Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ - СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН'

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ - СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джабаров Сухроб Мордонович

В статье анализируются возможные формы взаимодействия органов государственного управления и бизнеса для перехода к индустриально-инновационному типу экономики в Республике Таджикистан. В Национальной стратегии развития Республики Таджикистан предусмотрено три возможных сценария развития: инерционный, индустриальный и индустриально-инновационный. С учетом того, что наиболее предпочтительным в условиях глобализации представляется индустриально-инновационный сценарий, проведено сравнительно-правовое исследование с моделями и практиками государственного управления в других странах. Рассмотрена англо-американская модель, континентальная модель, изучен опыт Российской Федерации по созданию научно-образовательных центров, определены перспективы адаптации модели социально-предпринимательских корпораций Республики Казахстан. Отмечены наиболее перспективные формы взаимодействия государства, бизнеса и общества. Сделан вывод о необходимости постепенного уменьшения роли государства в управлении социально-экономическими процессами, так как действующая система государственного управления не ориентирована в достаточной степени на реализацию задач долгосрочного социально-экономического развития страны, предусмотренных Национальной стратегией развития Республики Таджикистан. В статье обоснована потребность в создании наукоемких технологий, новой системе подготовки кадров. Предложены конкретные механизмы по интеграции системы государственного управления Республики Таджикистан к принятым стандартам организации инновационной политики в условиях глобализации и интеграции страны в мировые экономические процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Джабаров Сухроб Мордонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING INNOVATIVE ECONOMY - A STRATEGIC TASK FOR PUBLIC ADMINISTRATION IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

The article analyzes potential forms of interaction between public administration and entrepreneurship aimed at transitioning to an industrial-innovative model of the economy in the Republic of Tajikistan. The National Development Strategy of the Republic of Tajikistan provides three development scenarios: inertial, industrial, and industrial-innovative. Under globalization, the industrial-innovative scenario seems to be the most preferable. The author conducted a comparative legal study with models and practices of public administration in foreign countries. The article considers the Anglo-American model, the continental model, the experience of the Russian Federation in creating scientific and educational centers and identifies the prospects for adapting the model of socio-entrepreneurial corporations of the Republic of Kazakhstan. The author highlights the most promising interaction models between the state, business, and society. The article concludes that it is essential to gradually reduce the state’s role in managing socio-economic processes since the current system of government is not oriented towards the long-term socio-economic development of the country as set out in the National Development Strategy of the Republic of Tajikistan. The article argues for creating science-intensive technologies and new training system for personnel. The author proposes specific mechanisms to integrate the public administration system of the Republic of Tajikistan to the accepted standards of innovation policy organization during globalization and the country’s integration into the world economic processes.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ - СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН»

96 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2022 ТОМ 24 № 6 • PUBLIC ADMINISTRATION 2022 VOL. 24 No. 6

международный опыт

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ СТАТЬЯ

Развитие инновационной экономики -

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВЕННоГО

управления в Республике Таджикистан

СУХРОБ МОРДОНОВИЧ ДЖАБАРОВа

а ГуП «Талко-Менеджмент»

DOI: 10.22394/2070-8378-2022-24-6-96-99

Аннотация: В статье анализируются возможные формы взаимодействия органов государственного управления и бизнеса для перехода к индустриально-инновационному типу экономики в Республике Таджикистан. В Национальной стратегии развития Республики Таджикистан предусмотрено три возможных сценария развития: инерционный, индустриальный и индустриально-инновационный. С учетом того, что наиболее предпочтительным в условиях глобализации представляется индустриально-инновационный сценарий, проведено сравнительно-правовое исследование с моделями и практиками государственного управления в других странах. Рассмотрена англо-американская модель, континентальная модель, изучен опыт Российской Федерации по созданию научно-образовательных центров, определены перспективы адаптации модели социально-предпринимательских корпораций Республики Казахстан. Отмечены наиболее перспективные формы взаимодействия государства, бизнеса и общества. Сделан вывод о необходимости постепенного уменьшения роли государства в управлении социально-экономическими процессами, так как действующая система государственного управления не ориентирована в достаточной степени на реализацию задач долгосрочного социально-экономического развития страны, предусмотренных Национальной стратегией развития Республики Таджикистан. В статье обоснована потребность в создании наукоемких технологий, новой системе подготовки кадров. Предложены конкретные механизмы по интеграции системы государственного управления Республики Таджикистан к принятым стандартам организации инновационной политики в условиях глобализации и интеграции страны в мировые экономические процессы.

Ключевые слова: стратегия развития, наукоемкие технологии, Республика Таджикистан, инновационная политика, государственное управление

Дата поступления статьи в редакцию: 17 октября 2022 года.

Developing innovative economy - a strategic task for public administration in the Republic of Tajikistan research article

SUKHROB MORDONOVICH DZHABAROVa

а State Unitary Enterprise «Talco-Management»

Abstract: The article analyzes potential forms of interaction between public administration and entrepreneurship aimed at transitioning to an industrial-innovative model of the economy in the Republic of Tajikistan. The National Development Strategy of the Republic of Tajikistan provides three development scenarios: inertial, industrial, and industrial-innovative. Under globalization, the industrial-innovative scenario seems to be the most preferable. The author conducted a comparative legal study with models and practices of public administration in foreign countries. The article considers the Anglo-American model, the continental model, the experience of the Russian Federation in creating scientific and educational centers and identifies the prospects for adapting the model of socio-entrepreneurial corporations of the Republic of Kazakhstan. The author highlights the most promising interaction models between the state, business, and society. The article concludes that it is essential to gradually reduce the state's role in managing socio-economic processes since the current system of government is not oriented towards the long-term socio-economic development of the country as set out in the National Development Strategy of the Republic of Tajikistan. The article argues for creating science-intensive technologies and new training system for personnel. The author proposes specific mechanisms to integrate the public administration system of the Republic of Tajikistan to the accepted standards of innovation policy organization during globalization and the country's integration into the world economic processes.

Keywords: development strategy, science-intensive technologies, Republic of Tajikistan, innovation policy, public administration

Received: October 17, 2022.

Введение

Республика Таджикистан вступает в новую фазу своего развития, когда требуется разработка и реализация государственных управленских механизмов, позволяющих достичь необходимых показателей социально-экономического развития. В Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2030 года, утвержденной постановлением № 636 от 1 декабря 2016 года, обозначены следующие задачи внутренней политики страны: обеспечить стабильный экономический рост и продуктивную занятость, устойчивый доступ к энергоресурсам и благоприятную предпринимательскую среду1. Данные задачи возложены прежде всего на органы государственной власти. Однако без активного включения в процесс бизнеса и общественных организаций невозможно достичь устойчивого социально-экономического развития страны.

Государство осознает всю сложность достижения благосостояния населения и страны в целом. В Национальной стратегии развития Республики Таджикистан предусмотрено три возможных сценария: 1) инерционный; 2) индустриальный и 3) индустриально-инновационный. Причем каждый из этих вариантов является возможным, в том числе путем смешения тех или иных признаков. Конечно, наиболее предпочтительным в условиях глобализации представляется индустриально-инновационный сценарий. В рамках этого вектора развития существенное значение уделяется системе образования и подготовке кадров для наукоемких отраслей экономики. Вернее, такие отрасли необходимо создать. Равно как и решить традиционные для многих постсоветских государств проблемы правовой системы, защиты прав собственности, совершенствования законодательства об интеллектуальных правах, в том числе в промышленности, устранить коррупцию и проч.

Какие реальные механизмы уже сейчас могут оказать позитивное влияние на инвестиционный климат в Республике Таджикистан, без которого оптимизация инновационной деятельности, требующая привлечения финансовых и интеллектуальных внешних ресурсов, невозможна?

Концепция долгосрочного социально-экономического развития

Действующая система государственного управления не ориентирована в достаточной степени на реализацию задач долгосрочного социально-экономического развития страны, предусмотренных Национальной стратегией развития Республики Таджикистан. Требуется формирование и усовершенствование многих механизмов, институтов и компетенций, призванных играть важную роль в обеспечении индустриально-инновационного развития, интеграции в региональную и мировую экономику.

Во-первых, следует активно развивать на всех уровнях управления открытость политики взаимодействия

государства, бизнеса и общества. От декларации этой цели необходимо перейти к конкретным шагам, в том числе связанным с повышением квалификации сотрудников органов власти на местном уровне. Чем более открытой становится власть, чем более доступна информация, в том числе связанная с экономическими процессами, мерами государственной поддержки, инвестирования, тем больше населения будет вовлечено в эти процессы.

Во-вторых, следует усилить процессы информатизации и цифровизации государственного управления, в том числе путем учета практики в Российской Федерации, Республике Казахстан, других странах, что также позволит повысить эффективность взаимодействия государственных органов с обществом и бизнесом.

В качестве третьего пункта предлагаемых мероприятий целесообразно рассмотреть перспективы внедрения кластерного подхода к организации управления промышленностью и иными отраслями экономики страны. Многие эксперты и ученые в Республике Таджикистан все более убеждаются в необходимости следования практике зарубежных стран по развитию отдельных промышленных кластеров, так как это оказывает позитивное воздействие на развитие не только отдельной отрасли, но и на межотраслевое взаимодействие. Несмотря на признание важности такого подхода для экономики страны, некоторые преграды не устранены и в текущий период времени. Многие из препятствий напрямую связаны с деятельностью государственных органов. В частности, отсутствуют эффективные механизмы поддержки развития кластеров, которые включают и информационное, и методическое, и образовательное сопровождение, и меры финансовой поддержки. Нет надлежащей координации различных уровней государственной власти и предпринимательских объединений [Табаров, 2015. С. 125].

Необходимо отметить, что формирование кластера не должно затрагивать исключительно производственную сферу, то есть ограничиваться рамками той или иной отрасли. Если мы говорим о стратегии инновационного развития страны, то в кластер должны быть включены соответствующие образовательные и научные организации. Здесь необходимо оценить тот опыт, что реализуется в России при создании научно-образовательных центров мирового уровня (далее - НОЦ). Планы по созданию сети из 15 научно-образовательных центров мирового уровня определены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»2.

Следующим предложением считаем необходимым рассмотреть более предметно механизмы координации и взаимодействия между государством (властью), обществом и бизнесом. Помимо развития кластерной политики в качестве одного из механизмов обеспечения социально-экономического развития страны эксперты называют необходимость ускорения формирования и использования согласованного механизма государ-

1 http://ams.tj/ru/stateg-programm /

2 https://www.ноц.рф

98 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2022 ТОМ 24 № 6 • PUBLIC ADMINISTRATION 2022 VOL. 24 No. 6

международный опыт

ственно-частного предпринимательства, который должен способствовать восполнению нехватки ресурсов [Мукаддасзода, Гафарова, 2015. С. 114]. В Национальной стратегии развития Республики Таджикистан также в качестве одного из существенных барьеров (препятствий) упомянуто «слабое взаимодействие государства и бизнеса, государства и граждан в процессе национального развития, в том числе отсутствие действенных совещательных площадок для текущих коммуникаций и решения стратегических задач»3. Однако следует ответить на вопросы: а какие должны быть органы созданы, каким образом необходимо осуществлять подобные коммуникации? Устоявшиеся позиции, что «вопросы согласования государственных и частных интересов и формирования благоприятного инвестиционного климата являются определяющими в инвестиционной активности частного сектора» [Там же. С. 114], не вызывают сомнений, но не предполагают ответа на обозначенные выше вопросы.

Формы коммуникации государства и бизнеса

На наш взгляд, подобные коммуникационные площадки могут быть нескольких типов. Первый тип связан с выделением национальных координационных органов, в том числе на базе общественных организаций, предпринимательских объединений, где происходил бы не просто диалог между властью и бизнесом, но и ставились стратегические задачи для совместной реализации. Несмотря на значимость позиции власти, нельзя полностью полагаться на органы государственной власти и возлагать ответственность только на них. Мы полностью согласны с позицией об ответственности руководства коммерческих организаций за результаты их деятельности, развитие бизнеса, внедрение новых методов в управление [Круглов, Джалилов, 2015]. Но если данные организации действуют в национальном масштабе, они несут определенную социальную, корпоративную ответственность за развитие экономики отрасли или определенного ключевого направления.

Многие авторы подчеркивают в своих работах приоритетность развития корпоративных форм, в том числе и в части управления субъектами региональной экономики [Шамсиев, Ходиев, 2019. С. 77]. Полностью согласиться с данной позицией не можем, так как все зависит от структуры акционерного капитала. Если организация исключительно частная, то ее деятельность в рамках региона страны может ограничиваться интересами акционеров. Другое дело, если корпорация основана на государственном участии. И подобные организации могут быть отнесены ко второму типу взаимодействия для создания региональной коммуникационной площадки власти и бизнеса. В качестве примера зарубежного опыта использования подобной формы может быть рассмотрена социально-предпринимательская корпорация4.

3 https://medt.tj/documents/main/strategic_national_programm/ strategic_national_prog_ru.pdf

4 https://astana-spk.kz/storage/app/media/pdf/strategy2.pdf

В Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы и Стратегии территориального развития Республики Казахстан до 2015 года ясно просматривается попытка совмещения кластерной и инновационной концепций [Власова, Веч-кинзова, 2014]. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2010 года № 266 «О вопросах социально-предпринимательских корпораций» и Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2012 года № 1382 «Об одобрении Концепции развития социально-предпринимательских корпораций»5 социально-предпринимательская корпорация создается в форме акционерного общества по решению Правительства Республики Казахстан. Все акции принадлежат национальному управляющему холдингу - Фонду национального благосостояния. При этом не менее половины чистой прибыли корпорации направляется на инвестирование в социальные проекты тех регионов, где корпорация создана.

Осуществление именно региональной политики для большинства стран, в том числе и Республики Таджикистан, имеет ключевое значение. Если многие проблемы успешно решаются на национальном уровне, то на местах ситуация может значительно отличаться. Как отмечают эксперты, опыт, накопленный в мировой практике, свидетельствует о применении двух моделей местного управления. Англосаксонская модель характеризуется автономностью регионального управления в рамках делегированных функций. Континентальная модель основывается на сочетании прямого государственного управления и местного самоуправления. Данная схема предусматривает иерархию в управлении, то есть принцип «сверху вниз». Развитые страны применяют модель смешанного типа, которая характеризуется сочетанием двух первых [Хошимов, Самадова, 2019. С. 49]. В Таджикистане целесообразно использовать вторую модель, так как страна еще не готова в достаточной степени к реализации автономного существования регионов, при котором значительно снизится управляемость территориями. Основным проводником стратегических интересов государства в региональных масштабах могут быть корпорации, основанные на государственном участии, выполняющие в том числе и отдельные государственные функции. Нами уже отстаивалась позиция о необходимости постепенного ухода государства из социально-экономической сферы, в том числе путем активного внедрения модели корпоративного управления6.

Исследователи считают, что повышение эффективности государственного управления развитием территорий Таджикистана может быть связано с созданием надрегионального центра по координации реализации региональной политики [Хошимов, Самадова, 2019. С. 52]. Нам представляется, что эта позиция неверна.

5 https://pandia.ru/text/77/509/9639.php

6 См., например: Джабаров С.М. Юридические лица с государственным участием: основные тенденции развития в Республике Таджикистан. Бизнес. Образование. Право. 2018. № 3. С. 351-357.

Надрегиональные органы управления снижают эффективность именно координационной функции, которая и так закреплена за центральными органами управления. Корпоративная модель управления корпорациями с государственным участием, привлечение различных инновационных структур является более прогрессивным шагом.

Заключение

Для инновационной экономики следует развивать элементы самоуправления, связанные не столько с конкретными организациями или органами государственной власти, сколько с переводом всей системы организации целой территории на инновационный путь развития. Еще в 2010 году такая форма была закреплена в Законе Респу-

Литература

Власова Н.Ю., Вечкинзова Е.А Казахстанский опыт государственно-частного партнерства в системе индустриально-инновационного развития территорий. Известия УрГЭУ. 2014. № 6. С. 81-85.

Круглое В.Н., Джалилов Ф.Ф. Проектный подход к созданию инновационной системы управления малым и средним предпринимательством в Республике Таджикистан. Интернет-журнал «Науковедение». 2015. № 1. С. 16. Мукаддасзода Ф.М., Гафарова М.Р. Проблемы экономического роста и аспекты использования преимуществ государственно-частного предпринимательства в Республике Таджикистан. Вестник Таджикского технического университета. 2015. № 1. С. 113-117. Табаров Ш.С. Роль и особенности инновационного предпринима-

References

Khoshimov Kh.Kh., Samadova Z.A. Foreign experience in regulating the economic development and the conditions for applying it in the regions of the Republic of Tajikistan. Vestnik Tadzhikskogo gosudarst-vennogo universiteta prava, biznesa i politiki. Seriya obshchestvennykh nauk. 2019. No. 4. P. 47-53. In Russian Kruglov V.N., Jalilov F.F. The project approach to creating an innovative management system for small and medium businesses in the Republic of Tajikistan. Internet-zhurnal «Naukovedeniye». 2015. No. 1. P. 16. In Russian

Mukaddaszoda F.M., Gafarova M.R. Problems of economic growth and aspects of public-private entrepreneurship in the Republic of Tajikistan. Vestnik Tadzhikskogo tekhnicheskogo universiteta. 2015. No. 1.

блики Таджикистан № 629 от 21 июля 2010 года «О технологических парках». Технополис - одна из форм технологического парка, территория, на которой функционируют малые и средние инновационные учреждения, производственные организации, научно-производственные учреждения, учреждения высшего образования, научно-исследовательские или отдельно созданные учреждения. Опыт многих стран свидетельствует об успешности такого пути развития. Он требует и активности от частных субъектов инновационной деятельности, и существенного участия государства. Для того чтобы государственное управление в этой сфере не становилось препятствием, необходима серьезная кадровая работа и определение конкретных целевых показателей, которых должны достичь те или иные уполномоченные структуры.

тельства в промышленности Республики Таджикистан. Вестник Таджикского технического университета. 2015. № 1. С. 123127.

Хошимов Х.Х., Самадова З.А. Зарубежный опыт регулирования развития экономики и условия его применения в регионах Республики Таджикистан. Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2019. № 4. С. 47-53.

Шамсиев Ф.К., Ходиев Д. Теоретические аспекты региональной промышленной системы в условиях становления корпоративных отношений. Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2019. № 1. С. 71-83.

P. 113-117. In Russian Tabarov Sh.S. The role and characteristics of innovative entrepreneurship in the industry of the Republic of Tajikistan. Vestnik Tadzhikskogo tekhnicheskogo universiteta. 2015. No. 1. P. 123127. In Russian

Shamsiev FK, Khodiev D. Theoretical aspects of regional industrial system under the conditions of forming corporate relations. Vestnik Tadzhikskogo gosudarstvennogo universiteta prava, biznesa i politiki. Seriya obshchestvennykh nauk. 2019. No. 1. P. 71-83. In Russian Vlasova N.Yu., Vechkinzova E.A. Kazakhstani experience in public-private partnership in the system of industrial-innovative development of territories. Izvestiya UrGEU. 2014. No. 6. P. 81-85. In Russian

Информация об авторе:

СУХРОБ МОРДОНОВИЧ ДЖАБАРОВ, генеральный директор

ГуП «Талко-Менеджмент» (734024, Республика Таджикистан, Душанбе, ул. Айни, 48, БЦ «Созидание»). E-mail: sjabarov@mail.ru

Для цитирования: Джабаров С.М. Развитие инновационной экономики - стратегическая задача государственного управления в Республике Таджикистан. Государственная служба. 2022. № б. С. 9б-99.

Information about the author:

SUKHROB MORDONOVICH DZHABAROV, General Director

State Unitary Enterprise «Talco-Management» (BC «Sozidaniye», 48, Ayni St., Dushanbe, 734024, Republic of Tajikistan). E-mail: sjabarov@mail.ru

For citation: Dzhabarov S.M. Developing innovative economy - a strategic task for public administration in the Republic of Tajikistan. Gosudarstvennaya sluzhba. 2022. No. 6. P. 96-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.