УДК 338
Д.Н. Торгачёв, канд.экон.наук, доц., d_torgachev@mail.ru (Россия, Орел, Госуниверситет-УНПК)
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ
Рассмотрены проблемы формирования социальной среды на основе принципов, форм и способов создания благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности.
Ключевые слова: социальная среда, социальные инновации, благоприятные условия развития инноваций
Одними из ключевых направлений государственного регулирования экономию! являются социальная сфера и ее развитие. Состояние данной сферы во многом определяет процессы воспроизводства трудовых ресурсов, их количество и качество, уровень научно-технического развития производительных сил, культурную и духовную жизнь общества. Базовые составляющие социальной сферы: здравоохранение, образование, культура, системы социального обеспечения и социальной защиты населения, жи-лищно-коммунальное хозяйство.
В XXI веке стратегической перспективой и основной тенденцией устойчивого и динамичного социально-экономического прогресса государств становится социально ориентированное развитие - изменения в политике, экономике и общественных отношениях, ориентированные на расширяющееся воспроизводство социального и человеческого потенциала. Одним из главных генераторов такого развития могут и должны стать социальные инновации, нацеленные на гармоничное, сбалансированное развитие человека и общества, сберегающее и рациональное использование трудового капитала. В современном социальном государстве именно социальные инновации формируют инновационную среду, которая способствует научно-техническим, технологическим и информационным нововведениям, обеспечивают их ускорение, повышение эффективности использования новой техники и технологий, сокращение инновационных издержек.
Обобщение отечественного и зарубежного опыта показывает, что социальная среда представляет собой, по своей сути, институциональную основу инновационного развития национальной экономики, создающую необходимые условия и ресурсы для эффективной научной, научно-технической и инновационной деятельности в стране. Она охватывает практически всю совокупность субъектов и объектов научно-инновационной деятельности, обеспечивающих инновационные процессы.
Основная статусная роль социальной среды - обеспечение непрерывного интенсивного потока новых идей (знаний). Осуществляя творческие функции, социальная среда выполняет также регулятивную, интегра-
тивно-организационную, идеологическую и другие функции. Высший критерий выполнения этих функций - получение нового знания на уровне открытий и изобретений; результатов - на уровне патентов, инновационной продукции мировых стандартов.
В современных условиях инновационное развитие все чаще связывается с креативностью - способностью субъекта к инновационной деятельности, выдвижению новых идей, принципов и механизмов их реализации, имеющих полезный научно-технический, технологический или социальный эффект. Креативность составляет основу инновационного потенциала общества.
Активное содействие инновациям обычно оказывают люди, поведение которых обусловливается смыслообразующими мотивами общественно-полезной деятельности и/или личной заинтересованностью во внедрении инноваций. Характер личной заинтересованности может быть различным: от чисто материального интереса до стремления к продвижению в административной иерархии. Поэтому государство и общество должны, во-первых, мотивировать как непосредственных участников инновационной деятельности, так и лиц, активно содействующих ей. Во-вторых, создавать условия, обеспечивающие легальные способы удовлетворения материального интереса лиц, способных к активному содействию нововведениям. Учёт и эффективное практическое использование данного фактора существенно влияют на формирование и развитие социальной среды, которая, с одной стороны, способствует воспроизводству инновационной деятельности, с другой стороны, активизирует её участников.
Мотивы нововведений в социальной сфере в значительной степени определяются как ее внешней, так и внутренней средой.
Всё множество факторов внешней среды предлагается объединить в две группы: факторы, способствующие нововведениям, и факторы, препятствующие нововведениям (табл. 1).
Наличие в составе механизма управления социальной сферой моти-вообразующих факторов нововведений свидетельствует о возможностях ее самоорганизации. Основными мотивами генерирования нововведений в социальной сфере являются:
- мотивы удовлетворения и развития потребностей общества;
- мотивы творчества (желание реализовать накопленные знания, удовлетворить потребность в реализации творческих идей, повысить мастерство в конкретной области деятельности);
- мотивы престижа (желание повысить или поддержать престиж, достичь лидерства или не отстать от других);
- мотивы преодоления внутренних проблем (желание привлечь квалифицированных работников, сократить текучесть кадров, создать новые рабочие места и внутренний рынок рабочей силы, усилить мотивацию труда, улучшить управление);
- мотивы удовлетворения социальных потребностей.
Таблица 1
Факторы внешней среды, оказывающие влияние на нововведения
Группа факторов Факторы, препятствующие нововведениям Факторы, способствующие нововведениям
Эконо-миические Недостаток средств для финансирования инвестиционных проектов; слабость материальной, научно-технической базы Наличие резерва финансовых, материально-технических средств, прогрессивных технологий; необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры
Политические, правовые Политическая нестабильность; ограничения, возникающие со стороны налогового, патентно-лицензионного законодательства; криминогенная обстановка Законодательные меры (льготы), поощряющие инновационную деятельность, государственная поддержка инноваций
Орга-низа-ционно-управлен-ческие Излишняя централизация; авторитарный стиль управления; преобладание вертикальных потоков информации; ведомственная замкнутость; трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий; ориентация на краткосрочную окупаемость; сложность согласования интересов участников инновационных процессов Процессно-ориентированные организационные структуры; демократичный стиль управления; преобладание горизонтальных потоков информации; допущение корректировок; децентрализация, автономия, формирование целевых, проблемных групп; реинжиниринг постановка систем управления качеством с использованием международных стандартов; материальное поощрение за инновационную деятельность
Соци-ально-психоло-гические и культурные Сопротивление новшествам, которые могут вызвать такие последствия, как изменение статуса, необходимость поиска новой работы, нарушение стереотипов поведения, сложившихся традиций; боязнь неопределенности; сопротивление всему новому, что поступает извне. Моральное поощрение, общест-вен-ное признание; обеспечение возможностей самореализации; освобождение творческого труда; нормальный психологический климат в трудовом коллективе
С позиций системного подхода к созданию условий для обеспечения восприимчивости нововведений в социальной сфере, можно выделить три основных уровня экономических систем: индивид, организация, регион, степень воздействия инновационных процессов на которые обусловлена наличием и состоянием трех необходимых условий формирования инновационной восприимчивости, а именно, стабилизирующего, структурного и активизирующего факторов (табл. 2).
Таблица 2
Модель инновационной восприимчивости социальной среды
Инновационные системы Стабилизирующий фактор Структурный фактор Активизирующий фактор
Регион Повышение качества жизни населения Развитость научно- образовательной и социальной инфраструктуры Стимулирование общественного интереса к формированию нового технологического уклада
Организация Достаточная ресурсная и инвестиционная обеспеченность Высокий инновационный потенциал Активность рынка и состояние конкурентной среды
Индивид (инноватор или потребитель) Высокий уровень доходов Высокий уровень образования Степень вовлеченности в обсуждение приоритетов и перспектив развития общества
В каждом конкретном случае стратегия развития социальной среды определяется проводимой государственной макроэкономической политикой, нормативным правовым обеспечением, формами прямого и косвенного государственного регулирования, состоянием научно-технологического и промышленного потенциалов, внутренних товарных рынков, рынков труда, и также историческими и культурными традициями и особенностями.
Базисными элементами социальной среды, создающие фундамент инновационного развития, являются сферы:
- генерации знаний (наука и ее сегменты в других секторах);
- распространения и применения знаний (исследования и разработки, производство товаров и услуг);
- коммерциализации нововведений (рынок научно-технической продукции, рыночные институты);
- образования и профессиональной подготовки кадров;
- социальной инфраструктуры, включая финансовое обеспечение;
- управления и регулирования (правовая база, государственная социальная и инновационная политика, корпоративное управление, рыночные механизмы).
Организации и учреждения этих сфер в зависимости от степени их инновационности и креативности полностью или частично входят в социальную среду, образуя ее подсистемы, сегменты и их взаимосвязи, т.е. структуру социальной среды на основе принципов, форм и способов создания благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности (рисунок).,
Государственный сектор
Частнопредпринимательский сектор
Структура социальной среды на основе принципов, форм и способов создания благоприятных условий для осуществления инновационной
деятельности
В рамках представленной структуры формируются национальные особенности инновационной социальной среды. Они проявляются в большей или меньшей роли государства и частного сектора в выполнении названных функций, роли крупного и мелкого бизнеса, в соотношении фундаментальных, прикладных исследований и разработок, в динамике развития, отраслевой и региональной структурах инновационной деятельности.
Активное воздействие на функционирование социальной сферы оказывает предпринимательская среда. Анализ инновационных процессов в развитых странах показывает, что большую инновационную активность проявляет крупный бизнес. В странах ЕС 80 % крупных и только треть малых предприятий относятся к инновационно активным. В целом, с учетом распространения малого бизнеса инновационную активность проявляет каждое второе предприятие ЕС. Правительства стимулируют рост участия
предпринимательского сектора в финансировании социальной сферы. В результате в настоящее время он обеспечивает большую часть внутренних затрат на исследования и разработки: 56 % - в ЕС, 63 % - в США, 74 % - в Японии.
Безусловно, российскую экономику надо диверсифицировать, развивая высокотехнологичные отрасли промышленности. Однако инновационные процессы не появятся в экономике до тех пор, пока они не начнутся в социальной сфере, пока не остановится деградация человеческого капитала. Социальные инновации предполагают не просто значимые социальные изменения в виде повышения пенсий или пособий, но и закрепление новых социокультурных норм и образцов в сознании и поведении человека. Это ключевой элемент, необходимый для успешного развития страны. Экономического роста без социальных инноваций не достичь.
России нужна принципиально иная модель социальной политики, с одной стороны, и поддержка социальных инициатив гражданского обществом и бизнесом, с другой. На протяжении ближайших десятилетий общественная потребность в гуманитарном образовании будет постоянно расти, и его качество будет одним из важнейших факторов конкурентоспособности страны. В Японии даже музыкальное образование становится необходимым для того, чтобы управлять производством. Гуманитарное знание - это не просто важнейший компонент культуры, но и стержневой элемент в функционировании всех институтов современного общества: правовых, политических, экономических, а также инновационных.
Развитие инновационных процессов не только обогащает социальные взаимодействия в областях науки, техники и технологий, но и улучшает структуру социальной среды. Этот фактор особенно важен для России, испытывающей сильное давление со стороны так называемых «потребительских культурных ценностей», порождённых разнообразными проявлениями массовой культуры, которые внедряются в общественное сознание. Как известно, массовая культура формируется в различных сферах жизнедеятельности людей, включая производство, потребление и коммуникации. Поскольку многие ценности и элементы такой культуры ориентированы на удовлетворение не созидательных, а потребительских инстинктов и мотиваций, очевидно, что они не способствуют развитию творческих компонентов человеческого и трудового потенциала. Альтернативой культуре потребления выступает культура творчества - инновационная культура, которая, с одной стороны, формируется инновационными процессами, а с другой стороны, формирует инновационную среду и трудовой потенциал общества. На современном этапе развития России одной из наиболее актуальных задач является расширяющееся воспроизводство социального, человеческого и трудового потенциала. Формирование социальной среды и социальные инновации нацелены на успешное решение этой задачи.
Библиографический список
1. Современные концепции и технологии компетентностного менеджмента: монография / под ред. СЛ. Измалковой. Орел: ОРАГС, 2008. 252 с.
2. Торгачёв Д.Н., Никитин С.А. Управление инвестированием социальных программ региона. Орел: Изд-во ОрелГТУ, 2009. 170с.
3. Торгачёв Д.Н. Формирование новой теоретической парадигмы социально-экономического развития //Региональная экономика: теория и практика. 2011. 2(185). С.33-37.
4. Торгачёв Д.Н. Развитие социальных инноваций как фактор модернизации экономики региона /Компьютерные и информационные технологии при моделировании, в управлении и экономике: сб. науч. труд. Кн. 1. Харьков: ХАИ, 2011. С.96-101.
D.N. Torgachev
Developments of innovative activity on the basis of formation of the favorable social environment
Problems offormation of the social environment on the basis ofprinciples, forms and ways of creation offavorable conditionsfor realization of innovative activity are considered
УДК 332.133.6:005.591.6 Т.В.Хорева, асп., Xoreva@mail.ru (Россия, Орел, Госуниверситет - УНПК)
СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ И ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМИ
Определено, что обеспечение технологического лидерства российских регионов в глобальном инновационном процессе напрямую зависит от развития региональной инфраструктуры. С этим обосновано, что в регионах первоочередные задачи по управлению инфраструктурными проектами необходимо решать с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
Ключевые слова: региональные инфраструктурные проекты, динамично развивающийся вуз.
Развитие масштабных инфраструктурных проектов является одной из ключевых задач руководства страны. Ведь именно инфраструктурные проекты, ставящие своей целью развитие ключевых отраслей экономики, обеспечивают региональную финансовую стабильность в непростых экономических условиях благодаря созданию огромного количества рабочих мест. Развитие инфраструктурных проектов невозможно без модернизации и технического перевооружения производственного аппарата на основе активизации инвестиционной и инновационной деятельности. Осуществле-