связанных высокоскоростными каналами, обеспечивающих подключение образовательных учреждений ЮФО ко внешнему оптоволоконному каналу Москва-Ростов. Кроме того, в Ростове-на-Дону к сети подключено высокоскоростными каналами большинство вузов города.
Общее состояние развития сети Интернет в регионах России до сих пор оставляет желать лучшего. Постепенно происходит снижение темпов прироста новых пользователей, также проходит и пик насыщения региональных рынков. По-прежнему остаётся плачевной ситуация с развитием информационных технологий в сельской местности, а ведь именно на неё должны обратить внимание провайдеры после завершения их региональной экспансии. Широкое внедрение Интернета во все сферы жизни общества уже привело к снижению в потребности получения информации от «привычных» источников - телевидения, радио, газет и журналов, и вместе с этим, при огромной поляризации российского интернет-пространства, некоторая часть населения стоит перед перспективой оказаться в информационной изоляции.
Литература
1. Дайзард У. Наступление информационного века. Новая технократическая волна на Западе. - М.: Прогресс, 1986. - С. 343.
2. Арманд А.Д. География информационного века. Известия АН. - Сер. геогр., 2002. № 1, с. 10-14.
Н.П. Масленникова
ИМПЕРАТИВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТЕОРИИ ОПЕРАЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК
Аннотация. Императивами инновационной деятельности, направленными на снижение трансакционных издержек организации являются: определение полезности продукта для потребителей; выявление добавленной ценности каждым подразделением цепочки; анализ ключевых показателей, влияющих на операционные издержки цепочки стоимости.
Ключевые слова: императив, инновации, организация, трансакционные издержки.
В качестве единицы экономической деятельности принимается в теории трансакционных (операционных издержек) Р. Коуза принимается транзакция (transaction - хозяйственная операция, сделка). Посредством деловой операции экономические ценности переходят от одного лица к другому, и, в конечном счете, именно деловые операции составляют суть рынков и являются основой деятельности организаций [2]. Следствием этого подхода явилось возникновение теории, названной «экономика операционных издержек», или, с конца 1960 годов «экономика транзакционных издержек».
Транзакционные издержки определяются как издержки экономического взаимодействия, в частности: издержки поиска информации; издержки ведения переговоров об условиях обмена, на заключение сделок, оформление контрактов; издержки измерения качества товаров, услуг, причем иногда оценка комплекса характеристик бывает приблизительной и при оценке используется интуиция; издержки защиты прав собственности: расходы на арбитраж, судебные разбирательства, оценку и восстановление нарушенных прав собственности; издержки недобросовестного поведения, нарушающие условия сделки в одностороннем порядке, например, наличие обмана, невыполнения условий сделки, нацеленность на получение выгод одной
© Н.П. Масленникова, 2013
стороной в ущерб договору и т.п.; издержки принятия решений, разработки планов, организации деятельности по выполнению планов, изменению планов в связи с изменившимися обстоятельствами, потери сопротивления принятому решению со стороны работников и т. п.
Деловые операции (которые отличаются по своим характеристикам) соизмеряются со структурой организации (стоимость и полномочия которых различны) дифференцированно, исходя из экономии операционных издержек.
Таким образом, создание организации рассматривается как ответ на неопределенность окружающей среды. В эту среду входят потенциальные партнеры по обмену, чья кредитоспособность неизвестна и которые могут вести себя оппортунистически. Построение иерархии организации позволяет контролировать их поведение через непосредственное наблюдение, ревизии и другие механизмы контроля. Из этого следует, что организация будет стремиться контролировать своих партнеров через формирование трестов и монополий. Также организации могут направить свою деятельность и в противоположном направлении - они могут вернуться к свободному рынку, как это делается при заключении субдоговора на выполнение работ с внешними фирмами. Движение со стороны рынков в сторону организаций не является односторонним. [3, с. 453].
Основные выводы из данной теории заключаются в следующем:
1. Организации создаются в тех случаях, когда операционные издержки организации меньше соответствующих издержек на открытых рынках.
2. Организация работает эффективно, когда затраты на деловые операции внутри организации меньше чем затраты на аналогичные операции, осуществляемые через рынок.
3. Организация не выживет, если затраты на дополнительные операции внутри нее станут больше затрат на те же операции, выполняемые через рынок.
4. Организационным императивом управления являются инновации, направленные на экономию операционных издержек.
Таким образом императивами (безусловными требованиями) инновационной деятельности, направленной на снижение трансакционных издержек организации являются:
1. Определение ценности для потребителей (покупателей), сегментация и ранжирование их по характеру ожидаемых ценностей.
2. Анализ добавленной стоимости по цепочке создания стоимости внутри организации.
3. Анализ ключевых показателей, влияющих на операционные издержки цепочки создания стоимости и выявление на этой основе навыков, компетенции и уровня менеджмента по функциям управления, а затем построение иерархии навыков и компетенции.
В рамках первого направления необходимо осуществить сегмиментацию потребителей. Сегментация означает дробление целого на части на основе принятых критериев деления.
Первый критерий деления потребителей - характер рынка. По данному критерию можно выделить два вида рынка:
- розничный рынок (для населения) - потребительский рынок;
- производственный рынок - бизнес для бизнеса.
В рамках каждой группы проводится сегментация по первичным критериям и критериям выбора покупки. Такие критерии широко известны.
Первичными критериями сегментации потребителей являются: географический признак (страна, регион, местность и т.п.); характер пользовательского спроса, (например, ружье может использоваться для охоты и для военных действий); доход, образовательный уровень, возраст; стадии жизненного цикла и т. д.
К вторичным критериям сегментации относятся критерии выбора покупки, а именно: цена, качество, привлекательность торговой марки, эксплуатационные характеристики, сроки доставки, послепродажное обслуживание и другие.
Ранжированный перечень критериев выбора покупки устанавливает для производителя требования к его профессиональным навыкам, способностям, компетенции, определяет требования к звеньям создания ценности внутри организации, позволяет сформировать по-новому сами звенья цепочки ценности, что требует рассмотрения второго императива инновационной деятельности.
В целях анализа добавленной стоимости по цепочке создания стоимости внутри организации в соответствии с методологией управленческого учета необходимо рассчитать добавленную стоимость, которая определяется как разность между доходами организации и затратами на материалы, покупные изделия, услуги со стороны, амортизации.
Анализ добавленной стоимости, по мнению ведущих специалистов в области менеджмента (Друкера П., Дойля П., Скотта М.С), могут быть дополнены и другими показателями, показывающими вклад каждого подразделения цепочки в результаты деятельности организации, например, могут использоваться следующие показатели:
- размер подразделения в сравнении с его долей в общей прибыли организации,
- доля подразделения в объеме продаж организации по сравнению с его долей в совокупной прибыли,
- темп роста продаж в сравнении с долей в продажах организации,
- темп роста продаж подразделения в сравнении с его вкладом в прибыль организации,
- доля продаж подразделения в продажах организации по сравнению с темпами роста рынка,
- доля прибыли подразделения в общей прибыли организации в сравнеии с темпами роста рынка,
- другие показатели, в зависимости от области деятельности организации.
В рапмках третьего императива проводится анализ ключевых показателей, влияющих на операционные издержки цепочки создания стоимости и выявление на этой основе навыков, компетенции и уровня менеджмента по функциям управления, а затем построение иерархии навыков и компетенции.
Каждая функция управления влияет на величину операционных издержек организации. Важно определить ключевые факторы, оказывающие влияние на величину издержек. По каждой функции следует выявить ключевые показатели, определяющие операционные издержки по функциям управления цепочкой ценности организации. Можно привести типовой перечень ключевых показателей, который не является исчерпывающим. В каждой организации могут быть свои показатели, определяющие ключевые факторы ее компетенции и определяющие уровень операционных издержек. Например, для функции «Управление инновациями», ключевыми показателями являются следующие [1]:
- наличие собственной базы НИОКР;
- расходы на НИОКР к объему продаж;
- затраты на обучение и профессиональную подготовку (всего и на одного работающего);
- количество запусков новых продуктов за год, последние три, пять лет;
- количество патентов на одного работающего специалиста;
- положение на инновационной кривой жизненного цикла товара.
Анализ ключевых показателей по функциям управления позволит сделать вывод о наличии навыков, компетенции и уровня менеджмента по функциям управления цепочки создания стоимости. Анализируя компетентность организации по функциям управления и
подразделениям цепочки ценности организации, следует ответить на следующие вопросы:
1. В какой степени функции управления отвечают требованиям рынка, как они скоординированы.
2. Какие функции не обладают необходимой компетенцией, следовательно, их нужно развивать, а возможно необходимо передать эти функции внешним исполнителям, сделать перераспределение работ, привлечь субподрядчиков и организовать новую модель бизнеса, основанную на распределении работ.
3. Какие мероприятия следует провести в рамках подразделений цепочки ценности и функций управления, чтобы снизить операционные издержки и сохранить организацию.
Применение императивов управления инновационной деятельностью в рамках теории трансакционных издержек позволит повысить устойчивость и равновесие системы управления в процессе разработки и внедрения инноваций.
Литература
1. Баранчеев В.П., Масленникова Н.П., Мишин В.М.. Управление инновациями. - М.: Юрайт, 2009. - 711 с.
2. Природа фирмы./ пер. с англ. - М.: Дело, 2001. - 360 с.
3. Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты / Пер. с англ. -СПб.: Питер, 2001. - 512 с.
4. Материалы, представленные информационной системой «Консультант-плюс».
И.А. Пузанова
ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК
Аннотация. В конкурентной среде любая организация, в том числе и цепь поставок, стремится повысить свой инновационный потенциал. В статье рассматривается понятие инновации, классификация инноваций в цепи поставок, а также описывается процесс планирования инноваций.
Ключевые слова: цепь поставок, инновации, классификация инноваций, процесс планирования инноваций, инновационная потребность.
Развитие концепции логистики и принятие в деловую практику термина «цепь поставок» привели к смещению понятия конкуренции между предприятиями к конкуренции цепей поставок, что обусловливают необходимость совместного (интегрированного) планирования не только процесса перемещения материального и сопутствующих ему потоков, но и инновационной деятельности. Эффективность цепи поставок, темпы ее развития определяются инновационной активностью, направленной на удовлетворение совершенно новых потребностей и расширение рынков сбыта.
Слово «инновация» имеет широкое толкование. Это может быть новый продукт, новая технология, новая структура либо система управления организацией и т.д. Классификация инноваций позволяет систематизировать разные взгляды на данное понятие. Можно выделить следующие основные подходы к классификации инноваций [1]:
1. В зависимости от вида объекта:
- продуктовая инновация (например, новые материальные ресурсы, сырье, полуфабрикаты, комплектующие, техника и оборудование);
© И.А. Пузанова, 2013