картина представлена в табл. 3 [16].

По ранжиру, государственное потребление товаров и услуг в мировом разрезе находится на пятом месте, а по доле расходов на информационные технологии - на первом (6,4 %). Далее следуют сектора транспорта и связи (4,4 %), услуги (3,7 %), финансы (3,1),

торговля (3,1 %). В 2007 г., по оценке экспертов, доля населения составит 25,8 % общих затрат на информационный сектор. Среди лидеров - государство (17,5 %), финансовая сфера (16,1 %), промышленность (12,8 %), транспорт и связь (8,1 %).

Таблица 2

Причины, негативно влияющие на развитие информационного сектора национальной экономики в России

№ п/п Характер причины

1 Невысокий платежеспособный спрос населения

2 Технологическая многоукладность экономики России

3 Недостаток инвестиций в телекоммуникационные отрасли и на научные исследования и разработки

4 Недостаточное развитие информационной инфраструктуры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Высокий уровень монополизации сетей связи, создающий барьеры на пути их использования и приводящий к искажениям в тарифной политике

6 Монополизация, отсутствие нормальной конкуренции во многих отраслях российской экономики

7 Низкий уровень распространения компьютерной техники

8 Большая региональная информационная дифференциация

9 Недостаточное число пользователей Интернет-сети

Таблица 3

Затраты мирового хозяйства на информационные технологии в основных сегментах экономики, млрд долл.

Сектор экономики 2004 г. 2007 г. Среднегодовой прирост 2007/2004 гг.

Население 574,6 709,9 7,3

Промышленность 318,8 353,3 1,7

Добыча полезных ископаемых 0,7 0,71 0,6

Финансы 404,6 443,4 3,1

Торговля 255,6 280,1 3,1

Г осударственное управление 398,1 480,0 6,4

Транспорт и связь 196,5 223,6 4,4

Услуги 160,5 179,0 3,7

Строительство 27,9 28,5 0,7

Сельское хозяйство 8,7 8,8 0,4

Коммунальное хозяйство 40,5 43,6 2,5

Таблица 4

Затраты России на информационный сектор по видам экономической деятельности, 2007 г., млрд руб.

Сектор экономики Годы Затраты на ИС, всего Приобретение ВТ и ПО Оплата услуг связи Обучение персонала

Всего 2002/2007 160,2/220,0 100,6/114,5 34,5/54,5 1,13/6,1

Промышленность 2002/2007 44,2/ 46,0 33,5/30,0 6,6/9,5 0,24/2,1

Строительство 2002/2007 2,3/7,0 1,8/5,7 0,3/1,9 0,01/0,4

Торговля 2002/2007 6,0/19,0 3,0/5,6 1,7/3,8 0,04/1,5

Наука 2002/2007 4,9/7,0 2,7/3,0 0,6/2,5 0,09/0,5

Транспорт и связь 2002/2007 25,1/33,0 13,7/15,5 7,0/13,4 0,2/0,4

Государственное управление 2002/2007 19,8/41,0 9,9/20,0 7,7/8,0 0,1/0,4

Образование 2002/2007 3,7/6,3 2,5/4,0 0,9/1,4 0,05/0,1

Здравоохранение 2002/2007 6,9/6,0 2,8/3,0 2,1/1,6 0,1/0,2

Другие 2002/2007 47,3/54,7 30,7/28,0 7,6/12,4 0,3/0,5

По данным Всемирного банка, в ведущих странах доля активного населения, занятого в деятельности, связанной с производством, внедрением и использованием информационных технологий в развитых странах в 2006-2007 гг., составляет в среднем 23 %, а в ряде стран ЕС с высоким уровнем развития данного сегмента колеблется от 25,0 до 33 %.

В России своего рода бум, заявки на информатизацию производства поступают от всех отраслей и ведомств. Так, по оценке, затраты России на эти цели в 2007 г. составили около 220 млрд руб. (рост 6,5 %). Доля вычислительной техники и программного обеспечения достигает порядка 52,0 %, услуг связи - 25 %, обучения - 2,8 % (табл. 4).

Итак, за последние годы в нашей стране государство стало крупнейшим заказчиком строительства информационных и коммуникативных технологий, что дает толчок для интенсивного развития информационного сектора национальной экономики. Но для этого требуется большая доля средств из бюджета страны. Таким образом, важным аспектом динамичного развития данной отрасли являются финансовые средства со стороны, а для этого информационный сектор должен стать привлекательным объектом для вложения инвестиций. Ведь в настоящее время российская экономика представляет собой некую функцию от изменения цены на нефть, а российский экспорт на 80 % сырьевой. В то же время известно, что с одного доллара, заработанного на нефти, лишь 4 цента идет на зарплату и 75 - на воспроизведение добычи нефти. На 1 доллар, полученный от интеллектуальной деятельности, 70 центов идет на заработную плату, а следовательно, на потребление, которое, как известно, и является катализатором экономики [17]. Данный факт заставляет задуматься о будущем развитии экономики, причем необходимо иметь в виду, что нефть, газ, никель (те ресурсы, которые сейчас являются основными на рынке) - невосполнимые ресурсы, а информация, наоборот, теряет свои качества ограниченности, ее можно неоднократно тиражировать. Следовательно, в ближайшей перспективе стоит задача - сделать информационный сектор приоритетным направлением развития экономики.

1. Стратегический ответ России на вызовы нового века / под общ. ред. Л.И. Абалкина. М., 2004. С. 399.

2. Нисневич Ю.А., Черешкин Д.С. России нужна национальная стратегия информационного развития // Информ Курьер-Связь. 2005. № 7. С. 76.

3. Информ Курьер Связь. 2001. № 6. С. 38.

4. Вэриан Х.Р. Экономическая теория информационных технологий // Социально-экономические проблемы информатизации общества / под ред. Л.Г. Мельника. Сумы, 2005. С. 222.

5. Дятлов С.А. Основы информационно-сетевой экономики. СПб., 2004.

6. Гасслер Р.С. Социально-политическая и экономическая теория информации: методология многомерной экономической теории // Социально-экономические проблемы информационного общества / под ред. Л. Г. Мельника. Сумы, 2005. С. 163.

7. Григорян Г. Свет и тени глобализации. URL: www.inventors.ru/index.asp?mode=859. Загл. с экрана.

8. URL: www.inventors.ru.

9. URL: http://www.portalus.ru/modules/philosophy/ print.php?subaction=showfull&id=1107198327 &archive=&start_from=&ucat= 1&.

10. Schwarz T., Satola D. Telecommunication systems in World Economy. Wash, 2000.

11. URL: www.iksmedia.ru/issue/2008/2/index.html.

12. ФЦП «Электронная Россия». URL: www.e-rus. ru. Загл. с экрана.

13. РБК новости. URL: http://top.rbc.ru/society/26/ 10/2007/123818.shtml свободный. Загл. с экрана.

14. Селищева Т.А. Трансформация структуры российской экономики. СПб., 2005.

15. Информ Курьер-Связь. URL: http://www.iks-media.ru/articles/467569.html. Загл. с экрана.

16. The Digital Planet 2004-2007 Report, WITSA. URL: http://www.wistra.org/

17. Компьютер Пресс. 2005. № 3.

Поступила в редакцию 12.05.2009 г.

Skryl T.V. Development factors of information sector of economy as an element of global informational infrastructure. In the article factors of development of information sector of economy within the new conditions of managing, influence of a global Internet network and globalization on development of information sector are revealed. Such concepts, as information sector, an information technology, the information market, the Internet, globalization are detailed. And also the present condition and the status of information sector in Russia and priority directions of development of economy is analyzed.

Key words: information technologies; information sector; information market; Internet; globalization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.